Предметный указатель

 


"Крены", абсолютизация одних категорий в ущерб другим

“Наше время” и ложный объективизм

Corey G. 69

 

Абсолютизм и релятивизм

Абчук В.А. 185, 186

Августин Блаженный 21, 159

Аверинцев С.С. 26, 138

Актуализм. Ошибка абсолютизации действительности. Отрицание возможности

Александр Македонский

Александр Север

Алексеев В.П.

Алешин С.

Алкиной (Альбин)

Амундсен Р.

Анджеевский

Антропоморфизм

Аристотель

Архимед 229

Бальзак О. 109

Беккерель А. 188, 189

Белинский В.Г. 101, 117, 140, 142

Бердяев Н.А. 215

Беркли Д. 215

Берне 100

Бетховен Л. 70, 108, 134

Биант 26

Бомбар Ален 49, 50

Бор Н. 247

Боуви 132

Боэций 20-22

Бруно Дж. 212

Буаст П. 224

Бунге М. 231, 234, 241

Бунин И.А. 37, 90

Буридан Ж. 185

Быкова С.В. 75

Бычко И.В. 177, 236

Бэкон Ф. 13, 22, 217

Васильева Т.В. 17

Виндельбанд В. 17

Винер Н.

Вишневский Вс. 195

Вольтер Ф. 119

Вольф Х. 215

Вудберри 224

Галилей Г. 112

Галлай М.Л. 118

Гартман Н. 161, 162

Гаусс 112

Гегель

Гегель о смешении категориальных форм

Гегель, Маркс и Энгельс о соотношении необходимости и случайности

Гекатон, стоик 267

Гёльдерлин 25

Гераклит 104, 213

Гердер И.Г. 160

Геродот 158

Герцен А.И. 197

Гесиод 19, 89

Гёте И. 101, 120, 144, 241

Гилозоизм

Гитлер 106

Гоббс Т.

Голсуорси Д. 120, 121

Гольбах П. 176

Гольденвейзер А.Б.

Гомер 89, 101, 102, 158

Гораций 26, 102, 103, 105

Горбовский А. 85

Горький М. 96

Грасиан Б. 26

Грин Александр 190

Гук Р. 108

Гулыга А.В. 8

Гумбольдт А. 101

Гурьев В. 45

Гусейнов А.А. 26, 27, 159, 164

Давыдов Ю.Н. 52, 54, 55, 96, 97

Декарт Р. 108, 112, 213, 249

Демидов В.И. 118

Державин Г.Р. 89, 105

Детерминизм

— диалектический

— категориальный

— квазилапласовский

— лапласовский

— механистический

Джалиль Муса 100, 103

Джеймс У. 13, 34

Дидро Д. 110, 111, 134

Диксон Р. 149

Дильман В.М. 40, 41

Диоген Лаэртский (Лаэрций) 24-26, 267

Дистинктивизм. Ошибки абсолютизации различия (спецификации)

Дробницкий О.Г. 7

 

Екатерина Вторая 132

Ерофеев Виктор 61

Жуков Ю.М. 30

Зинченко В.П. 30

 

Инфинитизм. Пренебрежительное отношение к категории конечного

Иоанн, евангелист 182, 183

Иррационализм

Кант И. 23, 161-163, 179, 221, 247-249

Кантор Г. 112, 113

Карнеги Д. 13, 26, 30-31, 283

Категориальная путаница, смешение категориальных форм

Категориально-логическая характеристика идей социализма и коммунизма

Категориальный строй (категориальная логика) мышления

Каузализм

Квазилапласовский детерминизм

Квалитатизм

Квантитатизм. Ошибка

Квантитатизм. Ошибка абсолютизации количественных определений

Кейзер К. Дж. 74

Кинди, аль-Кинди 254

Кинетизм. Ошибка абсолютизации движения

Киплинг Р. 254

Клайн М. 111

Классификация категориальных ошибок

Кликс Ф. 249

Клини С. 114

Коган Л.Н. 70

Колнаи О. 57

Колупаев Г.П. 215

Конфуций (Кун-цзы) 13, 26, 157

Концепция соответствий и антисоответствий между категориями

Копнин П.В. 234

Короленко Ц.П. 44, 49

Корчак Я. 165

Коши 112

Крантор 21

Критика концепции перехода количества в качество

Кузанский Николай 223

Курсель П. 20

Кюри Е. 189

Кюри М. 189

Лабрюйер Ж. 132, 265

Лавров П.Л. 165

Ламонт К.

Лао-цзы 26

Лаплас

Лапласовский детерминизм

Ларошфуко 26

Латышев А.Г. 136

Леви В. 13

Леви-Брюль Л. 249

Лейбниц Г.

Ленин В.И.

Лигачев Е.К. 197

Лихтенберг 26

Локк Д. 159, 160, 215, 218, 267, 268

Лондон Джек 58, 60

Лосев А.Ф. 210

Лука, евангелист 158-160

Луллий Р. 254

Людовик XV 106

 

Грецкий М.Н. : незамкнутые цепочки и замкнутые циклы

Майоров Г.Г. 19-21

Макаренко А.С. 132

Мамин-Сибиряк Д. 100

Манн Томас 104

Марк Аврелий 3, 64

Маркс К. 134, 195, 197, 269

Маршак С.Я. 57, 119

Материализм и идеализм

Матфей, евангелист 158-160

Мелия М. 279

Менделеев Д.И. 226

Механистический тоталитаризм Ленина-Сталина

Механицизм

Мечников И.И. 46-48, 77, 78

Михаленко Ю.П. 22, 23

Мицкевич А. 101

Монизм. Ошибка сведения многого к одному

Монтень М.

Мо-цзы 26

Мэзия Д. 38

Мюллер Герберт Дж. 176

 

Набоков В. 148

Наполеон 101

Наумов Л. 51

Нерсесянц В.С. 14

Нецессизм. Ошибка абсолютизации необходимости

Ницше Ф. 215

Ньютон И. 108

 

О категориальном детерминизме

О многозначности слов, выражающих категории мышления

О нежелательных следствиях, вытекающих из концепции первичности качества

О смешении "вещи-свойства" с "предметом-признаком" (отождествление вещи и предмета, вещи и тела, вещи и объекта, свойства и признака)

О так называемом парадоксе свободы

Окен 101

Окказионализм. Ошибка абсолютизации случайности

Олджер 224

Органицизм

Отрицание случайности (случай — атеистический псевдоним чуда)

Оуэн Р. 196

Ошеров С. 19

Ошибка наделения низшего чертами высшего

Ошибка отождествления живого и сущего, жизни и существования, бытия.

Ошибка отождествления качества и свойства

Ошибка отождествления материи (как философской категории) и тела

Ошибка отождествления материи с вещью, а движения со свойством

Ошибка отождествления материи с субстанцией, а движения — с атрибутом

Ошибка отождествления мира и духа (абсолютный идеализм)

Ошибка отождествления мира и материи (материализм)

Ошибка отождествления необходимости с неизбежностью

Ошибка отождествления необходимости, закономерности с

Ошибка отождествления случайности с беспричинностью

Ошибка расширенной трактовки (абсолютизации) движения

Ошибка сведения качества к количеству («качество — это еще не познанное количество» и т. п.)

Ошибка сведения материи к движению (критика трактовки движения как способа существования материи)

Ошибки абсолютизации сходства (аналогизирования)

Ошибки категориально-логического мышления

Ошибки переоценки и недооценки противоречий

Ошибки применения категорий «возможность» и «действительность»

Ошибки применения категорий «целое—строение—часть» и «система—структура—элемент»

Ошибки смешения категории количества с другими категориями

Папазов Д. 50

Папазова Ю. 50

Парадоксальное мышление

Парандовский Ян 71

Парнюк М.А. 103

Партикуляризм. Ошибка сведения целого к частям (к отдельной части или к сумме частей). По-другому: ошибка элиминации целого

Паскаль Б. 13, 26

Пастер Л. 189

Пекелис В. 85

Пенн Т. 100

Перекосы категориального мышления и его отрицательные эффекты

Песталоцци И.Г. 195

Петр Великий 101

Петровская М.А. 69

Пико делла Мирандола 6, 89

Пирогов Н.И. 99

Писарев Д.И. 132, 150, 230

Питтак 26, 158

Платон

Плюрализм. Ошибка представления одного как многого

Пономарев А.Я.

Поппер К.

К. Поппер: «облака» и «часы»

Постмодернизм

Потебня А.А. 249

Потенциализм. Ошибки абсолютизации возможности

Протагор 14

Противоположные взгляды на взаимоотношение материи и движения

Противоположные взгляды на свободу

Противоречия в мышлении

Пуанкаре А. 189, 213

Пушкин А.С. 103, 104, 196, 274

Пэрриш Энн 68

 

Распутывание клубка путаницы с категориальными триадами «целое—строение—части» и «система—структура—элементы».

Рассел Б. 14, 216, 225

Рахманинов С.В. 108, 230

Рационализм

Реализм и номинализм

Редукционизм. Ошибка сведения высшего к низшему или сложного к простому

Рентген 189

Рескин Д. 224

Роллан Ромэн 99, 117

Рубцов В. 207

Рузавин Г.Л. 113

Руссо Ж.-Ж. 132, 179

Рюриков Ю. 116

Рязанцев С. 75

Салтыков-Щедрин М.Е. 120

Седов Е.А.: случайные и детерминированные связи

Сенека 19-21, 26, 80, 81, 89, 100, 117, 122, 158

Симанов А.Л. 186

Систематизм. Ошибка абсолютизации системы (системности), порядка

Скотт Р. 270

Скрипник А.П. 26, 27

Случайность и необходимость — «полюсы взаимозависимости»

Согомонов Ю.В. 69, 72-74, 85

Соколов А.В. 7

Сократ 14-17, 19, 21, 24, 43, 46

Соловьев В.С. 163, 164

Соловьев Э.Ю. 167

Солон 89

Спиноза Б. 44, 176, 215, 249

Сталин И.В. 199, 274

Субъективизм и объективизм

Суворов А.В. 132, 207

Тахо-Годи А.А. 18

Телеологизм. Абсолютизация целесообразности и целеполагания

Типичные категориальные ошибки

Толстой Л.Н.

Томасиус Х. 161

Троцкий Л.Д. 136

Трубников Н.Н. 115, 116

Фалес 158

Фейербах Л. 25, 204, 215

Фердинанд I, император 227

Физикализм

Финитизм. Разные степени отрицания бесконечного

Фома Аквинский 85, 135

Франс А. 104

Фролов И.Т. 110

Фролова Г.В. 44, 49

Фурье Ш. 131

Хайдеггер М. 56, 57

Хаотизм. Ошибка абсолютизации неупорядоченности, хаоса, неопределенности

Хейз 177

Хилон 26

Холизм (абсолютизация целостности). Ошибка сведения частей к целому

Цицерон 19-23, 25, 26

Чаадаев П.Я. 210

Чайковский П.И. 108

Чапек К. 120

Чехов А.П. 61

Чуковский К.И. 253

 

Шамфор 26

Шаповалов В. 266

Шекспир У. 144

Шляпентох В.Э. 183

Шопенгауэр А. 13, 26, 27, 102, 163, 164

Шоу Б. 106, 120

Штофф В.А. 242

Шуман Р. 108

Эмерсон Р.У. 110

Эмпиризм

Энгельс Ф. 59, 60, 197, 269

Эпиктет 123

Эссенциализм и экзистенциализм

Эсхил 224

Ювенал 28

Юдин Б.Г. 75

Юм 215, 267, 268

Ямвлих 21

Ясперс К. 56, 57

 


3222.4. Качество и категории

"вещь", "свойство", "отношение”

 

Для уяснения категориальной сущности понятия качества важно разобраться в его взаимоотношениях с категориями "вещь", "свойство", "отношение". Необходимо провести четкую демаркационную линию между качеством и указанными категориями. Много путаницы и неясностей проистекает от того, что качество постоянно смешивается с понятием свойства, а в качестве носителя качества "выставляется" вещь, т. е. отдельный, эмпирически наблюдаемый предмет.

 

Качество и вещь

 

Рассмотрим теперь, что является носителем качества и как относится категория качества к категории вещи. Среди отечественных философов существуют различные мнения на этот счет. Длительное время была распространена точка зрения, согласно которой носителем качества объявлялась вещь. (Качество в этом случае мыслится не иначе, как качество вещи). Данная точка зрения в своем крайнем выражении полностью абстрагируется от вопроса о наличии качественной определенности у свойств и отношений. Она допускает возможность отождествления либо качества и вещи (концепция однокачественности), либо качества и свойства (концепция многокачественности). В первом случае сторонники концепции однокачественности склонны субстанциализировать качество, рассматривать его как сущностное бытие вещи, предмета. Они придерживаются буквальной трактовки гегелевского понятия качества как определенности, непосредственно тождественной бытию нечто. Во втором случае, когда вещь наделается многими качествами, существует тенденция рассматривать качество как свойство вещи. В самом деле, если носителем качества и свойства является вещь, и если качеств, как и свойств, у вещи много, то почему бы не признать, что эти категории (качество и свойство) родственны или даже тождественны друг другу (или одна категория является частным случаем другой).

Точка зрения, объявляющая вещь носителем качества, вносит определенную путаницу в "хозяйство" категорий, нарушает принцип системности, то, что мы называем категориальной логикой. Ведь качество относится к подсистеме "качество-мера-количество", а вещь — к подсистеме "вещь-свойство-отношение". Как внешняя для второй подсистемы категорий, качество не может относиться только к вещи. Иначе следует допустить, что кроме указанных подсистем существует еще одна: "качество-вещь". Такое допущение ничем не оправдано; оно разрывает целостность подсистем, к которым принадлежат эти категории, и сообщает им двойственный, неоднозначный смысл. Естественнее представлять, что качество и вещь соотносятся друг с другом лишь в рамках отношения подсистем "качество-мера-количество" и "вещь-свойство-отношение". С этой точки зрения более предпочтительной выглядит позиция тех, кто относит качество и к вещи, и к свойству, и к отношению[242]. Правда, здесь может быть другая крайность. Дело иногда представляют так, будто качество в равной степени относится к указанным категориям. В действительности оно, во-первых, относится не к каждой категории в отдельности (как если бы они составляли арифметическую сумму), а ко всем сразу, точнее, к их единству, системе: "вещь-свойство-отношение". Во-вторых, поскольку в указанной системе качеству соответственна вещь[243], постольку оно относится главным образом к вещи. Свойства и отношения качественно определены лишь в той мере, в какой они являются свойствами и отношениями вещей. Как видим, первая точка зрения, объявляющая вещь носителем качества, существует не без основания. Действительно, когда говорят о качестве чего-либо, то имеют в виду чаще всего качество вещи, предмета, тела. Ни свойства, ни отношения не существуют самостоятельно как вещи. С другой стороны, подчеркивая отнесенность качества к вещи, не следует абсолютизировать эту отнесенность. Вещь — лишь одна из категорий подсистемы "вещь-свойство-отношение". Поэтому в широком смысле качество относится к подсистеме в целом, а не только к вещи. Качественность вещи обнаруживается в ее отношении к другим вещам и выступает в виде того или иного свойства (кстати то же самое можно сказать о количественной определенности вещи).

Проблема соотнесения качества с категориями вещи, свойства, отношения имеет еще один аспект. Некоторые философы явно преувеличивают значение указанных категорий в определении категории качества. Они рассматривают ее лишь в отношении к этим категориям, как бы привязывают ее к ним[244]. Такая односторонняя ориентация качества (когда оно рассматривается как "определенность вещи" или "свойство вещи" или "совокупность свойств вещи") обедняет его содержание. Носителем качества как объективного категориального определения мира является материя во всем богатстве ее содержания. Вещь, свойство и отношение выражают лишь непосредственную, являющуюся, эмпирически данную реальность[245]. Качество же "имеет дело" с различными уровнями, "этажами" материальной реальности.

Выше уже затрагивалась проблема акциденциальности или субстанциальности качества. Интересно посмотреть, как решалась эта проблема в истории философии. Аристотель, дав образцы акциденциального и субстанциального (сущностного) понимания категории качества, по-видимому, не был склонен оказывать предпочтение какому-то одному пониманию категории. Гегель тяготел к субстанциальному пониманию категории. Он отождествлял качество и бытие, что неминуемо приводило к отождествлению качества и вещи, предмета, субстанции. Для английских эмпириков и их преемников в современной философии характерным является понимание качества как чисто акциденциальной категории, т. е. как свойства вещи. Б. Рассел, например, говорит в книге "Человеческое познание, его сфера и границы" о вещах, качествах и отношениях, подменяя этим понятие "свойство" понятием "качество". По нашему мнению, истина лежит где-то посередине. Качество и акциденциально и субстанциально. Оно не является акциденциальной определенностью предмета в такой мере, как свойство, но не является и определенностью подобно вещи, предмету.

Качество и отношение

 

Для понимания категории качества важно определить ее "отношения" с категорией отношения. По мнению некоторых философов качественная определенность предмета зависит от его отношения к другим предметам. Этот взгляд по-существу отождествляет качество и свойство. Если свойство относительно, значит и качество относительно. Подобное решение проблемы взаимосвязи категорий качества и отношения на самом деле является уходом от решения проблемы. Здесь мы видим то же смешение качества и свойства, те же попытки рассматривать качество через призму подсистемы "вещь-свойство-отношение". Действительное решение проблемы предполагает четкое представление о категориальной сущности понятий качества и свойства и их принципиальном отличии друг от друга. Если свойство неразрывно связано с отношением вещи к другой вещи и не существует вне этого отношения, то с качеством дело обстоит сложнее. Между качеством и отношением нет такой жесткой, непосредственной связи, как между свойством и отношением. Если последние соотносятся друг с другом в рамках одной подсистемы категорий, то качество и отношение лишь внешне связаны, так как они принадлежат к разным категориальным подсистемам. В одних случаях качественная определенность предмета не зависит от его отношения к другим предметам. Например, электрон в отношениях с различными частицами и в разных состояниях (свободном или связанном) остается одним и тем же. Его качественная определенность ("электронное бытие") не меняется от изменения отношений. В других случаях качественная определенность зависит от его отношения к другим предметам. Тот же электрон при взаимодействии с позитроном аннигилирует, изменяет свое качественное бытие. Но и в этих случаях нет полной зависимости качества от отношения. Вещь может находиться в отношениях с другой вещью, изменяющих ее качество, а может и не находиться. Электрон сохраняет свое "электронное бытие" сколь угодно долго, пока не аннигилирует при встрече с античастицей.

Если свойство вещи в любом случае зависит от ее отношения к другой вещи, то качественная определенность вещи зависит или не зависит от ее отношения к другой вещи в той мере, в какой сама вещь зависит или не зависит от отношения к этой другой вещи.

 

ПЛАН

 

Введение
 
4.1. ПЕРЕКОСЫ КАТЕГОРИАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ И ИХ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ
Детерминизм и индетерминизм
Редукционизм
Механицизм
Гилозоизм (оживотворение неорганической природы)
Органицизм
Отрицание случайности (случай — атеистический псевдоним чуда)
Отрицание возможности (мегарики, Спиноза)
Отрицание количества, количественных характеристик (в отношении сложных органических объектов, духовных “вещей”).
Отрицание (элиминация) качества (сведение качества к количеству) — А.А.Богданов
Отрицание целостности (сведение целого к сумме частей)
Абсолютизация целостности (холизм)
Мистификация категориальных форм (необходимости или случайности в образе судьбы, предопределения или чуда)
 
4.2. КАТЕГОРИАЛЬНАЯ ПУТАНИЦА, СМЕШЕНИЕ КАТЕГОРИАЛЬНЫХ ФОРМ
 
Отождествление случайности с беспричинностью(Из фильма “Сердца четырех” (1940 г.) военный Колчин говорит: “Ничего случайного не бывает, а все имеет свои причины”).
Отождествление необходимости, закономерности с причинностью или причинности с необходимостью
Отождествление необходимости с неизбежностью
Отождествление качества со свойством
Отождествление вещи и предмета, вещи и тела, вещи и объекта
Отождествление свойства и признака
Отождествление деятельности и поведения