рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Характерные черты эпохиXX века

Характерные черты эпохиXX века - раздел Философия, УРОКИ XX ВЕКА И ПУТЬ В XXI ВЕК Эпоха Двадцатого Столетия – Грандиознейшая, Совершенно Необычная По Насыщенно...

Эпоха двадцатого столетия – грандиознейшая, совершенно необычная по насыщенности событиями, экономическими прорывами и научно-техническими изменениями, революциями и контрреволюциями, мировыми войнами, переделами мира, разделением однополюсного мира на многополюсный, борьбой различных систем, реваншами ведущей общественно-политической системы, кризисами и взлетами, победами и поражениями, надеждами и разочарованиями, оптимизмом и пессимизмом. Остановимся на самых значимых чертах и характеристиках XX столетия.

Это эпоха великих свершений, огромных достижений, творческого, революционного обновления и переделки мира в материальной, культурной, социально-политической, духовной областях.

Если уже XIX век создал более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые (К.Маркс и Ф.Энгельс), то век двадцатый превзошел в этом отношении XIX век и совершил еще более кардинальную и качественную революцию в производительных силах, в технике и технологии. Особенно знаментальной в технико-экономических переворотах стала вторая половина XX столетия, когда развернулась научно-техническая революция, соединившая воедино достижения науки и техники, технологии и другие такого же рода революционные свершения.

Мы их называем научно-практическими революциями. Это научно-техническая революция (НТР), научно-технический прогресс (НТП), развернувшиеся с 50–60-х гг. XX столетия. Организационная, управленческая революция, систематизирующая и структурирующая производственный, трудовой процесс, вводящая новые принципы и порядок управления им, менеджмент. Информационная революция, давшая возможность машинно и автоматически переводить добываемые знания в сам производственный процесс и в управление им. Революция кино, ставшим главнейшим видом искусства по сравнению с театром предыдущих эпох. Телевизионная революция, давшая всему миру новый тип видеосвязи наряду с прежними радио, газетами, журналами, книгами. Атомно-ядерная революция, открывшая возможность использовать атомную энергию в мирных целях, помимо создания ядерного и водородного оружия. Ракетно-космическая революция, позволившая путем запуска ракет и ракетоносителей осваивать космос, создавать в нем стационарные космические корабли. Благодаря этим достижениям стал возможным полет человека на Луну, полет космических кораблей к другим планетам. Компьютерно-интернетная революция, соединившая революции в информатике и связи и введшая в повседневный оборот принципиально новую технику информационного и видео-общения и обмена (через факсы, имейл и др.). Генно-клонирующая революция, позволившая искусственно создать живой организм в виде овечки Долли. Градостроительная и архитектурная революции, совершенно изменившие облик и вид современных городов, поселений в мире, их культурные формы, бытовые структуры, соединяя воедино технические новшества, своеобразие искусства и эстетической гармонии, экологических требования.

XX век – век многочисленных научно-практических революций, качественно преобразовавших мир, поднявших его на совершенно новую ступень материального, культурного и интеллектуального развития.

В основе этих революций, по нашему мнению, лежит творческо-интеллектуальная революция в созидательной человеческой деятельности, раскрывшая на основе новых научных знаний и технико-технологических процессов небывалые ресурсы и возможности человеческой энергии, поиска, творения принципиально нового. XX век стал веком великих открытий, изобретений, новшеств.

Но тот же творческий, интеллектуальный потенциал используется и во вред человеку, масс людей. Не говоря уже о создании и варварском использовании ядерного (Хиросима, Нагасаки) и других новых видов бесчеловечного оружия массового уничтожения (Корея, Вьетнам, Ирак, Югославия), в последние годы произошла, как мы ее называем, психотронная революция на основе достижений информатизации, компьютеризации, психологии, психотерапии, управленческих и поведенческих наук. Во многих западных странах и прежде всего в США разработаны методы управления психикой людей, психологические технологии контроля и воздействия на поведение масс населения, на память и волю индивидов. Эти технологии включают использование средств массовой информации (СМИ), непосредственное подбрасывание и распространение определенных “идей”, утверждений и слухов, проведение практических акций для подтверждения навязываемых мыслей и позиций. Предусматриваются и специальные психосредства, включая психотронные.

Одним словом, формируются системы контроля и управления умами людей и больших масс населения, систем манипулирования поведением и действиями людей. Данные системы уже нашли применение во время парламентских и президентских выборных кампаний, в том числе и в России.

Совокупная человеческая созидательная деятельность в мировом масштабе сделала XX век совершенно качественно иным для трудовой, творческой, культурной деятельности людей, их взаимоотношений, быта и жизни.

На смену предыдущих эпох пара и машин пришла эпоха автомобиля, самолета, телефона, в том числе мобильного, электроники, автоматизации, атомной, ядерной и лазерной техники, телевизоров, компьютеров. Впервые в СССР ракеты и космические корабли вывели под руководством С.П.Королева в космическое пространство советского человека – Юрия Гагарина. Человек в Космосе! Потом это уже стало обыденным. Двумя главными космическими державами стали СССР и США, соревнующиеся между собой.

Эпоху XX века стали называть индустриальной и постиндустриальной, техногенной и технотронной, информационным обществом. Да, это стал в материально-культурном отношении совсем другой мир.

Производственным изменениям сопутствовали в XX веке социальные и политические революции. В меньшей мере – крупные социальные изменения, которые происходили главным образом в социалистических странах. Не столь много было великих духовно-культурных открытий, соответствующих достижениям в научно-технической сфере, но все же достаточно много значимых и великих творений в мировой литературе, музыке, живописи, архитектуре, в области театра, кино и других.

Производственный и материальный, с одной стороны, и социальный, духовно-культурный, нравственный виды прогресса, с другой, не были в XX веке адекватными, соразмерными друг другу в силу прежде всего нацеленности наиболее масштабного капиталистического мира на технико-технологическое господство и достижение максимальной прибыли, а не на затратные социальные и духовно-культурные, нравственные дела. В этих последних областях выигрывали больше всего страны социализма, ориентирующиеся на социальность, культуру, духовность и человека.

Двадцатый век – эпоха острейшей социально-классовой и геополитической борьбы на внутренней и международной арене. Эпоха борьбы труда и капитала, классов и групп трудящихся с буржуазией, качественных, революционных скачков, общественно-политических и экономических поворотов всемирно-исторического значения, диалектического отрицания социализмом капитализма через “10 дней, которые потрясли мир”, кардинального социально-политического и экономического обновления мира, а затем обратных поворотов, контрреволюционных реваншей, диалектического отрицания отрицания: отрицание нынешним капитализмом социализма, ранее совершившим отрицание капитализма.

Двадцатый век в экономическом и общественно-политическом плане – изначально эпоха капитализма. Ведь он начался с полного системного господства капитализма в мире, и вряд ли кто мог тогда предположить, хотя К.Маркс и Ф.Энгельс, коммунисты твердили об этом с середины XIX века, что уже на втором десятилетии нового века капитализму бросит вызов новая и противоположная общественно-политическая система, новый – второй мир – социалистический. Капитализм перестал быть единственным в мире.

Началась новейшая история – борьбы и сосуществования, соперничества капитализма и социализма. При этом опытный капитализм сумел приспособиться к новой мировой глобальной ситуации, он ради своего укрепления пошел даже на перенятие у социализма ряда положительных сторон, прежде всего в области труда, социальной жизни, обеспечения социальных благ трудового населения.

Как отмечал известный американский экономист В.В.Леонтьев, лауреат Нобелевской премии, “капитализм – весьма гибкая система... и в принципе возможно его приспособление” к реконверсии и другим ситуациям. В частности в США и других капиталистических странах неоконсерватизм как политическое течение способствовал высвобождению рыночных механизмов и форсированному внедрению достижений научно-технической революции, что дало новые импульсы экономическому развитию, повышению жизненного уровня трудящихся. Капитализм при всех разрушительных циклических кризисах, особенно мирового экономического кризиса 1929–1933 гг., с особой силой поразившего США, доказал, что он вовсе не исчерпал резервов и потенций своего развития. К концу XX века он стал еще более мощной и могущественной экономической системой в мире. Из капиталистической системы он стал суперкапиталистической, из империалистической – суперимпериалистической.

В 1998 г. крупнейшие страны мира по важнейшему экономическому показателю – размерам валового национального продукта и паритету покупательной способности (ВНП по ППС), в млрд. долларов, располагались следующим образом: США – 7 783, Китай – 3 770, Япония – 3 076, Германия – 1 737, Индия – 1 599, Франция – 1 301, Англия – 1 222, Италия – 1 156, Бразилия – 1 039, Мексика – 765, Индонезия – 697, Канада – 659, Россия – 631, Корея – 618, Испания – 617, Турция – 412. Одновременно Китай занимал первое место в мире по темпам роста валового внутреннего продукта (ВВП) в 1990-1997 гг. – 11,6% (США – 3,0%, Япония – 1,5%, Германия – 1,4%, Индия – 6,0%, Россия – минус 7,7%) и по темпам роста промышленного производства в 1990-1997 гг. – 16,3% (США – 4,3%, Япония – 0,7%, Германия – минус 1,0%, Индия – 7,2% Россия – минус 9,3%) [5].

Капиталистический мир ныне очень мощен, но его заметно теснят социалистический Китай и характеризующаяся независимой линией развития Индия.

Пожалуй, самой отличительной чертой XX века является то, что это – переходная эпоха, эпоха всемирно-исторических преобразований, трансформаций, поворотов. Причем поворотов и вперед – от капитализма к социализму, и назад – от социализма к капитализму.

Приведем определения эпохи XX века, данные научными коллективами и зафиксированные затем в документах Программы КПСС и Совещания представителей коммунистических и рабочих партий в ноябре 1960 г.

Из Программы КПСС. “Современная эпоха, основное содержание которой составляет переход от капитализма к социализму, есть эпоха борьбы двух противоположных общественных систем, эпоха социалистических и национально-освободительных революций, эпоха крушения империализма, ликвидации колониальной системы, эпоха перехода на путь социализма все новых народов, торжества социализма и коммунизма во всемирном масштабе” [6].

Почти аналогичное определение из Заявления Совещания представителей коммунистических и рабочих партий. “Наша эпоха, основное содержание которой составляет переход от капитализма к социализму, начатый Великой Октябрьской социалистической революцией, есть эпоха борьбы двух противоположных общественных систем, эпоха социалистических революций и национально-освободительных революций, эпоха крушения империализма, ликвидации колониальной системы, эпоха перехода на путь социализма все новых народов, торжества социализма и коммунизма во всемирном масштабе” [7, с. 39].

Много в этих определениях верного, но ряд положений грешит преувеличениями, недиалектичностью, тем, что желаемое выдавалось за действительное, и это впоследствии сыграло отрицательную, трагическую роль.

Да, это есть эпоха переходная.

Да, прежде всего переходная от капитализма к социализму. Но не только, как показала в дальнейшем история.

Да, это эпоха борьбы двух противоположных общественных систем.

Да, это эпоха социалистических и национально-освободительных революций.

Но названные далее определенные тенденции и возможности общественного развития выдаются за абсолютные, действующие как бы безальтернативно, автоматически, как необратимые, не изменяемые, не поворачиваемые вспять, назад, в обратную, в противоположную сторону. Это недиалектично, не по-научному, не по-марксистски, не по-ленински. Ибо в истории, в общественном развитии всегда есть возможности разных поворотов событий в зависимости от обстоятельств и от активности субъективного фактора, о чем не раз предупреждал, особенно в последние годы жизни, В.И.Ленин.

По его словам, борьба нового мира и старого мира есть “состязание двух способов, двух формаций, двух хозяйств – коммунистического и капиталистического. Мы докажем, что мы сильнее. Нам говорят: “Ну, хорошо, вы устояли на внешнем фронте, начинайте строить, давайте строить и посмотрим, кто победит...”. Конечно, задача трудная, но мы говорили и говорим: “Социализм имеет силу примера”. Насилие имеет свою силу по отношению к тем, кто хочет восстановить свою власть. Но этим и исчерпывается значение насилия, а дальше уже имеет силу влияние и пример. Надо показать практически, на примере, значение коммунизма” [2, т. 42, с. 75].

Именно практикой, и только практикой, нарастающими делами, примером позитивного, прогрессивного развития в экономическом, социально-политическом, культурно-нравственном отношениях может и должен новый мир социализма доказывать свое преимущество и свою силу перед старым миром капитализма.

Эпоха “ликвидации колониальной системы”. Да, колониальная система была разрушена национально-освободительными революциями, действиями огромных масс порабощенных народов. Но на место открытой колониальной зависимости пришла зависимость прикрытая, завуалированная, прежде всего экономическая, а также политическая.

“Эпоха крушения империализма”. Да, мировой империализм потерял немало стран, перешедших на путь социализма, и еще больше стран, освободившихся от колониального рабства. Но он не рухнул, не исчез с мировой арены, а еще более ожесточился, стал действовать хитрее, изощреннее, изобретательнее, разнообразнее. Для обеспечения крушения империализма должны были бы действовать и внутренние факторы в ведущих капиталистических державах, но их реальная антикапиталистическая активность была невелика.

“Эпоха перехода на путь социализма все новых народов”. Такая тенденция находила проявление, но в очень разных сочетаниях внутренних и внешних факторов. Одно дело, когда народные революции изнутри в Китае, Вьетнаме, на Кубе привели к установлению социалистического строя, устоявшего и в годы разгрома социализма в СССР и странах Центральной и Восточной Европы. Другое дело, когда переход к социализму в странах Восточной и Центральной Европы произошел после входа туда извне советских войск на завершающих ступенях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Это требовало особого внимания именно к внутренним факторам общественного развития, к обеспечению реальными делами искренней заинтересованности широких масс населения к социалистическим преобразованиям и социалистическому пути развития.

Этого в полной мере сделано не было. Мешало и навязывание данным странам в эти годы сталинского правления в СССР именно “советской”, “кремлевской”, ущербной “сталинской” модели построения и развития социализма, без учета совсем иных конкретных общественных качеств и исторических традиций, давних связей этих стран с Западной Европой. Такая недиалектичность, недальновидность и примитивная насильственность в отношении данных стран и народов дорого обошлась впоследствии, начиная с 1989 г.

“Торжество социализма и коммунизма во всемирном масштабе”. Об этом и так вообще не надо было писать. Надо практическими делами обеспечивать торжество нового строя, а не хвастливо трубить об этом. Такими залихватскими заявлениями наносился большой вред серьезнейшему делу борьбы только недавно рожденного социализма со старейшим, опытнейшим и более мощным и сильным капиталистическим обществом.

Ибо это порождало облегченное представление о реально сложной, трудной и непредсказуемой в последствиях борьбе и соревновании социализма с капитализмом. Шапкозакидательство – не доблесть настоящего бойца. Противника надо уважать и считаться с ним. И лучше переоценивать его, чем недооценивать.

Не очень умные лидеры и руководители партии и государства в послеленинские и послесталинские годы, особенно партийные “вожди”, отличались, к сожалению, бахвальством, демагогией, теоретической и практической слабостью и поверхностностью. И не опирались в должной степени на творческую науку, от которой они были далеки и которую, видимо, даже боялись.

Так что в рассмотренных определениях переходной эпохи XX века тех лет много было написано в угоду сверху провозглашаемой линии, в угоду идеологическим лозунгам, а не спокойному, серьезному и независимому научному анализу и аргументированным выводам, полезным для труднейшего дела укрепления и упрочения социализма в экономическом, социальном, национальном, политическом, духовно-культурном отношениях.

Но главное было отмечено верно: XX век – это в содержательном плане именно переходная эпоха.

Переходная в двух главных направлениях.

Первое главное направление – переход к социализму, от капитализма к социализму. Вот как исторически в двадцатом столетии совершался данный процесс [8, с. 28].

1917 г. – победа Великой Октябрьской социалистической революции в России.

1921 г. – победа Народной революции в Монголии.

1944–1945 гг. и первые послевоенные годы – разгром фашизма и возникновение десяти стран народной демократии в Европе и Азии: Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, ДРВ, КНДР, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия.

1949 г. – образование Китайской Народной Республики.

1959 г. – победа Кубинской революции.

1976 г. – завершение воссоединения Вьетнама и провозглашение Социалистической Республики Вьетнам.

Таким образом, на путь социализма в XX столетии в 1917 г. встала одна страна, в 1921 г. – еще одна, в 40-е годы – десять, в 1949 г. – одна, в 1959 г. – еще одна, и всего их стало четырнадцать в странах Европы, Азии, Америки. На трех континентах из пяти.

Если в 1917 г. доля всех стран социализма в мировом итоге составляла 16,0% территории и 8,2% населения, то в середине 40-х гг. – 18,8% территории и 12,2% населения, а в 1976 г. – 26,2% территории и 34,0% населения.

Доля всех стран социализма в производстве мировой промышленной продукции поднялась с менее 3% в 1917 г. до примерно 20% в 1950 г., до около 36% в 1960 г. и до более 40% в 1986 г. По национальному доходу в 1986 г. их удельный вес составил одну треть.

В целом к 1986 г. из общего объема промышленной продукции мира на долю развитых капиталистических стран приходилось около 50%, социалистических стран – более 40%, развивающихся стран – примерно 7% [там же, с. 14]. В СССР выпускалось промышленной продукции больше, чем ее производилось во всем мире в 1950 г. По экономическим показателям СССР занял первое место в Европе и второе в мире после США.

Вот каким к середине 80-х годов XX столетия стало соотношение трех мировых систем, и прежде всего капитализма и социализма в общечеловеческом развитии.

Таким образом, главный вывод заключается в том, что XX век – век социализма и век коммунизма. И это несмотря на то, что в конце 80-х – начале 90-х годов с социалистического пути на капиталистический были насильственно повернуты СССР, восемь стран Центральной и Восточной Европы и Монголия. Но социалистическими остались Китай, Вьетнам, КНДР, Куба. Социализм не только живет, но и усиливается, укрепляет свои позиции. Причем не только в Азии, но и под носом у США – на Кубе. Вот что бывает, когда социалистическая линия проводится умно, творчески, последовательно, принципиально, твердо.

Двадцатый век – век социализма.

Второе главное направление – переход стран от колониализма к суверенному государственному развитию.

В 1919 г. колонии крупных империалистических держав охватывали 37,2% мировой территории и 29,0% мирового населения. А на все колонии и полуколонии приходилось тогда 72,0% всей мировой территории и 69,4% населения мира [8, с. 29]. Вот каким социально несправедливым, угнетаемым, эксплуатируемым, порабощаемым был мир в начале XX столетия.

Рост сил социализма и образование мировой системы социалистических государств способствовали развертыванию национально-освободительного движения угнетенных народов. За первые двенадцать лет после окончания второй мировой войны в Азии и Африке возникло 21 новое суверенное государство, а за три года конца 50-х годов их число достигло примерно 40. 1960 год получил название года Африки. К началу этого года в Африке было лишь девять независимых государств, а к концу года к ним прибавилось еще 17. За 1960 год освободилось более 80 млн. африканцев, населяющих территорию, превышающую площадь США, Англии, Франции, Испании, Португалии, Бельгии и Голландии, вместе взятых. Но в 1960 г. в колониальном рабстве оставалось еще свыше 100 млн. человек (2,7% населения земли), проживающих на территории 13,2 млн. квадратных километров (9,8% мировой территории).

В упоминавшемся уже Заявлении Совещания представителей коммунистических и рабочих партий верно отмечалось, что “крушение системы колониального рабства под натиском национально-освободительного движения – второе по своему историческому значению явление после образования мировой системы социализма” [7, с. 64].

К 1986 г. бывшие колониальные и полуколониальные страны, ставшие суверенными государствами (но без тех, вроде Китая, Вьетнама, которые повернули на социалистический путь развития), составляли 61,6% мировой территории и 51,3% населения планеты. Но колониями крупных империалистических держав оставались еще некоторые страны (Гонконг и др.), доля которых от мировой территории равнялась 0,1%, а от мирового населения – 0,2%. Удельный же вес всех оставшихся колоний и полуколоний в 1986 г. составлял 0,7% мировой территории и 0,3% населения всего мира [8, с. 29]. Так что процесс ликвидации бывшей колониальной системы империализма и к концу XX века не был еще полностью закончен.

Не говоря уже о том, что, став суверенными государствами, бывшие колонии и полуколонии вовсе не стали тем самым действительно независимыми от своих бывших империалистических хозяев в экономическом, политическом, культурном и других отношениях. К тому же сохранив черты вековой отсталости и часто просто примитивности производства, быта и жизни, черты варварства и состояния нищеты огромных масс населения. Экономически, культурно и социально мир бывших колониальных и полуколониальных стран остался на другом – отсталом и бедном полюсе общественного, цивилизационного и человеческого развития по сравнению с благополучным и богатым миром нажившихся за столетия на их эксплуатации ведущих капиталистических стран Запада.

Переходный характер эпохи обусловил то, что XX век стал эпохой ожесточенной борьбы трех мировых систем – капиталистической, социалистической, развивающихся стран, и борьбы внутри каждой из мировых систем. Причем одна часть развивающегося мира стала поддерживать социалистические страны, а другая осталась на стороне старейшего капиталистического мира.

Борьба трех мировых систем велась за их позиции и доминирование в общемировом, глобальном развитии, за их настоящее и будущее. Для этого были созданы объединяющие разные группы стран военно-политические блоки и организации, прежде всего НАТО (Организация Северо-Атлантического договора) и ОВД (Организация Варшавского договора).

Борьба трех мировых систем превратила XX век в эпоху наиболее многочисленных войн и вооруженных столкновений.

Главной из них стала вторая мировая война, направленная в 1941–1945 гг. острием против социалистического Советского Союза. А затем многие локальные войны, в том числе США против Китая (1945–1949), социалистических Кореи (1950–1953), Кубы (1961) и Вьетнама (1964–1975).

При этом в Корее американские “летающие крепости” безнаказанно бомбили мирные поселения. А во Вьетнаме США использовали химическое оружие, напалм, выжигающие целые деревни, в результате чего было убито более пятисот тысяч жителей страны. В этих беспощадных войнах США против социалистических стран погибло больше всего гражданского населения. Если удельный вес жертв среди мирного населения составил в первой мировой войне 5% от всех погибших, во второй мировой войне – 50%, то в войнах в Корее – 84%, во Вьетнаме – около 90% [9, с. 16]. Это были американские войны на изничтожение всех людей в социалистических странах.

Согласно обобщениям ученого-политолога В.В.Серебрянникова, в XX веке была самая высокая частота войн и конфликтов в год. Если за 5 000 лет человеческой истории произошло 15 000 войн и конфликтов при их средней частоте трех в год, то за столетний период с начала 90-х гг. XIX века до 90-х гг. XX века было 420 войн и конфликтов при средней частоте 4,2 в год.

Самой насыщенной войнами и конфликтами стала вторая половина XX века. За 45 лет с 1945 по 1990 годы имели место 300 войн и конфликтов при средней частоте 7,5-8 в год. А за последние семь лет – 1990–1997 гг. – ежегодно имели место 33-37 крупных вооруженных конфликтов [9, с. 13]. Причем таких больших войн как в Персидском заливе (“Буря в пустыне”), в бывшей Югославии в 1999 г., в Чечне и другие.

Кто же несет ответственность за эти многочисленные войны и вооруженные столкновения, кто являлся их зачинщиком в XX веке? Объективный анализ этого показал, что на 60-70% – западные государства, т.е. ведущие капиталистические страны, на 25-37% – молодые суверенные государства, появившиеся в XX веке, т.е. развивающиеся страны, и на 2-3% – социалистические государства. Конкретно агрессорами, зачинщиками в войнах XX века были по количеству войн: Великобритания – 40, США – 30, Франция и Израиль – по 28, СССР – 4, Китай – 2 [9, с. 52-53]. Вот реальное классовое, формационное, геополитическо-глобальное лицо современных военных агрессоров и любителей кровавых драк и расправ в двадцатом столетии.

Борьба трех мировых систем в XX веке, в том числе военными, вооруженными средствами, привела к победам одних систем и поражениям других, к переходам назад, вспять, к реваншам в соотношении общественно-политических сил на мировой арене.

Прежде всего речь идет о произошедшем в конце 80-х – начале 90-х годов повороте СССР и восьми стран Центральной и Восточной Европы с социалистического на капиталистический путь развития под давлением внутренних сил в этих странах, их правящих верхушек, и внешних сил в лице прежде всего США и других стран Запада. Это означало катастрофический распад мировой системы социалистических государств, выразившийся, во-первых, в лишении ее старейшего лидера – СССР, являвшегося второй мировой сверхдержавой, и в ликвидации самого СССР в конце 1991 г. и, во-вторых, в уменьшении численности стран мировой социалистической системы на 10 стран , с 14 до 4, причем к ликвидации всех социалистических стран в Европе и сохранению их только в Азии (Китай, КНДР, Вьетнам) и в Америке (Куба).

Таким образом, в 90-е годы эпоха XX века проявила себя в совершенно обратном направлении, не в виде перехода от капитализма к социализму, а назад – как переход от социализма к капитализму.

Получилось как бы движение вспять, назад, к первоначальной ситуации начала XX века. Недаром поэтому американский социолог и политолог Фрэнсис Фукуяма в конце 1989 г. опубликовал нашумевшую статью “Конец истории?”, на обсуждении которой в его присутствии мне довелось быть в начале 1990 г. в Вашингтоне. В этой статье он утверждал, что человеческая история фактически закончилась, поскольку весь мир вновь возвращается к капитализму, и иной истории кроме как движения по пути буржуазного либерализма быть не может. Он явно поспешил с похоронами социализма в мире.

Но важнее отметить то, насколько недиалектически мыслящими и прогнозирующими, насколько недальновидными были многие лидеры социалистических стран и коммунистического движения, если они с порога отвергали саму мысль о возможности в условиях ожесточенной борьбы капитализма и социализма реставрации в социалистических странах капиталистического строя, насильственного поворота социалистических стран на путь капитализма. В упоминавшемся уже Заявлении Совещания представителей коммунистических и рабочих партий в ноябре 1960 г. говорилось: “Теперь не только в Советском Союзе, но и в других социалистических странах ликвидированы социально-экономические возможности реставрации капитализма. Объединенные силы социалистического лагеря надежно гарантируют каждую социалистическую страну от посягательств со стороны империалистической реакции. Таким образом, сплочение социалистических государств в единый лагерь, крепнущее единство и непрерывно растущая мощь этого лагеря обеспечивают в рамках всей системы в целом полную победу социализма” [7, с. 49].

В этом проявилась грубая недооценка всей серьезности борьбы капитализма с социализмом, проводимой империализмом не только извне, но и внутри самих социалистических стран, возможности использования буржуазными странами для подрыва социализма как объективных, так и субъективных факторов, допущенных в странах социализма просчетов, ошибок и провалов, особенно существенных деформаций и неоднократных кризисных явлений в развитии ряда стран социализма, начиная с СССР, которые уже явственно проявились к этому времени.

Данные грубые просчеты, потеря бдительности, самоуспокоенность, бездействие дорого обошлись социалистической части мировых процессов XX столетия, зачеркнув и сломав за несколько лет то многое великое и в то же время трудное, противоречивое, добытое с большими огрехами и упущениями, что было создано за много десятилетий, прежде всего в СССР целым рядом поколений советских людей.

Неумолимая история, включающая альтернативные возможности движения вперед и назад, по избранной линии или ломая ее, дала жестокий урок социализму, и прежде всего беспечности многих лидеров социалистических стран, особенно преступным действиям тех, кто не только конкретно допустил такой исторический слом социализма, но и активно содействовал ему, проводил его в жизнь.

США же, проявляя капиталистическую жесточайшую последовательность, использовали все силовые методы, чтобы приостановить распространение социалистических идей и, главное, социалистической практики на латиноамериканском континенте. Они вскормленной военной хунтой Пиночета 11 сентября 1973 года убили чилийского президента Сальвадора Альенде и расстреляли социалистический порыв и социалистическое движение в Чили, повернули в феврале 1990 г. вспять Никарагуа, уже пошедшую по пути социалистической ориентации, нагло оккупировали в 1983 г. провозгласившую свободу и справедливость Гренаду, послав туда две тысячи американских морских пехотинцев. Так же они совершили вооруженную интервенцию в 1989 г. в Панаму, не имеющую отношения к социализму, но страну со своеобразным и непокорным президентом. Империализму как бы все позволено, а свои действия, в том числе самые антинародные и античеловеческие, он прикрывает лозунгами и демагогией о демократии и свободе.

Но социалистическую Кубу, находящуюся рядом, им так сломить и не удалось. Потому что там социализм защищает весь народ, потому что там народ действительно един со своим героическим лидером и бойцом легендарным Фиделем Кастро.

Все же капитализм в конце XX столетия во главе с США выиграл серьезный раунд борьбы с социализмом. Но временно. Не навсегда. Человеческая история не закончилась и не останавливается.

Эпоха XX века, породив в ее начале новый мир социализма и проведя его через все тернии до конца столетия, явилась вместе с тем эпохой марксизма как теории, идеологии и мировоззрения людей, классов, групп, движений, партий, борющихся за изменение и обновление мира, за его переустройство на справедливых, братских и гуманных началах. Век двадцатый тем самым явился и веком Карла Маркса как основателя вместе со своим соратником и другом Ф.Энгельсом данного учения, теории, метода, значение которых для науки, для общественной теории и практики признается до сих пор во всем мире.

Это не значит, что другие учения и теории, методы не внесли значительного и великого вклада в развитие и успехи XX столетия. Это означает главным образом подчеркивание новаторской роли марксизма в развитии мировой науки и практики, с его великой освободительной, гуманной, революционной миссией обновления человечества, прояснения и определения путей его движения в счастливое будущее.

К.Маркса в течение всего XX века высоко ценили во всех странах мира, в том числе капиталистических, включая США. Накануне дня рождения К.Маркса 5 мая 2000 г. о нем написал следующее Уильям Рис-Могг, ведущий британский политический обозреватель, в прошлом главный редактор “Таймс”. Оценивая, насколько точными были прогнозы экономистов и философов в прошлом, он отметил: “Величайшим футурологом XIX столетия был и остается Карл Маркс. У Маркса тоже хватало ошибок и просчетов, но его прогнозы на XX столетие оказались наиболее точными. На плечах Карла Маркса подымались самые известные мыслители и экономисты XX века. Главный постулат теории Маркса, основанный на том, что политический и общественный строй является надстройкой над экономическим базисом общества, выдержал испытание временем. Мало того, сегодня он выглядит до такой степени аксиомой, что никто даже не собирается это опровергать. Переход от индустриальной эры к эре информатики также соответствует марксистским выкладкам” [10].

Как видим, ведущий британский журналист хорошо и обстоятельно разбирается в марксизме, не пугается, как некоторые российские ученые-конъюнктурщики и псевдодемократы, научных понятий “базиса”, “надстройки”, “политического и общественного строя”.

К.Маркс высоко ценится везде в мире, в том числе в странах Запада, прежде всего как крупнейший, всемирно известный философ и экономист. Его труды часто переиздаются, а на его научные положения, выводы постоянно ссылаются почти все ученые, занимающиеся философией, политэкономией, социологией, политологией, многие практики, особенно занятые в бизнесе, финансах, управлении, менеджменте.

Продолжив из XIX века свое влияние и роль в научных и практических событиях XX столетия, К.Маркс и марксизм, несомненно, столь же закономерно будут оказывать большое влияние и на развитие науки и общественной жизни в XXI веке.

XX век – также век В.И.Ленина. Великого теоретика, последователя К.Маркса и Ф.Энгельса, и одновременно великого практика – революционера XX века, возглавившего Великую Октябрьскую социалистическую революцию в России в октябре 1917 г., создателя первого в мире социалистического государства рабочих и крестьян, трудящихся. Повернувшего Россию от господства капитала к господству труда. Проведшего Россию через иностранную интервенцию и гражданскую войну, начавшего электрифицировать Россию, существенно поднимать ее экономически и культурно, используя все новейшие достижения мирового научного, технического, культурного, образовательного прогресса, объединив народы России и других республик на принципах дружбы и интернационализма в великий Союз Советских Социалистических Республик.

В.И.Ленин в своей деятельности и жизни соединил XIX и XX века, начав революционную борьбу и научные разработки еще в XIX столетии и продолжив их главными свершениями в двадцатом веке. Научное наследие, которое он создал, справедливо назвали ленинизмом, а подчеркивая его преемственность с марксизмом – марксизмом-ленинизмом.

Об отношении к В.И.Ленину в современном мире свидетельствует проведенный в апреле 2000 г. через систему Интернет международный опрос, включая страны Европы и Северной Америки, с целью распределения главных претендентов из всех стран мира за XX столетие на титул “Человек века”. В результате этого электронного опроса, в котором наиболее активно участвовали англоязычные специалисты, первым в качестве “человека планеты” был назван Владимир Ильич Ленин. Он почти вдвое опередил ближайшего преследователя – выдающегося английского физика Эрнеста Резерфорда, заложившего основы учения о радиоактивности и строении атома. Следующие третье-пятое места поделили немецкий физик Макс Планк, писательница Агата Кристи и дважды лауреат Нобелевской премии Мария Складовская-Кюри. На самом же последнем месте с несколькими голосами оказался Александр Керенский, глава Временного правительства после буржуазной революции в России в феврале 1917 г., которую так превозносят в последние годы российские демократы [11]. Вот объективная международная оценка виднейших людей XX столетия, данная в годы его завершения.

В Китае в канун 130-й годовщины со дня рождения В.И.Ленина – 22 апреля 2000 г. Коммунистическая партия Китая выступила со специальным Заявлением, чтобы напомнить своему народу, что В.И.Ленин остается “вождем Китая”. В обращении было подчеркнуто, что “ни история, ни китайский народ не должны забывать Ленина, покончившего с феодализмом и империалистической диктатурой в России и руководившего Октябрьской революцией в 1917 году”. ЦК Компартии Китая отметил, что В.И.Ленина следует считать “учителем всемирного пролетариата и искренним другом китайского народа. Основные принципы ленинизма служат руководством в строительстве социализма в Китае” [12].

Характерно, что в нынешнем Китае насчитывается около 6000 памятников вождю мирового пролетариата. Его имя присвоено более чем 9000 трудовых коллективов. Произведения В.И.Ленина ежегодно издаются тиражом, превышающим два миллиона экземпляров.

Корреспондент американской социалистической прессы Джон Рид, питомец аристократического Гарвардского университета в США, прибывший в Россию осенью 1917 г., оказавшийся в гуще революционных событий, часто встречавшийся с В.И.Лениным и написавший потом всемирно известную книгу “Десять дней, которые потрясли мир”, так охарактеризовал В.И.Ленина: “Необыкновенный народный вождь, вождь исключительно благодаря своему интеллекту, чуждый какой бы то ни было рисовки, не поддающийся настроениям, без эффектных пристрастий, но обладающий могучим умением раскрыть сложнейшие идеи в самых простых словах и дать глубокий анализ конкретной обстановки при сочетании проницательной гибкости и дерзновенности ума”.

В.И.Ленин, с именем и делами которого связаны самые главные, революционные и прогрессивные изменения мира в XX столетии, осуществленные под его руководством самые успешные социально-экономические и культурные преобразования в России, диалектически проводившиеся в соответствии с новой обстановкой и новыми требованиями развития, несомненно войдет как великий теоретик и практик, как великий деятель и человек и в историю XXI столетия. А также ленинизм как его теоретическое и практическое наследие.

Таковы главные характерные черты и особенности эпохи XX века, чрезвычайно богатого великими свершениями, достижениями, успехами, а также немалыми драмами и трагедиями общественного, цивилизационного, геополитическо-глобального и человеческого развития.


Глава 2

Изменения и борьба капитала и труда
за полтора столетия

Часто говорят, что современный мир существенно изменился, что нынешний капитализм, следовать которому призывают народы и страны СНГ, начиная с России, стал иным, демократическим, гуманным, социально обустроенным и чуть ли не социализмом. Так ли это?

Да, капитализм к концу XX века существенно изменился по сравнению с капитализмом при К.Марксе и Ф.Энгельсе во второй половине XIX века. Он стал более мощным и обновленным, эффективно использовав, особенно во второй половине XX века, достижения научно-технической, организационной, менеджерской, управленческой революции, информационной, компьютерной, интернетной революции. Он стал более интегрированным, транснациональным, глобальным.

Но основным в XX веке продолжало оставаться противоречие между трудом и капиталом, трудом и собственностью.

1. Противоречие и борьба труда и собственности,
труда и капитала – движущая сила развития
всемирной истории

Труд и собственность, позднее труд и капитал, их единство и противоречия, противоположность и борьба являются стержнем, источником и движущей силой не только социально-экономического, но и всего общественного, человеческого развития, социально-экономическим содержанием всемирной истории. Наиболее остро и революционно единство и противоположность труда и капитала, их борьба проявились в XX веке. В XXI столетии и третьем тысячелетии роль и значение проблематики труда и капитала, труда и собственности, их борьбы, разрешения их противоположности, устранения социального антагонизма будут иметь не меньшую, а, несомненно, еще большую актуальность и остроту. Поскольку человечество, народы, трудящиеся объективно и субъективно движутся к наиболее эффективному и оптимальному разрешению этой как бы “извечной” противоположности, дилеммы, социальной несправедливости.

В единстве и связке труд-собственность, труд-капитал первенство и активнейшая роль принадлежит именно труду. Хотя объективно трудовая деятельность базируется на собственности, на средствах производства и средствах труда, именно труд выступает созидательной, движущей, новаторской силой экономического, производственного, всего общественного развития. Труд создает саму собственность, сам капитал, умножает их, качественно и количественно их наращивает, хотя и сам оказывается в зависимости от капитала.

Трудовая деятельность составляет основу всесторонней деятельности человека как более широкого и полного понятия, а трудовая сущность – основу всей деятельностной сущности человека, включающей, помимо трудовой деятельности, познавательную, социальную, политическую, духовно-идеологическо-нравственную, ценностно-ориентирующую виды деятельности человека, его жизни и бытия. Но базовая основа всей многосторонней человеческой деятельности – именно трудовая деятельность, создающая материальные и духовные продукты, блага для существования и жизни людей, позволяющая воспроизводить самих людей, продолжать род человеческий.

В человеческой истории единство и противоречия, противоположность и борьба труда и собственности, труда и капитала приобретают характер социального неравенства и социального антагонизма, выражаясь в угнетении, в эксплуатации владельцами собственности, владельцами капитала людей труда, трудящихся, работников.

На ранних исторических ступенях наличия общественной собственности и общественного труда их единство выражало социально равнозначный и справедливый характер отношений. Перелом начался с возникновения частной собственности на средства производства и труда. С тех пор этот социальный антагонизм труда и собственности, труда и капитала определяет как содержательный характер частнособственнических эпох, включая эпоху XX века, так и субъективное стремление людей труда, народов разрешить это антагонистическое противоречие в пользу труда. Прежде всего посредством социальной, социально-политической революции, что было осуществлено в 1917 г. нацеленной на это Великой Октябрьской социалистической революцией. Деформированный в сталинский период социализм в СССР, ушедший, отринутый от своей подлинной сущности и содержания, обусловил социальное отчуждение людей труда от государственной собственности, в данном виде сохранив разрыв труда и собственности.

И в XXI столетии, в третьем тысячелетии человечество, трудящиеся, народы никогда не откажутся от необходимости решительно преодолеть социальный антагонизм труда и капитала на путях социальной справедливости, подлинного социализма и подлинного коммунизма.

Труд не только создает самого человека, но и открывает перед человеком широчайшую возможность реализации его богатейших человеческих потенций и способностей как в трудовой, так и во всех остальных сферах и видах его многосторонней деятельности. Труд создает возможность творчества человека в трудовой, производственной деятельности по созданию качественно, оригинально новых материальных и духовных предметов, продуктов, благ, ценностей. Отсюда несомненное разделение труда на стандартный, ординарный труд и на творческий труд как качественно высшую форму трудовой деятельности человека.

Творческий труд создает качественно своеобразную материальную и духовную культуру общества как результат творческого освоения человеком природы, общества, самого себя, качественного освоения человеком мира.

Цепочка труд – творчество – культура завершается понятием создаваемой людьми, народами качественно своеобразной цивилизации, характеризуемой определенной культурой, ценностями, духовно-нравственными идеями и концепциями.

В данной линии труда – творчества – культуры – цивилизации заключен глубочайший философский смысл преобразующей роли и прогрессивного предназначения труда. В таком качественном содержании труд работает на саморазвитие человеческой личности, на создаваемое людьми и народами колоссальное культурное богатство, на материально-культурное преобразование действительности. Происходит формирование совокупности качественно своеобразных цивилизаций, дающих в единстве, в ансамбле многообразную полифоническую человеческую цивилизацию как плод творческого культуросозидающего труда совокупности людей и народов.

С этих позиций становятся понятными современные утверждения на Западе о “смерти трудового общества”. Речь идет о том, что с наращиванием числа научно-практических революций, начиная с научно-технической революции 50–60-х гг. XX столетия, труд людей непосредственно у машин, грубый физический труд действительно сокращается и кое-где просто исчезает, заменяясь самоработой высокотехнологических электронных систем машин. Но сами-то эти системы самоработающих машин созданы творчеством именно людей как качественно высокое и новое достижение их культуротворческой деятельности. Здесь как раз и проявляет себя творческий труд, новое качество культуры и новое качество современной человеческой цивилизации.

После брошенного капитализму в 1917 г. исторического революционного вызова со стороны нового, противоположного общественного строя – социализма в России и образования после второй мировой войны целой новой мировой социалистической системы, капитализму как по своей сущности антисоциальному строю пришлось пойти навстречу трудящимся, постоянно боровшимся за социальные права, на некоторые социальные уступки, как говорят – “социализироваться”. Но это был вовсе не “подарок” трудящимся, народам от капитализма. Это была вынужденная уступка как мощной, постоянной, нарастающей борьбе трудящихся внутри стран капитала, так и вынужденная мера в связи с растущими социальными успехами и социальным примером СССР и других стран социализма как внешнего фактора международной конкуренции и борьбы систем капитализма и социализма.

Исконное и сущностное неприятие капитализмом реальной социализации, не говоря уже о допущении социализма, демонстрирует нынешнее время. Сумев сломить лидера социалистической системы СССР и повернуть на путь капитализма восемь социалистических стран Центральной и Восточной Европы, империализм в США и на всем Западе в последние годы открыто и нагло отбросил свою “игру” в социальность, круто повернул вправо. А именно – в сторону реакции, наступления на социальные права трудящихся, растущего урезывания этих прав. Антисоциальность современного империализма значительно усилилась и становится все более явной. Несомненной ложью, противоречащей объективным фактам, являются утверждения о его якобы растущей социализации и тем более о его спонтанном движении к социализму. Лидеры США и других стран Запада постоянно подчеркивают, что их страны – именно капиталистические, и капитализму будто бы должен следовать весь мир.

Империализм не только не изменил своей эксплуататорской, угнетательской, реакционной, агрессивной сущности, но и довел ее до крайнего предела. Он стал ультраимпериализмом, суперимпериализмом с чертами растущего паразитизма, реакционности, агрессивности, опасными для глобального человечества, народной демократии и мировой цивилизации. Господствующие в нем финансовые олигархии и кланы все более поворачивают от производственного финансирования к спекулятивной игре на биржах, деланию денег из денег, намеренно организуют региональные финансовые кризисы у своих опасных конкурентов, вроде азиатского финансового кризиса в 1999 г. С помощью намеренно организованного российского финансового кризиса в 1998–1999 гг. империалисты стремятся полностью закабалить Россию и другие бывшие социалистические страны.

Ограниченность и определенная антипрогрессивность капитализма убедительно доказывается его несомненной однобокостью, “скособоченностью” лишь на одну сторону – рыночно-экономическую конкуренцию и стремление всеми возможными способами повышать прибавочную стоимость, прибыль. В этом главнейшем Карл Маркс оказался полностью прав в своем “Капитале”. Империализм не способен на прогрессивное развитие других важнейших сторон общественной жизни.

Речь идет о том, что, используя во имя конкуренции с оппонентами и роста прибавочной стоимости революции научно-практического плана (техническую, технологическую, научную, управленческую, информационную), империализм за все последние 150 лет не совершил ни одной заметной позитивной революции в социальной области, в области культуры, нравственности, духовной жизни. Империализм как был, так и остался социально, культурно, морально, духовно пуст и бесперспективен. Он не в состоянии и не может обновлять человечество ни в главнейших гуманистических направлениях – культурном, нравственном, духовном, ни в важнейшем социальном направлении. Лозунг Великой Французской буржуазной революции “Свобода, равенство и братство” давно уже выброшен капитализмом за борт.

Вывод таков, что в XX веке капитализм, империализм, при всех изменениях в нем, в том числе прогрессивного характера в научно-техническом отношении, показал и доказал свою исчерпанность и бесперспективность. Он по-прежнему базируется на эксплуатации и угнетении как трудящихся собственных стран, так и особенно трудящихся и народов бывших колониальных, ныне развивающихся стран Латинской Америки, Африки, Азии. Капиталистический Север живет за счет нещадной эксплуатации Юга, где в конце XX в. невиданных масштабов достигли голод, вымирание миллионов людей и особенно детей, прежде всего в странах Африки. Это позор и несмываемое пятно на так называемой западной демократии, кичащейся своими свободами, гуманизмом и правами человека, а на деле беспощадной к целым народам, фактически истребляя их.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

УРОКИ XX ВЕКА И ПУТЬ В XXI ВЕК

На сайте allrefs.net читайте: "УРОКИ XX ВЕКА И ПУТЬ В XXI ВЕК"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Характерные черты эпохиXX века

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

В авторской редакции
    Рецензенты:доктор филос. наук А.К.Кузнецов, доктор филос. наук Ю.К.Плетников доктор филос. наук Д.В.Джохадзе д

Основное, главные и ведущие противоречияXX столетия
Источником всего общественного и цивилизационного развития являются диалектические противоречия в процессе их разрешения и тем самым перевода общественных явлений на новый, более высокий уровень. Д

Верность главных открытий и положений К.Маркса и Ф.Энгельса о капитале и труде
Почти 150-летнее развитие капитализма после основных программных трудов и документов К.Маркса и Ф.Энгельса (“Манифест Коммунистической партии” в феврале 1848 г., завершение К.Марксом работы над пер

Существенные изменения в развитии капитала, труда и их взаимоотношений с XIX по конец XX века
Что касается капитала, то из промышленного он стал прежде всего финансовым, банковским, из империалистического – ультраимпериалистическим, из национального – транснациональным, глобальным, и

Новая острая проблема труда и “антитруда” в России
Хорошо известно, что труд, созидательная, творческая трудовая деятельность – решающая деятельностная основа прогресса общества, культуры, цивилизации, самого человека. Капитализм, капитал создавали

Тенденции и перспективы борьбы труда с капиталом в России, СНГ и в мире на рубеже XXI столетия
По этим вопросам целесообразно выделить семь основных положений. Первое положение – тенденции и перспективы усиления борьбы труда с капиталом в результате обострения кризиса капитал

Коммунизм отXIX к XXI веку
За 150 лет со времени написания К.Марксом и Ф.Энгельсом (декабрь 1847 – январь 1848 г.) “Манифеста Коммунистической партии” и его первого выхода отдельным изданием в Лондоне в феврале 1848 г. комму

Уроки взлетов и падений социализма вXX веке
Нередко можно услышать или прочитать, будто социализм в России и вообще в мире умер. Ничего подобного. И не может умереть. Ибо он рожден потребностями и надеждами народов и является самым живым, ра

Что получил М.С.Горбачев в наследие в 1985 году, что нужно было делать и что он развалил и уничтожил за семь лет
25 декабря 1991 года М.С.Горбачев сделал заявление в связи с уходом с поста Президента СССР. Он считает, что под его руководством “проделана работа исторической значимости”, что “то, что сделано, д

Дилеммы мировой цивилизации, культуры, человека в концеXX столетия
Характернейшей чертой XX века является то, что в центр эпохи встали проблемы развития человека, культуры, в целом цивилизации. Это говорит о новом, более высоком качестве двадцатого с

Интегрирующая и универсализирующая роль культуры в мировых процессах
Культура играет особую, специфическую роль во взаимоотношениях человека и мира. Она вовсе не включается как однопорядковый ингредиент в такие явления, их соотношения и связи, как человек – природа

Россия отxx к xxi веку: альтернативы пути в будущее
В конце XX столетия Россия находится в кризисной, критической ситуации. И в развитии экономики, и в состоянии и изменениях в обществе в целом, и в цивилизационном развитии. Кризис системный, начавш

Современный кризисный мир и перспективы его развития вxxi столетии
В конце XX века не только Россия, но и весь мир находится на переломе и перепутье. При всех огромнейших достижениях и кардинальнейших свершениях, качественно поставивших XX столетие на небыв

Мир рубежа ХХ-ХХI веков перед дилеммой перехода к качественно новым путям системосвязанного общечеловеческого развития
В преддверии XXI века общая ситуация в мире предстает чрезвычайно сложной, напряженной, неустойчивой, чреватой серьезными потрясениями. Как в геополитическом, так и в общественно-цивилизационном от

ИЗМЕНЕНИЯ И БОРЬБА КАПИТАЛА И ТРУДА ЗА ПОЛТОРА СТОЛЕТИЯ
1. Противоречие и борьба труда и собственности, труда и капитала – движущая сила развития всемирной истории 2. Верность главных открытий и положений К.Маркса и Ф.Энгельса о капитале и труд

МАРКСИЗМ С ДЕВЯТНАДЦАТОГО ПО ДВАДЦАТЫЙ ВЕК..
1. Марксизм и коммунизм...................................................................... 2. Содержательные уровни марксизма............................................. 3. Ме

УРОКИ ВЗЛЕТОВ И ПАДЕНИЙ СОЦИАЛИЗМА В XX ВЕКЕ
1. Позитивные черты и уроки развития социализма................... 2. Обеспечение постоянного движения социализма вперед, преодоления противоречий, трудностей, ошибок 3. Главные о

ВЕЛИЧАЙШАЯ АНОМАЛИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1. Парадокс слома субъективной властью объективной реальности 2. Почему М.С.Горбачев развалил страну, кто он как деятель* 3. Четыре лика М.С.Горбачева.............................

РОССИЯ ОТ XX К XXI ВЕКУ: АЛЬТЕРНАТИВЫ ПУТИ В БУДУЩЕЕ
1. Последние 10 лет Россия шла самым худшим путем развития 2. Современное отсталое место России и стран СНГ в глобальном мире 3. Россия перед выбором будущего: альтернативы развит

СОВРЕМЕННЫЙ КРИЗИСНЫЙ МИР И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В XXI СТОЛЕТИИ
1. Конец XX века выявил и обозначил системный и всеохватывающий кризис мирового развития 2. Проявление кризисности и исчерпанности прежних путей и конкретных моделей общественного и цивили

Уроки XX века и путь в XXI век: (социально-философский
анализ и прогноз) Утверждено к печати Ученым советом Института философии РАН В авторской редакции Художник В.К.Кузнецов Технический реда

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги