рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Уроки взлетов и падений социализма вXX веке

Уроки взлетов и падений социализма вXX веке - раздел Философия, УРОКИ XX ВЕКА И ПУТЬ В XXI ВЕК Нередко Можно Услышать Или Прочитать, Будто Социализм В России И Вообще В Мир...

Нередко можно услышать или прочитать, будто социализм в России и вообще в мире умер. Ничего подобного. И не может умереть. Ибо он рожден потребностями и надеждами народов и является самым живым, развивающимся, растущим общественным явлением.

Его потенции – и объективные, особенно в отношениях людей и народов, и субъективные, в сознании, настроениях, ценностях, ориентациях людей и народов – сохранились в России, в большинстве стран СНГ у очень значительных масс людей различных поколений. В этих странах социализм вовсе не разбит, не добит окончательно. Действуют и активизируются коммунистические партии, многие социалистические, социал-демократические, левые партии. Активизируется международное коммунистическое и социалистическое движение, большая роль в общественной жизни многих стран мира принадлежит социалистическим, социал-демократическим, вообще левым партиям, стоящим у власти, борющимся за власть, приходящим к власти.

Выдающийся американский ученый и социалист Майкл Харрингтон (с которым я несколько раз встречался) в 1989 г. опубликовал свою последнюю книгу “Социализм. Прошлое и будущее”. По его оценке, нынешний огосударствленный капитализм благодаря планомерным усилиям (а вовсе не действию “невидимой руки” рынка) создал новый экономический порядок для богатых не только за счет эксплуатации материальных и людских ресурсов Азии, Африки и Латинской Америки, но и использования новых организационных возможностей капитализма при эксплуатации рабочих и всех трудящихся в своих странах.

Этому порядку новый социализм должен противопоставить обновленную систему производства и распределения, находящуюся под постоянным демократическим контролем тружеников. Главный вывод М.Харрингтона в том, что “существующее социалистическое движение, несмотря на его временные поражения, остается единственной надеждой в теории и практике свободы, адекватной задачам XXI века”. С этим можно только согласиться.

Научно оценивая главные уроки теории и практики социализма в СССР и в других странах мира за восемьдесят с лишним лет (1917–2000), целесообразно остановиться на такого рода уроках развития социализма как положительного, так и отрицательного характера. Ибо всегда следует учитывать те и другие, делая упор на положительное и не повторяя крупных ошибок, промахов и провалов.

Уроки развития социализма в XX столетии, по нашему мнению, следует извлекать из следующих восьми основных теоретических и практических наработок, общественных явлений: 1). Теоретическое и практическое наследие К.Маркса и Ф.Энгельса, включая их лидерство в международном рабочем и коммунистическом движении. 2). Ценнейший опыт ленинской теоретической и практической деятельности по руководству в течение первых шести лет (конец 1917–1923 гг.) движением России-СССР к социализму. Гений В.И.Ленина позволил создать бесценный и богатейший опыт социалистических преобразований. А сам ленинский период, ленинский этап в развитии социализма следует определить как наиболее диалектически творческий, поучительный, адекватный социалистическому существу, а потому и всемирно притягательный. 3). Послеленинский опыт развития СССР-России (1924–2000 гг.). 4). Практический опыт социалистического развития стран Центральной и Восточной Европы, Азии, Америки, всей мировой социалистической системы. 5). Теоретические разработки крупнейших лидеров социалистических стран, развивших, конкретизировавших и обогативших диалектику общего и особенного в развитии социализма. 6). Теоретические разработки многих деятелей международного коммунистического, рабочего и национально-освободительного движения, касающихся проблем движения к социализму и его образа, практического воплощения. 7). Концепции “еврокоммунизма” 60–70-х гг., выражающих реакцию руководства многих компартий стран Западной Европы на недостатки и изъяны в социалистическом развитии СССР (так называемого “реального социализма”), прежде всего в связи с ограничениями и слабым обеспечением демократии, прав человека, плюрализма мнений. 8). Новейший опыт в 80-е и особенно в 90-е годы, после развала СССР, социалистического развития прежде всего Китая и Вьетнама, демонстрирующих новые пути общественного реформирования, ведущего к мощному экономическому, социальному, духовно-культурному подъему данных социалистических стран и к значительному повышению благосостояния и всех сторон жизнедеятельности людей (в чем я смог убедиться, побывав в ноябре 1996 г. в Китае).

Значение уроков развития социализма почти за столетие, как представляется, в том, что они позволяют выделить: 1) то положительное, на что следует опираться в социалистическом развитии; 2) то отрицательное, те ошибки и просчеты, которые необходимо избегать; 3) те советы и заветы, прежде всего В.И.Ленина, которые необходимо было практически реализовать, но чего не было сделано; 4) тот новый опыт в социалистической теории и практике, который следует использовать, которым следует обмениваться, которому полезно учиться.

1. Позитивные черты и уроки развития социализма

К самым основным, наиболее поучительным урокам позитивного развития социализма в XX веке следует отнести, по нашему мнению, следующие.

1. Социализм как антикапитализм и социализм как целостность. В наследии К.Маркса и Ф.Энгельса социализм по вполне понятным причинам (решающим было добиться прихода социализма на смену капитализму) рассматривался прежде всего как антипод, противоположность капитализму. Отсюда сутью социализма провозглашалось уничтожение (или “снятие”) частной собственности (“Манифест Коммунистической партии”).

Для В.И.Ленина, особенно после победы социалистической революции, главным стало рассматривать социализм как системную целостность, проходящую многие длительные периоды, ступени, этапы своего развития, характеризующиеся определенным своеобразием и особенностями. В.И.Ленин определил основные ступени и этапы движения к социализму. Сам же социализм как качественное состояние, по его мнению, будет выступать как полный, развитой и цельный социализм. Полным в смысле реализации всех сущностных социалистических черт и потенций, развитым как достигшим собственной зрелости и вполне освободившимся от негативных традиций и черт капитализма, целостным в смысле достижения всестороннего, комплексного развития в единстве всех сторон общественной жизни и высокого качественного состояния социалистического общества как целого.

Все эти ступени были для В.И.Ленина делом отдаленного будущего, ибо сам переходный период к социализму, когда происходит его становление, при благоприятных условиях он определял в 20–40 лет и больше, в результате чего общество развивается как собственно социалистическое, двигаясь к полному, развитому и целостному состоянию. Это путь от становящегося социализма к победившему социализму, и к новым ступеням его саморазвития.

В послеленинский период советское общество проходило определенные ступени и этапы своего развития, а вот определение их было далеко от научного и объективно доказанного. Главным образом это делалось партийным решением, а то и “установкой”, “решением” одного партийного лидера, выраженного всего в одной фразе (наподобие заявления Л.И.Брежнева, что у нас, в СССР, построено развитое социалистическое общество). Но стало ли оно в действительности “полным” (об этом было даже забыто) и уже “развитым”, и в какой мере, в какой степени, в каком объеме – этот вопрос даже не обсуждался. Налицо был явный разрыв между партийной установкой и научным обоснованием, проявление властного субъективизма и волюнтаризма. А затем Н.С.Хрущев так же своевольно и волюнтаристски провозгласил, причем в партийной программе, что к 1980 г. в СССP будет построено коммунистическое общество.

Урок в том, что из-за разрыва между реальным конкретным состоянием социализма и его искаженным опережающим образом, при большом забегании вперед, социализм в конкретных условиях выдавался партийным руководством не за то, чем он был на этот момент на самом деле. О нем, из-за желания рапортовать об успешном продвижении вперед, говорилось то, чего не было в реальности. Фраза заменяла дело, мифы и иллюзии подменяли строгий научный анализ.

Это приводило ко многим негативным последствиям. Наверху политики навязывали нереальные ориентиры, внизу у масс населения складывались ожидания и надежды, для реализации которых не было реальных возможностей. Ибо многие практические проблемы не то что коммунистического строительства, но и достижения стадий полного, а тем более развитого социализма, не были к объявленному времени решены. Вот почему Ю.В.Андропов вынужден был заявить в 1983 г. по поводу реального состояния страны, что надо, наконец, разобраться в обществе, в котором мы живем (июньский пленум ЦК КПСС).

Социализм может успешно развиваться, когда в отношении него проводится реальная политика, без неоправданных забеганий вперед и без отставаний от насущных и назревших задач.

2. Всемирно-глобальный, универсальный ленинский подход к социализму. В.И.Ленин, вслед за К.Марксом и Ф.Энгельсом, постоянно рассматривал социализм как явление всемирной истории, в контексте общих тенденций развития человечества. Более того – именно самых передовых, наиболее прогрессивных тенденций бытия и восхождения человечества. Это выражалось в трех главных взаимосвязанных понятиях: прогресс цивилизации, народа и народов, человека. В этом смысл и суть всемирного общечеловеческого прогресса.

Будучи культурнейшим и интеллигентнейшим человеком эпохи, хорошо знавшим самые передовые страны того времени (Германию, Англию, Францию и другие), в которых он жил, В.И.Ленин определял задачей социализма максимальное обеспечение роста цивилизации, в том числе путем овладения новейшими достижениями мировой техники, технологии, организации и управления, образования, науки, культуры. Живительные силы социализма – в народе, который является его создателем и творцом. Лишь реально ощущая это, он становится его защитником и гарантом. Не только обобщенный народный субъект, но и каждый личностный субъект является главным смыслом и целью социализма как всесторонне развитая, творческая и свободная личность. Основа многосторонности и неповторимости каждого человеческого индивида – в овладении всеми богатствами культуры, знания, науки, которые выработало человечество. Обеспечение этого – высшая цель и функция социализма.

После В.И.Ленина задача обеспечения взаимосвязанной развитости цивилизации, народа и человека не ставилась как высшая цель социалистического прогресса. А ведь это главное преимущество социализма и его главное отличие от капитализма. И.В.Сталин не обладал, понятно, ленинской научной, теоретической и практической гениальностью, талантом ленинского мышления и действия, их широтой и глубиной. Он ставил более узкие и конкретно-практические задачи. К тому же он не видел и не познал тех достижений мировой цивилизации, за внедрение которых в социалистическую Россию и СССР боролся В.И.Ленин.

От этого строящийся социализм в России-СССР сильно проигрывал. И послесталинские руководители не нацеливали, подобно В.И.Ленину, практику развития социализма на созидание новой цивилизации, превращение народа в реального самодействующего и творческого хозяина страны, власти и собственности, своего труда и распределения – в народ нового качества, на формирование нового, всесторонне развитого и свободного человека. А в этом принципиальная, качественная новизна социалистического общества. Все дело обычно начиналось с задач создания материально-технической базы (что нужно, конечно, но для чего?), а затем развития других сфер общественной жизни, и в конце – развития личности. Ныне в Китае партия и правительство выдвинули в качестве генеральной цели развития создание в единстве материальной цивилизации и духовной цивилизации. И это разумно и по-социалистически.

3. Формирование и развитие социализма как комплексного, пропорционального, сбалансированного, системного общественного организма. Во всех своих работах, и особенно в такой выдающейся и программной по вопросам теории и практики социалистического строительства, как “Очередные задачи Советской власти” (апрель 1918 г.), В.И.Ленин выдвигал и отстаивал линию созидания социализма в коренном отличии от диспропорционального, неравномерного, негармоничного развития капитализма (экономика и социальная жизнь, бытовое потребительство и духовно-культурное, нравственное развитие) как внутренне системного, сбалансированного, гармоничного общества. Это единство главных сторон общественной жизни: экономической, социальной, политической, культурной, национально-интернациональной.

Вырвавшись после революции 1917 г. вперед в создании нового типа политических (власть народа через Советы), социальных (общественная собственность на главные средства производства), национально-интернациональных (дружба и сотрудничество многонациональных и разнонациональных народов) отношений, социалистическая Россия в то же время была еще сильно отсталой в области экономики и культуры. “...Мы, пролетариат России, впереди любой Англии и любой Германии по нашему политическому строю, по силе политической власти рабочих и вместе с тем позади самого отсталого из западноевропейских государств по организации добропорядочного государственного капитализма, по высоте культуры, по степени подготовки к материально-производственному “введению” социализма” [2, т. 36, с. 306; т. 43, с. 211].

Поэтому нужно преодолеть эту общественную диспропорциональность и броситься догонять развитые капиталистические страны, и прежде всего Германию, по уровню их экономического, технико-организационного, культурного прогресса.

Ленинская концепция создания, строительства социализма носила всеобъемлющий, комплексный, широкий и глубинный характер, была подробнейшим и конкретно-детальным образом разработана. Она включала пять основных блоков: экономическое строительство; социальное развитие; политическое, демократическое развитие; идейно-духовное, научно-культурное, нравственное развитие; национальное, межнациональное, интернациональное развитие.

Двумя главнейшими факторами, пронизывающими все эти блоки и скрепляющими их в одно целое, были: (1) самостоятельное и творческое созидание трудящимися, народом социализма, (2) труд как основа прогресса общества и главный способ самореализации жизненных потенций человека. Как подчеркивал В.И.Ленин, “напрасно приписывают нам то, что мы хотим насильно ввести социализм... Мы готовы помочь рабочим в осуществлении социализма” [2, т. 36, с. 56]. Социализм успешен и защищен тогда, когда его создает свободный и самодеятельный народ – хозяин страны. Если трудящиеся, граждане чувствуют, что это общество “не их”, а командной верхушки, они не пойдут позывом изнутри защищать его, как это и случилось в СССР-России в августе 1991 г. и в октябре 1993 г.

Труд, и только эффективный труд обеспечивает прогресс общества, цивилизации, народа и человека. Сломав решающую ориентацию на труд, горбачевское и особенно ельцинское “руководство” тем самым разрушило в СССР-России страну, общество, цивилизацию, повернуло на путь деградации народ и человека. При социализме, многократно подчеркивал В.И.Ленин, особенность труда, в отличие от капитализма, в том, что это труд, “работа на себя” [2, т. 36, 145, 190], это добровольный, сознательный, эффективный, контролируемый и самоуправляемый труд трудящихся как хозяев власти и собственности, а не отчужденных от них, как это случилось, начиная со сталинского периода.

Конечный смысл и оценка комплексного, гармоничного социалистического общества, строящегося на труде и на самовластии, самоуправлении народа, в том, что это – “лучшее общество”, говоря словами В.И.Ленина, по сравнению с предшествующим, капиталистическим. “Мы хотим добиться нового, лучшего устройства общества: в этом новом, лучшем обществе не должно быть ни богатых, ни бедных, все должны принимать участие в работе. Не кучка богатеев, а все трудящиеся должны пользоваться плодами общей работы... Это новое, лучшее общество называется социалистическим обществом” [2, т. 7, с. 132]. При этом такую оценку обществу должны давать сами трудящиеся, которые, как подчеркнул В.И.Ленин в последнем публичном выступлении 20 ноября 1922 г., сами бы сказали: “Да, это лучше, чем старый строй”.

Ленинская цельная и стройная, богатейшая по содержанию концепция и теория строительства, созидания социализма как комплексного, пропорционального, гармоничного общества в единстве всех сторон и гуманных методов реализации была затем до предела “упрощена” и примитизирована И.В.Сталиным в виде навязанной им известной “тройчатки”: индустриализация страны, кооперирование сельского хозяйства, культурная революция. Очень же многие и главнейшие ленинские положения (самостоятельное строительство народом социализма, самовластие, владение и распоряжение общественной собственностью, учет и контроль за производством и распределением, прогресс социальной сферы, что вообще выпало у И.В.Сталина, расцвет свободной личности и многое другое) были выхолощены и выброшены, как, видимо, не соответствующие уровню восприятия и понимания И.В.Сталина или просто не совпадающие с его собственной концепцией единовластия, авторитаризма и фактической диктатуры. В результате, начиная со Сталина, комплексность была подменена во много урезанным общественным развитием, пропорциональность – явными перекосами и дисбалансами, диспропорциональностями в общественных процессах.

На долгие годы в развитии советского общества в целом и в развитии экономики стали проявляться диспропорции и разрывы между экономикой и демократией, экономикой и социальной сферой, промышленностью и сельским хозяйством, тяжелой и легкой промышленностью, производством и управлением и другие. Конечно, у страны не было тогда достаточных ресурсов для одновременного обеспечения подъема всех сторон общественной жизни и экономических процессов. Приходилось выбирать приоритетные, решающие направления роста. Но отставания в одних сферах существенно сказывались на положении дел в других, приоритетных. Так что больших и хронических диспропорциональных разрывов, перерастающих в кризисное состояние, следовало избегать и не допускать. Этого сделано не было.

4. Диалектика конкретного, приблизительного воплощения социалистического идеала в социалистическую действительность, примата социалистической практики над социалистической теорией. Это важнейшие положения и выводы марксистской и ленинской философии, марксистско-ленинского революционного учения. Они отражают диалектику абстрактного и конкретного, теоретического и практического, которые есть вещи разные, не совпадающие. Такой подход предохраняет от догматизации и абсолютизации социалистического идеала и социалистической теории и нацеливает на достижение максимальных успехов в практике и в совершенствовании реальной действительности. Но именно социалистической практики, социалистической действительности, не отходящих в главном и решающем от существа социализма, не подменяющих его несоциализмом, антисоциализмом. Главное же и решающее для социализма – социалистическая власть трудящихся, социалистическая общественная собственность на ключевые и определяющие средства производства. В этом вся суть.

В.И.Ленин писал, что “новое общество опять-таки есть абстракция, которая воплотиться в жизнь не может иначе, как через ряд разнообразных, несовершенных конкретных попыток создать то или иное социалистическое государство” [2, т. 43, с. 212].

Для успеха дела социализма, для обеспечения его беззаветной поддержки массами трудящихся, народом важнейшими являются именно практические достижения, практические дела, а не просто теоретические призывы. По словам В.И.Ленина, “массы поймут и оценят лишь деловую практическую работу, практический успех в хозяйственной и культурной работе” [2, т. 45, с. 417-418].

Для обеспечения практических успехов социализма в развитии и прогрессе экономики, образования, культуры, науки не только возможно, но и необходимо использовать весь передовой мировой опыт, в том числе противников социализма – капиталистических стран. Но при главнейшем социально-политическом условии – под руководством и под контролем социалистической, Советской власти. Социализм при этом так и останется социализмом. Более того, он станет еще более могущественным и сильным, что подтверждает нынешний опыт использования социалистическим Китаем под руководством Коммунистической партии новейших технико-экономических и научно-культурных достижений ведущих капиталистических стран.

Социалистическая практика дает огромное разнообразие путей движения к социализму и его последующего развития, выявляя диалектику общего в социалистическом прогрессе и особенного в конкретном воплощении этого социалистического прогресса в разных странах, регионах мира, у народов с различными историческими, национальными, бытовыми традициями и спецификой. В своей практике, особенно в разных регионах мира и на разных континентах, социализм являет огромное разнообразие, богатство проявления, свои “цвета” и специфику, неодинаковость и определенную непохожесть. В этом нет ничего опасного, когда речь идет о социалистических по существу странах.

А разве одинаковы и похожи друг на друга капиталистические страны? Даже в верховодящей “семерке” есть с одной стороны США, с другой – Япония, с одной стороны Канада, с другой – Германия, далее – Великобритания, Франция, Италия. Все со своими особенностями, значительными отличиями, большой спецификой и традициями. А менее развитые и просто отсталые капиталистические страны, которых большое количество! И это нормально. Социализм же вообще, как новое общество, должен быть богаче и разнообразнее по содержанию и форме, по методам и путям развития, при единой сущностной социалистической основе.

2. Обеспечение постоянного движения социализма вперед,
преодоления противоречий, трудностей, ошибок

Очень важный урок для социализма в XX веке сводится к тому, что становление и развитие социализма есть сложный диалектический процесс. Он совершается через постоянно объективно возникающие противоречия и в определенных и конкретных условиях антагонизмы, через объективные трудности, требующие их своевременного выявления и преодоления, при возможности появления и реальном наличии субъективно обусловленных конфликтов, допускаемых партийным и государственным руководством ошибок и промахов. В политической линии сверху могут допускаться искажения и деформации, а в отдельных конкретных случаях проведение прямо деструктивного, разрушительного политического курса.

Чтобы не стоять на месте, не откатываться назад, а неуклонно идти вперед, развитие социализма должно осуществляться динамично посредством постоянного накопления количественных и качественных изменений, поворота от экстенсивных к интенсивным методам общественного развития, своевременного проведения назревших реформ и качественных революционных скачков, существенного обновления социализма в соответствии с новыми этапами его прогресса и наивысшими общемировыми цивилизационными достижениями.

Это самые сложные уроки минувшего восьмидесятилетнего развития социализма, показавшего, что для успешного и нарастающего его подъема нужны колоссальная энергия народных масс, подлинное доверительное единство народа и партийно-государственного руководства. При постоянном контроле снизу, со стороны трудящихся, народных масс за деятельностью верхов, их избрания и переизбрания по требованиям снизу. Необходима научно обоснованная, творческая, принципиальная, смелая, подлинно революционная, открытая, демократическая политическая линия руководства, понимаемая, поддерживаемая и принимаемая трудящимися, народом как своя собственная линия действий, жизни и разделяемых прогрессивных перспектив.

В целом на опыте СССР и других социалистических стран можно выделить следующие восемь основных общественных явлений, посредством которых разворачивается социалистический процесс или которые возникают в ходе него: (1) объективно возникающие противоречия как источник развития при их разрешении и причина кризиса при их неразрешении и обострении, (2) антагонистические противоречия, антагонизмы, (3) объективно обусловленные трудности, (4) субъективно проявляемые конфликты, (5) ошибки и просчеты, допускаемые политическим руководством, (6) искажения и извращения в политической линии руководства, (7) проведение лидерами страны деструктивного, подрывающего и разрушающего общественный организм курса развития, наподобие “культурной революции” в Китае почти на 10 лет с 1966 г., (8) кризисные явления и кризисы разной степени и глубины, деформации социалистического общества как результат обострения и умножения неразрешенных противоречий, антагонизмов, неисправления допущенных ошибок, пагубного воздействия продолжающегося деструктивного политического курса и т.п.

В первые шесть лет становления социализма в СССР В.И. Ленин показал блестящие и образцовые примеры обеспечения развития социализма вперед, к росту и подъему посредством практических мер по разрешению выявленных противоречий, снятию конфликтов и кризисных ситуаций, исправлению допущенных ошибок и промахов, преодолению трудностей, проведению реформ и революционных изменений, совершенствованию и обновлению политической линии и политического руководства. В.И.Ленин не замалчивал и не преуменьшал имеющиеся трудности, проблемы, противоречия, признавал допущенные, в том числе лично им, ошибки и просчеты, не “списывал” их на других, на объективные условия, как делали, к сожалению, последующие лидеры в СССР. Он писал в октябре 1921 г., что нужно настойчиво учиться науке социалистического строительства, “проверяя практическим опытом каждый свой шаг, не боясь переделывать начатое неоднократно, исправлять свои ошибки, внимательно вникая в их значение...” [2, т. 44, с. 152].

С присущей ему научной гениальностью В.И.Ленин выделил основное, главные и ведущие противоречия того переходного этапа в России. Основным классовым противоречием антагонистического характера было, понятно, противоречие “между побежденным, но не уничтоженным, капитализмом и родившимся, но совсем еще слабым, коммунизмом” [2, т. 39, с. 271].

Главные противоречия обусловливались наличием в России после Октябрьской революции пяти существенно различающихся общественно-экономических укладов: патриархального, мелкотоварного (который преобладал как мелкобуржуазная стихия), частнохозяйственного капитализма, государственного капитализма, социализма. Этим обусловливались пять новых форм классовой борьбы того времени.

Наряду с этими главными противоречиями и антагонизмами, вытекающими из различий и противоположностей общественно-экономических укладов, для социалистического общественного организма как целостности главным было противоречие между новыми и передовыми политической властью трудящихся и социальными отношениями, базирующимися на общественной собственности, и существенно отсталыми от общемирового уровня экономической и культурной областями жизни. В.И.Ленин говорил о необходимости преодоления “старого обособления промышленности и земледелия, этого самого глубокого противоречия, которое питало капитализм, сеяло рознь между рабочими промышленности и рабочими земледелия...” [2, т. 40, с. 108-109].

Для преодоления данных основного, главных, ведущих противоречий, а также других противоречий в ленинский период было сделано очень многое, социализм рос и укреплялся, усиливал свою мощь и привлекательность.

Весной 1921 г. В.И.Ленин практически продемонстрировал, как необходимо быстро, эффективно, поистине революционно выходить из острой кризисной ситуация. В начале марта 1921 г. вспыхнул Кронштадтский мятеж, в котором выразилось недовольство политикой “военного коммунизма” и сложившимся положением не только значительной части крестьянства, но и рабочих, одетых в солдатские и матросские шинели. По оценке В.И.Ленина, этот мятеж явился самым большим внутренним политическим и экономическим кризисом Советской России. Его причиной было недовольство крестьянства, рабочих, части солдат продразверсткой. Но она не была запланированным социалистическим мероприятием.

По словам В.И.Ленина, “разверстка не “идеал”, а горькая и печальная необходимость” [2, т. 43, с. 381]. Такова вынужденная диалектика развития, когда приходится вводить не то, что идеально и желаемо, а то, что сурово необходимо. Выход из кризиса В.И.Ленин нашел в замене продразверстки продналогом, что означало либерализацию товарных отношений и частной торговли (нэп).

Последующий экономический рост подтвердил правоту В.И.Ленина. Он умел делать крутые, революционные повороты ради конечной цели и сохраняя главнейшие социально-политические и экономические устои социализма: власть трудящихся, советский строй, общественную собственность на решающие средства производства.

При разрешении противоречий В.И.Ленин успешно применял новую форму – соединение противоположностей. А именно: власть и свободу, уравнительность (т.е. социальное равенство при распределении) и ударничество (т.е. дополнительное материальное и моральное поощрение за наиболее эффективный труд). В последующем такие соединения противоположностей стали меньше и с меньшей эффективностью применяться.

Одним из первых, если не первым в науке, В.И.Ленин сделал вывод, что объективные противоречия рождают субъективно проявляемые конфликты, которые необходимо улаживать. “...Противоречия неизбежно будут порождать конфликты, несогласованность, трения” и т.п.” [2, т. 44, с. 350]. Происходящая при социализме “величайшая в истории человечества смена труда подневольного трудом на себя не может произойти без трений, трудностей, конфликтов, без насилия по отношению к закоренелым тунеядцам и их прихвостням” [2, т. 35, с. 196].

Социалистические революции начались в менее развитых капиталистических и отсталых полукапиталистических, докапиталистических, феодальных, ранее колониальных странах (Китай, Вьетнам, Монголия, Северная Корея, Куба). Революция в Германии в ноябре 1918 г. не переросла в победоносную социалистическую, что могло бы кардинально усилить социализм и существенно изменить весь ход всемирной истории.

В.И.Ленин называл также такую, “быть может, самую трудную задачу, практически решать которую приходится Высшему совету народного хозяйства. Это задача трудовой дисциплины” – введения новой дисциплины объединенного труда, дисциплины “объединенных организованных рабочих и трудовых крестьян всей России... Эта задача гигантской трудности, но зато и задача благодарная...” [2, т. 36, с. 383, 385-386].

Ошибки в новом деле социалистического строительства – дело неизбежное, но и требующее четкой и быстрой реакции на них: выявления, признания, исправления ошибок, учебы на ошибках. “Мы будем неизбежно делать ошибки, но на каждой ошибке теперь будут учиться... миллионы трудящихся, которые на себе будут чувствовать последствия каждой ошибки, сами будут видеть, что перед ними стоят неотложные задачи учета и распределения продуктов, поднятия производительности труда, и которые на опыте видят, что власть в их руках, что никто им не поможет, если они не помогут себе сами...” [2, т. 37, с. 452].

Самая главная из многих допущенных и исправленных ошибок, за которые несли ответственность и признавали это все (партийное и государственное руководство, партийные съезды принимаемыми решениями), в том числе и лично В.И.Ленин, состояла в неоправданно большом забегании вперед в общественных преобразованиях в первые годы установления Советской власти в России. А именно – в замене ориентации на длительное и поэтапное практическое движение к началам социализма стремлением сразу и быстро ввести в России коммунизм чуть ли не в его полном и последовательном воплощении.

Признав данную ошибку, В.И.Ленин, не откладывая, сформулировал и обосновал целую программу практических действий и политическую линию развития, заменяющих нереальные расчеты и предложения на реальные, отвечающие фактическому состоянию тогдашней российской действительности. Речь идет о его блестящих диалектических обоснованиях движения к социализму (не говоря уже о коммунизме) не непосредственно, прямо, а опосредствованно, путем переходных мер, промежуточных ступеней.

В целом сложнейший процесс социалистического восхождения требует применения и использования самых разнообразных средств и методов, обеспечивающих разрешение противоречий, преодоление конфликтов и трудностей, исправление последствий допущенных ошибок. Это и проведение заранее не запланированных, но нужных в конкретной ситуации мер, и некоторые шаги назад, чтобы потом рвануться вверх.

Два главных ленинских совета в обеспечении реальных социалистических успехов и социалистического подъема сводятся к следующему: (1) составление реальных планов развития, (2) главное внимание практическим делам, практическим достижениям и свершениям.

Что касается первенствующей роли практического созидания (а не разрушения, как было в последние годы в России), практического обеспечения социалистического подъема, то В.И.Ленин подчеркивал в октябре 1921 г.: “В свое время были нужны эти декларации, заявления, манифесты, декреты. Этого у нас достаточно... Но можно ли народу продолжать показывать, что мы хотим строить? Нельзя! Самый простой рабочий в таком случае станет издеваться над нами. Он скажет: “Что ты все показываешь, как ты хочешь строить, ты покажи на деле – как ты умеешь строить. Если не умеешь, то нам не по дороге, проваливай к черту!”. И он будет прав”. Поставленные великие задачи “надо проводить практически” [2, т. 44, с. 169].

Насколько прав, точен и самокритичен был В.И.Ленин! Ведь отмеченные им болезни продолжали разъедать советское общество многие годы впоследствии. Общие декларации, заявления, декреты, обилие слов, постоянных выступлений, и мало конкретных дел, недостаточно кардинальных, качественных свершений. Про “перестройку” М.С.Горбачева и “реформы” Б.Н.Ельцина нечего и говорить: пришли и разрушили, продали и предали страну и народ, великие завоевания многих поколений.

Поразительно мало были впоследствии учтены и ленинские уроки о недопущении забегания вперед. Сколько было необоснованно и амбициозно провозглашено новых и новых этапов социализма и вступления в коммунизм при реально более конкретном и скромном продвижении вперед.

Мало следовали завету великого теоретика и практика В.И.Ленина: “На нас сейчас история возложила работу: величайший переворот политический завершить медленной, тяжелой, трудной экономической работой, где сроки намечаются весьма долгие” [2, т. 44, с. 326].

Следуя именно таким путем после преодоления многих ошибок и трудностей, разрешения или уменьшения противоречий и конфликтов, Советская Россия в первые шесть лет под руководством В.И.Ленина добилась огромных успехов. За рубежом, в том числе в США (например, У.Ростоу) ленинский период считают самым прогрессивным и удачным в развитии России. Действительно, к 1923 г., т.е. через два года после окончания гражданской войны, существенно повысился объем промышленного производства, впервые после революции за рубеж было продано 130 млн. пудов зерна. Рост промышленности был органически соединен в 1920 г. с грандиозной программой электрификации народного хозяйства (ГОЭЛРО), которую В.И.Ленин назвал второй программой партии. Уже к концу 1925 г. в соответствии с планом ГОЭЛРО были построены пять электростанций: Каширская, Шатурская, “Красный Октябрь” (Ленинград), Кизеловская, Нижегородская (Балахнинская). Заканчивалось строительство Штеровской и Волховской электростанций.

По инициативе и при поддержке В.И.Ленина в народное хозяйство широко внедрялась научная организация труда, основывающаяся на передовом мировом опыте. В стране, несмотря на последствия разрухи и трудности, были созданы 12 высших институтов по организации труда, прежде всего Центральный институт труда ВЦСПС (1920 г.), Институт научной организации труда и другие. Страна покрылась сетью опорных научно-технических пунктов, что позволило сделать качественный рывок в освоении и развитии техники и культуры.

Огромную роль в научном управлении народным хозяйством страны играли Госплан и Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), существовавший с декабря 1917 г. по январь 1932 г. В конце 1917 г. – начале 1918 г. на базе ВСНХ были созданы местные органы: областные, губернские и уездные советы народного хозяйства.

Проведенные в 1922 и 1924 гг. денежные реформы, которые двумя этапами ввели сначала параллельную твердую рублевую валюту (“трудовые деньги”), а затем оставили ее одну, ликвидировав “нетвердую”, эмиссионную валюту, дали возможность ввести золотой червонец и сделать советскую валюту полностью конвертируемой на мировом рынке.

Хозяйственные и финансовые успехи дополнялись большими достижениями в области подъема образования, науки, культуры, здравоохранения, обеспечением отдыха и улучшением бытовых условий жизни огромных масс трудящихся.

Народ на деле увидел ценность, достоинство и преимущество ленинского социализма. Огромный авторитет и уважение социалистическая Россия завоевала у трудящихся и коммунистов мира. Она стала воплощением нового общества и новой цивилизации, окном в будущее. Таковы уроки диалектически трудного, сложного, но успешного созидания социализма в СССР при В.И.Ленине.

3. Главные опасности для социализма в субъективных,
властных, бюрократических извращениях

Среди проявившихся в развитии социализма в XX веке отрицательных черт и тенденций выделим главные, представляющие наибольшую опасность для его развития тогда, ныне и в будущем.

1. Одна из главных опасностей – бездеятельность или недостаточно активная, вялая деятельность партийного и государственного руководства, лидеров страны по практическому разрешению назревших противоречий и особенно антагонизмов. По преодолению трудностей и конфликтов, быстрому исправлению допущенных ошибок, по недопущению кризисных ситуаций. В случае же кризисов – по быстрейшему преодолению их. Недопустима беспечность, связанная с обеспечением постоянной динамики социалистического развития, накапливания количественных и качественных изменений, осуществления в соответствии с назревшими потребностями серьезных реформ, революционных действий и поворотов ради обновления и подъема социализма.

В послеленинский период в СССР социалистическое развитие продолжало осуществляться через возникновение противоречий, появление трудностей, конфликтов, допущение ошибок и т.д. Это реальная жизнь социализма, как и любого общества. А вот отношение к этой общественной диалектике стало существенно меняться, и прежде всего со стороны И.В.Сталина.

Сосредоточившись на укреплении и расширении своей личной власти, И.В.Сталин стал пренебрегать проблемой разрешения противоречий, больше полагаясь на действия созданной им административно-командной системы, на жесткие, насильственные меры, вплоть до репрессий. Он не был таким диалектиком, народником, таким демократом, человечищем, как В.И.Ленин. Противоречия он больше подавлял, а не разрешал, загонял их вглубь, а то и вовсе не замечал, не обращал на них внимания, редко о них говорил, как и о конфликтах, ошибках. Богатейшее ленинское диалектическое наследие, богатейшие уроки ленинской диалектики развития социализма он свел до минимума, упростил до примитивнейшего, что соответствовало его уровню культуры и его пониманию.

Сталинский период развития социализма в СССР, продолжавшийся с конца 20-х годов до начала 1953 г., характеризуется в главном тем, что в общественном процессе диалектические начала саморазвития были подменены началами административно-командными, диктующими. Диалектика была заменена установками, задачами, объективные законы, выраженные в противоречиях и трудностях, объективные потребности – субъективизмом и волюнтаризмом. Слово вождя заменило научную истину, культ вождя – народность, а на место народовластия, власти народных Советов, демократии пришла фактическая диктатура.

Успехов в развитии страны в тот период, и огромных, всемирных успехов, было очень много, и они нарастали. Их творцом по-прежнему был народ, трудящиеся. Но обеспечивались они не диалектически обоснованным, народно-демократическим, творческо-самосозидательным путем, а в решающей степени путем волевым, беспрекословно-установочным, жесточайше организационным, командно-исполнительным. Путем, подчиняющим всю массу населения, трудящихся единой воле вождя (который и воспевался за это массой), не считающегося с какими-то там индивидуальными эмоциями, “слюнтявыми” гуманностями и слезливым человеколюбием. Недаром И.В.Сталин, понимая всю эту свою суть “руководства” страной, говорил своим соратникам (естественно, уступающим ему по его колоссальной воле, уму, политической опытности и ориентированности), что “без меня вы пропадете”, “без меня вы погубите страну”.

Он не учитывал и, видно, не допускал, что поднимать и обновлять страну и социализм нужно не его методами, а методами ленинскими: диалектикой реализации объективных потребностей социалистического прогресса путем субъективного направления на эти созидательные действия энергии и творчества народных масс, являющихся реальными хозяевами власти, собственности, своего труда и жизни.

В сталинский период сложилась та система многочисленных и острых противоречий, которая подтачивала общество изнутри, делала его неустойчивым, напряженным. Они не прорывались массово только из-за силовых методов правления И.В.Сталина. Но после него они существенно обострились и вызвали нарастание кризисных явлений в стране.

Прежде всего это основное противоречие – между производительными силами и производственными отношениями, носящими застарелый, консервативный, тормозящий прогресс характер. Хроническим было и главное противоречие между производством и распределением, когда последнее, нарушающее социалистический принцип оплаты по труду, не стимулировало инициативный и высокопроизводительный труд.

В обществе в целом (наряду с вышеупомянутым в экономике) главным являлось противоречие между единовластием вождя и трудящимися массами, народом, отчужденными в сталинский период от власти и от собственности, находящейся под контролем государственных структур. Причем это противоречие на базе отчужденности принимало характер антагонизма (власть и собственность “не мои”, они противостоят мне. Почему трудящиеся впоследствии – во время событий 1991 и 1993 гг. – так безучастно расстались с этой “не их” властью и “не их” собственностью).

Увеличивалось количество существенных ведущих противоречий. К давним – между промышленностью и сельским хозяйством, городом и деревней, людьми умственного и физического труда (которые в ленинский период начали преодолеваться, смягчаться) – добавились новые дисбалансы, диспропорции в развитии общественного организма в целом и народного хозяйства. Это противоречивое отставание социальной сферы от экономики, когда при В.И.Ленине было наоборот: экономика отставала от новых социалистических социальных отношений. Усилилось противоречие между производством и управлением, поскольку научное управление было подменено администрированием, идущим от установок И.В.Сталина, без которого не смели решить ни одного вопроса.

Характерно, что ВСНХ и вся сеть по стране советов народного хозяйства были ликвидированы по сталинскому указанию в январе 1932 г. Так же с конца 30-х годов была ликвидирована вся эффективная система научной организации труда, инициированная В.И.Лениным, и до середины 60-х гг. в стране ничего не было слышно о НОТ и передовых зарубежных достижениях в производстве и его организации.

В послесталинский период, охватывающий более 30-ти лет до начала пресловутой горбачевской “перестройки” в 1985 г., все отмеченные и другие противоречия так и оставались “главными тормозами”, “сдерживателями”, препятствиями успешного социалистического развития, поскольку они десятилетиями не разрешались, решительно не преодолевались из-за безответственности, бездарности, слабости находящихся вверху единовластных правителей в виде генеральных и первых секретарей партии. Никто из них не пошел на коренное практическое улучшение ситуации в стране путем решительного реформирования, обновления, революционного поворота, как делал В.И.Ленин, вводя нэп. Ленинские уроки, ленинский реальный опыт и глубочайшие теоретические разработки прошли мимо них, оказались невостребованными.

При Н.С.Хрущеве, Л.И.Брежневе в их “великие десятилетия” чуть ли не из года в год принимались решения о совершенствовании производственных отношений, о подъеме сельского хозяйства (в чем “отличился” и М.С.Горбачев как секретарь партии по сельскому хозяйству), об улучшении и совершенствовании системы управления народным хозяйством (причем некоторые такие решения назывались самыми кардинальными и окончательными), о совершенствовании социальной сферы, подъеме села и многие другие. Но это, говоря словами В.И.Ленина, были декларации и декреты, просто слова, а не реальные дела.

Главным практическим делом совершенствования и обновления социализма эти руководители не занимались. Не мог это сделать и больной К.У.Черненко. Настроенному на практические дела Ю.В.Андропову не повезло, он рано ушел из жизни. Единственную реальную хозяйственную и управленческую реформу 1965 г., которую удалось “пробить” талантливому премьеру А.Н.Косыгину и которая могла дать “новое дыхание” и новые стимулы для подъема производства и улучшения распределения, свели на нет и фактически похоронили партийные и хозяйственные бюрократы.

Одним словом, послеленинские руководители забыли главные уроки и главные требования к ним – быть социалистическими реформаторами и социалистическими революционерами. Просто умными и решительными социалистическими практиками. Как, например, Янош Кадар в Венгрии, Фидель Кастро на Кубе, Дэн Сяопин в Китае.

Бездеятельность и безответственность высших руководителей именно в СССР как лидирующей социалистической супердержаве привела к огромному упущению возможностей своевременного улучшения, совершенствования, обновления социализма как в самом СССР, так и в других социалистических странах. В годы после второй мировой войны и после исчезновения жесткого сталинского контроля над социалистическим развитием в мире потребности объективного роста, преодоления многих обострившихся противоречий и трудностей, исправления допущенных ошибок поставили в повестку дня главнейший вопрос: с социализмом не все ладно, в нем много упущено и много допущено негативных явлений, много искажений и отступлений в решающих социалистических основаниях и принципах, прежде всего в реальной принадлежности власти и собственности трудящимся, народу. Поэтому социализм в СССР и в других странах нуждается в существенных изменениях по линии его улучшения, обновления, совершенствования на подлинно социалистических основах и принципах с учетом современной реальности и конкретных условий в каждой стране.

Первые “звонки”, как я их называю, по неблагополучию дел в социализме прозвучали уже в 1948 г., когда руководитель Югославии И.Б.Тито провозгласил и начал осуществлять линию внедрения самоуправления рабочих, трудящихся на предприятиях, в хозяйственно-трудовых отношениях в стране. Идея эта была верная, соответствующая марксистско-ленинской теории и ленинской социалистической практике. Тито начал практически вводить то, что отсутствовало в практике СССР при И.В.Сталине, бросив тем самым ему упрек в игнорировании и забвении одного из важнейших ленинских заветов и уроков. Ответ И.В.Сталина был быстрым и жестоким: И.Б.Тито был объявлен ревизионистом и с ним началась жесточайшая борьба буквально на уничтожение.

Безнравственные, антиленинские, антисоциалистические, антигуманные действия И.В.Сталина по отношению к собрату по социализму и коммунистическому движению имели тяжелые последствия для будущих и необходимых попыток обогатить социалистическую практику, улучшить ее, сделать более демократичной, народной, гуманной, человеческой. К тому же были репрессированы деятели компартий социалистических стран, обвиненные в следовании “титоизму”.

Так был упущен и диктаторски заблокирован первый шанс последовать примеру самоуправления, и широко вводить и внедрять его, причем более эффективно, в экономическую и общественную жизнь СССР и других социалистических стран. Что касается Югославии, то там это реформирование не привело к реальному самоуправлению рабочих, трудящихся на предприятиях, а главным образом повысило самостоятельность директорского и управленческого корпуса.

После смерти И.В.Сталина накопившиеся, обострившиеся противоречия, проблемы и трудности требовали неотложных и существенных изменений в курсе общественного социалистического развития, внесения в него конкретных и результативных корректив. Г.М.Маленков, как глава советского правительства, повел уже с конца марта 1953 г. линию на устранение разрыва между развитием индустрии и сельского хозяйства, тяжелой и легкой промышленности в сторону усиления внимания к последней и к аграрному сектору, существенного расширения выпуска товаров острой необходимости, разнообразной потребительской продукции для населения. Одновременно он провел практические мероприятия по ограничению и свертыванию культа личности И.В.Сталина.

Это было использовано Н.С.Хрущевым для интриг против Г.М.Маленкова и травли его, в частности путем закрытых выступлений. Итогом чего стало снятие Г.М.Маленкова с постов, а главенствующую власть себе присвоил Н.С.Хрущев, чего он, собственно, и добивался. Так “демократично”, “коллегиально” и “по-товарищески” уже после И.В.Сталина стали “решаться” проблемы корректировки и улучшения путей развития социализма в СССР.

С 50-х годов “звонки” о серьезном неблагополучии в социалистическом развитии, о нарастании кризисных явлений стали настойчиво раздаваться в социалистических странах Восточной Европы, буквально перерастая в “набат” о необходимости проведения срочных существенных преобразований, реформирований в сторону улучшения и подъема социализма. Эти требования стали чаще раздаваться в Польше, затем в Венгрии, Чехословакии, отличающимися более продвинутыми демократическими традициями, гражданским самосознанием, опытом борьбы людей за свои права.

Основными были требования обеспечения демократии, народовластия, конкретно – участия рабочих, трудящихся в управлении предприятиями, самоуправлении через “рабочие советы”, контроля и распоряжения производственными, трудовыми, распределительными отношениями, чтобы добиться больше социальной справедливости и ликвидации, сокращения привилегий начальства. В Польше это выразилось в ряде острых конфликтных ситуаций, в Венгрии и Чехословакии – в массовых выступлениях трудящихся, населения (в том числе контрреволюционного характера), в событиях 1956 и 1968 гг.

Изначально их причиной было движение за обновление социализма, за избавление его от явных дефектов и деформаций. Подавление этих выступлений путем ввода советских войск (и других стран) в Венгрию и Чехословакию более или менее стабилизировало обстановку, но не разрешило назревших противоречий, трудностей, не сняло кризисных явлений, не улучшило сам социализм. Дальнейшее кризисное ухудшение обстановки привело к массовым выступлениям в Польше в 1980-198l гг. с лозунгами обновления социализма.

Во время данных событий руководителями партий и государства были выдвинуты лозунги, раскрывающие, какого качества социализм массы и руководители хотели бы видеть. Это “демократический социализм”, “гуманный социализм”, “социализм с человеческим лицом” и тому подобное обновленное социалистическое общество. Главными направлениями предлагаемых изменений были: демократизация; гуманизация, обеспечение прав и свобод; постановка в центр развития интересов народа, трудящихся, человека; самоуправление на всех уровнях, прежде всего непосредственно на предприятиях; устранение системы привилегий и социального паразитизма; гласность и полная информация; моральное обновление и оздоровление социально-духовных и нравственных отношений.

Принимая во внимание, что в данные здоровые в основе требования и выступления одновременно подключились (как всегда обычно бывает) внутренние контрреволюционные и внешние империалистические силы, все же следует признать, что их главным источником и причиной были собственные объективные и субъективные недостатки, изъяны, ошибки социализма. Недаром, говоря об уроках событий в Польше, Л.И.Брежнев сказал на ХХVI съезде КПСС в 1981 г., что необходимо “чутко прислушиваться к голосу масс, решительно бороться со всякими проявлениями бюрократизма, волюнтаризма, активно развивать социалистическую демократию, проводить взвешенную реалистическую политику во внешнеэкономических связях”.

Следовательно, в лагере социализма, и прежде всего в Европе, необходимо было срочно “чинить”, “ремонтировать”, реформировать социалистическую действительность, которая тогда обозначалась понятием “реальный социализм” (термин, инициированный Б.Н.Пономаревым). Тем более, что в советской научной литературе впервые в 1981 г. вице-президентом АН СССР П.Н.Федосеевым была сформулирована смелая и обоснованная позиция о том, что и в условиях социализма при конкретных обстоятельствах могут возникать антагонизмы, что до того времени напрочь отвергалось и исключалось. По его словам, “Нельзя, как показывает исторический опыт, исключать, что при определенных условиях – вследствие крупных и долгое время накапливающихся недостатков в организации хозяйственного и культурного строительства, в управлении общественными делами и т.д. – неантагонистические противоречия могут приобрести черты противоречий антагонистических” [47]. Я позже также писал, “что реально, практически наблюдаемые в развитии социалистических стран антагонистические противоречия или их элементы являются результатом складывающихся конкретных условий, приводящих к временному отклонению, к частичному расхождению с собственной внутренней природой социализма, с общими закономерностями его общественного развития” [48].

В те годы в мировом коммунистическом движении, прежде всего в Западной Европе, резко стало высказываться несогласие с тем “реальным” обликом, который имел социализм в СССР. Это проявилось в течении так называемого “еврокоммунизма” во Франции, Испании, Италии и других странах. Коммунисты и трудящиеся западноевропейских стран, добившиеся тяжелой борьбой многих завоеваний в демократических правах и свободах, не могли согласиться с их ограничениями в СССР и с таким ущербным образом “реального социализма”.

Они рисовали улучшенный, более возвышенный и привлекательный образ, как они говорили, собственных “цветов”, “моделей” и “вариантов” социализма. Главными его качественными дополнениями были: 1) подлинная демократия, 2) права и свободы человека, 3) многообразие и плюрализм мысли, слова и действия, 4) богатство и разнообразие, индивидуализированность материальной и духовной культуры, 5) в целом более высокое качество цивилизованности.

Со всем этим советское руководство обязано было считаться, обязано было показать пример решительного, революционного выхода из кризиса и деформаций, обновлять социализм у себя и поддержать все здоровые призывы и линии обновления в европейских и всех других социалистических странах. Разве было бы что-то плохое, если бы социализм действительно стал демократическим, гуманным, социализмом с человеческим лицом?! А с каким иным его хотели видеть? Это были, может быть, последние шансы, возможности практического обновления и подъема социализма. И эти шансы сознательно упускались.

Вот страшные уроки заскорузлости, косности, закостенелости, консерватизма, нерешительности, ограниченности тогдашнего советского руководства, да фактически и всего (кроме Ю.В.Андропова) в послевоенные годы.

Они не могли, не были в состоянии, да, видимо, и не хотели понять, что социализм – это революционно изменяющееся, революционно развивающееся общество, что постоянно подчеркивал В.И.Ленин и делал в своей практике, предупреждая в то же время о ненужности излишней революционности. Но возможности отсутствия вообще революционности в деле прогресса социализма, особенно при прохождении им новых и новых этапов общественного прогресса, он просто не допускал, исключал как антидиалектичность и практическую неспособность к руководству социалистическим развитием.

Советские лидеры, думая главным образом об удержании своей власти, слишком много говорили о “стабильности”, нажимали на сомнительные ценности “стабильности”, явно боясь нововведений, новаций, свежего ветра перемен, прогрессивных реформ и скачков. Привычная, “стабильная” обстановка их вполне устраивала. Но во вред социализму, прогрессу страны и историческим перспективам. А партия не обладала силой поправить или сменить таких руководителей.

В итоге вопиющих бездействий и бездеятельности партийно-государственного руководства перед лицом исторических требований социалистический общественный процесс был застопорен, практически стоял на месте, говоря словами В.И.Ленина, топтался на месте, а потому деформировался, наращивал свои недостатки.

Проводя линию “советоцентризма”, “кремлецентризма”, советские руководители не проводили реформы у себя и не поощряли их в братских социалистических странах Восточной Европы. Наоборот, подавляли там попытки к социалистическому обновлению. А ведь это создавало опасность слома самого социализма.

Если на место старого не приходит новое, то старое, отживающее начинает саморазрушаться. Это закон диалектики. Руководство СССР, как и руководство любой социалистической страны, не обеспечивающее динамизм общественных изменений и преобразований в соответствии с объективными потребностями, прорывающимися посредством острейших противоречий, антагонизмов, кризисов, спадов, деформаций, несет колоссальную ответственность за судьбы социализма.

2. Другая главная опасность: перерождение власти, отрыв ее от народа и превращение в единовластную, авторитарную, диктаторскую, замена власти для народа властью над народом. Как свидетельствует историческая практика, в досоциалистических эксплуататорских обществах противостояние власти и народа естественно, поскольку оно покоится на классовом, социальном антагонизме господствующих классов, устанавливающих свою власть, и угнетенных классах трудящихся. В самых развитых демократиях мера демократии определяется тем, сколько ее удалось отвоевать, завоевать трудящимися, всем населением в классовой борьбе. В лучшем случае буржуазная демократия выражает власть над народом в приукрашенных формах, а максимально, при социал-демократических правительствах, – что-то среднее между властью над народом и властью для народа. Вот почему класс капиталистической, империалистической олигархии не опасается за свое истинное господство, когда правительственным управлением занимаются социалисты, социал-демократы, левые лейбористы. Политический курс в главном остается тем же – буржуазным.

Капитализм часто устанавливает власть против народа, при этом в жесточайшей, диктаторской форме. Причем главными “специалистами” по установлению диктаторских режимов являются “демократические” США, создавшие кровавые диктатуры во многих странах Латинской Америки (Батиста на Кубе, Стресснер в Парагвае, Пиночет в Чили и т.д.), Азии (череда диктаторов в Южной Корее), Африки. В Европе это фашистский гитлеровский режим в Германии как крайнее порождение того же капитализма.

Одним словом, капитализм и диктатура, капитализм и фашизм – частое, обычное, естественное соединение и взаимодополнение.

Принципиально иное соотношение власти и народа должно быть при социализме. Социализм основывается на самовластии народа. К.Маркс это выразил словами “управление народа посредством самого народа” [1, т. 17, с. 350]. Социализм и последовательная демократия неразрывны, органично едины.

Реализуя это на практике в Советской России, В.И.Ленин подчеркивал, что новая советская власть держится “исключительно при помощи доверия огромной массы, исключительно тем, что привлекала самым широким и самым сильным образом всю массу к участию во власти... Это – власть, открытая для всех, делающая все на виду у массы, доступная массе, исходящая непосредственно от массы, прямой и непосредственный орган народной массы и ее воли” [2, т. 41, с. 381].

Реализацией творчества и потенций народа как субъекта власти в России явилось то, что именно он сам создал понятную каждому человеку форму народовластия – Советы. По словам В.И.Ленина, “если бы народное творчество революционных классов не создало Советов, то пролетарская революция была бы в России делом безнадежным ...” [2, т. 34, с. 305]. А так при В.И.Ленине народ через властные функции Советов сам творил и созидал социализм. Впервые в истории это была действительно власть народа, власть самого народа, воздействующего примера которой на мир так боялись империалисты и которую они с самого начала стремились разрушить или хотя бы максимально деформировать.

Возможную опасность деформирования советского народовластия, отрыва власти от народа увидел сам В.И.Ленин в последние годы своей деятельности.

В.И.Ленин в конце 1922 – начале 1923 гг. разработал три основные линии преобразований, которые должны были, по его замыслу, предотвратить возможность перерождения советской власти.

Первая линия – исключение преувеличения, абсолютизации роли одной властной личности – вождя, устанавливающего фактическое единовластие, авторитаризм, диктатуру. Эту опасность В.И Ленин увидел в лице И.В.Сталина. И.В.Сталин не был перемещен со своего поста генсека, как рекомендовал В.И.Ленин, и после В.И.Ленина хитрыми шагами, интригами (которые стали нормой послеленинского периода, главным методом прихода к власти), противопоставлениями своих соперников, затем прямыми репрессиями возвел свою власть в абсолют, в диктатуру. Слово его было единственным, непререкаемым, окончательным, неважно – ошибочным, губительным или разумным, оправданным.

Сталинская диктатура с ее беспрекословностью, всеподчинением, культом создала в социализме опаснейший прецедент абсолютизации властной роли личности, прямо противоположный ленинским методам и принципам, основывающимся на коллективности, коллегиальности, товариществе, открытости, честности, принципиальности, демократизме, гуманизме. Надо прямо признать, что сталинские методы явно импонировали послесталинским руководителям, в подавляющей части весьма посредственным. Ведь так легче, так удобнее: никто тебе не перечит, все поддакивают, воспевают, возвеличивают, и ты сам себе начинаешь нравиться. Так было с Н.С.Хрущевым, Л.И.Брежневым, К.У.Черненко, М.С.Горбачевым.

Оставшиеся в живых члены Политбюро нередко признаются, что их к этому вынуждала некая “партийная дисциплина”: мол, неудобно умалять престиж генсека, первого, спорить с ним, возражать ему. Чушь это и жалкая попытка оправдания собственной беспринципности и трусости.

Самая верная политика и личное поведение – принципиальное, честное, прямое, открытое. Так всегда поступал В.И.Ленин. Ведь ты несешь ответственность за большое общее дело, за страну, за социализм, а не просто за собственную шкуру, за карьеру. Карьеризм и шкурничество нанесли огромный вред делу социализма.

Вслед за СССР подмена первейшей и решающей роли народа в социалистическом развитии ролью отдельной личности стала повторяться во многих других социалистических странах, приводя к тому, что на место власти народа вставала власть одного лица. А это сразу создает опасность допущения грубейших ошибок и сбоев в развитии социализма. Во-первых, ошибки допускают как раз отдельные личности, а не народ, классы в целом. Во-вторых, проблема в том, какими качествами обладает правящее лицо. Гений ли это, как В.И.Ленин, большая личность революционера, как Фидель Кастро, умный и смелый реформатор, как Дэн Сяопин, талантливый практик и человек, как Янош Кадар, или это просто посредственность, случайное лицо, волей обстоятельств и собственными интригами пробившееся к власти. Тогда от него можно ожидать чего угодно, вплоть до величайшего в мировой истории предательства, которое совершил М.С.Горбачев, за что он будет навсегда заклеймён прогрессивными людьми и народами.

Гипертрофирование роли единоличной властной персоны стало сопровождаться соответственно неоправданным возвышением значения окружения лидера, прежде всего “серых кардиналов”, фактически определяющих политику сверху вместо бездарных лидеров. Еще одно – буквально позорное явление для руководства развитием социалистических стран, это беспрецедентная роль жен некоторых вождей, лидеров.

Два самых ярких примера – роль жены Мао Цзэдуна Цзян Цин, в том числе в организации и проведении “культурной революции” с 1966 г., избиении партийных кадров, в устранении крупнейших и заслуженных партийно-государ

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

УРОКИ XX ВЕКА И ПУТЬ В XXI ВЕК

На сайте allrefs.net читайте: "УРОКИ XX ВЕКА И ПУТЬ В XXI ВЕК"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Уроки взлетов и падений социализма вXX веке

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

В авторской редакции
    Рецензенты:доктор филос. наук А.К.Кузнецов, доктор филос. наук Ю.К.Плетников доктор филос. наук Д.В.Джохадзе д

Основное, главные и ведущие противоречияXX столетия
Источником всего общественного и цивилизационного развития являются диалектические противоречия в процессе их разрешения и тем самым перевода общественных явлений на новый, более высокий уровень. Д

Характерные черты эпохиXX века
Эпоха двадцатого столетия – грандиознейшая, совершенно необычная по насыщенности событиями, экономическими прорывами и научно-техническими изменениями, революциями и контрреволюциями, мировыми войн

Верность главных открытий и положений К.Маркса и Ф.Энгельса о капитале и труде
Почти 150-летнее развитие капитализма после основных программных трудов и документов К.Маркса и Ф.Энгельса (“Манифест Коммунистической партии” в феврале 1848 г., завершение К.Марксом работы над пер

Существенные изменения в развитии капитала, труда и их взаимоотношений с XIX по конец XX века
Что касается капитала, то из промышленного он стал прежде всего финансовым, банковским, из империалистического – ультраимпериалистическим, из национального – транснациональным, глобальным, и

Новая острая проблема труда и “антитруда” в России
Хорошо известно, что труд, созидательная, творческая трудовая деятельность – решающая деятельностная основа прогресса общества, культуры, цивилизации, самого человека. Капитализм, капитал создавали

Тенденции и перспективы борьбы труда с капиталом в России, СНГ и в мире на рубеже XXI столетия
По этим вопросам целесообразно выделить семь основных положений. Первое положение – тенденции и перспективы усиления борьбы труда с капиталом в результате обострения кризиса капитал

Коммунизм отXIX к XXI веку
За 150 лет со времени написания К.Марксом и Ф.Энгельсом (декабрь 1847 – январь 1848 г.) “Манифеста Коммунистической партии” и его первого выхода отдельным изданием в Лондоне в феврале 1848 г. комму

Что получил М.С.Горбачев в наследие в 1985 году, что нужно было делать и что он развалил и уничтожил за семь лет
25 декабря 1991 года М.С.Горбачев сделал заявление в связи с уходом с поста Президента СССР. Он считает, что под его руководством “проделана работа исторической значимости”, что “то, что сделано, д

Дилеммы мировой цивилизации, культуры, человека в концеXX столетия
Характернейшей чертой XX века является то, что в центр эпохи встали проблемы развития человека, культуры, в целом цивилизации. Это говорит о новом, более высоком качестве двадцатого с

Интегрирующая и универсализирующая роль культуры в мировых процессах
Культура играет особую, специфическую роль во взаимоотношениях человека и мира. Она вовсе не включается как однопорядковый ингредиент в такие явления, их соотношения и связи, как человек – природа

Россия отxx к xxi веку: альтернативы пути в будущее
В конце XX столетия Россия находится в кризисной, критической ситуации. И в развитии экономики, и в состоянии и изменениях в обществе в целом, и в цивилизационном развитии. Кризис системный, начавш

Современный кризисный мир и перспективы его развития вxxi столетии
В конце XX века не только Россия, но и весь мир находится на переломе и перепутье. При всех огромнейших достижениях и кардинальнейших свершениях, качественно поставивших XX столетие на небыв

Мир рубежа ХХ-ХХI веков перед дилеммой перехода к качественно новым путям системосвязанного общечеловеческого развития
В преддверии XXI века общая ситуация в мире предстает чрезвычайно сложной, напряженной, неустойчивой, чреватой серьезными потрясениями. Как в геополитическом, так и в общественно-цивилизационном от

ИЗМЕНЕНИЯ И БОРЬБА КАПИТАЛА И ТРУДА ЗА ПОЛТОРА СТОЛЕТИЯ
1. Противоречие и борьба труда и собственности, труда и капитала – движущая сила развития всемирной истории 2. Верность главных открытий и положений К.Маркса и Ф.Энгельса о капитале и труд

МАРКСИЗМ С ДЕВЯТНАДЦАТОГО ПО ДВАДЦАТЫЙ ВЕК..
1. Марксизм и коммунизм...................................................................... 2. Содержательные уровни марксизма............................................. 3. Ме

УРОКИ ВЗЛЕТОВ И ПАДЕНИЙ СОЦИАЛИЗМА В XX ВЕКЕ
1. Позитивные черты и уроки развития социализма................... 2. Обеспечение постоянного движения социализма вперед, преодоления противоречий, трудностей, ошибок 3. Главные о

ВЕЛИЧАЙШАЯ АНОМАЛИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1. Парадокс слома субъективной властью объективной реальности 2. Почему М.С.Горбачев развалил страну, кто он как деятель* 3. Четыре лика М.С.Горбачева.............................

РОССИЯ ОТ XX К XXI ВЕКУ: АЛЬТЕРНАТИВЫ ПУТИ В БУДУЩЕЕ
1. Последние 10 лет Россия шла самым худшим путем развития 2. Современное отсталое место России и стран СНГ в глобальном мире 3. Россия перед выбором будущего: альтернативы развит

СОВРЕМЕННЫЙ КРИЗИСНЫЙ МИР И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В XXI СТОЛЕТИИ
1. Конец XX века выявил и обозначил системный и всеохватывающий кризис мирового развития 2. Проявление кризисности и исчерпанности прежних путей и конкретных моделей общественного и цивили

Уроки XX века и путь в XXI век: (социально-философский
анализ и прогноз) Утверждено к печати Ученым советом Института философии РАН В авторской редакции Художник В.К.Кузнецов Технический реда

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги