рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Магический гриб мухомор

Магический гриб мухомор - раздел Философия, Опубликованный Материал Предоставлен Автором © Шаповалов А.в. ...

Опубликованный материал предоставлен автором © Шаповалов А.В.

Шаповалов А.В.

Магический гриб мухомор

(к вопросу об использовании психотропных средств в шаманской практике)

Оглавление

Мухомор и сома: рождение научного мифа. 1

Поиск археологических свидетельств в Сибири. 2

Потребление мухомора у народов севера Сибири. 4

Мухомор в мифе и ритуале. 5

Галлюциногены в шаманской практике. 7

И снова мухоморы. 9

Литература. 9

Галлюциногенные и психотропные средства являются непременными элементами традиционной культуры многих народов мира. К какому бы региону мира мы не обратились, обязательно встретим использование наркотиков местного происхождения. Народы Мексики издавна использовали галлюциногенный кактус пейот (мескал) и псилобициновые грибы, в Южной Америке жевали листья коки, в Северной и Центральной – вдыхали дым табака, народы Океании варили из корней перечных растений опьяняющий напиток – каву, в Азии потребляли различные снадобья на основе конопли и мака, в Центральной Африке – напитки из коры колы. Причем чаще всего потребление галлюциногенов связано с ритуально-обрядовой практикой и имеет очень древние исторические традиции, подтвержденные многочисленными письменными источниками и находками археологов.

Нужно полагать, что в Сибири задолго до н.э. были известны опьяняющие свойства местных психотропов – конопли, белены, багульника, борщевика и других растений, издревле использовавшихся в Евразии для приготовления наркотических снадобий. Пример, ставший уже хрестоматийным – "скифская баня" – описанный Геродотом способ коллективного вдыхания дыма конопли причерноморскими скифами, нашел археологические подтверждения именно в Сибири. На территории Горного Алтая при раскопках Пазырыкских курганов V в. до н.э. в линзе вечной мерзлоты найдены прекрасно сохранившиеся аксессуары скифского наркотического сеанса – небольшие конические шалаши с покрытиями из войлока и кожи, под одним из которых стояли бронзовые сосуды с обожженными камнями и обуглившимися семенами конопли, к шесту другого привязана кожаная сумка с семенами конопли (Руденко, 1962, с. 242-243).

Чаще всего наркотический опыт народов Сибири связывают с другим растением – мухомором. В настоящее время сложился уже своеобразный научный миф о широчайшем использовании мухоморов в ритуально-обрядовой практике народов Сибири. Он особенно распространен среди западных историков и этнофармакологов (Wasson, 1968; Маккена, 1995; Джейсм, Торп, 1997). Причем, потребление мухоморов обязательно связывают с сибирским шаманизмом, находя многочисленные параллели шаманской психоделии в грибных церемониях древних и современных народов мира. Но так ли это на самом деле, были ли столь широко распространены в Сибири галлюциногенные грибы; сколь прочны связи между сибирским шаманизмом и психотропными свойствами мухоморов; и как вообще использовали наркотические средства сибирские шаманы? Попыткой разобраться в этих в этих вопросах является данная статья.

Мухомор и сома: рождение научного мифа.

Становление этномикологии и развернувшиеся вокруг нее дискуссии, помимо бесспорно плодотворного результата – привлечения внимания к роли грибов в…

Поиск археологических свидетельств в Сибири.

Вслед за Н.Н.Диковым, в этом же ключе трактовала антропоморфные изображения в широких "грибовидных" шляпах в петроглифах Саянского каньона… Авторитет выше названных исследователей столь высок, а гипотеза так масштабна… В ряду попыток археологов интерпретировать предметы грибовидной формы особняком стоит гипотеза новосибирского…

Потребление мухомора у народов севера Сибири.

Судя по всему, до прихода русских наркотические свойства мухоморов были широко известны не только народам северо-восточной Сибири. Есть сведения,… В состав мухомора красного входят два алкалоида – мускарин и микоатропин.… Народы Сибири, судя по приведенным выше примерам, достаточно хорошо знали "среднюю" дозу – три гриба. Но…

Мухомор в мифе и ритуале.

Употребляя мухоморы, люди легко входят в контакт с ними, обретают часть их мистической силы, иногда могут даже сами становиться (ощущать себя)… Чаще в Западной Сибири свойства мухоморов использовали не для вступления в… Шаманизм же относится к более развитой стадии представлений о мире сакрального. В центре его культовой практики всегда…

Галлюциногены в шаманской практике.

Чаще всего использование их также связывают с шаманскими практиками. Так нивхские шаманы обязательно практиковали перед и во время обрядов сжигание… У айнов перед камланием в горячую золу помещали ветки ели, лиственницы, дикого… Включенность психитропных и галлюциногенных препаратов в контекст обряда, по-видимому, является доминантной чертой…

И снова мухоморы.

Литература.

Karjalainen K.F. Die Religion der Jugra – Volkern. Helsinki, 1927. Vol. III.

Lehtisalo T. Entwurf einer Mythologie der Jurak-Samojeden // Memoires de la Societe Finno – Ougrienne. Helsinki, 1927. Vol. 53.

Levi-Strauss C. Les champignons dans la culture // L`Homme. 1970 N. 10. P. 5 – 16.

Wasson R.G. Soma: Divine Mushroom of Immortality. – The Hague, Mouton, 1968. – 380 p.

Wasson R.G., Wasson V.P. Mushrooms, Russia, and Нistory. – New York, Pantheon Books, 1957. 2 v. – 432 p.

Астахова В.Г. Загадки ядовитых растений. М.: Лесная промышленность, 1977. Ч. 1. Ядовитые растения.

Богораз В.Г. Материальная культура чукчей. М.: Наука. 1991. – 224 с.

Богораз-Тан В.Г. Чукчи. Ч. II. Религия. Л.: Изд-во главсевморпути. 1939. – 208 с.

Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. М.: Мысль. 1983. – 206 с.

Брехман И.И., Сем Ю.А. Этнофармакологическое исследование некоторых психоактивных средств мадых народов Сибири и Дальнего Востока // Лекарственные средства Дальнего Востока. Хабаровск, 1970. Вып. 10. С. 16-19.

Бутанаев В.Я. Этническая культура хакасов. Абакан: Изд-во хакасс. гос. ун-та. 1998. – 352 с.

Гарковик А.В. Предметы мелкой пластики как отражение некоторых сторон духовной жизни древних обществ // Мир древних образов на Дальнем Востоке. Тихоокеанская археология. Вып.10. Владивосток: Изд-во ДВГУ. 1998. С. 49 -58. Рис. 1;5.

Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. Спб, 1799. Ч.- 1-4.

Джеймс П., Торп Н. Древние изобретения. Минск: Попурри. 1997. – 768 с.

Диков Н.Н. Древние культуры Северо-Восточной Азии. Азия на стыке с Америкой в древности. М.: Наука. 1979. – 352 с.

Диков Н.Н. Наскальные загадки Древней Чукотки. Петроглифы Пегтымеля. М.: Наука, 1971.

Дневная мемория геодезиста Ф.Елистратова от Тагальской крепости берегом по пенжинской губе до р. Пенжины в последовании под командою титулярного советника Баженова с 14-го сентября по 21-е число 1787 года // Этнографические материалы северо-восточной географической экспедиции 1785-1795 гг. Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1978.

Дэвлет М.А. Древние антропоморфные изображения из Саянского каньона Енисея // Соотношение древних культур Сибири с культурами сопредельных территорий. Новосибирск: Наука, 1975. С. 238-248.

Дэвлет М.А. Пляшущие человечки // Природа, 1976. № 9. С. 115-123.

Елизаренкова Т.Я., Топоров В.Н. Мифологические представления о грибах в связи с гипотезой о первоначальном зарактере сомы // Тезисы докладов IV летней школы по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1970. С. 40-46.

Кирьяк М.А. Грибы в сюжетах западно-чукотской позднепалеолитической графики (памятники мобильного искцусства) // Мир древних образов на Дальнем Востоке. Тихоокеанская археология. Вып.10. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1998. С. 106 – 122.

Кирьяк (Дикова) М.А. Древнее искусство севера Дальнего Востока (Каменный век). Магадан: СВКНИИ ДВО РАН, 2000. – 288 с.

Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки. М.,Л.: Изд-во Главсевморпути, 1949.

Кулемзин В.Н., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск: Наука, 1992. – 136 с.

Маккена Т. Пища богов. М.: Изд-во трансперсонального института. 1995. – 379 с.

Мелетинский Е.М. Палеоазиатских народов мифология // Мифы народов Мира. М.,1988. Т. II. С. 274-278.

Окладников А.П. Неолитические памятники Нижней Ангары (от Серово до Братска). Новосибирск: Наука, 1976. – 327 с.

Окладников А.П., Запорожская В.Д. Петроглифы Забайкалья. Л.: Наука, 1969. Ч.I. – 217 с.

Окладников А.П., Запорожская В.Д. Петроглифы Средней Лены. Л.: Наука, 1972. – 271 с.

Патканов С. Тип остяцкого богатыря по остяцким былинам и героическим сказаниям. СПб., 1891.

Подмаскин В.В. Использование лекарственных растений и животных удэгейцами // Биологические ресурсы восточной и Юго-восточной Азии и их использование. Владивосток: Наука, 1978. С. 54-60.

Спеваковский А.Б. Духи, оборотни, демоны и божества айнов (религиозные воззрения в традиционном айнском обществе). М.: Наука, 1988. – 205 с.

Тиваненко А.В. Древнее наскальное искусство Бурятии. Новосибирск: Наука, 1990. – 206 с.

Топоров В.Н. Грибы // Мифы народов Мира. М.,1987. Т. I. С. 335-336.

Троицкая Т.П., Бородовский А.П. Большереченская культура лесостепного Приобья. Новосибирск: Наука, 1994. -184 с.

Формозов А.А. Новые книги о наскальных изображениях в СССР (обзор публикаций 1968-1972 гг.) // СА, 1973. № 3

Чернецов В.Н. Вогульские сказки. Сборник фольклора народа манси. Л., 1935.

Шатилов М.В. Остяко-самоеды и тунгусы Принарымского региона // Труды Томского краеведческого музея. Томск, 1927. Т. I.

Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. М.: София, 1998. – 384 с.

Примечания:

Наука о использовании грибов в культурах народов мира

Несогласованность мн. и ед. числа – ошибка цитируемого автора.

Здесь может быть преувеличение, доза свыше семи грибов крайне токсична и может привести к летальному исходу.

Напомним, что современная наркомания не имеет ничего общего с использованием психотропов с традиционной культуре.

– Конец работы –

Используемые теги: Магический, гриб, мухомор0.059

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Магический гриб мухомор

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Существует магический круг зависимости цены, затрат, объема производства
На сайте allrefs.net читайте: "Существует магический круг зависимости цены, затрат, объема производства"

Существует магический круг зависимости цены, затрат, объема производства
На сайте allrefs.net читайте: "Существует магический круг зависимости цены, затрат, объема производства"

Магические слова
На сайте allrefs.net читайте: "Магические слова"

Технология выращивания грибов
На сайте allrefs.net читайте: "Технология выращивания грибов"

ГРИБЫ
Информация про ядовитые и съедобные грибы...

РАЗВЕДЕНИЕ ГРИБОВ НА ДАЧНОМ УЧАСТКЕ, В КВАРТИРЕ, В ГАРАЖЕ
На сайте allrefs.net читайте: "РАЗВЕДЕНИЕ ГРИБОВ НА ДАЧНОМ УЧАСТКЕ, В КВАРТИРЕ, В ГАРАЖЕ"...

Раскрытие смысла русских народных сказок с помощью Магического Театра.
На сайте allrefs.net читайте: "Раскрытие смысла русских народных сказок с помощью Магического Театра."

И когда самопознание превратилось для меня в тот смысл, который пропитывает большую часть жизни, мне стал открываться качественно иной - магический аспект мастерства в любом деле. Это то, что на мой взгляд, объединяет глубинным смыслом подлинных мастеров
На сайте allrefs.net читайте: "Валерий Агеев, Владислав Лебедько"

Эктотрофнаянаружная, при которой гриб оплетает покровную ткань окончаний молодых корней и проникает в межклетники самых наружных слоев коры
эктотрофная наружная при которой гриб оплетает покровную ткань окончаний молодых корней и проникает в межклетники самых наружных слоев коры... эндотрофная внутренняя которая характеризуется внедрением мицелия гиф... В Лишайники Симбиоз гриба и водоросли Формообразующей частью слоевищ лишайников является гриб Водоросли...

Лекция: Грибы Mycota или Fungi
Общее представление о грибах и их значении Строение тела и клеток грибов Размножение грибов Основы систематики грибов Дрожжи Форма и... Литература Мудрецова Висс К А Дедюхина В П Микробиология санитария и... Общее представление о грибах и их значении К...

0.03
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Грибы на асфальте Грибы на асфальте...
  • Лекция. Паразитические водные грибы На сайте allrefs.net читайте: Лекция. Паразитические водные грибы.
  • Общее представление о грибах и их значении Общее представление о грибах и их значении Строение тела и клеток грибов Размножение грибов Основы систематики грибов Дрожжи Форма и... Литература Мудрецова Висс К А Дедюхина В П Микробиология санитария и... Общее представление о грибах и их значении К...
  • Магическая Прага Весь земной путь древнего человека проходил под знаком соответствия принятым обычаям, традициям, ритуалам, за каждым его шагом сурово следили… Неудивительно поэтому, что и об основании Праги возникло множество легенд и… Прага очень быстро превратилась в политический и культурный центр чешских земель, своего рода символ чешского…
  • Грибы и их роль в природе и в развитии цивилизации Современные представления о природе грибов Что же такое грибы в нашем современном понимании? Прежде всего, это одна из древнейших групп… Большинство микологов определяют потенциальное биологическое разнообразие… Вместе с тем на сегодняшний день нет единого мнения по вопросу, какие организмы следует относить к грибам? Имеется…