рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПОНИМАНИЕ ДХАРМАТЫ

ПОНИМАНИЕ ДХАРМАТЫ - раздел Философия, Смерть в современном мире Теперь, Когда Бардо Дхарматы Озаряет Меня, Я Оставлю Весь Страх И Ужас, ...

Теперь, когда бардо дхарматы озаряет меня,
Я оставлю весь страх и ужас,
Я узнаю, что все проявляющееся есть выражение моего собственного Ригпа,
И узнаю это как естественное проявление бардо;
Теперь, когда я достиг этого решающего момента,
Я не испугаюсь мирных и гневных божеств, которые возникают из природы моего же собственного ума.

Ключом к пониманию этого бардо является то, что все опыты, имеющие место в нем, есть естественное сияние природы нашего ума. Здесь происходит освобождение различных аспектов его просветленной энергии. Точно так же, как танцующие радуги света, отражаемые кристаллом, являются его естественным проявлением, ослепительные проявления дхарматы не могут быть отделены от природы ума. Это есть ее спонтанное выражение.

Итак, какими бы ужасающими не могли быть проявления дхарматы, говорится в Тибетской Книге Мертвых, они воззовут к вашему страху не более, чем чучело льва.

Строго говоря, тем не менее, было бы неправильно называть эти проявления "видениями" или даже "переживаниями", потому что видения и переживания зависят от дуалистических взаимоотношений между воспринимающим и тем, что воспринимается. Если мы сможем узнать проявления бардо дхарматы как энергию мудрости нашего собственного ума, то не будет разницы между воспринимающим и тем, что воспринимается. И это есть опыт недвойственности. Полностью войти в этот опыт – значит обрести просветление. Ибо, как говорит Калу Ринпоче: "Освобождение возникает в тот момент в состоянии после смерти, когда сознание может сознавать свои переживания как нечто иное, нежели сам ум".

Тем не менее теперь, поскольку вы более не заслонены и не защищены ни физическим телом, ни миром, энергии природы ума, высвобожденные в состоянии бардо, могут выглядеть поразительно реально и проявляться такими, как будто они имеют объективное существование. Кажется, что ими населен весь мир вокруг нас. И без стабильности в практике у нас нет знания о том, что недвойственно, и что не зависит от нашего собственного восприятия. Однако мы ошибочно воспринимаем проявления, как нечто отдельное от нас, как "внешние видения". Мы реагируем на это страхом или надеждой, что ведет нас к заблуждению.

Поскольку при озарении Изначальным Светом узнавание было ключом к освобождению, то здесь, для бардо дхарматы, это также справедливо. Только здесь это есть узнавание самосияющего Ригпа, проявляющейся энергии природы ума, дающее выбор между освобождением и продолжением бытия в неконтролируемом цикле перерождений. Возьмем, например, проявление ста мирных и гневных божеств, которые приходят во второй фазе бардо. Они состоят из будд пяти семейств, их супруг, мужских и женских бодхисаттв, будд шести сфер и ряда гневных и защищающих божеств. Все они возникают в блистающем свете пяти мудростей.

Как нам понимать этих будд или божеств? "Каждая из этих чистых форм выражает просветленную перспективу части нашего загрязненного переживания". Пять мужских будд являются чистыми аспектами пяти составляющих эго. Их пять мудростей есть чистый аспект пяти негативных эмоций. Пять женских будд есть чистые качества элементов ума, которые мы переживаем как нечистые элементы нашего физического тела и окружающей среды. Восемь бодхисаттв являются чистым аспектом различных типов сознания, и их супруги – объектами этих типов сознания.

Проявляется ли чистое видение будда-семейств и их мудростей, либо возникает нечистое видение составляющих ума и негативных эмоций – все это по сути одно и то же в своей фундаментальной природе. Различие состоит в том, как мы их узнаем, и узнаем ли мы то, что они возникают из основы природы нашего ума как его просветленная энергия.

Возьмем к примеру то, что проявляется в нашем обычном уме, – мысль о желании. Если ее истинная природа узнана, то эта мысль возникает свободной от хватания за нее, а следовательно, – как "мудрость различения". Ненависть и гнев, будучи истинно, [?] и возникают как алмазоподобная ясность, свободная от захватывания. Это есть "зерцалоподобная мудрость". Когда неведение узнано, оно возникает как широкая и естественная ясность без концепций – "мудрость всеокружающего пространства". Гордыня, будучи узнанной, сознается как недвойственность и равностность – "уравнивающая мудрость". Зависть при узнавании освобождается от пристрастия и возникает как "всесовершающая мудрость". Таким образом, пять негативных эмоций возникают как непосредственный результат нашего неузнавания их истинной природы. Когда они истинно узнаны, они очищены и освобождены, и проявляют себя не иначе, как показ пяти мудростей.

Если вы не справляетесь с узнаванием блистающего света этих мудростей в бардо дхарматы, то в ваше "восприятие" проникает хватание за себя, и как говорит один учитель, человек, у которого из-за серьезной болезни поднимается сильный жар, будет подвержен галлюцинациям и увидит все виды иллюзий. Таким образом, например, если вы не сможете узнать красный, рубиновый свет мудрости различения, то она проявится как огонь, потому как она является чистой сущностью элемента огня; если вы не сможете узнать истинную природу золотого сияния уравнивающей мудрости, то она возникает как элемент земли, потому что это чистая сущность элемента земли; и так далее.

Если хватание за себя проникает в "восприятие" проявлений бардо дхарматы, они преображаются, мы могли бы почти сказать уплотняются через это в различные основы заблуждений сансары.

Чтобы показать отсутствие узнавания, и как разворачивается хватание за себя, один учитель Дзогчен использует в качестве примера лед и воду. Вода в обычном жидком состоянии – это элемент с удивительными качествами, который очищает и утоляет жажду. Но когда она замерзает, она уплотняется и превращается в лед. Аналогичным образом, всякий раз, когда возникает хватание за себя, оно уплотняет как наш внутренний опыт, так и способ, которым мы воспринимаем окружающий мир. И также как тепло солнца расплавляет лед в воду, в свете узнавания открывается наша неограниченная природа мудрости.

Теперь мы можем точно увидеть, как после Озарения Изначальным Светом и после бардо дхарматы действительно возникает сансара, как результат двух успешных провалов в узнавании сущностной природы ума. В первом не был узнан Изначальный Свет – основа природы ума. Если бы это произошло, освобождение было бы достигнуто. Во втором не узнана проявляющаяся энергия природы ума, представляющая второй шанс для освобождения. Если это не узнано, то возникающие негативные эмоции начинают уплотняться в различные ложные восприятия, которые совместно продолжают создавать иллюзорные сферы, называемые сансарой, и заключают нас в цикл рождений и смертей. Духовная практика в целом посвящена прямо противоположному – тому, что я назвал бы прогрессом невежества, а следовательно, разрушению и растворению тех взаимосвязанных и взаимозависимых ложных восприятии, которые приводят нас к блужданию в иллюзорной реальности нашего собственного изобретения.

Так же, как и при озарении Изначальным Светом в момент смерти, в бардо дхарматы освобождение не может быть обретено как дар. Ибо когда сияет лучезарный свет, он сопровождается проявлением простых, комфортных и спокойных звуков и свечении, менее вызывающих и переполняющих, чем свет мудрости. Эти тусклые потоки света – дымчатый, желтый, зеленый, голубой, красный и белый – есть наши привычные бессознательные тенденции, накопленные гневом, жадностью, невежеством, желанием, завистью и гордыней. Это эмоции, которые создают шесть сфер сансары: сферы ада, голодных духов, животных, людей, полубогов и богов соответственно.

Если мы не узнали и не стабилизировали при жизни сознавание природы дхарматы, присущей нашему уму, то мы инстинктивно притянемся к тусклым отсветам шести сфер, так как основная тенденция к хватанию, которую мы выстраивали на протяжении жизни, начнет оживать и пробуждаться. Испуганный динамичным сиянием мудрости, ум отступает. Тусклые цвета – приглашение наших привычных тенденций, заманивающих нас к перерождению, определены той негативной эмоцией, которая преобладает в нашей карме и в потоке ума.

Давайте возьмем, как пример из Тибетской Книги Мертвых, проявление одного из мирных будд, что проиллюстрирует весь процесс полностью. Учитель или духовный друг обращается к сознанию умершего человека следующим образом:

О, сын/дочь просветленного семейства, слушай не отвлекаясь!

На третий день воссияет желтый свет, который является чистой сущностью элемента земли. Одновременно из желтой Южной страны будд, известной как "Славная", – перед вами появится Будда Ратнасамбхава. Его тело желтого цвета; он держит в своей руке драгоценность, исполняющую желания. Он предстает на троне, поддерживаемом конями, в объятиях возвышенной супруги Мамаки. Он окружен двумя мужскими бодхисаттвами – Акашагарбхой и Самантабхадрой, и двумя женскими бодхисаттвами – Мапой и Дхупой. Так что шесть образов будды проявляются, окруженные радужным ореолом Света.

Чистота, присущая скандхе ощущения, которая есть – "уравновешивающая мудростью, желтый свет, ослепительный и украшенный световыми тикле, большими и маленькими, сияющими и ясными, и невыносимыми для глаз, устремится к тебе из сердца Ратнасамбхавы и его супруги и пронзит твое сердце так, что глаза не смогут на него пристально смотреть.

Точно в то же время, вместе со светом мудрости, тусклый голубой свет, представляющий человеческую сферу, предстанет перед тобой и пронзит твое сердце. Затем, движимый гордыней, ты убежишь в ужасе от интенсивного желтого света, но придешь в восторг от голубого света человеческой сферы и, таким образом, привяжешься к ней.

В этот момент не пугайся пронзительного желтого света во всем его ослепительном сиянии, но узнай его как мудрость. Позволь твоему Ригпа пребывать в нем спокойно и непринужденно, в состоянии, свободном от какой бы то ни было активности. Имей доверие, преданность и стремление к нему. Если ты узнаешь его, как естественное сияние твоего собственного Ригпа, то даже если у тебя нет преданности и не произнесены необходимые молитвы для вдохновения; все образы будд и лучи света нераздельно сольются с тобой и ты достигнешь состояния будды.

Если ты не узнал это как естественное сияние твоего собственного Ригпа, то молись этому с преданностью, думая так: "Это свет сострадательной энергии Будды Ратнасамбхавы. Я принимаю прибежище в нем". Поскольку в самом деле Будда Ратнасамбхава приходит сопроводить тебя через ужасы бардо, и это лучезарный крючок его сострадательной энергии, то наполни свое сердце преданностью к нему.

Не восторгайся тусклым синим светом человеческой сферы. Это соблазнительный путь привычных тенденций, которые ты накопил посредством сильной гордыни. Если ты привязан к нему – ты низвергнешься в человеческую сферу, где будешь испытывать страдание рождения, старости, болезни и смерти и ты пропустишь шанс спастись из болота сансары. Этот (тускло-синий свет) является препятствием, блокирующим путь к освобождению, так что не смотри на него, но расстанься с гордыней! Расстанься с ее привычными тенденциями! Не будь привязан (к тускло-синему свету)!

Не тоскуй по нему! Чувствуй преданность и стремление к ослепительному сияющему желтому свету, сосредоточься с полным вниманием на Будде Ратнасамбхаве и произноси молитву:

"Увы!
Когда одержимый сильной гордыней я скитаюсь в сансаре,
Да выведет меня Будда Ратнасамбхава
К сияющему пути света, который есть уравнивающая мудрость.
Да сохранит меня возвышенная супруга Мамаки,
Да помогут мне они в опасном пути по бардо,
Да приведут они меня к совершенному состоянию будды".

Произнося эту молитву воодушевления с глубокой преданностью, ты растворишься в радужном свете в сердце Будды Ратнасамбхавы и его супруги и станешь в Южной стране будд, известной как "Славная", Самбхогакайя Буддой.

Данное описание проявления Будды Ратнасамбхавы завершается объяснением того, как через "показ" этого процесса учителем или духовным другом, какими бы слабыми ни были способности умершего, освобождение определенно достигается. Хотя, как говорится в Тибетской Книге Мертвых, есть и такие, кто даже после многократного "показа", ввиду негативной кармы не обретают узнавания и освобождения. Обеспокоенные желанием и омрачениями, и запуганные различными звуками и светом, они сбегают. Так в очередной "день", следующий будда, Амитабха, Будда Безграничного Света, с мандалой своих божеств появится во всей красе ослепительного красного света. Наряду с ним проявляется соблазнительный блекло-желтый световой путь к голодным духам, которые есть создания желания и подлости. И далее Тибетская Книга Мертвых представляет проявление каждого из мирных и гневных божеств аналогичным образом.

Меня часто спрашивали: "Могут ли божества проявиться для западного человека? И если это так, то будут ли они образами, знакомыми западным людям?"

Манифестации бардо дхарматы называются "спонтанно присутствующими". Это означает, что они нам присущи и необусловлены, и существуют в нас во всех. Их возникновение не зависит от какого-либо духовного постижения, которое мы можем иметь; есть только их узнавание. Они уникальны только для тибетцев; они есть универсальный и фундаментальный опыт, но образ восприятия их зависит от нашей обусловленности. Поскольку они имеют неограниченную природу, они обладают свободой проявляться в любой форме.

Следовательно, божества могут принимать те формы, которые были нам наиболее знакомы при жизни. Например, для практикующих христианство божества могут принять форму Христа или Девы Марии. Вообще, конечная цель просветленной манифестации будд – помочь нам. Так что они могут принять любую форму, наиболее подходящую и полезную для нас. Но в какой бы форме божества не проявлялись, важно сознавать то, что в сущности нет никакой разницы в их фундаментальной природе.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Смерть в современном мире

На сайте allrefs.net читайте: "Смерть в современном мире"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПОНИМАНИЕ ДХАРМАТЫ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Согьял Ринпоче
КНИГА ЖИЗНИ И ПРАКТИКИ УМИРАНИЯ Sogyal Rinpoche. The Tibetan Book of Living and Dying. N.Y.: Harper Collins, 1994 Электронная версия текста заимс

СМЕРТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Приехав впервые на Запад, я обнаружил, насколько контрастны отношения к смерти на Востоке и на Западе. Современное западное общество, несмотря на все его технологические достижения, не имеет сущест

ПУТЕШЕСТВИЕ ЧЕРЕЗ ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ
Как говорит нам мудрость Будды, мы действительно можем использовать свою жизнь, чтобы приготовиться к смерти. Нам не нужно ждать, пока мучительная смерть кого-то из наших близких или шок обн

ВЕЛИКИЙ ОБМАН
Рождение человека есть рождение его печалей. Чем дольше он живет, тем глупее становится, потому что все более и более острым становится его тревожное стремление избежать неизбежной смерти.

ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЛЕНОСТЬ
Я люблю одну старую тибетскую притчу, которая называется "Отец "Знаменитого-как-Луна"". Один очень бедный человек получил за долгую и тяжелую работу целый мешок зерна. Он был оч

ЛИЦОМ К ЛИЦУ СО СМЕРТЬЮ
Зная и сознавая это, разве не должны мы прислушаться к словам Гьялсе Ринпоче: Строить планы на будущее – все равно, что рыбачить в сухом ущелье. Ничто никогда не будет так, как ты хот

СЕРЬЕЗНО ОТНОСИТЬСЯ К ЖИЗНИ
Наверное, только те, кто понимает, насколько хрупка жизнь, знают, насколько она драгоценна. Однажды, когда я участвовал в конференции, проходившей в Британии, Би-Би-Си брало интервью у ее участнико

ОСЕННИЕ ОБЛАКА
Это было в непальском монастыре. Старейший из живущих учеников моего мастера, великий Дилго Кхьенце Ринпоче, заканчивал свое поучение. Он был одним из выдающихся наставников нашего времени, учителе

ПРИНЯТИЕ СМЕРТИ
История Криши Готами показывает нам очевидное: близкая встреча со смертью может привести к реальному пробуждению, к преображению всего нашего подхода к жизни. Возьмем, например, переживани

ПЕРЕМЕНА В ГЛУБИНАХ СМЕРТИ
Углубленное размышление о бренности всего сущего, подобное раздумьям Криша Готами, приводит к глубинному пониманию истины, столь сильно выраженной в следующем отрывке из поэмы современного мастера

СЕРДЦЕБИЕНИЕ СМЕРТИ
Невозможно было бы вообще познать смерть, если бы она приходила к нам лишь один раз. Но, к счастью, жизнь – это не более, чем все продолжающийся танец рождения и смерти, танец перемен. Каждый раз,

РАБОТА С ПЕРЕМЕНАМИ
Давайте поставим опыт. Возьмите монету. Представьте себе, что она олицетворяет тот предмет, за который вы цепляетесь. Крепко сожмите ее в кулаке и вытяните руку, повернув кисть вниз. Теперь, если в

ДУХ ВОИТЕЛЯ
Хотя нас и заставили верить, что если мы освободимся от того, за что цепляемся, то в конце концов останемся ни с чем, но сама жизнь вновь и вновь открывает нам, что истинно как раз противоположное:

О ЧЕМ НАМ ГОВОРИТ ТО, ЧТО ВСЕ ПРЕХОДИТ: КАКАЯ НАДЕЖДА ЕСТЬ В СМЕРТИ
Если вы еще глубже рассмотрите преходящую природу всего, то обнаружите еще одну грань, еще один смысл, несущий в себе великую надежду, открывающий вам глаза на основополагающую природу вселенной и

НЕИЗМЕННОЕ
Преходящая природа всего сущего уже открыла нам много истин, но в ней есть еще одно сокровище, в основном сокрытое от нас, о котором мы и не подозреваем, не распознаем его, хотя оно самым существен

УМ И ПРИРОДА УМА
Прозрение буддизма, революционное и доныне, состоит в том, то жизнь и смерть существуют в уме, и нигде более. Это показывает ум как всеобщую основу того, что переживается на опыте – как творца счас

НЕБО И ОБЛАКА
Итак, какими бы ни были наши жизни, наша природа будды всегда в нас. И она всегда совершенна. Мы говорим, что даже Будды в своей бесконечной мудрости не могут ее улучшить, и разумные существа не в

ЧЕТЫРЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Почему же людям так трудно даже представить глубину и величие этой природы ума? Почему многим это кажется такой необычной и невозможной идеей? Учение говорит о четырех препятствиях, не даю

РАССМОТРЕНИЕ ТОГО, ЧТО ВНУТРИ
Допустим, мы полностью сменим ориентацию – откажемся смотреть только в одну сторону. Нас учат проводить наши жизни, преследуя собственные мысли и проекции. Даже когда говорят об "уме", эт

ОБЕТОВАНИЕ ПРОСВЕТЛЕНИЯ
В современном мире есть всего несколько людей, которые воплощают качества, происходящие от осознания природы ума. Поэтому нам трудно не только представить просветление или восприятие просветленного

ТРЕНИРОВКА УМА
Существует очень много способов обучения медитации, и я, должно быть, тысячи раз обучал ей, но каждый раз по-разному и каждый раз непосредственно и заново. К счастью, мы живем в такое врем

СУЩНОСТЬ МЕДИТАЦИИ
Цель медитации – пробудить в нас подобную небесам природу ума и познакомить нас с нашей сущностью – нашим неизменным чистым сознаванием, которое лежит в основе всей жизни и смерти. В непод

ПРАКТИКА ВНИМАТЕЛЬHОСТИ
Медитация состоит в возвращении ума домой, и в первую очередь это достигается практикой внимательности. Однажды старая женщина пришла к Будде и спросила его, как ей медитировать. Он сказал

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ВЕЛИКИЙ ПОКОЙ
Обучая медитации, я часто начинаю с того, что говорю: "Верните свой ум домой. И отпустите. И расслабьтесь". Суть всей практики медитации в целом можно свести к этим трем критичес

МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ МЕДИТАЦИИ
Если ваш ум естественно, сам по себе, способен войти в состояние покоя, и если вы обнаруживаете, что у вас есть вдохновение просто отдыхать в его чистом сознавании, то вам не нужны никакие методы м

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА
Мастера говорят: "Если вы создадите в своем теле и в своем окружении благоприятные условия, то тогда медитация и сознавание возникнут автоматически". Вопрос позиции не относится к эзотери

Quot;Наблюдение" за дыханием
Этот первый очень древний метод, применяемый всеми школами буддизма. Он состоит в том, что вы легко и внимательно останавливаете свое внимание на собственном дыхании. Дыхание есть жизнь, о

Применение объекта
Второй метод, оказывающийся полезным для многих, состоит в том, чтобы легко остановить ум на каком-то объекте. Вы можете использовать любой естественно красивый объект, пробуждающий в вас особое ощ

Произнесение мантры
Третий способ, широко применяемый в тибетском буддизме (а также в суфизме, православном христианстве и индуизме), состоит в слиянии ума со звуком мантры. Мантра, по определению, – "то, что защ

УМ ПРИ МЕДИТАЦИИ
Так что же нам "делать" с умом при медитации? Ничего. Просто оставьте его таким, какой он есть. Один мастер описал медитацию как "ум, подвешенный в пространстве, в нигде".

ТОНКОЕ РАВНОВЕСИЕ
В медитации, так же, как и во всех искусствах, нужно соблюдать тонкое равновесие между расслаблением и бдительностью. Однажды монах, по имени Шрона, учился медитации у одного из ближайших учеников

МЫСЛИ И ЭМОЦИИ: ВОЛНЫ И ОКЕАН
Те, кто начинает медитировать, часто говорят, что их мысли бунтуют и становятся непослушнее, чем когда-либо. Я ободряю их и говорю, что это хороший признак. Это говорит не о том, что ваши мысли ста

ТО, ЧТО ВЫ ИСПЫТЫВАЕТЕ
По мере того, как вы продолжаете практику медитации, вы можете испытывать самые разные состояния, как хорошие, так и плохие. Подобно тому, как в комнату со многими дверями и окнами воздух может вхо

ПЕРЕРЫВЫ
Часто спрашивают: "Как долго мне нужно медитировать? И когда? Практиковаться двадцать минут утром и вечером, или лучше несколько более коротких занятий в течение дня?" Да, медитировать дв

СЛИЯНИЕ: МЕДИТАЦИЯ В ДЕЙСТВИИ
Я обнаружил, что современные специалисты по духовным занятиям не знают, как слить свою практику медитации с повседневной жизнью. Я не могу достаточно сильно подчеркнуть: слияние медитации с действи

ВДОХНОВЕНИЕ
Я уже говорил, что медитация – это путь к просветлению и величайшее предприятие этой жизни. Когда бы я ни говорил о медитации со своими учениками, я постоянно подчеркиваю необходимость заниматься е

ПЕРЕВОПЛОЩЕHИЕ В ТИБЕТЕ
Те, кто осваивает законом кармы и достигает постижения, могут по собственному выбору вернуться в жизнь, чтобы помогать другим. В Тибете обычай распознавания таких перевоплощенцев или тулку, возник

РАЗНЫЕ БАРДО
Популярность Тибетской Книги Мертвых привела к тому, что обычно слово "бардо" ассоциируется со смертью. Верно, что тибетцы в повседневной речи называют переходное состояние между смертью

НЕУВЕРЕННОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ
Одной из основных характеристик бардо является то, что они – периоды сильной неуверенности. Возьмем эту жизнь в качестве главного примера. Так же, как мир вокруг нас становится все более бурным, та

ДРУГИЕ РЕАЛЬНОСТИ
Я сказал, что бардо являются возможностями, но что именно в бардо позволяет нам использовать те возможности, которые нам предоставляются? Ответ прост: все они являются различными состояниями и разл

ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ НА ЛАДОНИ
Для каждого из бардо есть собственный набор указаний и практик медитации, которые точно направлены на эти реальности и присущие именно им состояния ума. Поэтому эти духовные практики и обучение, ра

КАРМИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ
Как мы вообще стали живыми и обрели форму человеческих существ? У всех существ, имеющих похожую карму, будет похожее видение окружающего их мира, и этот общий для них набор восприятии называется &q

ШЕСТЬ МИРОВ
Наше человеческое существование не является единственным родом кармического видения. Буддизм определяет шесть миров существования: миры богов, полубогов, людей, животных, голодных духов и ада. Кажд

ДВЕРИ ВОСПРИЯТИЯ
Как я говорил, то, каким образом мы воспринимаем мир, полностью зависит от нашего кармического видения. Мастера приводят традиционный пример: шесть существ разного рода встречаются на берегу реки.

МУДРОСТЬ ОТСУТСТВИЯ ЭГО
Я иногда думаю, что бы почувствовал житель маленькой тибетской деревушки, если бы вдруг оказался в современном технократическом городе. Возможно, он подумал, что уже умер и находится в состоянии Ба

ЭГО НА ДУХОВНОМ ПУТИ
Чтобы покончить с произволом и тиранией эго, мы вступаем на духовный путь, однако изворотливость эго почти бесконечна, и оно способно на любом этапе пути подорвать и извратить наше желание освободи

МУДРЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Всю вашу жизнь в вас жило два человека. Один – это эго, болтливое, требующее, истерическое, выгадывающее; другой – сокрытое духовное существо, чей тихий голос мудрости вы слышали лишь изредка и поч

ТРИ ОРУДИЯ МУДРОСТИ
Мастера советуют нам, что путь к открытию свободы, даваемой мудростью отсутствия эго, лежит через процесс слушания и слышания, созерцания и размышления, и медитации. Они советуют начать с того, что

СОМНЕНИЯ, ВСТАЮЩИЕ НА ПУТИ
Кажется, было давным-давно такое время, когда выдающийся мастер мог один раз дать поучение выдающемуся ученику, и этот ученик достигал просветления. Дуджом Ринпоче любил рассказывать историю об одн

КАК ОТЫСКАТЬ ЭТОТ ПУТЬ
В другие времена и в других цивилизациях этот путь духовного преображения был открыт лишь относительно небольшому числу избранных; но сейчас, чтобы сохранить наш мир от внутренних и внешних опаснос

КАК СЛЕДОВАТЬ ПУТИ
У каждого из нас есть карма встретить тот или иной духовный путь, и я, от всего сердца, советую вам следовать, с полнейшей искренностью, тому пути, который более всего вас вдохновляет. Чит

АЛХИМИЯ ПРЕДАННОСТИ
Там, где Будда сказал, что из всех будд, что достигли просветления, ни один не достиг его не полагаясь на мастера, он также сказал: "Только посредством преданности, и одной лишь преданности, в

ПОТОК БЛАГОСЛОВЕНИЙ
Такие истории о силе преданности и благословении мастера относятся не только к прошлым временам. В такой фигуре, как Кхандро Церинг Чодрон, величайшая женщина-мастер нашего времени, которая была же

ГУРУ-ЙОГА: СЛИЯНИЕ С УМОМ МУДРОСТИ МАСТЕРА
Все будды, бодхисаттвы и просветленные существа во все моменты присутствуют, чтобы помогать нам, и именно посредством присутствия мастера все их благословения сосредотачиваются прямо на нас. Те, кт

Призывание
Сидите спокойно. Из глубин вашего сердца призовите в небо перед вами воплощение истины в виде вашего мастера, святого или просветленного существа. Старайтесь видеть этого мастера или будду

Созревание и углубление благословения
Когда я дохожу до этого этапа практики, слияния моего ума с мастером посредством мантры, я произношу мантру ОМ А УМ ВАДЖРА ГУРУ ПАДМА СИДДХИ УМ (тибетцы произносят ее: Ом А Унг Бенза

Наделение силой
Теперь представьте, что тысячи ярких лучей света устремляются от мастера к вам, и проникают в вас, очищая, исцеляя, благословляя вас, наделяя силой и наполняя вас семенами просветления. Чт

Пребывание в покое Ригпы
Теперь позвольте мастеру раствориться в свете и стать единым с вами в природе вашего ума. Узнайте, без какого-либо сомнения, абсолютного мастера в этой, подобной небу, природе вашего ума. Где же ещ

МЕДИТАЦИЯ
Что же тогда в Дзогчене медитация? Это просто пребывание в покое, без отвлечении, в Виде, как только с ним ознакомлен. Дуджом Ринпоче описывает это так: "Медитация состоит в том, чтобы быть вн

ДЕЙСТВИЕ
Но мере того, как пребывание в потоке Ригпы становится реальностью, оно начинает проницать повседневную жизнь и действия практикующего и вызывает глубокую стабильность и уверенность. Дуджом Ринпоче

РАДУЖНОЕ ТЕЛО
Посредством этих продвинутых практик Дзогчен, те, кто достиг успеха в их выполнении, могут привести свою жизнь к необычайному и триумфальному концу. Когда они умирают, они делают свое тело способны

КАК ВЫКАЗАТЬ БЕЗОГОВОРОЧНУЮ ЛЮБОВЬ
Умирающему наиболее необходимы выражения безоговорочной любви, свободной от каких-либо требований. Не думайте, что вам нужно проявлять какие-либо особые познания. Будьте естественны, будьте самими

ГОВОРИТЬ ПРАВДУ
Меня часто спрашивают: "Говорить ли людям, что они умирают?" И я всегда отвечаю: "Да, с наибольшим спокойствием, добротой, чувствительностью и как только возможно более искусно"

СТРАХ СМЕРТИ
Я уверен, что способность миссис Мурфи встать лицом к скрытому в ней самой ее собственному страху смерти, помогло ей поддержать ее мужа. Вы не можете помочь умирающему, пока не признаетесь себе, на

НЕЗАВЕРШЕННЫЕ ДЕЛА
Еще одной тревогой умирающего часто являются незаконченные дела. Мастера говорят нам, что мы должны умирать в покое, "без цепляния, желания и привязанности". Это не может быть полным, есл

КАК ПРОСТИТЬСЯ
Вам нужно научиться отпускать не только напряжение, но и самого умирающего. Если вы привязаны к умирающему и цепляетесь за него, вы можете причинить ему очень много ненужных душевных мук и сильно з

К МИРНОЙ СМЕРТИ
Когда я вспоминаю Тибет и смерти, свидетелем которых я там был, меня поражает, в каком мирном и гармоничном окружении произошли многие из них. Увы, такого окружения часто нет на Западе, но мой опыт

ЛОГИКА СОСТРАДАНИЯ
Все мы чувствуем и знаем что-то о благах сострадания. Но особенная сила буддийского учения состоит в том, что оно ясно показывает вам "логику" сострадания. Эта логика, как только вы ее ус

ИСТОРИЯ О ТОНГЛЕНЕ И СИЛЕ СОСТРАДАНИЯ
Ко мне часто приходят мои ученики, спрашивая: "Страдания моего друга (или моего родственника) очень меня беспокоят, и я действительно хочу помочь. Но я ощущаю, что я по-настоящему не чувствую

КАК ПРОБУДИТЬ ЛЮБОВЬ И СОСТРАДАНИЕ
Прежде, чем вы сможете истинно практиковать Тонглен, вы должны быть способны пробудить в себе сострадание. Это труднее, чем нам часто кажется, потому что истоки нашей любви и сострадания часто скры

Любящая Доброта: Распечатывание Источника
Когда мы считаем, что в нас недостаточно любви, этот метод позволяет открыть и пробудить ее. Вернитесь в своем уме к той любви, которую кто-то давал вам и которая по-настоящему вас трогала, быть мо

Сострадание: считать себя точно таким же, как другие
Один из мощных методов пробуждения сострадания, как я объяснял в предыдущей главе, состоит в том, чтобы думать о других так же, как о себе. "В конце концов, – как объясняет Далай-лама, – все л

Сочувствие: замена других самим собой
Когда кто-то страдает, а вы не знаете, как помочь, то поставьте себя, не уклоняясь, на место этого человека. Как можно более живо представьте, через что бы вы проходили, если бы испытывали ту же са

Использование друга, чтобы вызвать сострадание
Еще одним сильным методом пробуждения сострадания к страдающему человеку является представление на его месте одного из ваших самых дорогих друзей или кого-то, кого вы действительно любите.

Как медитировать о сострадании
Но все же пробуждение этой силы сострадания не всегда дается легко, как я говорил выше. Сам я считаю, что лучше всего прямо применять самые простые способы. Ежедневно жизнь дает нам бесчисленные во

Как направить свое сострадание
Когда вы достаточно глубоко медитируете о сострадании, то в вас возникнет сильное стремление облегчить страдания всех существ, а также острое чувство ответственности за достижение этой благородной

СТАДИИ ТОНГЛЕН
Теперь, когда я познакомил вас с различными методами пробуждения сострадания, а также с важностью и силой самого сострадания, благородная практика Тонглен будет восприниматься нами наиболее эффекти

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ТОНГЛЕН
Эту практику, и вообще любую практику Тонглен, лучше всего выполнять, начиная с пробуждения природы ума и свободного пребывания в ее покое. Когда вы находитесь в покое природы ума и видите все суще

Тонглен окружения
Все мы знаем, какое влияние на нас имеют настроения и окружения нашего ума. Сидите со вниманием к своему уму и почувствуйте его настроение и окружение. Если вы чувствуете, что ваш ум неспокоен или

Тонглен себя
Для этого упражнения разделите себя на две стороны, А и Б. А – это та ваша сторона, что цельна, полна сочувствия, тепла и любви, подобна истинному другу, действительно жел

Тонглен в жизненной ситуации
Живо представьте себе какую-то ситуацию, в которой вы действовали плохо, относительно которой вы чувствуете себя виновным, и от одной мысли о которой вас может передергивать. Теперь, во вр

Тонглен для других
Представьте кого-то, очень близкого, особенно кого-то, кто страдает и испытывает боль. Во время вдоха представьте, что вы с состраданием вбираете все его страдание и боль, а при выдохе посылайте к

ГЛАВНАЯ ПРАКТИКА ТОНГЛЕН
В практике давания и получения Тонглен мы принимаем на себя, посредством сострадания, все различные умственные и физические страдания всех существ: их страх, чувство неудачи, боль, гнев, вин

ТОНГЛЕН ДЛЯ УМИРАЮЩЕГО
Я думаю, что теперь вы можете увидеть, как можно направить Тонглен на помощь умирающему, и сколько силы и уверенности эта практика может дать вам, когда вы придете, чтобы помочь ему, и как много де

СВЯТАЯ ТАЙНА
У вас может возникнуть вопрос: "Если я приму на себя страдания и боль других, разве я не рискую нанести себе вред?" Если вы чувствуете какое-то сомнение и чувствуете, что у вас еще нет си

У ПОСТЕЛИ УМИРАЮЩЕГО
Одна моя знакомая, только что окончившая знаменитый медицинский институт, приступила к работе в одной из крупнейших больниц Лондона. В первый день ее работы умерло четыре или даже пять пациентов в

ДАВАТЬ НАДЕЖДУ И НАХОДИТЬ ПРОЩЕНИЕ
Я хочу выделить два важных момента оказания духовной помощи умирающим: важно давать надежду и находить прощение. Всегда, когда вы с умирающим, обсуждайте то, что они совершили и сделали хо

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДУХОВНОЙ ПРАКТИКИ
Если ваш умирающий друг или родственник знаком с какой-то практикой медитации поощрите его как можно больше отдыхать в покое медитации, и медитируйте вместе с ним в то время, как приближается смерт

СУЩЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПХОВА
Наиболее ценная и мощная из всех известных мне практик для заботы об умирающих, применяемая с энтузиазмом многими людьми, это тибетская традиционная практика, называемая пхова, что означает

Практика Первая
Вначале устройтесь поудобнее и примите позу для медитации. Если вы делаете эту практику, приближаясь к смерти, просто сядьте как можно удобнее или лежите. Затем приведите свой ум домой, от

Практика Вторая
1. Для большей простоты выполнения этой практики, начните, как сказано выше, спокойно отдыхая, а затем призовите присутствие воплощения истины. 2. Представьте свое сознание сферой света у

Практика Третья
Самое главное в этой практике – просто слейте свой ум воедино с умом мудрости этого чистого присутствия. Решите: "Мой ум и ум Будды – одно". Выбирайте любой из этих вариантов пра

ПРИМЕНЕНИЕ СУЩЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПХОВА ДЛЯ ПОМОЩИ УМИРАЮЩЕМУ
Как нам применять эту практику для помощи тому, кто умирает? Принцип и последовательность выполнения практики тут точно такие же, как выше; единственная разница в том, что вы зримо предста

ПОСВЯЩЕНИЕ НАШЕЙ СМЕРТИ
Из Тибетской Книги Мертвых: О сын/дочь просветленного семейства,* сейчас явилось то, что называют "смертью, так что отнесись к этому так: "Наступило время моей смерти, и теперь,

МОМЕНТ СМЕРТИ
Помните, что все привычки и склонности, хранящиеся в нашем обычном уме, готовы прийти в действие от любого влияния. Мы знаем, что даже сейчас нужна лишь малейшая провокация, чтобы тут же проявились

ОТПУСКАНИЕ ПРИВЯЗАННОСТИ
Идеальным образом смерти для человека было бы умереть, отпустив все, внутренне и внешне, так, чтобы оставалось как можно меньше желаний, цепляния и привязанности, за которые мог бы ухватиться ум в

ВХОЖДЕНИЕ В ЧИСТОЕ СОЗНАНИЕ
Ее сестра Ани Рилу тоже провела всю жизнь, практикуясь, и встречала тех же великих мастеров. У нее был толстый молитвенник, и она весь день читала молитвы и выполняла практики. Время от времени она

УКАЗАНИЯ ДЛЯ УМИРАНИЯ
Для описания бардо умирания часто используют образ красивой актрисы, сидящей перед зеркалом. Вот-вот начнется ее последний спектакль, и она наносит грим и в последний раз проверяет, как выглядит, п

ПРАКТИКИ ДЛЯ УМИРАНИЯ
Есть три главных практики для умирания: · Лучше всего находиться в покое природы ума или призывать сердце – сущность нашей практики; · Следующей идет практика пхова, перенос созна

ПХОВА: ПЕРЕНОС СОЗНАНИЯ
Теперь, когда бардо умирания начинается для меня, Я откажусь от всего цепляния, желания и привязанности, Войду, не отвлеченный ничем, в ясное сознавание учения, И выброшу свое сознан

БЛАГОДАТЬ МОЛИТВЫ В МОМЕНТ СМЕРТИ
Все религиозные веры утверждают, что умереть в состоянии молитвы очень удачно. Так что я надеюсь, что при вашей смерти вы сможете от всего сердца призвать всех будд и вашего мастера. Молитесь, чтоб

АТМОСФЕРА ДЛЯ УМИРАНИЯ
Как же нам отзывчивее помочь обычному духовному практикующему в умирании? Всем нам нужны любовь и забота, которые сопровождаются практической и эмоциональной поддержкой, но для того, кто занимается

ПОКИДАНИЕ ТЕЛА
Теперь, когда бардо умирания начинается для меня, Я откажусь от всего цепляния, желания и привязанности, Войду, не отвлеченный ничем, в ясное сознавание учения, И выброшу свое сознан

ИСТЕЧЕНИЕ НАШЕГО СРОКА ЖИЗНИ
Каждый имеет определенный срок жизни соответственно своей карме; и когда он истекает, продлить жизнь крайне трудно. Однако тот, кто усовершенствовался в продвинутых практиках йоги, может превзойти

ПРЕЖДЕВРЕМЕННАЯ СМЕРТЬ
С другой стороны, сказано, что если преждевременная смерть грозит нам только из-за какого-то препятствия, ее легче отвратить – если, конечно, нам об этом заблаговременно известно. В учениях о бардо

Quot;БОЛЕЗНЕННОЕ" БАРДО УМИРАНИЯ
Бардо умирания начинается с того момента, когда мы заболеваем смертельной болезнью или впадаем в состояние, которое окончится смертью, и продолжается до прекращения "внутреннего дыхания".

ПРОЦЕСС УМИРАНИЯ
В различных тибетских учениях подробно описан процесс умирания. По существу, он состоит из двух фаз распада: внешнего распада, когда распадаются чувства и элементы, и внутреннего распада плотных и

ПОЗА ДЛЯ УМИРАНИЯ
Традиционно для умирания рекомендуется лежать на правом боку, в так называемой позе "спящего льва", в которой умер Будда. Левая рука лежит на левом бедре; правая помещена под подбородок,

ВНЕШНИЙ РАСПАД: ЧУВСТВА И ЭЛЕМЕНТЫ
Внешний распад – это распад чувств и элементов. Как именно будем мы это переживать при нашей смерти? Первое, что мы можем заметить, – как перестают функционировать наши чувства. Если люди у нашей п

ВНУТРЕННИЙ РАСПАД
Во внутреннем распаде, когда распадаются плотные и тонкие состояния мысли и эмоции, встречается четыре уровня сознания, со все повышающейся тонкостью. Здесь процесс смерти зеркально отража

ОСНОВА ОБЫЧНОГО УМА
Все эти привычные склонности, результаты нашей отрицательной кармы, возникшие из тьмы невежества, хранятся в основе обычного ума. Я часто думал, что могло бы послужить хорошим примером для описания

ВСТРЕЧА МАТЕРИ С ДИТЕМ
Есть способ полностью подготовиться к тому, чтобы узнать появление Основной Светоносности в момент смерти. Это делается посредством самого высшего уровня медитации (как я объяснил в главе X, "

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВНОЙ СВЕТОНОСНОСТИ
Основная Светоносность появляется: для практикующего она длится так долго, как он может покоиться, не отвлекаясь, в состоянии природы ума. Однако для большинства людей она длится не долее щелчка па

СМЕРТЬ МАСТЕРА
Человек, выполняющий практику и сознающий, продолжает пребывать в состоянии узнавания природы ума в момент смерти, и пробуждается в Основную Светоносность при ее появлении. Такой человек может нахо

ЧЕТЫРЕ ФАЗЫ ДХАРМАТЫ
Санскритское слово дхармата, по-тибетски чоньи, означает природу, присущую всему, суть вещей, таковых, какими они являются. Дхармата – это обнаженная необусловленная истина, природа д

Свечение – Световой Ландшафт
В бардо дхарматы вы обретаете тело света. Первая фаза этого бардо – когда "пространство растворяется в свечении". Внезапно вы начинаете сознавать изливающийся, вибрирующий мир зв

Союз – Божества
Если вы не способны узнать это как спонтанное проявление Ригпа, то простые лучи света далее начинают соединяться и превращаться в световые точки или шары различных размеров, называемые "тикле&

Мудрость
Если вы снова не сможете обрести узнавание и постоянство, то разворачивается следующая фаза, называемая "союз, растворяющийся в мудрости". И снова красивый пучок света исходит из

Спонтанное присутствие
Это возвещает конечную фазу бардо дхарматы – "мудрость, растворяющуюся в спонтанном присутствии". Теперь вся действительность представляется в огромном обзоре. Во-первых, появляется состо

УЗНАВАНИЕ
В учении Дзогчен объяснено, что если человек, не имея истинного постижения природы ума и стабильного опыта в практике Трекчо, не узнает Изначального Света, то без стабильности в Тогал вряд ли кто-л

МЕНТАЛЬНОЕ ТЕЛО
Наше ментальное тело в бардо становления имеет несколько особых характеристик. Оно обладает всеми чувствами. Оно чрезвычайно легкое, прозрачное и подвижное, и как сказано, его сознавание в семь раз

ПЕРЕЖИВАНИЯ БАРДО
В течение первых дней пребывания в бардо у нас остается впечатление, что мы являемся мужчиной или женщиной, так же как и в нашей предыдущей жизни. Мы не сознаем того, что умерли. Мы возвращаемся до

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ БАРДО СТАНОВЛЕНИЯ
В целом бардо становления имеет среднюю продолжительность сорок девять дней и минимальную – одну неделю. Но она варьируется точно так же, как теперь одни люди живут до ста лет, а другие умирают в ю

СИЛА УМА
Поскольку наш ум в бардо так легок, мобилен и уязвим, то какие бы мысли ни возникали, хорошие или плохие, они имеют большую силу влияния. Без физического тела, ограждающего нас, мысли действительно

ПЕРЕРОЖДЕНИЕ
Так как в бардо становления время перерождения становится ближе, вы все более и более жаждете поддержки материального тела, и вы ищете какое-либо тело, доступное для перерождения в нем. Начнут появ

КОГДА МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ
Бардо становления, как это уже было описано, может казаться очень беспокойным и тревожным временем. Однако здесь есть великая надежда. Качества ментального тела на протяжении бардо становления, дел

КАК МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ
Самый лучший и легкий способ помочь умершему – это делать сущностную практику пхова, которой я обучил в главе XIII "Духовная помощь умирающему". Это нужно делать сразу же, как вы услышали

ЯСНОВИДЕНИЕ УМЕРШЕГО
Вспомните, что ясновидящее сознание умершего в бардо становления в семь раз яснее, чем при жизни. Это может принести умершим как великое страдание, так и великую пользу. Таким образ

Тибетская Книга Мертвых
В Тибете для умершего один раз делается практика пхова и многократно повторяется чтение Тибетской Книги Мертвых, а также проводятся практики, связанные с ней. В Восточном Тибете мы имеем тра

Не Дрен и Чанг Чок
Из рук в руки с чтением Тибетской Книги Мертвых переходит практика Не Дрен – ритуал для сопровождения мертвых, или Чанг Чок – ритуал очищения, в котором учитель проводит сознание умершего к

Очищение Шести Сфер
Мой учитель, Дилго Кхьенце Ринпоче, очень часто говорил, что практика, известная как "Очищение Шести Сфер", является для умершего практикующего наилучшей из возможных очистительных практи

Практика Ста Мирных и Гневных Божеств
Еще одним средством для помощи умершим является практика Ста Мирных и Гневных Божеств. (Эти божества описаны в главе XVII "Внутреннее сияние"). Практикующий рассматривает все свое тело ка

Кремация
Обычно во многих восточных традициях способом устранения трупа является кремация. В тибетском буддизме существуют также специальные практики для кремации. Крематорий, или погребальный костер, визуа

Еженедельные практики
В среде тибетцев практики и ритуалы проводятся регулярно – на каждый седьмой день после смерти, или, если семья может себе это позволить, то и на каждый сорок девятый день. Для проведения практики

ПОМОЩЬ ОСТАВЛЕННЫМ
Среди тибетцев, когда кто-либо умирает, для его родственников и друзей является естественным собирать круг, где каждый всегда находит тот или иной путь, чтобы протянуть руку помощи. Вся община в це

СЕРДЕЧНАЯ ПРАКТИКА
Сейчас я хотел бы вам дать практику, которая может поистине помочь вам, если вы будете страдать от глубокой печали и горя. Это та практика, которую мой учитель, Джамьянг Кхьенце, всегда давал людям

Обращение
Раскройте ваше сердце и всей своей ощущаемой болью и страданием воззовите к просветленному существу. Если вы чувствуете, что можете заплакать, то не сдерживайтесь: позвольте вашим слезам пролиться

Наполнение сердца Блаженством
Теперь представляйте и знайте, что будда, которого вы призываете, отвечает вам со всей своей любовью, состраданием, мудростью и силой. Гигантские лучи света устремляются к вам из него или нее. Пред

Помощь умершему
По мере того, как вы снова и снова делаете эту практику, произнося мантру и наполняя свое сердце блаженством, постепенно ваше страдание растворится в уверенном покое природы вашего ума. Вы сознаете

СОХРАНЯЙТЕ СЕРДЦЕ ОТКРЫТЫМ
Не ожидайте немедленных результатов или чуда, они могут быть только через некоторое время или даже намного позднее – тогда, когда вы меньше всего ожидаете того, что ваше страдание изменится. Не пре

ПРЕКРАЩЕНИЕ ПЕЧАЛИ И ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ПЕЧАЛЬ
Когда вы переполнены своим страданием, попытайтесь вдохновить себя на один из тех многих способов, которые я упомянул, когда говорил о медитационной практике в главе V "Возвращение ума домой&q

ТЕМНОТА И ТУННЕЛЬ
Конечная фаза процесса растворения в бардо умирания, как вы помните, – это когда "темный" опыт "полного достижения" возникает "подобно пустому небу, окутанному тьмой".

Внетелесный опыт
Присмертный опыт очень часто начинается с переживания вне тела: люди могут видеть свои собственные тела, так же как и среду, окружающую их. Это совпадает с тем, о чем уже было сказано в Тибетско

Беспомощно смотрящие родственники
Я описал, как в бардо становления умершие способны видеть и слышать своих родственников, но они не могут, к их сожалению, общаться с ними. Одна женщина из Флориды рассказала Майклу Сэбому, как она

Совершенная форма, подвижность и ясновидение
Ментальное тело в бардо становления описано в Тибетской Книге Мертвых как "подобное телу Золотого века", и как имеющее почти сверхъестественную подвижность и ясновидение. Присмертн

Встреча с Другими
В тибетских учениях описано, что ментальное тело в бардо становления встречает других обитателей бардо. Аналогично, проходящий через присмертный опыт часто может беседовать с другими умершими. Вете

Различные сферы
В бардо становления, наряду со многими другими типами видений, ментальное тело увидит видения и знаки различных сфер. Небольшой процент из переживших присмертный опыт сообщают о видениях внутренних

Адские видения
Тем не менее, не все описания присмертного опыта положительны, как вы могли бы ожидать из того, о чем мы сказали, говоря о тибетских учениях. Некоторые люди сообщают об ужасающих переживаниях страх

ДЕЛОК: ТИБЕТСКИЙ ПРИСМЕРТНЫЙ ОПЫТ
Необычное явление, малоизвестное на Западе, но знакомое тибетцам, – это делок. По-тибетски "делок" означает "вернувшийся из смерти". Традиционно делоками являлись люди, которые,

ПОСЛАНИЕ ПРИСМЕРТНОГО ОПЫТА
Как мы увидели, существуют значительные сходства между присмертным опытом и учениями о бардо; также существуют значительные различия. Самое большое различие, разумеется, это то, что проходящие чере

ЗНАЧЕНИЕ ПРИСМЕРТНОГО ОПЫТА
Неожиданно некоторые попытались показать то, что элементы присмертного опыта составляют нечто другое, нежели духовный опыт, и ученые-редукционисты постарались это объяснить в терминах физиологическ

ОТКРОВЕНИЯ БАРДО
Видеть смерть взглядом достигшего постижения – это видеть смерть в контексте целостности и как часть, и только часть безначального и бесконечного движения. Уникальность и сила учений о бардо состои

ПРОЦЕСС ВО СНЕ
Три фазы процесса, как мы видим, раскрывающиеся в состояниях бардо в смерти, могут быть также восприняты в жизни на других уровнях сознания. Рассмотрим их в свете того, что приходит в сновидениях:

ПРОЦЕСС В МЫСЛЯХ И ЭМОЦИЯХ
Такой же процесс может быть узнан в функционировании мыслей и эмоций, которые возникают в следующей манере: 1. Изначальный Свет, абсолютная природа ума, является изначальным состоянием Риг

ПРОЦЕСС В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Теперь после рассмотрения способа, которым этот процесс воспроизводит себя во сне и сновидении, и на само образование мысли и эмоции, давайте посмотрим, как это работает в нашем ежедневном опыте по

ЭНЕРГИЯ ВОСТОРГА
Я часто думаю о словах Дуджома Ринпоче: "Природа ума это природа всего". Мне интересно, является ли этот трехступенчатый процесс откровения бардо справедливым не только, как мы обнаружили

РАСКРЫВШЕЕСЯ ВИДЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ
Одним из многих путей, вдохновивших меня, был пример Его Святейшества Далай-ламы в его неисчерпаемом любопытстве и открытости перед всеми различными гранями и открытиями современной науки.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги