рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Когда рынок становится глобальным

Когда рынок становится глобальным - раздел Философия, Теория и практика марксизма Нарастающий Процесс Глобализации Предельно Актуализировал Тему И Проблему Рын...

Нарастающий процесс глобализации предельно актуализировал тему и проблему рынка. Большинство исследователей феномена глобализации связывают последний прежде всего с эволюцией и гегемонией свободного рынка, который, наряду с электоральной демократией, научно-техническим рационализмом и развития международного сотрудничества, рассматривается в качестве одной из главных движущих, миросозидательных сил всего процесса глобализации. На первый взгляд кажется, что так оно и есть, если, конечно, представлять глобализацию как преимущественно экономический процесс, влекущий за собой многозначительные политические и социокультурные последствия.

Действительно, еще не ясно, каким будет формирующееся глобальное общество, но уже глобальными стали – мировая торговля, деятельность транснациональных компаний, инвестиционные процессы, средства коммуникаций, миграция рабочей силы и, пожалуй, самое главное, доминирующая роль капитала, всемирного финансового рынка. По мнению президента Федерального союза немецких банков К.-Х.Весселя, высказанного на Немецком хозяйственном конгрессе в Кельне (март, 1997г.), именно рынок капиталов проявляет себя сегодня как «индикатор всеобщей взаимозависимости», пролагая путь к «миру без границ». Именно глобальный рынок становится доминирующим фактором и определяющей силой современного экономического развития, ристалищем и средством реализации давней мечты о «прогрессе» человечества. Таков основной результат неолиберальной политики дерегулирования экономики, распространения конкуренции («соперничества», как более осторожно предпочитают ее называть капитаны бизнеса и рынка) на области, ранее полностью или частично закрытые для воздействия рыночных сил. То, что в эпоху становления капитализма заявило о себе как тенденция – отрыв финансовой сферы от реальной экономики, в процессе глобализации выступает доминирующим фактором хозяйственной жизни общества. К этому надо добавить то, что современные экономисты именуют «расширением зоны ошибок рынка» – тенденцию урезания расходов на социальную сферу и явно равнодушное отношение к природозащитным мерам в производственной деятельности.

Напомним, Маркс считал несостоятельной как ран претензию капитала на глобализацию свободы рыночных отношений и деятельности. Признавая тенденцию к универсализации как изначально присущую капитализму, он вместе с тем отчетливо видел и фиксировал ограниченность капитала, считая, что она заключена в нем самом. Как верно заметил британский профессор Нейл Лазарус, проницательность Маркса проявилась в том, что для него эти ограничения накладываются не производством вообще, но производством, основанном на капитале, которое претендует на статус абсолютной формы для развития средств производства, не являясь таковым на самом деле[cxxii]. Можно сказать так: капитализм «товарного фетишизма» превратился сегодня в капитализм «денежного (финансового) фетишизма».

Современные социалисты и многие социал-демократы, в отличие от неолибералов, убеждены в неосуществимости подлинной («с человеческим лицом») глобализации на основе и средствами свободного рынка. Они усматривают «усеченность», ограниченность современного капитализма, прежде всего в том, что он порождает, воспроизводит и углубляет социальную поляризацию в невиданных прежде масштабах. Глобализация на базе либеральной модели «свободного рынка» не сулит ничего хорошего человечеству ни в настоящем, ни в будущем, что убедительно разъяснил в своей статье другой британский профессор (поляк по происхождению) из университета в Лидсе Зигмунд Бауман. Он обратил внимание на такой парадокс: небольшое число жителей земли богатеет, а огромное большинство нищает и превращается в маргиналов. В то время как 350 «глобальных миллиардеров» имеют доходы, равные доходам 2,3 млрд. беднейших жителей планеты, т.е. 45% населения земли; на 85% человечества приходится лишь 15% мирового дохода, причем размер средств, которыми располагают ныне беднейшие страны, в последнее время сокращается. Размышляя над этим парадоксом, З.Бауман приходит к следующему выводу. Конфликт между бедными и богатыми существует с незапамятных времен. Но если прежде богатые были заинтересованы в существования бедных, зависели от них, то в эпоху информатизации и компьютеризации богатые просто не нуждаются в бедных, и потому не ищут с ними компромисса. Бедные и богатые были всегда, и сам факт их существования не нов. Новое в том, что никогда еще деление на бедных и богатых не было таким однозначным и безусловным, нисколько не смягченным оказанием взаимных услуг и взимозависимостью. Богатые не нуждаются в бедных ни для спасения души (в существовании которой они, впрочем, сами не уверены), ни для умножения своих богатств. Бедные уже не рассматриваются ни как «Божьи дети», копящие не деньги, а добродетели, ни как резервная армия труда, ни как потребители. Это просто лишние люди, нужность которых и есть истинно новое в нашем мире[cxxiii].

Современный капитализм демонстрирует свою ограниченность – а в перспективе и несостоятельность – тем, что он создает и воспроизводит поляризованный, антигуманный и взрывоопасный мир, который для огромного большинства людей не станет «слаще», если его назовут «глобальным». Те, кто сегодня участвуют в массовых митингах и демонстрациях против «глобализации» (пока еще не частных, но уже заметных), видимо, чувствуя, куда дует «ветер истории», и, судя по всему, менее всего связывает свою судьбу с «глобальной свободой рынка», излюбленным идолом неолибералов.

Наиболее трезвомыслящие и дальновидные политики, аналитики и магнаты промышленности и финансового рынка (например, тот же Дж. Сорос) начинают понимать, что глобализация, разрешая одни проблемы, порождает другие, еще более трудные, обрушивая на человечество новые бедствия и даже «сверхбедствия». К первым можно отнести спорадически возникающие финансовые кризисы, как недавно разразившиеся в Европе (1992-1993 гг.) или в Мексике (1994-1995 гг.), а ко вторым – все углубляющийся экологический кризис, ставящий под сомнение сохранность Природы и выживание человеческого рода, и интенсивно увеличивающийся разрыв между богатством и бедностью, о чем уже было сказано выше. В период 1970-1995 годов, несмотря на все модернизационные усилия, несоответствие в уровне экономического и социального развития большинства стран и регионов не только не уменьшилось, но, напротив, приобрело катастрофические размеры. И совершенно не ясно при этом, что может предложить для разрешения этих бедствий «на всех парах» формирующийся глобальный рынок. Нет даже приблизительных ответов на эти вызовы (точнее, они есть, но болезни «новые», а рецепты их лечения «старые», себя уже изжившие). Скажем, уповают на некий «надзор» за деятельностью глобальных финансовых рынков, «обуздание непомерных аппетитов транснациональных компаний, на переход к наукоемким и капиталоемким технологиям, на перераспределение ресурсов и доходов и выработку «новых правил» поведения на рынке и т.д., не затрагивая при этом оснований цивилизационного развития и современного миропорядка.

Безусловно, рынок может сделать (и делает!) многое, но он не способен, да и не ставит себе целью – обеспечить социальное благополучие человеческой жизни. Ситуация не изменится до тех пор, пока остается нетронутым, незыблемым сам принцип хозяйствования, где не человек властвует над экономикой, а экономика – над человеком, где человек в лучшем случае используется как капитал, так и не став самоцелью общественного развития и прогресса, чтобы не деле восторжествовали принципы свободы, социальной справедливости и человеческой солидарности, нужны более совершенные институты и формы общения, чем рыночные отношения и механизмы, господствующие уже много столетий, но так и не приблизившие человечество к «царству свободы». Вот осевой пункт и предмет для размышлений, где спор с Марксом может оказаться весьма плодотворным.

 

Хевеши М. А.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Теория и практика марксизма

На сайте allrefs.net читайте: "Теория и практика марксизма "

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Когда рынок становится глобальным

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Социальное учение К. Маркса в современную эпоху
  Философия К.Маркса по-прежнему современна и актуальна. Это признают не только его сторонники, но и многие противники. К концу ХХ века стало очевидным, что гениальная попытка К.Маркс

В.Я.Швейцер
  СОЦИНТЕРН: ОБНОВЛЕНИЕ ДОКТРИНЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА     Среди международных организаций различной идейно-политической ориентации, содержа

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ В РОССИИ
  С точки зрения места и роли социал-демократии в России положение нельзя не назвать парадоксальным. С одной стороны, в стране определённо наличествует политическая ниша для силы, пре

ТЕНДЕНЦИИ ОБНОВЛЕНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ
  История социал-демократического движения отмечена успехами и поражениями, приливами и отливами. После второй мировой войны на волне научно-технической революции в развитых странах З

Собственность и политическое регулирование
Теория и практика современной социал-демократии становятся все более прагматическими, обусловливаясь задачами освоения сложившегося опыта рыночного развития в странах капитализма, н

Интернационализм или интервенционизм?
Традиционная социал-демократическая политика международной солидарности и международного сотрудничества в современных условиях глобализации подвергается новым вызовам. Социал-демократические аналит

Общемировая тенденция к конвергенции
Не только социал-демократизм, но и либерализм подвержен эволюции и обновлению. Уже в первой половине ХХ века либерализм испытал на себе сильное влияние идеологии социализма, особенно что касается з

В.И. Толстых
Маркс и рынок Эти заметки возникли как реакция на явление, которое сегодня мало кого удивляет, и раздражает, хотя в научном и мировоззренческом

Парадоксы и изъяны свободного рынка
Поскольку достоинства и преимущества рыночной системы хозяйствования хорошо известны (читайте упомянутые работы Ф.Хайека, М.Фридмана др.), и, как выясняется, Маркс их не отрицал, остановимся на про

Развитие философии марксизма В.И. Лениным
КЛенину (1870 - 1924 гг.) в полной мере можно отнести то, что он говорил о Марксе и Энгельсе: «Применение материалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с основания ее, - к

Как выражение единства диалектики и материализма
Единство диалектики и материализма наиболее ярко проявляется в познании общества, социальных процессов. Само соединение диалектики и материализма было осуществлено в процессе создания исторического

Развития марксистской философии
Трудами Ленина завершилась классическая марксистская философия, так сказать, марксистская философия в собственном смысле слова. Нельзя отождествлять реально существовавшую философию советского обще

И материалистическая теория отражения
Проблема сознания и его отношения к материи в концеXX в. обсуждается не менее активно, чем в его начале, но существенно по-иному. Тогда, в началеXX в., характерной была субъективно-идеалистическая

Диалектика и формальная логика
Диалектика и формальная логика объективно не отменяют друг друга, но субъективно представители этих наук нередко противопоставляют диалектические и формально-логические утверждения. Видный объектив

О сути и названии центрального закона диалектики
В последнее время многие философы отказались от формулировки: закон единства и борьбы противоположностей. В лучшем случае, стремясь к тому, чтобы отмежеваться от чисто житейского и особенно политич

И СОВРЕМЕННОСТЬ
Остановлюсь на семи наиболее острых вопросах теории, практики, современности марксизма, вызывающих, на мой взгляд, главные споры и дискуссии по поводу роли и значения марксизма при переходе от ХХ к

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ.
    Национальный вопрос для России – это своего рода «вечный» вопрос. На каком бы этапе общественного развития не находилась наша страна, какой бы государственный строй

Права человека и право
  Права человека - сложное многоаспектное философское, этическое, социальное, политологическое научное понятие и явление общественной жизни. Но прежде всего - категория юридической на

Вклад марксизма в концепцию прав человека
Теория Маркса, Энгельса, Ленина возникла в рамках мировой цивилизации, как непосредственное продолжение лучших гуманистических традиций передовой человеческой мыс

В.В.Денисов
МАРКСИЗМ И ГУМАНИЗМ В истории общественно-политической мысли идеи гуманизма всегда были тесно связаны с различными социально-философскими кон

Марксизм и современный госкапитализм
В последнее десятилетие шквал атак обрушился на учение Маркса. Драма социализма в СССР и странах Европы с небывалой остротой поставила вопрос: способен ли марксизм — и тем более ленинизм как продол

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛИЗАЦИИ
Как ни прискорбно, следует признать: так называемые демократы сумели не только идеологически победить КПСС, демонтировать СССР и социальные завоевания его народа, но и, критикуя со

МАРКСИЗМ С ЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Излагаемая ниже критика марксизма ни в коем случае не означает отрицание великой исторической роли марксизма как идеологии. Она означает лишь одно: претензии марксизма на роль научного учения о соц

МАРКСИЗМ С ЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Излагаемая ниже критика марксизма ни в коем случае не означает отрицание великой исторической роли марксизма как идеологии. Она означает лишь одно: претензии марксизма на роль научного учения о соц

СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА
  Общественные науки предложили множество парадигм, углубивших наши знания о конфликте (в частности, на основании работ К.Маркса, М.Вебера, Р.Дарендорфа). Эти парадигмы до последнего

Новый век и новая социал-демократия: контуры перемен
В ряду глубоких перемен, которыми знаменуется вступление человечества в новое столетие и новое тысячелетие, - серьезные качественные сдвиги, претерпеваемые ведущи

Вызовы глобализации
Согласно данным последнего, ХХ1 Конгресса Социнтерна (ноябрь 1999 г.) более 50 партий-членов этого объединения в настоящее время либо возглавляют правительства, либо находятся у власти в коалиции с

Маркс – наш современник.
Еще совсем недавно у нас все были правоверными марксистами. Они всех учили, как нужно интерпретировать марксизм, и любого не согласного с их пониманием великого учения, клеймили позором. Сегодня си

Ю.А.Александров
  МАРКСИЗМ И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ     Европейские социал-демократические и социалистические партии в разной

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
(К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин )   1. Методологические принципы анализа проблем социальной теории. Марксистско-ленинскую теорию общественного развития и, п

Вместо заключения
  Как известно, в недалеком прошлом в нашей стране годовщины рождения и смерти классиков марксизма, даты выхода в свет их отдельных наиболее значимых произведений, а также организация

ДИСКУССИИ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ НА РУБЕЖЕ ХХ И ХХI ВЕКОВ
  Социал-демократы дискутируют постоянно. Это один из главных отличительных признаков их политической культуры. Но бывают моменты, когда в дискуссиях затрагиваются наиболее важные для

Ю.М.Бородай
К.Маркс о борьбе ссудного и промышленного капитала в процессе капиталистической индустриализации Применительно к эпохе генезиса капитализма Маркс характеризует отношение промышленника к сс

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги