рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Развития марксистской философии

Развития марксистской философии - раздел Философия, Теория и практика марксизма Трудами Ленина Завершилась Классическая Марксистская Философия, Так Сказать, ...

Трудами Ленина завершилась классическая марксистская философия, так сказать, марксистская философия в собственном смысле слова. Нельзя отождествлять реально существовавшую философию советского общества с подлинной сущностью материалистической диалектики, диалектического и исторического материализма. Ведь и сам Маркс нередко отмежевывался от ряда якобы марксистских мыслей и говорил, что если так искаженно понимать марксизм, то в таком случае он не может считать себя «марксистом».

Соратники Ленина по руководству партией и государству (в том числе Н.И. Бухарин и И.В. Сталин) не были глубокими теоретиками в области философии. Они были не более, чем популяризаторами материалистической диалектики, допускавшими существенные огрубления и упрощения ее фундаментальных положений. Вместе с тем на протяжении десятилетий процветала чрезмерная политизация и идеологизация философии, грубая привязка ее к текущей политике партии, к решениям очередных съездов КПСС. Если в Средневековье философия существовала как служанка богословия, то в странах реального социализмаXX в. философия обязывалась быть служанкой политической идеологии, а практически служанкой сменяющих друг друга временщиков - очередных коммунистических руководителей. Это неизбежно приводило к вырождению теории, к подгонке ее к эмпирическим лозунгам дня. В свою очередь такое положение все более освобождало псевдокоммунистическое руководство от обязанности изучать теорию общественного развития, все более усиливало волюнтаризм и произвол руководителей, их антидемократизм

Как вся КПСС со временем становилась все менее однородной, распадаясь на множество социальных и национальных прослоек, так и советская философия (как и философия других соцстран) все более расслаивалась на ряд течений, лишь одним из которых оставалось собственно марксистское, диалектико-материалистическое направление.

В последние десятилетия типичным становилось распространение под ширмой марксистской фразеологии или под видом их критики самых разнообразных философских учений. Все более неоднозначной и расплывчатой становилась также трактовка и собственно марксистских положений. Но и в указанных условиях философы-марксисты XX в. сделали немало. Осуществлена огромная работа: по осмыслению философского наследия К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина; по исследованию объективного содержания и методологического значения законов, принципов и категорий диалектики; по изложению современной теории диалектического материализма; по обобщению достижений естествознания XX в. в познании как самой природы, так и закономерностей развития естественных наук; по осмыслению предмета и структуры исторического материализма, методологических проблем ряда общественных наук; по развитию историко-философской науки, изучению философской мысли прошлого и современности.

В своем развитии философия связана со всей человеческой культурой, подвергаясь воздействиям с самых разных сторон, в результате которых ее поступательное движение вперед зачастую затормаживается, а то и просто прерывается, когда на первый план снова возвращаются старые-престарые учения, в той или иной степени видоизмененные в соответствии с духом текущего времени. Особенно это характерно для кризисных периодов жизни того или иного общества. Так или иначе, но вслед за политическим поражением определенных общественных сил в их рядах начинаются и философские шатания, сомнения в самих основах их собственного философского мировоззрения. В такие периоды идеологические и мировоззренческие сомнения неизбежны и закономерны.

Как раз в таком периоде оказалась в очередной раз современная Россия. В мировоззренческом идейно-теоретическом и идеологическом отношении завершающие годыXX в. очень похожи на первое его десятилетие. Поэтому, как и тогда, обсуждение общефилософских вопросов научного познания вновь стало остро актуальным.

После поражения революции 1905 г. в России широко стали распространяться идеализм, богоискательство, мистика, позитивизм в форме махизма и т.п. Значительная часть социал-демократов, даже сторонников В.И. Ленина в политике, засомневалась в диалектическом и историческом материализме, материализме вообще. Среди них оказались такие известные личности, как А.А. Богданов, А.М. Горький, А.В. Луначарский. В связи с этим В.И. Ленин и Г.В. Плеханов вынуждены были написать специальные работы в защиту и развитие материалистической философии, еще раз проявив глубину и динамичность своего философского мышления, способность быстро и точно реагировать на возникающие проблемы.

Книга В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» была и остается образцом философского анализа проблем научного познания с позиций материализма и диалектики. Философы-идеалисты (или просто недалекие люди) много поиздевались над этой книгой. А в наши смутные годы постоянно приходится читать и слышать хулительные оценки В.И. Ленина не только как политика, но и теоретика вообще, философа в частности и в особенности. Но объективный ход событий (в том числе и пораженческих, даже катастрофических для социализма) раз за разом подтверждает истинность фундаментальных положений диалектического и исторического материализма.

Социализм в России – СССР был построен, а затем разрушен по законам исторического материализма, а не вопреки им, как нередко можно услышать сейчас. Противники социализма проявили больше знания и понимания его теории (а особенно, конечно, практической, прагматической эффективности своей политики), чем последние руководители КПСС и СССР. На наш взгляд, современные процессы и в нашей стране, и во всем мире наглядно, с откровенной жестокостью подтверждают следующие, например, положения исторического материализма: о ведущей роли материальных интересов, подчиняющих себе в конце концов, все основные моменты жизни общества; о противоборстве противоположных формационных, классовых систем, определяющем основные тенденции развития всей современной цивилизации; об активной роли общественного сознания, возможности формирования которого в русле интересов господствующих экономических и политических сил гигантски возросли благодаря всепроникающей агрессии нынешних СМИ.

Формационный и цивилизационный подходы не отрицают, а взаимообогащают друг друга. Причем цивилизационные представления очень разнородны, даже само понятие «цивилизация» понимается по-разному. Здесь много неопределенного, расплывчатого. Это может быть использовано в идеологических целях. Социалистический СССР усиленно завлекали в некий цивилизованный мир вообще, а в итоге-то он попался не куда-либо, а именно в капитализм. И завлекатели с самого начала знали, что цивилизованным они считают только капиталистический мир! Значит, фактически они пользовались формационными категориями, а разговоры о цивилизации нужны были больше для прикрытия, для благозвучия.

Сослужило предательскую службу в данном отношении и утопическое "новое политическое мышление" М.С. Горбачева, в котором реальные противоречия современной цивилизации оказались густо затушеванными абстрактными общечеловеческими ценностями. Не меньшим утопизмом может оказаться чрезмерное увлечение особенностями исторического прошлого России и почти полное противопоставление ее общим законам мирового общественного развития. А ведь в устах многих именно к этому сводится модный цивилизационный подход. Здесь, как и всегда, важно соблюдать объективную меру единства противоположностей, не доводить дело до полного их разрыва и не впадать в крайности — либо полностью подчинять частное общему (общечеловеческому), либо полностью отрывать частное (специфически россий­ское) от общего. Крайности, как известно, сходятся и всегда за преде­лами объективной истины.

Объективные законы и закономерности, раскрываемые историческим материализмом, действуют и в экономике, и в политике, и в духовной сфере. Но действуют они не строго однозначно, динамически, как в классической механике, а вероятностно, статистически, в виде тенденции, реализующейся через массу случайностей, зигзагов, отходов в сторону и назад. Эта старая истина исторического материализма вполне созвучна вероятностному стилю мышления, утвердившемуся в конце XX века (в квантовой физике, биологии, кибернетике, синергетике).

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Теория и практика марксизма

На сайте allrefs.net читайте: "Теория и практика марксизма "

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Развития марксистской философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Социальное учение К. Маркса в современную эпоху
  Философия К.Маркса по-прежнему современна и актуальна. Это признают не только его сторонники, но и многие противники. К концу ХХ века стало очевидным, что гениальная попытка К.Маркс

В.Я.Швейцер
  СОЦИНТЕРН: ОБНОВЛЕНИЕ ДОКТРИНЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА     Среди международных организаций различной идейно-политической ориентации, содержа

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ В РОССИИ
  С точки зрения места и роли социал-демократии в России положение нельзя не назвать парадоксальным. С одной стороны, в стране определённо наличествует политическая ниша для силы, пре

ТЕНДЕНЦИИ ОБНОВЛЕНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ
  История социал-демократического движения отмечена успехами и поражениями, приливами и отливами. После второй мировой войны на волне научно-технической революции в развитых странах З

Собственность и политическое регулирование
Теория и практика современной социал-демократии становятся все более прагматическими, обусловливаясь задачами освоения сложившегося опыта рыночного развития в странах капитализма, н

Интернационализм или интервенционизм?
Традиционная социал-демократическая политика международной солидарности и международного сотрудничества в современных условиях глобализации подвергается новым вызовам. Социал-демократические аналит

Общемировая тенденция к конвергенции
Не только социал-демократизм, но и либерализм подвержен эволюции и обновлению. Уже в первой половине ХХ века либерализм испытал на себе сильное влияние идеологии социализма, особенно что касается з

В.И. Толстых
Маркс и рынок Эти заметки возникли как реакция на явление, которое сегодня мало кого удивляет, и раздражает, хотя в научном и мировоззренческом

Парадоксы и изъяны свободного рынка
Поскольку достоинства и преимущества рыночной системы хозяйствования хорошо известны (читайте упомянутые работы Ф.Хайека, М.Фридмана др.), и, как выясняется, Маркс их не отрицал, остановимся на про

Когда рынок становится глобальным
Нарастающий процесс глобализации предельно актуализировал тему и проблему рынка. Большинство исследователей феномена глобализации связывают последний прежде всего с эволюцией и гегемонией свободног

Развитие философии марксизма В.И. Лениным
КЛенину (1870 - 1924 гг.) в полной мере можно отнести то, что он говорил о Марксе и Энгельсе: «Применение материалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с основания ее, - к

Как выражение единства диалектики и материализма
Единство диалектики и материализма наиболее ярко проявляется в познании общества, социальных процессов. Само соединение диалектики и материализма было осуществлено в процессе создания исторического

И материалистическая теория отражения
Проблема сознания и его отношения к материи в концеXX в. обсуждается не менее активно, чем в его начале, но существенно по-иному. Тогда, в началеXX в., характерной была субъективно-идеалистическая

Диалектика и формальная логика
Диалектика и формальная логика объективно не отменяют друг друга, но субъективно представители этих наук нередко противопоставляют диалектические и формально-логические утверждения. Видный объектив

О сути и названии центрального закона диалектики
В последнее время многие философы отказались от формулировки: закон единства и борьбы противоположностей. В лучшем случае, стремясь к тому, чтобы отмежеваться от чисто житейского и особенно политич

И СОВРЕМЕННОСТЬ
Остановлюсь на семи наиболее острых вопросах теории, практики, современности марксизма, вызывающих, на мой взгляд, главные споры и дискуссии по поводу роли и значения марксизма при переходе от ХХ к

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ.
    Национальный вопрос для России – это своего рода «вечный» вопрос. На каком бы этапе общественного развития не находилась наша страна, какой бы государственный строй

Права человека и право
  Права человека - сложное многоаспектное философское, этическое, социальное, политологическое научное понятие и явление общественной жизни. Но прежде всего - категория юридической на

Вклад марксизма в концепцию прав человека
Теория Маркса, Энгельса, Ленина возникла в рамках мировой цивилизации, как непосредственное продолжение лучших гуманистических традиций передовой человеческой мыс

В.В.Денисов
МАРКСИЗМ И ГУМАНИЗМ В истории общественно-политической мысли идеи гуманизма всегда были тесно связаны с различными социально-философскими кон

Марксизм и современный госкапитализм
В последнее десятилетие шквал атак обрушился на учение Маркса. Драма социализма в СССР и странах Европы с небывалой остротой поставила вопрос: способен ли марксизм — и тем более ленинизм как продол

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛИЗАЦИИ
Как ни прискорбно, следует признать: так называемые демократы сумели не только идеологически победить КПСС, демонтировать СССР и социальные завоевания его народа, но и, критикуя со

МАРКСИЗМ С ЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Излагаемая ниже критика марксизма ни в коем случае не означает отрицание великой исторической роли марксизма как идеологии. Она означает лишь одно: претензии марксизма на роль научного учения о соц

МАРКСИЗМ С ЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Излагаемая ниже критика марксизма ни в коем случае не означает отрицание великой исторической роли марксизма как идеологии. Она означает лишь одно: претензии марксизма на роль научного учения о соц

СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА
  Общественные науки предложили множество парадигм, углубивших наши знания о конфликте (в частности, на основании работ К.Маркса, М.Вебера, Р.Дарендорфа). Эти парадигмы до последнего

Новый век и новая социал-демократия: контуры перемен
В ряду глубоких перемен, которыми знаменуется вступление человечества в новое столетие и новое тысячелетие, - серьезные качественные сдвиги, претерпеваемые ведущи

Вызовы глобализации
Согласно данным последнего, ХХ1 Конгресса Социнтерна (ноябрь 1999 г.) более 50 партий-членов этого объединения в настоящее время либо возглавляют правительства, либо находятся у власти в коалиции с

Маркс – наш современник.
Еще совсем недавно у нас все были правоверными марксистами. Они всех учили, как нужно интерпретировать марксизм, и любого не согласного с их пониманием великого учения, клеймили позором. Сегодня си

Ю.А.Александров
  МАРКСИЗМ И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ     Европейские социал-демократические и социалистические партии в разной

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
(К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин )   1. Методологические принципы анализа проблем социальной теории. Марксистско-ленинскую теорию общественного развития и, п

Вместо заключения
  Как известно, в недалеком прошлом в нашей стране годовщины рождения и смерти классиков марксизма, даты выхода в свет их отдельных наиболее значимых произведений, а также организация

ДИСКУССИИ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ НА РУБЕЖЕ ХХ И ХХI ВЕКОВ
  Социал-демократы дискутируют постоянно. Это один из главных отличительных признаков их политической культуры. Но бывают моменты, когда в дискуссиях затрагиваются наиболее важные для

Ю.М.Бородай
К.Маркс о борьбе ссудного и промышленного капитала в процессе капиталистической индустриализации Применительно к эпохе генезиса капитализма Маркс характеризует отношение промышленника к сс

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги