рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

И материалистическая теория отражения

И материалистическая теория отражения - раздел Философия, Теория и практика марксизма Проблема Сознания И Его Отношения К Материи В Концеxx В. Обсуждается Не Менее...

Проблема сознания и его отношения к материи в концеXX в. обсуждается не менее активно, чем в его начале, но существенно по-иному. Тогда, в началеXX в., характерной была субъективно-идеалистическая подстановка под бытие и сознание, в конце концов, простых человеческих ощущений, зашифрованных под именем третьих, нейтральных по отношению к материи и сознанию элементов (якобы одновременно и нематериальных, и неидеальных, но фактически трактуемых то как физические, то как психические явления). Сейчас же, накануне XXI века, сознание часто рассматривается в качестве самостоятельной реальности (физической или информационной). При этом сознание превращается либо в особый вид материи и тем самым фактически отождествляется с материей, либо полностью отрывается не только от человека, но и от материи вообще. Очевидно, что второй вариант фактически означает возврат на позиции классического объективного идеализма.

В первом же случае, когда сознание отождествляется с определенными физическими, энергетическими и информационными процессами именно как с разновидностями материальных явлений, фактически остается только материя, а сознание как таковое, как идеальное явление просто-напросто ликвидируется. Такую позицию еще с прошлого века принято называть вульгарно-материалистической за грубое упрощение (неизбежно влекущее искажение) связи сознания с мозгом, телом человека, за рассмотрение сознания хотя и как особого, но все-таки всего лишь как одного из физиологических процессов (наподобие кроветворения, выделения желчи, мочи и т.п.). Психология и познание мышления сводятся здесь к физиологии. Современное сведение психологии и гносеологии к физическим теориям спинорных или торсионных полей, информационно-кибернетическим моделям, суперголограммам и т.п. привлекательнее допускавшегося в XIX в. отождествления мысли с желчью, но в принципе остается не менее ошибочным. Тем более, что идеи, подобные допущению спинорных, торсионных и т.п. полей, в рамках самой физики и других естественных (и технических) наук, остаются на уровне сомнительных гипотез, а не достоверных и надежно обоснованных теорий. В современной литературе сторонников таких взглядов именуют «научными материалистами» (по сути же это – осовремененный «вульгарный материализм»).

В последние десятилетия особенно показательны представления о сознании как явлении надчеловеческом, причем как в религиозно-идеалис-тическом, так и в материалистическом вариантах. В этих случаях сознание называют «живым телом космоса», «всепроникающим эфиром», «информационным полем космоса» и т.п. В связи с этим предпринимаются попытки естественнонаучного обоснования взаимодействия разума человека с «космическим разумом», например, методом «трансцендентальной медитации». Под влиянием теории относительности и квантовой физики по аналогии с ними создается «релятивистская квантовая психология». Из признания космической природы сознания следует, что его происхождение не связано с антропогенезом. Сознание начинает представляться или вечно существующим разумом Вселенной, или созданным какими-то глобальными процессами, какими-то высшими силами. Предпринята попытка совместить с материализмом идею вечного (информационного) бытия человека, внеличностного его бессмертия (4).

Очень часто информация начинает трактоваться как самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей и движением (энергией). Если в конце XIX в. формой отхода от материализма служил энергетизм, отрывавший движение от материи, то сейчас такой формой можно считать информационизм, отрывающий информацию от движущейся материи, от конкретных материальных взаимодействий – носителей информации, без которых она нигде и никогда не существует.

Очень своевременным представляется следующее предостережение видного специалиста в области физиологии высшей нервной деятельности П.В. Симонова. «Разумеется, в мире есть множество непознанных наукой явлений. Но наука как вид человеческой деятельности существует до тех пор, пока руководствуется презумпцией доказанного, подобно тому, как закон и право опираются на принцип презумпции невиновности. Отказы от требования воспроизводимости результатов эксперимента … разрушительны для науки как способа познания окружающей человека действительности» (5).

Наиболее обоснованной в философском и естественнонаучном отношении остается все-таки трактовка психики и сознания на базе ставшей уже классической теории отражения, конкретизированной кибернетикой, теорией информации, синергетикой, физиологией, психологией, генетикой и другими разделами современного естествознания. В рамках этой теории сознание не отрывается от материи и ее движения и вместе с тем не отождествляется с ними, а понимается как высшая формаотражения- особого всеобщего свойства материи, четко выделенного и указанного впервые В.И. Лениным.

Человеческое сознание представляет сложную, разветвленную и относительно самостоятельную систему, объединяющую в единое целое эмоции, мышление и одухотворенные чувства. В различных отношениях сознание человека выступает как его ум, честь и совесть, как его рассудок, разум и мудрость, как самосознание и душа, как индивидуальное проявление духа времени - общественного сознания на конкретном этапе его исторического развития. И все это является особыми формами отражения и выражения природы, общества и внутреннего мира каждого отдельного человека. Субъективный мир человека, представляющий для него самого его собственное"Я", являющийся его внутренним миром, можно назвать информационной (инстинктивно-эмоцио-нальной, духовно-чувственной, интеллектуальной) надстройкой над индивидуальным телесным и материальным общественным бытием человека. Такое название вполне соответствует тому, что сознание человека и по способу существования и по содержанию есть отражение материи в той мере, в какой она проявилась в его собственном бытии.

Отражение - не все взаимодействие систем в целом, а лишь один из его моментов, а именно свойство или способность взаимодействующих объектов, систем воспроизводить в изменении своего состояния особенности друг друга. Обозначив одну систему отражающей, а другую — отражаемой, можно совсем коротко сказать:отражение есть воспроизведение в состоянии отражающей системы особенностей отражаемой системы.

Отражение, изучаемое в механике, оптике, и т.п. (т.е. отражение в смысле ответного реагирования одних систем на воздействие других) следует назватьвещественно-энергетическим (или субстратно-энергетическим). Главные законы здесь — законы сохранения массы и энергии. А отражение, изучаемое гносеологией, кибернетикой, теорией информации, — этоинформационное отражение. Понятия отражения и информации очень близки, в каком-то отношении даже совпадают. Можно сказать, что информация как образ, копия в закодированном виде отражаемого объекта естьсодержание отражения. Поэтому информация является общим моментом и всякого взаимодействия, и всякого отражения. В неорганической природе отражение существует лишь какпассивныймомент взаимодействий материальных систем, передача информации здесь не отделена от передачи массы и энергии, никаких структурных элементов, специализирующихся на информационном отражении, в таких системах нет. А вот живые существа уже активно и целенаправленно используют свои информационно-отражательные свойства для приспособления к окружающей среде. И это достигается за счет того, что в живых организмах возникают специальные информационно-отражательные устройства, органы чувств. В отличие от пассивного отражения в неорганической природе отражение в живой природе становится все более активным и все более самостоятельным процессом, структурно и функционально вычлененным в совокупной жизнедеятельности организма. Если информация заключена в любом объекте, то информационные процессы как специальные процессы по выделению, переработке и использованию информации присущи только живым организмам, человеческому обществу и техническим системам

В полной мере раскрыто, что информационный класс воздействий качественно отличается от физико-химических, вещественных воздействий. Вызываемый информацией эффект зависит прежде всего от самого ее содержания и от того, насколько человек ее «усваивает» и подчиняется ей. Материальная же форма сигнала не играет роли (при всей ее необходимости как носителя информации). Самая важная, значимая информация, воспринятая, но не «усвоенная» личностью, не признанная ею правильной, встреченная с сомнением, с недоверием, не оказывает заметного влияния на поведение и соматическую сферу. А вот гораздо менее значимая информация, но сразу «усвоенная» личностью, вызывает крупные сдвиги в области сердечно-сосудистой системы, нейроэндокринных процессов и т.д.

Достоверные факты свидетельствуют об одном: сознание есть только там и тогда, где есть здоровый, нормально функционирующий мозг человека. Медицина вынуждена подчиняться тому факту, что со смертью мозга от сознания, души человека ничего не остается. Можно сколько угодно рассуждать о «космическом разуме» и т.п., но все это в отличие от достоверного человеческого сознания остается таким же неуловимым и абстрактным (в смысле существующим лишь в виде абстракции, созданной заблуждающимся человеческим мышлением), как, скажем, абсолютная идея Гегеля, который безуспешно пытался вывести из нее все существующее, весь мир.

 

5. Виртуалистика и вопрос о соотношении материи и сознания*

В связи с бурной компьютеризацией современной жизни сформировался и быстро распространился новый междисциплинарный научный подход, получивший название «виртуалистика», поскольку центральным в нем является понятие «виртуальная реальность» (ВР). На основе анализа существующей литературы можно предложить такое определение: виртуальными являются объекты, возникающие и существующие не самостоятельно, а как момент взаимодействия других объектов (стабильных элементарных частиц, людей друг с другом, с компьютерами и другими техническими системами и т.п.). ВР могут быть материальными и идеальными (существующими только в сознании человека), естественными (психологические ВР) и искусственными (компьютерные ВР, КВР).

Широкий интерес к ВР возник в связи именно с КВР, но для общего их понимания особое значение имеют психологические ВР, так как последние и связанные с ними психосоматические эффекты являются необходимыми компонентами КВР. А что же характерно для психологических ВР? Н.А. Носов, энтузиаст и инициатор исследований ВР в нашей стране, отмечает, что психологическая ВР «является отражением в психике процессов, происходящих в самой же психике» (6). К области ВР относятся не всякие психические отражения внешней действительности, а лишь те ощущения и переживания, которые порождаются самими психическими образами. С учетом этого можно сказать, что ВР есть не просто отражение, а отражение отражения.

Важной особенностью ВР является интерактивность - способность взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с породившей ее. Благодаря этому человек, создавший ВР, может не только пассивно созерцать ее, но и активно взаимодействовать с нею. Эта особенность отграничивает от мира ВР переживание человеком обычных произведений искусства - содержания книг, кинофильмов, театральных постановок и т.п. ВР - не просто знание или художественный образ, не только психическая или идеальная реальность (хотя это обязательно должно быть для создания ВР), но и телесно-практическая, материальная реальность. Поэтому взаимодействия человека с ВР могут иметь очень серьезные практические последствия не только для его психики и сознания, но и для телесного его существования, а также для социального его функционирования как личности.

Но и в данном отношении ВР не противостоят общей отражательной сущности человеческой психики и сознания, а является ее конкретизацией и развитием. Психосоматические процессы, переживаемые человеком, значительно усиливаются при взаимодействиях человека с ВР, создаваемой, например, компьютерной системой. В результате того, что в восприятии этого искусственного мира зрение и слух дополняются с помощью особых устройств осязанием, кожной чувствительностью, ВР переживается человеком не просто как модель, а как сама моделируемая система (7).

В процессе осмысления ВР одни авторы не противопоставляют их теории отражения, фактически продолжая ее развитие, другие же порывают с этой теорией. Например, утверждается: «Сознание не отражает, а формирует бытие через деятельность субъектов. Это было ясно уже И. Канту... виртуальные реальности - это жизненная среда обитания субъектов» (8). О процессе познания говорится, что «это форма выживания субъектов, а не отражения бытия». При всей категоричности данных заявлений их нельзя признать обоснованными. Противоборство материализма, выражением которого служит трактовка сознания как отражения материи, с идеализмом началось за много веков до И. Канта и не закончилось с ним. Далее, познание помогает человеку выживать именно в той мере, в какой оно обеспечивает адекватное отражение действительности. На одних ошибках и заблуждениях выживать никому еще не удавалось.

Исследования ВР в философском отношении ценны прежде всего тем, что показывают новые формы проявления активности психики и сознания, их обратного (и весьма сильного) воздействия на породившую их материю, на жизнь животных и особенно человека. Но в принципиальном отношении активность отражения на уровне психики и сознания давно уже освоена философским материализмом благодаря его синтезу с диалектикой, физиологией (вспомним хотя бы идею опережающего отражения), психологией и другими науками.

Ответ живого организма на внешнее воздействие опосредован приведением в активное состояние генетически и онтогенетически сформированной в нем внутренней программы построения движения. Такое отражение отличается избирательностью и опережающим характером. Понятие опережающего отражения введено русским физиологом П.К. Анохиным и обозначает способность живых организмов к «преднастройке» к будущим событиям на основе своих поведенческих программ. На этой основе развивается оценочная функция психики животных и сознания человека. Важно подчеркнуть, что в любом случае психический образ является отражением той действительности, с которой сталкивается живое существо, а не просто эффектом мобилизации внутренней отражательной системы. Психический образ строится благодаря прослеживанию животным или человеком новых для них связей между явлениями, а сама настройка организма на соответствующее отражение их тоже сформировалась в предыдущей отражательной деятельности (см. об этом, напр., 9).

В полной мере учитывая возможности современных технологий ВР создавать искусственные, воображаемые миры, воспринимаемые как вполне естественные, действительные, многие авторы остаются на позициях принципиального различения естественного и искусственного, тем более естественного и сверхъестественного, мистического. Они не принимают обвинений в том, что «они пытаются заменить реальный мир виртуальным, пусть даже имитируемым. Это обвинение ложно, так как ВР заменяет реальный мир не более, чем телескоп или кино. Они и ВР являются средствами, которые позволяют нам видеть вселенную такой, какой мы не видели ее до сих пор» (10).

Некоторые же авторы более или менее явно соглашаются с размыванием границ между экзотерическим и эзотерическим, мистическим, полагая, что «если символические формы жизни не менее значимы для современного человека, чем обычная жизнь, даже более значимы, то несомненно, должны

измениться представления о существовании и истине» (11). Однако мистики, верующие, идеалистически мыслящие философы для прошлого были характерны не менее, чем сейчас. Просто в нашей стране изменилось официальное отношение к ним. Колебания во мнениях постоянно существуют, но это еще не аргумент для отказа от фундаментальных философских положений об истине и ее критериях. Для нормального сознания, адекватно отражающего материальную действительность и психические явления, эзотерический мир - вовсе не такой же самостоятельный, как материальный (физический, природный или социальный) мир.

Если же подвергнуть сознание медитации, гипнозу, воздействию наркотиков или алкоголя, т.е. исказить, травмировать сознание, то и оценка им указанных миров будет соответствующей - искаженной, неистинной. К счастью, современные психофизиологические и компьютерные способы создания ВР целенаправленно разрабатываются и используются также и для лечения людей, спасения их телесного и душевного здоровья. Что же касается духовного здоровья, то оно в еще большей мере зависит от состояния общества в целом.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Теория и практика марксизма

На сайте allrefs.net читайте: "Теория и практика марксизма "

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: И материалистическая теория отражения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Социальное учение К. Маркса в современную эпоху
  Философия К.Маркса по-прежнему современна и актуальна. Это признают не только его сторонники, но и многие противники. К концу ХХ века стало очевидным, что гениальная попытка К.Маркс

В.Я.Швейцер
  СОЦИНТЕРН: ОБНОВЛЕНИЕ ДОКТРИНЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА     Среди международных организаций различной идейно-политической ориентации, содержа

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ В РОССИИ
  С точки зрения места и роли социал-демократии в России положение нельзя не назвать парадоксальным. С одной стороны, в стране определённо наличествует политическая ниша для силы, пре

ТЕНДЕНЦИИ ОБНОВЛЕНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ
  История социал-демократического движения отмечена успехами и поражениями, приливами и отливами. После второй мировой войны на волне научно-технической революции в развитых странах З

Собственность и политическое регулирование
Теория и практика современной социал-демократии становятся все более прагматическими, обусловливаясь задачами освоения сложившегося опыта рыночного развития в странах капитализма, н

Интернационализм или интервенционизм?
Традиционная социал-демократическая политика международной солидарности и международного сотрудничества в современных условиях глобализации подвергается новым вызовам. Социал-демократические аналит

Общемировая тенденция к конвергенции
Не только социал-демократизм, но и либерализм подвержен эволюции и обновлению. Уже в первой половине ХХ века либерализм испытал на себе сильное влияние идеологии социализма, особенно что касается з

В.И. Толстых
Маркс и рынок Эти заметки возникли как реакция на явление, которое сегодня мало кого удивляет, и раздражает, хотя в научном и мировоззренческом

Парадоксы и изъяны свободного рынка
Поскольку достоинства и преимущества рыночной системы хозяйствования хорошо известны (читайте упомянутые работы Ф.Хайека, М.Фридмана др.), и, как выясняется, Маркс их не отрицал, остановимся на про

Когда рынок становится глобальным
Нарастающий процесс глобализации предельно актуализировал тему и проблему рынка. Большинство исследователей феномена глобализации связывают последний прежде всего с эволюцией и гегемонией свободног

Развитие философии марксизма В.И. Лениным
КЛенину (1870 - 1924 гг.) в полной мере можно отнести то, что он говорил о Марксе и Энгельсе: «Применение материалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с основания ее, - к

Как выражение единства диалектики и материализма
Единство диалектики и материализма наиболее ярко проявляется в познании общества, социальных процессов. Само соединение диалектики и материализма было осуществлено в процессе создания исторического

Развития марксистской философии
Трудами Ленина завершилась классическая марксистская философия, так сказать, марксистская философия в собственном смысле слова. Нельзя отождествлять реально существовавшую философию советского обще

Диалектика и формальная логика
Диалектика и формальная логика объективно не отменяют друг друга, но субъективно представители этих наук нередко противопоставляют диалектические и формально-логические утверждения. Видный объектив

О сути и названии центрального закона диалектики
В последнее время многие философы отказались от формулировки: закон единства и борьбы противоположностей. В лучшем случае, стремясь к тому, чтобы отмежеваться от чисто житейского и особенно политич

И СОВРЕМЕННОСТЬ
Остановлюсь на семи наиболее острых вопросах теории, практики, современности марксизма, вызывающих, на мой взгляд, главные споры и дискуссии по поводу роли и значения марксизма при переходе от ХХ к

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ.
    Национальный вопрос для России – это своего рода «вечный» вопрос. На каком бы этапе общественного развития не находилась наша страна, какой бы государственный строй

Права человека и право
  Права человека - сложное многоаспектное философское, этическое, социальное, политологическое научное понятие и явление общественной жизни. Но прежде всего - категория юридической на

Вклад марксизма в концепцию прав человека
Теория Маркса, Энгельса, Ленина возникла в рамках мировой цивилизации, как непосредственное продолжение лучших гуманистических традиций передовой человеческой мыс

В.В.Денисов
МАРКСИЗМ И ГУМАНИЗМ В истории общественно-политической мысли идеи гуманизма всегда были тесно связаны с различными социально-философскими кон

Марксизм и современный госкапитализм
В последнее десятилетие шквал атак обрушился на учение Маркса. Драма социализма в СССР и странах Европы с небывалой остротой поставила вопрос: способен ли марксизм — и тем более ленинизм как продол

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛИЗАЦИИ
Как ни прискорбно, следует признать: так называемые демократы сумели не только идеологически победить КПСС, демонтировать СССР и социальные завоевания его народа, но и, критикуя со

МАРКСИЗМ С ЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Излагаемая ниже критика марксизма ни в коем случае не означает отрицание великой исторической роли марксизма как идеологии. Она означает лишь одно: претензии марксизма на роль научного учения о соц

МАРКСИЗМ С ЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Излагаемая ниже критика марксизма ни в коем случае не означает отрицание великой исторической роли марксизма как идеологии. Она означает лишь одно: претензии марксизма на роль научного учения о соц

СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА
  Общественные науки предложили множество парадигм, углубивших наши знания о конфликте (в частности, на основании работ К.Маркса, М.Вебера, Р.Дарендорфа). Эти парадигмы до последнего

Новый век и новая социал-демократия: контуры перемен
В ряду глубоких перемен, которыми знаменуется вступление человечества в новое столетие и новое тысячелетие, - серьезные качественные сдвиги, претерпеваемые ведущи

Вызовы глобализации
Согласно данным последнего, ХХ1 Конгресса Социнтерна (ноябрь 1999 г.) более 50 партий-членов этого объединения в настоящее время либо возглавляют правительства, либо находятся у власти в коалиции с

Маркс – наш современник.
Еще совсем недавно у нас все были правоверными марксистами. Они всех учили, как нужно интерпретировать марксизм, и любого не согласного с их пониманием великого учения, клеймили позором. Сегодня си

Ю.А.Александров
  МАРКСИЗМ И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ     Европейские социал-демократические и социалистические партии в разной

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
(К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин )   1. Методологические принципы анализа проблем социальной теории. Марксистско-ленинскую теорию общественного развития и, п

Вместо заключения
  Как известно, в недалеком прошлом в нашей стране годовщины рождения и смерти классиков марксизма, даты выхода в свет их отдельных наиболее значимых произведений, а также организация

ДИСКУССИИ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ НА РУБЕЖЕ ХХ И ХХI ВЕКОВ
  Социал-демократы дискутируют постоянно. Это один из главных отличительных признаков их политической культуры. Но бывают моменты, когда в дискуссиях затрагиваются наиболее важные для

Ю.М.Бородай
К.Маркс о борьбе ссудного и промышленного капитала в процессе капиталистической индустриализации Применительно к эпохе генезиса капитализма Маркс характеризует отношение промышленника к сс

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги