рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вклад марксизма в концепцию прав человека

Вклад марксизма в концепцию прав человека - раздел Философия, Теория и практика марксизма Теория Маркса, Энгельса, Ленина Возникла В...

Теория Маркса, Энгельса, Ленина возникла в рамках мировой цивилизации, как непосредственное продолжение лучших гуманистических традиций передовой человеческой мысли. Это учение основано на представлении о человеке как высшей социальной ценности. “Достоинство - есть именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство”.1

Общеизвестно, что Маркс и Энгельс называли свою теорию “реальным гуманизмом”. Отношение основоположников научного коммунизма к проблеме прав человека характеризуется следующими положениями.

Право и права человека как элемент юридической надстройки, никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества. Рассматривая права человека как историческую категорию, они оценивали их как составную часть буржуазной демократии, являющейся прогрессивным общественным явлением по сравнению с феодализмом.

Маркс и Ленин рассматривали французскую Декларацию прав человека и гражданина, американский Билль о правах как важные исторические документы. Коммунисты усматривают во Всеобщей Декларации прав человека ООН 1948 г. фундаментальные ценности мировой цивилизации. Так, представители многих коммунистических и рабочих партий на своих международных совещаниях неоднократно выступали за права и основные свободы человека.2

В марксизме дано действительно научное политико-экономическое и историческое обоснование сущности прав человека. Эти права не прирожденные, а возникшие историческим путем.

В известной статье “К еврейскому вопросу” молодой К. Маркс разрешает проблему соотношение категорий “права человека” и “права гражданина”. В результате политической эмансипации произошло отделение политического государства от гражданского общества, “раздвоение” человека на собственно человека, эгоистического индивида, субъекта прав человека, и политического человека, субъекта прав гражданина. Уже в процессе простого товарного обращения, - отмечает он в “Капитале”, индивиды выступают как “субъективированные меновые стоимости, то есть как живые эквиваленты, как равноценные”.1. Здесь также указывается, что “в обмене, покоящемся на меновых стоимостях, свобода и равенство не только уважается, но обмен меновыми стоимостями представляет собой производительный, реальный базис, всякого равенства и всякой свободы”.2. Ни свобода, ни равенство не может быть в обществе, которое покоится на прямом принудительном труде.3. Характеризуя далее капиталистические отношения, Маркс иронично замечает, что “сфера обращения, или обмена товаров, в рамках которой осуществляется купля и продажа рабочей силы, есть настоящий эдем прирожденных прав человека”.4

Экономическое положение работников “оказывает влияние на их гражданские права, - пишет К. Маркс, - Капиталистический способ производства... покоится на личной свободе рабочих”.5

Таким образом, заслуга марксизма в том, что он, обнаружив зависимость прав человека от буржуазной социально-экономической формации, сформулировал формационный подход к этой проблеме. Это позволило дать подлинно научное объяснение их сущности. С одной стороны, марксизм отверг идеалистическую концепцию естественных, вечных прав человека, трактуемых как несвязанные с историческим процессом воплощение божественной воли или абстрактного разума. С другой стороны, он не приемлет и юридический позитивизм, рассматривающий права человека как чисто юридическое понятие, сконструированное по прихоти законодателя и существующее лишь в рамках действующего в государстве законодательства. К. Маркс и Ф. Энгельс писали в “Святом семействе”: “Признание прав человека современным государством имеет такой же смысл, как признание рабства античным государством”.6 Естественной основой этого государства являются гражданское общество и человек гражданского общества (т.е. капиталистическое общество). И далее: “Современное государство признало эту свою естественную основу как таковую во всеобщих правах человека. Оно не создало ее. Будучи продуктом гражданского общества ..., со своей стороны, оно признало путем провозглашения прав человека свое собственное материальное лоно и свою собственную основу”.7

В данном случае основоположники марксизма не только раскрывают социально-экономическую основу прав человека, но характеризуют механизм их юридического признания. Основоположники научного коммунизма были решительными защитниками личных прав. В их произведениях множество обличений незаконных арестов, пыток в тюрьмах в Ирландии, разоблачений зверств версальцев во Франции, беззаконий в Пруссии.1. Одно из главных обвинений против марксизма заключается в том, что более чем 70-и летняя советская практика привела к значительному числу человеческих жертв. Но дело даже не в том, что эти цифры значительно преувеличиваются. Представляется, что истинность либо человечность любой общественной теории не могут быть подтверждены ссылкой на практику мнимых ее сторонников. Гуманизм марксизма с таким же успехом может быть опровергнут ссылками на тройки НКВД и деятельность тюремных учреждений как сущность христианства - злодействами испанской инквизиции. Следует заметить, что историческое развитие XIX-XX в.в. полностью подтвердила основополагающие марксистские суждения о правах человека. Но вместе с тем, хотелось бы сказать, что с точки зрения современной науки между биологической природой личности и правами человека существует взаимосвязь. Давно известно, что всем людям изначально присущи определенные психологические комплексы, именуемые в юридической науке “правовыми чувствами” (чувство негодования по поводу явного произвола, стремление к свободным действиям и т.п.).

На заседании комиссии по правам человека ООН в декабре 1996 г. был рассмотрен доклад Генерального Секретаря ООН “Права человека и биоэтика”, в котором отмечается, что биологическая революция в конце XX века породили множество проблем, в частности последствия процесса клонирования человека, новой репродуктивной технологии, позволяющей определять пол, структуру интеллекта и другие личностные характеристики детей. “Зачастую в основе права лежат чисто биологические факты и соображения”, - отмечается в докладе, призывающем запретить эксперименты, “ведущие к трансформации человеческого существа посредством генетической манипуляции”.2. Таким образом, права человека нельзя рассматривать в качестве вне исторических, абстрактных принципов, но их связь с биологической природой личности позволяет называть их естественными. Кроме того, необходимо учитывать, что Маркс и Энгельс, характеризуя соотношение понятий “права человека” и “права гражданина”, исходили из содержания французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. В середине XX в. эти категории претерпели существенные изменения. Всеобщая Декларация прав человека ООН 1948 г., другие международные документы отнесли к категории “права человека” ряд прав, которые, исходя из традиционных классификаций, следовало бы отнести к правам гражданина (право на участие в управлении, на равный доступ государственной службе, всеобщее и равное избирательное право и т.д.). В указанных актах отсутствует термин права гражданина, однако в этой Декларации было введено новое право человека - право на гражданство. Если, исходя из смысла французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., к правам человека следовало бы отнести гражданские права, то политические права квалифицировались в качестве прав гражданина. В современных условиях все виды прав - гражданских и политических, экономических, социальных и культурных - рассматриваются в международном праве как права человека, возникающие у любого человека на Земле, независимо от его гражданства. Правами гражданина являются права, вытекающие их факта гражданства и закрепленные в законодательстве определенного государства. Однако надо отметить, что суждения Маркса о “разделении” человека на публичного и частного и сегодня в условиях капиталистического общества не утратили своего значения, поскольку социальные антогонизмы, конкуренция эгоистических индивидов являются характерной чертой этого общества. Фактическое неравенство в сфере экономических прав делает иллюзорным формальное равенство прав политических, где личность выступает как публичный человек, а также социальных и культурных, являющихся сферой частного, эгоистического человека. Марксизм вместе с тем показал, что в буржуазном обществе “процесс производства господствует над людьми, а не человек над процессом производства”.1. Здесь над человеком господствует “продукт его собственных рук”. Общественные отношения товаровладельцев принимают в их глазах “фантастическую форму отношений между вещами”.2 Маркс называл это товарным фетишизмом.

Ленин писал о слепой силе капитала, “ибо не может быть предусмотрена массами народа, которая на каждом шагу жизни пролетария и мелкого хозяйчика грозит принести и приносит “внезапное”, “неожиданное”, “случайное” разорение, гибель, превращение в нищего, в паупера, проститутку, голодную смерть”.3

Заслуга марксизма-ленинизма - в том, что он выдвинул и глубоко обосновал достоинство трудящихся, идею экономических и социальных прав человека. Эта идея была впервые юридически выражена в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа 1918 г., в советских Конституциях, а затем по предложению СССР была зафиксирована во Всеобщей Декларации прав человека ООН 1948 г., в Европейской социальной Хартии 1961 г., в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., в других актах. Указанные права известны как второе поколение прав человека. Таким образом, марксизм-ленинизм существенно дополнил и обогатил универсальную концепцию прав человека. Существует мнение, что в отличие от либерализма марксизм отвергает гражданские права человека, индивидуальную свободу. Но это не так. Марксизм в действительности определил правильное соотношение между коллективными и личными правами. Особый вклад был внесен в утверждении права на мир как существенного аспекта права на жизнь (Ленинский Декрет о мире, принятый II Всероссийским съездом Советов 25 апреля 1917 г.). Выдвинув идею пролетарского интернационализма, марксисты углубили содержание принципа национального равноправия, способствуя распространению его во всем мире, в том числе в колониальных и полуколониальных странах. В конечном счете, это сыграло значительную роль в процессе крушения колониальной системы в XX в. Весьма значим и марксистский подход к проблеме соотношения прав и обязанностей. Тезис “нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав”1 стал неотъемлемой частью современного понимания равенства людей в их достоинстве и правах. И он вошел не только в текст социалистических конституций (например, ст. 59 Конституции СССР 1977 г. , ст. 33 Конституции КНР 1982 г.). Даже в Американской Декларации прав и свобод человека 1948 г. сказано: “Выполнение обязанностей каждым в отдельности является непременным условием прав для всех”. Во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. зафиксировано: “Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное развитие личности” (ст. 29). Таким образом, идея неотъемлемости прав от обязанностей стала общепризнанным принципом международного права. При этом в марксистском подходе к этой проблеме существует еще одна грань: требование признания равных прав сочетается с требованием признания равных обязанностей для всех.2

Весьма существенным аспектом марксистского понимания прав и свобод человека является конкретно-исторический подход к этой проблеме. Маркс и Ленин отвергли абстрактный подход к проблематике прав человека. В условиях перехода общества от феодального к буржуазному строю требования прав человека выражали стремления буржуазии, всех прогрессивных слоев к отмене феодально-сословных ограничений и утверждению условий участия личности в частнокапиталистических рыночных отношениях. В эпоху социалистических революций реальное содержание подлинных свобод выражается в следующем принципе: “свобода, если она противоречит освобождению труда от гнета капитала, есть обман”.3. В этой связи марксизм уделяет особое внимание проблеме гарантий прав человека, особенно материальных. Провозглашение указанных прав без достаточного финансового, имущественного обеспечения их реализации сводит их к нулю. Поэтому Конституция СССР 1977 г. не только провозглашала право на образование, на жилище, но и закрепляла бесплатность всех видов образования, систему государственных стипендий, бесплатные школьные учебники, невысокую квартплату и т.д. Из Конституции РФ 1993 г., где широко демонстрируются все общеизвестные права и свободы (за исключением права на труд), материальные гарантии даже не упоминаются. Следует отметить, что в преамбуле Всеобщей Декларации прав человека говорится о праве на восстание против тирании и угнетения как последнего средства защиты прав человека, если они охраняются законом.

Революция предполагает и подавление свергнутых эксплуататоров, сопротивляющихся власти трудящихся. Но Маркс, Энгельс и Ленин не имели ничего общего с кровожадностью, апологией насилия и индивидуального террора. Они подвергли резкой критике сторонников “казарменного коммунизма”, выступающего с платформы нивелировки личности, попрания ее прав.1. В основе марксизма - гуманистические идеалы, стремления к действительному обеспечению прав и свобод личности.

Одно из типичных обвинений марксизма-ленинизма сводится к тому, что он имеет тоталитарный характер, поскольку исходит из необходимости диктатуры пролетариата, якобы несовместимой с правами человека. В действительности же это учение по своей сути демократично. С марксистской точки зрения любое государство является диктатурой господствующего класса. Что касается социалистического государства, то марксистская теория рассматривает его как власть трудящегося большинства над меньшинством. В этом смысле оно уже не является государством в собственном смысле. Это, как говорил Ленин, “полугосударство”, главная задача которого в осуществлении созидательных, гуманистических, а не только принудительных функций.

Безусловно, основные положения ленинского учения о социалистической государственности (включая и принудительные функции против эксплуататоров) остаются актуальными и в наше время. Но следует иметь в виду, что Ленин работал в начале XX в., еще до того, как произошла интернационализация прав человека. После подписания СССР международных документов о правах человека термин “диктатура” (т.е. власть, не связанная никакими законами) следовало бы заменить в программных документах компартий понятием “власть рабочего класса и всех трудящихся”. Будущая социалистическая государственность XXI в. должна осуществляться в рамках социалистического права, на основе международных стандартов прав человека.

Что же касается практического осуществления этих прав в советский период, то здесь существовали две тенденции. С одной стороны, существовали импульсы, которые дала Октябрьская революция, на протяжении всего существования советской власти. Прежде всего, это произошло в сфере реализации экономических, социальных и культурных прав. СССР сыграл большую роль в создании международно-правовых стандартов прав человека. Однако партийно-государственная элита, органы госбезопасности допускали серьезные нарушения прав человека. Но следует сказать, что позитивы в этой сфере намного превосходили негативные явления.

 

Марксистская теория как методологическая основа познания прав человека

Это очень большая тема. Выскажем лишь самое существенное. Прежде всего, диалектико-материалистический подход к правам человека позволяет выявить подлинно научные критерии их возникновения и развития, их социально-политическое содержание, обусловленность экономическими отношениями, уяснить их многогранные связи с иными общественными явлениями (право, политика, культура, мораль и т.д.). Общий методологический подход К. Маркса к юридическим проблемам сформулирован в следующем виде: “правовые отношения... коренятся в жизненных материальных отношениях, совокупность которых Гегель, по примеру английских и французских писателей XVIII века, называет “гражданским обществом”, и что анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии”.1 Здесь термин “правовые отношения” К. Маркс применяет в самом широком смысле. Элементом указанных отношений является и права человека. Существенное значение в изучении прав человека имеет применение известного философского тезиса: “диалектика есть изучение противоречий в самой сущности предметов”.2

Диалектический подход, основанный на объективности рассмотрения общественного явления, взятого в развитии, в его связях с другими явлениями, на выявлении внутренне противоречивых тенденций, позволяет дать адекватную оценку состояния прав человека в конце XX начале XXI в.в. Мы ограничиваемся лишь самыми общими характеристиками, основываясь на материалах ООН. Последняя четверть XX в. ознаменовалась глобальным усилением противоречий в сфере реализации прав человека. Эти противоречия отражают основные закономерности мирового капитализма. Они происходят в условиях, именуемых глобализацией. Благодаря бурному развитию производительных сил, средств массовой информации, новым научным открытиям люди, страны и континенты оказываются тесно связанными между собой и зависимыми от событий в далеких уголках планеты. В 1999 г. ее население достигло планки в 6 млрд. человек. В 80-90-е годы произошли прогрессивные изменения в нормах международного права, зафиксировавших третье поколение прав человека. Вместе с тем анализ ситуации показывает, что в целом отрицательные тенденции в сфере прав человека нарастают. С экономической точки зрения глобализация характеризуется в качестве стремительного превращения земного шара в единую структуру, движущей силой которой является финансовый капитал, быстро перемещающейся из одной части планеты в другую. Глобализация влечет за собой сокращение роли государства и возрастание значения транснациональных компаний во всех сферах жизни общества. “Появилась глобальная элита”, “глобальный средний класс”, которые придерживаются одинаковых моделей потребления, отдавая предпочтение глобально признанным торговым маркам”.1 Горстка ТНК переходит от получения сверхприбылей к извлечению метаприбылей, причем это происходит “на фоне рецессии, реструктуризации и деиндустриализации, сокращения рабочих мест и стагнации доходов граждан”.2. С политической точки зрения глобализация рассматриваются в качестве массированной интеграции ведущих мировых держав, которая сопровождается значительной маргинализацией многих стран мира.3. Все это ведет к массовым нарушениям прав человека во многих странах мира.

Согласно данным Американской ассоциации юристов, представленных в ООН, число рабочих мест и темпы их создания ТНК не сопоставимы с размером капитала, ежегодными темпами роста капиталовложений. Так, прямые капиталовложения ТНК за границей выросли с 1985 по 1992 г.г. почти в 3 раза, а 5 млн. рабочих мест, созданных в развивающихся странах не покрывают и 5% безработных.4. По данным Программы развития ООН, подготовленными группой видных специалистов, в мире в 1999г. около 840 млн. человек недоедают, почти 1 млрд. человек не могут обеспечить себе даже минимальные нормы потребления. Доходы 1/5 богатейшей населения планеты превосходят 1/5 беднейшей его части в 74 раза. 160 млн. детей не получают достаточного питания. Почти 340 млн. женщин доживут только до 40 лет, причем половина их них испытали на себе физическое насилие. 3 млн. человек ежегодно умирает от загрязнения атмосферы. С 1990 г. по 1997 г. количество людей, инфицированных ВИЧ/СПИД более чем удвоилось. Почти 850 млн. взрослых оставалось неграмотными.5 Авторы этого доклада ПРООМ приводят и некоторые позитивные данные. Например, производство продовольствия на душу населения с 1990 по 1997 г. выросли на 25 %, сократился коэффициент младенческой смерти в мире и коэффициент грамотности взрослых.6. Однако негативные тенденции в сфере экономических, социальных и культурных прав преобладают. Все доклады, подготовленные в рамках ООН, сходятся в том, что в последние годы растет число бедных, причем проблема нищеты приобретает устойчивый характер. Авторы вышеназванного доклада ПРООН приводят поразительный факт: состояние трех самых богатых людей превышает ВНП всех наименее развитых стран!7. Таким образом, международная эксплуатация целых народов и континентов персонифицируется. В документах ООН появляются такие новые понятия, как “устойчивая нищета”, т.е. состояние бедности, при которой отсутствует возможность изменить ситуацию; “новые бедные”, т.е. люди, обнищавшие в результате глобализации мирового капитализма; “приватизация нищеты”, т.е. политика государств, отстраняющихся от выполнения социальных функций и перекладывающих проблемы нищеты на частные предприятия; “феминизация нищеты” - ее жертвами становятся, прежде всего, женщины. Появилось и новое понятие: “глобальный экологический расизм”, т.е. вывоз радиоактивных и иных опасных отходов производства в развивающиеся страны.

Комиссия по правам человека выявила такие современные формы рабства, как долговая кабала, эксплуатация детского труда, принудительный труд, незаконную торговлю трудящимися-мигрантами, торговлю женщинами и детьми в целях проституции.1

К типичным нарушениям гражданских прав человека относятся насильственные похищения людей, терроризм, геноцид, расизм и ксенофобия, захват заложников. По данным ООН, свыше 20 млн. людей находятся в долговом рабстве, объектом незаконной торговли являются свыше 1 млн. детей.2. Таким образом, проблемы торговли людьми в последней четверти XX века получили значительное распространение.

Осложнение ситуации в сфере прав человека связано с коренными изменениями в международной обстановке, кризисными явлениями в финансово-экономической системе мировой экономики. Поражение СССР и распад социалистических государств Восточной Европы не только привел к обнищанию миллионов, безработице, кровопролитным войнам (Карабах, Абхазия, Осетия, Приднестровье, Чечня и др.) и другим массовым нарушениям прав человека в постсоветских государствах, но нарушил сложившийся после 1945 г. баланс сил на мировой арене. Существование СССР обеспечивало человечеству право на мир, гарантировало права народов, защиту прав трудящихся во всем мире. Устранение СССР привело к усилению гегемонистских устремлений США и его союзников в НАТО, нестабильности международных отношений. Распространение ядерного оружия среди многих стран мира усиливает опасность ядерной катастрофы. Человечество стоит перед угрозой истощения ресурсов и нарушения природного равновесия, что чревато голодом и нищетой, неграмотностью миллионов, ростом преступности, насилия, дискриминации по расовым, национальным, религиозным, половым и другим признакам. Агрессия против Ирака и Югославии проявила основные тенденции в политике империалистических государств в сфере прав человека. Во-первых, стремление США принизить роль ООН как гаранта прав человека. Во-вторых, попытки прикрыть открытую агрессию лицемерными рассуждениями о “гуманитарной интервенции”, о “правах человека”, которые они якобы призваны обеспечить в тех или иных странах. Следует при этом заметить, что США до сих пор не ратифицировали основополагающие международные пакты 1966 г., не присоединились к факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, и отстают от других стран по многим гуманитарным показателям. В-третьих, обнаруживается стремление выхолостить содержание универсально концепции прав человека путем навязывания странам СНГ, Азии, Африки западных интерпретаций сущности этих прав. Эта политика, основанная на пренебрежении к национальным, историческим, культурным, религиозным особенностям разных стран в процессе осуществления прав человека, а также диктат в навязывании своих представлений об их защите именуется “демократическим тоталитаризмом”. В-четвертых, наступление на экономические, социальные и культурные права и попытки перечеркнуть их общеобязательное значение. Так, из конституций России и большинства стран СНГ (кроме Украины, Беларуси, Молдовы, Туркменистана и Узбекистана) исключено право на труд, но безработица охватила все эти страны. Либеральная интерпретация прав человека оказалась несостоятельной. В-пятых, политика двойных стандартов в оценке ситуации с правами человека в той или иной стране. Знакомство с документами ООН и другими материалами не может не привести к выводу, что тезисы В.И. Ленина о паразитической природе империализма получают новое подтверждение. С марксистской точки зрения можно раскрыть подлинные причины бедственного положения с правами человека в современном мире. В конечном счете, они коренятся в гигантских противоречиях между бурно развивающимися производительными силами и частнокапиталистическими производственными отношениями. Объективные факты подтверждают плодотворность и эффективность марксистско-ленинской методологии познания прав человека в современном мире.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Теория и практика марксизма

На сайте allrefs.net читайте: "Теория и практика марксизма "

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вклад марксизма в концепцию прав человека

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Социальное учение К. Маркса в современную эпоху
  Философия К.Маркса по-прежнему современна и актуальна. Это признают не только его сторонники, но и многие противники. К концу ХХ века стало очевидным, что гениальная попытка К.Маркс

В.Я.Швейцер
  СОЦИНТЕРН: ОБНОВЛЕНИЕ ДОКТРИНЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА     Среди международных организаций различной идейно-политической ориентации, содержа

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ В РОССИИ
  С точки зрения места и роли социал-демократии в России положение нельзя не назвать парадоксальным. С одной стороны, в стране определённо наличествует политическая ниша для силы, пре

ТЕНДЕНЦИИ ОБНОВЛЕНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ
  История социал-демократического движения отмечена успехами и поражениями, приливами и отливами. После второй мировой войны на волне научно-технической революции в развитых странах З

Собственность и политическое регулирование
Теория и практика современной социал-демократии становятся все более прагматическими, обусловливаясь задачами освоения сложившегося опыта рыночного развития в странах капитализма, н

Интернационализм или интервенционизм?
Традиционная социал-демократическая политика международной солидарности и международного сотрудничества в современных условиях глобализации подвергается новым вызовам. Социал-демократические аналит

Общемировая тенденция к конвергенции
Не только социал-демократизм, но и либерализм подвержен эволюции и обновлению. Уже в первой половине ХХ века либерализм испытал на себе сильное влияние идеологии социализма, особенно что касается з

В.И. Толстых
Маркс и рынок Эти заметки возникли как реакция на явление, которое сегодня мало кого удивляет, и раздражает, хотя в научном и мировоззренческом

Парадоксы и изъяны свободного рынка
Поскольку достоинства и преимущества рыночной системы хозяйствования хорошо известны (читайте упомянутые работы Ф.Хайека, М.Фридмана др.), и, как выясняется, Маркс их не отрицал, остановимся на про

Когда рынок становится глобальным
Нарастающий процесс глобализации предельно актуализировал тему и проблему рынка. Большинство исследователей феномена глобализации связывают последний прежде всего с эволюцией и гегемонией свободног

Развитие философии марксизма В.И. Лениным
КЛенину (1870 - 1924 гг.) в полной мере можно отнести то, что он говорил о Марксе и Энгельсе: «Применение материалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с основания ее, - к

Как выражение единства диалектики и материализма
Единство диалектики и материализма наиболее ярко проявляется в познании общества, социальных процессов. Само соединение диалектики и материализма было осуществлено в процессе создания исторического

Развития марксистской философии
Трудами Ленина завершилась классическая марксистская философия, так сказать, марксистская философия в собственном смысле слова. Нельзя отождествлять реально существовавшую философию советского обще

И материалистическая теория отражения
Проблема сознания и его отношения к материи в концеXX в. обсуждается не менее активно, чем в его начале, но существенно по-иному. Тогда, в началеXX в., характерной была субъективно-идеалистическая

Диалектика и формальная логика
Диалектика и формальная логика объективно не отменяют друг друга, но субъективно представители этих наук нередко противопоставляют диалектические и формально-логические утверждения. Видный объектив

О сути и названии центрального закона диалектики
В последнее время многие философы отказались от формулировки: закон единства и борьбы противоположностей. В лучшем случае, стремясь к тому, чтобы отмежеваться от чисто житейского и особенно политич

И СОВРЕМЕННОСТЬ
Остановлюсь на семи наиболее острых вопросах теории, практики, современности марксизма, вызывающих, на мой взгляд, главные споры и дискуссии по поводу роли и значения марксизма при переходе от ХХ к

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ.
    Национальный вопрос для России – это своего рода «вечный» вопрос. На каком бы этапе общественного развития не находилась наша страна, какой бы государственный строй

Права человека и право
  Права человека - сложное многоаспектное философское, этическое, социальное, политологическое научное понятие и явление общественной жизни. Но прежде всего - категория юридической на

В.В.Денисов
МАРКСИЗМ И ГУМАНИЗМ В истории общественно-политической мысли идеи гуманизма всегда были тесно связаны с различными социально-философскими кон

Марксизм и современный госкапитализм
В последнее десятилетие шквал атак обрушился на учение Маркса. Драма социализма в СССР и странах Европы с небывалой остротой поставила вопрос: способен ли марксизм — и тем более ленинизм как продол

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛИЗАЦИИ
Как ни прискорбно, следует признать: так называемые демократы сумели не только идеологически победить КПСС, демонтировать СССР и социальные завоевания его народа, но и, критикуя со

МАРКСИЗМ С ЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Излагаемая ниже критика марксизма ни в коем случае не означает отрицание великой исторической роли марксизма как идеологии. Она означает лишь одно: претензии марксизма на роль научного учения о соц

МАРКСИЗМ С ЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Излагаемая ниже критика марксизма ни в коем случае не означает отрицание великой исторической роли марксизма как идеологии. Она означает лишь одно: претензии марксизма на роль научного учения о соц

СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА
  Общественные науки предложили множество парадигм, углубивших наши знания о конфликте (в частности, на основании работ К.Маркса, М.Вебера, Р.Дарендорфа). Эти парадигмы до последнего

Новый век и новая социал-демократия: контуры перемен
В ряду глубоких перемен, которыми знаменуется вступление человечества в новое столетие и новое тысячелетие, - серьезные качественные сдвиги, претерпеваемые ведущи

Вызовы глобализации
Согласно данным последнего, ХХ1 Конгресса Социнтерна (ноябрь 1999 г.) более 50 партий-членов этого объединения в настоящее время либо возглавляют правительства, либо находятся у власти в коалиции с

Маркс – наш современник.
Еще совсем недавно у нас все были правоверными марксистами. Они всех учили, как нужно интерпретировать марксизм, и любого не согласного с их пониманием великого учения, клеймили позором. Сегодня си

Ю.А.Александров
  МАРКСИЗМ И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ     Европейские социал-демократические и социалистические партии в разной

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
(К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин )   1. Методологические принципы анализа проблем социальной теории. Марксистско-ленинскую теорию общественного развития и, п

Вместо заключения
  Как известно, в недалеком прошлом в нашей стране годовщины рождения и смерти классиков марксизма, даты выхода в свет их отдельных наиболее значимых произведений, а также организация

ДИСКУССИИ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ НА РУБЕЖЕ ХХ И ХХI ВЕКОВ
  Социал-демократы дискутируют постоянно. Это один из главных отличительных признаков их политической культуры. Но бывают моменты, когда в дискуссиях затрагиваются наиболее важные для

Ю.М.Бородай
К.Маркс о борьбе ссудного и промышленного капитала в процессе капиталистической индустриализации Применительно к эпохе генезиса капитализма Маркс характеризует отношение промышленника к сс

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги