рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вызовы глобализации

Вызовы глобализации - раздел Философия, Теория и практика марксизма Согласно Данным Последнего, Хх1 Конгресса Социнтерна (Ноябрь 1999 Г.) Более 5...

Согласно данным последнего, ХХ1 Конгресса Социнтерна (ноябрь 1999 г.) более 50 партий-членов этого объединения в настоящее время либо возглавляют правительства, либо находятся у власти в коалиции с другими партиями.[68] Наибольшие успехи социал-демократы одержали в Западной Европе, где они заняли лидирующие позиции в ведущих странах региона.

При всем том, социал-демократы не только не отказались от дальнейших поисков обновления, но, напротив, используя новые возможности, прилагают исключительные по своим масштабам и интенсивности усилия к тому, чтобы продолжить начатый еще с конца 80-х гг. пересмотр своих программных и политических установок. Необходимым условием для этого является адекватная идентификация вызовов, с которыми сталкиваются как отдельные страны и регионы, так и мир в целом на нынешнем, действительно переломном этапе развития человечества.

Главным фактором, который по мнению социал-демократов оказывает и будет оказывать определяющее воздействие буквально на все

 

основные сферы общественной жизни, - это происходящая под влиянием глубоких технологических и структурных сдвигов в производстве и экономике глобализация, требующая далекоидущего пересмотра не только отдельных положений и установок, но и всей «философии» движения. Не случайно, что основной документ последнего Конгресса Социнтерна - Парижская декларация снабжен подзаголовком «Вызовы глобализации». Соответственно и весь этот документ ориентирован на то, чтобы прояснить характер этих вызовов и сформулировать если не готовые ответы на них, то хотя бы те подходы и принципы, которыми следует руководствоваться. Пожалуй, наиболее адекватно основной настрой документа характеризует фраза: «Великим парадоксом данного исторического периода является то, что никогда прежде человечество не имело столь богатых возможностей для борьбы с такими извечными проблемами, как неравенство, голод, болезни и невежество. И в то же время эти возможности используются для того. чтобы увеличивать, а не сокращать существующие диспропорции. Наша задача - обратить вспять эту тенденцию и, таким образом, заставить глобализацию служить прогрессу человечества».[69]

В немалой степени негативным проявлениям глобализации способствовало, считают лидеры Социнтерна то, что крах коммунистических режимов, считавшихся альтернативными «капиталистическим демократиям» способствовал росту влияния неоконсервативных и неолиберальных идей, основанных на абсолютизации ценностей рынка.[70] Не удивительно, что они решительно отклоняют тезис о «конце идеологических дебатов», упорно навязываемом неолибералами.[71]

Наряду с глобализацией объектом внимания социал-демократов становятся и сдвиги, происходящие на уровне отдельной личности и общественных групп. Прежнее сочетание коллективизма и индивидуализма, отмечают они, нарушается, индивидуализм обретает новые измерения, и отдельная личность становится, с одной стороны, более самостоятельной, а с другой - менее защищенной. Эта незащищенность еще более усиливается в результате ослабления национального государства и той роли, которую играли его демократические институты. Возникает необходимость новых гарантий уже на межгосударственном, региональном и глобальном уровнях.

Масштабность и глубина задач, встающих перед социал-демократией на новом витке ее развития, побуждает ее лидеров не просто анализировать новую реальность, но и, почти по Марксу, пытаться «формировать изменения» в интересах человека и человечества.[72]

Собственно, в самом этом креативном походе социал-демократии к окружающей действительности нет ничего нового. Ибо и в «уходящую эпоху» она видела свое предназначение и свою миссию отнюдь не в том, или, точнее, не только в том, чтобы смягчать противоречия капитализма, но и «переделывать» его сущность. Вопреки мнению критиков социал-демократии слева, упрекавших ее в приспособленчестве, и справа, обвинявших (и обвиняющих) ее в деструктивной этатизации, в действительности она существенно повлияла, и повлияла в позитивном

плане на все общественно-политическое развитие стран Запада. Несмотря на известные этатистские перегибы в стремлении реализовать модель демократического социализма, в «сухом остатке» социал-демократических реформ - государство всеобщего благосостояния, существенное ослабление социального неравенства, внедрение демократических начал в отношения на производстве, смягчение негативных социальных последствий экономических кризисов, общее повышение управляемости социально-экономическим развитием. И если где-то к концу 60-х - началу 70-х гг. выработанные для индустриальной эпохи подходы и методы стали давать сбой и даже тормозить развитие экономики, то это вовсе не означало, что миссия социал-демократии выполнена и что ей пора уходить в небытие. «Второе дыхание», обретенное социал-демократией в конце 90-х гг. убедительно свидетельствуют о том, что это был вовсе не конец и даже не начло конца, а всего лишь глубокий кризис (недаром многие называли его кризисом идентичности), и кризис этот был связан отнюдь не с «одряхлением» движения, а с изменением объективной ситуации, в условиях которой прежние средства и методы решения задач оказывались непригодными и даже контр-продуктивными. При этом как и прежде, решающее значение для реализации этих задач имеет экономическая стратегия .

«Новая экономика» и национальное государство

Несмотря на существенные различия в понимании конкретных путей развития экономики в рамках отдельных государств, социал-демократы исходят из практически общего понимания того, что представляет собой современная экономика и какие объективные требования она предъявляет к тем, кто стоит у руля. Одно из основных этих требований - открытость национальных экономик тем процессам взаимопроникновения и взаимодействия, которые составляют основное содержание глобализации.

Однако ориентация на поощрение указанных процессов не приводит социал-демократов к преклонению перед «стихией» глобализации, неконтролируемое развитие которой по сценариям неолибералов, как они не устают подчеркивать, способно вызвать целый ряд негативных последствий и для отдельных стран и регионов, и для человечества в целом.[73]

Социальный дарвинизм, монополизм и прочие издержки свободно-рыночного хозяйства, казалось бы преодоленные или почти преодоленные на национальном уровне, обретает новую жизнь на уровне глобальном, откуда с новой силой вторгаются в границы национальных государств. Отсюда - необходимость разработки и осуществления согласованной политики и институциональных изменений, способных обуздать стихию рынка.

По сути дела социал-демократы ставят на планетарном уровне практически те же задачи придания силам рынка, но на этот раз уже международного, того социального и демократического измерения, которое они в свое время пытались,и не без успеха, реализовать в отношении рынка национального.

Вместе с тем они менее всего настроены на то, чтобы пустить на самотек экономическое развитие внутри национальных государств. Будучи, как и в прежние времена, заинтересованными в успехе национального капитализма и удержании своими странами прочных позиций на мировой арене, они склонны придавать ныне даже значительно большее, нежели прежде значение политике поощрения инвестиций, научно-технического прогресса, подготовке высококвалифицированных кадров, и т.д. и т.п. Только таким образом, полагают они, международный финансовый и корпоративный капитал не подомнет под себя экономику отдельных государств и каждое из них сможет найти свое место в мировом сообществе.

Как подчеркивают социал-демократы, несмотря на то, что политическое пространство внутри отдельных государств сокращается, и национальное государство уже не представляет полностью общественные интересы, тем не менее, именно оно остается подлинным гарантом конструктивного взаимодействия как между суб-, так и над-национальными структурами.[74]

Таким образом, как и в случае с «концом идеологии», социал-демократы решительно выступают против тех порой весьма авторитетных деятелей и ученых, которые уже готовы провозгласить «конец государства».

При всей остроте экономических проблем, требующих создания механизмов «новой экономики», не будет преувеличением сказать, что наиболее острые проблемы у социал-демократов на данном этапе возникли прежде всего в сфере социальной политики.

От государства благосостояния к «государству социальных инвестиций»

Причина серьезнейших затруднений, с которыми здесь столкнулась социал-демократия довольно проста. Если в области политики

 

экономической отказ от государственного социализма, национализации и дирижизма послевоенного образца уже расчистил площадку для нового старта, то в области социальной политики такого рода действия еще предстоит осуществить. Главная проблема здесь заключается в той острейшей реакции, которую встречают мало-мальски значимые подвижки в данной области со стороны населения и его отдельных групп и которую социал-демократы вынуждены учитывать в своих действиях и планах на будущее. Тем более. что по мере того, как процессы глобализации начали предъявлять все более жесткие требования к налоговой политике (поскольку рост налогов неизбежно приводит к ослаблению конкурентных позиций соответствующих стран в мировой экономике) проблема «экономии» государственных социальных расходов продолжала обостряться. Более острыми становились и морально-этические проблемы, причем чем дальше, тем очевиднее было неадекватность самой философии «вспомоществования», на которой строилось социальное государство. А это означало, что требовались уже не отдельные поправки в социальную политику, а переосмысление тех идей и подходов, которые вдохновляли отцов-основателей государства благосостояния.

Примечательно, что первыми, кто ощутил необходимость такого переосмысления, были не сами социал-демократы и их традиционные мозговые тресты типа Фабианского общества, исследовательских центров при «штабах» и т.п., а представители интеллектуальной элиты иного, социал-либерального направления.Одним из наиболее ярких фигур здесь явился известный британский социолог, нынешний директор Лондонской шволы экономики и политических наук Энтони Гидденс,предложивший принципиально новый подход к решению проблем социального неравенства. Под воздействием сдвигов, происходящих в экономике, производстве и сознании людей, утверждает он, коренным образом изменились причины, порождающие неравенство. Главными факторами, обусловливающими его, пишет Гидденс, становятся уже не внешние обстоятельства, исходящие от «природы вещей» и естественного несовершенства самого человека , а те, которые порождаются созданным им самим социальным порядком. Соответственно, каждый человек теперь может и должен сам осмысливать условия своего существования и воздействовать на них.[75]

Однако новая способность индивида самому решать свои проблемы еще не означает, что он во всех случаях может обойтись без посторонней помощи. Поэтому там, где такая потребность возникает, помощь эта должна к нему придти, но не для того, чтобы позволить ему жить по-старому, а чтобы создать условия при которых он сам, своими собственными усилиями мог бы решать свои проблемы.[76]

Весьма примечательно, что вскоре после прихода лейбористов к власти в мае 1997 года Гидденса приближает к себе новый премьер-министр Тони Блэр и уже летом 1999 года еженедельник «Экономист» пишет о нем как о главном советнике и «наставнике» Блэра.[77] Фигура Энтони Гидденса весьма примечательна и в том плане, что она как бы символизирует тот синтез социал-либеральных и социал-демократических идей, под знаком которого происходило не только становление «нового лейборизма», но и общая эволюция западной социал-демократии в последние годы.

 

Однако, вернемся к государству благосостояния. В соответствии с изложенными выше новыми подходами, главное в перестройке, которой оно должно подвергнуться и уже отчасти подвергается - это новая, более активная роль государства в создании условий, которые позволили бы индивиду, будь то ребенок, молодой человек или человек, оказавшийся в трудной ситуации, встать, что называется, на собственные ноги и превратиться в полноправного и дееспособного члена общества, «включиться» в него.

Новые задачи и новая философия государства благосостояния призваны резко повысить его позитивную роль в общественном развитии, превратив его в «государство социальных инвестиций».[78] В том же понятийном ряду находятся и ставшее крылатым выражение «благосостояние - к труду» («welfare to work»). Суть обоих этих понятий сводится к тому, что «государство благосостояния» уже не просто «штопает дыры» и смягчает общественное неравенство, но, как говорится в совместной декларации Блэра и Шредера, «открывает новые возможности и поощряет инициативу, творчество и готовность встретить новые вызовы».[79]

В свете сказанного вполне закономерно, что центральное место в «государстве социальных инвестиций» начинает занимать система образования, его качество, разнообразие и профессионализация .Именно с помощью такого рода обновленной и постоянно развивающейся системы, полагают социал-демократы, общество может войти в «новую эру управляемости», и способствовать созданию устойчивой модели, которую можно будет назвать «информационным обществом» или обществом, основанным на знаниях.[80]

В связи со сказанным заслуживает внимания современная трактовка социал-демократией и понятия «социализм». Не отвергаемое в принципе, оно уже не противопоставляется капитализму. «Мы выступаем, - заявляют они в Парижской декларации, - против той узкой точки зрения, что социализм - это альтернатива капитализму, поскольку это ведет к смешению средств и целей, представляя их чем-то вроде религий или «извечных концептов».[81] Стремясь подчеркнуть отход от прежних установок на этот счет некоторые из их лидеров заявляют, что слово «социализм» было бы правильнее писать как «социал-изм».[82]

Но «принимая» капитализм, социал-демократы в то же время подчеркивают, что находятся к нему «в критическом отношении», которое, в частности, выражается в том, что они отвергают свойственный неолибералам «упрощенно-фундаменталистский взгляд, в соответствии с которым не только экономика, но и общество объявляются «рыночными».[83]

Флорентийский саммит: что за ним?

Отмеченные выше «либеральное склонение» социал-демократов, и явилось тем главным фактором, который позволил им пойти на далекоидущее сближение с той версией либерализма, которую принято называть социал-либеральной или реформистско-либеральной. В отличие от неолибералов, абсолютизирующих рынок, либералы этого направления,

напротив, выступают за более активную роль государства и в экономике, и в социальной сфере. Именно к этой категории либералов или либерал-демократов принадлежал Ф.Рузвельт в США и Дж.М.Кейнс в Великобритании, а также множество их сторонников и последователей как в самих этих странах, так и за их пределами.

Как известно, сотрудничество социал-демократов и либеральных реформаторов на страновом уровне - факт уже далеко не новый. Но если брать более широкое, международное поле отношений между двумя течениями, то здесь практически впервые почти в самом конце столетия обозначилось, и обозначилось весьма четко, принципиально новое развитие.

Знаковым событием в данной сфере явилась уже упоминавшаяся международная конференция во Флоренции, состоявшаяся практически сразу же после окончания Парижского конгресса Социнтерна. Билл Клинтон выступал на этой встрече несколько раз и не будет преувеличением сказать, что именно благодаря его участию конференция превратилась в одно из неординарных событий уходящего года.

Если резюмировать содержание и смысл выступлений Клинтона и других участников конференции, то суть их сводились к тому, что необходимо не просто «навести мосты» между американскими демократами и европейской социал-демократией, но и по сути дела придти к некоему синтезу, призванному поднять их отношения на качественно новый уровень. Уже тот факт, что главная тема конференции - «Третий путь» повторяет формулировку, ставшую уже своего рода клише и европейской социал-демократии, и американских «новых демократов», говорит само за себя. Примечательно. что в своих речах Клинтон несколько раз возвращался к этой формуле, причем отзвучивал ее почти что в тех же словах, что и социал-демократы.

Почти что текстуально совпадают с формулировками социал-демократов и заявления Клинтона о том, что «идеи имеют значение» и что «глобальное общество, в котором нам предстоит жить, должно строиться на принципах гуманности». Опять же, напрямую заимствуя новую лексику социал-демократов, он говорит о том, что в возникающем согласии мы должны содействовать созданию «равных возможностей, влкюченности всех граждан в наше сообщество и настаивать на личной ответственности».[84]

Если, однако, отвлечься от процитированных выше совпадающих и даже тождественных формулировок, предопределявших основную тональность выступлений лидера американских демократов, то нельзя не обратить внимания на значительно больший оптимизм, с которым он смотрит на процесс глобализации. Хотя он и говорит о связанных с этим процессом проблемами, делается это скорее мимоходом, основной же пафос его речей - в том, что человечество стоит на пороге «нового ренессанса». Думается, что причина подобного оптимизма отнюдь не только в благополучном состоянии американской экономики и в стремлении Клинтона подчеркнуть свои заслуги в течение двух сроков своего президентства, но и в той действительно лидирующей роли, которую играет американский капитал и американские корпорации в мировой или, как теперь принято говорить, глобальной экономике.

 

 

Первое впечатление, которое возникает от прочтения выступлений Клинтона - это его почти что демонстративное стремление как можно теснее сблизиться с европейскими социал-демократами, заговорив фактически на их языке. Однако на самом деле такое умозаключение было бы весьма далеко от действительности, ибо оно не учитывает той эволюции самой западноевропейской социал-демократии в сторону социального либерализма, о которой уже говорилось выше. Отказавшись от национализаци и других составляющих этатистского социализма, а также переоценив свое отношение к рынку, социал-демократы тем самым фактически очень близко подошли к позициям социал-реформизма либерального, рузвельтовского толка, а где-то и практически идентифицировалась с ним. Разумеется, сделано это было с учетом изменившихся обстоятельств, и не в последнюю очередь тех процессов глобализации и индивидуализации, о которых шла речь выше. И поскольку «рузвельтовский» социал-рефомизм также не стоял на месте, а, что называется, двигался во встречном направлении, вопрос об идейно-политическом сближении западноевропейской социал-демократии и американских «новых демократов» стал уже почти что «делом техники». Так что хотя на поверхности дело могло выглядеть так, что именно Клинтон проделал основную часть пути навстречу социал-демократам, в действительности все обстояло, как говорится, с точностью наоборот.

Одна или две модели?

Существуют, однако, некоторые обстоятельства, причем отнюдь не только связанные с экономическими противоречиями между США и странами ЕС, но и более общего, концептуального плана, не позволяющие ставить точку в вопросе об отношениях европейской социал-демократии и демократов США.

Хорошо известно, что даже между собой социал-демократы согласны далеко не во всем. Недаром аналитики СДПГ подчеркивают, что существует не один, а несколько «третьих путей». В одном из основополагающих документов СДПГ вставшие на третий путь Европа и ЕС рассматриваются авторами как возможная идеологическая и политико-экономическая альтернатива американской модели, которую авторы квалифицируют как «несправедливую, жесткую и парализующую».[85]

Однако даже если отвлечься от этого и подобных ему заявлений, остается фактом, что несмотря на далекоидущее сближение позиций как социал-демократов между собой, так и западной социал-демократии и «новых демократов» США, единой, унифицированной модели «третьего пути» пока-что не получается, и речь может идти скорее не об одной, а по меньшей мере о двух основных моделях общественного устройства, к которым тяготеют те или иные партии.

На основе ряда документов, в том числе упомянутых выше, можно идентифицировать следующие основные черты и характеристики «германской» или континентально-европейской модели. Прежде всего, это заметно более существенная роль государства, нежели это допускают британские лейбористы и особенно американские демократы. В области экономики это целенаправленная промышленная политика, нацеленная, в том числе, на всемерное использование финансовых ресурсов страны в интересах народного хозяйства. Приоритеты национальной экономики здесь сочетаются также с приоритетами экономики стран Европейского

союза, которому придается особое значение, как самостоятельному субъекту глобальной экономики, способному противостоять экспансии американских ТНК. В области социальных отношений это ярко выраженный акцент на конструктивную роль самых различных общественных сил в развитии производства и экономики, системе выработки и принятия общественно-значимых решений Это также более целенаправленная «перераспределительная» политика государства в интересах наименее защищенных слоев и групп общества.

Если попытаться обозначить перспективу, на которую ориентирована данная модель, то это прежде всего «полноценное общество участия» с элементами корпоративизма (преимущественно в его трипартистском варианте). В данной модели свое место призваны найти не только каждая группа, каждый коллектив и каждый социальный слой, но и каждый отдельный человек. Иначе говоря, это не просто «всеобщая включенность», но включенность органичная, сочетающая коллективизм и индивидуализм, свободу и солидарность. Коллективизм и как ценность, и как реальный феномен общественных отношений здесь не отвергается, он лишь обретает новые черты и характеристики, соответствующие кардинально меняющейся реальности. В данной связи весьма примечательно одно из высказываний Шредера в ходе флорентийского саммита. «Если американская модель, - говорил он,- отдает предпочтение экономике, то наша основывается на приобщении подавляющего большинства трудящихся к процветанию через процесс принятия решений, в частности - через участие в управлении предприятием....Участие есть сердцевина германской модели. И наша задача - не отрекаться от него, но, наоборот, заново переопределить его содержание».

Не отвергают германские социал-демократы и этатизм, который в своем новом качестве призван играть весьма и весьма существенную роль в процессе глобализации, внося в него порядок и всемерно содействуя распространению солидаристских и демократических начал в формирующееся мировое сообщество.

Если теперь обратиться к другой, англо-саксонской модели, то, пожалуй. главная ее особенность - это несравненно более существенная роль индивида и индивидуализма как ценности. Именно индивид и индивидуализм доминируют в этой модели в качестве центрального звена всей системы общественных отношений, именно с ним и с его развитием связывают ее идеологи перспективы предстоящих системных изменений и в национально-государственных, и в глобальном масштабах. Однако этот индивидуализм отнюдь не отождествляется ими только с сугубо личным, эгоистическим интересом, но должен носить (и в значительной мере, по их мнению, уже носит) институциональный характер.[86] Иначе говоря. он как бы вписан в систему правовых, экономических и социальных отношений и не только не противоречит им, но, напротив, наполняет их реальным содержанием, обеспечивая их дееспособность и легитимность.

Что же до коллективизма, то вместо него, идеологи англо-саксонского варианта предпочитают говорить о «новых отношениях между индивидом и коммьюнити», имея в виду под последними в основном территориальные сообщества, начиная от «соседского» и кончая региональным и национальным.

Большое значение придается также различного рода группам самопомощи, благотворительным организациям, равно как организациям экологистов, потребителей и другим группам и организацям «одной цели». Именно с всемерным поощрением и стимулированием такого рода гражданской активности новые демократы связывают свои надежды и планы на «обновление гражданского общества» и «демократизацию демократии».[87]

Конечно же, ориентация на развитие территориальных сообществ и движений одной цели в полной мере присутствует и в «модели участия», однако в отличие от англо-саксонской модели роль всей этой «непроизводственной» активности там ни в коей мере не абсолютизируется. Больше того, сфера «индустриальных отношений» там рассматривается как одна из важнейших сфер общественных отношений, от состояния которой далеко не в последнюю очередь зависит и состояние гражданского общества, и качество демократии.

Концепция «институционального» индивидуализма у англо-саксонских реформаторов органически сочетается со столь же решительной и безоговорочной поддержкой процессов глобализации, в которых они видят важнейший залог общественного прогресса и прогресса демократии. Согласно их построениям, глобализация ведет к перераспределению ролей от национального государства к регионам внутри и наднациональным регионам во-вне, и поскольку такого рода перераспределение делает государство более восприимчивым к импульсам, идущим снизу и сверху, это означает не что иное, как «двойную демократизацию».[88]

Не отрицая роли национального государства. они в то же время гораздо в большей степени, нежели это делают сторонники модели участия, склонны к позитивной оценке «космополитических ценностей» и «космополитического плюрализма»а также «транснациональных систем управления».[89]

В отношении к государству благосостояния сторонники англо-саксонской модели склонны более жестко разделять «государство социальных инвестиций», на которое они предпочитают не жалеть средств, и «государство воспомоществования», призванное помогать слабым и обездоленным. Не принимая неолиберальной концепции «страховочной сетки» и не предлагая покончить с «государством благосостояния», они в то же время стремятся говорить и писать не столько о перераспределении доходов, сколько о «перераспределении возможностей». Соответственно, их идеал - это «включенное общество», в котором государство благосостояния как бы перерастает в «общество благосостояния».

Как и «общество участия», «включенное общество» - это скорее вектор возможного развития, нежели детально разработанная и теоретически выверенная модель будущего общественного устройства. Тем не менее, можно почти не сомневаться в том, что основные концептуально-теоретические и политические дискуссии будут идти прежде всего по этим двум линиям.

Разумеется, так же как и в рамках «германской» модели, в «англо-саксонской» модели присутствует своя страновая специфика. В позициях британских лейбористов, в частности, можно довольно легко обнаружить некоторые моменты, характерные для их западноевропейских партнеров.

Вполне вероятно, что в перспективе, и возможно не очень отдаленной, произойдет более или менее ощутимое дальнейшее сближение позиций, при котором начнет обретать отчетливые очертания и «генеральная» социал-либеральная модель. Тем более что, идущие в СДПГ и других европейских партиях дискуссии свидетельствуют о наличии серьезных импульсов в сторону либерализации германской модели.

Очевидно, что и российской социал-демократии, а она рано или поздно «высветится» на политической арене, придется не просто декларировать свою приверженность пока еще не определившейся «генеральной» модели, но и выбирать одну из двух прорисованных выше «подмоделей». При этом вовсе не исключено, что это будет не просто выбор «готовой формы», а достаточно сложный процесс «примерки» и «подгонки», в ходе которого может сформироваться и достаточно оригинальная собственно российская «подмодель».

х х х

 

Как уже отмечалось в самом начале очерка и как это видно из самого его содержания, пока еще трудно сказать, каким в течение ближайшего времени станет новое кредо и как будут складываться отношения в заметно расширяющемся поле социал-демократии. Хотя многие параметры и направления ее развития уже выявились, базовые ценности, на которые она начинает ориентироваться, выглядят все еще достаточно расплывчатыми. Существенным моментом неопределенности является и столь несвойственное для социал-демократии затишье во внутрипартийной борьбе, которое не может продолжаться бесконечно долго. А это значит, что впереди нас ждут, скорее всего, не только количественные, но и качественные изменения и в том числе, возможно, в направлении более позитивного отношения к марксистской общественно-политической мысли, развитие которой, несмотря на переживаемый ею кризис, будет, вне всякого сомнения, продолжаться.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Теория и практика марксизма

На сайте allrefs.net читайте: "Теория и практика марксизма "

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вызовы глобализации

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Социальное учение К. Маркса в современную эпоху
  Философия К.Маркса по-прежнему современна и актуальна. Это признают не только его сторонники, но и многие противники. К концу ХХ века стало очевидным, что гениальная попытка К.Маркс

В.Я.Швейцер
  СОЦИНТЕРН: ОБНОВЛЕНИЕ ДОКТРИНЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА     Среди международных организаций различной идейно-политической ориентации, содержа

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ В РОССИИ
  С точки зрения места и роли социал-демократии в России положение нельзя не назвать парадоксальным. С одной стороны, в стране определённо наличествует политическая ниша для силы, пре

ТЕНДЕНЦИИ ОБНОВЛЕНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ
  История социал-демократического движения отмечена успехами и поражениями, приливами и отливами. После второй мировой войны на волне научно-технической революции в развитых странах З

Собственность и политическое регулирование
Теория и практика современной социал-демократии становятся все более прагматическими, обусловливаясь задачами освоения сложившегося опыта рыночного развития в странах капитализма, н

Интернационализм или интервенционизм?
Традиционная социал-демократическая политика международной солидарности и международного сотрудничества в современных условиях глобализации подвергается новым вызовам. Социал-демократические аналит

Общемировая тенденция к конвергенции
Не только социал-демократизм, но и либерализм подвержен эволюции и обновлению. Уже в первой половине ХХ века либерализм испытал на себе сильное влияние идеологии социализма, особенно что касается з

В.И. Толстых
Маркс и рынок Эти заметки возникли как реакция на явление, которое сегодня мало кого удивляет, и раздражает, хотя в научном и мировоззренческом

Парадоксы и изъяны свободного рынка
Поскольку достоинства и преимущества рыночной системы хозяйствования хорошо известны (читайте упомянутые работы Ф.Хайека, М.Фридмана др.), и, как выясняется, Маркс их не отрицал, остановимся на про

Когда рынок становится глобальным
Нарастающий процесс глобализации предельно актуализировал тему и проблему рынка. Большинство исследователей феномена глобализации связывают последний прежде всего с эволюцией и гегемонией свободног

Развитие философии марксизма В.И. Лениным
КЛенину (1870 - 1924 гг.) в полной мере можно отнести то, что он говорил о Марксе и Энгельсе: «Применение материалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с основания ее, - к

Как выражение единства диалектики и материализма
Единство диалектики и материализма наиболее ярко проявляется в познании общества, социальных процессов. Само соединение диалектики и материализма было осуществлено в процессе создания исторического

Развития марксистской философии
Трудами Ленина завершилась классическая марксистская философия, так сказать, марксистская философия в собственном смысле слова. Нельзя отождествлять реально существовавшую философию советского обще

И материалистическая теория отражения
Проблема сознания и его отношения к материи в концеXX в. обсуждается не менее активно, чем в его начале, но существенно по-иному. Тогда, в началеXX в., характерной была субъективно-идеалистическая

Диалектика и формальная логика
Диалектика и формальная логика объективно не отменяют друг друга, но субъективно представители этих наук нередко противопоставляют диалектические и формально-логические утверждения. Видный объектив

О сути и названии центрального закона диалектики
В последнее время многие философы отказались от формулировки: закон единства и борьбы противоположностей. В лучшем случае, стремясь к тому, чтобы отмежеваться от чисто житейского и особенно политич

И СОВРЕМЕННОСТЬ
Остановлюсь на семи наиболее острых вопросах теории, практики, современности марксизма, вызывающих, на мой взгляд, главные споры и дискуссии по поводу роли и значения марксизма при переходе от ХХ к

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ.
    Национальный вопрос для России – это своего рода «вечный» вопрос. На каком бы этапе общественного развития не находилась наша страна, какой бы государственный строй

Права человека и право
  Права человека - сложное многоаспектное философское, этическое, социальное, политологическое научное понятие и явление общественной жизни. Но прежде всего - категория юридической на

Вклад марксизма в концепцию прав человека
Теория Маркса, Энгельса, Ленина возникла в рамках мировой цивилизации, как непосредственное продолжение лучших гуманистических традиций передовой человеческой мыс

В.В.Денисов
МАРКСИЗМ И ГУМАНИЗМ В истории общественно-политической мысли идеи гуманизма всегда были тесно связаны с различными социально-философскими кон

Марксизм и современный госкапитализм
В последнее десятилетие шквал атак обрушился на учение Маркса. Драма социализма в СССР и странах Европы с небывалой остротой поставила вопрос: способен ли марксизм — и тем более ленинизм как продол

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛИЗАЦИИ
Как ни прискорбно, следует признать: так называемые демократы сумели не только идеологически победить КПСС, демонтировать СССР и социальные завоевания его народа, но и, критикуя со

МАРКСИЗМ С ЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Излагаемая ниже критика марксизма ни в коем случае не означает отрицание великой исторической роли марксизма как идеологии. Она означает лишь одно: претензии марксизма на роль научного учения о соц

МАРКСИЗМ С ЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Излагаемая ниже критика марксизма ни в коем случае не означает отрицание великой исторической роли марксизма как идеологии. Она означает лишь одно: претензии марксизма на роль научного учения о соц

СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА
  Общественные науки предложили множество парадигм, углубивших наши знания о конфликте (в частности, на основании работ К.Маркса, М.Вебера, Р.Дарендорфа). Эти парадигмы до последнего

Новый век и новая социал-демократия: контуры перемен
В ряду глубоких перемен, которыми знаменуется вступление человечества в новое столетие и новое тысячелетие, - серьезные качественные сдвиги, претерпеваемые ведущи

Маркс – наш современник.
Еще совсем недавно у нас все были правоверными марксистами. Они всех учили, как нужно интерпретировать марксизм, и любого не согласного с их пониманием великого учения, клеймили позором. Сегодня си

Ю.А.Александров
  МАРКСИЗМ И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ     Европейские социал-демократические и социалистические партии в разной

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
(К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин )   1. Методологические принципы анализа проблем социальной теории. Марксистско-ленинскую теорию общественного развития и, п

Вместо заключения
  Как известно, в недалеком прошлом в нашей стране годовщины рождения и смерти классиков марксизма, даты выхода в свет их отдельных наиболее значимых произведений, а также организация

ДИСКУССИИ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ НА РУБЕЖЕ ХХ И ХХI ВЕКОВ
  Социал-демократы дискутируют постоянно. Это один из главных отличительных признаков их политической культуры. Но бывают моменты, когда в дискуссиях затрагиваются наиболее важные для

Ю.М.Бородай
К.Маркс о борьбе ссудного и промышленного капитала в процессе капиталистической индустриализации Применительно к эпохе генезиса капитализма Маркс характеризует отношение промышленника к сс

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги