рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Парадоксы и изъяны свободного рынка

Парадоксы и изъяны свободного рынка - раздел Философия, Теория и практика марксизма Поскольку Достоинства И Преимущества Рыночной Системы Хозяйствования Хорошо И...

Поскольку достоинства и преимущества рыночной системы хозяйствования хорошо известны (читайте упомянутые работы Ф.Хайека, М.Фридмана др.), и, как выясняется, Маркс их не отрицал, остановимся на противоречиях и несовершенствах этой системы, которые ее апологеты, как правило, не замечают и не обсуждают. Наверное потому, что им важнее всего доказать преимущества рыночной экономики перед нерыночной, планово-централизованной системой хозяйствования и распределения, в чем, надо признать, критики «реального социализма» во многом правы. А для нас сегодня важно знать, с какими трудностями и проблемами мы рано или поздно встретимся, принявшись внедрить и укоренить принципы рыночной экономики на обломках плановой. И главное, – какой конечный результат нам уготован («светит»), если с помощью рыночных механизмов удастся создать эффективную экономику, с ее плюсами и минусами. Вот здесь обращение к Марксу может оказаться очень полезным, если не в прорицаниях, то хотя бы в предостережениях от иллюзий.

Для этого надо договориться по двум принципиальным моментам, вещам. Во-первых, определить критерий, которому следует Маркс в своей аналитике (критике) свободного рынка, предъявляя ему ряд существенных претензий. Этот критерий, как он заявлен в «Капитале» и сопроводительных к нему философско-экономических работах, вполне ясен и определен – критика созданной капитализмом индустриальной или, как принято сейчас говорить, техногенной цивилизации. Во-вторых, согласиться с Марксом в том, что рынок представляет собой не только экономический институт, механизм взаимодействия индивидов, но также и определенную психологию, и образ жизни. В этом плане Маркс был верен традициям классической политэкономии капитализма, которая весьма основательно занималась духовным и нравственным обеспечением прокламируемых ею рыночных принципов ведения хозяйства.

Как известно, свободный капиталистический рынок формировался и самоутверждался под знаком идеи «общего блага» и «разумного эгоизма», которые, по убеждению классиков буржуазной политэкономии (Адама Смита, Давида Рикардо и др.), вполне совместимы и дополняют друг друга. Адам Смит говорил, что богатства народов зависят не от доброй воли мясников и булочников, а от их эгоизма, их естественного желания руководствоваться собственной выгодой. Отсюда следовало, что «именно в силу своего эгоизма люди должны были быть более склонны к благоразумию и бережливости, чем к расточительности; что забота о собственной репутации должна удерживать их от недобросовестности и обмана»[cxvi]. Отдавая себе отчет в том, что законы рыночной конкуренции бросают дерзкий вызов человеческой морали, идеологи капитализма пытались в период его становления ограничить или подпереть нарождающуюся индивидуалистическую этику личного интереса традиционной этикой самоограничения и ответственности. В отличие от нынешних неолибералов, М.Вебер и В.Зомбарт с пониманием относились к опыту традиционного общества, где страсть к обогащению, наживе причудливо сочеталась с презрением к деньгам и «грязной» предпринимательской деятельности. Классики буржуазной политэкономии и социологи не обходили стороной библейские предостережения насчет менял и торгашей, которым заказана дорога в храм Божий. Небо немного ближе к земле, чем рыночная конкуренция к милосердию. Проявляя терпимость, нисколько не морализируя и не разделяя негативистские (преждевременные) призывы покончить с частной собственностью и рынкам, Маркс высоко оценивал вполне социалистические идеи Христа.

Но суть проблемы не в идеологических пристрастиях прежних и современных приверженцев рынка, а в том, какой характер и направленность они обретают в ходе исторического развития капиталистической цивилизации. Скажем, не только Маркс, но и Вебер с Зомбартом считали признаком и отправной точкой развития «здорового капитализма» приоритет промышленного капитала над финансовым. Однако в реальной практике процесса капитализации можно наблюдать совсем иные тенденции и явления. Вряд ли классики назвали бы капитализмом то, что произошло в последние годы в России, где засилье спекулятивно-посреднического предпринимательства и власть денег привели к банкротству всю экономику страны, обладающей поистине несметными природными и человеческими ресурсами. Делая деньги и почти не делая товаров, расхищая природные богатства страны и разрушая рынок рабочей силы, наши горе-реформаторы добились по-своему феноменального результата, породив всеобщее (мнимое!) безденежье, так называемый «кризис неплатежей», а вместо рыночной экономики – экономику «бартерную», допотопную, архаическую, неспособную к саморазвитию. Апология личного интереса –налицо, но сознательно и открыто противопоставленная идее «общего блага», начисто лишенная чувства сострадания к «ближним» и «дальним», этика наживы и голого чистогана, воцарившаяся в постсоветской России, породила эффект «выжженной земли», как будто по огромной стране прошлись полчища современных «гуннов».

Конечно, фиксируя подобные метаморфозы, важно не власть в морализирующее отрицание рынка, на что обратил внимание А.А.Гусейнов в ходе клубной дискуссии на тему «Нравственность и наш путь к свободному рынку». Современная экономика, как она исторически сложилась и функционирует, может быстро и органично развиваться лишь в рыночной форме. Без рыночной экономики невозможно обеспечить благосостояние или хотя бы даже просто прокормить все возрастающее население планеты. Кроме того, следует признать, что рыночный механизм на сегодня - самый демократический способ распределения благ в условиях их дефицита; через рынок все население вовлекается в принятие экономических решений. Поэтому сугубо моральный подход к рынку, подобно всякой романтике духа, хотя и привлекателен, социально тянет назад. Но столь же опасна и противоположная тенденция, которую можно было бы назвать моральной апологией рынка, когда все, что делает, например, наши отечественные бизнесмены и финансовые воротилы, выдается за благо, за обновление и возрождение России. Между тем, достаточно задаться таким простым вопросом, – а каковы источники богатств наших олигархов и многих капитанов промышленности и каким способом они были добыты, чтобы обнаружилась истинная картина. Ведь они стали богатыми людьми в то самое время, когда в экономике воцарился хаос, производство сократилось до предела, а жизненный уровень большинства населения достиг отметки или опустился ниже прожиточного минимума[cxvii].

Такова неизбежная плата за излишне доверчивое отношение к стихийной природе рынка, якобы являющейся главным достоинством и признаком действительно свободного рынка (по Хайеку, "расширенного порядка человеческого взаимодействия"). Мы умудрились полностью проигнорировать известное еще Марксу, а ныне понятное даже некоторым либерально мыслящим людям, как, например, Карл Поппер, что свободная игра рыночных сил может быть столь же разрушительной и опасной, как обычное физическое насилие[cxviii]. Оказывается, далеко не всегда и не во всем можно положиться на образуемый рынком «спонтанный порядок» и веру в его «безграничные возможности». И никак не получается, если имеется в виду цивилизационный, а не дикий рынок, чтобы можно было обойтись без моральных сдержек и противовесов, которые, хочешь – не хочешь, входят в правила игры рыночных сил и интересов. А.Б.Вебер в упомянутой выше книге точно фиксирует спорные, либо вообще неприемлемые постулаты неолиберального толкования стихийного (свободного) рынка, в частности, тезис того же Ф.Хайека о том, что «не всякая жизнь, даже из уже существующих, обладает моральным правом на сохранение»[cxix], из чего, судя по всему, исходили и наши реформаторы – «гайдаровцы». Можно согласиться с его общим заключением: «абсолютизация спонтанного рыночного порядка приводит к выводам, неприемлемым не только по моральным причинам, но и с точки зрения императивов самосохранения и выживания человечества»[cxx].

Даже допуская, что Маркс был не во всем прав в своей критике капиталистического рынка, нельзя признать основательной и логически безукоризненной апологию свободного рынка Ф.Хайека, признанного авторитета современных неолибералов. Уже хотя бы потому, что рынок рассматривается и оценивается им вне и независимо от характера общества и истории человеческой цивилизации, в которой рынок постоянно трансформировался и претерпел всевозможные модификации. Для Хайека вообще не существует проблемы исторической «судьбы» рынка, ибо в своих суждениях он исходит, видимо, из старой буржуазной утопической идеи полного «соответствия» капиталистического уклада и образа жизни так называемой «природе человека», которую именно Маркс в свое время подверг сомнению и убедительной критике. Тут, как говорится, спорить не о чем – «вечный капитализм» не менее сомнителен, чем «неизбежный коммунизм».

Провозглашая рынок высшим достижением человеческого гения, конечно, трудно избежать его приукрашивания. А надо бы видеть, какой он есть на самом деле, т.е. без прикрас и самообмана. Рынок – это одновременно свобода и стихия, способная ввергать общество в состояние хаоса и анархии; конкуренция, соперничество интересов, воль и характеров, и сплошь и рядом схватка хищников, больших и маленьких, не брезгующих любыми средствами и приемами в достижении своих эгоистических целей и вожделений; поле проявления талантов, инициативы, сметки, и в то же время демонстрации не самых лучших человеческих качеств (жадности, зависти, вероломства и т.д.). Рыночная экономика – вещь не только жесткая, но и жестокая. Ибо ее эффективность достигается ценой постоянного воспроизводства отчуждения. Это противоречивая природа, «генетика» рынка давно уже стала предметом пристального внимания и критического отношения не только марксистов, а позднее и социал-демократических идеологов и политиков, но и либерально-демократических идеологов и политиков, но и либерально мыслящих интеллектуалов (Э.Фромм, А.Печчеи, Г.Дейли и др.). Но именно Марксу принадлежит приоритет рыночных сил, который нельзя скрыть никакими технологическими новациями и организационными ухищрениями.

Марксова критика капитализма и созданной им цивилизации фокусируется на проблеме свободной человеческой индивидуальности, пожалуй, наиболее важной и ценной идее всей европейской культуры, заявленной еще античностью и подхваченной эпохой Возрождения. Суть его главной претензии к свободному («стихийному» или «чистому») рынку вызвана тем, что товарно-денежные отношения связывают и объединяют людей исключительно экономическими узами и интересами, прямого отношения к развитию собственно личностных качеств и индивидуальности не имеющих. Это верно, что, прежде чем заниматься наукой и наслаждаться искусством, человек должен есть, пить, одеваться, иметь жилище. Но отсюда вовсе не следует, что, занимаясь производством условий своей жизнедеятельности, человек также спонтанно воспроизводит и свое духовное бытие, раскрывая и утверждая свою индивидуальность. Став собственником и получив право на свою частную жизнь, индивид отнюдь не становится «хозяином» и своей индивидуальной жизни, как полагают сами и пытаются внушить другим идолопоклонники «рыночной цивилизации», которую Герцен окрестил как «мещанскую» по своей сути. Идеалом последней является благосостояние, а не расцвет самой человеческой индивидуальности.

Беда и проблема в том, что стихийный рынок, озабоченный экономическими и политическими условиями человеческого бытия, абсолютно равнодушен к культурной «парадигме» существования и развития личности. И капитализм явно неспособен устранить этот порок созданной им системы и цивилизации, буквально настоянной на «потребительстве» и вещизме», Как тонко заметил В.М.Межуев, «возможно, с точки зрения сегодняшнего дня, Маркс и ошибался, слишком резко противопоставляя друг другу интересы человеческой свободы и экономической эффективности, основанной на рыночных механизмах хозяйствования, но важно то, что главным, решающим аргументом в оценке действий и последствий этого механизма были для него все-таки интересы свободной человеческой индивидуальности»[cxxi].

Поэтому незачем, отдавая должное достоинствам рынка, превращать его в идола и идеологему нового «светлого будущего». Даже если рынок повсеместно приобретет в будущем подлинно цивилизованные черты и характер, он от своих односторонностей, изъянов и парадоксов не освободится, Между коммерцией и моралью, между рынком и культурой безоблачных и бесконфликтных отношений никогда не будет. Напротив, они всегда будут противоречивыми, а иногда и враждебными, и понадобятся мощные противовесы в виде целой системы ценностей, мудрой государственной и международной политики, религиозно-церковного «вмешательства» в мирские дела, чтобы стремление к выгоде и пользе не убило в человеке стремления к истине и добру.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Теория и практика марксизма

На сайте allrefs.net читайте: "Теория и практика марксизма "

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Парадоксы и изъяны свободного рынка

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Социальное учение К. Маркса в современную эпоху
  Философия К.Маркса по-прежнему современна и актуальна. Это признают не только его сторонники, но и многие противники. К концу ХХ века стало очевидным, что гениальная попытка К.Маркс

В.Я.Швейцер
  СОЦИНТЕРН: ОБНОВЛЕНИЕ ДОКТРИНЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА     Среди международных организаций различной идейно-политической ориентации, содержа

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ В РОССИИ
  С точки зрения места и роли социал-демократии в России положение нельзя не назвать парадоксальным. С одной стороны, в стране определённо наличествует политическая ниша для силы, пре

ТЕНДЕНЦИИ ОБНОВЛЕНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ
  История социал-демократического движения отмечена успехами и поражениями, приливами и отливами. После второй мировой войны на волне научно-технической революции в развитых странах З

Собственность и политическое регулирование
Теория и практика современной социал-демократии становятся все более прагматическими, обусловливаясь задачами освоения сложившегося опыта рыночного развития в странах капитализма, н

Интернационализм или интервенционизм?
Традиционная социал-демократическая политика международной солидарности и международного сотрудничества в современных условиях глобализации подвергается новым вызовам. Социал-демократические аналит

Общемировая тенденция к конвергенции
Не только социал-демократизм, но и либерализм подвержен эволюции и обновлению. Уже в первой половине ХХ века либерализм испытал на себе сильное влияние идеологии социализма, особенно что касается з

В.И. Толстых
Маркс и рынок Эти заметки возникли как реакция на явление, которое сегодня мало кого удивляет, и раздражает, хотя в научном и мировоззренческом

Когда рынок становится глобальным
Нарастающий процесс глобализации предельно актуализировал тему и проблему рынка. Большинство исследователей феномена глобализации связывают последний прежде всего с эволюцией и гегемонией свободног

Развитие философии марксизма В.И. Лениным
КЛенину (1870 - 1924 гг.) в полной мере можно отнести то, что он говорил о Марксе и Энгельсе: «Применение материалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с основания ее, - к

Как выражение единства диалектики и материализма
Единство диалектики и материализма наиболее ярко проявляется в познании общества, социальных процессов. Само соединение диалектики и материализма было осуществлено в процессе создания исторического

Развития марксистской философии
Трудами Ленина завершилась классическая марксистская философия, так сказать, марксистская философия в собственном смысле слова. Нельзя отождествлять реально существовавшую философию советского обще

И материалистическая теория отражения
Проблема сознания и его отношения к материи в концеXX в. обсуждается не менее активно, чем в его начале, но существенно по-иному. Тогда, в началеXX в., характерной была субъективно-идеалистическая

Диалектика и формальная логика
Диалектика и формальная логика объективно не отменяют друг друга, но субъективно представители этих наук нередко противопоставляют диалектические и формально-логические утверждения. Видный объектив

О сути и названии центрального закона диалектики
В последнее время многие философы отказались от формулировки: закон единства и борьбы противоположностей. В лучшем случае, стремясь к тому, чтобы отмежеваться от чисто житейского и особенно политич

И СОВРЕМЕННОСТЬ
Остановлюсь на семи наиболее острых вопросах теории, практики, современности марксизма, вызывающих, на мой взгляд, главные споры и дискуссии по поводу роли и значения марксизма при переходе от ХХ к

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ.
    Национальный вопрос для России – это своего рода «вечный» вопрос. На каком бы этапе общественного развития не находилась наша страна, какой бы государственный строй

Права человека и право
  Права человека - сложное многоаспектное философское, этическое, социальное, политологическое научное понятие и явление общественной жизни. Но прежде всего - категория юридической на

Вклад марксизма в концепцию прав человека
Теория Маркса, Энгельса, Ленина возникла в рамках мировой цивилизации, как непосредственное продолжение лучших гуманистических традиций передовой человеческой мыс

В.В.Денисов
МАРКСИЗМ И ГУМАНИЗМ В истории общественно-политической мысли идеи гуманизма всегда были тесно связаны с различными социально-философскими кон

Марксизм и современный госкапитализм
В последнее десятилетие шквал атак обрушился на учение Маркса. Драма социализма в СССР и странах Европы с небывалой остротой поставила вопрос: способен ли марксизм — и тем более ленинизм как продол

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛИЗАЦИИ
Как ни прискорбно, следует признать: так называемые демократы сумели не только идеологически победить КПСС, демонтировать СССР и социальные завоевания его народа, но и, критикуя со

МАРКСИЗМ С ЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Излагаемая ниже критика марксизма ни в коем случае не означает отрицание великой исторической роли марксизма как идеологии. Она означает лишь одно: претензии марксизма на роль научного учения о соц

МАРКСИЗМ С ЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Излагаемая ниже критика марксизма ни в коем случае не означает отрицание великой исторической роли марксизма как идеологии. Она означает лишь одно: претензии марксизма на роль научного учения о соц

СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА
  Общественные науки предложили множество парадигм, углубивших наши знания о конфликте (в частности, на основании работ К.Маркса, М.Вебера, Р.Дарендорфа). Эти парадигмы до последнего

Новый век и новая социал-демократия: контуры перемен
В ряду глубоких перемен, которыми знаменуется вступление человечества в новое столетие и новое тысячелетие, - серьезные качественные сдвиги, претерпеваемые ведущи

Вызовы глобализации
Согласно данным последнего, ХХ1 Конгресса Социнтерна (ноябрь 1999 г.) более 50 партий-членов этого объединения в настоящее время либо возглавляют правительства, либо находятся у власти в коалиции с

Маркс – наш современник.
Еще совсем недавно у нас все были правоверными марксистами. Они всех учили, как нужно интерпретировать марксизм, и любого не согласного с их пониманием великого учения, клеймили позором. Сегодня си

Ю.А.Александров
  МАРКСИЗМ И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ     Европейские социал-демократические и социалистические партии в разной

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
(К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин )   1. Методологические принципы анализа проблем социальной теории. Марксистско-ленинскую теорию общественного развития и, п

Вместо заключения
  Как известно, в недалеком прошлом в нашей стране годовщины рождения и смерти классиков марксизма, даты выхода в свет их отдельных наиболее значимых произведений, а также организация

ДИСКУССИИ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ НА РУБЕЖЕ ХХ И ХХI ВЕКОВ
  Социал-демократы дискутируют постоянно. Это один из главных отличительных признаков их политической культуры. Но бывают моменты, когда в дискуссиях затрагиваются наиболее важные для

Ю.М.Бородай
К.Маркс о борьбе ссудного и промышленного капитала в процессе капиталистической индустриализации Применительно к эпохе генезиса капитализма Маркс характеризует отношение промышленника к сс

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги