рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Значение и смысл. Основные подходы к проблеме смысла жизни

Значение и смысл. Основные подходы к проблеме смысла жизни - раздел Философия, О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ, САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И АКМЕ   Научный Анализ Проблемы Смысла Жизни, В Соот...

 

Научный анализ проблемы смысла жизни, в соответствии с требованиями философии и методологии науки, мы должны начать с уточнения значения тех научных понятий, которыми мы будем пользоваться. Научное понятие, прежде всего, это слово или сочетание слов. Поэтому, с одной стороны, почти всегда оно имеет корни в обыденном языке, что требует проведения этимологического анализа; с другой стороны, оно всегда является предельно сжатой формой научного (эпистемически осмысленного) текста, описывающего некий интересующий науку феномен, факт, теорию или закономерность, что можно наглядно увидеть в структуре любой энциклопедии.

В русском языке словосочетание «иметь смысл» означает, прежде всего, «сопровождаться с мыслью» или «быть с мыслью», как это показывает этимологический состав слова «смысл». Значит, слово «смысл» имеет отношение к речи и общению и обозначает пригодность того или иного слова или сочетания слов для передачи идеи, мысли от одного из собеседников другому, уточнения ими идеи в процессе диалога. В научном плане здесь речь идет о возможности нахождения в языке средств для выражения комплекса центральных для жизни человека идей, описывающих предназначение человека в мире. Применительно к жизни человека, речь идет о возможности найти в языке такие слова и выражения, которые позволят индивиду сформулировать ответ на вопрос о смысле жизни для самого себя и для окружающих.

В большинстве общих толковых, философских и лингвистических словарей говорится о «смысле» как синониме «значения». При этом обычно отмечается, что в англоязычной литературе аналогичное значение имеют термины «sense» и «meaning», а в немецкоязычной - «Sinn». Для наших целей важно отметить, что слова «Sinn» и «meaning» ведут свое происхождение от глаголов, означающих, соответственно, «быть на пути к цели» и «желать», «намереваться», с акцентом на наличие стремления к движению, действию. Да и в русском языке за исходным значением «быть с мыслью» непременно видится некоторая проблема, побуждающая человека к размышлению, и определенная умственная работа, направленная на то, чтобы найти нужные слова и некую ускользающую идею, мысль зафиксировать, сформулировать.

Но синонимами «значение» и «смысл» являются только в первом приближении. За различными словами - означающими скрывается различное содержание - означаемое. Д.А. Леонтьев (2002) отмечает, что термин «смысл» в отличном от «значения» понимании стал применяться в герменевтике – дисциплине, первоначально возникшей в эпоху Древнего мира как учение о способах нахождения и истолкования скрытых за знаками смыслов текстов и книг, считавшихся Священными. В настоящее время герменевтика представляет собой философско-методологическую дисциплину, занимающуюся проблемами расшифровки скрытых за знаками смыслов в широком контексте языковых практик.

Эта трансформация стала возможной благодаря открытию Матиусом Флациусом Иллирийским того факта, что хотя одно и то же слово, выражение, текст имеют формально одинаковое и постоянное значение, но различные контексты, в которых они употребляются, могут придавать им различные смыслы. То есть, при определенном постоянстве значения, смысл слова или выражения стабилен только внутри определенного контекста и именно им определяется. При этом контекстом является не только тот больший по объему фрагмент, частью которого является изучаемый текст, но и общий культурно-исторический контекст. Поэтому сегодня специалисты в области герменевтики пришли к согласию в том, что единственным способом постижения смысла текста является достижение читателем понимания авторского замысла применительно к контексту его (и своего) жизненного пути и культурно-историческому окружению.

Здесь мы сталкиваемся с еще одной важной проблемой: понимание слова, выражения, текста не может быть универсальным, общим для всех читателей. Каждый читатель – это уникальная личность, воспринимающая текст, сообщение в контексте собственного жизненного опыта, извлекая из множества возможных значений тот смысл, который соответствует особенностям своей жизненной ситуации, своему особому способу понимания, сформированному в определенном культурно-историческом окружении. Именно об этой закономерности писал Блаженный Августин, известный истолкованием текстов Священного писания: «И если кто увидит в этих словах и третий смысл, и четвертый, и еще какой-то, только бы истинный, почему не поверить, что все их имел в виду Моисей, которому единый Бог дал составить священные книги так, чтобы множество людей увидело в них истину в разном облике? Что касается меня, то смело провозглашаю из глубины сердца: если бы я писал книгу высшей непреложности, то я предпочел бы написать ее так, чтобы каждый нашел в моих словах отзвук той истины, которая ему доступна, я не вложил бы в нее единой мысли, исключающей все остальные» (Августин, 1997, с.258).

В современной психологической литературе о смысле жизни обычно пишется как о психическом новообразовании, наличие которого обеспечивает его обладателю возможность ведения полноценной осмысленной продуктивной жизни. Обычно первые затруднения при изучении проблемы смысла жизни возникают в связи с отсутствием четкого представления о том, что же это такое - «психическое новообразование». Поэтому напомним, что этот термин использовался классиком отечественной психологии Л.С. Выготским при обсуждении процесса образования и его основных целей. Он особо подчеркивал, что процесс образования нацелен не только на передачу от учителя к ученику и запоминание последним некоего стандартного набора информации. Формирование умений и навыков, вне всякого сомнения, очень важно, но самое главное в процессе образования – это формирование и развитие таких новообразований в психике учащегося, которые можно считать его функциональными психическими органами. По мнению Л.С. Выготского, эти новообразования в психике специфичны для каждого возрастного периода и успешность их формирования может служить критерием для определения конкретных границ между «возрастными эпохами» в развитии ребенка. Выготский пишет: «Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период» (Выготский Л.С., 1984. Т. 4. С. 248).

Методология современной науки требует от исследователей при решении научных проблем обязательного изучения истории формирования научных понятий, используемых в исследованиях. Поскольку мы уже установили, что научное понятие есть сжатая форма научного текста, теории, концепции, то нам предстоит совершить краткий экскурс в историю мировой культуры и получить наиболее общие сведения по истории развития представлений о смысле жизни.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ, САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И АКМЕ

На сайте allrefs.net читайте: "О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ, САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И АКМЕ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Значение и смысл. Основные подходы к проблеме смысла жизни

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
  Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да – то какой именно? В чем смысл жизни? Или жизнь есть просто бессмыслица, бессмысленный, никчемный процесс естественного рождения, расцветания,

Смысл мира и жизни в древнейших религиях, мифах, философии.
Первыми мифотворцами и учеными древнего мира были поэты – люди, обладавшие особым даром видеть иначе, чем обычные люди, умевшие различать в циклически воспроизводящемся в пр

Проблема смысла жизни в современной науке.
  В 1991 году, подводя предварительные итоги развития философии и науки во второй половине XIX – первой половине XX веков, известный философ и методолог науки Г.-Г. Гадамер отмечает в

Исследование проблемы смысла жизни в современной психологии
Для философа-методолога Г.П. Щедровицкого (1995) смысл есть элемент системы деятельности, который может быть задан только через организацию соответствующей системы деятельности, си

Тест на изучение смысложизненных ориентаций человека (СЖО).
  Этот тест был разработан Д. Крамбо и Л. Махоликом на основе идеи противопоставления «пиковых переживаний», свидетельствующих о «полноте Бытия» и онтологической значимости жизни, и п

Вопросы для самостоятельного размышления.
  * Величайший из мифотворцев античного мира Гомер написал: «... из тварей, которые дышат и ползают в прахе, истинно в целой вселенной несчастнее нет человека». Гесиод пишет: «И земля

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги