Проснувшиеся герои.

Вызвав новую этическую и эстетическую компоновку «Матрица», при внешнем сохранении ориентации на киберпанк, на деле означает отказ от него. Она демонстрирует другие, не типичные для кибернетического постпанка отношения, ценности, в ней отсутствуют характерные для него поступки. Налицо революционное разрушение господства этой субкультуры. Субкультуры, однако, сравнительно передовой. Она сменяется более новой, не депрессивной, а позитивно ориентированной, провозглашающей борьбу, а не уход в красочный кислотный мир, прогрессивной кибернетической культурой. Не замкнутой на машине, а обращенной к человеку. Такой же антисистемной, как киберпанк. По сути, тоже контркультурой.

Сменив веху истории, и заменив на поприще протестной культуры панк, киберпанк, как наиболее авангардное направление постпанка был все же, несмотря на весь свой техногенез, культурой сдавшей многие позиции капитализму. Он был индивидуалистичен, для него, несмотря на отсутствие завтрашнего дня, и целевого смысла жизни, существовали деньги, и фетишизм имел заметное значение. Его герои, как и сам он, были зачастую депрессивны. Аутсайдеры и бунтари, они были детьми маргинальной среды, они ненавидели систему за творимое отчуждение, шли на ее подрыв. Они были хакерами, ловкими компьютерными ворами, пройдохами и авантюристами, иногда сообразительными учеными, но всегда проворными антисистемными героями. Они были тем, чем могли быть, такими, какими мог создать их литературный и художественный ум 80-90-х годов прошлого века.

Казалось, Нео спал целую вечность. Наш мир к моменту выхода первого фильма трилогии уже закипал в ярости, а новый герой, кстати, тоже не безупречный, все еще не просыпался. И вот он открыл глаза, и мы увидели его. Скорее это был Тайлор Дердон из «Бойцовского клуба», чем Нео. Из Нео такого героя не вышло, «Матрица» преподносит нам другого человека, только открывающего «пустыню реальности». Он учится, ищет себя. Он удивляется, его успехи бессознательны, Тайлор все понимает и действует, четко сознавая, что и зачем. Но Нео тоже герой, несмотря даже на его непонятную самоуверенность, он не коллективный герой, а обособленный. С него невозможно взять пример, и его действия нельзя по-новому повторить, но он удивительно близок нам своим желанием постичь виртуальный мир, чтобы лучше проникнуть в реальный, и своим искренним удивлением. Нео учится вместе с нами.

Герой киберпанка человек знающий, человек, преклоняющийся перед техническим прогрессом и с ужасом подчиняющийся ему. Связанный с миром развитием машин, разрушающий прошлое, не лишенный при этом депрессивной ностальгии, он бежит от реальности в мир кислоты или кибернетической галлюцинации. Наркотически скрывается от настоящего в ярких красках другой вселенной. Истинный мир ужасен для него, и он страдает.

«Матрица» выразила то, что все уже давно почувствовали, но еще не поняли, она, не одна конечно, но, соединив вокруг целый ряд новых творений во многих областях искусства, вызвала крушение старой кибернетической доктрины. В ней впервые проявляются новые эстетические тенденции современного мира. Она при помощи цвета, звука и действия воплотила перемены.