рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Энциклопедия относительного и абсолютного знания

Энциклопедия относительного и абсолютного знания - раздел Философия, Энциклопедия относительного и абсолютного знания   Не Будем Забывать, Что Тесты На Интеллект Созданы С Целью Док...

 

Не будем забывать, что тесты на интеллект созданы с целью доказать, что умны те, у кого интеллект… такой же, как у составителей теста.

 

[Предисловие]

 

Собрать воедино все, что было известно в его время, – такова была амбициозная цель профессора Эдмонда Уэллса. Перемешивая точные и гуманитарные науки, квантовую физику и кулинарные рецепты, этот странный ученый‑одиночка в течение всей жизни коллекционировал удивительные, малоизвестные сведения. Одно свойство объединяет все отрывки, представленные в этой книге: они наводят на размышления, как он говорил, «заставляют искриться нейроны».

Эдмонд Уэллс ни во что не ставил правила, догмы, всевозможные «что будут говорить». «Мне важно не истины пошатнуть, – утверждал он, – а открыть новые горизонты». И добавлял: «Вопрос иногда бывает интереснее, чем ответ».

Он говорил тем, кто хотел его слушать, что большая часть сегодняшних «официальных» научных данных будут опровергнуты завтрашними открытиями, и поэтому назвал свою книгу «Энциклопедией относительного и абсолютного знания».

Профессор Эдмонд Уэллс, по свидетельствам знавших его, был человеком очень остроумным и придавал большое значение парадоксам. Но самым удивительным парадоксом был, конечно, он сам, человек, который, как теперь известно… никогда не существовал!

Современный капитан Немо, ранимый и нелюдимый, вел читателя от науки к философии во всех романах Бернарда Бербера.

 

[Содержание предыдущих серий]:

 

Все есть в едином (Авраам).

Все есть любовь (Иисус Христос).

Все есть секс (Зигмунд Фрейд).

Все есть экономика (Карл Маркс).

Все относительно (Альберт Эйнштейн).

А дальше?

 

[Вы]

 

Переворачивая эту страницу, вы замечаете, что касаетесь указательным пальцем какой‑то точки на бумаге. Это вызывает незначительное нагревание этой самой точки. Незначительное, но совершенно реальное. В мире бесконечно малых величин нагревание вызывает движение электрона, покидающего свой атом и сталкивающегося с другой частицей.

Но частица эта на самом деле «относительно» огромна. И удар электрона становится для нее настоящим потрясением. До этого момента она была инертной, пустой и холодной. Из‑за вашего «прыжка» со страницы на страницу у нее наступает кризис. Своим жестом вы спровоцировали изменения, о последствиях которых вы даже никогда не узнаете.

Взрыв в мире бесконечно малых величин.

Фрагменты разлетающейся в разные стороны материи.

Выделяемая энергия.

Быть может, родились микромиры, быть может, в них живут люди, и они откроют металлургию, способ приготовления пищи на пару и межпланетные путешествия. И даже окажутся умнее нас. Их никогда бы не было, если бы вы не взяли в руки эту книгу, и если бы ваш палец не произвел нагревание именно этого участка страницы.

Вместе с тем наша Вселенная, несомненно, сама находится в уголке страницы гигантской книги, в подметке ботинка или в пене пивной кружки какой‑нибудь цивилизации великанов. Наше поколение уже никогда не узнает, среди каких бесконечно малых и каких бесконечно больших величин мы находимся. Но мы знаем то, что давным‑давно наша Вселенная, во всяком случае, частица, составляющая нашу Вселенную, была пустой, холодной, черной и неподвижной. А затем кто‑то (или что‑то) вызвал кризис. Перевернули страницу, наступили на камешек, сдули пену с кружки пива. Было совершено какое‑то воздействие. В нашем случае, как известно, это был Большой взрыв.

Только представьте себе бескрайнее безмолвное пространство, вдруг разбуженное титанической вспышкой. Почему где‑то наверху перевернули страницу? Зачем сдули пену с пива?

Именно для того, чтобы все эволюционировало вплоть до этой самой секунды, в которую вы, некий читатель, читаете некую книгу там, где вы сейчас находитесь.

И может быть, каждый раз, когда вы переворачиваете страницу этой книги, где‑то в мире бесконечно малых величин возникает новая вселенная.

Подумайте о своем беспредельном могуществе.

 

[Закон Паркинсона]

 

Закон Паркинсона (не имеет ничего общего с болезнью, носящей то же имя) гласит, что чем крупнее становится какое‑нибудь предприятие, тем чаще оно нанимает неспособных и высокооплачиваемых сотрудников. Почему? Просто потому, что уже работающие на нем люди хотят избежать конкуренции. Лучший способ не столкнуться с опасным противником – брать на работу некомпетентных работников. Лучший способ усыпить в них желание проявлять инициативу – переплачивать. Так руководящие касты обеспечивают себе непоколебимую уверенность в своем положении. Согласно тому же закону, напротив, все, кто полон идей, оригинальных решений или желания улучшить работу предприятия, систематически увольняются. Таким образом, парадокс современности заключается в том, что чем крупнее предприятие, чем дольше оно работает на рынке, тем энергичнее оно отбрасывает динамичные низкооплачиваемые кадры, заменяя их кадрами инертными с непомерно высокой зарплатой. И все это для спокойствия коллектива фирмы.

 

[Шарада Виктора Гюго]

 

Первое – болтун. (По‑французски «bavard».) Второе – птица. (По‑французски «oiseau».) Третье – в кафе. (По‑французски «au cafe».) Все вместе – десерт.

Подумайте немного, не читая отгадку. Ну а для нетерпеливых…

Первое – bavard, то есть болтун. (Звучит как «бавар».)

Второе – oiseau, то есть птица. (Звучит как «уазо».) Третье – au cafe, то есть «в кафе». (Звучит как «о кафе».)

Отгадка: bavard‑oiseau‑au cafe. Bavaroise au cafe. (Игра созвучий: первое выражение означает «болтливая птица в кафе», второе – «кофейное желе», на слух оба выражения воспринимаются одинаково.)

Видите, как все просто.

 

[Народ снов]

 

В семидесятых годах два американских этнолога обнаружили в дебрях лесов Малайзии примитивное племя сенуа, вся жизнь которого была подчинена снам. Племя так и назвали – «народом снов».

Каждое утро за завтраком вокруг огня все говорили только о том, что видели ночью во сне. Если один из сенуа во сне совершил несправедливость по отношению к кому‑то, он должен был сделать пострадавшему подарок. Если же кто‑то напал на соплеменника во сне, то должен был извиниться и сделать подарок жертве для того, чтобы заслужить прощение.

Мир сновидений у сенуа был более познавательным, чем реальная жизнь. Если ребенок говорил, что встретил во сне тигра и убежал, его заставляли увидеть хищника следующей ночью, сражаться с ним и убить. Старики объясняли ребенку, как этого достичь. Если ребенку не удавалось победить во сне тигра, он подвергался осуждению всего племени.

Согласно системе понятий сенуа, если видишь во сне половой акт, надо обязательно дойти до оргазма, а затем в реальном мире отблагодарить партнера подарком. Если же привиделся кошмар, нужно победить врагов, а потом потребовать от них подарок, чтобы превратить их в своих друзей. Наиболее желательным сюжетом для сна был полет. Все племя поздравляло того, кто летал во сне. Первый полет во сне ребенка был подобен первому причастию. Ребенка заваливали дарами, а затем объясняли, как во сне улететь в дальние страны и принести оттуда диковинные гостинцы.

Сенуа покорили западных этнологов. Племя не знало насилия и душевных болезней. Это было общество без стрессов и войн. Работали сенуа ровно столько, чтобы обеспечить необходимый для выживания минимум. Сенуа исчезли, когда леса, в которых они жили, начали вырубать. Но мы, тем не менее, можем попытаться использовать их знания. Утром следует записать сон, увиденный ночью, дать ему название и указать дату. Потом рассказать сон близким, например, за завтраком. Затем необходимо двигаться дальше, применяя основные правила науки о сновидениях. Перед тем, как заснуть, надо определить тему сна, решить, что вы будете делать: передвигать горы, менять цвет неба, путешествовать в дальние страны, видеть диковинных животных.

Во сне мы всемогущи. Первым испытанием на владение наукой сновидений является полет – вытянуть руки, планировать, падать штопором, набирать высоту.

Науку сновидений надо познавать постепенно. «Летные» часы придают вам уверенности и фантазии. Детям хватает пяти недель, чтобы научиться управлять своими снами. Взрослым иногда требуются многие месяцы.

 

[Счет и Сказка]

 

Слова счет (compte) и сказка (conte) звучат по‑французски одинаково. Это совпадение, кстати, существует почти во всех языках. В английском считать «to count», рассказывать «to recount». В немецком считать «zahlen», рассказывать «erzahlen». На иврите рассказывать «le saper», считать «il saper». В китайском считать «shu», рассказывать «shu». Цифры и буквы едины с тех давних пор, когда язык был еще лепетом.

 

[Гороскоп майя]

 

В Южной Америке у индейцев майя астрология была официальной и обязательной наукой. Для каждого составляли специальный пророческий календарь, в котором была описана вся будущая жизнь человека: когда он начнет работать, когда женится, когда с ним случится несчастье, когда он умрет. Эти пророчества пели над колыбелью младенца. Ребенок запоминал их и сам начинал напевать, напоминая себе, на каком этапе жизни он сейчас.

Система эта работала неплохо, так как астрологи майя старались, чтобы их предсказания совпадали. Если у какого‑нибудь молодого человека в его песне‑гороскопе в определенный день значилась встреча с девушкой, так оно и случалось, поскольку и у девушки эта встреча была отмечена в ее гороскопе. То же самое происходило и в деловой сфере: если кто‑то в своем гороскопе такого‑то числа покупал дом, продавец в своей песне именно в этот день должен был дом продать. Если в определенное время должна была состояться драка, участники ее бывали заранее об этом извещены.

Все шло как по маслу, система сама себя поддерживала. Войны были объявлены и описаны. Победители были известны, астрологи уточняли, сколько раненых и убитых останется на поле битвы. Если количество трупов не дотягивало до предсказания, жертвовали пленными.

Как же эти музыкальные гороскопы облегчали существование! Ничто не зависело от воли случая. Никто не боялся завтрашнего дня. Астрологи освещали каждую человеческую жизнь от начала до конца. Каждый знал, куда ведет его судьба и даже куда она ведет других. Апофеозом искусства майя явилось предсказание… конца света. Он должен был произойти в X веке по тому летоисчислению, которое назовут христианским. Астрологи майя даже назвали точный час. Не желая стать свидетелями катастрофы, мужчины накануне подожгли города, убили всех своих близких и затем покончили с собой. Несколько уцелевших бежали из охваченных пламенем городов и затерялись в равнинах.

А между тем цивилизация майя вовсе не была творением людей примитивных и наивных. Майя знали ноль, колесо (хотя и не поняли всей выгоды этого открытия), они строили дороги, их календарь с тринадцатью месяцами был точнее нашего.

Испанцы, прибыв в XVI веке на Юкатан, даже не смогли получить удовольствия, разрушая знаменитую цивилизацию майя, поскольку она сама себя уничтожила задолго до их прихода.

Однако и в наши дни еще встречаются индейцы, утверждающие, что являются дальними потомками майя. Их называют «лакандонами». И странная вещь, дети лакандонов напевают древние песни, перечисляющие события человеческой жизни. Но точного смысла слов уже никто не понимает.

 

[Поль Камерер]

 

Писатель Артур Кестлер решил однажды написать произведение, посвященное научному мошенничеству. Он расспросил исследователей, и те уверили писателя в том, что самым бесстыдным из научных обманов был тот, что совершил доктор Поль Камерер.

Камерер был австрийским биологом, сделавшим свои основные открытия между 1922 и 1929 годами. Прекрасный оратор, обаятельный и фанатично преданный своему делу ученый утверждал, что «любое живое существо способно адаптироваться к изменениям в окружающей среде и передать приобретенные свойства потомству». Теория эта напрямую противоречила дарвиновской. Для того чтобы доказать обоснованность своих выводов, доктор Камерер поставил очень зрелищный эксперимент.

Он взял икру горной жабы, размножающейся на суше, и поместил ее в воду. Детеныши, вылупившиеся из этой икры, адаптировались к новым условиям и приобрели свойственные озерным жабам особенности. У них появились черные копуляторные шишки на большом пальце, позволяющие водным жабам‑самцам прикрепляться к скользкой коже самки для совокупления в воде. Адаптация к водной среде передалась потомству, появившемуся на свет уже с шишкой темного цвета на большом пальце. Таким образом, было доказано, что живые существа могут менять свою генетическую программу для адаптации к водной среде.

Камерер с известным успехом доказывал состоятельность своей теории повсюду в мире. Однажды ученые и представители университетов изъявили желание «объективно» изучить его эксперимент. В амфитеатре собралась масса людей, среди которых было много журналистов. Доктор Камерер рассчитывал и на этот раз доказать всем, что он не шарлатан.

Накануне эксперимента в лаборатории вспыхнул пожар, и все жабы, за исключением одной, погибли. Поэтому Камерер был вынужден представить обществу одну‑единственную уцелевшую жабу с темной шишкой. Ученые рассмотрели земноводное под лупой и прыснули со смеху. Было отчетливо видно, что черное пятно на шишке большого пальца жабы было сделано искусственно, инъекцией под кожу китайских чернил. Мошенничество было открыто. Зал хохотал.

В одну минуту Камерер потерял и доверие, и надежду, что его труды получат признание. Он покинул аудиторию под всеобщее улюлюканье.

Отвергнутый всеми, он стал изгоем в мире науки. Дарвинисты одержали победу.

В отчаянии он укрылся в лесу и пустил себе пулю в рот, оставив краткое предсмертное письмо, в котором еще раз подтверждал подлинность своих изысканий и объявлял о «желании умереть среди природы, а не среди людей». Самоубийство довершило его дискредитацию. Тем временем Артур Кестлер в поисках материалов для книги «Объятие жабы» встретился с бывшим ассистентом Камерера. И тот признался писателю в том, что именно он был виновником катастрофы. Подстрекаемый группой ученых‑дарвинистов, ассистент поджег лабораторию и подменил последнюю жабу‑мутанта другой, обычной, которой сделал инъекцию китайских чернил в большой палец.

 

[Гомеостаз]

 

Все формы жизни стремятся к гомеостазу. Гомеостаз – это равновесие между внутренней и внешней средой. Любая живая структура функционирует в гомеостазе. У птицы полые кости для того, чтобы она могла летать. У верблюда есть запас воды для того, чтобы он выжил в пустыне. Хамелеон меняет окраску кожи, чтобы стать незаметным для хищников. Эти виды, как и многие другие, сумели дожить до наших дней, адаптируясь ко всем изменениям окружающей среды. Тот, кто не достиг равновесия с внешним миром, исчез.

Гомеостаз – это способность наших органов к саморегуляции под воздействием внешней среды. Существуют потрясающие примеры того, как самые обычные люди могут переносить самые тяжкие испытания и приучают к ним свой организм.

Книги «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо и «Таинственный остров» Жюля Верна прославляют способность человеческого существа к гомеостазису.

Мы все находимся в постоянном поиске совершенного гомеостазиса, этим заняты наши клетки. Они постоянно требуют максимально возможного количества питательной жидкости идеальной температуры без содержания агрессивных токсичных субстанций. Но если клетки не получают такой жидкости, они адаптируются. Так, печень пьяницы лучше усваивает алкоголь, чем печень трезвенника. Легкие курильщика вырабатывают защиту против никотина. Царь Митридат приучил свой организм даже к мышьяку.

Чем враждебнее окружающая среда, тем лучше клетка или живое существо развивают свои неизвестные до того таланты.

 

[Майонез]

 

Очень трудно смешать различные материи. Но майонез является доказательством того, что слияние двух различных субстанций дает рождение третьей, с улучшенными свойствами.

Как сделать майонез? Взбить деревянной ложкой яичный желток и горчицу. Постепенно добавлять небольшими порциями растительное масло, пока масса не станет совершенно однородной. Приправить солью, перцем и двумя сантилитрами уксуса. Очень важно, чтобы яйца и масло были одной температуры, лучше всего 15 °С. В этом и заключается великий секрет майонеза. Ведь что на самом деле соединяет оба ингредиента? Крошечные пузырьки воздуха, попадающие внутрь массы при ее взбивании. 1 + 1 = 3.

Если майонез не получился, все можно исправить: продолжайте взбивать не соединившуюся смесь масла и яйца, постепенно добавляя еще одну ложку горчицы. Внимание: действовать надо очень осторожно.

Техника приготовления майонеза лежит и в основе знаменитого секрета фламандской живописи маслом. Братья Ван Эйк в XV веке стали использовать подобную эмульсию для получения совершенно непрозрачного цвета. Но в живописи используется смесь вода – масло – белок.

 

[Идеосфера]

 

Идеи подобны живым существам. Они рождаются, растут, набирают силу, сталкиваются с другими идеями и, в конце концов, умирают.

А что, если идеи, словно животные, эволюционируют? А если в мире идей действует естественный отбор, слабые погибают, а сильные размножаются, как и полагается по законам дарвинизма? Жак Моно в 1970 году в работе «Случайности и необходимости» высказал гипотезу о том, что идеи существуют автономно и, как органические существа, способны воспроизводиться и множиться.

В 1976 году в «Гене‑эгоисте» Ричард Доукинс выдвигает концепцию идеосферы. Идеосфера является для мира мыслей тем же, чем биосфера для животного мира.

Доукинс пишет: «Когда вы помещаете в мой мозг плодотворную идею, вы используете его, словно машину для пропаганды этой идеи». И он приводит в пример концепт Бога, идею, которая родилась в один прекрасный день и с тех пор продолжает эволюционировать и шириться, ее подхватывают и распространяют устно, письменно, в музыке, в искусстве, а священники повторяют и интерпретируют ее, адаптируя к соответствующему пространству и времени.

Но идеи, в противоположность живым существам, мутируют быстро. Например, идея коммунизма, родившаяся в мозгу Карла Маркса, стремительно распространилась в пространстве, завоевав почти половину планеты. Она эволюционировала, мутировала, а затем утратила силу, затрагивая все меньшее количество людей, словно исчезающий вид животных.

Но в то же время она вынудила мутировать идею «капитализма по старинке».

Из борьбы идей в идеосфере возникает наша цивилизация.

Теперь скорость мутации идей увеличивается при помощи компьютеров. Благодаря Интернету мысль может очень быстро распространиться в пространстве и еще быстрее встретиться со своими соперницами или убийцами. Это, к сожалению, относится в равной степени и к хорошим, и к плохим идеям, так как понятие «идея» морали не подчиняется.

В биологии также эволюция не знает морали. Вот почему, быть может, стоит подумать дважды, прежде чем высказывать «увлекающие» идеи, так как они становятся сильнее человека, которому они пришли в голову, и сильнее тех, кто их пропагандирует.

Но это так, всего лишь идея…

 

[Мутация трески]

 

Недавно был обнаружен удививший ученых вид трески со способностью к сверхбыстрой мутации.

Этот вид, обитающий в холодных водах, оказался значительно более развитым, чем треска, спокойно живущая в теплых водах. Ученые полагают, что постоянный стресс из‑за низкой температуры выработал у этого вида трески удивительную выживаемость.

Три миллиона лет тому назад человек приобрел такую же способность к сложной мутации, сейчас она проявляется не полностью, поскольку стала просто не нужна. Но она сохраняется на всякий пожарный случай. Современный человек обладает огромными, спящими в его генах ресурсами, которыми он не пользуется, поскольку в них нет надобности.

 

[Томас Мор]

 

Слово «утопия» было придумано в 1516 году англичанином Томасом Мором. В греческом языке «у» – отрицательная приставка, слово «топос» означает «место», то есть «утопия» – это «место, которого нет нигде».

Томас Мор был дипломатом, гуманистом, другом Эразма Роттердамского, носил титул канцлера английского королевства. В своей книге «Утопия» он описал одноименный чудесный остров, где процветало идиллическое общество, не знавшее ни налогов, ни нищеты, ни воровства. Мор считал, что самой важной особенностью «утопического» общества является то, что это общество «свободы».

Он описывал свой идеальный мир таким: сто тысяч человек живут на острове. Граждане объединены в семьи. Каждые тридцать семей являются группой, выбирающей должностное лицо, сифогранта. Сифогранты, в свою очередь, формируют совет, который выбирает правителя из сорока кандидатов. Принц правит пожизненно, но, если он становится тираном, его можно сместить. Во время войн остров Утопия призывает наемников, заполетов. Эти солдаты должны погибнуть в боях вместе с врагами. Так орудие само разрушает себя по мере использования. И нет никакого риска военного путча. На Утопии нет денег, каждый берет на рынке то, что ему нужно. Все дома одинаковы. На дверях нет замков, каждый обязан раз в десять лет переезжать для того, чтобы не закоснеть в своих привычках. Праздность запрещена. Нет ни домохозяек, ни священников, ни знати, ни слуг, ни нищих, что позволяет сократить рабочий день до шести часов. Каждый должен нести сельскохозяйственную повинность в течение двух лет для того, чтобы пополнять запасы бесплатного рынка. В случае адюльтера или попытки сбежать с острова гражданин Утопии теряет права свободного человека и становится рабом. Тогда он вынужден работать гораздо больше и подчиняться своим бывшим согражданам. Томас Мор, осудивший развод короля Генриха VIII и впавший после этого в немилость, был обезглавлен в 1535 году.

 

[Лилипуты]

 

Лилипуты – это не бредовое порождение фантазии Джонатана Свифта. Они действительно существуют. Не надо путать их с карликами или пигмеями. Тело лилипутов имеет те же пропорции, что и тело нормального человека, просто оно меньше размерами. Рост у них составляет от 40 до 90 см, вес – от 5 до 15 кг. Их обнаружили в конце XIX века в Центральной Европе, в неосвоенной части лесов Венгрии. Лилипуты жили до той поры в автаркии, далеко от городов и цивилизации. Найдя лилипутов, люди начали охотиться за ними, как за монстрами, и вынудили их рассеяться. Впервые собрать их вместе решил Барнум, владелец цирка, носящего его имя. Но более четырех лилипутов под куполом своего шапито он ни разу не выставлял. В 1937 году Франция начала повсеместный методичный поиск лилипутов для большой международной выставки. Удалось собрать около шестидесяти человек, для которых построили деревню с домами, фонтанами и садами соответствующего масштаба.

Считается, что сейчас на планете живет около восьмисот лилипутов. Чаще всего они работают в аттракционах на ярмарках и в цирках. Японцы недавно заинтересовались этими миниатюрными представителями рода человеческого и для того, чтобы привлечь их в свою страну, выстроили рассчитанный на их рост городок со школой. Лилипуты создали там театральную труппу, представления которой имеют большой успех.

 

[Джордано Бруно]

 

В 1584 году Джордано Бруно написал «О бесконечности, Вселенной и мирах». В этом труде этот бывший доминиканский монах, этот снявший с себя постриг уроженец Неаполя заявляет, что Вселенная не конечна, а бесконечна, что Земля не является ее центром, что она вращается вокруг Солнца, которое является всего лишь звездой среди многих ей подобных. Джордано Бруно упоминает даже о возможности существования внеземной жизни и наличия различных измерений во Вселенной. С ним мы переходим от замкнутой, описанной Аристотелем Вселенной к Вселенной огромной и бесконечной.

Джордано Бруно объездил всю Европу. Он обладал необыкновенной памятью. Он говорил, что способен рассказать наизусть двадцать шесть тысяч статей канонического и гражданского права, шесть тысяч отрывков из Библии и тысячу стихотворений Овидия. Благодаря этому дару, он был принят, как пророк, при больших дворах Европы и с огромным удовольствием дискутировал там о математике, астрономии, философии. Он ратовал за религию любви ко всем людям без исключения. Он очаровывал своим ораторским талантом и знаниями. Он поддерживал такие идеи Коперника, которые сам Коперник не решался защищать. Джордано Бруно отметал все устоявшиеся догмы, и религиозные, и светские, «святое невежество», «святую глупость», клеймил «дипломированных дураков» и «печальных педантов». Для Церкви такое оказалось несколько чересчур, и в 1592 году Джордано Бруно арестовали. Его подвергали пыткам двадцать два раза, и ни разу он не отрекся.

В конце концов его сожгли живым на площади в Риме, ему заткнули рот из страха, что даже на костре он будет говорить о бесконечной Вселенной. Завещание, которое он написал в тюрьме, было разорвано непрочтенным, чтобы никто не подпал под влияние его еретических идей. Тридцать три года спустя, во время похожего процесса, организованного теми же судьями, Галилей предпочел отступить. И, странное дело, первому в награду выпало забвение, а второму – слава.

 

[Относительность]

 

Все относительно. Следовательно, даже относительность относительна. То есть есть что‑то, что не относительно. Если это что‑то не относительно, оно по определению абсолютно. Следовательно… абсолютное существует.

 

[Верить]

 

«Верить или не верить, это совершенно неважно. Нужно просто задавать себе все больше и больше вопросов».

 

[Сверчки в метро]

 

История парижских сверчков начинается в 1900 году. Никто не знает, каким образом они оказались в Париже. Наверное, тайно путешествовали в ящиках с овощами или специями. Попав в столицу, наши сверчки, как и полагается провинциалам, растерялись. Большинство из них умерло от голода. Выжившие поселились в самых теплых местах: в пекарнях булочников и на кухнях наших бабушек. А самая маленькая группа открыла Землю Обетованную: парижское метро. На уровне земли, между рельсами, из‑за трения колес царит действительно тропический климат. Балласт в виде насыпи хранит высвобождаемое рельсами тепло. Температура между рельсами в четыре‑пять часов утра составляет двадцать семь градусов по Цельсию, а с восемнадцати до двадцати трех часов – тридцать четыре градуса. Сверчки питаются крошками, мусором, промасленными бумажками, шерстяными обрывками и даже окурками, упавшими на насыпь. Между рельсами самцы стрекочут, привлекая внимание самок. Когда те приближаются, самцы начинают соревноваться в пении. Стрекочущие громче всех обращают соперников в бегство. Если плохие певцы не уходят сами, может дойти и до лапкопашной. Затем самец и самка ждут прибытия состава. Они забираются под реостат вагона, туда, где воздух просто раскален до предела, и предаются своим жарким играм. Сейчас они наиболее многочисленны, и заметить их проще всего на станции Сент‑Огюстен. Боятся сверчки только двух вещей: пауков, плюющихся клеем (Scytodes), и забастовок, во время которых рельсы остывают.

 

[Китайская поговорка]

 

Если кто– то поступил с тобой дурно, не пытайся ему отомстить, сядь на берегу реки, и вскоре ты увидишь, как мимо тебя по воде проплывет труп твоего обидчика.

 

[Инопланетяне]

 

Самый древний западный документ, свидетельствующий о появлении инопланетян, приписывается Демокриту и датируется IV веком до н. э. В нем говорится о встрече земных и внеземных путешественников на какой‑то планете, находящейся среди звезд. В III веке до н. э. Эпикур отмечает, что было бы вполне логичным предположить, что где‑то есть другие миры, населенные подобными людям существами. Эти слова впоследствии навели Лукреция в поэме «De nature rerum» на мысль о возможности существования народов, не являющихся людьми и живущих далеко от Земли.

Реплика Лукреция не прошла незамеченной. Аристотель, а позже и святой Августин попытались доказать, что Земля является единственной населенной живыми существами планетой и другой существовать не может, поскольку такова воля Бога.

Двигаясь в том же направлении, папа Иоанн XXI в 1277 году назначил смертную казнь тому, кто упомянет о возможном существовании других обитаемых миров. Философ Джордано Бруно был отправлен на костер за высказывание среди прочих и этой мысли, и нужно было ждать четыреста лет для того, чтобы инопланетяне перестали быть темой табу. В 1657 году Сирано де Бержерак описывает «Комическую историю штатов и империй на Луне». Фонтенель возвращается к этой теме в 1686 году в «Размышлениях о множественности миров», а Вольтер в 1752 году – в «Микромегасе», где одним из героев произведения является карлик, прилетевший как турист с Сатурна на Землю.

В 1898 году Герберт Уэллс лишает инопланетян антропоморфизма, придав им в «Войне миров» облик устрашительных монстров, похожих на спрутов, оседлавших гидравлические домкраты. В 1900 году американский астроном Персивал Лоуэлл объявляет о том, что видел оросительные каналы, являющиеся доказательством разумной жизни, на поверхности Марса.

С тех пор термин «инопланетянин» потерял свою фантасмагорическую окраску. Но должен был появиться Стивен Спилберг с его «И‑Ти» для того, чтобы слово «инопланетянин» стало синонимом приемлемого партнера.

 

[Янычары]

 

В 1329 году султан Орхан создал особый род войск, названный янычарами (от турецкого «ени‑чери», «новая милиция»). Армия янычаров отличалась одной особенностью: в ее состав входили только сироты. Турецкие солдаты, грабя армянские или славянские деревни, забирали совсем маленьких детей и отвозили в специальную военную школу, воспитанники которой были полностью отрезаны от внешнего мира.

Обучаясь только военному искусству, эти дети становились лучшими солдатами в Оттоманской империи и без зазрения совести разоряли деревни, в которых жили их настоящие семьи. Ни разу янычарам не пришло в голову принять сторону родителей и отомстить своим похитителям. Но их возрастающее влияние внутри турецкой армии в конце концов встревожило султана Махмута II, который, боясь военного переворота, в 1826 году уничтожил янычаров и сжег их школу.

 

[Карма лапшой]

 

Мне пришла в голову странная идея. А вдруг время не линейно, а идет «лапшой». Периоды времени не следуют друг за другом, а наслаиваются. В этом случае мы живем не в сменяющихся воплощениях, а одновременно и в одном, и в другом воплощении. Быть может, мы проживаем одновременно тысячи жизней в тысяче разных эпох в прошлом и будущем. И то, что мы принимаем за регрессию, на самом деле лишь осознание существования этих параллельных жизней.

 

[Лаборатории]

 

В научных журналах говорят лишь об успешных научных экспериментах. А надо бы сообщать и о тех, которые не удались. Не имея информации, другие ученые бесконечно повторяют опыты, не подозревая о том, что они обречены на провал.

 

[Шахматы]

 

Предком игры в шахматы, в карты и даже в домино является одна‑единственная игра: игра шатуранга (санскритское слово). Самое древнее упоминание об этой игре встречается примерно за тысячу лет до нашей эры, считается, что зародилась она на юге Индии.

Игра представляла собой что‑то вроде шахмат для четверых игроков. Каждый играл в своем углу. Для того чтобы узнать, чья очередь ходить, бросали кости. Кубики на плоскостях имели изображение символов четырех основных каст Индии.

Касту священнослужителей символизировала ваза, военных – меч, крестьян – колос или палка, торговцев – монетка.

Каждый цвет подчинялся своей иерархии: визирь, министр, слон, башня, офицер и четыре пешки. Все это одновременно напоминает и шахматные фигуры, и карты. Затем касты трансформировались в цвета: палка стала трефами; монета – бубнами; ваза – червями; шпага – пиками. (Появление в шахматах ферзя – явление чисто западное. Пушка – китайское. Королеву придумали где‑то во времена Христофора Колумба. Она олицетворяет собой право перемещаться во всех направлениях. На самом деле на Западе играют в испанские шахматы.)

Неизвестно, откуда появилось это разделение на четыре масти. Быть может, повлияли четыре азотсодержащие основы ДНК АТГЦ, запечатленные в глубине наших клеток.

 

[Пять этапов принятия смерти]

 

Элизабет Кабблер Росс, наблюдавшая за многими умирающими в их последние дни, отметила пять основных этапов, которые проходят люди, обреченные на смерть неизлечимой болезнью.

1. Отрицание: больной не приемлет свою смерть. Он требует, чтобы его жизнь продолжалась. Он говорит о своем возвращении домой после выздоровления.

2. Гнев: бунт. Он пытается найти виновного в создавшейся ситуации.

3. Торг: он просит отсрочки. У врача, у судьбы, у Бога. Он назначает даты: «Я хочу дожить до Рождества…».

4. Депрессия: исчезают все силы. Отречение от всего. Больной перестает бороться.

5. Принятие: в дополнение к паллиативному медицинскому уходу, умирающий просит окружить его самыми прекрасными картинами, хочет слушать самую хорошую музыку.

 

[Пирамида]

 

Пирамидальная форма обладает странными особенностями. Египтяне, а также ацтеки и майя заметили и использовали их.

Если поместить предмет в центр пирамиды, на две трети ее высоты, то он претерпевает изменения. Цветы засыхают, не теряя цвета. Мясо завяливается, но не гниет.

Для того чтобы у пирамиды появились такие свойства, в ее размерах должны соблюдаться строгие пропорции. Если высота составляет 10 единиц измерения, то основание должно составлять 15,70, а сторона – 14,94. То есть пирамида в 10 см высотой должна иметь сторону 14,94 см. Пирамида в 10 м высотой должна иметь сторону 14,94 м.

И каждая сторона пирамиды должна быть обращена к одной из сторон света.

 

[Последние встречи]

 

Когда человек умирает, но еще не похоронен, мухи, черви и клопы вьются у его изголовья, исполняя один и тот же танец. Первыми, как правило, являются мухи Calliphora, так называемые «синие мухи». Они лакомятся свежим мясом, затем откладывают яйца в щели нашего тела. Как только мышцы начинают разлагаться, мухи уходят, так как не любят ничего несвежего.

Эстафету перехватывают зеленые мухи (Lucilia), которые, напротив, обожают чуть подгнившую плоть. Они немного подкрепляются и тоже быстро закладывают основы для появления потомства. Потом появляются серые мухи (Sarcophaga), действующие таким же образом. Когда заканчивается атака первой эскадрильи мух, наступает черед жесткокрылых: сального кожееда и черного кожееда. Они начинают зачистку, которая позволит нашему телу вступить в цикл переработки в лоне матери природы. То есть они едят. Затем приходят маленькие мушки Piophiles, чьи жадные до брожения личинки встречаются также и в перезрелых сырах (вроде мюнстера или корсиканского). Последними являются двукрылые Ophyres, жуки‑могильщики и крошечные паучки, каждый из которых съедает только то, что ему предназначено, и оставляет нетронутой долю следующего за ним.

Знакомство с этапами этого парада может оказаться весьма полезным в судебной медицине. Достаточно понаблюдать за действиями каждой группы «переработчиков» для того, чтобы узнать историю трупа. Если какой‑то когорты «тружеников» не хватает, значит, труп передвигали, или помещали в ящик, или он находился под воздействием жары или холода.

 

[Трехсторонняя игра]

 

Пример: курица, лиса, гадюка. Обязательно нужно, чтобы дети узнали игры, в которых участвуют не только две стороны, хорошие и плохие, а три. Так роли будут меняться.

Дети становятся по очереди хорошими и плохими, союзниками то хорошего, то плохого. Дети не боятся больше быть плохими и понимают, что не существует ни совсем черного, ни совсем белого. Трехсторонняя система позволяет им постичь суть сотрудничества и значение смены ролей и игры с ними. Так, курица может съесть гадюку, гадюка – укусить лису, а лиса – съесть курицу. Но если создать союз курицы с гадюкой или лисы с курицей, все меняется.

В такой игре нужен тонкий расчет, так же как в игре ялта (шахматы с тремя игроками за треугольной доской), где нельзя слишком явно показывать свои ум и силу, иначе противники объединятся против вас.

 

[Дышать]

 

Самое правильное дыхание – низкое дыхание.

Просто потому, что легкие наверху ограничены ребрами и не могут полностью открыться. И напротив, мягкий и эластичный живот может раздуваться до бесконечности. Живот легко способен втянуть в себя шесть литров воздуха. Дыхание животом массирует кишечник, почки, печень. Облегчает пищеварение. С хорошим дыханием животом желудок может переварить пищу за двенадцать минут после ее проглатывания.

 

[КППВ]

 

Человек постоянно находится под чьим‑то давлением. Пока он счастлив, он не подвергает внешние условия сомнению. Ребенок находит нормальным то, что его заставляют есть пищу, которую он ненавидит, ведь это его семья. Взрослый находит нормальным то, что начальник его унижает, ведь это его работа. Он находит нормальным то, что жена его не уважает, ведь это его жена (или, соответственно, муж). Человек находит нормальным то, что правительство все больше и больше снижает его покупательную способность, ведь он голосовал за это правительство.

Человек не только не замечает, как его душат, он считает свою работу, свою семью, свою политическую систему и большинство своих клеток выражением своей индивидуальности. Многие довольны своим статусом раба и готовы драться не на жизнь, а на смерть за то, чтобы их не освобождали от их цепей.

Для того чтобы они очнулись, нужен КППВ – «Кризис Постановки под Вопрос». КППВ может принять различные формы: несчастный случай, болезнь, разрыв с супругом или увольнение с работы. Он ужасает человека, но на несколько мгновений, по крайней мере, вырывает его из привычных условий давления. После КППВ человек часто немедленно отправляется на поиски другой тюрьмы, с целью заменить ею разрушившуюся. Разведенный хочет сразу же жениться во второй раз. Уволенный соглашается на еще более тяжкую работу… Но между мгновением, когда происходит КППВ, и мгновением, когда человек вновь обретает стабильность, он проживает период прозрения, в который понимает, какой может быть истинная свобода. Которая очень пугает его.

 

[Скрытность]

 

Человек с усами или бородой часто что‑то скрывает. Иногда просто свой подбородок или верхнюю губу.

 

[Несколько легенд о происхождении человечества]

 

Греки. Девкалион и Пирра, его жена, для греков были единственными людьми, пережившими потоп. И боги поручили им создать новое человечество. Девкалион и Пирра стали бросать камни за спину, и камни начали превращаться в статуи. Статуи пели, Девкалион и Пирра должны были выбрать наиболее понравившуюся им песню о человечестве, и они предпочли всем прочим историю греческих героев: о Тезее, Геракле и других полубогах. И человечество возродилось на земле. Девкалион и Пирра умерли, а отвергнутые ими поющие статуи стали требовать от богов судебного процесса и справедливости. Боги решили вынести вердикт, взвесив на весах решение Девкалиона и Пирры. И признали выбор супружеской пары верным! Человечество, воспевающее греческих героев, стало единственным на земле.

Турки. Для турков человечество родилось на черной горе. В пещере образовалась яма, напоминающая человеческое тело, струи дождя увлекли за собой глину и наполнили форму. Глина, согреваемая солнцем, оставалась в форме девять месяцев. А через девять месяцев из пещеры вышел первый человек: АЙ‑АТАМ, которого зовут отцом Луны.

Мексиканцы (XVII в.). Тут получилась смесь древних культов и католицизма. Бог сделал человека из гончарной глины и поставил в печь. Но оставил его в печи слишком долго. Человек поэтому вышел из печи сгоревшим и черным. Бог решил, что ошибся, бросил свое творение на землю и попал в Африку. На этом Бог не остановился и сделал второго человека, которого оставил в печи на гораздо меньшее время. Человек вышел из печи весь белый. Бог снова решил, что ошибся. И снова бросил человека на землю и попал в Европу. На третий раз Бог вознамерился внимательно проследить за степенью готовности своего изделия. Он подождал, пока человек пропечется как следует, до золотистого цвета. На этот раз Бог добился успеха. И не спеша, очень осторожно поместил удачного человека в Америку. Так появились мексиканцы.

Сиу. По легенде сиу, человека создал кролик‑вселенная, нашедший на дороге сгусток крови. Кролик начал лапкой играть с ним, и сгусток превратился в кишки. Кролик продолжил забавляться, и на кишках появились сердце, затем глаза, и, наконец, получился настоящий маленький мальчик, первый мальчик в мире. Кролик назвал этого первого человека кроликом‑мальчиком. Это был предок сиу.

Арабы. У арабов существует вариант создания Ветхого Завета. В их космогонии для рождения человека необходима земля четырех разных цветов: синего, черного, белого и красного. Бог послал за ней ангела Гавриила, но, когда тот наклонился для того, чтобы набрать земли, земля заговорила и спросила, чего он хочет. «Земли, для того чтобы Бог смог создать человека», – объяснил Гавриил. Земля ответила: «Я не могу тебе этого позволить, потому что человек будет неуправляем и захочет разрушить меня». Ангел Гавриил передал ее мнение Богу. Тогда Бог послал ангела Михаила. Произошла та же история. Точно такая же неудача. Земля не хотела рождения человека. Тогда Бог послал ангела Азраила, чьей особенностью было то, что он являлся ангелом смерти. Его не убедили аргументы земли. Таким образом, человек существует благодаря ангелу смерти, и поэтому человек смертен.

Из принесенной земли Бог сотворил Адама. Но тот в течение сорока лет ничего не делал, просто лежал на земле. Ангел не мог понять, почему человек не двигается. Он посмотрел Адаму в рот, чтобы узнать, что находится у него внутри, и понял, почему Адам остается неподвижным. Внутри тело человека было пустым. Ангел рассказал об этом Богу, и тот решил дать человеку душу. Адам ожил, и Бог, для того чтобы дать ему преимущество перед землей, природой, растениями и животными, разрешил ему назвать все, что его окружало. Человек один имеет право давать имена даже духам (джиннам) и горам. И каждый раз, когда он произносит имя, он покоряет себе того, кого называет. (Таба‑ри, арабский летописец IX века, халифат Абба‑сидов.)

Монголы. Человек был создан Богом, который вырыл в земле яму в форме человеческой фигуры. Потом Бог вызвал бурю, и глина с потоками воды заполнила яму. Дождь кончился, влага высохла, и человек, словно пирог из формы, вышел из ямы.

Навахо. Сначала на земле жили полулюди‑полузвери. Они пересекли три неба, откуда были изгнаны из‑за своей глупости. В конце концов они спустились на землю, где четверо местных богов: синий, белый, черный и желтый, пришли посмотреть на них. Боги попытались обучить их чему‑то при помощи жестов, но недочеловеки ничего не понимали. Тогда все боги, кроме одного, черного, оставили их. Черный бог сказал полулюдям о том, что они грязные и вонючие глупцы. «Остальные боги вернутся через четыре дня, – сказал он им. – Помойтесь, и мы предадимся церемонии создания людей».

Боги принесли с собой различные предметы, шкуры ланей и два початка кукурузы, желтый и белый. Из белого початка вышел мужчина, а из желтого – женщина. Они предались любви под навесом и родили пять пар близнецов. Первые близнецы были гермафродитами, но остальные родили детей, и эти дети переженились с пришлым народом. Так появилось современное человечество.

 

[Точки соприкосновения]

 

В 1970 году психолог Абрахам Маслоу решил изучить характеры людей, нашедших полное применение своему потенциалу. Он начал с нескольких великих исторических фигур, таких как Спиноза, Томас Джефферсон, Авраам Линкольн, Джейн Адаме, Альберт Эйнштейн и Элеонора Рузвельт. И нашел несколько общих черт у этих людей, сумевших состояться как личности.

1. Они способны действовать в нестабильной ситуации.

2. Они склонны к появлению спонтанных идей и инициатив.

3. Они концентрируются скорее на проблеме, чем на личных интересах.

4. У них хорошее чувство юмора.

5. Они не подвержены доктринерству, но и не «антиусловны из принципа».

6. Они заботятся о благе человечества.

7. Они способны понять глубину многообразного жизненного опыта.

8. Они устанавливают тесную связь с ограниченным количеством друзей, а не поверхностные отношения с большим числом знакомых.

9. Они сохраняют объективность.

 

[Человеческая сексуальность]

 

Раньше, когда человеческие самки передвигались на четырех конечностях, самцы могли заметить наступление периода течки, во время которого самки жаждут совокупления. Ягодицы самок надувались и принимали характерный красный оттенок. Но когда первые люди встали на ноги, женские гениталии спрятались. Поскольку ягодиц больше не было видно, самцы заинтересовались тем, что больше всего бросалось в глаза: молочными железами. Грудь стала привилегированным атрибутом женской притягательности. Но, не видя отныне половых органов женщины, человеческие самцы не могли определить, когда самка «физиологически» расположена к совокуплению. И самцы привыкли требовать физической близости когда попало. А самка испытывает сильное желание только на четырнадцатый день после овуляции.

Передвижение на двух ногах изменило поведение и женщин, и мужчин. Раньше, передвигаясь на четырех конечностях, самец мог скрыть в тени живота доказательства возникновения у него желания, положение же «на двух ногах» делает мужское желание «поддающимся проверке».

В первых людских сообществах это выставленное напоказ сексуальное вожделение каждого с трудом можно было регулировать. Именно поэтому первая одежда сначала спрятала гениталии, а уже потом защитила от холода и дождя. В первых сообществах были приняты законы, запрещающие инцест и социально дестабилизирующие союзы (половую связь с самкой вождя, например). Речь позволила упорядочить отношения между полами и дала возможность каждому выразить свои намерения. В ту эпоху, видимо, и появились слова «я тебя люблю», означавшие: «Ты, может быть, не видишь этого, потому что мои гениталии спрятаны одеждой, но ты внушаешь мне сильное сексуальное желание». Фраза эта с тех пор несколько опошлилась…

Человеческий самец, как и остальные животные, испытывает сексуальное возбуждение около тридцати секунд. Но, исключительно силой воли, он принуждает себя продлевать его, что является одной из разновидностей патологического поведения. Чем старше становится мужчина, тем лучше он владеет этой «противоестественной» техникой.

Заметим, что женский оргазм, у людей тоже гораздо более ярко выраженный, чем в остальном животном мире, скорее всего является адаптацией к вертикальной позиции. После соития самка, чувствуя нечто вроде опьянения, поднимается не сразу. Сперматозоиды не падают вниз (если бы дама встала, беднягам нужно было бы бороться с гравитацией), а спокойно плывут к яйцеклетке.

 

[Чокаться]

 

Чокаться – старинный франкский обычай. Чокаясь, нужно было плеснуть несколько капель влаги из своего кубка в кубок сотрапезника. Это служило доказательством того, что содержимое кубков не отравлено. Чем сильнее ударялись друг о друга чаши, тем больше было шансов, проливая через край, смешать вино и подтвердить свою честность.

 

[SATOR]

 

Магический квадрат SATOR – самый древний буквенный квадрат. Его находили в Помпее, в укрепленных замках, во многих памятниках разных культур.

Христиане пытались доказать, что он составляет слова «pater noster», но безуспешно. Следуя греческому алфавиту:

SATOR: сеятель или создатель;

AREPO: ползущий или ростки растения;

TENET: ты обладаешь;

OPERA: создание;

ROTAS: колеса.

Сеятель, ползанием или из ростков растения, создает колеса мироздания.

Магический квадрат SATOR – совершенный палиндром, он читается в любом порядке.

 

[Аромат]

 

Для того чтобы выразить всю гамму своих ароматов, розе необходимо двенадцать часов.

 

[Стратегия навязывания выбора]

 

Один из способов навязывания выбора – это предложение трех заведомо неприемлемых вариантов, а затем варианта, который вы хотите заставить кого‑то принять. Потом достаточно… расхвалить неприемлемые варианты, и нужный вам выбор произойдет сам собой.

 

[Мед]

 

Человек и муравей умеют делать спиртной напиток из меда.

Муравей использует молочко тли, человек – пчелиный мед. Называется этот напиток просто мед. Когда‑то его пили боги на Олимпе и друиды в Галлии. Вот рецепт напитка богов: вскипятить шесть килограмм пчелиного меда, снять пену, добавить пятнадцать литров воды, двадцать пять грамм имбиря в порошке, пятнадцать грамм кардамона, пятнадцать грамм корицы. Выпарить примерно на одну четверть. Снять с огня и дать немного остыть. Добавить 3 ложки дрожжей и дать настояться в течение двенадцати часов. Процеживая, перелить напиток в деревянный бочонок. Плотно закрыть и поставить в холодное место на две недели. Затем разлить по бутылкам, герметично закрыть пробками с проволочкой и спустить в погреб, где бутылки следует уложить. Начинать пить не раньше, чем через два месяца.

 

[Световой клавесин]

 

В 1730 году иезуит Кастель изобрел теорию соответствия звуков и цветов. Он считал, что синий цвет – цвет Бога, поскольку это цвет неба. Одновременно с этим Бог является начальной нотой, нотой «до», первой нотой октавы, и, таким образом, ассоциируется с синим цветом. И так далее. Кастель сконструировал зрительный клавесин, способный проецировать сочетания цветов. Для того чтобы оперировать достаточным количеством света, в клавесине было сделано шестьдесят отверстий, каждое соответствовало своей клавише клавиатуры, в свою очередь освещенной пятьюстами свечами. Искусство цветомузыки впоследствии получило название «люмиа». В 1910 году русский композитор Александр Скрябин написал симфонию «Прометей. Поэма огня». Скрябин был настоящим синэстетиком, то есть он видел цвет в тот же миг, как слышал музыку. Он исполнил симфонию перед публикой, которая должна была явиться на концерт во всем белом, для того чтобы одежда впитывала цвета во время концерта.

 

[Храм Соломона]

 

Храм царя Соломона в Иерусалиме был образцом совершенных геометрических форм. Четыре платформы олицетворяли собой четыре составляющих жизнь мира:

Материальный мир: тело.

Эмоциональный мир: душа.

Духовный мир: разум.

Мистический мир: божественная искра, присутствующая в каждом из нас.

Три портика должны были символизировать:

Творение.

Образование.

Действие.

Архитектурный ансамбль в общем имел форму большого прямоугольника в сто локтей шириной и тридцать локтей высотой. Сам храм, расположенный в его центре, насчитывал тридцать локтей в длину и десять локтей в ширину. Внутри храма находился совершенный куб Святая Святых. В Святая Святых был расположен алтарь из дерева акации. Он также являлся совершенным кубом со сторонами в пять локтей. На нем лежали двенадцать хлебов, олицетворявших каждый месяц года, над ними стоял семисвечник, символизировавший семь планет.

Согласно древним рукописям, в частности текстам Филона Александрийского, храм Соломона является геометрической фигурой, рассчитанной специально для образования силового поля. Золотое сечение, прежде всего, это число священной динамики. Дарохранительница должна концентрировать космическую энергию. Храм создан как место перехода из одного мира в другой: из мира зримого в мир незримого.

 

[Дилемма узника]

 

В 1950 году Мелвин Дрешер и Мерил Флуд открыли дилемму узника. Вот ее суть: двое подозреваемых арестованы перед входом в банк и заключены в одиночные камеры. Для того чтобы побудить их признаться в намерении ограбить банк, полиция делает им следующее предложение: если оба будут молчать, они будут приговорены каждый к двум годам тюрьмы. Если один обвинит другого, а тот так и не заговорит, предатель будет освобожден, а хранящий молчание получит пять лет тюрьмы. Если оба подозреваемых обвинят друг друга, каждый будет осужден на четыре года тюрьмы. При этом сообщники знают о том, что такое предложение сделано им обоим.

Что же происходит? Оба арестованных думают: «Я уверен в том, что другой расколется. Он обвинит меня, мне дадут пять лет, а его освободят, и это будет уже слишком несправедливо». Затем обоим в голову приходит такая мысль: «Если я на него донесу, меня освободят, зачем же страдать обоим, когда один может избежать наказания». Короче говоря, в такой ситуации большинство испытуемых доносят друг на друга. Поскольку второй сообщник рассуждает точно так же, как первый, оба получают по четыре года лишения свободы.

А если бы они оба промолчали, то оказались бы в тюрьме всего на два года.

И еще более странная закономерность: если проводить эксперимент, разрешая обоим подозреваемым свободно общаться между собой, результат остается таким же. Оба человека, даже выработав совместную стратегию поведения, в конце концов совершают предательство. Проблема заключается в том, что люди не способны полностью доверять друг другу.

 

[Я не знаю, что – хорошо, что – плохо] (Сказка дзен)

 

Один фермер получил в подарок для своего сына белую лошадь. Сосед пришел к нему и сказал: «Вам очень повезло. Мне вот никто не подарил такую чудесную белую лошадь!» Фермер ответил: «Не знаю, хорошо это или плохо…»

Сын фермера сел на лошадь, та понесла и сбросила всадника. Сын фермера сломал себе ногу. «Ох, какой ужас! – сказал сосед. – Вы были правы, говоря о том, что история эта может плохо обернуться. Наверняка тот, кто сделал вам этот подарок, хотел принести вам вред. Теперь ваш сын останется калекой на всю жизнь!» Но фермер не казался чрезмерно удрученным. «Я не знаю, хорошо это или плохо», – ответил он.

Началась война, и всю молодежь забрали на фронт, кроме сына фермера с его искалеченной ногой. Сосед снова пришел к фермеру и сказал: «Только ваш сын не ушел воевать, как же ему повезло». А фермер повторил: «Я не знаю, хорошо это или плохо».

 

[Культ женщины]

 

Зарождение всех цивилизаций сопровождалось культом богини‑матери, прославляемой всеми женщинами. Ритуалы были основаны на трех основных элементах жизни женщины: 1) менструации; 2) рождении ребенка; 3) смерти. Мужчины впоследствии попытались скопировать первобытные религии. Священники даже позаимствовали у женщин длинные платья.

Сибирские шаманы упорно одеваются в женскую одежду для отправления культа, в любой религии мы встречаем идею богини матери‑основательницы.

Для того чтобы язычники лучше восприняли католическую религию, первые христиане продвигали вперед Деву Марию, оригинальность которой заключалась в том, что новая богиня была девственницей.

Только в Средние века христианство порвало всякую связь с древними культами женщины. Во Франции был издан приказ преследовать поклонников «черных девственниц», запылали костры, сжигавшие «ведьм» (и их было гораздо больше, чем костров, сжигавших «колдунов»).

Мужчины пытались изгнать женщину из области мистического. Они придумали исключительно мужской ритуал: войну. Но мистическое никогда не сможет быть исключительно мужским. Большинство страхов рождено неспособностью мужчины воспринимать явления, развивающиеся не всегда в одном направлении. А женщины каждый месяц на примере своего тела обучаются восприятию. Цикл воссоздания сопровождается циклом разрушения, сопровождаемым новым циклом воссоздания. Они обучаются восприятию Вселенной в ритме работы пульса.

 

[Каждый на своем месте]

 

Согласно мнению социолога Филиппа Пейсселя, женский характер подчинен четырем основным тенденциям:

1) мать;

2) любовница;

3) воительница;

4) наставница.

Мать уделяет основное свое внимание созданию семьи, рождению и воспитанию детей. Любовница любит соблазнять и стремится к страстным любовным приключениям. Воительница стремится к захвату территорий власти, борется за идеи или политические цели. Наставница увлекается искусством, духовностью или врачеванием. Это идеальная муза, учительница, врач. Такие женщины когда‑то были весталками.

У каждой женщины эти черты развиты в большей или меньшей степени. Проблемы часто возникают из‑за того, что характер женщины может не соответствовать роли, навязываемой ей обществом. Принуждение любовницы быть матерью, а воительницы – наставницей может спровоцировать жестокие трагедии.

У мужчин также существует четыре основных характера:

1) крестьянин;

2) кочевник;

3) строитель;

4) воин.

В Библии мы встречаем Авеля‑кочевника, пасущего стадо, и Каина‑крестьянина, занятого выращиванием урожая. Каин убивает Авеля, и Бог дает ему наказание, говоря: «Ты будешь кочевать по землям». Каин, в душе совершенный крестьянин, вынужден стать кочевником. Он должен делать то, к чему он не предрасположен. И от этого страдает.

Единственный союз, способный привести к длительному браку, это – «мать и крестьянин». Оба они стремятся к постоянству и покою. Все остальные пары могут, объединившись, пережить великую страсть, но с течением времени конфликты между ними будут неизбежны.

Цель состоявшейся женщины – стать и матерью, и любовницей, и воительницей, и наставницей. Только тогда можно сказать, что принцесса превратилась в королеву. Цель состоявшегося мужчины – стать и крестьянином, и кочевником, и строителем, и воином. Только тогда можно сказать, что принц превратился в короля.

И вот когда состоявшийся король встречает состоявшуюся королеву, происходит нечто магическое. Приходят и страсть, и постоянство. Но это бывает так редко.

 

[Сбрасывание кожи]

 

Во время сбрасывания кожи змея становится слепой. Следуя аналогии, можно заметить, что в период изменений мы не совсем четко осознаем происходящее вокруг.

 

[Рыба Cyclidae]

 

Озеро Танганьика в Танзании является одним из крупных озер, относительно поздно появившихся на поверхности Земли. В нем образовалась странная, нигде больше не встречающаяся фауна, обладающая удивительными особенностями. Рыбе циклиде из озера Танганьика, например, свойственно сложное территориальное поведение, встречающееся в принципе лишь у млекопитающих. Так, у некоторых видов циклиде самцы помечают территорию, как это делают волки или львы, только они не мочатся на четырех углах участка. Они строят похожие на остроконечные башни песчаные замки. Самцы возводят их, принося песок во рту и укладывая слоями в форме кратера. Затем они ищут самку и приглашают ее посетить свою «усадьбу». Чем выше замок, тем больше шансов соблазнить самку и склонить ее к согласию принять семя самца. Дополнительная трудность состоит в том, что в озере Танганьика очень сильны подводные течения. Они смывают верхушки самых высоких замков. И хитрость, применяемая хорошими архитекторами из озера Танганьика, заключается в умении успеть уговорить самку нанести визит в замок, пока тот не обрушился под сокрушительными ударами подводной стихии.

 

[Культ мертвых]

 

Первый признак «мыслящей» цивилизации – культ мертвых. Люди оставались животными, пока выбрасывали трупы собратьев вместе с нечистотами. В тот день, когда они начали их погребать или сжигать, свершилось нечто необратимое. Заботиться о мертвых – это значит задумываться о потусторонней жизни, о невидимом мире, существующем параллельно с миром видимым. Заботиться о мертвых – значит воспринимать мир как просто переход от одного измерения к другому. Здесь берут начало все религиозные верования.

Первый культ мертвых возник в среднем палеолите, около ста двадцати тысяч лет назад. Тогда некоторые племена начали зарывать трупы собратьев в землю, в ямы размерами примерно 1,40 х 1 х 0,30 м.

Рядом с усопшим укладывали большие куски мяса, кремневые орудия и черепа животных, добытых им во время охоты. Некоторые признаки указывают на то, что похороны сопровождались совместной трапезой всех членов племени.

Среди муравьев Индонезии есть несколько видов, которые продолжают кормить свою королеву в течение многих дней после ее кончины. Такое поведение тем более удивительно, что запах олеиновой кислоты, исходящий от умершей, несомненно, информирует подданных о состоянии их королевы.

 

[Волшебные квадраты]

 

Как нарисовать квадрат, состоящий из ячеек три на три, и ввести в него цифры от 1 до 9 так, чтобы они в каждом направлении, даже по диагонали, давали в сумме число 15?

Гаффарель, знаменитый французский каббалист, библиотекарь Ришелье, страстно увлекался волшебными квадратами. Он довел эту игру на сообразительность до уровня совершенной науки. Первый известный волшебный квадрат – это как раз квадрат с искомой суммой пятнадцать. Надо расположить цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 в девяти ячейках так, чтобы сумма цифр в каждой колонке, прямой или диагональной, давала одно и то же число.

Как найти решение? Когда смотришь на цифры от 1 до 9, замечаешь, что они все привязаны к центральной оси в виде цифры 5. Если принять цифру 5 за основу, можно провести соединительные линии между цифрами. 1 соответствует 9, их сумма дает 10. 2 соответствует 8, их сумма дает 10, 3 соответствует 7, их сумма дает 10, 4 соответствует 6 и их сумма дает 10.

Цифра 5 – это ось, вокруг которой вращается все.

Сложение всех цифр дает сумму 10, таким образом, с цифрой 5 в виде неподвижной оси мы везде получаем число 15. Значит, можно поместить 5 в центр волшебного квадрата, а вокруг пустить танец остальных цифр. Не следует только ставить цифры 9 и 1 в углы, где цифра 9 тяжеловата, а цифра 1 слабовата для диагоналей. Итак, мы получаем:

Такой квадрат называют квадратом трех, или печатью Сатурна, или ангелом Касфиелем. Затем можно расширять квадрат‑зародыш и создавать все более сложные структуры.

Для самых сообразительных существует и самый большой квадрат, квадрат девяти, печать Луны, или печать Габриеля. Он дает сумму 369 по всем вертикалям, всем горизонталям и по всем косым.

Рассмотрите это скопление цифр. Здесь, словно на планете, можно найти странные меридианы. Диагональ чисел с одной цифрой идет от 6, перечеркивая квадрат. Вертикаль чисел, оканчивающихся цифрой 1, расположена в центре, будто экватор. А по краям с каждым рядом значение цифры уменьшается…

 

[Неизвестные восстания]

 

Анабаптисты.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Энциклопедия относительного и абсолютного знания

На сайте allrefs.net читайте: "Энциклопедия относительного и абсолютного знания"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Энциклопедия относительного и абсолютного знания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги