рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Религиозная картина мира

Религиозная картина мира - раздел Философия, Религиозная Картина Мира (Деление ...

Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии.

Религия появляется с веры в сверхъестественные силы и начинается это с фетишизма. В середине XIX века господствующей в мировом религиозном ведении… Религиозная картина мира – целостная картина. Раньше была фрагментарная… Цепочка развития религии: фетишизм, анимизм, политеизм, развитый политеизм, монотеизм. Она свидетельствует о том, что…

Космологические мифы. Мифологическое объяснение мифа и философское

- объяснения происходящего вокруг (мифы объяснили потребность в объяснении; т.к. не было науки, её функцию объяснял мир); -нравственно-воспитательная функция; -эстетическая или художественная;

Космологические мифы – мифы о происхождении мира, всеохватывающие, о мироздании вообще.

3 Антропологические(антропос - человек) – мифы о происхождении человека. 4 Эсхатологические – рассказы, пророчества о развитии мира. Появились на… Этиологические мифы (Тайлор) – мифы о происхождении предметов, ремёсел, брачных обычаев, календарные мифы, мифы о…

Предфилософия как переходная форма от релгиозно-мифологического миросозерцания к философскому мышлению.

- Древняя Греция – Гомер, Гесиод; - Древний Китай; - Древний Египет;

Структура мировоззрения

2. Идеи, идеалы и цели, которые человек ставит перед собой; 3. Ценности и оценки; 4. Чувства и эмоции (эмоционально и чувственно окрашенное мировоззрение называется мироощущением. А ещё есть…

Философия Древней Индии Древнего Китая

2. Связана с человеком. Религиозно-философское осмысление человека (индивида). Она не интересуется природой, обществом – это философия личности. Она… -единство телесного и духовного в человеке; -идея о примате духовного над материальным;

Античная философия: общая характеристика; преемственные связи с предшествующей культурой; характерная проблематика и особенности методологии.

однаиз гипотез: в основе мира – вакуумное поле, из которого всё возникло; вторая гипотеза (Демокрит): атомистическое строение материи. Он описал атомы,… третьягипотеза, решившаяся около 50 лет назад: деление материи до бесконечности вглубь.

Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)

Главная проблема – субстанции мира. Представители этой школы задумывались над тем, какова основа всего существующего. Поначалу такой постановки не… 1. Первый философ, который предложил решение этой проблемы – Фалес. Он явился… сказал, что в равнобедренном треугольнике прилежащие к основанию стороны и углы равны. Пытался определить, в каком…

Философия Гераклита: учение о субстанции; о единстве противоположностей, об относительности свойств; о познании

Гераклит – гилозоист, т.е. считает, что всё в природе живое. Огонь у него живоё, одушевлённый (движение огня). Огонь у него – это разум, сила. Он… Он наиболее глубоко проникнул в источник развития, которым является… При всех переходах явлений в свою противоположность основой остаётся Бог. “Бог есть день и ночь, зима и лето, война и…

Философия Демокрита: атомистическое учение; атомы и пустота; космологические взгляды; учение о познании (о познании двух родов качеств); учение о мимезисе ( в искусстве, ремесле).

Демокрит (460-370гг до н.э.) – это вершина античного материализма. Основные взгляды:

1. Весь мир состоит из атомов и пустоты. Атомы движутся, складываясь и сплетаясь они рождают вещь.

2. Существует не один мир, а множество миров. Одни из них похожи, другие – отличны. Одни находятся в расцвете, другие только зарождаются, третьи – уже гибнут.

3. Ни одно событие, ни одна вещь в мире не происходит попусту, все обусловлено причинными связями и закономерностями.

4. Живое возникает из неживого по законам природы без всякого творца и разумной цели. Все живые существа, включая растения, одушевлены, но в разной степени. Источник души – теплота, которая произвела все живое из земли.

5. Человек отличается от других животных тем, что он получил в удел больше теплоты и некоторое количество божественной природы, что дало ему разум и мысль. Человек- это животное, способное ко всякому учению, имеющее помощников во всем руки и умственную гибкость.

6. Душа – это совокупность огненных атомов. Менее огненное животное неразумная часть души равномерно распределяется по всему телу и служит жизненности, подвижности тела. Разумная часть души находится в грудной клетке. Необходимое условие жизни – дыхание. При выходе часть атомов души вырывается из тела, а при входе атомы возвращаются обратно. Выдох без вдоха означает смерть. Когда душа вырывается из тела, атомы ее рассеиваются в воздухе. Душа смертна. Нет никакого загробного существования.

7. отношение к семье, женщине, детям – негативное.

8. Тот недостоин жить, у которого нет хорошего друга. Ценится дружба только истинная и разумная. Для ее сохранения нужны самокритичность, способность к раскаянию, умение сострадать, независтливый характер. Чтобы не ошибиться в людях их надо оценивать по делам, а не по словам.

9. Цель воспитания и обучения – добродетель. Лучше убеждение, чем принуждение, и обязателен нравственный пример отца. В основе воспитания лежит способность к стыду, то есть к совести. Бессовестного человека воспитать нельзя. Способность к стыду приходит в процессе обучения, для которого необходимы три вещи: природные способности, упражнение, время.

10. Бедные и богатые будут всегда. Дело заключается в том, как относиться к бедности и богатству. Богатством надо пользоваться разумно, принося пользу народу. Бедным надо радоваться тому, что имеешь и смотреть на тех, кому еще хуже. Бедные люди более счастливы, так как они избавлены от ненависти, зависти и козней.

11. Счастье – это состояние души. Это свобода от страха, безмятежность, уравновешенность, гармония, невозмутимость. Счастлив тот, кто довольствуется малым.

12. От звероподобного состояния к цивилизованному человек шел благодаря собственным усилиям. Он до всего дошел собственным умом, его главными учителями были нужда и опыт.

 

 

11 Философия Платона: учение об идеях; о человеке; о познании; отношение к искусству; концепция “идеального государства”

учение об идеях;

Платон Афинский (427 – 347 гг. до н.э.)основными темами философских раздумий поставил человека, общество, государство. Так же как Сократ, Платон считал, что истинное знание – это условие нравственных поступков. И если люди будут добродетельны, значит они будут счастливы.

о человеке;

Человек – это бессмертная душа и смертное тело. Человеческая душа состоит как бы из трёх частей:

- высшая часть – разумная, с помощью которой созерцается вечный мир идей и которая всегда стремится только к благу;

- эмоциональная часть;

- низшая – чувственная часть души.

Платон – сторонник переселения душ. После смерти тела душа отделяется от него, чтобы затем вселиться в другое тело, причем это будет зависеть от того, насколько праведную жизнь душа вела в земном мире. И только самые праведные и самые добродетельные души навсегда покидают этот мир и остаются в царстве идей. Тело – это темница души, из которой душа стремится вырваться на свободу, но для этого ей надо очиститься, подчинив свои чувственные стремления к высшему благу. С учением о душе и человеке связана теория государства Платона. Этика Платона ориентирована не на формирование совершенной личности, а на формирование совершенного общества.

Подобно тому, как душа человека имеет 3 части, так и в государстве должно быть три условия, три группы граждан:

1. Если в человеке преобладает разумная часть души, то он стремится кеб благу, добру, справедливости. Он честен, порядочен, добродетелен. Эти люди относятся к сословию правителей-философов.

2. Те, в ком преобладает эмоциональная часть души, отличаются благородными страстями (мужество, стойкость, храбрость). Это сословие воинов-стражей.

3. Те, в ком преобладает низменная часть души, относятся к сословию ремесленников и крестьян – именно такое государство добродетельно, поскольку худшая часть государства подчиняется лучшей. Все служат государству. Все занимаются своим делом, не вмешиваясь в чужие дела.

Философы-правители выходят из сословия воинов-стражей, поэтому они получают двоякое воспитание – телесное и духовное. Страж должен быть грамотно развитым, в нём сочетаются отвага с кротостью, потому что одна отвага ведёт за собой грубость и жестокость, а одна кротость – изнеженность, трусливость.

Физическое воспитание запрещает опьянение, предписывается диета, и всё это должно служить здоровью.

Здоровый человек не нуждается во враче, и нельзя жить, непрерывно лечась, т.к. такая жизнь подобна беспрестанному умиранию. А если это жизнь крестьянина или ремесленника, то она вообще никчемна. Вывод: кто не способен жить, того не надо и лечить.

Духовное воспитание включает в себя знакомство с науками и искусством. Искусство способно наиболее глубоко проникать в душу людей и сильнее всего их затрагивать. Оно должно делать людей мужественными, стойкими, не боящимися смерти, верящими в добро и в бога, как начало добра, быть бескорыстными, рассудительными и т.д. Но не всякое искусство может служить этим целям. Искусство сплошь и рядом изображает порок, но воспитать на пороке нельзя. В связи с этим Платон предлагает ревизию существующего искусства. В его идеальном государстве из музыки изгоняется неритмичность и дисгармония, флейта, лидийский и ионийский лады, запрещается всякое искусство, где поэт или исполнитель кому-нибудь подражает. Должны быть изменены эпос и мифология. Мифы должны быть только добродетельными. И все с детства должны усвоить, что Бог – это причина блага, а не зла, поэтому из мифов надо убрать все места, где боги карают людей не ради их пользы, а ради корысти, ненависти, вражды или зависти. Герой в мифах не должен обнаруживать человеческие слабости. Из поэзии следует изъять всё, что не относится к стойкости, мужеству, выдержке. Что касается нового искусства, то Платон предлагает поставить творчество в рамки, не позволяя изображать несправедливых людей счастливыми, и позволяя показывать только нравственный пример. Кто не хочет заключать свою деятельность в рамки, того нельзя подпускать к творчеству.

Государство по Платону – это совместное поселение. Оно возникает вследствие многообразия человеческих потребностей и вытекающего отсюда общественного разделения труда, при котором удовлетворить разные потребности человека легче тогда, когда каждый владеет каким-либо ремеслом, искусством и не отвлекается на другие виды работы. Поэтому в государстве должны быть и земледельцы, ремесленники, строители, купцы, торговцы и воины.

Платон с осуждением относится к существующим формам государства. В каждом государстве имущественное неравенство делит как бы на две части государство: бедных и богатых, что ослабляет его.

Платон критикует демократическое государство, даёт сатирический образ демократа и иронизирует над свободой в таком государстве.

Типичный человек демократического государства – наглый, распутный и бесстыдный. Однако наглость там называется просвещённостью; разнузданность – свободой; распутство – великолепием; бесстыдство – мужеством.

Демократическое государство легко вырождается в тираническое, потому что чрезмерная свобода легко обращается в чрезмерное рабство.

Платон не принимает не только демократию, но и тиранию. Он отрицательно относится к олигархии и власти военных. Этим четырем типам государственного устройства Платон противопоставляет своё идеальное государство.

Всё зло и несправедливость заключается в частной собственности, именно она разрушает целостность государства и воспитывает людей друг против друга. Поэтому стражи и философы не имеют никакой частной собственности. Им не позволено пользоваться ни золотом, ни серебром.

Социализм Платона имеет казарменный характер. Проблему сочетания личного и общественного он решает просто – вообще упраздняет личное. Стражи не имеют не только частной собственности, у них нет даже личной собственности. Платон считает, что государство не предполагает счастья отдельных его частей. Ради блага государства упраздняется семья, поскольку если жена и дети у каждого будут свои, то это будет означать разные для всех радости и печали, это будет разобщать людей и нарушать государственное единство.

В государстве Платона все отношения полов строго регламентированы. Женщине разрешалось иметь детей с 20 до 40 лет. Мужчине – с 25 до 55. Дети, рождённые вне этих возрастных рамок, уничтожаются.

Отношения между стражами полностью подчинены государственной пользе, и имеют единственную цель – получение лучшего потомства. Потомство лучших будет воспитываться, а худших – нет, причём часть худших вообще уничтожается.

 

Философия Аристотеля: учение о природе; о “перводвигателе”; о душе; разработка формальной логики; критика платоновских идей

Опускаясь в своих философских размышлениях из бездны Космоса к миру одушевленных существ, Аристотель считал, что душа, обладающая… Энтелехия (греч. entelechia – имеющее цель в самом себе) – целеустремленная… Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта – в ощущениях, в па­мяти и привычке. Любое знание…

Философия Аристотеля: учение о государстве (учении о рабовладении, “приобретении рабов”, “правильные” и “неправильные формы государственного устройства”, “идеальное государство” Аристотеля и его отличие от “идеального государства” Платона).

Осуществив грандиозное обобще­ние социального и политического опыта эллинов, Аристотель раз­работал оригинальное социально-философское учение. При иссле­довании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения со­стоял бы в рассмотрении первичного образования предметов». Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению. По Аристотелю, человек – политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства). Человека отличает способность к интеллектуальной и нравствен­ной жизни. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Первым ре­зультатом социальной жизни он считал образование семьи – муж и жена, родители и дети... Потребность во взаимном обмене при­вела к общению семей и селений. Так возникло государство. Ото­ждествив общество с государством, Аристотель был вынужден за­няться поисками элементов государства. Он понимал зависимость целей, интересов и характера деятельности людей от их имущест­венного положения и использовал этот критерий при характерис­тике различных слоев общества. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими. Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. В этом, по Аристотелю, проявляется не стремление к «благой жизни», а лишь стремление к жизни вообще. Поскольку жажда жизни неуемна, то неуемно и стремление к сред­ствам утоления этой жажды. Ставя все на службу чрезмерной лич­ной наживы, «люди первой категории» попирают ногами общест­венные традиции и законы. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной жизни. Почти все они высокомерны и надменны, склонны к роскоши и хвастовству. Государство же создается не ради того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Со­гласно Аристотелю, государство возникает только тогда, когда со­здается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни. Совершен­ством же человека предполагается совершенный гражданин, а со­вершенством гражданина в свою очередь – совершенность госу­дарства. При этом природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Эта глубокая идея характеризуется так: совершенство гражданина обусловливается качеством общества, которому он принадлежит: кто желает создать совершенных людей, должен со­здать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство. Будучи сторон­ником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывает рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится по­рядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же – к властвованию. Это общий закон природы – ему подчинены и одушевленные существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а дру­гому и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб.

Если экономический индивидуализм берет верх и ставит под угрозу интересы целого, государство должно вмешаться в эту об­ласть. Аристотель, анализируя проблемы экономики, показал роль денег в процессе обмена и вообще в коммерческой деятель­ности, что является гениальным вкладом в политическую эконо­мию. Он выделял такие формы государственного правления, как монархия, аристократия и полития. Отклонение от монархии дает тиранию, отклонение от аристократии – олигархию, от политии – демократию. В основе всех общественных потрясе­ний лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигар­хия и демократия основывают свое притязание на власть в госу­дарстве на том, что имущественное благосостояние – удел немно­гих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает ин­тересы имущих классов: общей же пользы ни одна из этих форм не имеет. Аристотель подчеркивал, что отношение между бедными и богатыми – отношение не просто различия, а противоположности.

 

Наилучшее государство – это такое общество, которое дости­гается через посредство среднего элемента (под средним элемен­том Аристотель имеет в виду «средний» между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний эле­мент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отме­чал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нем много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы. И в демократиях, и в олигархиях, и в монархиях, и при всякого рода другом государст­венном строе общим правилом должно.

служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно уве­личивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Арис­тотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.

По убеждению Платона, одно из главных препятствий для реализации «идеального государства» состоит в преобладании у граждан личных интересов над общественным. Так как личные интересы и эгоистические чувства разъединяют людей и сеют вражду между ними. Платон предлагает такие меры, как общность жен и детей, упразднение частной собственности и т.п. Аристотель считал, что меры, предлагаемые Платоном, могут привести к противоположным результатам. Так, Аристотель утверждает, что общность жен и имущества сделает невозможность и благородная щедрость. «Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся в той мере, в какой это касается каждого». Аристотель приходит к выводу о необходимости сохранения формы собственности. «Лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею – общим. Подготовить же к этому граждан – дело законодателя».

 

Средневековая философия: формирование христианской философии; христианское богословие; теодицей; схоластика; критика платоновских идей.

1.Раннее Средневековье характеризуется резким спадом культуры. До XVI в. восточная культура шла впереди европейской. Велика роль церкви: все сферы духовной жизни были пронизаны религиозными… Философия развивалась как богословская мысль. Всякий философский вопрос получал признание, когда он подчинялся…

Вопрос о бытии Бога.

Фома Аквинский выступает против этого положения. Он говорит, что положение “Бог есть” очевидно само по себе, но не для человека, т.к. человеческий… 1. Всё, что движется, имеет причину. Конечная причина всех движений – Бог; … 2. Всё, что существует, имеет причину своего существования – и это Бог;

Эпоха Возрождения: Николай Кузанский (геоцентризм; отрицательное богословие – “учёное незнание”; космологические представления; учение о человеке и познании).

В эпоху Возрождения усиливаются процессы секуляризации – это освобождение от религии и церковных институтов. Самостоятельность по отношению к церкви приобретает не только политическая и экономическая жизнь, но и наука, философия, искусство. Новая эпоха осознаёт себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления. Если в центре внимания Средневековья – идеи Бога, и связанная с ними идея спасения человека, то в центре внимания в эпоху Возрождения оказывается человек, т.е. развивается антропоцентризм.

Основные черты антропоцентризма:

1. Осознание собственных сил, гордость и самоутверждение себя становятся отличительными качествами человека;

2. Идея человека в эпоху Возрождения: человек – разносторонняя личность (“титаны Возрождения”);

3. Основной принцип в жизнедеятельности человека: человек – творец самого себя;

4. Человек не просто удовлетворяет свои земные потребности, а в труде творит мир, создает красоту и самого себя.

Николай Кузанский. Главный его философский труд – “Об учёном познании”. Основные положения его философии:

1. Бог – абсолютное высшее бытие, а природа и человек – производные от Бога;

2. Таким образом, из предыдущей вытекает идея пантеизма – божественность природы, что отрицало сотворение мира Богом;

3. Природа безгранична в пространстве;

4. Земля – не центр мира;

5. Гносеология:

а) цель познания – бесконечное совершенствование знаний;

б) ступени познания:

- ощущения → смутные образы вещей;

- рассудок → оперирует числами и даёт вещам имена;

- разум → способен мыслить бесконечное и проникать в сущность вещей.

6. Создал диалектическое учение о совпадении противоположностей.

Эпоха Возрождения: феномен Леонардо да Винчи. Его учение об опыте; одушевлении природы; воззрения на человека (о соотношении души и тела); отношения к религии; воззрения на искусство.

В эпоху Возрождения усиливаются процессы секуляризации – это освобождение от религии и церковных институтов. Самостоятельность по отношению к церкви приобретает не только политическая и экономическая жизнь, но и наука, философия, искусство. Новая эпоха осознаёт себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления. Если в центре внимания Средневековья – идеи Бога, и связанная с ними идея спасения человека, то в центре внимания в эпоху Возрождения оказывается человек, т.е. развивается антропоцентризм.

Основные черты антропоцентризма:

5. Осознание собственных сил, гордость и самоутверждение себя становятся отличительными качествами человека;

6. Идея человека в эпоху Возрождения: человек – разносторонняя личность (“титаны Возрождения”);

7. Основной принцип в жизнедеятельности человека: человек – творец самого себя;

Человек не просто удовлетворяет свои земные потребности, а в труде творит мир, создает красоту и самого себя.

Леонардо да Винчи

1) критикует:

1. Утверждал, что божественное откровение и Священное писание не могут быть источниками познания;

2. Признаком неистинной науки считал наличие разных мнений, обилие споров, критик;

3. Выступал против астрологии, колдовства, существования бестелесных душ и всего, что с этим связано.

4. Выступал против догм, книжной учёности, мистики.

2) философия:

1. Смысл науки в практической пользе для человека;

2. Необходимо сочетать практический опыт и его научное обоснование. Это должен быть главный путь открытия новых истин (“наука – полководец, практика – солдаты”).

3. Математика – наиболее достоверная наука, необходимая для осмысления и обобщения практического опыта.

3) эстетика:

1. Искусство служит познанию реального мира;

2. Наука проникает в глубь предметов, изучает количественные закономерности, а искусство постигает качественные особенности тех же предметов.

 

 

Философия Нового времени: характеристика эпохи; Ф. Бэкон как рожоначальник английского материализма и экспериментальной науки; его учение о методе и “признаках”; учение о двойственности истины; человек как объект познания.

1. Формирование новой парадигмы философствования базируется на кардинальных изменениях в жизни общества Западной Европы.

Социально-экономические изменения:

Разлад феодальных отношений, рост международного производства, торговли, экономических и культурных связей между странами, интенсивное развитие экономических буржуазных отношений.

Социально-политические изменения:

- буржуазная революция в Нидерландах (ХVIв.-нач.. ХVIIв.)

- буржуазная революция в Англи (сер.. ХVIIв )

- положение и развитие капитальных отношений;

- изменения в социальной структуре общества;

- изменения в политической системе общества.

Природно-научные открытия:

- механика небесных и земных тел;

- астрономия;

- теория сопротивления материалов;

- физика: изучение электрических и магнитных явлений;

- химия.

Изменения в государственной сфере общества:

- развитие идей гуманизма эпохи Возрождения;

- отказ от натурфилософии;

- формирование новых мировоззренческих ориентиров форм мышления.

В центре природоведения этого времени находилось механика небесных и земных масс. Она приобретает преобладающее развитие и наделяет всё природоведение механическим характером.

Наиболее распространенный – экспериментальный метод: исследование стремились анализировать частные явления, процессы, факты.

Доминирующей тенденцией в развития философии XVII-XVIII вв. Стал материализм (XVII в. Работы Р. Байля).

Поскольку научная революция заняла определенное место в мировоззрении эпохи Нового времени, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания.

2. Основные направления гносеологической ориентации философов:

- эмпиризм определяет чувствительный опыт источником знания и считает, что содержание знания может быть представлено, как описание этого опыта или сведено к нему;

- рационализм определяет ум основного познания и поведения людей;

- сенсуализм определяет жизненность главной формой достоверного знания.

Исследовательские приемы:

- индукция – исследовательский прием, который обеспечивает возможность перехода от одиночных фактов к общим положениям к обобщению на основе данных опыта;

- от общего к единичному, от накопленного к теоретическому обоснованному материала, к его более последовательному изучению.

Процесс познания – диалектический, противоречивый процесс, который содержит чувствительное, эмпирическое и теоретическое познания и потому нельзя абсолютизувати индукцию или дедукцию.

Ф. Бэкон (1561-1626) – подчеркивает необходимость познавать объективно существенные вещи и явления, отказаться от схоластической оторванности от природы и человека. Источник бытия находится в чувствах, которые возникают в процессе практического влияния индивида на природу. Разработал индуктивный метод.

Декарт – “Раздумья о методе”, “Методические раздумья”, “Начала философии”. В основе мира есть независимые одна от одной субстанции: уховна, которая направляется от Бога и

Выводы.

Материалисты Нового времени остро подвергали критике идеалистическое понимание проблем онтологии. Острые проблемы приобрели новые средства и методы аргументации взглядов, который свидетельствует о многоплановости и сложности развития философской мысли.

В решении проблем онтологии – материалисты целиком оставались на позициях метафизического, механического материализма. Они не понимали принципа общей связи явлений, предметов реального мира, а их движение квалифицировали лишь как передвижения тел в пространстве.

 

Р. Декарт: открытия в естествознании; учение о человеке; психофизиологическая проблема; учение о дедуктивном методе; учение о врождённых идеях

В зависимости от мате­матических и физических исследова­ний Декарта сложилось его учение о мате­рии, или о телесной субстанции. Декарт отождествил… Дуалистично также учение Декарта о чело­веке: в человеке, по Декарту, реально… В физиологии Декарт установил схе­му двигательных реакций, представ­ляющую одно из первых научных описаний…

Г. Лейбниц: учение о монадах; пространственно-временные представления; учение о познании

Монады представ­ляют собой неделимые, духовные суб­станции, образующие умопостигаемый мир, производным от которого выступает мир феноменальный… Понятие предустановленной гармонии послужило основой наиболее реакционной… По существу, Лейбниц видо­изменил декартово учение о врожден­ных идеях, которые, по Лейбницу, заключены в разуме,…

Д. Локк: учение о происхождении человеческих знаний; отношение к врождённым идеям; учение о “первичных” и “вторичных” качествах

Решительно отвергнув учения Декарта и кембриджских плато­ников о врожденных идеях, Локк единст­венным источником всех идей объ­являет опыт. Идеи, по… Посредством идей ощущения мы воспринимаем в вещах первичные, а также вторичные… Условием возможности об­щего знания Локк, вслед за Гоббсом, счи­тает язык. Определив знание как вос­приятие…

Д. Беркли: отношение к материализму; непоследовательность субъективно-идеалистической концепции

Сочинения: “Опыт новой теории зрения” (1709), «Трактат о началах челове­ческого знания” (1710), “Три разго­вора между Гиласом и Филонусом” (1713). …    

Д. Юм: особенности его идеализма и агностицизма; учение о причинности; учение о познании; отношение к религии

Все суждения о существовании проис­ходят также из опыта, который, однако, Юм понимал идеалистически: действи­тельность лишь поток “впечатлений”,… В этике Юм развил теорию утилитаризма, объявил полез­ность критерием… Агностицизм Юма оказал значительное влияние на идеа­лизм, послужив одним из гл. идейных истоков неопозитивизма.…

УЧЕНИЕ КАНТА О ЗНАНИИ

тяжелы>. Понятие о теле не заключает в себе необходимо признак тяжести, он соединяется в мысли с понятием о теле, и это соединение - синтез. В… то вопрос об априорных синтетических суждениях Кант ставит в троякой форме: … 1. как возможны такие суждения в математике;

УЧЕНИЕ О ФОРМАХ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ

УЧЕНИЕ КАНТА ОБ АПРИОРНЫХ ФОРМАХ РАССУДКА. КАТЕГОРИИ

Учение Канта о чувственности и о рассудке есть введение учения о знании. По Канту, ни ощущения, ни понятия сами по себе еще не дают знания. Ощущения… ЭСТЕТИКА КАНТА. Поэтому у эстетического две ипостаси: с одной стороны оно обращено преимущественно к знанию (это прекрасное), с другой…

Г. Ф. Гегель: система и метод; диалектика; философия искусства.

Своеобразным введением в гегелевскую систему является “Феноменология духа”(1807), одна из наиболее сложных и наиболее содержательных работ немецкого… Достигнув абсолютного тождества, философия покидает точку зрения обыденного… Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого…

Г. С. Сковорода: учение о «трёх мирах» и «трёх натурах»; учение о человеке.

Формально философская система Сковороды укладывается в одну строку. Основа этой системы заключается в существовании "двух натур" и… Представления Сковороды нельзя отнести ни к чистому идеализму, ни к чистому… Что скрывается под «тремя мирами»:

Философия Н. А. Бердяева В. Соловьёва

Николай Александрович Бердяев был одним из самых ярких и влиятельных русских мыслителей первой половины ХХ века, который написал сотни работ, посвященных различным философским, социологическим, политическим проблемам, проблемам искусства, морали.

Он родился в 1874 году в Киеве. Экзамены за гимназию Бердяев сдал двадцати лет от роду. В молодости увлекался марксизмом, но прославился как религиозный философ, один из редакторов и авторов знаменитого сборника "Вехи" (1909).

Бердяев был, пожалуй, единственным популярным русским философом. Свои идеи он излагал эмоционально и чрезвычайно доходчиво. Некоторые его формулировки (например, о вечно бабьем в русской душе) стали афоризмами. Коллеги философы глядели на него свысока: им претила его публицистичность.

Глубоко верующий человек, Бердяев презирал официальную православную церковь за косность и черносотенство. В 1915 году его даже привлекли к суду за нападки на Священный Синод.

Бердяева, оставшегося в России и после 1917 года, дважды арестовывали. Первый раз в 1920 году в связи с делом так называемого “Тактического центра”, к которому он не имел никакого отношения. А в 1922 году Бердяева арестовали и после допроса на Лубянке у самого Дзержинского выслали за границу на "философском пароходе".

Насмотревшись на ужасы советского режима, в эмиграции Бердяев исповедовал экзистенциализм и "антииерархический персонализм". Человек, считал он, не должен приносить себя в жертву или подчинять свою волю ни одной структуре или иерархии, будь то церковь, государство или семья.

Обладая удивительной прозорливостью, вопреки господству технократического мышления, Бердяев писал, что “человек не знает, в состоянии ли будет дышать в новой электрической и радиоактивной атмосфере”. А это было за 12 лет до Хиросимы и за 53 года до Чернобыля…

На Западе Николая Александровича считали наиболее характерным философом в русской православной традиции, философским выразителем православия. Бердяев отрицал такую трактовку, считал ее недоразумением. И действительно, одна из характернейших черт философии этого удивительного человека, его, сильнее сказать, первоначальная философская интуиция выводит его далеко за русские рамки. До определенной степени будет верным сказать, что он вообще мыслитель не очень русский. Или так это выразим: в русскую мысль он внес оглушительно новую ноту. Это его персонализм. Сам Бердяев, проецируя себя на русскую традицию, видел своим предшественником Достоевского, у него он находил то, что сам назвал антропологическим откровением, откровением о человеке.

Умер Николай Бердяев 24 марта 1948, на 75-м году жизни. Он однажды сказал о себе: “Я, наверное, и умру за письменным столом”. Так действительно и было: смерть застала его за работой, то есть жил он до последней секунды самой напряженной духовной жизнью.

По его словам, для него, как для философа, было слишком много событий: он сидел “четыре раза в тюрьме, два раза в старом режиме и два раза в новом, был на три года сослан на север, имел процесс, грозившим мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей родины” и предполагал, что закончит свою жизнь в изгнании.

Так и случилось. В городе Кламоре недалеко от Парижа, в доме, где он жил, сейчас размещается музей.

Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек, а не отвлеченный чело­век, как русский, француз, немец или англичанин. Нация есть динамическая субстанция, а не переходящая историческая функция, она корнями своими врастает в таинствен­ную глубину жизни. Национальность есть положительное обогащение бытия, и за нее должно бороться, как за ценность. В основу формирования национальных особенностей русской души, русского национального типа, по Бердяеву, легли два противоположных начала: 1) природная, языческая, дионисийская стихия; 2) аскетически ориентированное православие.

Русский коммунизм трудно понять вследствие двойного его характера. С одной стороны он есть явление мировое и интернациональное, с другой стороны - явление русское и национальное. Особенно важно для западных людей понять национальные корни русского коммунизма, его детерминированность русской историей.

Русская революция универсалистична по своим принципам, как и всякая большая революция, она совершалась под символикой интернационала, но она же и глубоко национальна и национализуется все более и более по своим результатам. Трудность суждений о коммунизме определяется именно его двойственным характером, русским и международным. Только в России могла произойти коммунистическая революция.

Российская империя заключает в себе очень сложный национальный состав, она объединяет множество народностей. Но она не может быть рассматриваема, как механическая смесь народностей - она русская по своей основе и задаче в мире. В основу русской идеи легло создание русского человека, как всечелове­ка. И если русский империализм не будет выражением этого русского народного духа, то он начнет разлагаться и приведет к распадению России.

Главная беда России - в слабости русской воли, в недостатке общественного самовоспитания и самодисциплины. Русскому обществу недостает характера, способности определяться изнутри. Русского человека слишком легко заедает "среда", и он слишком подвержен эмоциональным реакциям на все внешнее.

Философия Владимира Соловьёва

Центральной в учении Соловьёва является идея “всеединого сущего”. Последнее рассматривается как сфера абсолютного, божественного, а реаль­ный мир -… Философия, с его точки зрения, имеет своей главной целью рационально оправдать… Этику Соловьёв также основывает на религии: человек нравствен, если он свободно подчиняет свою волю служе­нию…

Современная мировая философия: позитивизм и неопозитивизм. Прагматизм.

Такая переориентация характеризует не только фило­софскую антропологию. Она свойственна и другим на­правлениям современной философии — как… Появление новых философских течений является оп­ределенной тенденцией… Вопросы сущности и существования человека, его ме­ста в современном мире, в системе социальных связей находятся в…

Современная мировая философия: персонализм, неотомизм, герменевтика

Персонализм сформировался еще в конце XIX в. в России (Н.А.Бердяев, Л.Шестов, Н.О.Лосский) и США (Б.Боун, Дж.Ройс), с 30-х годов XX в. стал… Личность, согласно персонализму,— высшая цен­ность, первоэлемент бытия. Мунье,… Созданный на основе христианских традиций персо­нализм обновляется путем ассимиляции наиболее влия­тельных в…

Бытие и его основные сферы. Материя. Субстанция.

Материалистическая наука, наоборот, считает духовное бытие (человеческая психика) естественным и вторичным. Вопрос о бытии встал в философии ещё и потому, что разные направления… Проблема Батия стала уже в глубокой древности. В элейской школе выдвинули 3 проблемы касательно Батия и небытия…

Движение материи и его основные формы

Проблема движения материи, как способа существования материи, заключается в том, что движение – единственный способ существования материи. Любые… К признанию связи движения и материи наука и философия шли очень давно. В… Ньютон считал, что кто-то завёл вселенную, т.е. толчок. Аристотель считал, если что-то движется, за его пределом есть…

Пространство и время

1. Метафизическая концепция пространства и времени в истории науки и философии. Эта концепция берёт начало от Демокрита и получает классическое… 2. Вторая концепция идёт от Аристотеля: “Пустоты в принципе не существует”. Он… Эта концепция была физически обоснована Эйнштейном. Но до него это высказал Лейбниц: “Пространство и время…

Познание, его основные ступени. Определение истины и её критерии

Познание – высшая форма отражения действительности в голове человека. Разница в том, что когда мы говорим познание вместо сознания, то акцентируем… Познание изучается философией и гносеологией (от греч. гнозис. – знание, логос… Для процесса познания нужны 3 фактора:

Понятие практики. Формы практической деятельности

Фор­мы практики многообразны: материальное производство, изменение людьми соци­ально-экономических условий их жизни и другие виды деятельности,…  

Истина в науке и художественный образ в искусстве

Из того, что искусство служит средством самовыражения человечества, следует и то, что предметом искусства являются как отношения человека и мира,… Специфика языка искусства со времен Гегеля, определяв­шего искусство как…  

Закон единства и борьбы противоположностей

Универсальная противоречивость бытия – расчленение на противоположные стороны (изменчивость-устойчивость, светло-темно и т.д.0). Гераклит: “Путь, по… Взаимодействие материального и духовного является противоречием. В философии –… Возникновение противоречия и его разрешение и есть движение.

Закон перехода количественных изменений в качественные

Философия оперирует максимально общими категориями и законами, которые являются всеобщими, универсальными, которые проявляются в природе, обществе,… Закон перехода количественных изменений в качественные вскрывает… Качество. Существует два понимания качества.

Закон отрицания отрицания

Так как основу человеческих отношений к внешнему миру составляет практика, её особенностями обуславливается и теоретическое (познавательное)… Закон отрицания отрицания содержит важную особенность: если взять цепь…  

Возможность и действительность. Необходимость и случайность

Развитие -процесс, совершающийся с необходимостью. Это значит, что необходимость чего-то означает, что это нечто должно обязательно произойти. Иными… Случайность – понятие, противоположное необходимости. Случайностью называют… Данные категории по-разному рассматривались в истории философии. Так, с XVII по XIX вв. было широко представлено…

Свобода и необходимость

Диаметрально противоположного и тоже неверного взгляда придерживаются сторонники механистического детерминизма. Они отрицают свободу воли, мотивируя…    

Общество как высшая форма движения материи как совокупность связей между людьми

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ -отношения между людьми, устанавли­вающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельно­сти; делятся на… Общество – это совокупность людей. Действительно, без людей нет общества. При…  

Общественно-экономическая формация и её структура. Материальная и духовная сферы общества.

Оно позволяет: во-пер­вых, отличить один период истории от другого и вместо рассуждений об… во-вторых, вскрыть общие и су­щественные черты разных стран, нахо­дящихся на одинаковой ступени раз­вития производства…

Формы общественного сознания. Специфика искусства

Сознание, в том числе общественное, является отражением и диктуется тем, что отражается. Отражает разные грани общественного бытия. Бытие людей… Общественное сознание – отражение общественного бытия, оно многогранно,… Общественное и индивидуальное сознание существуют в паре. Общественное сознание – сознание всего общества,…

Глобальные проблемы современности

человечество было господином творения на земле в том смысле, что ни силы природы общественного творения на земле в том смысле, что ни силы природы, ни кто-либо… мог уничтожить или даже прервать человеческий прогресс. Человечество издавна знало кризисы, вызывавшиеся стихий­ными…

– Конец работы –

Используемые теги: Религиозная, Картина, мира0.036

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Религиозная картина мира

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии.
На сайте allrefs.net читайте: Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии....

Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии.
На сайте allrefs.net читайте: Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии....

Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии.
На сайте allrefs.net читайте: Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии....

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ Реферат по дисциплине «Современная научная картина мира»
Минздравсоцразвития России... Кафедра медицинской физики математики и информатики...

Философская и религиозная картины мира
В последние десятилетия одновременно с растущим освобождением личной и общественной жизни людей от религиозного влияния происходит ощутимый рост… Некоторые из философов стремятся показать убедительность и обоснованность… Есть и такие, которые подходят к данной проблематике нейтрально, пытаясь установить, связано ли то или иное воззрение…

Мир исламской культуры. Картина мира. Идея последовательного монотеизма.
Но существовали и оазисы, которые посредничали в торговых операциях между различными странами. Одним из этих торговых центров была Мекка, населенная… Прежде чем прославиться, Мухаммед поработал пастухом и посредником в торговых… Но вместе с успехом он познал злобу богатых соплеменников, и ему в 622 г. с группой близких последователей пришлось…

МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА КАТЕГОРИАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА
На сайте allrefs.net читайте: "МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА КАТЕГОРИАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА"

Географическая картина мира
Географическая картина мира... Книга I... Общая характеристика мира От автора Первое издание этого учебного...

Картина мира в свете теории единого поля
По Кадырову, вселенная вращается вокруг центра масс, а скорость света зависит от направления движения, т.е. от поправки на эфирный ветер… Таким образом, в данной картине мира универсальная точка отсчета и,… Как альтернатива принципу относительности предлагается принцип абсолютности. Первый можно сформулировать так всякий…

Г.В. Колшанский. Понятие картины мира в логике и лингвистике
АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА...

0.027
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Научная картина мира (Укр.) Разом з тим, наукою називають сам результат ц дяльност систему бльш чи менш достоврних знань про дану область дйсност в вигляд сукупност кльксних… Справа в тому, що навть спроможнсть т чи ншо теор передбачати нов явища а це… Але все ж описане ядро знань, хоча випробову з плином часу певн змни, склада базис науки.
  • Картины мира На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли… Познание, таким образом, носит социально детерминированный характер. Только… Прежде чем продолжать дело предшествующих поколений, необходимо освоить уже накопленное человечеством знание,…
  • Картина мира. Философское мировоззрение. Мировоззрение указывает не на мир сам по себе, а на наше отношение к нему. При всей справедливости такого различения стоит заметить, что в реальной… Картины мира, отводящие человеку определенное место во Вселенной и этим… Каждая из картин, возникающих в общественном сознании, включает в себя несколько стабильных компонентов. Кроме уже…
  • Картина мира, показанная в "Младшей Эдде" Снорри Стурлуссона Эдда начинается со вступления, где автор пересказывает библейский сюжет о сотворении мира, упоминая Адама, Еву, историю о ноевом ковчеге и т. д.… Сравним с первыми строками Евангелия от Иоанна Вначале было слово, и слово… Всего раньше была страна на юге, имя ей Муспелль Мусспельхейм. В отличие от христианского изначального ничто,…
  • Образ женщины в картине мира англоязычной личности И хотя в картине мира каждого человека присутствуют представления обыденного, религиозного, философского и эстетического сознания, благодаря чему… В своем развитии картина мира любого этноса проходит путь от народной… Языковое народное сознание является воплощением народного миропонимания в языковой форме, в языковых стереотипах…