рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Средневековая философия: формирование христианской философии; христианское богословие; теодицей; схоластика; критика платоновских идей.

Средневековая философия: формирование христианской философии; христианское богословие; теодицей; схоластика; критика платоновских идей. - раздел Философия, Религиозная картина мира Отрицательные Черты: 1.Раннее Сред...

Отрицательные черты:

1.Раннее Средневековье характеризуется резким спадом культуры. До XVI в. восточная культура шла впереди европейской.

Велика роль церкви: все сферы духовной жизни были пронизаны религиозными идеями и всецело ей подчинялись, что тормозило развитие; жёсткое гонение и уничтожение учёных и многих других людей (инквизиция); враждебное отношение к античной культуре, которая основывалась на политеизме-язычестве с сильными материалистическими тенденциями. Поощрялись лишь идеалистические идеи Платона и Аристотеля.

Философия развивалась как богословская мысль. Всякий философский вопрос получал признание, когда он подчинялся интересам церкви.

Положительные черты:

Сохранение научных и философских знаний из предыдущих эпохи посредством развития письменности; развития образования.

В общем Средневековье – это шаг вперёд.

Каролинское возрождение – кратковременный культурный всплеск, который коснулся верхов общества, и связанный с правлением Карла Великого (VII – IX вв.) во Франкском царстве. Привлечение ко двору всех выдающихся учёных (С. Скотт и др.), которые образовали нечто вроде литературного кружка. Он истолковывал произведения различных авторов, переписывал различные рукописи. Основное значение Академии – сохранила и переработала многие элементы поздней античности. Открывались новые школы, но после смерти Карла в IX в. Возрождение замерло.

Образование сосредотачивалось в руках церкви. Создавались школы при монастырях, где преподавали 7 свободных искусств: грамматика, диалектика, риторика, геометрия, арифметика, акустика (теория музыки), астрономия. Изучение богословия – главный предмет.

Некоторые школы выделялись, становились центрами образования, при которых сложилась система образования – схоластика (школьное обучение, образование).

В XII – XIII вв. впервые создаются университеты (первый – Болонский в Италии, затем Парижский). Преподаватели – учёные, философы, педагоги: клирики – служители церковного культа, епископы – главы церкви, прелаты – высшие духовные сановники.

2.Монотеистическая религия:

- иудаизм (наиболее последовательная);

- христианство;

- мусульманство или ислам.

Основная черта – теоцентризм. Различали 2 сферы мироздания: Бог и земной мир. Водораздел между ними не переходим естественным образом. Бог и мир – 2 различные реальности, различие – бытие. Высшее бытие – Бог, другое бытие не обладает самостоятельностью как Бог; текуч, непостоянен. Познание этих миров:

- Первый (Бога) нельзя познать посредством разума. Бог открывает себя человеку в священных текстах Библии. Правильное толкование Библии – путь к познанию Бога что возможно только при вере в Бога.

- Второй мир раздвоен на плюсы и минусы.

3.Теодицея – философско-религиозное направление, оправдывающее Бога. Мировая теодицея – попытка объяснить наличие зла в мире. Ответы: зло – испытание, которое послано людям для их спасения (Лейбниц). Бог создал человека, но не стал определять его волю. Человек способен строить волю – добрую или злую сторону. Бог судит, куда пойдёт душа человека – в ад или рай (современное христианство).

Почему зло существует в мире связанно с вопросом: почему остаются без наказания люди, совершившие преступления, почему страдают от зла невинные люди. Ответы:

- Бог правду видит, да не скоро скажет;

- О позднем возмездии Божества (Плутарх). Т.к. боги милосердны, они дают возможность грешникам исправиться, т.к. были справедливы – карают его растянутым ожидание кары: т.к. боги мудры – они выжидают, когда кара будет максимально эффективной, движение материи в двух мирах различно и не совпадает;

- Возмездие получает не тот, кто совершил зло, а его потомки, таким образом, будет восстановлена справедливость (Плутарх, Библия, Ветхий Завет I часть);

- Возмездие совершается в будущих перерождениях человека по законам кармы (брахманизм, буддизм);

- Возмездие совершается за гробом (христианство, ислам, египетская религия, поздний иудаизм).

4.Сначала существовала педагогическая система “схола” (от латинского школа).

Черты схоластической философии:

а) Философия была ограничена связью с религией и полностью подчинялась ей;

б) Вытекает из а) – интерес к формальной логике. Философия – интерпретация священных текстов Библии.

Средство доказательства существования Бога. Возрастает интерес к логике в Университетах. Различные богословские труды, логические сочинения Боэция. Недостатки перевешивали достоинства (в смысле спора). Искусство бесплотного спора – крайнее выражение схоластики.

Религиозная тематика: номинализм и реализм – основные направления средневековой философии, решавшие проблему подхода к существованию Бога.

Реализм – концепция, признающая первичность общего и вторичность единичного.

Номинализм – признание первичности единичных вещей реального мира и производности общего (идей, возникающих у человека в процессе познавательной деятельности).

 

 

15 Средневековая философия: философская система Фомы Аквинского (разграничение философии и теологии; воззрения на природу; концепция человека; рациональные доказательства существования бога; учение о познании)

Фома Аквинский (1225 - 1274) занимался сочинениями на богословские темы. Основными проблемами, которыми он занимался, были:

1) проблема веры и знания:

1. Если наука и философия выводят свои истины, опираясь на опыт и разум, то религия решает их через откровение и Священное Писание.

2. Существует множество истин, открытых на основе опыта и разума и не имеющих отношения к религии.

3. Одновременно существуют положения вероучения, которые нуждаются в философском учёном обосновании. Не потому они нуждаются в обосновании, что они не истинны, а просто, будучи философски доказаны, они становятся ближе к человеку и тем самым укрепляют его веру.

4. Положения, которые нуждаются в таком доказательстве с помощью философии:

- бытие Бога;

- единство Бога;

- особенности деятельности Бога;

- бессмертие человеческой души.

Доказательство этих положений составляет то общее, что есть в философии теологии.

5. Однако есть такие положения в религии, которые наука доказать бессильна:

- сущность Бога;

- возникновение мира во времени;

- первородный грех;

- вечное блаженство (рай) и вечное наказание (ад).

Эти положения иррациональны – они не под силу человеческому уму и полностью ясны лишь Богу.

Вывод: следовательно, теология – это наука выше философии и обычных наук. Превосходство теологии кроется в превосходстве веры над разумом.

2) доказательство этого превосходства:

1. Если разум человеческий способен ошибаться, то вера – нет, т.к. опирается на абсолютную правдивость Бога.

2. Вера дана каждому человеку, а знания постигаются лишь большим напряжением ума и бывают доступны всем.

Таким образом, наука и философия – служанки богословия, и прямая их задача в том, чтобы подтверждать положения религиозного вероучения.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религиозная картина мира

На сайте allrefs.net читайте: "Религиозная картина мира "

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Средневековая философия: формирование христианской философии; христианское богословие; теодицей; схоластика; критика платоновских идей.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии.
Религия (мировая) –начинается с веры в сверхъестественное, не подчиняющееся естественным законам (физики, химии…). Но этого недостаточно. Если человек верует, но серьёзно не воспри

Космологические мифы. Мифологическое объяснение мифа и философское
Миф – это объяснение каких-либо событий, явлений. Миф вызвала в жизни потребность человека объяснения мира. В древности люди искали ответы на вопросы созданием мифов. Философия взяла

Космологические мифы – мифы о происхождении мира, всеохватывающие, о мироздании вообще.
2 Теогонические(тео – бог; тесно связаны с космологическими) – мифы о происхождении богов. Часто 1. и 2. типы органично объединяются. 3 Антропологические(

Предфилософия как переходная форма от релгиозно-мифологического миросозерцания к философскому мышлению.
Предфилософия – промежуточная форма, отягощённая религией и мифологической образностью. Предфилософия существовала во всех странах. У разных народов были в разной мере представлены три формы

Структура мировоззрения
1. Его стержень – знания и представления об окружающем мире; 2. Идеи, идеалы и цели, которые человек ставит перед собой; 3. Ценности и оценки; 4. Чувства и эмоции (эмоцио

Философия Древней Индии Древнего Китая
1. Философия Древней Индии самая древняя из всех философий. Небогата по количеству школ (“течений”), но по глубине философского мышления и оригинальности ей нет равных. 2. Связана с челове

Античная философия: общая характеристика; преемственные связи с предшествующей культурой; характерная проблематика и особенности методологии.
Древняя Греция – очень необычное и яркое явление всей общечеловеческой культуры, состоящей из европейской и восточных культур. Древняя Греция явилась колыбелью всей европейской культуры. Древняя Гр

Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)
Милетская школа возникла в 7 – 6 вв. до н.э. Это материализм, который признавал существование богов и считал природу одушевлённой. Первое философское учение сложилось в Милете – крупный город-полис

Философия Гераклита: учение о субстанции; о единстве противоположностей, об относительности свойств; о познании
Помимо Милета другим выдающимся центром торгово-политической жизни Древней Греции был Эфес. Поэтому Гераклит стал Гераклитом Эфесским. Он знаком со многими взглядами Милетской школы, но заявлял, чт

Философия Аристотеля: учение о природе; о “перводвигателе”; о душе; разработка формальной логики; критика платоновских идей
По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к поня

Вопрос о бытии Бога.
Во времена патристики широкое распространение получил тезис о том, что бытие Бога очевидно само по себе, т.к. каждый человек имеет какое-либо представление о нём. Фома Аквинский выступает

Р. Декарт: открытия в естествознании; учение о человеке; психофизиологическая проблема; учение о дедуктивном методе; учение о врождённых идеях
ДЕКАРТ Рене, в латинском написании Картезий (1596-1650) - французский философ, математик, физик, физиолог. Учился в иезуитской коллегии Ла Флеш. Пос­ле службы в армии переселился в Нидерланды - пер

Г. Лейбниц: учение о монадах; пространственно-временные представления; учение о познании
ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм (1646-1716) - немецкий философ, ученый, общественный деятель. Внес большой вклад в развитие математики (один из создателей дифференциального ис­числения), физики (предвосх

Д. Локк: учение о происхождении человеческих знаний; отношение к врождённым идеям; учение о “первичных” и “вторичных” качествах
ЛОКК Джон (1632-1704) - английский философ-материалист. Работы Локка отно­сятся к эпохе Реставрации в Англии. Он принимал участие в борьбе партий Англии как философ, экономист и по

Д. Беркли: отношение к материализму; непоследовательность субъективно-идеалистической концепции
БЕРКЛИ Джордж (1685-1753) -философ, субъективный идеа­лист. С 1734 - епископ в Клойне (Ир­ландия). Исходя из того, что человек непосредственно воспринимает только свои “идеи” (ощущ

Д. Юм: особенности его идеализма и агностицизма; учение о причинности; учение о познании; отношение к религии
ЮМ Дэвид (1711-76) -английский фило­соф-идеалист, психолог, историк. Зада­чу знания Юм видел не в постижении бы­тия, а в способности быть руководст­вом для практической жизни. Единст­венный предмет

УЧЕНИЕ КАНТА О ЗНАНИИ
Учение Канта о знании опирается на его теорию суждения. По Канту, знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится какое-то отношение или связь между двумя понятиями - субъектами и пре

УЧЕНИЕ О ФОРМАХ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ
Вопрос о возможности априорных синтетических суждений в математике Кант рассматривает в учении о формах чувственного познания. По Канту, элементы математического знания - не понятия, а наглядные пр

УЧЕНИЕ КАНТА ОБ АПРИОРНЫХ ФОРМАХ РАССУДКА. КАТЕГОРИИ
Условием возможности априорных синтетических суждений в теоретическом естествознании являются, по Канту, категории. Это - будто бы независимые от доставляемого опытом содержания понятия рассудка, п

Г. Ф. Гегель: система и метод; диалектика; философия искусства.
В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества, и человеческого мышления - заключен в само

Г. С. Сковорода: учение о «трёх мирах» и «трёх натурах»; учение о человеке.
Путь Г. С. Сковороды в философию был долгим. Из прожитых 72-х лет он отдал философской работе лишь последние 25 лет своей жизни. Только в 70-80-х годах XVIII века он начал создавать свои философски

Философия Владимира Соловьёва
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853 – 1900) – русский философ-идеалист и богослов, публицист и поэт. Окончил Московский университет (1873). На взгляды Соловьёва большое влияние оказа

Современная мировая философия: позитивизм и неопозитивизм. Прагматизм.
Поворот философской мысли к антропологии имеет свое обоснование. Если раньше идеалистическая фило­софия замыкалась на гносеологическом, нравственном или педагогическом подходе и таким образом стрем

Современная мировая философия: персонализм, неотомизм, герменевтика
1.Персонализм считает личность первичной реальностью, под ко­торой понимается духовная субстанция, зачастую истол­ковываемая в религиозном духе. Персонализм

Бытие и его основные сферы. Материя. Субстанция.
Бытие – самая широкая категория в категориальном аппарате философии. Если наука обладает большой степенью общности (философия), то категории этой науки общие. Бытие – самое широкое понятие в мире.

Движение материи и его основные формы
Основные свойства материи (формы существования материи): движение, пространство и время. Точнее говорить, что движение – способ существования материи, а не форма. Проблема движения материи

Пространство и время
Пространство и время – формы существования материи. Существует 2 концепции: 1. Метафизическая концепция пространства и времени в истории науки и философии. Эта концепция берё

Познание, его основные ступени. Определение истины и её критерии
Познание является продолжением темы “сознание”. Познание – высшая форма отражения действительности в голове человека. Разница в том, что когда мы говорим познание вместо с

Понятие практики. Формы практической деятельности
ПРАКТИКА - специфически чело­веческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная, чувственно-пред­метная деятельность. Практика есть “мате­риальная деятельность, от которой за­в

Истина в науке и художественный образ в искусстве
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - фор­ма отражения (воспроизведения) объ­ективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. Гносеологической основой пра­вильного понима

Закон единства и борьбы противоположностей
Движение – единственный способ существования материи. Оно осуществляется по цепочке количественно-качественных изменений. Источником движения и развития является борьба противоположностей (I закон)

Закон перехода количественных изменений в качественные
Существует 3 основных закона диалектики и 7 неосновных. Философия оперирует максимально общими категориями и законами, которые являются всеобщими, универсальными, которые проявляются в при

Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания – один из законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. Закон отрицания отрицания выражает преемственность, спиралевидно

Возможность и действительность. Необходимость и случайность
Необходимостьи случайность – философские категории, выражающие отношение к основанию (сущности) процесса его отдельных форм (проявлений). Развитие

Свобода и необходимость
Свобода и необходимость – философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельно­стью людей и объективными законами природы и общества. Идеалисты в своем большинстве

Общество как высшая форма движения материи как совокупность связей между людьми
ОБЩЕСТВО - совокупность исто­рически сложившихся форм совмест­ной деятельности людей. В более уз­ком смысле слова общество может рассмат­риваться как конкретное общество в единст­в

Общественно-экономическая формация и её структура. Материальная и духовная сферы общества.
ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ – исторический тип общества, основывающийся на определенном спо­собе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития мирово

Формы общественного сознания. Специфика искусства
1.Категория сущности явления: сущность и закон – одно-порядковые явления. Теория сознания отражает сущность или закон. Если в этой области владение сознанием нетеоретиче

Глобальные проблемы современности
Беспрецедентный характер нынешней мировой ситуации заключается в том, что до сих пор человечество было господином творения на земле в том смысле, что ни силы природы общественного

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги