Р. Декарт: открытия в естествознании; учение о человеке; психофизиологическая проблема; учение о дедуктивном методе; учение о врождённых идеях - раздел Философия, Религиозная картина мира Декарт Рене, В Латинском Написании Картезий (1596-1650) - Французский Философ...
ДЕКАРТ Рене, в латинском написании Картезий (1596-1650) - французский философ, математик, физик, физиолог. Учился в иезуитской коллегии Ла Флеш. После службы в армии переселился в Нидерланды - передовую капиталистическую страну того времени, где провел 20 лет в уединенных научных и философских занятиях. Преследования нидерландских богословов вынудили его переехать в Швецию (1649), где он и умер. Философия Декарта связана с его математикой, космогонией и физикой. В математике Декарт - один из создателей аналитической геометрии. В механике он указал на относительность движения и покоя, сформулировал общий закон действия и противодействия, а также закон сохранения полного количества движения при ударе двух неупругих тел. В космогонии он развил новую для науки идею естественного развития солнечной системы; основной формой движения космической материи, обусловливающего строение мира и происхождение небесных тел, он считал вихревое движение ее частиц. Эта гипотеза способствовала в дальнейшем диалектическому пониманию природы, хотя сам Декарт понимал развитие еще механистически.
В зависимости от математических и физических исследований Декарта сложилось его учение о материи, или о телесной субстанции. Декарт отождествил материю с протяжением. Это означало, что всякая протяженность телесна и абсолютно пустого пространства не существует, а плотность и геометрические свойства составляют всю сущность телесности. В материалистическую физику Декарта вторгается, однако, дуализм: общая причина движения, по Декарту, - бог; он сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет в ней одно и то же общее количество движения и покоя.
Дуалистично также учение Декарта о человеке: в человеке, по Декарту, реально связаны бездушный и безжизненный телесный механизм с вопящей и мыслящей душой. Разнородные тело и душа, по Декарту, взаимодействуют посредством особого органа - так называемой шишковидной железы.
В физиологии Декарт установил схему двигательных реакций, представляющую одно из первых научных описаний рефлекторного акта. Однако материалистическая физиология Декарта выступала в противоречивом сочетании с учением о нематериальности души: в отличие от тела, сущность которого в протяжении, сущность души, по Декарту, в мышлении. В животных Декарт видел лишь сложные автоматы, лишенные души и способности мыслить. Вместе с Ф. Бэконом Декарт конечную задачу знания видел в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании природы человека. Для достижения этой задачи Декарт считал необходимым предварительно усомниться во всем наличном существовании. Это сомнение не есть неверие в непознаваемость всего сущего, но лишь прием для нахождения безусловно достоверного начала знания. Таким началом Декарт считал положение “мыслю, следовательно, существую”. Исходя из этого тезиса, Декарт пытался вывести также существование бога, а затем убеждение в реальности внешнего мира.
В учении опознании Декарт – родоначальник рационализма, который сложился в результате одностороннего понимания логического характера математического знания. Т. к. всеобщий и необходимый характер математического знания казался Декарту вытекающим из природы самого ума, он отвел в процессе познания главенствующую роль дедукции, которая опирается на вполне достоверные интуитивно постигаемые аксиомы. Учение Декарта о непосредственной достоверности самосознания и учение о врожденных идеях (к числу таких идей он относил идею бога, духовной и телесной субстанции) оказали влияние на последующий идеализм и стали предметом критики со стороны представителей материализма. Напротив, материалистическое в основе учение о природе и теория ее развития, материалистическая физиология, враждебный богословию механистический метод обусловили влияние Д. на формирование материалистического мировоззрения нового времени. Основные сочинения: “Рассуждение о методе” (1637), “Начала философии” (1644).
Все темы данного раздела:
Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии.
Религия (мировая) –начинается с веры в сверхъестественное, не подчиняющееся естественным законам (физики, химии…). Но этого недостаточно. Если человек верует, но серьёзно не воспри
Космологические мифы. Мифологическое объяснение мифа и философское
Миф – это объяснение каких-либо событий, явлений. Миф вызвала в жизни потребность человека объяснения мира. В древности люди искали ответы на вопросы созданием мифов. Философия взяла
Космологические мифы – мифы о происхождении мира, всеохватывающие, о мироздании вообще.
2 Теогонические(тео – бог; тесно связаны с космологическими) – мифы о происхождении богов. Часто 1. и 2. типы органично объединяются.
3 Антропологические(
Предфилософия как переходная форма от релгиозно-мифологического миросозерцания к философскому мышлению.
Предфилософия – промежуточная форма, отягощённая религией и мифологической образностью. Предфилософия существовала во всех странах. У разных народов были в разной мере представлены три формы
Структура мировоззрения
1. Его стержень – знания и представления об окружающем мире;
2. Идеи, идеалы и цели, которые человек ставит перед собой;
3. Ценности и оценки;
4. Чувства и эмоции (эмоцио
Философия Древней Индии Древнего Китая
1. Философия Древней Индии самая древняя из всех философий. Небогата по количеству школ (“течений”), но по глубине философского мышления и оригинальности ей нет равных.
2. Связана с челове
Античная философия: общая характеристика; преемственные связи с предшествующей культурой; характерная проблематика и особенности методологии.
Древняя Греция – очень необычное и яркое явление всей общечеловеческой культуры, состоящей из европейской и восточных культур. Древняя Греция явилась колыбелью всей европейской культуры. Древняя Гр
Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)
Милетская школа возникла в 7 – 6 вв. до н.э. Это материализм, который признавал существование богов и считал природу одушевлённой. Первое философское учение сложилось в Милете – крупный город-полис
Философия Гераклита: учение о субстанции; о единстве противоположностей, об относительности свойств; о познании
Помимо Милета другим выдающимся центром торгово-политической жизни Древней Греции был Эфес. Поэтому Гераклит стал Гераклитом Эфесским. Он знаком со многими взглядами Милетской школы, но заявлял, чт
Философия Аристотеля: учение о природе; о “перводвигателе”; о душе; разработка формальной логики; критика платоновских идей
По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к поня
Средневековая философия: формирование христианской философии; христианское богословие; теодицей; схоластика; критика платоновских идей.
Отрицательные черты:
1.Раннее Средневековье характеризуется резким спадом культуры. До XVI в. восточная культура шла впереди европейской.
Велика
Вопрос о бытии Бога.
Во времена патристики широкое распространение получил тезис о том, что бытие Бога очевидно само по себе, т.к. каждый человек имеет какое-либо представление о нём.
Фома Аквинский выступает
Г. Лейбниц: учение о монадах; пространственно-временные представления; учение о познании
ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм (1646-1716) - немецкий философ, ученый, общественный деятель. Внес большой вклад в развитие математики (один из создателей дифференциального исчисления), физики (предвосх
Д. Локк: учение о происхождении человеческих знаний; отношение к врождённым идеям; учение о “первичных” и “вторичных” качествах
ЛОКК Джон (1632-1704) - английский философ-материалист. Работы Локка относятся к эпохе Реставрации в Англии. Он принимал участие в борьбе партий Англии как философ, экономист и по
Д. Беркли: отношение к материализму; непоследовательность субъективно-идеалистической концепции
БЕРКЛИ Джордж (1685-1753) -философ, субъективный идеалист. С 1734 - епископ в Клойне (Ирландия). Исходя из того, что человек непосредственно воспринимает только свои “идеи” (ощущ
Д. Юм: особенности его идеализма и агностицизма; учение о причинности; учение о познании; отношение к религии
ЮМ Дэвид (1711-76) -английский философ-идеалист, психолог, историк. Задачу знания Юм видел не в постижении бытия, а в способности быть руководством для практической жизни. Единственный предмет
УЧЕНИЕ КАНТА О ЗНАНИИ
Учение Канта о знании опирается на его теорию суждения. По Канту, знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится какое-то отношение или связь между двумя понятиями - субъектами и пре
УЧЕНИЕ О ФОРМАХ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ
Вопрос о возможности априорных синтетических суждений в математике Кант рассматривает в учении о формах чувственного познания. По Канту, элементы математического знания - не понятия, а наглядные пр
УЧЕНИЕ КАНТА ОБ АПРИОРНЫХ ФОРМАХ РАССУДКА. КАТЕГОРИИ
Условием возможности априорных синтетических суждений в теоретическом естествознании являются, по Канту, категории. Это - будто бы независимые от доставляемого опытом содержания понятия рассудка, п
Г. Ф. Гегель: система и метод; диалектика; философия искусства.
В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества, и человеческого мышления - заключен в само
Г. С. Сковорода: учение о «трёх мирах» и «трёх натурах»; учение о человеке.
Путь Г. С. Сковороды в философию был долгим. Из прожитых 72-х лет он отдал философской работе лишь последние 25 лет своей жизни. Только в 70-80-х годах XVIII века он начал создавать свои философски
Философия Владимира Соловьёва
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853 – 1900) – русский философ-идеалист и богослов, публицист и поэт. Окончил Московский университет (1873). На взгляды Соловьёва большое влияние оказа
Современная мировая философия: позитивизм и неопозитивизм. Прагматизм.
Поворот философской мысли к антропологии имеет свое обоснование. Если раньше идеалистическая философия замыкалась на гносеологическом, нравственном или педагогическом подходе и таким образом стрем
Современная мировая философия: персонализм, неотомизм, герменевтика
1.Персонализм считает личность первичной реальностью, под которой понимается духовная субстанция, зачастую истолковываемая в религиозном духе.
Персонализм
Бытие и его основные сферы. Материя. Субстанция.
Бытие – самая широкая категория в категориальном аппарате философии. Если наука обладает большой степенью общности (философия), то категории этой науки общие. Бытие – самое широкое понятие в мире.
Движение материи и его основные формы
Основные свойства материи (формы существования материи): движение, пространство и время. Точнее говорить, что движение – способ существования материи, а не форма.
Проблема движения материи
Пространство и время
Пространство и время – формы существования материи. Существует 2 концепции:
1. Метафизическая концепция пространства и времени в истории науки и философии. Эта концепция берё
Познание, его основные ступени. Определение истины и её критерии
Познание является продолжением темы “сознание”.
Познание – высшая форма отражения действительности в голове человека. Разница в том, что когда мы говорим познание вместо с
Понятие практики. Формы практической деятельности
ПРАКТИКА - специфически человеческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная, чувственно-предметная деятельность. Практика есть “материальная деятельность, от которой зав
Истина в науке и художественный образ в искусстве
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. Гносеологической основой правильного понима
Закон единства и борьбы противоположностей
Движение – единственный способ существования материи. Оно осуществляется по цепочке количественно-качественных изменений. Источником движения и развития является борьба противоположностей (I закон)
Закон перехода количественных изменений в качественные
Существует 3 основных закона диалектики и 7 неосновных.
Философия оперирует максимально общими категориями и законами, которые являются всеобщими, универсальными, которые проявляются в при
Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания – один из законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. Закон отрицания отрицания выражает преемственность, спиралевидно
Возможность и действительность. Необходимость и случайность
Необходимостьи случайность – философские категории, выражающие отношение к основанию (сущности) процесса его отдельных форм (проявлений).
Развитие
Свобода и необходимость
Свобода и необходимость – философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества. Идеалисты в своем большинстве
Общество как высшая форма движения материи как совокупность связей между людьми
ОБЩЕСТВО - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В более узком смысле слова общество может рассматриваться как конкретное общество в единств
Общественно-экономическая формация и её структура. Материальная и духовная сферы общества.
ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ – исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития мирово
Формы общественного сознания. Специфика искусства
1.Категория сущности явления: сущность и закон – одно-порядковые явления. Теория сознания отражает сущность или закон. Если в этой области владение сознанием нетеоретиче
Глобальные проблемы современности
Беспрецедентный характер нынешней мировой ситуации заключается в том, что до сих пор
человечество было господином творения на земле в том смысле, что ни силы природы
общественного
Новости и инфо для студентов