рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия Владимира Соловьёва

Философия Владимира Соловьёва - раздел Философия, Религиозная картина мира Соловьев Владимир Сергеевич (1853 – 1900) – Русский Философ-...

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853 – 1900) – русский философ-идеалист и богослов, публицист и поэт. Окончил Московский университет (1873). На взгляды Соловьёва большое влияние оказала христиан­ская литература, а также идеи нео­платонизма, теософии и других религиозно-философских систем. Многое он заим­ствовал у немецких философов (Бёме, Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра и др.), у славянофилов.

Центральной в учении Соловьёва является идея “всеединого сущего”. Последнее рассматривается как сфера абсолютного, божественного, а реаль­ный мир - как ее самоопределение и воплощение (посредником между ни­ми выступает так называемая мировая душа, или софия, мудрость божья). Безусловное “всеединство” (как совершенный он­тологический синтез истины, добра и красоты) постигается, по Соловьёву, лишь “цельным” знанием, которое представля­ет собой соединение мистического, ра­ционального (философского) и эмпи­рического (научного) знания. Причем основу его составляет знание мисти­ческое: вера в безусловное существо­вание предмета познания; интуиция (или воображение, дающее истинную идею предмета); творчество (или реализация этой идеи в данных опыта). Соловьёв отстаивает единство теологии, фило­софии и науки и называет его “свободной теософией”. В обществе идея “всеедин­ства” раскрывает себя как богочеловеческий союз лиц (“свободная теокра­тия”) или вселенская церковь, объеди­няющая все национальности и определяющая безусловные цели человечест­ва - преодоление эгоизма и вражды и создание на земле “царства божьего”, где будут разрешены социальные про­тиворечия. “Свободная теократия”, по Соловьёву, может явиться результатом объе­динения западной (католической) и восточной (православной) христиан­ских церквей в рамках церковно-монархической государственности как единство духовной и мирской власти первосвященника и царя; особая роль в этом явно утопическом проекте яко­бы принадлежит русскому государству. В конце жизни, разуверившись в возмож­ности осуществления “всемирной тео­кратии”, Соловьёв пришел к идее катастрофи­ческого конца истории, к эсхатологии.

Философия, с его точки зрения, имеет своей главной целью рационально оправдать “веру на­ших отцов”, социально-религиозный идеал.

Этику Соловьёв также основывает на религии: человек нравствен, если он свободно подчиняет свою волю служе­нию “абсолютному добру”, т. е. богу, и стремится к устроению богочеловеческого царства. Хотя Соловьёв и выступал про­тив “чистого искусства” (он рассматри­вал красоту как чувственное воплоще­ние абсолюта и придавал искусству главным образом религиозно-воспитательное, теур­гическое значение), его поэзия и эсте­тика стали одним из идейных источни­ков русского символизма. Учение Соловьёва, пытав­шегося доказать несовместимость ре­волюции, социализма и атеизма с ду­ховно-нравственными идеалами челове­чества, послужило одним из источни­ков формирования русусской религиозно-идеалистической философии начала ХХ в. Сочинения: “Критика отвлеченных на­чал” (1880), “Чтения о богочеловечестве” (1877 - 1881), “История и будущность теократии” (1885 - 1887), “Розсип и вселенская церковь” (1889), “Оправдание добра” (1897 - 1899), “Три разговора” (1900) и др.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религиозная картина мира

На сайте allrefs.net читайте: "Религиозная картина мира "

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия Владимира Соловьёва

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии.
Религия (мировая) –начинается с веры в сверхъестественное, не подчиняющееся естественным законам (физики, химии…). Но этого недостаточно. Если человек верует, но серьёзно не воспри

Космологические мифы. Мифологическое объяснение мифа и философское
Миф – это объяснение каких-либо событий, явлений. Миф вызвала в жизни потребность человека объяснения мира. В древности люди искали ответы на вопросы созданием мифов. Философия взяла

Космологические мифы – мифы о происхождении мира, всеохватывающие, о мироздании вообще.
2 Теогонические(тео – бог; тесно связаны с космологическими) – мифы о происхождении богов. Часто 1. и 2. типы органично объединяются. 3 Антропологические(

Предфилософия как переходная форма от релгиозно-мифологического миросозерцания к философскому мышлению.
Предфилософия – промежуточная форма, отягощённая религией и мифологической образностью. Предфилософия существовала во всех странах. У разных народов были в разной мере представлены три формы

Структура мировоззрения
1. Его стержень – знания и представления об окружающем мире; 2. Идеи, идеалы и цели, которые человек ставит перед собой; 3. Ценности и оценки; 4. Чувства и эмоции (эмоцио

Философия Древней Индии Древнего Китая
1. Философия Древней Индии самая древняя из всех философий. Небогата по количеству школ (“течений”), но по глубине философского мышления и оригинальности ей нет равных. 2. Связана с челове

Античная философия: общая характеристика; преемственные связи с предшествующей культурой; характерная проблематика и особенности методологии.
Древняя Греция – очень необычное и яркое явление всей общечеловеческой культуры, состоящей из европейской и восточных культур. Древняя Греция явилась колыбелью всей европейской культуры. Древняя Гр

Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)
Милетская школа возникла в 7 – 6 вв. до н.э. Это материализм, который признавал существование богов и считал природу одушевлённой. Первое философское учение сложилось в Милете – крупный город-полис

Философия Гераклита: учение о субстанции; о единстве противоположностей, об относительности свойств; о познании
Помимо Милета другим выдающимся центром торгово-политической жизни Древней Греции был Эфес. Поэтому Гераклит стал Гераклитом Эфесским. Он знаком со многими взглядами Милетской школы, но заявлял, чт

Философия Аристотеля: учение о природе; о “перводвигателе”; о душе; разработка формальной логики; критика платоновских идей
По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к поня

Средневековая философия: формирование христианской философии; христианское богословие; теодицей; схоластика; критика платоновских идей.
Отрицательные черты: 1.Раннее Средневековье характеризуется резким спадом культуры. До XVI в. восточная культура шла впереди европейской. Велика

Вопрос о бытии Бога.
Во времена патристики широкое распространение получил тезис о том, что бытие Бога очевидно само по себе, т.к. каждый человек имеет какое-либо представление о нём. Фома Аквинский выступает

Р. Декарт: открытия в естествознании; учение о человеке; психофизиологическая проблема; учение о дедуктивном методе; учение о врождённых идеях
ДЕКАРТ Рене, в латинском написании Картезий (1596-1650) - французский философ, математик, физик, физиолог. Учился в иезуитской коллегии Ла Флеш. Пос­ле службы в армии переселился в Нидерланды - пер

Г. Лейбниц: учение о монадах; пространственно-временные представления; учение о познании
ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм (1646-1716) - немецкий философ, ученый, общественный деятель. Внес большой вклад в развитие математики (один из создателей дифференциального ис­числения), физики (предвосх

Д. Локк: учение о происхождении человеческих знаний; отношение к врождённым идеям; учение о “первичных” и “вторичных” качествах
ЛОКК Джон (1632-1704) - английский философ-материалист. Работы Локка отно­сятся к эпохе Реставрации в Англии. Он принимал участие в борьбе партий Англии как философ, экономист и по

Д. Беркли: отношение к материализму; непоследовательность субъективно-идеалистической концепции
БЕРКЛИ Джордж (1685-1753) -философ, субъективный идеа­лист. С 1734 - епископ в Клойне (Ир­ландия). Исходя из того, что человек непосредственно воспринимает только свои “идеи” (ощущ

Д. Юм: особенности его идеализма и агностицизма; учение о причинности; учение о познании; отношение к религии
ЮМ Дэвид (1711-76) -английский фило­соф-идеалист, психолог, историк. Зада­чу знания Юм видел не в постижении бы­тия, а в способности быть руководст­вом для практической жизни. Единст­венный предмет

УЧЕНИЕ КАНТА О ЗНАНИИ
Учение Канта о знании опирается на его теорию суждения. По Канту, знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится какое-то отношение или связь между двумя понятиями - субъектами и пре

УЧЕНИЕ О ФОРМАХ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ
Вопрос о возможности априорных синтетических суждений в математике Кант рассматривает в учении о формах чувственного познания. По Канту, элементы математического знания - не понятия, а наглядные пр

УЧЕНИЕ КАНТА ОБ АПРИОРНЫХ ФОРМАХ РАССУДКА. КАТЕГОРИИ
Условием возможности априорных синтетических суждений в теоретическом естествознании являются, по Канту, категории. Это - будто бы независимые от доставляемого опытом содержания понятия рассудка, п

Г. Ф. Гегель: система и метод; диалектика; философия искусства.
В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества, и человеческого мышления - заключен в само

Г. С. Сковорода: учение о «трёх мирах» и «трёх натурах»; учение о человеке.
Путь Г. С. Сковороды в философию был долгим. Из прожитых 72-х лет он отдал философской работе лишь последние 25 лет своей жизни. Только в 70-80-х годах XVIII века он начал создавать свои философски

Современная мировая философия: позитивизм и неопозитивизм. Прагматизм.
Поворот философской мысли к антропологии имеет свое обоснование. Если раньше идеалистическая фило­софия замыкалась на гносеологическом, нравственном или педагогическом подходе и таким образом стрем

Современная мировая философия: персонализм, неотомизм, герменевтика
1.Персонализм считает личность первичной реальностью, под ко­торой понимается духовная субстанция, зачастую истол­ковываемая в религиозном духе. Персонализм

Бытие и его основные сферы. Материя. Субстанция.
Бытие – самая широкая категория в категориальном аппарате философии. Если наука обладает большой степенью общности (философия), то категории этой науки общие. Бытие – самое широкое понятие в мире.

Движение материи и его основные формы
Основные свойства материи (формы существования материи): движение, пространство и время. Точнее говорить, что движение – способ существования материи, а не форма. Проблема движения материи

Пространство и время
Пространство и время – формы существования материи. Существует 2 концепции: 1. Метафизическая концепция пространства и времени в истории науки и философии. Эта концепция берё

Познание, его основные ступени. Определение истины и её критерии
Познание является продолжением темы “сознание”. Познание – высшая форма отражения действительности в голове человека. Разница в том, что когда мы говорим познание вместо с

Понятие практики. Формы практической деятельности
ПРАКТИКА - специфически чело­веческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная, чувственно-пред­метная деятельность. Практика есть “мате­риальная деятельность, от которой за­в

Истина в науке и художественный образ в искусстве
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - фор­ма отражения (воспроизведения) объ­ективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. Гносеологической основой пра­вильного понима

Закон единства и борьбы противоположностей
Движение – единственный способ существования материи. Оно осуществляется по цепочке количественно-качественных изменений. Источником движения и развития является борьба противоположностей (I закон)

Закон перехода количественных изменений в качественные
Существует 3 основных закона диалектики и 7 неосновных. Философия оперирует максимально общими категориями и законами, которые являются всеобщими, универсальными, которые проявляются в при

Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания – один из законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. Закон отрицания отрицания выражает преемственность, спиралевидно

Возможность и действительность. Необходимость и случайность
Необходимостьи случайность – философские категории, выражающие отношение к основанию (сущности) процесса его отдельных форм (проявлений). Развитие

Свобода и необходимость
Свобода и необходимость – философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельно­стью людей и объективными законами природы и общества. Идеалисты в своем большинстве

Общество как высшая форма движения материи как совокупность связей между людьми
ОБЩЕСТВО - совокупность исто­рически сложившихся форм совмест­ной деятельности людей. В более уз­ком смысле слова общество может рассмат­риваться как конкретное общество в единст­в

Общественно-экономическая формация и её структура. Материальная и духовная сферы общества.
ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ – исторический тип общества, основывающийся на определенном спо­собе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития мирово

Формы общественного сознания. Специфика искусства
1.Категория сущности явления: сущность и закон – одно-порядковые явления. Теория сознания отражает сущность или закон. Если в этой области владение сознанием нетеоретиче

Глобальные проблемы современности
Беспрецедентный характер нынешней мировой ситуации заключается в том, что до сих пор человечество было господином творения на земле в том смысле, что ни силы природы общественного

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги