Реферат Курсовая Конспект
Зачатки философии в сфере религиозно-мифологического миросозерцания - раздел Философия, ...
|
Сущность и явление. Содержание и форма
1.Мир раздвоен на противоположности. Парные категории: сущность и явление, содержание и форма и т.д. Парные категории существуют во взаимодействии друг с другом и раскрывают свой смысл в противопоставлении друг другу. Каждый предмет, процесс всегда имеет внутреннюю (скрытую от органов чувств) и внешнюю стороны.
Сущность –то, что лежит в глубине предмета. Это главные свойства (сущные). Это определяющая сторона. С исчезновением сущности исчезает сам предмет. Законы не наблюдаемы как и сущность. Гегель: “Каждый знает об общем, но не знает о нём как о сущности”. Нужно провести границу между сущностью предмета и его содержанием. Они не тождественны. Сущность – это не всё содержание, это только глубинные свойства. В искусстве тема и идея – сущность.
Явление – внешняя сторона. Это сущность, вышедшая на поверхность и ставшая наблюдаемой. Сущность, проявившаяся во вне. Разум схватывает сущность, а органы чувств – явление.
Сверхъестественный мир во главе с божеством– сущность, в которую остаётся только верить. Кант: “Есть сущность мира, которая принципиально непостижимая человеком”. Кант принципиально не отвечал на вопрос, есть Бог или нет.
6. Сущность всегда является.
7. Явление существенно. Всякое явление содержит частицу сущности.
8. Явление богаче сущности.
Диалектика (связь) сущности и явления хорошо выражена в тезисе: сущность является, а явление существует. Нет сущности, которая бы не являлась, проявлялась. Нет сущности, которая бы не являлась. Наука имеет дело с явлениями. Наука проникает в сущность.
2.Все предметы и процессы раздвоены на содержание и форму. Форма всегда заключает в себе определённое содержание.
Содержание – стоит рядом с содержанием. Это специфика содержания. Способ организации содержания. Структура содержания. то весь предмет в целом, вся совокупность сторон, элементов, процессов, свойств. Ни один атом не может быть исключён.
Форма
Форма –структура содержания, способ связи между элементами содержания; форма – способ организации содержания; форма – способ выражения содержания, способ существования и выражения существования (камень - круглый).
Гегельраздвоил форму на внутреннюю и внешнюю.
Внешняя форма – всё, что схватывается внешними органами чувств, внутренняя форма фиксируется только интеллектом (осязает чувство, “видит только рассудок”).
Музыкальная форма схватывается интеллектом, устанавливает, “видит” интеллект, потом может и ухо зафиксировать. Видна неотделимость формы от содержания. Форма всегда содержательна, точно также как содержание всегда формально. В исполняемом музыкальном произведении два содержания – авторское, и то, которое воспроизводится исполнителем. Художественное исполнение - всегда присутствие художника в исполняемом произведении, исполнительское “я”, его миропонимание, его интерпретация всегда присутствует. Чем личное исполнение ярче, тем рельефнее присутствие исполнительского “я” в исполняемом произведении. Как эти два содержания соотносятся между собой (композиторское и исполнительское).
Сущность – глубинное в предмете, скелет, ядро. Сущность содержания в искусстве является тема и идея.
Содержание – весь образный строй (живопись, скульптура, архитектура).
Разница между явлением и формой: и то, и другое фиксируется органами чувств. Явление и форма – созданы и существуют для разных целей. Играют разную роль. Во всех процессах есть внутреннее и внешнее, все, что есть, выражает характер организации материала.
Содержание всецело оформлено, форма всегда содержательна. Первичным всегда является содержание, вторичным – форма. Диалектика содержания и формы проявляется в следующем: одно и то же явление в разных отношениях может выступать то как форма, то как содержание. В анализе музыкальных форм музыкальная форма – это содержание.
Закон или необходимость состоит в том, что, допуская для отдельных событий множество возможностей, он ставит им пределы, определяет границу между возможным и невозможным. Например, продолжительность жизни особи может иметь бесчисленное множество определённых, конечных значений, для особи невозможно бессмертие.
Таким образом, необходимость осуществляется лишь во множестве случайностей, а каждая случайность есть одно из проявлений необходимости. Нет фактов абсолютно случайных, но и нет фактов фатально неотвратимых. Каждый факт и необходим – он есть исполнение закона, и случаен – в нём проявляется отклонение от закона, не во власти людей отменить или изменить законы природы и общественного развития, но в допускаемых этими законами пределах они своей деятельностью могут изменить факты. Следовательно, необходимость и случайность – диалектические противоположности, не существующие друг без друга.
Маркс говорил о том, что задача науки состоит в том, чтобы вскрыть в случайных связях явлений их необходимую основу. Наука прекращается там, где теряет силу необходимая связь. Каким бы сложным ни было то или иное явление, от какого бы множества не зависело его развитие, оно, в конце концов, управляется объективными законами. Диалектический материализм помогает понять не только связь, но и взаимопереходы необходимости и случайности. Современная наука обогащает диалектико-материалистические выводы о сущности необходимости и случайности новыми данными (теория вероятности, статистическая и динамическая закономерность).
12. Пифагорейская школа: философия числа; число как выражение закономерности строения мира; воззрения в области искусства и эстетики
Пифагор впервые представил идеалистическую теорию. Он жил в 6 в до н.э. и был приблизительно современником Анаксимена и Анаксимандра. Трудно установить его подлинные воззрения, т.к. древнегреческие литераторы 2-3 вв. до н.э. добавили много несвойственной ему отсебятины. Его воззрения:
1. Мир живое и огненно-шарообразное тело.
2. Пустота (воздух), проникая в тело мира, обособляет вещи в этом мире.
3. Вселенная состоит из 10 небесных сфер с десятью светилами. Каждая сфера создаёт свой характерный звук (учение о небесной гармонии, о музыке сфер).
Он верил в переселение души человека после смерти.
Философия числа заключалась в том, что пифагорейцы считали основой мира не материальное начало (как представители милетской школы), а число.
1 – мать всех богов, всеобщая манада.
2 – принцип отрицательности.
3 – реальное пространство имеют три параметра (шар – самое прекрасное тело, а плоскость - круг).
Всем числам, вплоть до 10, пифагорейцы придавали особое магическое значение.
10 – священная декада, основа мистической природы чисел, образ всей вселенной.
Много внимания уделяли геометрии.
Точка – единица;
Линия – двойка;
Плоскость – тройка.
Трёхмерное тело – четвёрка.
Считается, что пифагорейцам принадлежит известная теорема, но они её задействовали у древних египтян.
Особое место – теория музыкальной архитектуры. Впервые звучит мысль о том, что высота струнного инструмента зависит от длины струны. Пифагорейцами точно установлены многие музыкальные интервалы, точно измерили четверть тона. Установили кварту, квинту, октаву. Точность была столь высока, что превышала точность новой европейской акустики. Считали, что музыка действует не только на душу, но и на тело.
Много дали золотые сечения. Пытались выяснить количественное соотношение частей тела человека, здания, скульптуры. Соотношения должны быть строго определены числами. Термин золотого сечения ввёл Леонардо да Винчи, но пифагорейцы много внесли в понимание этого термина.
Психоанализ и личность художника (литература, живопись, музыка)
Личность художника не равна произведению и не следует их отождествлять. Однако, как показывает психоанализ, личность художника непременно входит в произведение. По мнению Юнга, она относится к нему, как почка к дереву, которое питается её соками.
З. Фрейд «Достоевский и отцеубийство». Достоевский – художник, невротик, моралист и грешник. Его следует отнести к так называемым импульсивным характерам. Достоевскому хотелось бы выделить 4 лика: художника, невротика моралиста и грешника. Выбор художником литературного материала… страсть к карточной игре… невроз (с потерей сознания) и стереоэпилепсия. Смерть отца (убийство), как тяжёлая травма в реакции на которую – центр тяжести невроза. Факт его неординарного чувства вины, как и мазохистского образа жизни, мы объясняем особо сильным женским компонентом (роль мужской жизни в его жизни). «Братья Карамазовы» - сцена Дмитрия со старцем, страсть к игре как оживание забытых детских переживаний.
З. Фрейд «Воспоминания о Леонардо да Винчи и раннем детстве». Рассматривал улыбку Джоконды. Л. да Винчи первые три года жил с матерью Каториной, будучи незаконным сыном – проблемы решал по-своему.
34. Современная мировая философия: позитивизм и неопозитивизм. Прагматизм
Позитивизм возник в 30-е годы XIX в. Основатель – француз Огюст Конт. Мысли, полученные от наук, ориентированы на научную основу. Наука в XIX в. – мощный фактор. Учение развили Миль, Спенсер; вторая волна – Мох и Эвинариусс.
Неклассическое открытие картины мира Эйнштейна (переход от материи к энергии), теории Ренсона. В ХХ в. неклассицизм представлен в формах неопозитивизма, постмодернизма, в области логики.
Огюст Конт выдвигает идею о трёх стадиях развития человечества:
1. Геологическая (иллюзорное объяснение картины мира) – такими методами пользуется религия.
2. Метафизическая – попытка объяснить мир с помощью умозрения. Знания становятся рабом абстрактных сфер, иллюзий, ума.
3. Позитивная – наука, которая даёт знания конкретных вещей, методы конкретных наук, абсолютизируя метод отдельных наук, отдельных вещей.
Искусство уйдёт от обобщения, будет работать с единичной вещью. Большое внимание к физиологии (человек рассматривается в зависимости от обстоятельств). Основа понимания человека – исследование биологии, наследственности.
Глава эстетики позитивизма – Ипполит Тен, считающий, что для искусства предметом является только человек. Методология художественного произведения – погружение в глубинные пласты человеческой психики. Глубиной этих пластов определяется глубина искусства.
1. Пласт “обстоятельства и условия, среда” (имеет внешние уровни);
2. Пласт времени;
3. Особенности периода (эпоха Средневековья, Возрождения, Новое время);
4. Национально предназначенный человеку народ – в области характера (национальный характер), глубинные стереотипы;
5. Раса (индоевропейская);
6. Эпос (то, что характеризует человека как существо).
По Тену – что художник может раскрыть, если произведение – конкретная однодневность: если человеку удаётся вывести на все уровни, то произведение гениально.
Характерные черты эстетики:
1. Абсолютные, конкретные вещи, единичные факты;
2. Искусство понимается не как художественное творчество, а как научное исследование;
3. Нет места фантазии, т.к. главное – достоверность;
4. Объектом становится человек как организм (принцип редуцирования). Это воплотилось в двух
направлениях:
1. натурализм;
2. импрессионизм.
22. Рене Декарт: учение о природе; механицизм; дуализм
ДЕКАРТ Рене, в латинском написании Картезий (1596-1650) - французский философ, математик, физик, физиолог. Учился в иезуитской коллегии Ла Флеш. После службы в армии переселился в Нидерланды - передовую капиталистическую страну того времени, где провел 20 лет в уединенных научных и философских занятиях. Преследования нидерландских богословов вынудили его переехать в Швецию (1649), где он и умер. Философия Декарта связана с его математикой, космогонией и физикой. В математике Декарт - один из создателей аналитической геометрии. В механике он указал на относительность движения и покоя, сформулировал общий закон действия и противодействия, а также закон сохранения полного количества движения при ударе двух неупругих тел. В космогонии он развил новую для науки идею естественного развития солнечной системы; основной формой движения космической материи, обусловливающего строение мира и происхождение небесных тел, он считал вихревое движение ее частиц. Эта гипотеза способствовала в дальнейшем диалектическому пониманию природы, хотя сам Декарт понимал развитие еще механистически.
В зависимости от математических и физических исследований Декарта сложилось его учение о материи, или о телесной субстанции. Декарт отождествил материю с протяжением. Это означало, что всякая протяженность телесна и абсолютно пустого пространства не существует, а плотность и геометрические свойства составляют всю сущность телесности. В материалистическую физику Декарта вторгается, однако, дуализм: общая причина движения, по Декарту, - бог; он сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет в ней одно и то же общее количество движения и покоя.
В физиологии Декарт установил схему двигательных реакций, представляющую одно из первых научных описаний рефлекторного акта. Однако материалистическая физиология Декарта выступала в противоречивом сочетании с учением о нематериальности души: в отличие от тела, сущность которого в протяжении, сущность души, по Декарту, в мышлении. В животных Декарт видел лишь сложные автоматы, лишенные души и способности мыслить. Вместе с Ф. Бэконом Декарт конечную задачу знания видел в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании природы человека. Для достижения этой задачи Декарт считал необходимым предварительно усомниться во всем наличном существовании. Это сомнение не есть неверие в непознаваемость всего сущего, но лишь прием для нахождения безусловно достоверного начала знания. Таким началом Декарт считал положение “мыслю, следовательно, существую”. Исходя из этого тезиса, Декарт пытался вывести также существование бога, а затем убеждение в реальности внешнего мира.
– Конец работы –
Используемые теги: Зачатки, философии, сфере, религиозно-мифологического, миросозерцания0.082
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Зачатки философии в сфере религиозно-мифологического миросозерцания
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов