рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Зачатки философии в сфере религиозно-мифологического миросозерцания

Зачатки философии в сфере религиозно-мифологического миросозерцания - раздел Философия, Зачатки философии в сфере религиозно-мифологического миросозерцания История Любой Науки Важна Не Столько Как История, Сколько Чтоб Лучше Понять, ...

История любой науки важна не столько как история, сколько чтоб лучше понять, что это за наука, т.к. всякая наука формировалась исторически и является достижением предыдущего этапа развития. Логическое – результат исторического развития. Для философии это важно понять, чтоб понять, что такое философия, из каких источников она формировалась. Если физику и математику можно изучить без истории, то философию понять особо трудно, не вдаваясь в историю.

История возникновения философии очень поучительна и проливает свет на то, что есть философия. Поиски начала чего-либо самые трудные, т.к. добираясь до истоков явления, мы встречаемся не с источниками явления, а с явлением, которое нуждается в объяснении его источников. Нет абсолютного начала. Философия постепенно формировалась из таких форм общественного сознания, мышления человечества, которые философией сами по себе не являются. Философия формировалась из недр религии и мифологии. Философское мышление зрело, становилось само собой на материале религии и мифологии. Религия, мифология и искусство – самые древние формы человеческого сознания. Философия возникла позднее их, хотя в истории исследований мировых культур существует 3 точки зрения, когда возникла философия:

1. Философия – самая древняя форма человеческого сознания. Уже первобытный человек исследовал явления раньше религии и искусства. У первобытного человека не испорченное наукой мышление. Малоубедительная точка зрения.

2. Философия возникла одновременно с религией и мифологией;

3. Философия возникла позднее.

Т.к. философия постепенно возникла на накопленном материале религии и мифологии, то она унаследовала важнейшие особенности религии и мифологии, которые существуют и в современной философии Если так, то нас должны заинтересовать и религия, и мифология в двух аспектах:

1. Что же они дали философии;

2. Что такое вообще религия и мифология.

Религия (мировая) –начинается с веры в сверхъестественное, не подчиняющееся естественным законам (физики, химии…). Но этого недостаточно. Если человек верует, но серьёзно не воспринимает, то он не верующей и религии в полном смысле слова нет. Должно быть чувство страха и вины перед Богом за свои грехи.

Религия появляется с веры в сверхъестественные силы и начинается это с фетишизма. В середине XIX века господствующей в мировом религиозном ведении была точка зрения Тайлера, что религия пошла от анимизма, а не от фетишизма, но её обоснованно раскритиковали. Сейчас считается, что религия произошла от фетишизма 40 – 60 тыс. лет назад. Фетиш– предмет, впервые раздвоенный на материю и дух. Но, т.к. все предметы у древних имели духовую сторону, все они были одушевлёнными. Всё в природе было живим (земля, вода, огонь, воздух…) Вначале раздвоили предметы (фетиши), а затем и весь мир на материальный и духовный (сверхъестественный) мир. Но для религиозного миросозерцания человек ещё должен быть убеждён, что сверхъестественный мир господствует перед естественным, трепетать перед ним.

Религия развивалась по цепочке фетишизм – анимизм – политеизм – развитый политеизм – монотеизм. Философия унаследовала от религии:

1. Мировоззренческий подход к окружающей действительности. Религиозная картина мира – целостная картина. Раньше была фрагментарная картина. Стремление в целостности охватить мир было унаследовано философией.

2. Философия взяла у религии раздвоение мира на 2 сферы: материю и дух. Но философия – это вторжение интеллекта, логики, разума; религия – мифологическая картина мира. Первые философы – мудрецы, переставшие просто верить в то, что предлагала религия. Они верили в раздвоенность, но подвергли сомнению, что дух первичен. Так возник основной вопрос философии: “Что первично – материя или дух?Уже в религии был этот вопрос за 10 тыс. лет до философии, но философы стали решать этот вопрос. Философы, согласившиеся с религией стали называться идеалистами (идеалистически направленные философы), а вторые, которые считали наоборот, стали материалистами. Но ещё появился дуализм, представители которого считали, что в основе мироздания лежит и материя, и дух одновременно (Рене Декарт – 2 субстанции, материя и дух, возникли одновременно).

 

 

Позже философы расчленили 3 эти сферы на течения:

- объективный, субъективный идеализм;

- стихийный, диалектический, метафизический материализм;

- различные формы дуализма.

Религия не просто расчленила мироздание на 2 сферы, но считала, что первичен духовный мир. Религия не может решить по-другому этот вопрос, т.к. она себя уничтожит. Философия, решая этот вопрос, только развивается.

Философия много унаследовала у религии и мифологии. Самые первые формы общественного сознания в обществе – религия, искусство и мифология. Раньше не было форм общественного сознания. У древних людей было утилитарно-ориентационное сознание (поиск пищи, жилища и др.). Постепенно возникли первые зачатки религиозного сознания (фетишизм, магия, анимизм, тотемизм). Религия, искусство и мифология существовали в синкретическом единстве. Особенно религия и искусство, которые лишь позже стали отделяться друг от друга

Т.к. философия постепенно формировалась из недр религии и мифологии, то она самая поздняя из форм общественного сознания.

Мифология нас интересует с двух точек зрения:

- что такое мифология вообще;

- что философия взяла у мифологии.

Объяснительная функция мифа в философии поднялась на высший уровень. Здесь философия родственна науке, т.к. основывается на рациональном чувстве, а миф близок искусству. Философия возникла из тех же потребностей объяснения мира, что и мифология. Но ведь уже есть миф, зачем тогда философия? Появилась потребность в более истинном, достоверном, убедительном объяснении мира. Человек перестаёт верить мифам. А более глубинная потребность объяснения мира удовлетворяется философией и наукой.



18. Эпоха Возрождения: воззрения Данте Алигьери (о двух началах в человеке, о его земном и божественном предназначении; гимн достоинству человека).

 

Развитие культуры материальной и духовной невозможно заключить в строгие рамки ни хронологически, ни материально. Материальная культура легко преодолевает материальные границы.

Культура Возрождения в Италии началась в 14 веке и в 15 достигла рассвета. В 16 веке – общезападное, европейское явление. Но многие ученые полагают, что Возрождение не только европейское явление, то есть понятие Возрождение трактуется расширительному. Во многих трудах рассматривается ближневосточное Возрождение, китайское, армянское, грузинское, каролинское. В культуре Китая ренессансные черты имели место в 8-12 веках по мнению востоковедов. Хронологически и территориально рамки сдвигаются, если понимать философское возрождение, возрождение науки, художественной культуры, то есть различные формы культуры возрождались не одновременно и достигали неодинакового расцвета. Классически завершенные черты оно получило в Италии. По мнению, противоположному расширительному, о Возрождении как об эпохе можно говорить только применительно к Италии.

Эпоха Возрождения – начало становления капиталистического общества. Переход от феодализма к капитализму. Резкий сдвиг в развитии производства, промышленности, торговли, естественно научного и философского знания. Переворот в экономике обусловили все другие процессы в обществе. Появилось много технических изобретений: стали применяться усовершенствованные водные и ветряные двигатели, педальный ткацкий станок, домны, порох, огнестрельное оружие ( с конца 14 века), с 40-х годов 15 века – книгопечатание. В это время бурно развивается мореплавание. Открываются новые земли. Необычный приток новой информации о мире (в 1492 г. Колумб достиг берегов Америки, 6 лет спустя португалец огибает Африку и открывает путь в Индию. В начале 16 века – первое кругосветное путешествие, в результате которого практически доказана шарообразность Земли и то, что ее окутывают океаны. В 1522 «Виктория» совершает кругосветное путешествие). Все сдвиги невозможно правильно оценить с позиции феодального мировоззрения. Этому препятствовали и религиозные взгляды, гласившие, что все уже открыто, то есть главный предмет изучения не природа, а Библия, в которой все истины зафиксированы. Это наложило отпечаток на философию Возрождения. Схоластические споры отступили на задний план, и философия, как и наука, поворачивается лицом к природе. Люди понимали, что в Библии не все можно найти. Философия стремится стать подлинной наукой, опиравшейся не на Священное Писание. Поворот от СП к природе для философии оказывается непростым.

Мировоззрение нового буржуазного общества, в связи с громадными сдвигами, выдвинуло а первый план личность индивида, который стремится разорвать оковы феодального строя, что порождает новое мировоззрение, отличное от средневекового. Оно называется – гуманизм – общественный интерес к индивиду, провозглашение человека высшей ценностью на Земле. Так развивается буржуазный индивидуализм, но не эгоизм. Индивидуализм – провозглашение ценности отдельной личности, любовь к человеку, который сам себя сформировал. Отрицаются все те связи, которые роднят индивида с его предками, которые делают его благородным. Человек, как неотразимая личность, отражен в искусстве, которое способно наиболее отразить человека со всей глубиной. Таким образом искусство – лидирующая форма общественного сознания в эпоху Возрождения (в средневековье – религия).

Возрождения – эпоха антропоцентризма. Даже создавая произведения на религиозные сюжеты, они создавали образы реальных людей, а не бесплотных духов (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Караваджо). Чтобы отобразить мимику лица человека художники и скульпторы изучают анатомию, математику и механику и используют в произведениях. Носителями культуры были одаренейшие люди. Энгельс: «Эта эпоха, которая нуждалась в титанах, породила титанов…» Представители: Л.да Винчи, Петрарка, Шекспир, Сервантес, Дюрер, Коперник, Бруно. Возрождение – расцвет музыкальной эстетики, бурное развитие светской музыки, наступление на старую церковную музыку. Распределение жанров: фротолла, виланелла. Мелодика – ведущее начало, бурное развитие полифонической музыки (Палестрина. Образ Христа часто у него – образ страдающего человека, а Мария Магдалена – жизненный образ. Орландо Лассо писал музыку на стихи Горацио, Петрарки, Вергилия.) Расцвет теории музыки и музыкальной эстетики. Царлино (16 век) – великий теоретик музыки. Ведущую роль отводил слову.

 

 

Ориентировал в музыкальной эстетике на слуховое восприятие музыки (как Л. да Винчи в живописи). Он определяет эмоционально-эстетические свойства отдельных ладов (эстетик-музыковед). Установил соотношение мелодии, гармонии и текста, разновидности контрапункта ( и двойного). Намечает принципы обращения интервалов. Именно он открыл путь к современной гармонии.

Данте. (1265-1321гг) – прославленный поэт средневековья, первый поэт Возрождения. Он и великий мыслитель. Его основные произведения: «Божественная комедия», «Пир», «Монархия». В центре его внимания как философа – человек. В эпоху Возрождения человек стал возвышаться.

1. Данте не порывает с христианской религией, он считал христианство истиной, но он дает новое изложение божественного и человеческого. Христианство средневековое видело разрыв между божественным и человеческим. По Данте человек, как и Бог, обладает творческими способностями, но меньше, чем Бог. В те времена – это еретическое заявление, которое порицалось церковью.

2. В человеке содержится два начала – божественное и природное. Природное – прежде всего его разум, ум. К блаженству ведет совершение не только божественного, но и природного ( ума) начала. Чтобы ум человека совершился, необходимо накопление знаний об окружающем мире. Официальному богословию это не нравилось. Человек является одновременно и смертным и бессмертным: природа смертна, а божественное начало бессмертно. Человек – промежуточное положение между смертным и бессмертным существованием.

Человек – два вида блаженства:

Первое связано с природным началом и заключается в проявлении собственной благодетели.

Второе – блаженство вечной жизни, осуществляется после смерти. Неземное блаженство не связано с жизнью. Неземное блаженство – аскетическая жизнь на земле, но она не обязательна. Он считал, что предназначение человека на земле – является достижение высшего предела земного совершенства, а не аскетизм. Данте связывал краткость пребывания человека на земле с тем, что за короткое время он должен успеть сделать многое. Цель жизни – его деяния (благородные). Человеческое благородство может быть настолько великим, что превзойдет благородство ангела Божия, и природное в человеке определяет характер его души, но эти два начала не всегда соединяются в нем должным образом. Т.о., Данте обосновывает вполне реальную возможность возвышения человека (в нравственных качествах) до уровня Бога. Что не согласуется с христианством. Данте : «Человек – это такое существо на земле, которое способно на самые низкие и благороднейшие поступки». Причина в том, что человек разумен.

Вывод. Историческое значение Данте в том, что он провозгласил первый гимн достоинству человека, которого религия принижала. Это находилось в контрасте со средневековьем. Он определил земное предназначение человека.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Зачатки философии в сфере религиозно-мифологического миросозерцания

На сайте allrefs.net читайте: "Зачатки философии в сфере религиозно-мифологического миросозерцания"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Зачатки философии в сфере религиозно-мифологического миросозерцания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания содержит важную особенность: если взять цепь отрицаний, то рано или поздно последующая ступень повторит исходную, но не также, а с отклонениями. Гегель пр

Сознание, его сущность и происхождение
Бытие расчленяется на материальную и духовную сферу. В учебниках бытие отождествляется с материей. Это не ошибка, а 2 различных подхода к одному и тому же. Можно под бытием понимать материю и созна

Сознание общественное и индивидуальное
Категория сущности явления: сущность и закон – одно-порядковые явления. Теория сознания отражает сущность или закон. Если в этой области владение сознанием нетеоретическое – это сознание, которое о

Единичное и общее. Причина и следствие.
Относятся к неосновным законам диалектики. Эти законы действуют в природе, в обществе и в мышлении. 1. Единичное – особенность всеобщего. 2 крайние катего

Современная мировая философия. Экзистенциализм. Фрейдизм
Экзистенциализм – направление философии второй половины XIX начала XX вв, которое противостоит позитивизму и ярко демонстрирует иррационалистическую составляющую культуры и философ

Понятие личности, человека, индивида. Роль личности в истории
ИНДИВИД (лат. individuum - неде­лимый) — 1. Единичный, отдельный объект, выделенный из определенного вида, рода или класса объектов. В современной логике

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги