рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятие личности, человека, индивида. Роль личности в истории

Понятие личности, человека, индивида. Роль личности в истории - раздел Философия, Зачатки философии в сфере религиозно-мифологического миросозерцания Индивид (Лат. Individuum - Неде­лимый) — 1...

ИНДИВИД (лат. individuum - неде­лимый) —

1. Единичный, отдельный объект, выделенный из определенного вида, рода или класса объектов. В современной логике - объект вне или внутри созна­ния, обладающий теми или иными ка­чествами и находящийся в отношениях с другими объектами, но не рассматривае­мый со стороны этих качеств и отношений.

2. Единичный представитель че­ловеческого рода, отдельно взятый че­ловек безотносительно к его реаль­ным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок — индивид, но он еще не есть человеческая ин­дивидуальность. Индивид становится инди­видуальностью по мере того, как пере­стает быть только “единицей” челове­ческого рода и приобретает относитель­ную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью. Индивид и общество находятся в диалектических взаимоотношениях. Их нельзя противо­поставлять, ибо индивид есть общественное существо и всякое проявление его жизни (даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллектив­ного ее проявления) является проявле­нием общественной жизни. Равным об­разом неправомерно отождествлять индивида и общество, ибо каждый индивид, обладая общеродовыми признаками, может высту­пать и как самобытная индивидуаль­ность.

ЧЕЛОВЕК - субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосо­циальное существо (представитель ви­да homo sapiens), генетически связан­ное с другими формами жизни, выделив­шееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладаю­щее членораздельной речью, мышле­нием и сознанием. Домарксистские и современные буржуазные философские кон­цепции человека образуют сложный конгло­мерат идей (экзистенциализм, фило­софская антропология), вращающихся вокруг двух полюсов — идеалистиче­ского, религиозно-мистического пони­мания сущности человека и натуралистиче­ского антропологизма, использующего биологизаторские подходы. Марксизм связывает понимание сущности человека с общественными условиями его функционирования и развития, сознатель­ной деятельностью, в ходе которой человек оказывается и предпосылкой и продук­том истории. По определению Маркса, “сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В сво­ей действительности она есть совокуп­ность всех общественных отношений”. Подчеркивая значение общественных связей и характеристик человека, марксизм отнюдь не нивелирует отдельных индивидов, не принижает их специфических качеств как лично­стей, наделенных присущими им характером, волей, способностями и страстями. Напротив, он обращает внимание на общие закономерности, чтобы рельефнее оттенить и сделать научно объяснимыми эти личностные качества людей. Обращаясь к социаль­ной сущности человека, марксизм вместе с тем учитывает сложные взаимодейст­вия социальных и биологических фак­торов и устанавливает примат первых. Человек как биосоциальное существо не об­ладает “двойственной природой”. Био­логические факторы имеют важное значение, действуя, однако, в “снятом виде”, через опосредствование и преоб­разование со стороны факторов соци­ального порядка.

Индивидуальное и истори­ческое развитие человека - процесс присвое­ния и воспроизведения социокультурного опыта человечества, “абсолютного движения становления” (К. Маркс) человеческого в человеке. Марксизм отвер­гает биологизаторские концепции человека и его будущего, которые порождаются сегодня, в частности, со ссылками на этологию, генетику и другие науки.

ЛИЧНОСТЬ - человеческий инди­вид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе историче­ски конкретных видов деятельности и общественных отношений. “...Сущ­ность “особой личности”, - писал Маркс, - составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физиче­ская природа, а ее социальное каче­ство…”. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами развития (ее сущностным основанием) являются не ее природ­ные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а ка­чества социально значимые - взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д. Личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интел­лектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типиче­ского), особенного (классового, на­ционального и т. д.) и отдельного (ин­дивидуального). В конкретно-истори­ческих обстоятельствах личность выступает как целостность, которая задана опреде­ленной социальной системой. Личность-это действительность индивида как социального феномена и субъекта, реа­лизующего себя в различных видах социального общения и действия. Со­циальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отно­шении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам можно в известной степени судить о внут­реннем мире человека, его духовных и нравственных качествах (как поло­жительных, так и отрицательных). Это создает возможность не только объективного познания социальных качеств личности, но и формирующего воздей­ствия на них.

Познание структуры личности возможно как в общетеоретическом плане, так и в плане эмпирических исследований тех или иных аспектов этой структуры отдельными наука­ми - биологией, психологией, физиологией, социологией, педагогикой и др. Определяющее воздействие со­циальных и природных факторов на формирование и развитие Л. проис­ходит через ее субъективность. Внут­реннее содержание личности, ее субъективный мир - это не результат механического внедрения в ее сознание многообраз­ных внешних воздействий, а итог той внутренней работы самой личности, в про­цессе которой внешнее, пройдя через субъективность Л., перерабатывается, осваивается и применяется ею в прак­тической деятельности. Сложившаяся таким образом система воспитанных и само­стоятельно выработанных индивидом социальных качеств проявляется в субъективной форме (идеи, ценнос­ти, интересы, направленность и т. д.), отражающей взаимодействие личности с ок­ружающим объективным миром. В зависимости от характера общест­венных отношений, уровня знаний и силы воли индивид обретает возмож­ность оказывать большее или меньшее влияние на факторы его развития. Понятие “личность” характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек - это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций, которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, при­надлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологи­ей и психологией. Характер миро­воззрения личности, формируемого социальным окружением, воспитанием и само­воспитанием, является одним из важ­нейших ее качеств, ее “стержнем”. Мировоззрение личности в значительной мере предопределяет направленность и осо­бенности всех социально значимых ее решений и поступков. Социальная структура личности формируется и в произ­водственной, и во внепроизводственной сферах, иными словами - как в сфере труда, так и в сферах общест­венной деятельности, семьи и быта. Степень развитости личности прямо зависит от богатства реальных общественных отношений, в которые она включена. Качественные изменения в развитии личности определяются изменениями типа общественных отношений. Эта зако­номерность лежит в основе разработок типологии личности. В классово анта­гонистических обществах развитие личности совершается противоречиво. В услови­ях антагонистического разделения тру­да происходит отчуждение труда и подчинение личности “вещным” отношениям.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Зачатки философии в сфере религиозно-мифологического миросозерцания

На сайте allrefs.net читайте: "Зачатки философии в сфере религиозно-мифологического миросозерцания"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие личности, человека, индивида. Роль личности в истории

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Зачатки философии в сфере религиозно-мифологического миросозерцания
История любой науки важна не столько как история, сколько чтоб лучше понять, что это за наука, т.к. всякая наука формировалась исторически и является достижением предыдущего этапа развития. Логичес

Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания содержит важную особенность: если взять цепь отрицаний, то рано или поздно последующая ступень повторит исходную, но не также, а с отклонениями. Гегель пр

Сознание, его сущность и происхождение
Бытие расчленяется на материальную и духовную сферу. В учебниках бытие отождествляется с материей. Это не ошибка, а 2 различных подхода к одному и тому же. Можно под бытием понимать материю и созна

Сознание общественное и индивидуальное
Категория сущности явления: сущность и закон – одно-порядковые явления. Теория сознания отражает сущность или закон. Если в этой области владение сознанием нетеоретическое – это сознание, которое о

Единичное и общее. Причина и следствие.
Относятся к неосновным законам диалектики. Эти законы действуют в природе, в обществе и в мышлении. 1. Единичное – особенность всеобщего. 2 крайние катего

Современная мировая философия. Экзистенциализм. Фрейдизм
Экзистенциализм – направление философии второй половины XIX начала XX вв, которое противостоит позитивизму и ярко демонстрирует иррационалистическую составляющую культуры и философ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги