рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вопрос о бытии Бога.

Вопрос о бытии Бога. - раздел Философия, Религия, мифология, философия как формы мировоззрения. Во Времена Патристики Широкое Распространение Получил Тезис О Том, Что Бытие ...

Во времена патристики широкое распространение получил тезис о том, что бытие Бога очевидно само по себе, т.к. каждый человек имеет какое-либо представление о нём.

Фома Аквинский выступает против этого положения. Он говорит, что положение “Бог есть” очевидно само по себе, но не для человека, т.к. человеческий разум бессилен познать сущность Бога. Для этого человеку необходимо знание признаков понятия “бог”. В этой связи Фома Аквинский выдвигает 5 доказательств бытия Бога:

1. Всё, что движется, имеет причину. Конечная причина всех движений – Бог;

2. Всё, что существует, имеет причину своего существования – и это Бог;

3. В мире существует необходимость и случайность. Но мир в целом – это Бог;

4. Всё в мире измеряется различными степенями совершенства (красота, благо, истина), но самое совершенное есть Бог;

5. Всё в мире целесообразно, значит, должна быть и высшая целесообразность, а это Бог.

Вывод: таким образом, идя по одному из пяти доказательств Бога, человек уже в состоянии приблизиться к его пониманию.

4) проблема соотношения души и тела:

1. Фома Аквинский считал, что соединение души и тела является нормальным явлением бытия.

Тело – это не оковы души, а её необходимое дополнение;

2. Главная задача Фомы – доказать бессмертие души;

3. Бог творит бестелесную душу именно для данного индивидуального тела, и она соразмерна ему;

4. Свою индивидуальность человеческая душа не теряет и после смерти тела. Но её бестелесное существование является ущербным – она должна жить в гармонии со своим телом;

5. Единство души и тела может наступить вновь только в день страшного суда, когда бестелесная душа снова вселится в своё индивидуальное тело.

5) этика:

1. Главная цель этики – созерцание Бога и подготовка к вечной посмертной жизни;

2. В этой связи Фома признаёт существование этики, ибо без неё отпадёт ответственность человека за свои поступки.

19. Эпоха Возрождения: Николай Кузанский (геоцентризм; отрицательное богословие – “учёное незнание”; космологические представления; учение о человеке и познании).

В эпоху Возрождения усиливаются процессы секуляризации – это освобождение от религии и церковных институтов. Самостоятельность по отношению к церкви приобретает не только политическая и экономическая жизнь, но и наука, философия, искусство. Новая эпоха осознаёт себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления. Если в центре внимания Средневековья – идеи Бога, и связанная с ними идея спасения человека, то в центре внимания в эпоху Возрождения оказывается человек, т.е. развивается антропоцентризм.

Основные черты антропоцентризма:

1. Осознание собственных сил, гордость и самоутверждение себя становятся отличительными качествами человека;

2. Идея человека в эпоху Возрождения: человек – разносторонняя личность (“титаны Возрождения”);

3. Основной принцип в жизнедеятельности человека: человек – творец самого себя;

4. Человек не просто удовлетворяет свои земные потребности, а в труде творит мир, создает красоту и самого себя.

Николай Кузанский. Главный его философский труд – “Об учёном познании”. Основные положения его философии:

1. Бог – абсолютное высшее бытие, а природа и человек – производные от Бога;

2. Таким образом, из предыдущей вытекает идея пантеизма – божественность природы, что отрицало сотворение мира Богом;

3. Природа безгранична в пространстве;

4. Земля – не центр мира;

5. Гносеология:

а) цель познания – бесконечное совершенствование знаний;

б) ступени познания:

- ощущения → смутные образы вещей;

- рассудок → оперирует числами и даёт вещам имена;

- разум → способен мыслить бесконечное и проникать в сущность вещей.

6. Создал диалектическое учение о совпадении противоположностей.

 

20. Эпоха Возрождения: феномен Леонардо да Винчи. Его учение об опыте; одушевлении природы; воззрения на человека (о соотношении души и тела); отношения к религии; воззрения на искусство.

В эпоху Возрождения усиливаются процессы секуляризации – это освобождение от религии и церковных институтов. Самостоятельность по отношению к церкви приобретает не только политическая и экономическая жизнь, но и наука, философия, искусство. Новая эпоха осознаёт себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления. Если в центре внимания Средневековья – идеи Бога, и связанная с ними идея спасения человека, то в центре внимания в эпоху Возрождения оказывается человек, т.е. развивается антропоцентризм.

Основные черты антропоцентризма:

5. Осознание собственных сил, гордость и самоутверждение себя становятся отличительными качествами человека;

6. Идея человека в эпоху Возрождения: человек – разносторонняя личность (“титаны Возрождения”);

7. Основной принцип в жизнедеятельности человека: человек – творец самого себя;

Человек не просто удовлетворяет свои земные потребности, а в труде творит мир, создает красоту и самого себя.

Леонардо да Винчи

1) критикует:

1. Утверждал, что божественное откровение и Священное писание не могут быть источниками познания;

2. Признаком неистинной науки считал наличие разных мнений, обилие споров, критик;

3. Выступал против астрологии, колдовства, существования бестелесных душ и всего, что с этим связано.

4. Выступал против догм, книжной учёности, мистики.

2) философия:

1. Смысл науки в практической пользе для человека;

2. Необходимо сочетать практический опыт и его научное обоснование. Это должен быть главный путь открытия новых истин (“наука – полководец, практика – солдаты”).

3. Математика – наиболее достоверная наука, необходимая для осмысления и обобщения практического опыта.

3) эстетика:

1. Искусство служит познанию реального мира;

2. Наука проникает в глубь предметов, изучает количественные закономерности, а искусство постигает качественные особенности тех же предметов.

21. Философия Нового времени: характеристика эпохи; Ф. Бэкон как рожоначальник английского материализма и экспериментальной науки; его учение о методе и “признаках”; учение о двойственности истины; человек как объект познания.

1. Формирование новой парадигмы философствования базируется на кардинальных изменениях в жизни общества Западной Европы.

Социально-экономические изменения:

Разлад феодальных отношений, рост международного производства, торговли, экономических и культурных связей между странами, интенсивное развитие экономических буржуазных отношений.

Социально-политические изменения:

- буржуазная революция в Нидерландах (ХVIв.-нач.. ХVIIв.)

- буржуазная революция в Англи (сер.. ХVIIв )

- положение и развитие капитальных отношений;

- изменения в социальной структуре общества;

- изменения в политической системе общества.

Природно-научные открытия:

- механика небесных и земных тел;

- астрономия;

- теория сопротивления материалов;

- физика: изучение электрических и магнитных явлений;

- химия.

Изменения в государственной сфере общества:

- развитие идей гуманизма эпохи Возрождения;

- отказ от натурфилософии;

- формирование новых мировоззренческих ориентиров форм мышления.

В центре природоведения этого времени находилось механика небесных и земных масс. Она приобретает преобладающее развитие и наделяет всё природоведение механическим характером.

Наиболее распространенный – экспериментальный метод: исследование стремились анализировать частные явления, процессы, факты.

Доминирующей тенденцией в развития философии XVII-XVIII вв. Стал материализм (XVII в. Работы Р. Байля).

Поскольку научная революция заняла определенное место в мировоззрении эпохи Нового времени, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания.

2. Основные направления гносеологической ориентации философов:

- эмпиризм определяет чувствительный опыт источником знания и считает, что содержание знания может быть представлено, как описание этого опыта или сведено к нему;

- рационализм определяет ум основного познания и поведения людей;

- сенсуализм определяет жизненность главной формой достоверного знания.

Исследовательские приемы:

- индукция – исследовательский прием, который обеспечивает возможность перехода от одиночных фактов к общим положениям к обобщению на основе данных опыта;

- от общего к единичному, от накопленного к теоретическому обоснованному материала, к его более последовательному изучению.

Процесс познания – диалектический, противоречивый процесс, который содержит чувствительное, эмпирическое и теоретическое познания и потому нельзя абсолютизувати индукцию или дедукцию.

Ф. Бэкон (1561-1626) – подчеркивает необходимость познавать объективно существенные вещи и явления, отказаться от схоластической оторванности от природы и человека. Источник бытия находится в чувствах, которые возникают в процессе практического влияния индивида на природу. Разработал индуктивный метод.

Декарт – “Раздумья о методе”, “Методические раздумья”, “Начала философии”. В основе мира есть независимые одна от одной субстанции: уховна, которая направляется от Бога и

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религия, мифология, философия как формы мировоззрения.

На сайте allrefs.net читайте: "Религия, мифология, философия как формы мировоззрения."

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вопрос о бытии Бога.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Религия, мифология, философия как формы мировоззрения.
Мировоззрение человека – это воззрение на мир в целом, т.е. это все знания, накопленные человека, которые составляют картину мира. Это всё то, что человек знает о мире. Это наиболее значимая информ

Структура мировоззрения
1. Его стержень – знания и представления об окружающем мире; 2. Идеи, идеалы и цели, которые человек ставит перед собой; 3. Ценности и оценки; 4. Чувства и эмоции (эмоцио

Космологические мифы. Мифологическое объяснение мифа и философское
Миф – это объяснение каких-либо событий, явлений. Миф вызвала в жизни потребность человека объяснения мира. В древности люди искали ответы на вопросы созданием мифов. Философия взяла

Зачатки философии в сфере религиозно-мифологического миросозерцания
История любой науки важна не столько как история, сколько чтоб лучше понять, что это за наука, т.к. всякая наука формировалась исторически и является достижением предыдущего этапа развития. Логичес

Предфилософия как переходная форма от релгиозно-мифологического миросозерцания к философскому мышлению.
Предфилософия – промежуточная форма, отягощённая религией и мифологической образностью. Предфилософия существовала во всех странах. У разных народов были в разной мере представлены три формы

Предфилософия Древнего Китая
Предфилософия – промежуточная форма, отягощённая религией и мифологической образностью. Предфилософия существовала во всех странах. У разных народов были в разной мере представлены три формы

Предфилософия Древней Индии
1. Философия Древней Индии самая древняя из всех философий. Небогата по количеству школ (“течений”), но по глубине философского мышления и оригинальности ей нет равных. 2. Связана с челове

Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)
Милетская школа возникла в 7 – 6 вв. до н.э. Это материализм, который признавал существование богов и считал природу одушевлённой. Первое философское учение сложилось в Милете – крупный город-полис

Бытие и его основные сферы. Материя. Субстанция.
Бытие – самая широкая категория в категориальном аппарате философии. Если наука обладает большой степенью общности (философия), то категории этой науки общие. Бытие – самое широкое понятие в мире.

Движение материи и его основные формы
Основные свойства материи (формы существования материи): движение, пространство и время. Точнее говорить, что движение – способ существования материи, а не форма. Проблема движения материи

Пространство и время
Пространство и время – формы существования материи. Существует 2 концепции: 1. Метафизическая концепция пространства и времени в истории науки и философии. Эта концепция берё

Закон единства и борьбы противоположностей
Движение – единственный способ существования материи. Оно осуществляется по цепочке количественно-качественных изменений. Источником движения и развития является борьба противоположностей (I закон)

Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания содержит важную особенность: если взять цепь отрицаний, то рано или поздно последующая ступень повторит исходную, но не также, а с отклонениями. Гегель пр

Сознание, его сущность и происхождение
Бытие расчленяется на материальную и духовную сферу. В учебниках бытие отождествляется с материей. Это не ошибка, а 2 различных подхода к одному и тому же. Можно под бытием понимать материю и созна

Закон перехода количественных изменений в качественные
Существует 3 основных закона диалектики и 7 неосновных. Философия оперирует максимально общими категориями и законами, которые являются всеобщими, универсальными, которые проявляются в при

Сознание общественное и индивидуальное
Категория сущности явления: сущность и закон – одно-порядковые явления. Теория сознания отражает сущность или закон. Если в этой области владение сознанием нетеоретическое – это сознание, которое о

Единичное и общее. Причина и следствие.
Относятся к неосновным законам диалектики. Эти законы действуют в природе, в обществе и в мышлении. 1. Единичное – особенность всеобщего. 2 крайние катего

О человеке;
Человек – это бессмертная душа и смертное тело. Человеческая душа состоит как бы из трёх частей: - высшая часть – разумная, с помощью которой созерцается вечный мир идей и

Современная мировая философия. Экзистенциализм. Фрейдизм
Экзистенциализм – направление философии второй половины XIX начала XX вв, которое противостоит позитивизму и ярко демонстрирует иррационалистическую составляющую культуры и философ

Свобода и необходимость
Свобода и необходимость – философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельно­стью людей и объективными законами природы и общества. Идеалисты в своем большинстве

Понятие практики. Формы практической деятельности
ПРАКТИКА - специфически чело­веческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная, чувственно-пред­метная деятельность. Практика есть “мате­риальная деятельность, от которой за­в

Понятие личности, человека, индивида. Роль личности в истории
ИНДИВИД (лат. individuum - неде­лимый) — 1. Единичный, отдельный объект, выделенный из определенного вида, рода или класса объектов. В современной логике

Истина в науке и художественный образ в искусстве
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - фор­ма отражения (воспроизведения) объ­ективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. Гносеологической основой пра­вильного понима

Общество как высшая форма движения материи как совокупность связей между людьми
ОБЩЕСТВО - совокупность исто­рически сложившихся форм совмест­ной деятельности людей. В более уз­ком смысле слова общество может рассмат­риваться как конкретное общество в единст­в

Возможность и действительность. Необходимость и случайность
Необходимостьи случайность – философские категории, выражающие отношение к основанию (сущности) процесса его отдельных форм (проявлений). Развитие

Формы общественного сознания. Специфика искусства
1.Категория сущности явления: сущность и закон – одно-порядковые явления. Теория сознания отражает сущность или закон. Если в этой области владение сознанием нетеоретиче

Глобальные проблемы современности
Беспрецедентный характер нынешней мировой ситуации заключается в том, что до сих пор человечество было господином творения на земле в том смысле, что ни силы природы общественного

УЧЕНИЕ КАНТА О ЗНАНИИ
Учение Канта о знании опирается на его теорию суждения. По Канту, знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится какое-то отношение или связь между двумя понятиями - субъектами и пре

УЧЕНИЕ КАНТА ОБ АПРИОРНЫХ ФОРМАХ РАССУДКА. КАТЕГОРИИ
Условием возможности априорных синтетических суждений в теоретическом естествознании являются, по Канту, категории. Это - будто бы независимые от доставляемого опытом содержания понятия рассудка, п

Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания – один из законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. Закон отрицания отрицания выражает преемственность, спиралевидно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги