рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Структура мировоззрения

Структура мировоззрения - раздел Философия, Религия, мифология, философия как формы мировоззрения. 1. Его Стержень – Знания И Представления Об Окружающем Мире; 2. Идеи...

1. Его стержень – знания и представления об окружающем мире;

2. Идеи, идеалы и цели, которые человек ставит перед собой;

3. Ценности и оценки;

4. Чувства и эмоции (эмоционально и чувственно окрашенное мировоззрение называется мироощущением. А ещё есть миропонимание, т.е. индивидуальное понимание человеком тех знаний, которыми могут обладать и другие люди. Понимание иногда зависит от теоретических знаний в этой области).

5. Понимание. Оно зависит как раз от знания немногого обо всём. Следовательно – это миропонимание.

6. Убеждения. Это не(?) те знания, которые человек пропустил через себя, согласился с ними и руководствуется ими в своих поступках (например, человек знает о религии, но по убеждению он атеист. И, наоборот, зная об атеизме - верует). Если человек не меняет убеждений – он догматик. Убеждения – один из стержней мировоззрения, определяющий во многом судьбу человека (Дж. Бруно погиб за свои убеждения).

Философия имеет к мировоззрению самое прямое отношение, поскольку оба они отражают мир в целом. Мировоззрение формируется у человека неизбежно: сначала теоретическое (изучение наук). Но если он не изучает философию, то у него не формируется философское мировоззрение. Равно как и чтобы иметь художественное мировоззрение, надо иметь представление об искусстве и художественных образах.

Философское мировоззрение – это взгляд на мир и его оценка сквозь призму глобальных понятий. Изучение философии даёт научное знание о мире в целом.

Религия (мировая) –начинается с веры в сверхъестественное, не подчиняющееся естественным законам (физики, химии…). Но этого недостаточно. Если человек верует, но серьёзно не воспринимает, то он не верующей и религии в полном смысле слова нет. Философия унаследовала у религиимировоззренческий подход к окружающей действительности. Религиозная картина мира – целостная картина. Раньше была фрагментарная картина. Стремление в целостности охватить мир был унаследован философией. Религия раздваивает мир на 2 сферы (что также взяла философия): материю и дух. Но философия – это вторжение интеллекта, логики, разума; религия – мифологическая картина мира.

Миф –объяснение каких-либо событий, явлений. Первые примитивные мифы появились после зачатков религии (~ период расцвета политеистических верований). Если религия – это вера в сверхъестественное – то миф – объяснение сверхъестественного (религиозные мифы). Не все мифы вышли из религии, есть мифы, не связанные с верой в сверхъестественное. Миф, как единственное достаточное объяснение мира для древнего человека существовал, пока не начался процесс развития естественных научных знаний (география, физика, химия).Теперь миф, как объяснение мира, теряет своё значение.

 

2.Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии.

Религия (мировая) –начинается с веры в сверхъестественное, не подчиняющееся естественным законам (физики, химии…). Но этого недостаточно. Если человек верует, но серьёзно не воспринимает, то он не верующей и религии в полном смысле слова нет. Должно быть чувство страха и вины перед Богом за свои грехи.

Религия появляется с веры в сверхъестественные силы и начинается это с фетишизма. В середине XIX века господствующей в мировом религиозном ведении была точка зрения Тайлера, что религия пошла от анимизма, а не от фетишизма, но её обоснованно раскритиковали. Сейчас считается, что религия произошла от фетишизма 40 – 60 тыс. лет назад. Фетиш– предмет, впервые раздвоенный на материю и дух. Но, т.к. все предметы у древних имели духовую сторону, все они были одушевлёнными. Всё в природе было живим (земля, вода, огонь, воздух…) Вначале раздвоили предметы (фетиши), а затем и весь мир на материальный и духовный (сверхъестественный) мир. Но для религиозного миросозерцания человек ещё должен быть убеждён, что сверхъестественный мир господствует перед естественным, трепетать перед ним.

Религиозная картина мира – целостная картина. Раньше была фрагментарная картина. Стремление в целостности охватить мир был унаследован философией. Религия раздваивает мир на 2 сферы: материю и дух. Но философия – это вторжение интеллекта, логики, разума; религия – мифологическая картина мира.

Цепочка развития религии: фетишизм, анимизм, политеизм, развитый политеизм, монотеизм. Она свидетельствует о том, что человек всё лучше и лучше понимает о Боге. Те. Представление о Боге развивается как, скажем, наука.

Что философия унаследовала от религии:

1. Мировоззренческий подход к окружающей действительности. Религиозная картина мира – целостная картина. Раньше была фрагментарная картина. Стремление в целостности охватить мир был унаследован философией.

2. Философия взяла у религии раздвоение мира на 2 сферы: материю и дух. Но философия – это вторжение интеллекта, логики, разума; религия – мифологическая картина мира. Первые философы – мудрецы, переставшие просто верить в то, что предлагала религия. Они верили в раздвоенность, но подвергли сомнению, что дух первичен. Так возник основной вопрос философии: “Что первично – материя или дух?Уже в религии был этот вопрос за 10 тыс. лет до философии, но философы стали решать этот вопрос. Философы, согласившиеся с религией стали называться идеалистами (идеалистически направленные философы), а вторые, которые считали наоборот, стали материалистами. Но ещё появился дуализм, представители которого считали, что в основе мироздания лежит и материя, и дух одновременно (Рене Декарт – 2 субстанции, материя и дух, возникли одновременно).

Позже философы расчленили 3 эти сферы на течения:

1. объективный, субъективный идеализм;

2. стихийный, диалектический, метафизический материализм;

3. различные формы дуализма.

Религия не просто расчленила мироздание на 2 сферы, но считала, что первичен духовный мир. Религия не может решить по-другому этот вопрос, т.к. она себя уничтожит. Философия, решая этот вопрос, только развивается.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религия, мифология, философия как формы мировоззрения.

На сайте allrefs.net читайте: "Религия, мифология, философия как формы мировоззрения."

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Структура мировоззрения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Религия, мифология, философия как формы мировоззрения.
Мировоззрение человека – это воззрение на мир в целом, т.е. это все знания, накопленные человека, которые составляют картину мира. Это всё то, что человек знает о мире. Это наиболее значимая информ

Космологические мифы. Мифологическое объяснение мифа и философское
Миф – это объяснение каких-либо событий, явлений. Миф вызвала в жизни потребность человека объяснения мира. В древности люди искали ответы на вопросы созданием мифов. Философия взяла

Зачатки философии в сфере религиозно-мифологического миросозерцания
История любой науки важна не столько как история, сколько чтоб лучше понять, что это за наука, т.к. всякая наука формировалась исторически и является достижением предыдущего этапа развития. Логичес

Предфилософия как переходная форма от релгиозно-мифологического миросозерцания к философскому мышлению.
Предфилософия – промежуточная форма, отягощённая религией и мифологической образностью. Предфилософия существовала во всех странах. У разных народов были в разной мере представлены три формы

Предфилософия Древнего Китая
Предфилософия – промежуточная форма, отягощённая религией и мифологической образностью. Предфилософия существовала во всех странах. У разных народов были в разной мере представлены три формы

Предфилософия Древней Индии
1. Философия Древней Индии самая древняя из всех философий. Небогата по количеству школ (“течений”), но по глубине философского мышления и оригинальности ей нет равных. 2. Связана с челове

Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)
Милетская школа возникла в 7 – 6 вв. до н.э. Это материализм, который признавал существование богов и считал природу одушевлённой. Первое философское учение сложилось в Милете – крупный город-полис

Бытие и его основные сферы. Материя. Субстанция.
Бытие – самая широкая категория в категориальном аппарате философии. Если наука обладает большой степенью общности (философия), то категории этой науки общие. Бытие – самое широкое понятие в мире.

Движение материи и его основные формы
Основные свойства материи (формы существования материи): движение, пространство и время. Точнее говорить, что движение – способ существования материи, а не форма. Проблема движения материи

Пространство и время
Пространство и время – формы существования материи. Существует 2 концепции: 1. Метафизическая концепция пространства и времени в истории науки и философии. Эта концепция берё

Закон единства и борьбы противоположностей
Движение – единственный способ существования материи. Оно осуществляется по цепочке количественно-качественных изменений. Источником движения и развития является борьба противоположностей (I закон)

Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания содержит важную особенность: если взять цепь отрицаний, то рано или поздно последующая ступень повторит исходную, но не также, а с отклонениями. Гегель пр

Сознание, его сущность и происхождение
Бытие расчленяется на материальную и духовную сферу. В учебниках бытие отождествляется с материей. Это не ошибка, а 2 различных подхода к одному и тому же. Можно под бытием понимать материю и созна

Закон перехода количественных изменений в качественные
Существует 3 основных закона диалектики и 7 неосновных. Философия оперирует максимально общими категориями и законами, которые являются всеобщими, универсальными, которые проявляются в при

Сознание общественное и индивидуальное
Категория сущности явления: сущность и закон – одно-порядковые явления. Теория сознания отражает сущность или закон. Если в этой области владение сознанием нетеоретическое – это сознание, которое о

Единичное и общее. Причина и следствие.
Относятся к неосновным законам диалектики. Эти законы действуют в природе, в обществе и в мышлении. 1. Единичное – особенность всеобщего. 2 крайние катего

О человеке;
Человек – это бессмертная душа и смертное тело. Человеческая душа состоит как бы из трёх частей: - высшая часть – разумная, с помощью которой созерцается вечный мир идей и

Вопрос о бытии Бога.
Во времена патристики широкое распространение получил тезис о том, что бытие Бога очевидно само по себе, т.к. каждый человек имеет какое-либо представление о нём. Фома Аквинский выступает

Современная мировая философия. Экзистенциализм. Фрейдизм
Экзистенциализм – направление философии второй половины XIX начала XX вв, которое противостоит позитивизму и ярко демонстрирует иррационалистическую составляющую культуры и философ

Свобода и необходимость
Свобода и необходимость – философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельно­стью людей и объективными законами природы и общества. Идеалисты в своем большинстве

Понятие практики. Формы практической деятельности
ПРАКТИКА - специфически чело­веческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная, чувственно-пред­метная деятельность. Практика есть “мате­риальная деятельность, от которой за­в

Понятие личности, человека, индивида. Роль личности в истории
ИНДИВИД (лат. individuum - неде­лимый) — 1. Единичный, отдельный объект, выделенный из определенного вида, рода или класса объектов. В современной логике

Истина в науке и художественный образ в искусстве
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - фор­ма отражения (воспроизведения) объ­ективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. Гносеологической основой пра­вильного понима

Общество как высшая форма движения материи как совокупность связей между людьми
ОБЩЕСТВО - совокупность исто­рически сложившихся форм совмест­ной деятельности людей. В более уз­ком смысле слова общество может рассмат­риваться как конкретное общество в единст­в

Возможность и действительность. Необходимость и случайность
Необходимостьи случайность – философские категории, выражающие отношение к основанию (сущности) процесса его отдельных форм (проявлений). Развитие

Формы общественного сознания. Специфика искусства
1.Категория сущности явления: сущность и закон – одно-порядковые явления. Теория сознания отражает сущность или закон. Если в этой области владение сознанием нетеоретиче

Глобальные проблемы современности
Беспрецедентный характер нынешней мировой ситуации заключается в том, что до сих пор человечество было господином творения на земле в том смысле, что ни силы природы общественного

УЧЕНИЕ КАНТА О ЗНАНИИ
Учение Канта о знании опирается на его теорию суждения. По Канту, знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится какое-то отношение или связь между двумя понятиями - субъектами и пре

УЧЕНИЕ КАНТА ОБ АПРИОРНЫХ ФОРМАХ РАССУДКА. КАТЕГОРИИ
Условием возможности априорных синтетических суждений в теоретическом естествознании являются, по Канту, категории. Это - будто бы независимые от доставляемого опытом содержания понятия рассудка, п

Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания – один из законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. Закон отрицания отрицания выражает преемственность, спиралевидно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги