рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Истина в науке и художественный образ в искусстве

Истина в науке и художественный образ в искусстве - раздел Философия, Религия, мифология, философия как формы мировоззрения. Художественный Образ - Фор­ма Отражения (Воспроизведения) Объ­ективной Действ...

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - фор­ма отражения (воспроизведения) объ­ективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. Гносеологической основой пра­вильного понимания сущности художественного образа является марксистско-ленинская тео­рия отражения. В художественном образе осваивается и перерабатывается творческой фантази­ей, воображением, талантом и мастер­ством художника специфический пред­мет искусства - жизнь во всем ее эстетическом многообразии и богатст­ве, в ее гармонической целостности и драматических коллизиях. Художественный образ представляет собой неразрывное, взаимо­проникающее единство объективного и субъективного, логического и чувст­венного, рационального и эмоциональ­ного, опосредствованного и непосред­ственного, абстрактного и конкретно­го, общего и индивидуального, необ­ходимого и случайного, внутреннего (закономерного) и внешнего, целого и части, сущности и явления, содержа­ния и формы. Благодаря слиянию в ходе творческого процесса этих проти­воположных сторон в единый, целост­ный, живой образ искусства художник получает возможность достигнуть яркого, эмоционально насыщенного, поэтически проникновенного и в то же время глубоко одухотворенного, дра­матически напряженного воспроизведе­ния жизни человека, его деятельности и борьбы, радостей и поражений, поис­ков и надежд. На основе этого слияния, воплощаемого при помощи специфиче­ских для каждого вида искусства ма­териальных средств (слово, ритм, звукоинтонация, рисунок, цвет, свет и тень, линейные соотношения, пласти­ка, пропорциональность, масштабность, мизансцена, мимика, киномонтаж, крупный план, ракурс и т. д.), созда­ются образы-характеры, образы-собы­тия, образы-обстоятельства, образы-конфликты, образы-детали, выражаю­щие определенные эстетические идеи и чувства. Именно с системой художественных образов связана способность искусства осуще­ствлять свою специфическую функ­цию — доставлять человеку (читателю, зрителю, слушателю) глубокое эстети­ческое наслаждение, пробуждать в нем художника, способного творить по за­конам красоты и вносить красоту в жизнь. Через эту единую эстетическую функцию искусства посредством систе­мы художественных образов проявляются его познаватель­ное значение, мощное идейно-воспита­тельное, политическое, нравственное воздействие на людей.

Из того, что искусство служит средством самовыражения человечества, следует и то, что предметом искусства являются как отношения человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях — психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. Гуманитарные науки также имеют своим предметом человека: существуют и психология, и социология, и этика, но все они рассматривают его с какой-либо одной и при­том сознательно ограниченной точки зрения. Искусство же не только берет человека в его цельности, но затрагивает и все самые глубокие и еще неизведанные наукой пласты того удиви­тельнейшего феномена в мире, которым является человек — тайна тайн природы.

Специфика языка искусства со времен Гегеля, определяв­шего искусство как «мышление в образах», чаще всего опи­сывается через художественный образ, метафору, символ, миф и другие аналогичные художественные приемы. В самом общем смысле специфику художественных приемов можно определить так. Если в науке мышление осуществляется с помощью поня­тий, обобщающих единичные явления до бесплотной катего­рии, то художественное обобщение осуществляется с помощью сохраняющего непосредственную наглядность образа явления. Мышление единичными категориями, за которыми вместе с тем отчетливо ощущается символическая художественная обоб­щенность, придает искусству необычайную силу, приравниваю­щую его к самой жизни. Образ, согласно Гегелю, «являет наше­му взору не абстрактную сущность, а конкретную ее действи­тельность...»

 

Отметим еще одну специфическую черту искусства. Если практически во всех других видах духовной деятельности (на­пример, в науке) вымысел противоречит цели этой деятельности, то в искусстве наоборот: вымысел является одним из самых действенных эстетических приемов. Необходимо только четко отличать вымысел как художественный прием от ложного обоб­щения: вымысел строится как естественная, но не обязательно действительно имевшая место связь единичных событий, ко­торые являются особым художественным обобщением в виде единичного образа множества реально существовавших явле­ний.

В науке предпо­лагается неизменность и единственность исходной точки зрения, которая мыслится как бесстрастное описание объекта с помощью логического развертывания текста. Несмотря на возможность постоянно сменять точки зрения, в искусстве, как нигде боль­ше, необходима личностная позиция автора — без нее искус­ство лишается внутреннего нерва и не трогает читателя.

Кто-то верно сказал, что «если наука — это мы, то искусство — это я». Если в науке чем обобщенней и абсолютной вывод, тем меньше мы можем по его форме определить автора этого вывода, потому что язык науки безличностен, то в искусстве наоборот:

чем значительней произведение, тем отчетливей в нем просту­пает личностный почерк его создателя. Если бы Ч. Дарвин или Д. И. Менделеев не открыли известных законов, то эти законы все равно были бы когда-нибудь открыты другими учеными. Но если бы не было У. Шекспира и Ф. М. Достоевского, то их никто бы не заменил. Искусство, конечно, не прекратило бы своего существования, но в нем не было бы именно таких открытий и именно таких художественных обобщений, которые мы связываем с этими именами.

Из сказанного следует, что к числу специфичных проявле­ний искусства относятся также его формальные стороны. Так, в отличие от нехудожественного использования языка, где ос­новная смысловая нагрузка в основном лежит, как уже гово­рилось, на прямых значениях используемых слов, в литературе смысловое богатство текста неизмеримо возрастает за счет не только фундаментальной установки на образность, но и много­образных формальных приемов, часто имеющих к тому же са­мостоятельную эстетическую значимость, то есть придающих произведению ту неуловимую тональность, которая и создает эстетическое наслаждение. Только в последнее время наука приблизилась, например, к решению загадки ритма, который из­начально использовался в эстетических целях. Совершенство формальных приемов искусства часто переносится и на другие области человеческой деятельности. Многие ученые считали, что истинная теория не может быть некрасивой, и тогда, когда ученому удается «ухватить» кусочек истины, она всегда вопло­щается в совершенную форму. Ритмические, гармонические и другие формальные закономерности, используемые в искусстве, нередко способствовали научным открытиям. Недаром математика рождалась как теория прежде всего музыкальных законо­мерностей. В этом заключается большая эвристическая сила ис­кусства.

Искусство подделать нельзя, и во многом это объясняется именно тем, что искусство есть особая — художественная — форма познания мира. Подделки под искусство чаще всего представляют собой неумелые попытки втиснуть пусть даже правильную и этически бесспорную мысль в художественно бес­сильную форму. В таких случаях искусство мстит: вместо эсте­тического сопереживания читатель испытывает раздражение от профанации высоких идей.

Итак, специфика искусства заключена в следующем. Пред­метом искусства является сам человек в его взаимоотношениях с миром, который в отличие от частных гуманитарных наук рас­сматривается здесь в своем целостном виде. К специфическим свойствам искусства относятся: 1) особый язык (установка на образность в отличие от обобщенных категорий и понятий нау­ки); 2) особый способ обобщения (общее через индивидуально-частное, а не частное через общее, как в науке); 3) использова­ние художественного вымысла (что запрещается в науке);

4) личностный способ выражения (в отличие от безличностного стиля науки); 5) повышенное значение формы (без формы нет искусства, наука же практически безразлична к форме): 6) использование скрытых от научного обобщения пластов челове­ческого сознания, что придает искусству большую эвристичес­кую силу. Искусство — это не деятельность, сопряженная с достижением одного только эстетического удовлетворения, но наряду с наукой особая форма познания мира.


 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религия, мифология, философия как формы мировоззрения.

На сайте allrefs.net читайте: "Религия, мифология, философия как формы мировоззрения."

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Истина в науке и художественный образ в искусстве

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Религия, мифология, философия как формы мировоззрения.
Мировоззрение человека – это воззрение на мир в целом, т.е. это все знания, накопленные человека, которые составляют картину мира. Это всё то, что человек знает о мире. Это наиболее значимая информ

Структура мировоззрения
1. Его стержень – знания и представления об окружающем мире; 2. Идеи, идеалы и цели, которые человек ставит перед собой; 3. Ценности и оценки; 4. Чувства и эмоции (эмоцио

Космологические мифы. Мифологическое объяснение мифа и философское
Миф – это объяснение каких-либо событий, явлений. Миф вызвала в жизни потребность человека объяснения мира. В древности люди искали ответы на вопросы созданием мифов. Философия взяла

Зачатки философии в сфере религиозно-мифологического миросозерцания
История любой науки важна не столько как история, сколько чтоб лучше понять, что это за наука, т.к. всякая наука формировалась исторически и является достижением предыдущего этапа развития. Логичес

Предфилософия как переходная форма от релгиозно-мифологического миросозерцания к философскому мышлению.
Предфилософия – промежуточная форма, отягощённая религией и мифологической образностью. Предфилософия существовала во всех странах. У разных народов были в разной мере представлены три формы

Предфилософия Древнего Китая
Предфилософия – промежуточная форма, отягощённая религией и мифологической образностью. Предфилософия существовала во всех странах. У разных народов были в разной мере представлены три формы

Предфилософия Древней Индии
1. Философия Древней Индии самая древняя из всех философий. Небогата по количеству школ (“течений”), но по глубине философского мышления и оригинальности ей нет равных. 2. Связана с челове

Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)
Милетская школа возникла в 7 – 6 вв. до н.э. Это материализм, который признавал существование богов и считал природу одушевлённой. Первое философское учение сложилось в Милете – крупный город-полис

Бытие и его основные сферы. Материя. Субстанция.
Бытие – самая широкая категория в категориальном аппарате философии. Если наука обладает большой степенью общности (философия), то категории этой науки общие. Бытие – самое широкое понятие в мире.

Движение материи и его основные формы
Основные свойства материи (формы существования материи): движение, пространство и время. Точнее говорить, что движение – способ существования материи, а не форма. Проблема движения материи

Пространство и время
Пространство и время – формы существования материи. Существует 2 концепции: 1. Метафизическая концепция пространства и времени в истории науки и философии. Эта концепция берё

Закон единства и борьбы противоположностей
Движение – единственный способ существования материи. Оно осуществляется по цепочке количественно-качественных изменений. Источником движения и развития является борьба противоположностей (I закон)

Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания содержит важную особенность: если взять цепь отрицаний, то рано или поздно последующая ступень повторит исходную, но не также, а с отклонениями. Гегель пр

Сознание, его сущность и происхождение
Бытие расчленяется на материальную и духовную сферу. В учебниках бытие отождествляется с материей. Это не ошибка, а 2 различных подхода к одному и тому же. Можно под бытием понимать материю и созна

Закон перехода количественных изменений в качественные
Существует 3 основных закона диалектики и 7 неосновных. Философия оперирует максимально общими категориями и законами, которые являются всеобщими, универсальными, которые проявляются в при

Сознание общественное и индивидуальное
Категория сущности явления: сущность и закон – одно-порядковые явления. Теория сознания отражает сущность или закон. Если в этой области владение сознанием нетеоретическое – это сознание, которое о

Единичное и общее. Причина и следствие.
Относятся к неосновным законам диалектики. Эти законы действуют в природе, в обществе и в мышлении. 1. Единичное – особенность всеобщего. 2 крайние катего

О человеке;
Человек – это бессмертная душа и смертное тело. Человеческая душа состоит как бы из трёх частей: - высшая часть – разумная, с помощью которой созерцается вечный мир идей и

Вопрос о бытии Бога.
Во времена патристики широкое распространение получил тезис о том, что бытие Бога очевидно само по себе, т.к. каждый человек имеет какое-либо представление о нём. Фома Аквинский выступает

Современная мировая философия. Экзистенциализм. Фрейдизм
Экзистенциализм – направление философии второй половины XIX начала XX вв, которое противостоит позитивизму и ярко демонстрирует иррационалистическую составляющую культуры и философ

Свобода и необходимость
Свобода и необходимость – философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельно­стью людей и объективными законами природы и общества. Идеалисты в своем большинстве

Понятие практики. Формы практической деятельности
ПРАКТИКА - специфически чело­веческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная, чувственно-пред­метная деятельность. Практика есть “мате­риальная деятельность, от которой за­в

Понятие личности, человека, индивида. Роль личности в истории
ИНДИВИД (лат. individuum - неде­лимый) — 1. Единичный, отдельный объект, выделенный из определенного вида, рода или класса объектов. В современной логике

Общество как высшая форма движения материи как совокупность связей между людьми
ОБЩЕСТВО - совокупность исто­рически сложившихся форм совмест­ной деятельности людей. В более уз­ком смысле слова общество может рассмат­риваться как конкретное общество в единст­в

Возможность и действительность. Необходимость и случайность
Необходимостьи случайность – философские категории, выражающие отношение к основанию (сущности) процесса его отдельных форм (проявлений). Развитие

Формы общественного сознания. Специфика искусства
1.Категория сущности явления: сущность и закон – одно-порядковые явления. Теория сознания отражает сущность или закон. Если в этой области владение сознанием нетеоретиче

Глобальные проблемы современности
Беспрецедентный характер нынешней мировой ситуации заключается в том, что до сих пор человечество было господином творения на земле в том смысле, что ни силы природы общественного

УЧЕНИЕ КАНТА О ЗНАНИИ
Учение Канта о знании опирается на его теорию суждения. По Канту, знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится какое-то отношение или связь между двумя понятиями - субъектами и пре

УЧЕНИЕ КАНТА ОБ АПРИОРНЫХ ФОРМАХ РАССУДКА. КАТЕГОРИИ
Условием возможности априорных синтетических суждений в теоретическом естествознании являются, по Канту, категории. Это - будто бы независимые от доставляемого опытом содержания понятия рассудка, п

Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания – один из законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. Закон отрицания отрицания выражает преемственность, спиралевидно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги