рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Формы общественного сознания. Специфика искусства

Формы общественного сознания. Специфика искусства - раздел Философия, Религия, мифология, философия как формы мировоззрения. 1.Категория Сущности Явления: Сущность И Закон – ...

1.Категория сущности явления: сущность и закон – одно-порядковые явления. Теория сознания отражает сущность или закон. Если в этой области владение сознанием нетеоретическое – это сознание, которое отражает обыденное. Сущности явления является методом, которым мы пользуемся, чтобы определить какие-то знания.

Сознание, в том числе общественное, является отражением и диктуется тем, что отражается. Отражает разные грани общественного бытия. Бытие людей многогранно и не может быть отображено только в одной грани. Не может быть в одной форме общественного сознания. Каждая форма общественного сознания ограничена: что-то отображено лучше, что-то хуже. Поэтому существуют разные формы общественного сознания. Древние формы общественного сознания: религия, искусство, мифология. Они существуют в синкретическом единстве.

Общественное сознание – отражение общественного бытия, оно многогранно, следовательно, в одной форме общественное бытие не может быть отражено. Искусство отражает эстетические свойства действительности. Искусство не ставит себе целью показать законы бытия. Наука, нравственность – другие грани. Бытие человека было менее богатыми, функции общественного сознания (религия, мифология, искусство) отличаются по форме отражения. Человек может быть отображён и в искусстве, и в науке (в искусстве в виде художественных образов, а в науке в виде научных понятий, категорий, формул, принципов).

Общественное и индивидуальное сознание существуют в паре. Общественное сознание – сознание всего общества, индивидуальное – человека.

Общественное сознание возникает как сумма взглядов отдельных людей. Общество принимает не всё, а лишь самое ценное из сознания отдельных людей, отбрасывая отдельные предположения, принимая существенное, всеобщее, ценное.

Таким образом, общественное сознание называется общественным, потому что оно состоит из суждений отдельных личностей, индивидов. Сознание отдельного человека формируется в атмосферы всей культуры общества. Индивидуальное сознание – синтез культуры общества. Человек – общественное существо. Он сформировался в обществе.

Индивидуальное сознание существует в голове отдельных людей. Общественное сознание существует в голове отдельных людей. В голове человека 2 уровня: общественное и индивидуальное сознание.

Общественное сознание складывается из суммы всех отдельных личностей → отдельный человек формируется в атмосфере общества:

1. человек может не дотянуть до уровня развития общества (в области культуры, науки, нравственности);

2. человек достиг уровня;

3.человек опередил существующий уровень общественного сознания (люди, которые делают открытия в области науки, искусства, тянут за собой общество – локомотивы).

2. Искусство служит средством самовыражения человечества. Предметом искусства являются как отношения человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях — психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. Гуманитарные науки также имеют своим предметом человека: существуют и психология, и социология, и этика, но все они рассматривают его с какой-либо одной и при­том сознательно ограниченной точки зрения. Искусство же не только берет человека в его цельности, но затрагивает и все самые глубокие и еще неизведанные наукой пласты того удиви­тельнейшего феномена в мире, которым является человек — тайна тайн природы.

Специфика языка искусства со времен Гегеля, определяв­шего искусство как «мышление в образах», чаще всего опи­сывается через художественный образ, метафору, символ, миф и другие аналогичные художественные приемы. В самом общем смысле специфику художественных приемов можно определить так. Если в науке мышление осуществляется с помощью поня­тий, обобщающих единичные явления до бесплотной катего­рии, то художественное обобщение осуществляется с помощью сохраняющего непосредственную наглядность образа явления. Мышление единичными категориями, за которыми вместе с тем отчетливо ощущается символическая художественная обоб­щенность, придает искусству необычайную силу, приравниваю­щую его к самой жизни. Образ, согласно Гегелю, «являет наше­му взору не абстрактную сущность, а конкретную ее действи­тельность...»

 

 

Отметим еще одну специфическую черту искусства. Если практически во всех других видах духовной деятельности (на­пример, в науке) вымысел противоречит цели этой деятельности, то в искусстве наоборот: вымысел является одним из самых действенных эстетических приемов. Необходимо только четко отличать вымысел как художественный прием от ложного обоб­щения: вымысел строится как естественная, но не обязательно действительно имевшая место связь единичных событий, ко­торые являются особым художественным обобщением в виде единичного образа множества реально существовавших явле­ний.

Чем значительней произведение искусства, тем отчетливей в нем просту­пает личностный почерк его создателя. Если бы не было У. Шекспира и Ф. М. Достоевского, то их никто бы не заменил. Искусство, конечно, не прекратило бы своего существования, но в нем не было бы именно таких открытий и именно таких художественных обобщений, которые мы связываем с этими именами.

Специфика искусства заключена в следующем. Пред­метом искусства является сам человек в его взаимоотношениях с миром, который в отличие от частных гуманитарных наук рас­сматривается здесь в своем целостном виде. К специфическим свойствам искусства относятся:

1) особый язык (установка на образность в отличие от обобщенных категорий и понятий нау­ки); 2) особый способ обобщения (общее через индивидуально-частное, а не частное через общее, как в науке);

3) использова­ние художественного вымысла (что запрещается в науке);

4) личностный способ выражения (в отличие от безличностного стиля науки);

5) повышенное значение формы (без формы нет искусства, наука же практически безразлична к форме):

6) использование скрытых от научного обобщения пластов челове­ческого сознания, что придает искусству большую эвристичес­кую силу. Искусство — это не деятельность, сопряженная с достижением одного только эстетического удовлетворения, но наряду с наукой особая форма познания мира.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религия, мифология, философия как формы мировоззрения.

На сайте allrefs.net читайте: "Религия, мифология, философия как формы мировоззрения."

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Формы общественного сознания. Специфика искусства

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Религия, мифология, философия как формы мировоззрения.
Мировоззрение человека – это воззрение на мир в целом, т.е. это все знания, накопленные человека, которые составляют картину мира. Это всё то, что человек знает о мире. Это наиболее значимая информ

Структура мировоззрения
1. Его стержень – знания и представления об окружающем мире; 2. Идеи, идеалы и цели, которые человек ставит перед собой; 3. Ценности и оценки; 4. Чувства и эмоции (эмоцио

Космологические мифы. Мифологическое объяснение мифа и философское
Миф – это объяснение каких-либо событий, явлений. Миф вызвала в жизни потребность человека объяснения мира. В древности люди искали ответы на вопросы созданием мифов. Философия взяла

Зачатки философии в сфере религиозно-мифологического миросозерцания
История любой науки важна не столько как история, сколько чтоб лучше понять, что это за наука, т.к. всякая наука формировалась исторически и является достижением предыдущего этапа развития. Логичес

Предфилософия как переходная форма от релгиозно-мифологического миросозерцания к философскому мышлению.
Предфилософия – промежуточная форма, отягощённая религией и мифологической образностью. Предфилософия существовала во всех странах. У разных народов были в разной мере представлены три формы

Предфилософия Древнего Китая
Предфилософия – промежуточная форма, отягощённая религией и мифологической образностью. Предфилософия существовала во всех странах. У разных народов были в разной мере представлены три формы

Предфилософия Древней Индии
1. Философия Древней Индии самая древняя из всех философий. Небогата по количеству школ (“течений”), но по глубине философского мышления и оригинальности ей нет равных. 2. Связана с челове

Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)
Милетская школа возникла в 7 – 6 вв. до н.э. Это материализм, который признавал существование богов и считал природу одушевлённой. Первое философское учение сложилось в Милете – крупный город-полис

Бытие и его основные сферы. Материя. Субстанция.
Бытие – самая широкая категория в категориальном аппарате философии. Если наука обладает большой степенью общности (философия), то категории этой науки общие. Бытие – самое широкое понятие в мире.

Движение материи и его основные формы
Основные свойства материи (формы существования материи): движение, пространство и время. Точнее говорить, что движение – способ существования материи, а не форма. Проблема движения материи

Пространство и время
Пространство и время – формы существования материи. Существует 2 концепции: 1. Метафизическая концепция пространства и времени в истории науки и философии. Эта концепция берё

Закон единства и борьбы противоположностей
Движение – единственный способ существования материи. Оно осуществляется по цепочке количественно-качественных изменений. Источником движения и развития является борьба противоположностей (I закон)

Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания содержит важную особенность: если взять цепь отрицаний, то рано или поздно последующая ступень повторит исходную, но не также, а с отклонениями. Гегель пр

Сознание, его сущность и происхождение
Бытие расчленяется на материальную и духовную сферу. В учебниках бытие отождествляется с материей. Это не ошибка, а 2 различных подхода к одному и тому же. Можно под бытием понимать материю и созна

Закон перехода количественных изменений в качественные
Существует 3 основных закона диалектики и 7 неосновных. Философия оперирует максимально общими категориями и законами, которые являются всеобщими, универсальными, которые проявляются в при

Сознание общественное и индивидуальное
Категория сущности явления: сущность и закон – одно-порядковые явления. Теория сознания отражает сущность или закон. Если в этой области владение сознанием нетеоретическое – это сознание, которое о

Единичное и общее. Причина и следствие.
Относятся к неосновным законам диалектики. Эти законы действуют в природе, в обществе и в мышлении. 1. Единичное – особенность всеобщего. 2 крайние катего

О человеке;
Человек – это бессмертная душа и смертное тело. Человеческая душа состоит как бы из трёх частей: - высшая часть – разумная, с помощью которой созерцается вечный мир идей и

Вопрос о бытии Бога.
Во времена патристики широкое распространение получил тезис о том, что бытие Бога очевидно само по себе, т.к. каждый человек имеет какое-либо представление о нём. Фома Аквинский выступает

Современная мировая философия. Экзистенциализм. Фрейдизм
Экзистенциализм – направление философии второй половины XIX начала XX вв, которое противостоит позитивизму и ярко демонстрирует иррационалистическую составляющую культуры и философ

Свобода и необходимость
Свобода и необходимость – философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельно­стью людей и объективными законами природы и общества. Идеалисты в своем большинстве

Понятие практики. Формы практической деятельности
ПРАКТИКА - специфически чело­веческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная, чувственно-пред­метная деятельность. Практика есть “мате­риальная деятельность, от которой за­в

Понятие личности, человека, индивида. Роль личности в истории
ИНДИВИД (лат. individuum - неде­лимый) — 1. Единичный, отдельный объект, выделенный из определенного вида, рода или класса объектов. В современной логике

Истина в науке и художественный образ в искусстве
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - фор­ма отражения (воспроизведения) объ­ективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. Гносеологической основой пра­вильного понима

Общество как высшая форма движения материи как совокупность связей между людьми
ОБЩЕСТВО - совокупность исто­рически сложившихся форм совмест­ной деятельности людей. В более уз­ком смысле слова общество может рассмат­риваться как конкретное общество в единст­в

Возможность и действительность. Необходимость и случайность
Необходимостьи случайность – философские категории, выражающие отношение к основанию (сущности) процесса его отдельных форм (проявлений). Развитие

Глобальные проблемы современности
Беспрецедентный характер нынешней мировой ситуации заключается в том, что до сих пор человечество было господином творения на земле в том смысле, что ни силы природы общественного

УЧЕНИЕ КАНТА О ЗНАНИИ
Учение Канта о знании опирается на его теорию суждения. По Канту, знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится какое-то отношение или связь между двумя понятиями - субъектами и пре

УЧЕНИЕ КАНТА ОБ АПРИОРНЫХ ФОРМАХ РАССУДКА. КАТЕГОРИИ
Условием возможности априорных синтетических суждений в теоретическом естествознании являются, по Канту, категории. Это - будто бы независимые от доставляемого опытом содержания понятия рассудка, п

Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания – один из законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. Закон отрицания отрицания выражает преемственность, спиралевидно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги