Космологические мифы. Мифологическое объяснение мифа и философское
Космологические мифы. Мифологическое объяснение мифа и философское - раздел Философия, Религия, мифология, философия как формы мировоззрения. Миф – Это Объяснение Каких-Либо Событий, Явлений. Миф Вызвала В Жизни ...
Миф – это объяснение каких-либо событий, явлений. Миф вызвала в жизни потребность человека объяснения мира. В древности люди искали ответы на вопросы созданием мифов. Философия взяла у мифа объяснительную функцию, но если мифология опирается на чувство, то философия – на разум.
Миф во всех случаях – это объяснение чего-либо. Миф появился тогда, когда древнее сознание созрело до уровня, когда стали понятны (функции мифа):
- объяснения происходящего вокруг (мифы объяснили потребность в объяснении; т.к. не было науки, её функцию объяснял мир);
- нравственно-воспитательная функция;
- эстетическая или художественная;
- развлекательная.
Поначалу миф объяснял, в чём суть небесных явлений, откуда появилась жизнь живого. Миф помогал проникнуть в духовный мир личности, понять взаимодействие добра и зла в мире. Это характерно для античной мифологии.
Миф как единственное достоверное объяснение мира для древнего человека существовал, пока не начался процесс развития естественных научных знаний (математика, медицина и т.д.). Теперь миф, как объяснение мира теряет своё значение, т.е. объяснительная функция умерла. Наука стала вытеснять мифологию (это происходило тогда, когда стал рушиться античный мир). Т.к. умерла объяснительная функция мифа, мир умер в своей основе, но остались жить другие его функции (воспитательная, эстетическая). Мифология обрела второе дыхание в произведениях литературы Возрождения. Сначала учёные обратились к древнегреческим мифам, а затем к древнеегипетским и древнеиндийским. После этого к мифу обращались художники, писатели, музыканты.
Классификация мифов:
1. Космологические мифы – мифы о происхождении мира, всеохватывающие, о мироздании вообще.
2. Теогонические(тео – бог; тесно связаны с космологическими) – мифы о происхождении богов. Часто 1. и 2. типы органично объединяются.
3. Антропологические(антропос - человек) – мифы о происхождении человека.
4. Эсхатологические – рассказы, пророчества о развитии мира. Появились на сравнительно позднем этапе (в иудаизме, Германии, исламе). Эти мифы влились в предфилософию, а в философии изменился способ обработки этих мифов. Он стал детальным. Объяснительная функция мифа в философии поднялась на высший уровень. Здесь философия родственна науке, т.к. основывается на рациональном чувстве, а миф близок искусству.
5. Этиологические мифы (Тайлор) – мифы о происхождении предметов, ремёсел, брачных обычаев, календарные мифы, мифы о добывании огня и т.д. Они почти не имеют философского значения, т.к. не имеют глобального охвата мироздания.
Философия возникла из тех же потребностей объяснения мира, что и мифология. Но ведь уже есть миф, зачем тогда философия? Появилась потребность в более истинном, достоверном, убедительном объяснении мира. Человек перестаёт верить мифам. А более глубинная потребность объяснения мира удовлетворяется философией и наукой.
Религия, мифология, философия как формы мировоззрения.
Мировоззрение человека – это воззрение на мир в целом, т.е. это все знания, накопленные человека, которые составляют картину мира. Это всё то, что человек знает о мире. Это наиболее значимая информ
Структура мировоззрения
1. Его стержень – знания и представления об окружающем мире;
2. Идеи, идеалы и цели, которые человек ставит перед собой;
3. Ценности и оценки;
4. Чувства и эмоции (эмоцио
Предфилософия Древнего Китая
Предфилософия – промежуточная форма, отягощённая религией и мифологической образностью. Предфилософия существовала во всех странах. У разных народов были в разной мере представлены три формы
Предфилософия Древней Индии
1. Философия Древней Индии самая древняя из всех философий. Небогата по количеству школ (“течений”), но по глубине философского мышления и оригинальности ей нет равных.
2. Связана с челове
Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)
Милетская школа возникла в 7 – 6 вв. до н.э. Это материализм, который признавал существование богов и считал природу одушевлённой. Первое философское учение сложилось в Милете – крупный город-полис
Бытие и его основные сферы. Материя. Субстанция.
Бытие – самая широкая категория в категориальном аппарате философии. Если наука обладает большой степенью общности (философия), то категории этой науки общие. Бытие – самое широкое понятие в мире.
Движение материи и его основные формы
Основные свойства материи (формы существования материи): движение, пространство и время. Точнее говорить, что движение – способ существования материи, а не форма.
Проблема движения материи
Пространство и время
Пространство и время – формы существования материи. Существует 2 концепции:
1. Метафизическая концепция пространства и времени в истории науки и философии. Эта концепция берё
Закон единства и борьбы противоположностей
Движение – единственный способ существования материи. Оно осуществляется по цепочке количественно-качественных изменений. Источником движения и развития является борьба противоположностей (I закон)
Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания содержит важную особенность: если взять цепь отрицаний, то рано или поздно последующая ступень повторит исходную, но не также, а с отклонениями. Гегель пр
Сознание, его сущность и происхождение
Бытие расчленяется на материальную и духовную сферу. В учебниках бытие отождествляется с материей. Это не ошибка, а 2 различных подхода к одному и тому же. Можно под бытием понимать материю и созна
Закон перехода количественных изменений в качественные
Существует 3 основных закона диалектики и 7 неосновных.
Философия оперирует максимально общими категориями и законами, которые являются всеобщими, универсальными, которые проявляются в при
Сознание общественное и индивидуальное
Категория сущности явления: сущность и закон – одно-порядковые явления. Теория сознания отражает сущность или закон. Если в этой области владение сознанием нетеоретическое – это сознание, которое о
Единичное и общее. Причина и следствие.
Относятся к неосновным законам диалектики. Эти законы действуют в природе, в обществе и в мышлении.
1. Единичное – особенность всеобщего. 2 крайние катего
О человеке;
Человек – это бессмертная душа и смертное тело. Человеческая душа состоит как бы из трёх частей:
- высшая часть – разумная, с помощью которой созерцается вечный мир идей и
Вопрос о бытии Бога.
Во времена патристики широкое распространение получил тезис о том, что бытие Бога очевидно само по себе, т.к. каждый человек имеет какое-либо представление о нём.
Фома Аквинский выступает
Современная мировая философия. Экзистенциализм. Фрейдизм
Экзистенциализм – направление философии второй половины XIX начала XX вв, которое противостоит позитивизму и ярко демонстрирует иррационалистическую составляющую культуры и философ
Свобода и необходимость
Свобода и необходимость – философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества. Идеалисты в своем большинстве
Понятие практики. Формы практической деятельности
ПРАКТИКА - специфически человеческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная, чувственно-предметная деятельность. Практика есть “материальная деятельность, от которой зав
Истина в науке и художественный образ в искусстве
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. Гносеологической основой правильного понима
Формы общественного сознания. Специфика искусства
1.Категория сущности явления: сущность и закон – одно-порядковые явления. Теория сознания отражает сущность или закон. Если в этой области владение сознанием нетеоретиче
Глобальные проблемы современности
Беспрецедентный характер нынешней мировой ситуации заключается в том, что до сих пор
человечество было господином творения на земле в том смысле, что ни силы природы
общественного
УЧЕНИЕ КАНТА О ЗНАНИИ
Учение Канта о знании опирается на его теорию суждения. По Канту, знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится какое-то отношение или связь между двумя понятиями - субъектами и пре
УЧЕНИЕ КАНТА ОБ АПРИОРНЫХ ФОРМАХ РАССУДКА. КАТЕГОРИИ
Условием возможности априорных синтетических суждений в теоретическом естествознании являются, по Канту, категории. Это - будто бы независимые от доставляемого опытом содержания понятия рассудка, п
Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания – один из законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. Закон отрицания отрицания выражает преемственность, спиралевидно
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов