рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Предфилософия Древней Индии

Предфилософия Древней Индии - раздел Философия, Религия, мифология, философия как формы мировоззрения. 1. Философия Древней Индии Самая Древняя Из Всех Философий. Небогата По Колич...

1. Философия Древней Индии самая древняя из всех философий. Небогата по количеству школ (“течений”), но по глубине философского мышления и оригинальности ей нет равных.

2. Связана с человеком. Религиозно-философское осмысление человека (индивида). Она не интересуется природой, обществом – это философия личности. Она интересуется проблемой единства в человеке духовного и телесного начал. Идеи:

- единство телесного и духовного в человеке;

- идея о примате духовного над материальным;

- жизнь и смерть;

- переселение души в другие материальные тела – впервые разрабатывалась анимизмом первобытных людей;

- взаимосвязь человека, космоса и богов.

Способ мышления индусов уникален – эмоции, интуиция, мистика + осмысление религиозно-философских абстракций.

У них нет страха и почитания Бога. Мышление было направленно на действенность способов спасения индивида в верховном абсолюте (не Бог). Это не просто духовные стремления. Это индивидуально практические действия, направленные на перестройку взаимоотношения духа и тела. Направлена на свободу от всего материального. Тело человека – первое препятствие, которое сковывает возможности духа.

3. Характерная черта – расчленение на 4 касты (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры).

Касты – замкнутая группа людей с определённым местом в обществе. Замкнутость; браки внутри каст, рождения и наследственность. После смерти возможность перехода в другую касту. Члены касты (вадны) имели определённую профессию: брахманы – умственный труд, кшатрии – воинское поприще, вайшьи – ремёсла, земледелие, торговля, шудры – самая грязная работа.

4. Различия между животными, растениями и человеком не существует – в них есть душа. Тело смертно, душа – вечна (путём переселения). Это странствие души не имеет конца (сансара – странствие – может завершиться, когда душа обретёт спокойствие в отрыве от тела).

Сансара первоначально была случайностью, позднее – зависимость от поведения человека в его реальной жизни (как выполнял законы своей касты).

Дхарма – следование законам своей касты. Если хорошо себя вёл, то душа может перейти в более высокую касту. Т.о. любой представитель любой касты мог бы перейти в более высокую касту.

Душа сливается с верхним абсолютом, когда брахман следует законам своей касты.

Мокша – это высшая цель, к которой стремится человек.

Если наоборот, то действует закон возмездия – карма. Что заслужил в прошлом – получил в настоящем.

В древнеиндийской философии есть 3 периода:

1. Ведичесский;

2. Брахманизм;

3. Индуизм.

Все эти периоды следовали одним основным принципам подхода к человеку, но были существенные нюансы.

1. Философия ведического периода имеет источником древнеиндийские Веды (ведать - знать) – древнейший памятник индийской религиозно-философской и мифологической литературы. Складывались ещё в III тыс. до н.э.во время перехода от первобытного строя к классовому обществу. Это очень ценный и единственный источник по социально-экономической и культурной жизни Древней Индии – главный источник изучения древнеиндийской предфилософии. Состоит из четырёх частей:

- Ригведа;

- Самаведа;

- Ахтарваведа;

- Яджурведа.

Комментарии к Ведам – Упанишада.

Предфилософия – составляющее между религией, мифологией и философией.

2. Брахманизм – прямой наследник ведической предфилософии, но это новая эпоха – далеко ушедшая от вед. Возник в первой половине I тыс. до н.э. Лежит в основе современной религии Индии – индуизма. Верховный бог – Брахман. Появляется тримурти (типа Троицы) Брахма-Вишну-Шива, сменившие предыдущую тримурти Атман-Агни-Сурья. Человек получает окончательное завершение в учении о переселении душ (сансара).

3. Индуизм. Более современный период связан с джайнизмом (представитель Джайна) Возник в 6 в. до н.э. Его основатель праведник, монах-аскет Махавира Вартхамона - победитель над кармой. Отрицает авторитет ведических и брахманистских богов.

 

8.Античная философия: общая характеристика; преемственные связи с предшествующей культурой; характерная проблематика и особенности методологии.

Древняя Греция – очень необычное и яркое явление всей общечеловеческой культуры, состоящей из европейской и восточных культур. Древняя Греция явилась колыбелью всей европейской культуры. Древняя Греция дала не только драматургов (Эсхил, Аристофан), архитекторов (Каликрат, Иктий), скульпторов (Фидий, Проксит, Мирон, Поликлет), но и философов (Аристотель, Платон, Демокрит). Многие проблемы, поставленные древнегреческими философами, до сих пор ждут своего решения Древние греки впервые поставили вопрос первоосновы мира. Они пришли к выводу, что всё многообразие мира сделано из чего-то одного. Проблема первовещества, корня, из которого всё сделано. Постановка этой проблемы – важный прорыв:

однаиз гипотез: в основе мира – вакуумное поле, из которого всё возникло;

вторая гипотеза (Демокрит): атомистическое строение материи. Он описал атомы, а эта проблема получила разрешение на рубеже XIX – XX вв.

третьягипотеза, решившаяся около 50 лет назад: деление материи до бесконечности вглубь.

*В искусствепоставили много проблем: проблема прекрасного (ответа нет). Мы называем этим словом самые разнообразные предметы. Но тогда между ними должно быть что-то общее: но что общего между прекрасным умом и прекрасным ландшафтом?

*Проблема эстетического наслаждения. Древнегреческую философию называют греческим чудом – это одна из важнейших человеческих загадок. Это почти внезапное возникновение и стремительное развитие философии (“взрыв идей”). Это не медленное количественное накопление знаний, а целый обвал мыслей, брошенный Фалесом – скептицизм, раскрепощённость мысли, проявившиеся наиболее полно. Древнегреческая философия стремилась всё систематизировать и создавать систему, которая опровергает предыдущие системы. Каждый философ стремится переворошить всё ранее созданное [Аристотель о Платоне: “Платон мне друг, но истина дороже”.] Проявился дух агона (агон – состязание, борьба – это честное, открытое соревнование).Дух агона пронизывал все сферы духовной жизни:он проявился в дискуссиях философов, софистов, судебных процессах, музыкальных, драматургических состязаниях. Неслучайно в Древней Греции возникли Олимпийские и Истмийские игры. Они устраивались в честь Зевса с 776 г. до н.э. Устраивались в Олимпе 1 раз в 4 года. Включали также и соревнования в искусстве. Истмийские игры устраивались в честь бога Посейдона 1 раз в 2 года на Истмийском перешейке. Наряду с гимнастикой и конным спортом включали поэтические и музыкальные соревнования.

Следуя духу агона, например Гераклит осуждает “многознание” Ксенофана. Он считает, что “многознание” не способно научить уму. Парменит бранит последователей Гераклита. Аристотель излагает своё учение в постоянной полемике с учителями. Борьба и конкуренция – двигатель развития. Доказательство – расцвет античной культуры и философии. Единство и борьба противоположностей: материализм – идеализм, диалектика – метафизика. Там, где есть противоречие, отсутствует застой. В Средневековье дух агона гаснет, т.к. сознание общества попадает под эгиду Библии, с которой спорить нельзя, поэтому происходит упадок философии.

Особенности древнегреческой философии обусловлены личностными чертами. Для древнего грека характерен раскрепощённый ум и охота к знаниям. Неистощимая любознательность породила “человека-почемучку”.

Характерной чертой древнегреческой философии является её связь с математикой, географией, астрономией, медициной, т.е. со всеми науками, которыми человек владел в то время, поэтому различия между этими науками не проводились. Философия – наука всех наук (объединяла все науки). Философ – всякий многознающий человек [впоследствии Гегель объединял все науки].

Древняя Греция – это переход от первобытного общества к рабовладельческому. В первобытном обществе человек был подавлен чисто физическими трудностями, что отнимало всё свободное время, и было не до духовной культуры, без которой не может быть полноценного общества. В Древней Греции рабы (~ животные) были вне социальных отношений [Аристотель: “Раб – говорящее орудие труда”]. Рабовладельцу выгодно, если раб умрёт, т.к. можно добыть среди воинов новых рабов. В результате, остальная часть населения получила возможность заниматься искусством, наукой, философией. Несмотря на эксплуатацию, где человек не считался с человеком, этот переход – прогресс.

Древнегреческие города-полисы были разбросаны по побережью и островам Средиземного моря. Объединяющими факторами были:

- мифология с единым пантеоном;

- равночтимый всеми эллинами Гомеровский эпос. На его основе выросло национальное самосознание, представление об избранности, привычка противопоставлять себя остальному миру (варварам).

Антропологические исследования ХХ в. доказали связь происхождения античной философии с древнеегипетской, вавилонской, индийской философией. Древнегреческие путешественники добрались до Индии.

Научная методология античных философов. Развитие техники было нещадно мало, поэтому не было экспериментов. Потребность в познании мира употреблялась путём наблюдения, аналогии и гипотезы. Соотношение между ними было таково: наблюдение доказывалось путём приведения аналогий и гипотез.

Древнегреческий материализм (вершина – Демокрит) не был последователен в том смысле, что хоть в основе и материя, но они не отрицали существования богов. Никто из древнегреческих материалистов не отрицал одушевлённость природы (ге(и)лозоизм).

Представители:

1.Милецкая (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен);

2.Гераклит (учение о субстанции, о противоречиях и об относительности свойств веществ);

3.Элейская школа: Ксенофан, Парменит, Зенон, Эмпедокл;

4. Демокрит;

5. Платон;

6. Аристотель.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религия, мифология, философия как формы мировоззрения.

На сайте allrefs.net читайте: "Религия, мифология, философия как формы мировоззрения."

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Предфилософия Древней Индии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Религия, мифология, философия как формы мировоззрения.
Мировоззрение человека – это воззрение на мир в целом, т.е. это все знания, накопленные человека, которые составляют картину мира. Это всё то, что человек знает о мире. Это наиболее значимая информ

Структура мировоззрения
1. Его стержень – знания и представления об окружающем мире; 2. Идеи, идеалы и цели, которые человек ставит перед собой; 3. Ценности и оценки; 4. Чувства и эмоции (эмоцио

Космологические мифы. Мифологическое объяснение мифа и философское
Миф – это объяснение каких-либо событий, явлений. Миф вызвала в жизни потребность человека объяснения мира. В древности люди искали ответы на вопросы созданием мифов. Философия взяла

Зачатки философии в сфере религиозно-мифологического миросозерцания
История любой науки важна не столько как история, сколько чтоб лучше понять, что это за наука, т.к. всякая наука формировалась исторически и является достижением предыдущего этапа развития. Логичес

Предфилософия как переходная форма от релгиозно-мифологического миросозерцания к философскому мышлению.
Предфилософия – промежуточная форма, отягощённая религией и мифологической образностью. Предфилософия существовала во всех странах. У разных народов были в разной мере представлены три формы

Предфилософия Древнего Китая
Предфилософия – промежуточная форма, отягощённая религией и мифологической образностью. Предфилософия существовала во всех странах. У разных народов были в разной мере представлены три формы

Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)
Милетская школа возникла в 7 – 6 вв. до н.э. Это материализм, который признавал существование богов и считал природу одушевлённой. Первое философское учение сложилось в Милете – крупный город-полис

Бытие и его основные сферы. Материя. Субстанция.
Бытие – самая широкая категория в категориальном аппарате философии. Если наука обладает большой степенью общности (философия), то категории этой науки общие. Бытие – самое широкое понятие в мире.

Движение материи и его основные формы
Основные свойства материи (формы существования материи): движение, пространство и время. Точнее говорить, что движение – способ существования материи, а не форма. Проблема движения материи

Пространство и время
Пространство и время – формы существования материи. Существует 2 концепции: 1. Метафизическая концепция пространства и времени в истории науки и философии. Эта концепция берё

Закон единства и борьбы противоположностей
Движение – единственный способ существования материи. Оно осуществляется по цепочке количественно-качественных изменений. Источником движения и развития является борьба противоположностей (I закон)

Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания содержит важную особенность: если взять цепь отрицаний, то рано или поздно последующая ступень повторит исходную, но не также, а с отклонениями. Гегель пр

Сознание, его сущность и происхождение
Бытие расчленяется на материальную и духовную сферу. В учебниках бытие отождествляется с материей. Это не ошибка, а 2 различных подхода к одному и тому же. Можно под бытием понимать материю и созна

Закон перехода количественных изменений в качественные
Существует 3 основных закона диалектики и 7 неосновных. Философия оперирует максимально общими категориями и законами, которые являются всеобщими, универсальными, которые проявляются в при

Сознание общественное и индивидуальное
Категория сущности явления: сущность и закон – одно-порядковые явления. Теория сознания отражает сущность или закон. Если в этой области владение сознанием нетеоретическое – это сознание, которое о

Единичное и общее. Причина и следствие.
Относятся к неосновным законам диалектики. Эти законы действуют в природе, в обществе и в мышлении. 1. Единичное – особенность всеобщего. 2 крайние катего

О человеке;
Человек – это бессмертная душа и смертное тело. Человеческая душа состоит как бы из трёх частей: - высшая часть – разумная, с помощью которой созерцается вечный мир идей и

Вопрос о бытии Бога.
Во времена патристики широкое распространение получил тезис о том, что бытие Бога очевидно само по себе, т.к. каждый человек имеет какое-либо представление о нём. Фома Аквинский выступает

Современная мировая философия. Экзистенциализм. Фрейдизм
Экзистенциализм – направление философии второй половины XIX начала XX вв, которое противостоит позитивизму и ярко демонстрирует иррационалистическую составляющую культуры и философ

Свобода и необходимость
Свобода и необходимость – философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельно­стью людей и объективными законами природы и общества. Идеалисты в своем большинстве

Понятие практики. Формы практической деятельности
ПРАКТИКА - специфически чело­веческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная, чувственно-пред­метная деятельность. Практика есть “мате­риальная деятельность, от которой за­в

Понятие личности, человека, индивида. Роль личности в истории
ИНДИВИД (лат. individuum - неде­лимый) — 1. Единичный, отдельный объект, выделенный из определенного вида, рода или класса объектов. В современной логике

Истина в науке и художественный образ в искусстве
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - фор­ма отражения (воспроизведения) объ­ективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. Гносеологической основой пра­вильного понима

Общество как высшая форма движения материи как совокупность связей между людьми
ОБЩЕСТВО - совокупность исто­рически сложившихся форм совмест­ной деятельности людей. В более уз­ком смысле слова общество может рассмат­риваться как конкретное общество в единст­в

Возможность и действительность. Необходимость и случайность
Необходимостьи случайность – философские категории, выражающие отношение к основанию (сущности) процесса его отдельных форм (проявлений). Развитие

Формы общественного сознания. Специфика искусства
1.Категория сущности явления: сущность и закон – одно-порядковые явления. Теория сознания отражает сущность или закон. Если в этой области владение сознанием нетеоретиче

Глобальные проблемы современности
Беспрецедентный характер нынешней мировой ситуации заключается в том, что до сих пор человечество было господином творения на земле в том смысле, что ни силы природы общественного

УЧЕНИЕ КАНТА О ЗНАНИИ
Учение Канта о знании опирается на его теорию суждения. По Канту, знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится какое-то отношение или связь между двумя понятиями - субъектами и пре

УЧЕНИЕ КАНТА ОБ АПРИОРНЫХ ФОРМАХ РАССУДКА. КАТЕГОРИИ
Условием возможности априорных синтетических суждений в теоретическом естествознании являются, по Канту, категории. Это - будто бы независимые от доставляемого опытом содержания понятия рассудка, п

Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания – один из законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. Закон отрицания отрицания выражает преемственность, спиралевидно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги