рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)

Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) - раздел Философия, Религия, мифология, философия как формы мировоззрения. Милетская Школа Возникла В 7 – 6 Вв. До Н.э. Это Материализм, Который Признав...

Милетская школа возникла в 7 – 6 вв. до н.э. Это материализм, который признавал существование богов и считал природу одушевлённой. Первое философское учение сложилось в Милете – крупный город-полис. С конца 7 до конца 6 вв. здесь жили Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Милета – это философская школа, обладавшая определённым направлением.

Главная проблема – субстанции мира. Представители этой школы задумывались над тем, какова основа всего существующего. Поначалу такой постановки не было. Удивление перед многокрасочностью мира стало перерастать в мысль, что всё возникло из одного корня. И они начали искать эту субстанцию, из которой всё вышло. (В современной физике эта проблема достаточно не решена.)

1. Первый философ, который предложил решение этой проблемы – Фалес. Он явился родоначальником всей европейской науки. Он – учёный естествоиспытатель, который снискал себе славу одного из семи древнегреческих мудрецов. Он – первый математик, астроном, физик, строитель мостов, изобретатель техники (усовершенствованной) для ведения войны, предсказал солнечное затмение в ~ 587-585 гг. до н.э. Он сказал, что луна закрывает солнце. Год он разделил на 365 дней (последовал египтянам), написал календарь, ему приписывают ряд теорем. Он

сказал, что в равнобедренном треугольнике прилежащие к основанию стороны и углы равны. Пытался определить, в каком порядке к земле расположены солнце, звёзды, луна. Ближе всего – небо неподвижных звёзд, дальше – солнце (прямо противоположно тому, как оно есть в действительности). Земля (по нему) – плоский диск на воде, который во время землетрясения качает, как корабль. В основу мира он положил воду. Все вещи и тела возникли из воды и превращаются в воду, когда гибнут. Сама вода, как основа вещей, неизменна. Всё в мире вечно, неподвижно, не исчезает и не возникает. Всё имеет 3 стадии развития: восходящая ветвь, кульминация и нисхождение.

2. Анаксимандр был крупным учёным-естествоиспытателем, изобретателем. Первый составил географическую карту, начертав поверхность земли и моря. Создал глобус небесной сферы. Наиболее интересная его мысль – земля свободно парит в пространстве, ни с чем не связана, ни на чём не покоится. Зародыш геоцентрической концепции (земля в центре). Во 2 в. н.э. Птолемей её разработал. Анаксимандр сделал попытку с естественнонаучных воззрений объяснить происхождение вселенной. Все миры выделились из апирона и погибают. Возникнув, обличаются в огненную сферу, а когда она порвалась в нескольких концах возникли солнце, луна, звёзды. Боги есть, но в мироздании участия не принимают. Первоначально человек появился из животных, животные – из влаги. Человек первоначально был подобен рыбе. Первые животные возникли из влаги и были покрыты чешуёй, а когда она лопнула, изменили свой образ жизни. Здесь нет места сверхъестественным силам. Первоначало всего – апирон, неопределённое вещество. В чистом виде он нигде не встречается. Все вещества – это уже его трансформации, которые родились из него, но когда они рождались, происходила его трансформация в эти вещества и он исчезал в этих веществах. Поэтому он доступен наблюдателю, когда принимает форму вещества, но это не он в чистом виде. Предвосхитил открытия закономерностей современной науки.

3. Анаксимен – последователь Анаксимандра. Считал, что земля очень плоская, вследствие чего и держится в воздухе и устойчиво пребывает на месте. Солнце ночью скрывается за горами, которые не далеки (противоположно Анаксимандру). Анаксимен попытался определить расстояние между планетами. Луна ближе всего. В основу всего кладёт не воду, не апирон, а воздух – безграничную, единую, вечно движущуюся материю. Он бывает различным по степени разряжения и уплотнения, чем и объясняется многообразие вещей (дух агона – противоречит Анаксимандру). Движение в природе вечно.

 


 

10. Философия Гераклита: учение о субстанции; о единстве противоположностей, об относительности свойств; о познании

Помимо Милета другим выдающимся центром торгово-политической жизни Древней Греции был Эфес. Поэтому Гераклит стал Гераклитом Эфесским. Он знаком со многими взглядами Милетской школы, но заявлял, что сам себя исследовал и сам у себя всему научился (дух агона). Гераклит – аристократ по происхождению и по политическим убеждениям. Не признавал демократию. Был убеждён, что власть в обществе должна принадлежать меньшинству лучших. В уединении написал книгу “О природе” (сжата, афористична, трудна для понимания). Гераклита считали плачущим, тёмным, а Демокрита – смеющимся. Пессимизм Гераклита в том, что он смотрит на жизнь как на несчастье. Гераклит направил свои усилия на то, чтобы найти первоначало всех вещей. В первооснову мира он кладёт огонь, из которого сделаны все вещи, предметы вселенной [древние греки считали огонь материей, веществом, т.к. не понимали, что огонь – это не вещество, а процесс окисления с выделением света и воздуха]. Гераклиту огонь казался самым лёгким и подвижным.

Гераклит – гилозоист, т.е. считает, что всё в природе живое. Огонь у него живоё, одушевлённый (движение огня). Огонь у него – это разум, сила. Он избрал огонь в качестве первоначала всех вещей, чтобы выразить динамику развития мира (мир возник из огня и сгорает). Психея (душа) – одно из состояний огня.

Он наиболее глубоко проникнул в источник развития, которым является противоречие (единство и борьба противоположностей). “Всё движется и ничего не покоится” – сказал он. Он вошёл в историю как философ, который взглянул на мир как на прогресс, всеобщее движение, где ничего не останавливается. Он уподобляет движущийся мир течению реки (“Невозможно дважды войти в одну и ту же реку”, “Солнце не только новое каждый день, но вечное и неприродное новое” – говорил он). Если предмет движется, он постоянно меняется, т.е. в каждое мгновение становится другим предметом, т.е. он одновременно существует и уже не существует – поэтому в одну и ту же реку нельзя войти дважды, т.к. вода в реке другая [его ученик сказал, что в одну и ту же реку нельзя войти одиножды, т.к. на него текут другие воды; софисты сказали, если всё изменяется, то и назвать предмет нельзя – пока называем предмет, он меняется].

При всех переходах явлений в свою противоположность основой остаётся Бог. “Бог есть день и ночь, зима и лето, война и мир” – говорил Гераклит. Путь вверх и вниз один и тот же, он лишь имеет два противоположных направления, которые составляют сущность пути, без которого его не будет. Гераклит говорит о роли противоречий в развитии “предмета”. “Всё происходит через борьбу, – говорит он, – война – движущая сила развития общества. Война – всего отец и всего царь”. Диалектическое мышление. Все ценности относительны, абсолютных ценностей нет.

 

 

11. Философия Демокрита: атомистическое учение; атомы и пустота; космологические взгляды; учение о познании (о познании двух родов качеств); учение о мимезисе ( в искусстве, ремесле).

Демокрит (460-370гг до н.э.) – это вершина античного материализма. Основные взгляды:

1. Весь мир состоит из атомов и пустоты. Атомы движутся, складываясь и сплетаясь они рождают вещь.

2. Существует не один мир, а множество миров. Одни из них похожи, другие – отличны. Одни находятся в расцвете, другие только зарождаются, третьи – уже гибнут.

3. Ни одно событие, ни одна вещь в мире не происходит попусту, все обусловлено причинными связями и закономерностями.

4. Живое возникает из неживого по законам природы без всякого творца и разумной цели. Все живые существа, включая растения, одушевлены, но в разной степени. Источник души – теплота, которая произвела все живое из земли.

5. Человек отличается от других животных тем, что он получил в удел больше теплоты и некоторое количество божественной природы, что дало ему разум и мысль. Человек- это животное, способное ко всякому учению, имеющее помощников во всем руки и умственную гибкость.

6. Душа – это совокупность огненных атомов. Менее огненное животное неразумная часть души равномерно распределяется по всему телу и служит жизненности, подвижности тела. Разумная часть души находится в грудной клетке. Необходимое условие жизни – дыхание. При выходе часть атомов души вырывается из тела, а при входе атомы возвращаются обратно. Выдох без вдоха означает смерть. Когда душа вырывается из тела, атомы ее рассеиваются в воздухе. Душа смертна. Нет никакого загробного существования.

7. отношение к семье, женщине, детям – негативное.

8. Тот недостоин жить, у которого нет хорошего друга. Ценится дружба только истинная и разумная. Для ее сохранения нужны самокритичность, способность к раскаянию, умение сострадать, независтливый характер. Чтобы не ошибиться в людях их надо оценивать по делам, а не по словам.

9. Цель воспитания и обучения – добродетель. Лучше убеждение, чем принуждение, и обязателен нравственный пример отца. В основе воспитания лежит способность к стыду, то есть к совести. Бессовестного человека воспитать нельзя. Способность к стыду приходит в процессе обучения, для которого необходимы три вещи: природные способности, упражнение, время.

10. Бедные и богатые будут всегда. Дело заключается в том, как относиться к бедности и богатству. Богатством надо пользоваться разумно, принося пользу народу. Бедным надо радоваться тому, что имеешь и смотреть на тех, кому еще хуже. Бедные люди более счастливы, так как они избавлены от ненависти, зависти и козней.

11. Счастье – это состояние души. Это свобода от страха, безмятежность, уравновешенность, гармония, невозмутимость. Счастлив тот, кто довольствуется малым.

12. От звероподобного состояния к цивилизованному человек шел благодаря собственным усилиям. Он до всего дошел собственным умом, его главными учителями были нужда и опыт.

 


16. Средневековая философия: формирование христианской философии; христианское богословие; теодицей; схоластика; критика платоновских идей.

Отрицательные черты:

1.Раннее Средневековье характеризуется резким спадом культуры. До XVI в. восточная культура шла впереди европейской.

Велика роль церкви: все сферы духовной жизни были пронизаны религиозными идеями и всецело ей подчинялись, что тормозило развитие; жёсткое гонение и уничтожение учёных и многих других людей (инквизиция); враждебное отношение к античной культуре, которая основывалась на политеизме-язычестве с сильными материалистическими тенденциями. Поощрялись лишь идеалистические идеи Платона и Аристотеля.

Философия развивалась как богословская мысль. Всякий философский вопрос получал признание, когда он подчинялся интересам церкви.

Положительные черты:

Сохранение научных и философских знаний из предыдущих эпохи посредством развития письменности; развития образования.

В общем Средневековье – это шаг вперёд.

Каролинское возрождение – кратковременный культурный всплеск, который коснулся верхов общества, и связанный с правлением Карла Великого (VII – IX вв.) во Франкском царстве. Привлечение ко двору всех выдающихся учёных (С. Скотт и др.), которые образовали нечто вроде литературного кружка. Он истолковывал произведения различных авторов, переписывал различные рукописи. Основное значение Академии – сохранила и переработала многие элементы поздней античности. Открывались новые школы, но после смерти Карла в IX в. Возрождение замерло.

Образование сосредотачивалось в руках церкви. Создавались школы при монастырях, где преподавали 7 свободных искусств: грамматика, диалектика, риторика, геометрия, арифметика, акустика (теория музыки), астрономия. Изучение богословия – главный предмет.

Некоторые школы выделялись, становились центрами образования, при которых сложилась система образования – схоластика (школьное обучение, образование).

В XII – XIII вв. впервые создаются университеты (первый – Болонский в Италии, затем Парижский). Преподаватели – учёные, философы, педагоги: клирики – служители церковного культа, епископы – главы церкви, прелаты – высшие духовные сановники.

2.Монотеистическая религия:

- иудаизм (наиболее последовательная);

- христианство;

- мусульманство или ислам.

Основная черта – теоцентризм. Различали 2 сферы мироздания: Бог и земной мир. Водораздел между ними не переходим естественным образом. Бог и мир – 2 различные реальности, различие – бытие. Высшее бытие – Бог, другое бытие не обладает самостоятельностью как Бог; текуч, непостоянен. Познание этих миров:

- Первый (Бога) нельзя познать посредством разума. Бог открывает себя человеку в священных текстах Библии. Правильное толкование Библии – путь к познанию Бога что возможно только при вере в Бога.

- Второй мир раздвоен на плюсы и минусы.

3.Теодицея – философско-религиозное направление, оправдывающее Бога. Мировая теодицея – попытка объяснить наличие зла в мире. Ответы: зло – испытание, которое послано людям для их спасения (Лейбниц). Бог создал человека, но не стал определять его волю. Человек способен строить волю – добрую или злую сторону. Бог судит, куда пойдёт душа человека – в ад или рай (современное христианство).

Почему зло существует в мире связанно с вопросом: почему остаются без наказания люди, совершившие преступления, почему страдают от зла невинные люди. Ответы:

- Бог правду видит, да не скоро скажет;

- О позднем возмездии Божества (Плутарх). Т.к. боги милосердны, они дают возможность грешникам исправиться, т.к. были справедливы – карают его растянутым ожидание кары: т.к. боги мудры – они выжидают, когда кара будет максимально эффективной, движение материи в двух мирах различно и не совпадает;

- Возмездие получает не тот, кто совершил зло, а его потомки, таким образом, будет восстановлена справедливость (Плутарх, Библия, Ветхий Завет I часть);

- Возмездие совершается в будущих перерождениях человека по законам кармы (брахманизм, буддизм);

- Возмездие совершается за гробом (христианство, ислам, египетская религия, поздний иудаизм).

4.Сначала существовала педагогическая система “схола” (от латинского школа).

Черты схоластической философии:

а) Философия была ограничена связью с религией и полностью подчинялась ей;

б) Вытекает из а) – интерес к формальной логике. Философия – интерпретация священных текстов Библии.

Средство доказательства существования Бога. Возрастает интерес к логике в Университетах. Различные богословские труды, логические сочинения Боэция. Недостатки перевешивали достоинства (в смысле спора). Искусство бесплотного спора – крайнее выражение схоластики.

Религиозная тематика: номинализм и реализм – основные направления средневековой философии, решавшие проблему подхода к существованию Бога.

Реализм – концепция, признающая первичность общего и вторичность единичного.

Номинализм – признание первичности единичных вещей реального мира и производности общего (идей, возникающих у человека в процессе познавательной деятельности).

 

 


18. Эпоха Возрождения: воззрения Данте Алигьери (о двух началах в человеке, о его земном и божественном предназначении; гимн достоинству человека).

 

Развитие культуры материальной и духовной невозможно заключить в строгие рамки ни хронологически, ни материально. Материальная культура легко преодолевает материальные границы.

Культура Возрождения в Италии началась в 14 веке и в 15 достигла рассвета. В 16 веке – общезападное, европейское явление. Но многие ученые полагают, что Возрождение не только европейское явление, то есть понятие Возрождение трактуется расширительному. Во многих трудах рассматривается ближневосточное Возрождение, китайское, армянское, грузинское, каролинское. В культуре Китая ренессансные черты имели место в 8-12 веках по мнению востоковедов. Хронологически и территориально рамки сдвигаются, если понимать философское возрождение, возрождение науки, художественной культуры, то есть различные формы культуры возрождались не одновременно и достигали неодинакового расцвета. Классически завершенные черты оно получило в Италии. По мнению, противоположному расширительному, о Возрождении как об эпохе можно говорить только применительно к Италии.

Эпоха Возрождения – начало становления капиталистического общества. Переход от феодализма к капитализму. Резкий сдвиг в развитии производства, промышленности, торговли, естественно научного и философского знания. Переворот в экономике обусловили все другие процессы в обществе. Появилось много технических изобретений: стали применяться усовершенствованные водные и ветряные двигатели, педальный ткацкий станок, домны, порох, огнестрельное оружие ( с конца 14 века), с 40-х годов 15 века – книгопечатание. В это время бурно развивается мореплавание. Открываются новые земли. Необычный приток новой информации о мире (в 1492 г. Колумб достиг берегов Америки, 6 лет спустя португалец огибает Африку и открывает путь в Индию. В начале 16 века – первое кругосветное путешествие, в результате которого практически доказана шарообразность Земли и то, что ее окутывают океаны. В 1522 «Виктория» совершает кругосветное путешествие). Все сдвиги невозможно правильно оценить с позиции феодального мировоззрения. Этому препятствовали и религиозные взгляды, гласившие, что все уже открыто, то есть главный предмет изучения не природа, а Библия, в которой все истины зафиксированы. Это наложило отпечаток на философию Возрождения. Схоластические споры отступили на задний план, и философия, как и наука, поворачивается лицом к природе. Люди понимали, что в Библии не все можно найти. Философия стремится стать подлинной наукой, опиравшейся не на Священное Писание. Поворот от СП к природе для философии оказывается непростым.

Мировоззрение нового буржуазного общества, в связи с громадными сдвигами, выдвинуло а первый план личность индивида, который стремится разорвать оковы феодального строя, что порождает новое мировоззрение, отличное от средневекового. Оно называется – гуманизм – общественный интерес к индивиду, провозглашение человека высшей ценностью на Земле. Так развивается буржуазный индивидуализм, но не эгоизм. Индивидуализм – провозглашение ценности отдельной личности, любовь к человеку, который сам себя сформировал. Отрицаются все те связи, которые роднят индивида с его предками, которые делают его благородным. Человек, как неотразимая личность, отражен в искусстве, которое способно наиболее отразить человека со всей глубиной. Таким образом искусство – лидирующая форма общественного сознания в эпоху Возрождения (в средневековье – религия).

Возрождения – эпоха антропоцентризма. Даже создавая произведения на религиозные сюжеты, они создавали образы реальных людей, а не бесплотных духов (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Караваджо). Чтобы отобразить мимику лица человека художники и скульпторы изучают анатомию, математику и механику и используют в произведениях. Носителями культуры были одаренейшие люди. Энгельс: «Эта эпоха, которая нуждалась в титанах, породила титанов…» Представители: Л.да Винчи, Петрарка, Шекспир, Сервантес, Дюрер, Коперник, Бруно. Возрождение – расцвет музыкальной эстетики, бурное развитие светской музыки, наступление на старую церковную музыку. Распределение жанров: фротолла, виланелла. Мелодика – ведущее начало, бурное развитие полифонической музыки (Палестрина. Образ Христа часто у него – образ страдающего человека, а Мария Магдалена – жизненный образ. Орландо Лассо писал музыку на стихи Горацио, Петрарки, Вергилия.) Расцвет теории музыки и музыкальной эстетики. Царлино (16 век) – великий теоретик музыки. Ведущую роль отводил слову.

 

 

Ориентировал в музыкальной эстетике на слуховое восприятие музыки (как Л. да Винчи в живописи). Он определяет эмоционально-эстетические свойства отдельных ладов (эстетик-музыковед). Установил соотношение мелодии, гармонии и текста, разновидности контрапункта ( и двойного). Намечает принципы обращения интервалов. Именно он открыл путь к современной гармонии.

Данте. (1265-1321гг) – прославленный поэт средневековья, первый поэт Возрождения. Он и великий мыслитель. Его основные произведения: «Божественная комедия», «Пир», «Монархия». В центре его внимания как философа – человек. В эпоху Возрождения человек стал возвышаться.

1. Данте не порывает с христианской религией, он считал христианство истиной, но он дает новое изложение божественного и человеческого. Христианство средневековое видело разрыв между божественным и человеческим. По Данте человек, как и Бог, обладает творческими способностями, но меньше, чем Бог. В те времена – это еретическое заявление, которое порицалось церковью.

2. В человеке содержится два начала – божественное и природное. Природное – прежде всего его разум, ум. К блаженству ведет совершение не только божественного, но и природного ( ума) начала. Чтобы ум человека совершился, необходимо накопление знаний об окружающем мире. Официальному богословию это не нравилось. Человек является одновременно и смертным и бессмертным: природа смертна, а божественное начало бессмертно. Человек – промежуточное положение между смертным и бессмертным существованием.

Человек – два вида блаженства:

Первое связано с природным началом и заключается в проявлении собственной благодетели.

Второе – блаженство вечной жизни, осуществляется после смерти. Неземное блаженство не связано с жизнью. Неземное блаженство – аскетическая жизнь на земле, но она не обязательна. Он считал, что предназначение человека на земле – является достижение высшего предела земного совершенства, а не аскетизм. Данте связывал краткость пребывания человека на земле с тем, что за короткое время он должен успеть сделать многое. Цель жизни – его деяния (благородные). Человеческое благородство может быть настолько великим, что превзойдет благородство ангела Божия, и природное в человеке определяет характер его души, но эти два начала не всегда соединяются в нем должным образом. Т.о., Данте обосновывает вполне реальную возможность возвышения человека (в нравственных качествах) до уровня Бога. Что не согласуется с христианством. Данте : «Человек – это такое существо на земле, которое способно на самые низкие и благороднейшие поступки». Причина в том, что человек разумен.

Вывод. Историческое значение Данте в том, что он провозгласил первый гимн достоинству человека, которого религия принижала. Это находилось в контрасте со средневековьем. Он определил земное предназначение человека.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религия, мифология, философия как формы мировоззрения.

На сайте allrefs.net читайте: "Религия, мифология, философия как формы мировоззрения."

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Религия, мифология, философия как формы мировоззрения.
Мировоззрение человека – это воззрение на мир в целом, т.е. это все знания, накопленные человека, которые составляют картину мира. Это всё то, что человек знает о мире. Это наиболее значимая информ

Структура мировоззрения
1. Его стержень – знания и представления об окружающем мире; 2. Идеи, идеалы и цели, которые человек ставит перед собой; 3. Ценности и оценки; 4. Чувства и эмоции (эмоцио

Космологические мифы. Мифологическое объяснение мифа и философское
Миф – это объяснение каких-либо событий, явлений. Миф вызвала в жизни потребность человека объяснения мира. В древности люди искали ответы на вопросы созданием мифов. Философия взяла

Зачатки философии в сфере религиозно-мифологического миросозерцания
История любой науки важна не столько как история, сколько чтоб лучше понять, что это за наука, т.к. всякая наука формировалась исторически и является достижением предыдущего этапа развития. Логичес

Предфилософия как переходная форма от релгиозно-мифологического миросозерцания к философскому мышлению.
Предфилософия – промежуточная форма, отягощённая религией и мифологической образностью. Предфилософия существовала во всех странах. У разных народов были в разной мере представлены три формы

Предфилософия Древнего Китая
Предфилософия – промежуточная форма, отягощённая религией и мифологической образностью. Предфилософия существовала во всех странах. У разных народов были в разной мере представлены три формы

Предфилософия Древней Индии
1. Философия Древней Индии самая древняя из всех философий. Небогата по количеству школ (“течений”), но по глубине философского мышления и оригинальности ей нет равных. 2. Связана с челове

Бытие и его основные сферы. Материя. Субстанция.
Бытие – самая широкая категория в категориальном аппарате философии. Если наука обладает большой степенью общности (философия), то категории этой науки общие. Бытие – самое широкое понятие в мире.

Движение материи и его основные формы
Основные свойства материи (формы существования материи): движение, пространство и время. Точнее говорить, что движение – способ существования материи, а не форма. Проблема движения материи

Пространство и время
Пространство и время – формы существования материи. Существует 2 концепции: 1. Метафизическая концепция пространства и времени в истории науки и философии. Эта концепция берё

Закон единства и борьбы противоположностей
Движение – единственный способ существования материи. Оно осуществляется по цепочке количественно-качественных изменений. Источником движения и развития является борьба противоположностей (I закон)

Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания содержит важную особенность: если взять цепь отрицаний, то рано или поздно последующая ступень повторит исходную, но не также, а с отклонениями. Гегель пр

Сознание, его сущность и происхождение
Бытие расчленяется на материальную и духовную сферу. В учебниках бытие отождествляется с материей. Это не ошибка, а 2 различных подхода к одному и тому же. Можно под бытием понимать материю и созна

Закон перехода количественных изменений в качественные
Существует 3 основных закона диалектики и 7 неосновных. Философия оперирует максимально общими категориями и законами, которые являются всеобщими, универсальными, которые проявляются в при

Сознание общественное и индивидуальное
Категория сущности явления: сущность и закон – одно-порядковые явления. Теория сознания отражает сущность или закон. Если в этой области владение сознанием нетеоретическое – это сознание, которое о

Единичное и общее. Причина и следствие.
Относятся к неосновным законам диалектики. Эти законы действуют в природе, в обществе и в мышлении. 1. Единичное – особенность всеобщего. 2 крайние катего

О человеке;
Человек – это бессмертная душа и смертное тело. Человеческая душа состоит как бы из трёх частей: - высшая часть – разумная, с помощью которой созерцается вечный мир идей и

Вопрос о бытии Бога.
Во времена патристики широкое распространение получил тезис о том, что бытие Бога очевидно само по себе, т.к. каждый человек имеет какое-либо представление о нём. Фома Аквинский выступает

Современная мировая философия. Экзистенциализм. Фрейдизм
Экзистенциализм – направление философии второй половины XIX начала XX вв, которое противостоит позитивизму и ярко демонстрирует иррационалистическую составляющую культуры и философ

Свобода и необходимость
Свобода и необходимость – философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельно­стью людей и объективными законами природы и общества. Идеалисты в своем большинстве

Понятие практики. Формы практической деятельности
ПРАКТИКА - специфически чело­веческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная, чувственно-пред­метная деятельность. Практика есть “мате­риальная деятельность, от которой за­в

Понятие личности, человека, индивида. Роль личности в истории
ИНДИВИД (лат. individuum - неде­лимый) — 1. Единичный, отдельный объект, выделенный из определенного вида, рода или класса объектов. В современной логике

Истина в науке и художественный образ в искусстве
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - фор­ма отражения (воспроизведения) объ­ективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. Гносеологической основой пра­вильного понима

Общество как высшая форма движения материи как совокупность связей между людьми
ОБЩЕСТВО - совокупность исто­рически сложившихся форм совмест­ной деятельности людей. В более уз­ком смысле слова общество может рассмат­риваться как конкретное общество в единст­в

Возможность и действительность. Необходимость и случайность
Необходимостьи случайность – философские категории, выражающие отношение к основанию (сущности) процесса его отдельных форм (проявлений). Развитие

Формы общественного сознания. Специфика искусства
1.Категория сущности явления: сущность и закон – одно-порядковые явления. Теория сознания отражает сущность или закон. Если в этой области владение сознанием нетеоретиче

Глобальные проблемы современности
Беспрецедентный характер нынешней мировой ситуации заключается в том, что до сих пор человечество было господином творения на земле в том смысле, что ни силы природы общественного

УЧЕНИЕ КАНТА О ЗНАНИИ
Учение Канта о знании опирается на его теорию суждения. По Канту, знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится какое-то отношение или связь между двумя понятиями - субъектами и пре

УЧЕНИЕ КАНТА ОБ АПРИОРНЫХ ФОРМАХ РАССУДКА. КАТЕГОРИИ
Условием возможности априорных синтетических суждений в теоретическом естествознании являются, по Канту, категории. Это - будто бы независимые от доставляемого опытом содержания понятия рассудка, п

Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания – один из законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. Закон отрицания отрицания выражает преемственность, спиралевидно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги