Бытие и его основные сферы. Материя. Субстанция. - раздел Философия, Религия, мифология, философия как формы мировоззрения. Бытие – Самая Широкая Категория В Категориальном Аппарате Философии. Если Нау...
Бытие – самая широкая категория в категориальном аппарате философии. Если наука обладает большой степенью общности (философия), то категории этой науки общие. Бытие – самое широкое понятие в мире. Это всё то, что существует, это и материальный, и духовный мир (материальное и духовное бытие). Синонимы бытия: реальность (всё то, что существует + сознание, психика), существования (или всё существующее). Всё в бытии распадается на 2 сферы: материя и дух. В философской литературе есть и другая трактовка бытия – бытие отождествляется с материальной сферой (материей). В ней сознание не исключалось из бытия, но оно трактуется как свойство высокоорганизованной материи – мозга. Но если на сознание взглянуть с другой точки зрения, т.е. как на субстанцию, а не свойство материи [Декарт видел 2 субстанции: материю и дух (дуализм)], то необходимо бытие разделить на 2 сферы: материя и дух. С этим соглашаются все. Разница между наукой и религией заключается в понимании духовного бытия. Религия считает его сверхъестественным миром и первичным, а материальный мир вторичен и является результатом деятельности духа.
Материалистическая наука, наоборот, считает духовное бытие (человеческая психика) естественным и вторичным.
Вопрос о бытии встал в философии ещё и потому, что разные направления философии интересовались, а существует ли бытие. Не есть ли окружающее лишь галлюцинацией, сном? Если оно есть, то тогда его надо изучать. Субъективный идеализм считает, что всего нет, а существует только “я”, и человек купается в мире своего воображения. Достоверно одно,что у нас есть зрительные, слуховые и т.д. ощущения, но что за ними стоит? Поэтому, есть ли бытие, - философский вопрос. К этому пришёл Рене Декарт, считавший, что нужно доказать, есть ли “я”, т.к. “я” – тоже бытие. Если есть “я”, то есть что-то и за пределом меня. Он сказал: “Я мыслю – значит, я существую”.
Проблема Батия стала уже в глубокой древности. В элейской школе выдвинули 3 проблемы касательно Батия и небытия [Ксенофан, Парменид]. Они обобщили существовавшие до них точки зрения и пришли к выводу, что есть 3 точки зрения:
1. Существует только бытие, а небытия нет (они только её считали правильной; её поддерживает современная наука и религия);
2. Существует бытие и небытие;
3. Бытие и небытие тождественны.
В ту эпоху всё пронизывал дух агона, поэтому сторонников 2. и 3. точек зрения они считали пустоголовым племенем.
В христианстве в первой главе Библии идёт речь о том, как Бог за 6 дней создал мир. Современная наука поддерживает такую последовательность. В Библии не говорится, из чего. Или из существовавших до бытия предпосылок или из ничего. Из-за этого многие богословы в течение веков спорили и решили, что Бог создал мир из ничего (современное христианство). Но можно ли считать действительным, что бытие создано из ничего, аз бытие – то, что существует? Ведь до создания бытия Бог существовал. Существовало божественное бытие. В Библии не говорится, рождался ли Бог или существовал вечно?
В языческой религии древних греков говорится, что боги родились из Хаоса – огромной чёрной бездны, из которой родился Кронос и породил весь мир. Религия древних греков, уйдя дальше христианства, отвечает на вопрос, откуда взялся Хаос. Значит, у них бытие родилось из бытия. Т.е. небытия не было раньше. Пустота не может родить что-то. Если бытие существует, то оно вечно было в прошлом и какое-то будет в будущем. На такой же позиции стоит и современная наука. Космология изучает вселенную в её бесконечности, согласно ей вселенная родилась 12 млн. лет назад в результате большого взрыва – раздвижения вселенной. До вселенной существовала некая сверхплотная точка (сингулярность), которая и взорвалась. До вселенной существовала сингулярность. Также в космологии существует гипотеза пульсирующей вселенной – затормозится развёртывание вселенной, затем оно сдвинется в точку (как 12 млн. лет назад была сингулярность), затем взрыв и т.д.Главное – все науки отрицают существование небытия.
Если бытие – это всё то, то существует (материальная + духовная сфера), то легко определить, что такое материя, а что дух.
Материя – всё то, что не дух (если исключить из бытия дух). Дух – наоборот. Они определяются путём сравнения и противопоставления.
Материя (в учебной литературе) – объективная реальность, существующая вне сознания (до, после) 0 половина бытия, часть бытия. Это определение с максимально широким охватом. Современное определение материи – то, что противопоставлено духу.
Дух воспринимается через органы чувств; т.е. фиксируется в сознании органами чувств. Мысль – это духовная сфера, т.к. её нельзя измерить приборами. Мысль не материальна, а идеальна, т.к. не содержит ни грамма вещества, значит, она не фиксируется.
Субстанция – основа бытия – всего, что существует. Материализм, идеализм и религия по-разному понимают эту основу. Материалисты считали субстанцию основой бытия (Фалес: “Всё возникло из воды и из огня”?). Религия понимает субстанцию как не материальное вещество, а сверхъестественный дух (субстанция - Бог).
Рене Декарт назвал сознание, психику – непротяжённой субстанцией.
Религия, мифология, философия как формы мировоззрения.
Мировоззрение человека – это воззрение на мир в целом, т.е. это все знания, накопленные человека, которые составляют картину мира. Это всё то, что человек знает о мире. Это наиболее значимая информ
Структура мировоззрения
1. Его стержень – знания и представления об окружающем мире;
2. Идеи, идеалы и цели, которые человек ставит перед собой;
3. Ценности и оценки;
4. Чувства и эмоции (эмоцио
Предфилософия Древнего Китая
Предфилософия – промежуточная форма, отягощённая религией и мифологической образностью. Предфилософия существовала во всех странах. У разных народов были в разной мере представлены три формы
Предфилософия Древней Индии
1. Философия Древней Индии самая древняя из всех философий. Небогата по количеству школ (“течений”), но по глубине философского мышления и оригинальности ей нет равных.
2. Связана с челове
Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)
Милетская школа возникла в 7 – 6 вв. до н.э. Это материализм, который признавал существование богов и считал природу одушевлённой. Первое философское учение сложилось в Милете – крупный город-полис
Движение материи и его основные формы
Основные свойства материи (формы существования материи): движение, пространство и время. Точнее говорить, что движение – способ существования материи, а не форма.
Проблема движения материи
Пространство и время
Пространство и время – формы существования материи. Существует 2 концепции:
1. Метафизическая концепция пространства и времени в истории науки и философии. Эта концепция берё
Закон единства и борьбы противоположностей
Движение – единственный способ существования материи. Оно осуществляется по цепочке количественно-качественных изменений. Источником движения и развития является борьба противоположностей (I закон)
Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания содержит важную особенность: если взять цепь отрицаний, то рано или поздно последующая ступень повторит исходную, но не также, а с отклонениями. Гегель пр
Сознание, его сущность и происхождение
Бытие расчленяется на материальную и духовную сферу. В учебниках бытие отождествляется с материей. Это не ошибка, а 2 различных подхода к одному и тому же. Можно под бытием понимать материю и созна
Закон перехода количественных изменений в качественные
Существует 3 основных закона диалектики и 7 неосновных.
Философия оперирует максимально общими категориями и законами, которые являются всеобщими, универсальными, которые проявляются в при
Сознание общественное и индивидуальное
Категория сущности явления: сущность и закон – одно-порядковые явления. Теория сознания отражает сущность или закон. Если в этой области владение сознанием нетеоретическое – это сознание, которое о
Единичное и общее. Причина и следствие.
Относятся к неосновным законам диалектики. Эти законы действуют в природе, в обществе и в мышлении.
1. Единичное – особенность всеобщего. 2 крайние катего
О человеке;
Человек – это бессмертная душа и смертное тело. Человеческая душа состоит как бы из трёх частей:
- высшая часть – разумная, с помощью которой созерцается вечный мир идей и
Вопрос о бытии Бога.
Во времена патристики широкое распространение получил тезис о том, что бытие Бога очевидно само по себе, т.к. каждый человек имеет какое-либо представление о нём.
Фома Аквинский выступает
Современная мировая философия. Экзистенциализм. Фрейдизм
Экзистенциализм – направление философии второй половины XIX начала XX вв, которое противостоит позитивизму и ярко демонстрирует иррационалистическую составляющую культуры и философ
Свобода и необходимость
Свобода и необходимость – философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества. Идеалисты в своем большинстве
Понятие практики. Формы практической деятельности
ПРАКТИКА - специфически человеческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная, чувственно-предметная деятельность. Практика есть “материальная деятельность, от которой зав
Истина в науке и художественный образ в искусстве
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. Гносеологической основой правильного понима
Формы общественного сознания. Специфика искусства
1.Категория сущности явления: сущность и закон – одно-порядковые явления. Теория сознания отражает сущность или закон. Если в этой области владение сознанием нетеоретиче
Глобальные проблемы современности
Беспрецедентный характер нынешней мировой ситуации заключается в том, что до сих пор
человечество было господином творения на земле в том смысле, что ни силы природы
общественного
УЧЕНИЕ КАНТА О ЗНАНИИ
Учение Канта о знании опирается на его теорию суждения. По Канту, знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится какое-то отношение или связь между двумя понятиями - субъектами и пре
УЧЕНИЕ КАНТА ОБ АПРИОРНЫХ ФОРМАХ РАССУДКА. КАТЕГОРИИ
Условием возможности априорных синтетических суждений в теоретическом естествознании являются, по Канту, категории. Это - будто бы независимые от доставляемого опытом содержания понятия рассудка, п
Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания – один из законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. Закон отрицания отрицания выражает преемственность, спиралевидно
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов