Характеристики и особенности средневековой философии

План:

Вступление 3

1. Средние века в тезисах_ 5

2. Особенности средневековой философии_ 6

3. Характеристика исторического периода_ 10

4. Основные положения средневековой философии_ 13

4.1. Теоцентризм_ 13

4.2. Креационизм_ 14

4.3. Провиденциализм_ 15

5. Этапы становления средневековой философии_ 16

5.1. Патристика (II-VI век н.э.) 16

5.2. Схоластика_ 17

6. Идеи средневековой философии_ 19

7. Спор между номиналистами и реалистами_ 20

Заключение 23

Литература. 25

 


Вступление

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.). Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением… Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования. Первый из них -…

Средние века в тезисах

Философия монотеистична, Бог понимается как единое и уникальное.à Средневековая мысль всегда теоцентричнаà всё сущее определяет Бог. … Идея креационизма: Источник всего сущего – Бог, Он сотворил мир из ничего.… Принцип антропоцентризма. У греков господствовал принцип космоцентризам, человек был важен как часть целого. В…

Особенности средневековой философии

2. В силу этого основаниями средневековой философии были теоцентризм, провиденциализм, креационизм, традиционализм. Опора на авторитеты, без которых… Попытки разрешения проблемы универсалий открывали возможности обнаружить… 3. Средневековое слово в зависимости от того, откуда и куда оно было направлено, претерпевало двойное преображение:…

Характеристика исторического периода

Экономический хаос в результате варварских набегов Империя нуждалась в религии, способной сплотить различные социальные слои (все… I век: время волнений и императоров-тиранов. При Нероне для вдохновения императора был устроен пожар Рима,…

Основные положения средневековой философии

Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную,… Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в…

Теоцентризм

Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и… Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя…

Креационизм

Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые были родственны природе,… В античной философии уже были выработаны определенные подходы в решении… Характеристика Бога как личности была существенным шагом вперед в направлении христианского мировоззрения, но она не…

Провиденциализм

Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение - в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).


Этапы становления средневековой философии

Патристика - совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви", которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную… Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором средствами…

Патристика (II-VI век н.э.)

Апостольский период (до середины II века) – время деятельности апостолов-евангелистов. Апологетика (середина II века – начало IV) – Апологетами называли образованных… Зрелая патристика(IV-VI) – Выделяют восточную (греческую) и западную (латинскую) патристику. Благодаря греческому…

Схоластика

Принята следующая периодизация схоластики. Первый этап - от VI до IX в. - предварительный. Второй этап - от IX до XII в. - период интенсивного… Схоластическая ученость на практике представляла собой ряд сту­пеней,… Средневековая философия вошла в историю мысли под именем схоластики, которое уже с давних пор употребляется в…

Идеи средневековой философии

Идея заповедей: Заповеди – договор между богом и человеком, первый список преступлений, которые может совершить человек. Человеку, преступившему эти… Идея первородного греха: Адам и Ева нарушили запрет Бога и попробовали… Идея воскресения души: На место веры в переселение душ приходит вера в воскресение души – теперь умерев, праведный…

Спор между номиналистами и реалистами

Переход к феодальному общественному строю был ознаменован упадком самостоятельного значения философии. Он сопровождался вытеснением многобожия… Для средневековой философии характерен новый подход к пониманию природы и… Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые…

Заключение

Средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, для формирования основ естественнонаучного и философского знания. XIII век - характерная черта этого столетия - медленное, но неуклонное нарастание в лоне феодализма его разложение, формирование зачатков нового, капиталистического строя[6] .

Развитие товарно-денежного хозяйства в странах Западной Европы вызвало значительное экономическое оживление. Изменение в производственных отношениях, неизбежно вызвали определенные преобразования в идеологической надстройке. Вследствие этого в конце XII в. и первой половине XIII в. феодальные города начинают стремиться к созданию собственной интеллектуальной и культурной атмосферы. Городская буржуазия стремится к развитию городских школ, возникновению университетов.

Философским выражение пробуждения этой жизни и расширения научного познания был воспринятый аристотелизм. В философии Аристотеля пытались отыскать не столько практические рекомендации, которые могли быть использованы в экономической и общественно-политической жизни. Эта философия явилась толчком для ученых того времени, вынужденных признать, что августинизм уже перестал соответствовать сложившейся интеллектуальной ситуации. Ведь августинизм, опиравшийся на платоновские традиции, был направлен против естественнонаучных исследований. Августин утверждал, что познание материального мира не приносит никакой пользы, ибо не только не приумножает человеческого счастья, но поглощает время, необходимое для созерцания гораздо более важных и возвышенных предметов. Девиз философии Августина: "Хочу понять бога и душу. И ничего более? Совершенно ничего!"[7].

Средневековый спор о природе универсалий значительно повлиял на дальнейшее развитие ло­гики и гносеологии, особенно на учения таких крупных фи­лософов нового времени, как Гоббс и Локк. Элементы номина­лизма встречаются также у Спинозы, а техника номиналисти­ческой критики онтологизма универсалий была использована Веркли и Юмом при формировании доктрины субъективного идеализма. Тезис реализма о наличии общих понятий в человече­ском сознании лег впоследствии в основу идеалистического рационализма (Лейбниц, Декарт), а положение об онтологи­ческой независимости универсалий перешло в немецкий клас­сический идеализм.

Итак, средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, разработав и уточнив все логически возможные варианты соотношения рациональ­ного, эмпирического и априорного, соотношения, которое станет впоследствии уже не только предметом схоластических споров, но фундаментом для формирования основ естественнонаучного и философского знания.


Литература.

История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И. И. Богута – М.: Мысль, 1991. – 590 с.

Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. – 2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 815 с.

Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. – М.: Издательский Дом “Note Bene”, 1998. – 424 c.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. -М.: Высшая школа, 1991. – 603 с.

Боргош Юзеф. Фома Аквинский - М.: Мысль, 1975. – 504 c.

Фома Аквинский. Сумма теологии (отрывки) // Антология мировой философии. В 4 т. / Ред. В.В. Соколов и др. М.: Мысль, 1969. – 1972.

Этьен Жильсон "Философ и теология" - М.: Гнозис, 1995 (перевод французского издания Etienne Gilson "Le philosophe et la théologie" - Paris, 1960)

Основы религиоведения Учеб./ Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков, и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.— М.: Высш. шк., 1994.— 368 с.

 


[1] Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. – М.: Издательский Дом “Note Bene”, 1998. – 424 c.

[2] История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И. И. Богута – М.: Мысль, 1991. – 590 с.

[3] Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. -М.: Высшая школа, 1991. – 603 с.

[4] Боргош Юзеф. Фома Аквинский - М.: Мысль, 1975. – 504 c.

[5] Основы религиоведения Учеб./ Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков, и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.— М.: Высш. шк., 1994.— 368

[6] Фома Аквинский. Сумма теологии (отрывки) // Антология мировой философии. В 4 т. / Ред. В.В. Соколов и др. М.: Мысль, 1969. – 1972.

[7] Фома Аквинский. Сумма теологии (отрывки) // Антология мировой философии. В 4 т. / Ред. В.В. Соколов и др. М.: Мысль, 1969. – 1972.