К ПЕРЕРАБОТКЕ КНИГИ О ДОСТОЕВСКОМ

Основательной доработкой своей книги 1929 г. о Достоевском для нового издания (Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963) Бахтин занимался во второй половине 1961-го — первой поло­вине 1962 г. Настоящий проспект, датируемый 1961 г., непосредствен­но предшествовал этой работе. Проспект был опубликован в книге «Кон-текст-1976» (М., 1977, с. 296—316; публикация В. В. Кожинова). В настоящем издании озаглавлен составителем.

В работе автора над новой редакцией книги было несколько ос­новных направлений: 1) был введен вопрос о новой целостной авторс­кой позиции в полифоническом романе Достоевского (акцент на этой теме выразился в изменении заглавия второй главы: «Герой и позиция автора по отношению к герою в творчестве Достоевского» вместо «Герой у Достоевского» в издании 1929 г.); 2) разработан тщательнее вопрос о диалоге у Достоевского; именно в издании 1963 г. появилось разграничение «внешнего композиционно выраженного диалога», «мик­родиалога» и «объемлющего их большого диалога романа в его целом» (с. 459); 3) широко введены темы исторической поэтики и жанровой традиции, заново, по существу, написана четвертая глава; 4) постав­лена проблема металингвистического изучения слова (с. 309—316).

Эти темы, хотя и в разной степени, отражены в разработках проспекта, особенное же внимание уделено самому принципиальному в концепции Бахтина и вызвавшему наибольшие споры вопросу об авторской позиции. В письме В. В. Кожинову от 30 июля 1961 г. сообщается о намерении углубить анализ особенностей позиции автора в полифоническом романе, так как «последнее больше всего вызывало возражений и недоумений». Объяснение этих особенностей исследова­тель находит в «новом предмете и новой логике этого предмета», открытого Достоевским. Достоевский открыл личность как другое «жи­вое и полноправное сознание», «чужую правду», оказывающую сопро­тивление завершающей ее авторской активности. В издании 1963 г. подчеркнута «положительная активность новой авторской позиции в полифоническом романе» (с. 116); обоснование этой «диалогической активности» в проспекте связано с общими мировоззренческими тема­ми (противопоставление «активности вопрошающей» в отношении к личности и «активности завершающей» в отношении «безгласного ма­териала»), которые особенно концентрированное выражение получили в наброске конца 30-х или начала 40-х гг. «К философским основам гуманитарных наук» (см. примеч. к заметкам «К методологии гума­нитарных наук»). Тесно связаны обсуждаемые в проспекте темы с проблематикой ранней работы об авторе и герое.

Вообще содержание проспекта шире практической цели доработки книги. Целый ряд намеченных здесь тем и найденных формулировок в книгу не вошел (например, о типах людей по их отношению к высшей ценности, линия критики психоаналитического подхода к До­стоевскому, о способах выражения человека «от тела до слова», «проблема катастрофы», «Достоевский и сентиментализм», сопоставле­ния с «Волшебной горой» Т. Манна и другими западными романис­тами). Особенно значительно развита в проспекте тема смерти у До­стоевского и Толстого, «смерти для других» и «смерти для себя»; в книге 1963 г. эта тема отражена гораздо более лаконично (см.: Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского, с. 124).

1 См. «Подросток», ч. 3, гл. III.

2 К сравнению с шахматами де Соссюр прибегал, чтобы иллю­стрировать свое понимание системы языка и себе тождественной зна­чимости его единиц, подобно значимости шахматных фигур (см.: Сос­сюр Ф. Труды по языкознанию, с. 120—122).

3 Ср. о Базарове в лекциях Бахтина по истории русской литера­туры: «Но с героем, в котором автор увидел силу и хочет героизовать, он не может справиться. Перед Базаровым все пасуют, па­сует, виляет и хочет польстить и сам Тургенев, но вместе с тем и ненавидит его».

4 Фридлендер Г. М. Роман «Идиот».— В кн.: Творчество Ф. М. До­стоевского. М., 1959, с. 173—214.

5 См.: Lettenbauer W. Russische Literaturgeschichte. Frank­furt/Main — Wien, 1955, S. 250.

6 Ср. в статье 1924 г. «Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве»: «Не должно, однако, пред­ставлять себе область культуры как некое пространственное целое, имеющее границы, но имеющее и внутреннюю территорию. Внутрен­ней территории у культурной области нет: она вся расположена на границах, границы проходят повсюду, через каждый момент ее, систе­матическое единство культуры уходит в атомы культурной жизни, как солнце отражается в каждой капле ее. Каждый культурный акт су­щественно живет на границах: в этом его серьезность и значитель­ность; отвлеченный от границ, он теряет почву, становится пустым, заносчивым, вырождается и умирает» (Бахтин М. Вопросы литерату­ры и эстетики, с. 25). Характерное для мысли Бахтина единство структурного понимания человеческой личности и культуры, единство подхода к проблемам философской антропологии и проблемам истории культуры.

7 Ср. подобное сближение понятий в высказывании Достоевского о своем «реализме в высшем смысле» как об изображении «всех глубин души человеческой» (Биография, письма и заметки из запис­ной книжки Ф. М. Достоевского. Спб., 1883, с. 373), из которого исходил Бахтин в своей идее творчества Достоевского.

8 О смерти для себя и смерти для других см. работу «Автор и герой в эстетической деятельности» (глава «Временное целое героя»).

9 См.: Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского, с. 111 —115.

10 «Бальзак велик! Его характеры — произведение ума вселенной! Не дух времени, но целые тысячелетия приготовили бореньем своим такую развязку в душе человеческой» (Письмо Ф. М. Достоевского М. М. Достоевскому от 9 августа 1938 г.— В кн.: Достоевский Ф. М. Письма, т. 1. М.—Л., 1928, с. 47).

11 См.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. В 2-х т., т. 1. М., 1957, с. 134—136.

12 Man (субстантивированное неопределенно-личное местоимение в немецком языке) — категория философии Мартина Хайдеггера. Man — безличная сила, определяющая обыденное существование че­ловека.

13 См. «Смерть Ивана Ильича», гл. VI.

14 См. «Униженные и оскорбленные», ч. 3, гл. П.

15 См.: Аскольдов С. Религиозно-этическое значение Достоевско­го.— В кн.: Ф. М. Достоевский. Статьи и материалы. Под ред. А. С. До­линина, сб. 1. Пб., 1922. Критический разбор статьи С. Аскольдова дан в «Проблемах поэтики Достоевского» (с. 17—21).

16 См. «Братья Карамазовы», кн. 6, гл. II.

17 См. «Братья Карамазовы», кн. 2, гл. VI.

18 См. «Подросток», ч. 3, гл. 13.

 

ОТВЕТ НА ВОПРОС РЕДАКЦИИ «НОВОГО МИРА»

Опубликовано в журнале «Новый мир» (1970, № И, с. 237—240)

 

1 Этот пример хорошо поясняет широкообъемлющую формулу ав­тора — «выразительное и говорящее бытие», которой он охватил пред­мет и сферу гуманитарной мысли; этому бытию причастна и «вещь, чреватая словом», в противоположность «безгласной вещи» (см. за­метки «К методологии гуманитарных наук» и примеч. к ним). «Вы­разительное и говорящее бытие» — от Шекспира до кирпичей в руках строителя — можно сказать, что такова была наиболее общая и глав­ная тема размышлений Бахтина,

2 О специфической неразделимости «тела» и «смысла» в искус­стве писал автор еще в 20-е гг., полемически отталкиваясь от «ма­териальной эстетики» формализма, с одной стороны, и от «отвлечен­ного идеологизма» — с другой: «...в искусстве значение совершенно неотделимо от всех деталей воплощающего его материального тела. Художественное произведение значимо все сплошь. Самое созидание тела-знака здесь имеет первостепенное значение. Технически служебные и потому заместимые моменты здесь сведены к минимуму. Художествен­ную значимость здесь приобретает сама единичная действительность вещи во всей неповторимости ее черт» (Медведев П. Н. Формаль­ный метод в литературоведении, с. 22).