рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Заметки 2

Заметки 2 - раздел Философия, Вальтер Беньямин Франц Кафка "у Него Двое Противников: Первый Теснит Его Сзади, Из­начально. Второй П...

"У него двое противников: первый теснит его сзади, из­начально. Второй преграждает ему путь вперед. Он бо­рется с обоими"2.

Очень важна заметка: "Раньше он был частью мону­ментальной группы" ("Как строилась...", с. 217)3. Ибо,

* разум (лат.)

** три старухи-ткачихи (лат.)

во-первых, она относится к комплексу пластических об­разов, который весьма немаловажен (ср. ангелов в Ок­лахоме)4. Во-вторых, в этой заметке сказано, что он из группы вышел. Вероятно, это можно понимать как про­тивоположность тому вхождению в картину, которое встречается в китайских сказках.

Подмеченные массой свойства — слова, повадки, со­бытия — иные, чем слова, жесты, события, подмеченные отдельными лицами. Однако в успокоительной мощи огромной людской массы и кругозор отдельного чело­века меняется. Тип вроде Швейка, например, самым счастливым образом капитулирует перед массовым мы­шлением. У Кафки тут, возможно, намечаются конфлик­ты. Ср.: "Он живет не ради своей личной жизни, он мыс­лит не ради своего личного мышления. Ему кажется, будто он живет и мыслит, подчиняясь понуждению не­коей семьи". ("Как строилась...", с. 217 - 218)5.

"Ему все дозволено, только себя забыть не дано" ("Как строилась...", с. 220)6. Правда, от тьмы прожито­го мгновения ускользает тот, кто входит в образ. Кафка, однако, от этой тьмы не бежит, он ее проницает. Но для этого ему приходится глубоко вдыхать малярийный воз­дух наличного бытия.

Революционная энергия и слабость — это у Кафки две стороны одного и того же состояния. Его слабость, его дилетантизм, его неподготовленность — революци­онны. ("Как строилась...", с. 212-213)7. Кафка говорит, что всегда чувствовал Ничто "своей стихией". Что он

под этим подразумевает? Творческое безразличие? Нир­вану? ("Как строилась...", с. 216)8.

"Даже мокрице нужна довольно большая щель, что­бы скрыться", а вот для его разысканий, наблюдений, "работ вообще никакого места не требуется, даже там, где даже крохотной щелочки нет, они, вживаясь друг в друга, могут жить несметными тысячами" ("Как строи­лась...", с. 215).

Обезьяна, бьющаяся головой в дощатую стену ("Сельский врач", с.159), "его путь по жизни преграж­ден его собственной лобной костью", зарываться лбом в землю ("Как строилась...", с. 82)9.

Для мотива превращения чрезвычайно важно, что оно вершится у Кафки с обеих сторон: обезьяна превра­щается в человека, Грегор Замза - в животное.

"Отчет для академии": бытие человека здесь пред­стает просто как выход. Похоже, более основательно нельзя было поставить оное бытие под сомнение.

"В замкнутости своего символического содержания сопоставимы со сказками и мифами", - справедливо замечает Хельмут Кайзер о произведениях Кафки.

Если у Жюльена Грина главный, всех персонажей обуре­вающий порок — это нетерпение, то у Кафки это леность. Люди передвигаются у него, словно во влажном, наполнен­ном тяжелой духотой воздухе. Присутствие духа - это то, что меньше всего им свойственно. Особенно явно это про­ступает в женских образах, тут есть прямая связь между ле­ностью и готовностью вступить в половые сношения.

* * *

Ниже записываю ряд важных соотнесений между "Созер­цанием"10 и более поздними произведениями Кафки.

"Смотреть на других взглядом животной твари" (с. 34) - здесь это выражение "последнего замогильно­го покоя"11.

Платья, на которых, особенно на роскошной отдел­ке, пыль лежит таким толстым слоем, что от нее уже не избавиться (с. 64), а в конце концов и лицо, "всеми уже виденное и перевиденное и порядком поизносившее­ся" (с. 65)12.

Купец заявляет: я "несусь, как на волнах, прищел­киваю пальцами обеих рук, треплю по волосам встреч­ных детишек" (с. 46). Ребячливый ангел: "Летите прочь". И вообще здесь местами чувствуется "Америка"13.

"Полностью выбыл из своей семьи" (с. 30)14. Сразу по­сле этого начинает создаваться впечатление, будто рас­сказчик превращается в лошадь.

"Тоска": рассказчик бегает по ковровой дорожке сво­ей комнаты, как "по скаковой дорожке" — с. 80". А за­тем является главный герой рассказа, ребенок-приви­дение. - Человек, которому пришлось "пригнуть голову под лестницей" (с. 98)16.

В "Отказе" девушка старомодно одета (с. 68). Старо­модное движение "плавно покачивающегося автомоби­ля" (с. 67)17. Лошади своим шумом заставляют усталого человека "откинуть голову" (с. 76)18.

"В назидание наездникам" опять-таки акцентирует внимание на скаковой дорожке, но при этом, как ка­жется, рассказчик хочет взять и саму эту дорожку, и ло­шадей под защиту от деляческой суеты ипподрома.

"Само собой, все во фраках" (с. 37)" — то бишь ано­нимные люди-никто. /Так же и палачи в "Процессе": "Я тут по праву в ответе за все — за каждый стук в дверь" (с. 54)./20

/"Разоблаченный проходимец" — этюд к помощни­кам./21

"Соседние страны могут лежать так близко, что бу­дут видеть друг друга"22.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Вальтер Беньямин Франц Кафка

На сайте allrefs.net читайте: "Вальтер Беньямин Франц Кафка"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Заметки 2

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сцены подписи у Кафки и Беньямина
Оригинальность текстов Вальтера Беньямина о Франце Кафке не в последнюю очередь кроется во времени их написания. К моменту создания Беньямином его эссе, Кафка - еще малоизученный автор, стремительн

Потёмкин
Рассказывают, будто Потёмкин страдал тяжелыми, регу­лярно повторяющимися депрессиями, во время которых никто не смел к нему приблизиться, а доступ в покои князя был строжайшим образом воспрещен. Пр

Детская фотография
Сохранилась детская фотография Кафки: редко когда "бедное и короткое детство" являло собой картину столь же пронзительную. Снимок сделан, очевидно, в одном их тех фотоателье прошлого стол

Горбатый человечек
Кнут Гамсун, как давно известно общественности, жи­вя неподалеку от маленького городка, имеет обыкнове- ние время от времени обременять почтовый ящик мест­ной газетенки своими суждениям

Санчо Панса
Рассказывают, что в одной хасидской деревне как-то ве­чером на исходе субботы в бедной корчме сидели евреи. Были все они местные, кроме одного, которого никто не знал, — этот был совсем уж нищий и

Франц Кафка: Как строилась Китайская стена
В самое начало я ставлю маленький рассказ, взятый из произведения, обозначенного в заглавии, и призванный показать две вещи: величие данного писателя и неимо­верную сложность сие величие засвидетел

Ходульная мораль
Чем увереннее и привычнее удается иным людям во всех их делах и бездействиях поистине с изворотливостью угрей ускользать от железной хватки правды, тем со все более изощренным рвением норовят они з

Макс Брод: Франц Кафка. Биография. Прага, 1937
Книга отмечена фундаментальным противоречием, зи­яющим между главным тезисом автора, с одной сторо­ны, и его личным отношением к Кафке - с другой. При этом последнее в какой-то мере способно дискре

Франц Кафка
Данное эссе — самая большая, главная работа Беньямина о Кафке — в основной своей части было написано в мае-июне 1934 года, затем в течение нескольких месяцев дополнялось и перерабатывалось. При жиз

Франц Кафка: Как строилась Китайская стена
Эта работа Беньямина написана примерно в июне 1931 года для радиопредачи, предварявшей выход в свет тома наследия Каф­ки (Franz Kafka. Beim Bau der Chinesischen Mauer. Ungedruckte Erzählungen

Макс Брод: Франц Кафка. Биография. Прага, 1937
Написано в июне 1938 года. В одном из писем Гершому Шо-лему в ответ на предложение высказаться по поводу вышедшей в 1937 году в Праге книги Макса Брода о Кафке (Мах Brod. Franz Kafka. Eine Biograph

А) Заметки к "Процессу" Кафки
Работу надо посвятить Герхарду Шолему. В чердачных комнатах, где расположена контора, су­шат белье. Попытка отодвинуть туалетный столик барышни Бюрстнер в центр комнаты.

Б) Идея мистерии
Изобразить историю как процесс, в котором человек — он же доверенное лицо бессловесной природы - выступает с иском на творение и на отсутствие обещанного мессии. Верховный суд, однако, решает выслу

А) Заметки к ненаписанному эссе и к докладу 1931 года
Попытка схемы к "Кафке" Кафка все человечество обращает в прошлое. Он отбрасывает тысячелетия развития культуры, не говоря уж о современности.

Заметки 1
История о Буцефале, боевом коне Александра, который стал адвокатом, — не аллегория1. Для Кафки, похоже, вообще больше нет иного вме­стилища для великих фигур, а лучше сказать, д

Заметки 3
/Двуликость кафковского страха: как его интерпретирует Вилли Хаас и как этот страх через нас проходит. Страх -это не, как боязнь, реакция на что-то, страх — это орган./ /"Непроницаем

Заметки 4
...Кафке... было бы полезно, перед окончательной дора­боткой рукописи присмотреться к работам Иеронима Босха, чьи монстры... состоят в родстве с монстрами Кафки. ...Георга Шерера... *

Заметки 5
"Чтобы быть потяжелее, а это, мне кажется, способст­вует засыпанию, я скрестил руки и положил кисти на плечи, так что я лежал, как навьюченный солдат". Каф­ка, дневниковая зап

Заметки 6
"Новый адвокат" — текст к картине Пикассо. /"Непроницаем был мир всех важных для него ве­щей" - но не потому, допустим, что он обладал универ­сально настроенным умом, а

Заметки 7
К Открытому театру Оклахомы: в "Новом адвокате" "простоватый служитель наметанным глазом скромно­го, но усердного завсегдатая скачек"32 наблюдает за ад­вокатскими гон

Заметки 8
Кафка очищает целые огромные ареалы, которые были заняты человечеством, он проводит, так сказать, страте- гическое отступление, отводя человечество назад, на ли­нию первобытных болот.

Потемкинская история Герольд
Утомленные / Отцы / Наказующие Паразиты Несправедливость и первородный грех / Непрекра­щающийся процесс Решения и молоденькие девушки / К. и Шувалкин Монстры в л

История о Гамсуне
Теологическое истолкование Кафки / Кьеркегор и Па­скаль / Трилогия творчества Xaac / Ранг / Ружмон / Грётхьюсен / Шёпс / "Не-бытие Бога" Посмертные заметки / Мотивы

История о нищем
Искажения во времени / Верхом в соседнюю деревню / легенда о мессии * Никакой небрежности (франц.) Короткая жизнь / Дети / Не ведающие усталости / го­род на юге

Пруст и Кафка
Есть нечто общее, что присуще Кафке и Прусту, и, как знать, сыщется ли это общее где-нибудь еще. Речь идет об употреблении местоимения "Я". Когда Пруст в сво­их "Поисках утраченного

А) Разговоры с Брехтом
6 июля. Брехт, в ходе вчерашнего разговора: "Я часто думаю о трибунале, который меня будет допрашивать: "Как это так? Вы действительно всерьез так считаете?" Пришлось в конце концов

А) Досье чужих возражений и собственных размышлений
1) При анализе образа отца в первой части надо вклю­чить "Одиннадцать сыновей". Привлечь необходимо сам текст, комментарий к нему Крафта и работу Кайзера. 2) Опровергнуть возраже

Запланированные вставки
Кафка тоже был мастером параболы, но основателем религии он не был (с. 72). Но он был не только мастером параболы. Предположим, Лао Цзы написал бы трагедию.

Из переписки с Вернером Крафтом
Вернер Крафт (1896—1991) — литератор и литературовед. Од­ним из первых начал серьезную литературоведческую работу над Кафкой (его этюды о Кафке опубликованы в сборнике: Kraft W. Franz Kafka: Durchd

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги