рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История вторая. Гуссерль и феноменология

История вторая. Гуссерль и феноменология - раздел Философия, Мастер самопознания Действительный Мир Действительно Существует. Но Су­ществует Он По Ту Сторону ...

Действительный мир действительно существует. Но су­ществует он по ту сторону нашего сознания. И потому наши познания о действительном мире, мягко говоря, недостоверны. Ибо наши познания лежат в пределах на­шего сознания, по отношению к которому, как уже было сказано, действительный мир является потусторонним.

Таков посыл учения немецкого философа и математи­ка Эдмунда Гуссерля — феноменологии. Дословно дан­ное понятие означает «учение о являющемся, кажущем­ся», «учение о показывающем себя».

Загадочный мыслитель вкрадчиво заявляет — созна­ние обнаруживается всегда как «сознание о чем-то». Та­кое его свойство основателем феноменологии было на­звано интенциональностью — стремлением быть направ­ленным на что-то и конструирующим что-то.

Таким образом, получается, что каждый акт сознания, прежде всего, служит тому, чтобы с самого начала дать всему воспринимаемому обозначение, название, опреде­ление. Поэтому изначальной функцией сознания являет­ся функция толковательная. Сознание не знает, а толку­ет. И поскольку оно в первую очередь занимается опре­делениями, то тем самым устанавливает пределы. Разве это не явствует из прямого корня слова, что определение — это не что иное, как обозначение, установление предела?

Следовательно, сознание не проникает в мир и не по­знает его, а создает собственные конструкции. И в дан­ном своем действе оно отождествляется с Бытием. Наше сознание — это наше бытие. И наоборот. Получается, что наше Бытие — мыслимое и, соответственно, мыслящее.

Представитель строгой научной парадигмы «объектив­ного знания» может, однако, возразить, что имеет дело с точными научными приборами, беспристрастно фикси­рующими факты. Но «фактов» для прибора не существу­ет! Они существуют только для наблюдателя и, стало быть, присутствуют лишь в его сознании. Никакое техни­ческое устройство само по себе ровным счетом ничего не стоит без того, кто его обслуживает. Так или иначе, це­почка замыкается на субъективном. Нет объекта без субъ­екта.

Поэтому подобный позитивистский образ мышления, по мнению Гуссерля, не имеет никаких оснований для того, чтобы называться исследующим реальность. И он развивает свою методику наблюдения, которая воздер­живается от всякого рода утверждений и суждений каса­тельно «действительности», уклоняется от категоричных интерпретаций и устойчивых определений. Подобное воздержание от суждений есть остановка внутреннего диалога с сознанием, что в феноменологии обозначается как эпохе' (от греч. epoche «остановка»). Такая позиция не отрицает сам мир и существование наличествующей реальности, но как бы «заключает в скобки» наше пред­ставление о реальности, не претендуя на тождествен­ность истине. Сам же процесс подобного исключения предварительных суждений в отношении мира вещей он называет феноменологической редукцией.

Такая редукция позволяет нам быть беспристрастны­ми, непредубежденными и непривязанными к собствен­ным оценкам, которые по сути своей иллюзорны, и по­зволяет применить то, что Гуссерль называет «созерца­нием сущностей».

Практика созерцания сущностей неизбежно приводит к видению чистых феноменов и явлений такими, каковы они есть на самом деле, и возвращают нас к до-рацио­нальной области чистого созерцания, опыт которого каж­дый из нас несет в себе со времен младенчества.

Таким образом, опорными понятиями феноменоло­гии являются:

¨ интенционалъностъ сознания — направленность созна­ния на что-то и его склонность к конструированию по­нятий;

¨ эпохе' — прерывание и остановка внутреннего диалога;

¨ феноменологическая редукция — исключение сужде­ний в процессе описания мира.

Для того чтобы овладеть техникой «созерцания сущ­ностей», попробуйте осуществить следующие действия.

Выберите первый предмет, попавший в поле вашего зрения. На какое-то время умышленно «забудьте» его название, предназначение, функцию. Просто смотрите на него, будто видите его в первый раз. Параллельно наблюдайте за сво­им восприятием, чувствами и ощущениями. Возможно, вскоре вы испытаете переживание измененного сознания и в нем обнаружите непривычную для себя реальность. Это может означать прорыв в чистое «созерцание сущностей». Проведите аналогичный эксперимент, теперь используя слух. Сконцентрируйтесь на каком-либо звуке и только слушай­те. Не проводите никаких ассоциаций, а если таковые воз­никают, мягко ускользайте от них. Игнорируйте склон­ность вашего ума к фантазированию и игре воображения. Следующий опыт касается сферы ощущений. Возьмите в ру­ку любой предмет, который под эту самую руку попадется. Тщательно ощупайте его, сосредоточив внимание лишь на пальцах. Ни в коем случае не вовлекайтесь в игру «на что это похоже» или «что это мне напоминает». Тогда вы плав­но перейдете в состояние «созерцания сущностей».

После освоения этой техники вы можете с легкостью приступить к исследованию человека, применяя сходные способы. Ваши постижения и открытия могут превзойти всякие ожидания.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Мастер самопознания

На сайте allrefs.net читайте: "Мастер самопознания"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История вторая. Гуссерль и феноменология

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Вместо предисловия, или Танец Дождя
Лето 1976 года в Англии выдалось иссушающим и знойным. Люди забыли, что такое дождь. Они старались сберечь каждую каплю воды, скудные запасы которой хранились в ванных. А сады полива­ли тем, что ос

Жизнь в сновидении
  Прежде всего, осознайте, что любое сновидение, каким бы оно абсурдным на первый взгляд не казалось, пред­ставляет собой стройную систему кодов, содержащих в себе послания, адресатом

Положение первое: уровни бытия, законы
Иерархия уровней бытия представляет собой следую­щее. 1. Уровень законов («непроявленный» мир). 2. Уровень программ («тонкий» мир). 3. Уровень ситуаций

Положение второе: положительные и отрицательные программы
Из предыдущего положения следует, что человеком управ­ляет программа. То есть нами управляют силы, неведомые нам, зачас­тую недоступные осмыслению разумом и оттого пред­ставляющиеся послед

Положение третье: истоки программ, линия и установки
Ум человеческий так устроен, что любое событие им не­избежно интерпретируется, на основе чего создается не­кий вывод, который нередко становится директивой, определяющей поведение личности.

Положение четвертое: «состояние машины», Эго и Я
«Состояние машины» возникает в том случае, когда по­ведение человека начинает определяться некой заданностью, обусловленной негативной установкой, которая в свою очередь становится директивой, осно

Положение пятое: добро и зло, их взаимодействие
Мы пришли в этот мир, и мы обречены на взаимодей­ствие с ним. И довольно часто, если не сказать, всегда, такое взаимодействие порождает состояния, которые мы склонны оценивать категориями зла

Положение шестое: третья сила, триада нейтральности
В результате наших исследований мы пришли к выводу, согласно которому зло сильнее, чем добро. Однако в жизни находится немало ситуаций, подтверждающих обратное — когда добро торжествует и прочно уд

Положение девятое: точка нуля, состояние Ничто
Итак, мы уже отметили, что дверца, ведущая в рай, со­крыта в самой глубине ада. Это означает, что человеку следует, прежде чем устремить свои помыслы вверх, об­ратить взгляд свой вниз и отважиться

Основное правило
Продолжая развитие темы, перейду к представлению оригинальной части повествования, излагающей базовые положения разработанного мною метода, получившего название Психограмматика (Лингвопсихоанали

Техника психограмматики
Теперь, когда мы уяснили философию метода, нам оста­ется изучить и освоить его практическое содержание. Одним из инструментов технического оснащения лингвопсихоанализа является этимологическая мето

История первая. Я лгу
Наглядным доказательством неполноты самой системы логики, ее ограниченности и неспособности в достаточ­ной мере описать себя самое и разрешить собственные противоречия является знаменитый Парадо

История третья. Серф и волапюк-терапия
Джорж Серф — профессор лингвистики, в конце концов оставил преподавание в университете и занялся частной психотерапевтической практикой, которой дал название волапюк-терапия (производя терми

Тезис: понимание
«Как сердцу высказать себя? Другому как понять те­бя?» — писал Федор Тютчев. Вот вопросы, способные озадачить всякого, кто хоть сколько-нибудь задумыва­ется над тем, как мы общаемся. А задумывается

Антитезис: за пределами понимания
Что касается понимания, то оно — чистейшей воды фик­ция. «Понять» другого — значит создать свою концеп­цию другого. Стало быть, понимание — иллюзия. Это — фикция сознания, предстающая как некая сре

Синтез: прыжок в свободу
Довольно интенсивный опыт в психотерапии научил ме­ня улавливать то, что обычно ускользает на традицион­ных сеансах, — не личность, но сущность. Личность накапливает стандартные опи

Послесловие, или Еще одна история о дожде
В одной провинции Древнего Китая свирепствовала засуха. Многие месяцы ни капли воды не пролилось с неба, и раскаленная земля покрылась трещинами. Люди жгли благовония, чтобы отпугнуть де­монов засу

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги