рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История третья. Серф и волапюк-терапия

История третья. Серф и волапюк-терапия - раздел Философия, Мастер самопознания Джорж Серф — Профессор Лингвистики, В Конце Концов Оставил Преподавание В Уни...

Джорж Серф — профессор лингвистики, в конце концов оставил преподавание в университете и занялся частной психотерапевтической практикой, которой дал название волапюк-терапия (производя термин от английского world speak — «мир говорит»). До этого он вел семинары по интерлингвистике и самозабвенно занимался изобрете­нием собственных языков. Но однажды одна из его быв­ших студенток попала в психиатрическую клинику с приступом психотического расстройства. Наряду с ос­тальными симптомами, у пациентки присутствовали не­понятные для врачей словесные новообразования, харак­терные для шизофренического процесса. Как-то ее наве­стил Серф и завел с ней разговор на одном из своих искусственных языков. Лечащие врачи заметили, что подобная тактика привела к неожиданному терапевти­ческому эффекту. Ее состояние стало заметно улучшать­ся. Через некоторое время пациентка поправилась, и ее выписали, после чего ее жизненный путь изменился. Она вернулась к своему учителю и стала принимать актив­ное участие в его интерлингвистических штудиях. Они сформировали группу студентов, которые собирались для того, чтобы поговорить на непонятных, только что изобретенных языках. Помимо удовольствия, от подоб­ных занятий они получали и существенную психологи­ческую помощь. Вскоре практика и метод Джорджа Сер-фа приобрели широкую известность.

Родной язык — язык обыденный, рутинный. Все беды и несчастья происходят именно на этом языке. Обилие неологизмов при шизофреническом расстройстве есть не что иное, как активизация компенсаторных механизмов самоисцеления. «Болезнь сама проделывает над языком ту работу, которую каждому следовало бы проделывать в норме. Мы передаем наши компенсаторные языковые возможности болезни, в то время как задача заключает­ся в том, чтобы этими возможностями овладеть», — пи­сал Джордж Серф.

Он также обратил внимание на богатое и бурное сло­вотворчество маленьких детей. И такое явление было им расценено не только как проявление познавательного инстинкта, но и как своеобразная аутопсихотерапия. Серф полагал, что «словесные новообразования на самом деле создаются под давлением чувств, ищущих выхода наружу».

По его мнению, на общепринятом языке возможно только поверхностное условное общение, на самом деле — отчужденное и болезненное. Над индивидуумом довлеет социальный диктат языка. И социальная «дрессировка» есть, прежде всего, «дрессировка» вербальная, языковая. Общепринятым становится язык телевидения и журна­лов — стерилизованный, выхолощенный, «пластиковый», механический, мертвый и отчужденный, где все чаще появляются машины говорения — спикеры, воспроизво­дящие заранее сделанные заготовки, напоминая собой настенные часы, откуда постоянно раздается монотонное «ку-ку».

И один из путей освобождения — возвращение к не­оформленной детскости языка, к изначальному, искон­ному словотворчеству — словотворению-«гулению», по­строенному на фонетических играх.

Педиатры полагают, что «гуление» совершается «меж­ду языком и молоком», когда младенец пережевывает слоги, получая от этого фонетическое наслаждение. Тем самым первое магическое удовольствие ребенка связано с возможностью услышать, как он сам бормочет. В сущ­ности, это и есть праязык — «языковой карнавал творче­ства в языке».

Такая речевая феерия, близкая к праязыку младенца, присутствует и в творчестве великих поэтов. Ни один из них не пишет на своем родном языке, но переводит само­го себя, переходя от материнского языка к языку транс­грессивному (своему собственному).

Серф цитирует известное изречение немецкого мыс­лителя Мартина Хайдеггера — «язык есть дом бытия», и прибавляет: «Печальная судьба человечества распоря­дилась так, что все живут всю жизнь в домах, построен­ных не ими, часто даже не имея возможности подогнать их под себя».

Стало быть, осознанное языковое творчество можно представить как «медленное возвращение домой».

Примечание.Может ли быть, на самом деле, бессмыс­лица бессмысленной? И насколько абсурден индивиду, ально изобретенный язык? Любое слово состоит из сло­гов. Слог же является ядерным носителем смысла. Какие бы варианты новояза мы не изобретали, при их анализе мы все равно получаем в качестве конечного продукта известные и нерасщепляемые атомы предзаданных зна­чений — слоги. Получается, что любой наш неологизм, на первый взгляд самый нелепый и эксцентричный, в дей­ствительности, представляет собой рестимуляцию тра­диционного, самого что ни на есть естественного, цели­тельного языка, к которому мы прорываемся через соб­ственное речевое преображение.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Мастер самопознания

На сайте allrefs.net читайте: "Мастер самопознания"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История третья. Серф и волапюк-терапия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Вместо предисловия, или Танец Дождя
Лето 1976 года в Англии выдалось иссушающим и знойным. Люди забыли, что такое дождь. Они старались сберечь каждую каплю воды, скудные запасы которой хранились в ванных. А сады полива­ли тем, что ос

Жизнь в сновидении
  Прежде всего, осознайте, что любое сновидение, каким бы оно абсурдным на первый взгляд не казалось, пред­ставляет собой стройную систему кодов, содержащих в себе послания, адресатом

Положение первое: уровни бытия, законы
Иерархия уровней бытия представляет собой следую­щее. 1. Уровень законов («непроявленный» мир). 2. Уровень программ («тонкий» мир). 3. Уровень ситуаций

Положение второе: положительные и отрицательные программы
Из предыдущего положения следует, что человеком управ­ляет программа. То есть нами управляют силы, неведомые нам, зачас­тую недоступные осмыслению разумом и оттого пред­ставляющиеся послед

Положение третье: истоки программ, линия и установки
Ум человеческий так устроен, что любое событие им не­избежно интерпретируется, на основе чего создается не­кий вывод, который нередко становится директивой, определяющей поведение личности.

Положение четвертое: «состояние машины», Эго и Я
«Состояние машины» возникает в том случае, когда по­ведение человека начинает определяться некой заданностью, обусловленной негативной установкой, которая в свою очередь становится директивой, осно

Положение пятое: добро и зло, их взаимодействие
Мы пришли в этот мир, и мы обречены на взаимодей­ствие с ним. И довольно часто, если не сказать, всегда, такое взаимодействие порождает состояния, которые мы склонны оценивать категориями зла

Положение шестое: третья сила, триада нейтральности
В результате наших исследований мы пришли к выводу, согласно которому зло сильнее, чем добро. Однако в жизни находится немало ситуаций, подтверждающих обратное — когда добро торжествует и прочно уд

Положение девятое: точка нуля, состояние Ничто
Итак, мы уже отметили, что дверца, ведущая в рай, со­крыта в самой глубине ада. Это означает, что человеку следует, прежде чем устремить свои помыслы вверх, об­ратить взгляд свой вниз и отважиться

Основное правило
Продолжая развитие темы, перейду к представлению оригинальной части повествования, излагающей базовые положения разработанного мною метода, получившего название Психограмматика (Лингвопсихоанали

Техника психограмматики
Теперь, когда мы уяснили философию метода, нам оста­ется изучить и освоить его практическое содержание. Одним из инструментов технического оснащения лингвопсихоанализа является этимологическая мето

История первая. Я лгу
Наглядным доказательством неполноты самой системы логики, ее ограниченности и неспособности в достаточ­ной мере описать себя самое и разрешить собственные противоречия является знаменитый Парадо

История вторая. Гуссерль и феноменология
Действительный мир действительно существует. Но су­ществует он по ту сторону нашего сознания. И потому наши познания о действительном мире, мягко говоря, недостоверны. Ибо наши познания лежат в пре

Тезис: понимание
«Как сердцу высказать себя? Другому как понять те­бя?» — писал Федор Тютчев. Вот вопросы, способные озадачить всякого, кто хоть сколько-нибудь задумыва­ется над тем, как мы общаемся. А задумывается

Антитезис: за пределами понимания
Что касается понимания, то оно — чистейшей воды фик­ция. «Понять» другого — значит создать свою концеп­цию другого. Стало быть, понимание — иллюзия. Это — фикция сознания, предстающая как некая сре

Синтез: прыжок в свободу
Довольно интенсивный опыт в психотерапии научил ме­ня улавливать то, что обычно ускользает на традицион­ных сеансах, — не личность, но сущность. Личность накапливает стандартные опи

Послесловие, или Еще одна история о дожде
В одной провинции Древнего Китая свирепствовала засуха. Многие месяцы ни капли воды не пролилось с неба, и раскаленная земля покрылась трещинами. Люди жгли благовония, чтобы отпугнуть де­монов засу

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги