ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ БЫТИЁ

“И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему”.

Моисей [Бытие 1, 26]

“Вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель”.

Второе послание к Коринфянам 6, 18

Каждый человек прежде, чем он пройдёт через прообраз человека, является архангелом внутри чинов архангелов. До того, как они будут выражены, пока они ещё святые монады, человеческое существо и архангельское существо почти не отличаются друг от друга. Однако позже, когда они вернутся назад, чтобы войти в абсолютное единое “Я”, различие будет уже велико. Архангелы не могут ни в какой форме выражения достичь сверхсамосознания*, так как их бытиё пребывает в вечном настоящем. Они, правда, сталкиваются с различным опытом, однако не в состоянии проводить сравнений. Например, архангел огня употребляет этот элемент со всей присущей ему мудростью, не зная при этом однако никаких эмоций или мыслей, которые вызываются присутствием его элемента. Человеческие же существа, напротив, как “потерянные (блудные) дети” [сравни Лк 15, 11-32] полностью подвержены двойственности (дуальности) - мирам разделённости и их впечатлениям пространства/места-времени, а потому оказываются в состоянии развить ясное чувство индивидуального самосознания. Подобная данность вдохновила Парамахансу Йогананду к следующим словам: “Человеческая форма является выше ангельской формы. Человек является высшим существом творения, так как он стремится к свободе”.

После того, как луч божественного духа проходит через прообраз человека-архангела, он проходит затем через прообраз небесного человека*, чтобы по закону прообраза[30] познать человеческую форму. С этого мгновения он приобретает собственное, независимое излучение внутри абсолютного единого “Я”. Маленький лучик нашего Дух-Я-Существа* вступает отныне как самоосознающая душа в собственную область всемудрости, всемогущества и вселюбви. Таким образом, у нас есть два краеугольных камня для нашего внутреннего “Я” (внутреннего духовного человека): свято-монадное “Я” внутри абсолютного единого “Я” и его эманация, которая проходит через небесного человека, чтобы получить форму самоосознающей души. Мы видим, как наше свято-монадное “Я” принимает одно из самостоятельных существований архангелов.

Самоосознающая душа, сформированная из божественного духа, начинает теперь выражать себя. А так как она состоит из неразрушимого божественного духа, то она уже самодостаточна и всезнающа. Все души имеют равную силу свечения. Никогда и никаким образом не может быть душа ранена или ослаблена, а потому “не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить” [Мф 10, 28]. Эта та душа, которая отличает человека от других существ, так как архангелы не нуждаются в душе, потому что они принадлежат к одному коллективному чину (рангу). Это та душа, которая содержит божественное индивидуальное становление каждого человеческого Духа-Души-Я, когда мы возвращаемся к Отцу. Душа в определённом смысле является лоном для самосверхсознания.

Так же, как Дух-Я-Существо порождает самоосознающую душу, так и душа даёт жизнь в своей собственной проекции. Такую проекцию мы называем нашей перманентной[31] личностью. Она сходит в миры опыта, принимает свою собственную окраску и формирует свои собственные проекции. И до тех пор, пока она пребывает в мирах пространства/места-времени, она принимает много различных имён, надевает много нынешних (для данного конкретного времени) преходящих личностей и выражает себя самым разнообразным образом в этих мирах.

 

 

ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННАЯ САМОСТЬ (“Я”)

“Даже если завяжешь ты сто узлов - верёвка останется одна и та же”.

Руми

“Никто, зажегши свечу, не ставит её в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет”.

Лука 11, 33

Семи вселенным творения соответствуют и покрова, в которые одевается Дух-Душа-Я во время своего пребывания в этих мирах. Более внимательное рассмотрение этого вопроса приведёт нас к заключению, что не столько человеческая форма содержит в себе царство небесное, как в значительно большей степени человеческая форма и является этим царством небесным. И когда ты познаешь это, то поймёшь, что путешественник и есть само путешествие, а ищущий - тем, что ищут. И если ты всеми силами души стремишься к царству небесному, то обязательно тебе “всё приложится” (“Наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам”) [Лк 12, 31].

Человеческие существа, достигшие высшей ступени развития, дают выражение божественной любви, причинам, принципам и законам творения. В более низких, уплотнённых состояниях, т.е. находясь в телах, они выражают мышление (ноэтически) и чувствование (психически) в мирах разделённости. Наше грубоматериальное тело, которое является лишь одной малой частью нашего “Я”, но которое часто ошибочно понимается как целое (т.е. всё наше “Я”), принадлежит к материальному уровню.

Наши психические и ноэтические тела даны нам в виде аморфной массы, которую мы должны очистить и сформировать в утончённые тела, с помощью которых мы затем сможем беспрепятственно и свободно жить.

Большинство из нас допускают, чтобы наши чувства и убеждения повелевали личностью, но именно личность должна определять содержание и состав её психических и ноэтических тел. Апостол Павел напоминает нам: “Не властен ли горшечник над глиною”. [Рим 9, 21]

После того, как мы перейдём с материального уровня (т.е. после физической смерти) на более тонкие уровни, то мы продолжаем жить вначале в психическом, а позже в ноэтическом мире, прежде чем мы вновь будем инкарнированы на грубоматериальном уровне. Но даже после перехода на более тонкий уровень многие из нас, заключённые в маленькую временную личность*, настолько глубоко укоренились на грубоматериальном уровне, что вообще не замечают, что они уже живут совсем на другом уровне, и продолжают жить дальше также ограниченно, как они жили на Земле. Плоды нашей работы по осознанному строительству наших психических и ноэтических форм выражения мы пожинаем в “потустороннем мире”. “Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе”. [Мф 18, 18]

Подлинная самость (“Я”) каждого из нас выходит из своего “Я” как Духа-Я-Существа (нашего невыраженного, свято-монадного “Я”), остаётся в единении с абсолютной единой сущностью и простирается вниз до временной личности, часто идущей наперекор. Тем же, кто спрашивает себя, сами ли мы приняли решение покинуть нашу истинную родину (на небесах), мы рекомендуем прочитать библейскую притчу о блудном сыне [Лк 15, 11-32]; в ней точно описывается решение сына покинуть отчий дом. В таком вопросе руководит свободная воля.

Центральная задача каждой души - воссоединить своё “Я”, после того как оно, обогатившись опытом и знанием, закончит свой путь через циклы инкарнаций, со своим подлинным высшим “Я” в единении с теосом (абсолютной сущностью).

Индивидуализированная самость (“Я”) является первоначалом её разнообразных форм выражения по “образцу” абсолютной единой сущности [сравни Быт 1, 27].

Во-первых, мы обладаем самодостаточностью: так же, как и абсолютная единая сущность не нуждается ни в чём, так и мы содержим в себе всё необходимое: “Царство небесное в вас самих”. Мы ни в чём не нуждаемся и нам не требуется ничего того, чем мы бы уже не обладали.

Во-вторых, мы, как святые монады, можем самоосознанно выразить себя внутри нашего собственного универсума и внутри нашего собственного “Я”. Подобным образом макрокосмически выражает Логос своё “Я” внутри своего универсума как коллективная единая сущность.

В-третьих, мы обладаем силой, чтобы оформить духовную субстанцию в мысли и чувства и выразить самих себя как любовь. И если мы сумеем проявить себя достойными приёмниками, то нам будет дан такой дар, который позволит не только оформлять дух-сверхсубстанцию, этого носителя жизни, но и изливать его.

В-четвертых, мы благословлены даром и ответственностью по дальнейшему распространению и опёке других инкарнированных душ. И таким образом мы являемся сотворцами в божественном плане, совместно со Святым Духом, святыми архангелами и Христом-Логосом.

Индивидуализированная самость (“Я”) охватывает четыре различаемые формы выражения:

1) Дух-Я-Существо: это наше подлинное “Я”, в его единстве с многообразием и самодостаточностью абсолютной единой сущности. Дух-Я-Существо проецирует луч в творение. При этом радость творения абсолютной единой сущности, когда она себя в себе выражает, является идентичной с радостью творения Духа-Я-Сущности, когда и он выражает себя в себе. Но если мы рассмотрим точнее, то Дух-Я-Сущность является скорее не формой выражения “Я” (личности), а в гораздо большей степени творцом этого “Я”.

2) Самоосознающая душа: мы становимся самоосознающей душой в тот момент, когда луч Духа-Я-Сущности проходит через прообраз (архетип) человека; с этого момента мы понимаем наше “Я” как нечто полноценное, хотя оно и кажется отделённым от Единого Целого. Самоосознающая душа с её проекциями является как “Я” (сущностью), так и бытиём. “Я” (сущность), наша истинная природа, является божественной, перманентной точкой. На другом конце континуума[32] находится точка бытия; она погружается в миры опыта и развития.

3) Перманентная (непрерывная) личность: определяемая некоторыми также как “стопы души”, перманентная личность является выражением самоосознающей души в мирах времени и пространства и едина с ней. Она содержит божественные законы, всемудрость, всемогущество и все-любовь. Задачей перманентной личности является сбор жизней и опытов временной личности и надзор за ними. В течение этого процесса возрастает полнота перманентной личности.

4) Временная (нынешняя) личность: это личность, которую мы выражаем в каждой отдельной инкарнации: проекция перманентной личности в миры разделённости и их промежуточные уровни. Данный аспект нашего “Я” переживает эмоции, желания и мысли, из которых формируется характер. В течение времени временная личность учится толковать впечатления и исправлять свои реакции; и таким образом формируется усовершенствованная утончённая личность. Иешуа требует от нас “отречения“ от этих временных форм выражения нашего “Я” с тем, чтобы мы лучше могли понять наше подлинное “Я” [Мф 16, 24].

Обобщим теперь элементы различных форм выражения индивидуализированной души, чтобы лучше понять термин “индивидуализированная сущность” (“Я”). Наше “Я” едино, хотя мы и встречаем его на четырёх ступенях: Дух-Я-Существо, самоосознающая душа, перманентная личность и временная личность. Наша индивидуализированная сущность в своих более высоких формах выражения участвует в коллективной логосной личности.

Чистый божественный дух человека мы можем представить себе как луч, который посылается солнцем (абсолютной сущностью). Этот луч проходит через прообраз архангелочеловека, а затем через прообраз человека. Представь себе солнечный луч, который приближается к открытому окну. Тогда с одной стороны окна будет самоосознающая душа. Когда же луч проходит через окно, образуется непрерывная перманентная личность. При этом одна часть остаётся на родине души в вечном настоящем, а другая часть выражает себя в мирах разделённости. Затем луч проходит дальше на другой стороне окна и доходит до пола. Здесь мы видим образование так называемой временной личности. Пол, на котором вырисовывается рисунок-образец духа-души, должен содержаться в чистоте и быть подметённым.

Свет выходит из своего источника чисто и сияюще. Сходя вниз и профильтровываясь через прообразы, универсумы и слои самости он рассеивается, но остаётся тем же самым светом. Это также, как если бы мы накрывали яркую лампу многочисленными ширмами. Упражнения и медитации в соединении с разумными теоретическими основами могут оказать большое содействие тому, чтобы очистить эти помутнения, помочь нам приблизиться к источнику света и дать возможность идущему сверху свету более широко отражаться в наших личностях. “Если же тело твоё всё светло и не имеет ни одной тёмной части, то будет светло всё так, как бы светильник освещал тебя сиянием”. [Лк 11, 36]. Поэтому “да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного”. [Мф 5, 16].