рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

РАСШИРЕНИЕ СОЗНАНИЯ

РАСШИРЕНИЕ СОЗНАНИЯ - раздел Философия, Рам Дасс Имеет Ли Отношение Работа Над Собой К Таким Вещам, Как, Например, Спор, ...

Имеет ли отношение работа над собой к таким вещам, как, например, спор,

марширование, входить-выходить и т. п.? Нет, с этим она не имеет ничего общего.

В каждый момент ваше сознание упаковано в оболочку, полученную от природы. Эта

оболочка включает наследственность, окружающую среду, случайности данного

момента, черты личности, ваше отношение к окружающему, все ваши предубеждения и

т.п. Эта оболочка функционирует согласно законам кармы, законам вселенной. Она

разворачивается и функционирует сама по себе, согласно этим законам. Однако по

мере того, как вы становитесь все более и более сознательными, любое

совершаемое вами действие увеличивает количество сознания во вселенной, потому

что действие, СА-мо по себе, выражает сознательность. Я могу сообщить вам

величайшую истину мироздания, но если при этом не понимаю ее изнутри, забудьте о

ней, потому что я лишь переложил ее из одного места в другое, и не дал вам ключа

для ее использования.

Таким образом, из сказанного становится очевидно, что если вы работаете над

собой, над своим сознанием, вы продолжаете исполнять тот же танец, который вы

исполняли до сих пор. По мере того, как вы становитесь все более и более

сознательными, вы начинаете видеть, как действие, совершаемое вами, можно

сделать более оптимальным применительно к существующим условиям. Например, вы

озабочены тем, чтобы изменить законы в стране. Вы начинаете понимать принцип, по

которому работает система в целом. Если отойдете немного в сторону, вы увидите

оптимальное действие, которое можно совершить. И тогда вы идете и делаете это,

эмоционально абсолютно не привязываясь к нему, но с уверенностью, что ваше

действие окажет влияние на работу всей системы. Иногда нужно подождать с

вознаграждением, отойти в сторону, сделать то, что даст вам передышку. Иногда же

необходимо совершить действие немедленно. Другими словами, родители могут

шлепнуть, а могут и не шлепнуть ребенка. Родители могут быть эмоционально

привязаны к этому шлепку, а могут и не быть. Родители могут понимать, а могут и

не понимать все возможности, которые существуют в данном случае, все возможные

варианты своего поведения. Одно и то же действие можно совершить из разных

позиций. Это общее правило применимо ко всякому действию. Независимо от того,

что вы мне сообщаете - что завтра настанет конец света или что конец света

наступит через десять лет, - все это вызовет во мне единственный отклик: я буду

работать над собой, поскольку работа над собой есть наивысшая вещь, которую я

вообще могу сделать, так как я понял, что если человек повышает уровень своего

сознания, он видит более творческие возможности для решения проблемы, с которой

он сталкивается. Поэтому необходимо всегда возвращаться в одну и ту же точку

отсчета. Для меня работа над собой и есть такая точка. И это мое социальное

действие, и оно совершается без эмоциональной привязанности к нему. И меня в

этом случае не должно беспокоить, знаете ли вы то, что я делаю. Потому что, как

только я обеспокоюсь этим, я буду пойман. А если я буду пойман, - это конец

работы.

В этом-то весь вопрос. Он касается каждого из нас. Все, что я могу сделать

для чернокожего, чтобы поднять его над обусловленностью, - это не быть пойманным

этой обусловленностью. Если он скажет: "Эй, ты, белый! Я сейчас сделаю из тебя

котлету!", я отвечу: бэби, я понимаю тебя. Но мы здесь-и-теперь. Я понимаю твои

чувства. Я вижу все, слышишь? Вы можете сказать, что поступать так - это

жестокость. Да, это жестоко. Но большинство людей настолько тонко разработали

свою мелодраму, придумали "веские" объяснения всему происходящему с ними и не

хотят покончить со всем этим. Это справедливо в отношении существующих в

настоящее время психоаналитических обществ, это справедливо относительно

негров, это справедливо относительно красивых сексуальных женщин и красивых

богатых мужчин. Все они вложили огромный капитал во внешнюю культуру, которая

не в состоянии удовлетворить их голод. Но они говорят: я добьюсь, чего бы мне

это ни стоило... Будда сказал очень точно: причина - страдание, жажда. А это

означает быть пойманным временем, желать переходящие вещи. Красота, деньги,

власть, молодость, внешняя свобода - все проходит.

Когда вы жаждете всего этого, вы страдаете по определению. Путешествуя по

стране, я встречал многих красивых женщин, и у них у всех чувствовался страх:

что будет с ними завтра, когда они станут второсортными? Такая обусловленность

заложена в самой системе времени. В настоящее время в нашей культуре происходит

технологический, сверхдетерминированный толчок в пространство, независимо от

времени. Мы движемся к другому уровню сознания. И вопрос состоит в том,

насколько быстро мы дорастем до того, кто мы есть на самом деле. И я утверждаю,

что скорость нашего роста зависит от скорости развития нашей сознательности.

Если общение между людьми будет продолжать происходить так, как это происходит

сейчас: каждый слушает, что говорят другие - это фантастическое количество

информации - может случиться так, что появится несколько сознательных существ,

которые начнут помогать изменить игру. И будет достаточно одного пастора или

проповедника, чтобы вся природа игры изменилась, так как такой человек затронет

то место в нас, где находится решение задачи. Он снимет печать, и каждый узнает

ответ.

Безусловно, сейчас на Западе наблюдается ощутимый прогресс в разрушении

привязанностей к существующим клише, которые держат человека в жестких рамках:

национализм, религия, расовые и социально-экономические группировки неожиданно

становятся анахронизмами. Мы живем в системе, которая требует для того, скажем,

чтобы получить паспорт, дать торжественное обещание в своей преданности

Соединенным Штатам до самой смерти. Но когда я смотрю на нашу Землю из космоса,

я вижу лишь маленький шарик, на котором мы все и сидим. И каждый дурак понимает,

что все мы находимся на одной Земле. образуя единство. Как сказал Маклюэн:

"Безумие, происходящее во Вьетнаме, совершается на нашем собственном огороде,

потому что наша Земля - это наша деревня".

Однако мы продолжаем отстаивать свою полоску и говорим:

это - мой хлеб, и меня не волнует то, что ты умираешь с голоду.

Безусловно, в настоящее время происходит фантастическая переориентация

всех игр энергии, материи и формы. И это происходит с той скоростью, с какой

меняется наше сознание. Объединенные Нации могут, как это часто уже случалось в

истории, предстать однажды в виде абсурдной шутки: представители, которые сидят

там сейчас обособленно, защищая каждый свою игру, однажды могут очутиться в

таком месте, где нет разделенности, и тогда это будет группа людей, занятых

общим делом, единой задачей. И это будет новое психологическое пространство.

Войны оказывают влияние на психологическое пространство. Когда Гитлер уничтожал

евреев, делая это настолько жесотоко, ужасно, насколько это вообще можно себе

представить, этот ужас сыграл свою роль: люди в опыте переживания ужаса

объединились. И это привело человека к более высокому уровню сознания. История -

это развитие сознания Человека. И каждый человек проживает свою маленькую

историю. Эта история его - и ничья больше. Она развивается со скоростью роста

его сознания. Взгляните вокруг. Вы видите, вселенная находится на определенном

плане развития, и она не собирается растаять облачком. Представьте, что однажды

вы садитесь в проходящую машину, водитель которой настолько высок и прекрасен,

что каждый, кто садится в его машину, чувствует себя намного лучше, чем когда он

выходит из нее. И этот человек - простой шофер. Может быть, он и есть Будда,

который правит машиной. Он не ходит и не говорит: "Сегодня я появлюсь в Храме.

Я - Будда". Нет, он просто ведет машину и делает то, что делает Будда. И вы

начинаете понимать, что наша Земля наполнена очень высокими существами, которые

постоянно излучают иные силы, создавая иное качество сознания.

Есть много шуточных книг под общим названием "Комиксы доктора Незнакомца".

Встреча Незнакомца с Мистическим Разумом - одна из самых известных. Мистический

Разум создал сеть разума и никого в нее не впускал. Незнакомец хотел проникнуть

в нее и спасти Мистический Разум, который сам оказался пойман в эту сеть.

Незнакомец посылает образы себя и они направляются к Мистическому Разуму.

Мистический Разум напрягает свою сеть и выталкивает эти образы обратно и они

направляются повсюду - во всех трех измерениях. С помощью этой шутки можно

понять, как создать психологическое пространство.

ЧЕРЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ

Наркотики - это религия. Я подозреваю, что люди использовали их еще

тысячелетия назад, но не говорили об этом. В священных ритуалах посвящения

многих религий, таких, например, как Элевсинские мистерии, возможно, применялись

различные психоделики и психотропные растения и т. п. как часть ритуала.

Насколько я осведомлен, я мог бы сказать, что психоделики - это один из видов

йоги. Но дело в том, что в настоящее время здесь, на Западе, мы не располагаем

достаточным знанием об этой йоге ни с химической точки зрения, ни в терминах

всех возможных последствий, ни в терминах условий их применения, - мы не знаем

оптимального метода использования психоделиков. Те, кто работают над сознанием,

рассматривают их как один из многих методов, вполне пригодных для то-го, чтобы с

их помощью можно было бы узнать. Например, эксперимент, который проделал Уолтер

Панке в Великую Страстную Пятницу, и который мы осуществили в церквях

университетов Гарварда и Бостона: мы обследовали двадцать студентов отделения

теологии, разделив их на две группы - одна из них (десять человек) принимала

безвредное лекарство, а десять - приняли псилоцибин. Из десяти последних девять

имели религиозные мистические переживания. Безусловно, эти переживания возникли

благодаря псилоцибину. Поскольку эксперимент происходил в действующей церкви, в

е„ ауре, нам удалось узнать, какие религиозные ритуалы необходимы, чтобы

религия была религией, т. е. тем, что приводит человека в возвышенное состояние

духа. И мы убедились, что эти ритуалы вполне могут являться средством для

выхода человека в это состояние. Но для этого не-обходимо иметь очень открытое

сознание. Все, что я наблюдал, - это замену одной информации на другую. ^ Считаю

ли я, что достиг этого "трансцендентного" состояния сознания благодаря ЛСД?

Когда я выполняю садхану, духовную работу над собой, эта садхана является

частью Аштанга-Иоги и включает в себя пранаяму - контроль над дыханием, контроль

праны, - я вхожу, при определенных условиях, в состояния, сравнимые почти со

всеми состояниями, которые я пережил благодаря ЛСД. Не со всеми, но с

большинством из них. Нужно сказать, что и пранаяма, и психоделики могут привести

к тому, что вы привяжетесь к опыту, который они вам дают. Но ваша задача - выйти

за пределы психоделика, Хатха-Иоги, пранаямы или любого другого способа.

Сегодняшняя ситуация очень интересна для меня тем, что здесь собрались не

только взрослые и дети из семьи Меннигер, но также молодые люди из, как бы это

выразиться, общины хиппи, - молодые длинноволосые юноши и девушки,- "проблема",

с которой столкнулось наше общество, изгнанные молодые искатели, люди, которые

заинтересованы в этой игре, которые хотят изменить сознание, те, кто находятся

на передовой, на линии огня и кто делают больше, чем думают. Существует много

различных уровней определения тех, кто сегодня здесь собрался. Очень легко

работать с группой хиппи - людей с высоким уровнем сознания, работать до тех

пор, пока мы все вместе не окажемся за пределами слов. Очень легко также вести

работу на конференции, где обсуждается всякая психиатрическая чушь.

Недавно я проводил "встречу за круглым столом" в Медицинской Школе

Эйнштейна перед группой психиатров. Это был длинный стол в конференц-зале, куда

я пришел с четками, сел на краю стола, скрестив ноги (это наиболее удобная для

меня поза), а психиатры расселись вокруг стола. Это была обычная конференция,

где должен был обсуждаться очередной пациент. Я взглянул в их глаза и в их

сердца и понял, что я был одним из таких пациентов. В этом не было никакого

сомнения. В программе, правда, говорилось, что докладчик - гость, но это,

наверное, была опечатка. Я сидел и перебирал четки. В их глазах я выглядел

несчастным доктором Алпертом, когда-то работавшем в Гарвардском университете.

Это он принимал все эти наркотики, знаете? Но он самый интересный пациент на

этой неделе... Конечно, он - шизофреник... И все это я слышал. В течение многих

лет я посещал подобные конференции. ... И тогда я решил изображать из себя их

пациента. Я говорил об атаках галлюцинаций, о диссоциативных переживаниях и т.

п. Я описал свое путешествие в психодинамических терминах так, как будто был

врачом, представляющим некоего пациента и который, в то же время, сам и являлся

этим пациентом. Потребовалось несколько минут, чтобы каждый понял, что пациент

представляет самого себя, что выглядело достаточно необычно: пациент говорил о

динамике Фрейда и всяких таких тонких материях. В процессе своего выступления

единственное, что я сделал непривычного,- я употребил слова "религия", "Бог",

"дух", когда речь шла об ответах пациента. Рассказывая о мандале, я говорил о

ней, как об эвристическом способ центрирования сознания,- истину можно

выразить любой метафорой, лишь бы другие могли понять тебя. Если проводник

достаточно чист, можно сказать что угодно, и каждый услышит то, что ему в этот

момент необходимо, к чему он готов. Интересным опытом для всех нас было то, что

мы пытались перекинуть мост в том месте, где застрял каждый из присутствующих, и

которое имеет отношение к разделенности на "ты" и "я". Мы хотели найти такой

способ ответа на все вопросы, чтобы у каждого появилась возможность услышать то,

в чем он больше всего нуждался в данный момент. И я понял, что это есть

необходимое условие в работе над собой. Если я буду достаточно чист и буду

достаточно хорошо осознавать происходящее, я буду никем. И все, что выйдет из

моих уст, будет функцией всех сознаний, собравшихся здесь. И то, что выйдет из

моих уст, будет оптимальным для всех. После эксперимента в тот вечер я понял

это.

ИЗМЕНЕНИЕ СОЗНАНИЯ (ГРУППОВОЙ МЕТОД)

Если вы поймете, как действуют такие процессы, вам станет ясно, что наша

работа представляет собой правильный способ изменения сознания. Повторение

простых фраз, использование ударных инструментов (например, такого, который у

меня сейчас в руках) - тонкие методы, предназначенные для изменения сознания. На

некоторых семинарах, которые я проводил в больших центрах, например, в Исалене,

я создавал психическое пространство, некоторую среду. В течение пяти дней мы

жили вместе, готовили еду, в молчании, пользуясь меловыми досками. Часть нашей

работы состояла в том, что на протяжении всей ночи мы пели под барабанчики и

цимбалы, тамбурины и флейты, повторяя "Рама", "Харе Кришна", другие слова и

фразы. Мы проходили через различные состояния, в терминах группового сознания:

возбуждение, энтузиазм, скуку, усталость, но шли дальше и наконец выходили за

их пределы, в итоге попадая в такое пространство, где все происходило само по

себе. Этот метод оказался очень эффективным для изменения группового сознания.

ОГРАНИЧЕНИЯ ЗНАНИЯ

Как снять противоречие между верой и знанием? Мне кажется, в настоящее

время мы находимся на таком эволюционном витке, когда Человек в своем

путешествии развил большие полушария мозга и обрел способность

рационалистического мышления или самоосознания. В индийской системе такая

способность называется сиддхи, или сила. Эта сила может быть использована

различными способами. Ее может использовать третья чакра, о которой я упоминал

уже раньше, т. е. контроль человеком окружающей среды, контроль с помощью

рационалистического ума. В терминах антропологических дифференциаций Флоренса

Клакхона можно говорить о превосходстве человека над природой. Автор

рассматривает общества, в которых человек находится в гармонии с природой, и

общества, где человек ниже природы. Развитие рационалистического ума, обретение

этой сиддхи, позволило человеку создать формацию типа "Человек превосходит

природу". Конечно, способ познания мира с помощью рационалистического ума имеет

колоссальные преимущества, однако и ограничения, ему присущие, ничуть не меньше

по своим масштабам. Этот способ существует во времени, он сам есть время.

Рационалистический способ познания имеет дело с объектом и нс может выйти за

пределы мира субъектно-объектного. Он не может познать самого себя. Он есть

метасистема. В своей основе он линеен и поэтому ограничен, если речь идет о

большом количестве одновременных переменных. Даже мощная вычислительная машина

не способна проанализировать достаточно большое количество переменных. Теперь

мы начинаем понимать, что существуют способы познания вселенной, которые мы

обычно относим к области мистицизма, романтической поэзии, состоянию

влюбленности. В науке они носят название "интуитивного прозрения". Существуют

способы познания, благодаря которым мы узнаем о мире то, что недоступно

аналитическому, рациональному уму. Но "убив" себя, мы одновременно и выросли. В

заботе о своем выживании мы приобщились к новой религии. Если религия - это

вера, то можно сказать, что мы имеем веру в рационалистический разум. В

качестве профессоров и рационалистов, мы становимся священнослужителями этой

специфической системы веры. И это действительно вера в том смысле, что

познаваемое с помощью чувств, мышления и логики дает нам возможность как-то

взаимодействовать с миром. И все же такая вера мало что дает.

Когда вы начинаете понимать, что человек оказался перед дилеммой - время

ограничено, а он пытается познать бесконечное, - и что сразу же за пределами

постоянной Планка находится что-то интересное (но вы не можете туда попасть с

помощью рационалистического ума), тогда вы вспоминаете о том, что Уильям Джеймс

назвал измененным состоянием сознания. Это сознание отлично от линейного,

аналитического процесса, называемого логическим, рационалистическим мышлением.

Большинство методов изменения сознания приводит в такие состояния, когда

человек переживает свою связь с тем, что он раньше называл объективной

вселенной, в гораздо более субъективном, чем объективном смысле. Другими

словами, он переживает свое единство с ней, а не просто знает о ней с помощью

своих чувств. В мистической традиции это соответствует открытию третьего глаза,

что обычно связывают с деятельностью шишковидной железы. Но я не советовал бы

вам думать в таких терминах, чтобы еще больше не загромождать свою память.

Какими бы словами это ни было названо, ясно одно: существуют способы, которые

дают возможность познать то, что непознаваемо посредством чувств и

рационалистического разума.

Полезен ли такой способ познания для человека, - можно сказать только после

того, как мы сами войдем в эту область реальности. Однако, совершенно очевидно:

чтобы достичь следующего уровня сознания, необходимо выйти за пределы

рационалистического ума. Это означает - выйти за пределы того, "кто знает".

Обычно это очень пугает: ведь до сих пор вы использовали свое знание для

контроля своей вселенной. Но если вы сделаете это, вы покончите со своим

рационалистическим разумом, который станет вашим слугой, а не хозяином. Как я

уже сказал вчера, мы начинаем с пространства - "Я мыслю, следовательно, я

существую" - и входим в такое пространство, в котором видим, что мы не есть наш

рационалистический ум и что он является нашим верным слугой, но отнюдь не

хозяином.

РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ

Развитие сознания я понимаю как накопление. Другими словами, я чувствую

себя существом, которому посчастливилось иметь все то, что дало ему западное

общество: я не заботился о своей безопасности, она была обеспечена мне этим

обществом; любовь, которую я получил от людей, меня окружавших; прекрасное

образование и степень доктора наук, и именно эту направленность научных

исследований; прекрасная технология предоставила мне средства передвижения,

средства коммуникации, психоделики и т. п. И я чувствую, что все это есть часть

моей подготовки к тому, чтобы я узнал еще что-то, и что-то еще сделал. И это

"что-то" я не связываю с Востоком как альтернативой Западу. Скорее, воспринимаю

это как логическую прогрессию развития моего собственного сознания. И путь

развития мне видится вполне западным. Однако я использую и восточные методы. Я

не индус. Я принадлежу Западу, - еврейский мальчик из Бостона, изучавший

индуизм. Это "что-то" я обнаружил и у греческих ортодоксальных христиан, и в

хасидической ветви иудаизма. Я нашел это во всех мистических традициях: у

суфиев, египтян и, конечно, у святой Терезы и святого Иоанна, а также у многих

других. Я понял, что вся эта амальгама чепухи, которую на меня напылили за всю

жизнь, и заставляет меня быть тем, кто я есть, и заниматься именно тем, чем я в

данный момент занимаюсь.

Одно время моя "привязанность" к западному образованию была препятствием

на моем пути. Но я не отбросил ее. Я просто освободился от этой привязанности. В

этом - существенное различие: я не потерял своего западного образования. Как я

уже однажды упоминал. Юнг сказал в похвалу Ричарду Вильгельму: "Он -

гностик-посредник в том, что отказался от всего того, что дал ему Запад, ради

того, чтобы испытать другой уровень бытия и принести его снова на Запад". Свой

возврат я совершил в виде ученого Запада. Вся чепуха, которую дал мне Запад,

помогает транслировать эту другую систему бытия в нечто полезное для нас,

западных людей, сейчас, для той работы, которую мы с вами делаем. Именно в этом

я вижу огромную ценность всего, что я получил от Запада. Безусловно, я понимаю,

что моя привязанность к рационалистическому мышлению, с одной стороны, является

препятствием, однако то развитие, которое я обрел именно благодаря

рационалистическому уму, имеет свое уникальное преимущество. Сила

рационалистического разума... это особая сиддхи, когда вы обращаете ее на себя

(это называется Дхья на-Иога или Йога Рационалистического Ума Убивающего Самого

Себя - составная часть Дзэн)... Но это требует очень жесткой дисциплины

рационалистического ума. Для меня он был полезен именно благодаря тому, что мне

удалось создать такую дисциплину. Таким образом, я еще раз хочу сказать, что

все, полученное мною от Запада (а именно - рационалистический ум), я

рассматриваю скорее как амальгаму чепухи, а не как нечто, находящееся в

противоречии с моим развитием.

Истина - везде. Где бы вы ни находились, она рядом, если вы способны ее

увидеть. И вы видите ее через ту оболочку, в которой вы существуете в настоящий

момент. И можно освободиться от некоторых привязанностей, скрывающих от вас

истину. Ученый не может перестать быть ученым. Никто не может перестать быть

тем, кем он является. Но можно постараться поставить все это себе на службу,

реконструировать все так, чтобы обнаружить истину именно там, где вы находитесь

в данный момент. Я бы сказал так: "Мы никогда ничего нового не находим, мы лишь

вспоминаем".

ГЛАВА ВТОРАЯ

МЕХЕР-БАБА И БХАКТИ-ЙОГА

Мехер-Баба был индийским святым, очень чистым воплощением Бхакти-Иоги, Йоги

Преданности, Йоги Любви. Сердце - проводник трансцендентного, место, где

происходят отношения между возлюбленными. Мехер-Баба оставил свое тело около

года тому назад. Он умер. Для того, кто читает записи его бесед и его книги,-

"Говорит Бог" или "Слушай, человечество" с открытой четвертой чакрой, анахатой,

с любовью в сердце, для того он - очень высокий учитель. В этом нет сомнения.

Мой духовный контакт с Мехер-Баба был очень тесен, и я чувствую, что он один из

моих гуру, одно из существ, руководящих моим раскрытием. Именно он, будучи еще„

в теле. высказал мне свое мнение о проблеме с ЛСД - мы привязываемся к

переживанию, которое дает ЛСД, и забываем о главной цели,- достижении истинной

реальности. Я понял, что он подразумевают под этим, лишь спустя годы, когда

столкнулся с этой проблемой в своей работе. Я чувствую, что Мехер-Баба - очень

любящее существо, которое находилось здесь, на Земле, для людей, способных

открыть ему свои сердца.

ЭДГАР КЕЙС И ДВА СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ

Мне кажется, что Эдгар Кейс был существом, которому было доступно то, что

Уильям Джеймс называет непрерывностью двух состояний сознания. Он был способен

выходить из одного состояния сознания и переходить в другое. Однако, он не

владел этими двумя сознаниями одновременно. Он мог войти в состояние сна, где

погружался в другое состояние сознания и видел нашу вселенную совсем иначе, чем

в "обыденном" состоянии сознания. И это иное состояние позволяло ему увидеть

гораздо больше. Я думаю, что все его сообщения - это истинно увиденное им на

астральном плане. Насколько я могу судить, этот план относительно низок, открыт

определенным влияниям, и т. п. Я бы сказал, что это - не очень чистое состояние,

но очень хорошее. Благодаря Эдгару Кейсу мы, несомненно, узнали больше, чем

знали до сих пор. Это - совершенно другой способ определения реальности.

Определение Джеймса достаточно удачно. Заранее отказываться от реальности,

которую можно воспринимать в других состояниях сознания, - традиционная ошибка

человека, проистекающая от его напыщенной уверенности в том, что он уже знает

путь. Поэтому, когда кто-то сталкивается с таким существом, как Эдгар Кейс, он

попадает в затруднительное положение: природа такого существа шокирует его, и

он не может отделить мудрость от ерунды в том, что сообщает Эдгар Кейс. А в его

сообщениях много несущественного, это бесспорно. Аналогично тому как вы, читая

Библию, доходите до некоторого места и начинаете читать ее как очень высокое

руководство, текст, учебник для работы над сознанием. Когда Христос говорит:

"Рожденное от плоти есть плоть; рожденное от духа..." - л также - "для

того, чтобы родиться, вы должны умереть" - или -"Я и мой Отец - одно" - вы можете

все это воспринимать как ерунду, и вдруг, в какой-то момент, вы понимаете, что

все это имеет отношение к тому процессу, который происходит с вами в данный

момент. И как только вы открываетесь новым возможностям... Я думаю, что

проблема, которой мы все страшимся, а особенно - ученые, - это открытие ящика

Пандоры. Все мы боимся замараться, если что-то вдруг войдет в нас. Поэтому мы

предпочитаем думать следующим образом: "А Эдгар Кейс - хороший человек? А

Мехер-Баба - хороший человек? Стоит ли мне слушать его?" - как будто мы

стараемся сохранить девственность. Отсюда следует, что первая вещь, которую

необходимо сделать - это отказаться от всякой модели. "Имейте веру с горчичное

зеро" и нечто войдет в вас, то, что истинно, станет явным. Обычно модель ученых

выглядит так: слушая что-либо, держаться в стороне и думать: должен ли я верить

или нет? Другой путь восприятия _ это открыть себя, охватить это и слиться с

этим. И если это не истинно, оно не случится. Однако для этого нужно обладать

верой, что не случится, если сидеть и рассуждать: "Должен ли я знать это, или

это - не мое? Должен ли я рассматривать это как другую реальность или нет?"

Такой подход лишает человека возможности узнать что-то с помощью того

механизма, который в него заложен от природы. Действуя так, он ставит сам себе

преграду, и иная реальность ускользает от него. А по-другому узнать ее

невозможно. В этом-то и состоит проблема. Нельзя узнать, чепуха это или нет, в

объективном смысле, не охватив ее. Необходимо полюбить неизвестное и необходимо

войти с ним в отношения, какие существуют между влюбленными, рискуя даже тем,

что "эта женщина" может стать роковой. Необходимо полюбить ее с полной верой в

то, что если ваши намерения чисты, все будет хорошо. Истинность обязательно

проявится. И тогда, наконец, вы сдвинетесь с той точки, на которую сейчас

опираетесь. Об этом я уже говорил сегодня; о способности к риску, к отказу от

своей позиции. "Необходимо отказаться от всего, чтобы иметь все" - гласит

древняя мистическая притча.

СТРАХ И ВЫСШИЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ

Могу ли я поговорить о том, какие страхи возникают в человеке, когда он

отказывается от всего? Говоря в общем, первый уровень страха соответствует той

части нас, которая, если следовать терминологии Фрейда, называется

"бессознательными импульсами". Я думаю, что это связано с потерей

рационалистического контроля над собой: отказываясь от него, человек становится

похож на животное, - в смысле антисоциальных импульсов. Это - изначальный страх,

так как в человеке есть вещи, которые уродливы, непривлекательны, антисоциальны

и т. п. Это - та часть страха, которая связана с нашей животной природой.

Насколько я могу судить, - это граница, которую человек, как правило, не

переступает. Если же он сделает еще шаг, он увидит другое нечто,- следующую

мелодраму. На уровне первой чакры, страх - это потеря нашей обособленности,

нашей индивидуальности, нашей целостности; это - психологическая смерть, потеря

экспериментатора или того, кто знает. Это - одна часть общего страха. Другая его

часть - вы, едва успев сделать один шаг после выхода из первого страха,

попадаете в еще худшее состояние. Этот страх называется "вечным проклятием", и

он в действительности является вечным проклятием для тех, кто его испытывает. И

это вечное проклятие - еще одно путешествие. Пройдите сквозь вечное проклятие и

вы узнаете, где оно кончается. Страх - это эмоциональная реакция защиты для

человека, который еще не готов взаимодействовать с высокими энергиями,

соответствующими другим состояниям сознания, с высокими энергетическими

импульсами, связанными с ними. Здесь страх играет роль защитного механизма в том

смысле, что человек переживает возбуждение и неопределенное волнение,

предчувствуя грядущие изменения. Именно это и не дает ему приблизится к другим

состояниям. Человек еще не готов, он еще не сделал некоторых необходимых вещей

для того, чтобы быть способным жить в этих состояниях, не разрушая при этом

себя. Он еще недостаточно чист. Я считаю, что страх - результат нечистоты. Под

нечистотой я понимаю те мысли, которые определяют человека как

индивидуальность. И до тех пор, пока вы привязаны к таким мыслеформам, вы

будете испытывать страх, потому что эти мысли содержат в себе прекращение

существования отдельной сущности, отдельной концептуальной единицы.

В опытах с ЛСД, когда мне приходилось выполнять функции проводника, я

столкнулся со страхом, который испытывали люди, когда происходила химическая

трансформация ЛСД в их теле: это привело многих из них к разрушению всех

существовавших моделей устройства все-ленной. Как только это случилось, многие

из испытавших этот страх, подчас очень сильный, хотели вернуться обратно, в ту

структуру, в которой они находились раньше. Они говорили: "Я боюсь, я схожу с

ума", - имея в виду выход в другое пространство, где они теряли контроль над

собой. Обычно я в таких случаях говорил: "Ну, хорошо, все, чепуха - давай будем

сходить с ума вместе". Другими словами, я абсолютно уверен, что единственная

вещь, которой следует бояться, - это сам страх, в том смысле, что до тех пор,

пока в вас есть вера и надежда позволить чему-то случиться, оно войдет в вас, вы

пройдете сквозь него дальше, потом еще дальше и еще.

В тибетской литературе говорится: "Обними все свои десять тысяч ужасных

демонов и все свои десять тысяч прекрасных демонов". И вы должны это сделать

говоря: о, вот еще один! Вот еще - и идти дальше. Все ваши страхи должны быть

объяты, приняты как дорогие гости, обласканы и накормлены, и вы должны

продолжать путь вместе с ними.

Десять лет назад в моей жизни произошло качественное изменение - я

перестал испытывать страх смерти как реальный страх, когда попадаю в ситуации,

угрожающие моей жизни, несущие возможное насилие и т. п. У меня нет прежних

привычных реакций страха. Единственное, что я делаю в этом случае - пытаюсь

защитить свой храм, т. е. свое тело, с которым я работаю. Но я делаю это не из

страха, потому что страх смерти вылетел из меня птицей где-то по дороге моего

странствия. Безусловно, это изменило и природу моей повседневной жизни - каждый

день для меня есть лишь то, что он есть. И я не коллекционирую ничего с тем,

чтобы потом освобождаться от этого.

ЛЮБОВЬ КАК СОСТОЯНИЕ БЫТИЯ

Если бы западный человек стал совершенно просветленным, как изменились бы

его взаимоотношения с другими людьми? Что случилось бы с так называемой

любовью? Позвольте мне сначала остановиться на слове "любовь". Я считаю, что в

настоящее время имеет место процесс трансформации понятия "любить": мы начинаем

воспринимать это слово не как глагол, а как состояние бытия. Если пойти дальше и

рассмотреть то, что называется любовью Христа, станет ясно, что это состояние

бытия, - когда человек есть любовь. Это - свет, излучаемый им, любящим

существом. Как я уже говорил, сознание и энергия тождественны, а любовь

тождественна им. То есть любовь и сознание - это одно и то же. Чем выше

состояние сознания, тем ближе вы к быть в любви. Это не есть межличностная

любовь, это - бытие-любовь. Когда я люблю кого-то или я в кого-то влюблен, -

происходит следующее - я говорю: "Она зажигает меня, я люблю ее". Другими

словами, она для меня есть не что иное, как суперстимул, приводящий в движение

мой внутренний ответный механизм. Обычно об этом говорится словами: "Она меня

зажигает". И зажигает то место во мне, которое есть любовь. И тогда я переживаю

то, что называется "любить". Я говорю: "Я люблю ее",- то есть я люблю то место

во мне, которое есть любовь. Вот обычная модель западного человека в отношении

"любить". И я хотел бы добавить, что, занимаясь любовью, проникая друг в друга

настолько, насколько вам позволяют ваши тела, чувства и мысли, вы все же

продолжаете испытывать разделенность, и до тех пор, пока вы находитесь в

иллюзии, что то, что вы любите, находится вне, там, вы будете чувствовать эту

разделенность. И только тогда, когда вы начинаете понимать, что если вы и я

действительно любим (если я буду в том месте в себе, которое есть любовь, а вы

будете в таком же месте в вас), мы будем вместе в любви. И тогда мы поймем, что

любить - это разделить общее для нас обоих состояние. Оно существует в вас, и

оно существует во мне. Просветленное существо отличается от обычного человека

тем, что оно изменило природу любимого от определенного избранного объекта ко

всему вообще. И мы можем сказать, что просветленный человек любит всю вселенную

в том смысле, что все в этой вселенной обращает его к тому месту в нем, в

котором он есть любовь и сознание. Возвращаясь к своему первому высказыванию, я

добавлю, что, действительно, межличностная любовь, включающая в себя в той или

иной степени желание обладать, то есть разного рода эго-драмы, по мере того, как

меняется природа сознания, также претерпевает изменения. И в то же время,

становясь более сознательным, человек начинает понимать, что у него существуют

определенные кармические долги, контракты, которые он заключил с родителями, с

женой, с детьми... Он понимает, что не может избежать их, не выплатив, так как

это в точности соответствовало бы тому, что он пытается избавится от некоторых

семян в себе, не вскрыв их, не дав им прорасти.

Игра-просветление начинается там, где вы находитесь в данный момент. И если

вы заключили социально-эмоционально-сексуальный контракт с другим человеком, -

значит, это ваша точка отсчета, с не„ и начинайте. Сказать: "О, я должен

проводить работу над собой и на тебя у меня нет времени" - великолепно!

Великолепие, от которого следует избавиться. Не заботьтесь об этом. Начинайте

работу с того места, где вы находитесь сейчас. Вы не можете отбросить что бы то

ни было, так как это есть часть вашей жизни. Вы можете только привести все в

гармонию на каждом новом уровне.

Я был в Индии, и неожиданно почувствовал, что должен вернуться. До этого я

похоронил мать. И я понял, что должен вернуться и искать новый, совсем иной

способ сосуществования со своим отцом, построить заново отношения с ним. Когда

я из Индии прилетел в Бостон, выглядел я странновато: борода, босиком, с

индийским тамбурином в руках. Мой отец приехал за мной на машине (я уже говорил

о нем - это консервативный республиканец, очень респектабельный, заметная

персона в Бостоне). Едва увидев меня он сказал: "Быстро в машину, пока тебя

никто не узнал". - Что я и сделал. И мы поехали домой. На протяжении всего пути

он угощал меня своими переживаниями. Дело в том, что в тот момент он переживал

глубокую депрессию. Ему было семьдесят два года, приближалась смерть. Он

говорил мне, что жизнь для него потеряла смысл. Несмотря на то, что он закончил

университет, пожертвовал кучу денег в пользу Медицинской школы, был президентом

Ассоциации железнодорожников в Нью-Хевене и не был обойден славой и почетом, -

несмотря на все это, в нем возникло чувство, что он ничто. И на протяжении

всего пути он говорил всякие такие вещи. Все, что я чувствовал в данный

момент... я сидел в машине и делал ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ... А егоум продолжал генерировать большие темные облака выбросов, повисающие в салоне

автомобиля, - тяжелые облака депрессии - "все кончено", "сегодня ночью мы будем

смотреть с тобой старые фотографии", и т. п. А я сидел и делал мантру. Наконец

мы подъехали к дому.

Войдя в дом, отец спросил:

Что ты хочешь сейчас делать?

Я сказал:

Мне все равно, все, что ты хочешь.

Он ответил:

Я хотел бы, чтобы ты отдохнул после такого длинного пути... А я займусь

приготовлением малинового джема. Готовить малиновый джем - это одно из его

хобби. Я спросил:

Можно я тебе помогу?

Он:

О, не беспокойся.

Я:

Но я хотел бы.

Он:

Ну, хорошо.

Я прошел на кухню и мы начали с ним варить малиновый джем. Мы

стерилизовали банки, разминали малину, а он рассказывал мне о всех ужасах своей

жизни: о том, как он тоскует, что все забыли его... Очень тяжелая история. Я

испытал к нему неимоверное сострадание, так как я любил его, и в то же время я

видел, насколько обусловленно его сознание. То есть мне было видно, где у него

стопор. Я продолжал делать мантру, разминать малину и говорить ему что-то

вроде: ."А пузырьки должны все подняться кверху? А банки готовы? А куда мы это

переложим?" Через некоторое время, поскольку я не препятствовал его

фантастическим темным облакам, которые он создавал, и не помогал ему в этом, он

начал говорить такие вещи:

"Смотри, все пузырьки уже наверху..." - и вскоре его раз-говор перешел на

то, что "здесь-и-теперь". Он стал говорить о приготовлении джема. И когда он

заговорил об этом (вам уже известно - с помощью такого способа человека можно

привести в состояние здесь-и-теперь), морщины на его лице разгладились, и вся

его модель старого человека, стоящего на пороге смерти, и вся чепуха по поводу

всех неудач и несчастий ушли в прошлое - теперь мы с ним делали джем

здесь-и-теперь. Мы были с ним просто двумя парнями, которые делали джем. Когда

мы закончили, он был счастлив, он улыбался.

Потом он спросил: "Что мы будем дальше вместе делать?" - он вошел со мной

в "высший контакт" потому, что я тогда находился в здесь-и-теперь. И все, что я

делал, - я делал малиновый джем. И он вошел в это место, и ему там было хорошо.

Каждый человек хочет, чтобы ему было хорошо. Потом я вышел на час-другой, и он

снова ушел в свое пространство, потому что это его карма - торчать в том

пространстве. С того времени мы подолгу бывали вместе, и он все чаще и чаще был

в пространстве здесь-и теперь. В заключение этой истории добавлю, что спустя

восемь месяцев я присутствовал на его свадьбе. Он женился на пятидесятилетней

женщине, красивой, чудесной женщине, когда-то работавшей у него секретарем в

Организации Достижений Юношества, президентом которой был мой отец. И его

женитьба тоже своего рода юношеское достижение. Войдя в церковь он сказал: "Это

все - твоих рук дело".

А все, что я делал, - я всего лишь держал его руку в своей, потому что он

все время пытался говорить то о будущем, то о прошлом: "Может я делаю что-то не

так по отношению к памяти матери? А вдруг, в последствии, это окажется

ужасным?" и т. п.

Я:

Как ты себя сегодня чувствуешь? Что мы будем делать сегодня?

Он:

О, она прекрасна. Она чудесный человек, но меня беспокоит...

Но как только его сознание переставало создавать всякую такую чепуху про

"потом и тогда", сразу появлялись силы. Он получил заряд. Спустя некоторое время

он написал несколько песен о любви. Потом они отправились в путешествие и

провели медовый месяц в Шотландии и Ирландии. Его женщина - очень высокое

существо в том смысле, что она очень много времени живет в здесь-и - теперь.

Очень сознательное существо. И мой отец - в надежных руках. Я звоню им и

спрашиваю: "Чем вы занимаетесь?" - "О, знаешь,- он слегка смеется, - мы сочиняем

песни под фортепиано. Мы готовим несколько театральных номеров и хотим сделать

несколько озвученных фильмов и уже договорились кое с кем об этом". Теперь мой

отец - не тот человек, которому семьдесят четыре. Еще недавно я бы сказал, что

ему было девяносто шесть, а теперь не больше двадцати трех. И депрессия, в

которой он находился, улетучилась, потому что он стал жить в здесь-и-теперь. Я

привел вам пример, как сознание может изменять природу любовных отношений. Мы с

отцом находились именно в такой связи потому, что кармически - он мой отец,

т.е.-он мой отец в этом воплощении. Однако я не думаю, что у нас много общего и

нас многое связывает: он живет в совершенно ином психологическом пространстве,

нежели я. У него огромное поместье в Нью-Хемпшире, он - член Клуба Президентов.

Этот клуб состоит из президентов таких корпораций, как, например. Сталелитейная

Компания Соединенных Штатов и т.п. Они собираются вместе, усаживаются за круглым

столом: "Ты - президент и я - президент..." - как бы вознаграждая себя этим за

то, что они участвуют в общей игре. Это - тайный клуб, где они вместе играют в

одну игру. И это замечательно. Когда они приходят к отцу в гости, он обычно

говорит вещи вроде: "Я заполучил сына. Он, правда, немного странноватый, но я

хочу, чтобы вы послушали его". И потом ко мне: "Рам Дам, можешь ты к нам

спуститься?" Я спускаюсь, сажусь у камина и начинаю рассказывать про всякие

затейливые вещи. Я начинаю с какой-нибудь таинственной истории, потом все дальше

и дальше, и дохожу до описания своих переживаний в Гималаях. И поскольку в моих

историях нет ничего устрашающего, все присутствующие получают заряд:

"Очаровательно! Абсолютно изумительно!" Мой отец (слушая эти истории,

пожалуй, в сотый раз) обычно сидит в своем кресле и около десяти часов

поднимается и говорит:

"Да, чертовски интересно. Правда, я ни слова не понял из того, что он

рассказывал, но если он утверждает, что все это происходило с ним, тогда все в

порядке. Я полагаю, мне пора идти спать". Всякий раз он говорит подобную чепуху.

И я знаю, что он либо еще не готов, и его это не интересует, либо он подвергает

мой рассказ концептуальному анализу, или же ищет возможности работать с этим

материалом, - не важно, что именно усматривает он во всем этом. Но такого рода

умственную пряжу он прядет большую часть дня. Я чувствую, что карма действует

очень тонким путем. И мы с вами рассмотрели здесь, как может измениться

сознание: мы с отцом стали много ближе друг к другу по сравнению со всей нашей

жизнью до этого. Мы по-настоящему любим друг друга. И я вижу игру отца и сына

как еще одну социальную связь. В данный момент между нами уже нет биологической

связи, однако кармическая связь продолжает существовать. Я уважаю его как отца.

Мы очень близки с ним, и в то же время не впадаем во всякого рода мелодрамы,

как бывало в прошлом.

И-ЦЗИН

Я считаю, что "И-цзин" - это очень высокий способ описания "того, что

существует". Этой книгой следует пользоваться очень осторожно и сознательно с

тем, чтобы пробудить себя к другим перспективам, когда вы находитесь в

состоянии здесь-и-теперь. Я склонен считать ее скорее способом описания

здесь-и-теперь, чем пророческой книгой. Она показывает, где вы находитесь в

данный момент в своем сознании, когда вы спрашиваете о чем-либо "И-цзин". Эта

книга очень полезна для понимания той мелодрамы, в которой вы застряли.

ДИЕТА И ПИЩА

Как я уже говорил ранее, когда вы работаете над сознанием, ваше дыхание,

его интенсивность, становятся частью той окружающей среды, где вы совершаете

свою работу. Аналогично, конструкция вашего тела также становится частью этой

среды. В индийской системе это известно под названием храма, в котором вы

основали свою резиденцию для работы над сознанием в этом круге воплощения.

Природа устройства этого храма, природа его вибраций имеет прямую связь с

возможностями выйти в другие состояния сознания. То есть, ваше тело может

тянуть вас вниз. Когда оно неспокойно, суетливо, взволновано, оно тянет вас

вниз. Хатха-йога с ее асанами является частью того процесса, который

способствует "охлаждению" тела таким образом, чтобы оно могло находится в

течение некоторого времени в одном месте, в определенной позе. То, чем вы

питаетесь, влияет на природу вашего отношения к миру и на ваши чувства.

В индийской системе пища делится на три категории:

тамасическая, раджасическая и саттвическая. Поскольку индийская система

основывается в этом вопросе на сознании, мы должны внимательно прислушаться к

этому. Из всех трех сил вселенной ТАМАС подобен инерции, покою, РАДЖА.С подобен

огню, направлен на действие, движение, САТТВА направлена на сознание. Существует

пища саттвическая, раджасическая, тамасическая. Предполагается, что когда вы

работаете над сознанием, вы питаетесь главным образом саттвической пищей. К ней,

в основном, относятся мед, орехи, фрукты, молочные продукты. По мере того, как

вы все более глубоко входите в работу над сознанием, утоньшая свое тело

посредством асан, пранаямы, открывая центры посредством медитации, ваша диета

также изменяется. Вы используете все более легкую диету до тех пор, пока,

наконец, не придете к тому, что будете питаться только зернами, фруктами,

орехами, молоком и т. п. И, наконец, может быть, только фруктами. Такой диете

нельзя следовать, жестко предписав ее себе, если вы еще не готовы к этому. Пока

вы не достигли определенной степени чистоты, ваше тело нуждается в другой пище.

Стандарты Всемирной Организации Здоровья по поводу необходимости белковой пищи,

безусловно справедливы для западного человека. Но как только вы меняете природу

своего сознания в терминах мыслеформ, как только вы меняете свою окружающую

среду, свой храм, вы начинаете испытывать потребность в другой пище. Что

касается меня, я не употребляю мяса, рыбы, яиц. Я не ем этих продуктов, потому

что нахожусь в ситуации, где встречаюсь с некоторыми людьми, которые ЗНАЮТ. Они

говорят мне: "Смотри, мы не едим этого. Поэтому я тоже не ем, потому что я -

обезьяна, которая им подражает, потому что я хочу достичь того, чего достигли

они. Вот поэтому я и не употребляю такой пищи. Пожалуй, в этом вопросе я не

стану давать вам никакой рационалистической, завлекательной, но, по сути,

извращенной модели.

Я не могу дать вам никакой модели относительно вопроса убиения, потому что

акт убиения, если он совершается без привязанности, не порождает кармы. Можно

есть мясо убитых животных, если вы делаете это без привязанности. Если вы

сознательное существо, можно питаться чем угодно и преобразовывать это. Но если

вы не являетесь сознательным существом, все, что бы вы ни ели, оказывает

влияние на то, каким вы будете. Если говорить о мясе, следует заметить, что

животное царство имеет рудиментарный вид самосознания и в момент смерти

переживает некоторого рода страх. Этот страх порождает определенный вид

адреналиновой субстанции, которая поступает в плоть животного. Когда вы

употребляете мясо такого животного, эта субстанция оказывает влияние на вашу

конституцию в зависимости от того, каким образом эта субстанция

трансмутировалась в процессе приготовления. И хотя существуют некоторые

объективные исследования, которые показывают, что растения излучают

электрические импульсы, когда их срезают, - неприятие и т. п., мы с уверенностью

не можем сказать, что эти реакции соответствуют боли, страданию, как у

животных. Все, что мы знаем, - растения излучают электрические разряды.

Возможно, что эти реакции и есть тот страх, который генерирует адреналин и

является тем раджасным свойством, с которым связано мясо на западе. По мере

того, как вы входите в более медитативную жизнь, вы начинаете питаться более

медитативной пищей. Обычно я нахожусь на мак робиотической диете, но в данный

момент я не следую ей. Но у меня есть некоторые оговорки как по ее поводу, так и

по поводу мудрых теорий Джорджа Осавы и др. Безусловно, во всем этом есть

истина, так как истина существует везде. В физике Ньютона содержалась истина,

пока не появился Эйнштейн. Все истины отражают часть того, как оно есть. Веды

рекомендуют диету, состоящую из зерен, молока, фруктов и т. п. Лично я советовал

бы просто все более и более упрощать свою пищу.

То, что нам известно о возможностях человека, до абсурда тривиально. Такая

женщина, как Тереза Нойман, христианский мистик, на протяжении двенадцати лет

съедала лишь одну просфору в день. Такая просфора очень-очень маленькая,

поверьте мне. Однако она очень здоровая женщина, с мясом на костях. Ученые

решили понаблюдать за ней, - нет ли здесь подвоха. Они спрятались в ванной

комнате. Потом они спросили ее, как ей удается выжить, питаясь таким образом.

Она ответила: "Я питаюсь светом". Конечно, мы не способны к фотосинтезу, не

знаем, как это делается, пожалуй, лишь потому, что слишком озабочены собой и

априори имеем свои собственные убеждения. В результате нам ничего не известно об

истинных возможностях человека. Но если вы сможете, например, столкнувшись в

коридоре с человеком, не подумать тут же , что он, скажем, лжец, или что он

толкнет вас, или еще что-либо - это может оказаться началом того, что вы сможете

увидеть существование экстраординарных, новых потенций человека: в чем он

нуждается для поддержания своего повседневного существования, какие силы

необходимы для него. И это может оказаться совершенно непохожим на ваши

прежние представления. Вся картина начнет меняться. Есть существа, которым

требуется очень мало пищи. И если вы проделаете очищение, то будете нуждаться

во все меньшем и меньшем ее количестве.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ

Я чувствую, что мои слова, сказанные в этой комнате раньше, произвели

некоторый резонанс, и им я воспользуюсь в сегодняшней беседе.

Под окнами этой комнаты тренируются пожарники, слышен вой пожарных сирен и

другие шумы, которые очень мешают нам сосредоточиться. Тогда я посмотрел на все

это и подумал: "Может, это не так уж плохо?" Итак, здесь собрались высокие

существа, и всех их заземляет вой сирены. И тогда я сделал следующее; я

посмотрел на пожарную машину просто как на свободную энергию, которую дает нам

Нью-Йорк, если мы узнаем, как ее использовать. Я выбросил все из головы и дал

возможность этой энергии подняться вверх по чакрам. И я считаю, что вместо

того, чтобы воспринимать жизнь как полную препятствий для делания по заранее

подобранной мерке, лучше считать все происходящее как часть момента здесь и

теперь. Здесь пожарная машина, и это так. Но если вы продолжаете жить прошлым

моментом, когда вы не хотели эту пожарную машину, единственное, что вы имеете, -

это легкое помешательство разума. В данный момент пожарная машина здесь. И если

вы можете жить здесьи-сейчас, вы должны сказать: "О, здесь пожарная машина. И

тогда вы - в новом состоянии. Вы преобразуете эту энергию. Другими словами, вы

подниметесь благодаря ей. Вы можете взять почти любое переживание, которое

бывает у вас на каком-нибудь низшем уровне и затем, воспринимая его определенным

образом, поднять на более высокий уровень, таким образом извлекая из него

большее количество энергии. Тантра означает использование чувств для выхода за

пределы чувств. Сексуальная тантра, при которой используется партнер, зачастую

включает следующее: я могу сидеть рядом с желанным мне сексуальным объектом,

кто бы он ни был, воспринимая его в довольно безличностном смысле, и мы оба

фокусируемся между бровями друг друга; затем я вхожу в такое место, где могу

видеть то, что для меня желаемо в этом человеке, а он видит во мне то, что

желаемо для него. И тогда мы оба видим, что мы желаем друг друга, но вместо

того, чтобы немедленно начать ту причинную мелодраму, к которой ведет желание,

мы продолжаем оба находиться в том месте, куда мы вошли, мы смотрим друг на

друга и видим, что мы оба здесь, мы - существа, которые видят свое

путешествие-желание. И тогда все начинает меняться, и мы видим, что мы есть еще

что-то. И стоит мне посмотреть в чьи-нибудь глаза секунды две, лицо этого

человека начинает меняться, и я начинаю видеть все существа в каждом существе. В

каждом лице я вижу все лица, потому что в каждом из нас есть элемент всего

сущего. Мне думается, что это - то, что Юнг называл коллективным

бессознательным. Таким образом, если вы сможете взять ту энергию, которая

возникает в результате вашего желания партнера, и сможете удержать ее, не

пускаясь в привычную игру-желание, тогда вы перенесете эту энергию в более

высокое место в вас. Понимаете, вы используете эту энергию, чтобы подниматься

все выше и выше. Вы поняли, как это работает? И вскоре вы собираете энергию,

возникшую в результате отношений между представителями противоположного пола,

эту фантастическую силу, Шакти (в индийской традиции), и вы используете ее для

того, чтобы войти в более высокое состояние сознания. Вот почему брак в Индии

совершается по данным астролога. В выборе партнера индусы очень сознательны.

Они подходят к браку совсем не с такими моделями, как мы, западные люди. У нас

брак заключается совсем по другим причинам, чем у них, потому что мы не живем в

духе. Мы живем в мире материального, и мы отвечаем на свои страсти именно таким

образом. А если нам не удается ответить на них, мы считаем себя неполноценными.

В действительности же наши контакты осуществляются, как правило, на уровне

второй и третьей чакр. Однако как только вы начинаете быть в четвертой чакре, вы

начинаете изменять условия тех контактов, которые должны быть изменены, и

начинаете жить по принципам тех, кто должен жить на других уровнях сознания.

Большинство из своих контактов вы преобразуете, трансмутируете. Таким образом,

если один из родителей становится выше, его взаимоотношения с ребенком также

становятся выше. Если муж становится выше, его жена вместе с ним также

становится выше. Таково правило этого танца.

ЦЕНТРИРОВАНИЕ

Можно ли из чего-то низшего сделать высшее? Другими словами, можно ли

достичь высокого состояния, если кто-то рядом находится в низком состоянии? Да,

безусловно. Если вы располагаете центром, который не зависит от сознания тех,

кто вас в этот момент окружает, вы можете взять энергию, которую кто-то или

что-то генерирует, и привнести в этот центр, повысив свое качество благодаря

ей. Мне бы хотелось заметить вот какую вещь: я уверен, что большинство пациентов

излечивают своих врачей-психиатров в том смысле, что именно они проделывают

работу, которая выводит их в такую форму сознания, которая способствует

освобождению врача от предубеждения "делания добра", в котором он застрял. Это

предубеждение - прекрасное и одновременно ужасное место, все зависит от того,

насколько и как вы "торчите" в нем. Таким образом, взаимоотношения, высота

взаимоотношений зависит от самого высокого сознания, вступающего в эти

взаимоотношения, даже если эти взаимоотношения лишь только соприкоснулись в

высшей точке. Если вы подходите ко мне и имеете ко мне какое-то отношение,

пожалуйста, подходите в любом виде, - если я смогу оставаться центрированным,

мы оба начнем танец, какой бы он ни был. Если вы испытаете гнев, я в ответ также

могу испытать гнев, или испытаю что-то другое. Я должен обязательно что-то

вернуть в ответ на гнев для того, чтобы быть способным продолжать танец. Очень

трудно продолжать танец, если окружение не поддерживает его. И все, что я

делаю, - это пытаюсь как можно сильнее центрироваться так, чтобы то, что вы

получаете от меня, и то, что я возвращаю вам, было бы зеркалом того, кто вы

есть в этот момент, и где вы находитесь. В то же время мое зеркало ни в коей

мере не уничижает вас. Если я имею оценку, что там, где я нахожусь, лучше, чем

то, где находитесь вы, и подхожу к вам и говорю: "Смотри, какой я сознательный,

смотри, как я центрирован", - это признак нечистоты. Вы не можете после этого

следовать вместе со мной. Вы можете быть только там, где вы находитесь, и

каждый человек получает то, в чем он в этот момент больше всего нуждается. Я

ничего не могу сделать для вас. Единственное, что я могу сделать, это быть тем,

кем я являюсь. Через взаимодействие со мной вы можете измениться, а можете и не

измениться. Я учу потому, что учу. Я занимаюсь терапией, потому что я занимаюсь

терапией. Я не занимаюсь терапией для того, чтобы спасать души. И я учу не

потому, что озабочен вашим благополучием, хотя в процессе обучения с вами может

произойти и что-нибудь хорошее. Потому что все это создает для меня новые

проблемы. Однако на уровне эго я, безусловно, имею такие надежды.

РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ

И САНСКРИТОМ

Разрешите мне коротко остановиться на различии между английским языком и

санскритом. Когда создавался санскрит как буквенное письмо, включающее 44 (нет,

кажется, 40) символа, он создавался сущностями, которые видели связь каждого из

этих символов с различными планами сознания. Сочетание символов было построено

в таком порядке, чтобы, работая с ними, человек мог достигать соответствующего

уровня сознания. Английский язык также содержит в себе все эти звуки, однако, в

отличие от санскрита, они не скомбинированы между собой правильным образом с

тем, чтобы способствовать выходу в определенный план сознания.

Существуют различные мантры, соответствующие разным уровням реальности.

Существует, например, одна мантра на санскрите, которая, если перевести на

английский язык означает: "Пожалуйста, пожалуйста", "Извините", "Спасибо". И вы

все время повторяете: Пожалуйста, пожалуйста, извините, спасибо. Поскольку в

ней используются слова, которые мы очень часто употребляем в своих социальных

ролях, она проводит человека через многие путешествия. Однако с помощью этой

мантры нельзя достичь самого высокого уровня пространства вибраций, так как она

не пред

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Рам Дасс

На сайте allrefs.net читайте: "Рам Дасс"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: РАСШИРЕНИЕ СОЗНАНИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Это только танец
  ПРЕДИСЛОВИЕ СКАЗКИ ДВУХ МИРОВ ГЛАВА ПЕРВАЯ ПУТЬ СОЗНАНИЯ ЧЕТЫРЕХЦИКЛИЧНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ АШРАМА СОЗНАНИЕ КАК ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПРИВЯЗАННОСТЕЙ

СКАЗКИ ДВУХ МИРОВ
Вступление Стефана А. Аппельбаума Рам Дасс живет в двух мирах. В качестве Ричарда Алперта он вырос в богатой культурной семье, получил образование в высшем учебном заведении, окон

ПУТЬ СОЗНАНИЯ
Вчера здесь, в Топека, некто я, один из путешественников по пути сознания, пути очень-очень древнего, встретился с участниками клуба исследователей, чтобы рассказать о географичес

ЧЕТЫРЕХЦИКЛИЧНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ АШРАМА
  В течение первого периода человек находится в горах, где он имеет возможность, находясь в полной изоляции, погрузиться глубоко внутрь себя. Пищу ему приносят и ост

СОЗНАНИЕ КАК ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПРИВЯЗАННОСТЕЙ
  Сознание означает непривязанность к двойственности на любом уровне. Сознание означает свободу от привязанностей. Если вы поняли, что самая лучшая мать - это наибол

ВЫСШЕЕ СОЗНАНИЕ КАК СОСТОЯНИЕ ЕДИНСТВА
  Это состояние довольно легко испытать, сидя в пещере. Довольно просто сидеть и медитировать и, наконец, понять, каким образом мы влипаем в роли и как какой-то случ

ПСИХОТЕРАПИЯ КАК ПУТЬ
  Уровень психотерапии зависит от уровня психотерапевта. Если вам посчастливится, и вашим психотерапевтом будет Будда, вы в процессе взаимодействия сможете получить

ТЕОРИЯ ИГР
  Я преподавал теорию игр как один из психодинамических способов, который... Я преподавал ее в высших школах для юношества. Я читал курс ментальной гигиены, обучая д

ПРОВОДНИК В ПУТЕШЕСТВИИ СОЗНАНИЯ
  Сейчас, после опыта с Рони, я ничем конкретным не занимаюсь. Приходят люди, чтобы посмотреть на меня, - они в каком-то смысле поклоняются мне: ведь я теперь йог. Н

ПРОСТОЕ ПРАВИЛО ИГРЫ
  Теперь я обычно говорю так: "Есть одна вещь, которую мой гуру сделал для меня. Может быть, и я смогу сделать ее для вас. Правило игры простое: вы любите играт

ИСТОРИЯ РАМЫ
Приведу один пример. Рама идет через джунгли и встречает нагих аскетов. Они говорят ему: "Эй, Рама, ты - Бог, а нас просто изнасиловали демоны, и мы не можем медитировать. Мо

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Мне кажется, каждый из нас должен нести ответственность за благополучие своих ближних. Я уже приводил этот пример: два человека сталкиваются и вступают в борьбу, и, казалось бы, н

ПОДНЯТИЕ КУНДАЛИНИ
Обычно я делал пранаяму. Это - метод поднятия энергии вверх по позвоночнику. Как правило, я делал пранаяму в течение девяти дней в новолуние. Это было тогда, когда я делал очень и

МАХАРАДЖ-ДЖИ
Позвольте мне поделиться с вами некоторыми своими представлениями о том, кто он такой, мой гуру. Попробую быть последовательным. Если бы вы могли отделить свое сознание от чувств

ПЛАНЫ СОЗНАНИЯ
Чтобы играть в такую игру, мы используем все более и более тонкие микроскопы. Некоторые из нас, приняв психоделики, настраивали свой аппарат восприятия наподобие телевизора. Все м

ЖЕЛАНИЯ
Желание получить просветление - это по-прежнему желание чего-то. Но постепенно вы начинаете прикасаться к таким местам в себе, которые находятся вне вашего образа самого себя. Пон

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги