Осознание

 

 

Упражнение 1: Сокровище безмолвия

 

«В безмолвии величайшее откровение», — гово­рит Лао-цзы. Мы полагаем, что откровение содержится в Писании. Так оно и есть. Однако сейчас я хочу, чтобы вы получили откровение, которое сокрыто в безмолвии.

 

Чтобы постичь откровение, которое содержится в Пи­сании, нужно раскрыться навстречу Писанию. Чтобы постичь откровение, сокрытое в безмолвии, следует раскрыться для безмолвия. Давайте попробуем это сделать при помощи первого упражнения.

 

Пусть каждый примет удобную позу... Закройте глаза...

 

Сейчас я собираюсь пригласить вас побыть в тишине в течение десяти минут. Сначала поста­райтесь достичь тишины — той глубины внутреннего безмолвия, которая только возможна для сердца и ума. И, достигнув безмолвия, раскрой­тесь навстречу откровению, которое оно несет.

 

Через десять минут я попрошу вас открыть глаза и рассказать, что вы делали и что вы при этом испытывали.

 

......

 

......

 

Сообщая нам о том, что с вами происходило, расскажите, какие усилия вы прилагали, чтобы достичь внутреннего безмолвия, и насколько это у вас получилось. Если сможете, опишите свое состояние. Что вы испытывали? Что вы чувство­вали и о чем думали во время упражнения?

 

Опыт, получаемый людьми в процессе выполнения это­го упражнения, бесконечно разнообразен. Некоторые обнаруживают, к своему удивлению, что им не удается погрузиться в безмолвие; они не могут прекратить блуждание ума или утишить смятение чувств в сердце. Другие подходят к самому порогу безмолвия, однако в какой-то момент их охватывает паника, и они возвращаются обратно. Воистину, безмолвие может быть пугающим.

 

Возможная неудача не повод для того, чтобы сдаться. Убедиться в том, что мысли блуждают, — уже откровение, не правда ли? Знать об этом теоретически — мало. Вам потребуется некоторое время, чтобы испытать блуждание своего ума и осознать, как именно он блуждает. Именно это становится откровением.

 

Есть еще нечто такое, что должно вас подбодрить. Сам факт того, что вы осознали блуждание своего ума, свое душевное смятение, свою неспособность пребывать в покое, доказывает, что в действительности в вас есть хотя бы проблеск безмолвия, — по крайней мере, этого безмолвия достаточно, чтобы вы могли осознавать все вышеупомянутое.

 

Закройте глаза и осознавайте блуждание своего ума... в течение двух минут.

 

Затем ощутите безмолвие, которое дает вам воз­можность осознавать блуждание ума... потому что осознать блуждание ума может лишь тот, кто пребывает в безмолвии.

 

Именно на этом мы будем строить все последующие упражнения. Погружаясь в безмолвие все глубже и глубже, вы будете все больше и больше познавать себя.

 

Точнее говоря, вы обретете себя в безмолвии. Таково откровение — вам откроется ваше истинное Я. Это откровение даст вам то, чего не купишь ни за какие деньги, — мудрость, спокойствие, радость, Бога.

 

Если вы действительно желаете получить все это, не следует ограничиваться одними разговорами. Необходима внутренняя работа. Так что прямо сейчас беритесь за дело.

 

Закройте глаза...

 

Погружайтесь в безмолвие в течение пяти ми­нут...

 

Заканчивая упражнение, спросите себя, удалось ли вам достичь успеха на этот раз.

 

Открыло ли вам Безмолвие нечто такое, чего вы не заметили при первой попытке?

 

Не ищите в безмолвии ни вдохновения, ни видений, ни каких-то сияющих огней. Вообще ничего не ищите. Ограничьтесь созерцанием того, что всплывает в вашем сознании.

 

Возможно, вы будете сознавать, что ваши руки холод­ные и липкие и что вам очень хочется сменить позу, или вы не ощутите ничего, кроме беспокойства о своем здоровье. Важно не содержимое вашего сознания, а сам процесс созерцания. Чем больше вы сосредоточены, тем глубже вам удастся погрузиться в безмолвие. И тогда вы почувствуете перемену. Вы обнаружите, что откро­вение есть нечто большее, чем знание. Откровение — это некая таинственная сила, ведущая к духовной транс­формации.