Античная философия: общая характеристика; преемственные связи с предшествующей культурой; характерная проблематика и особенности методологии.

Древняя Греция – очень необычное и яркое явление всей общечеловеческой культуры, состоящей из европейской и восточных культур. Древняя Греция явилась колыбелью всей европейской культуры. Древняя Греция дала не только драматургов (Эсхил, Аристофан), архитекторов (Каликрат, Иктий), скульпторов (Фидий, Проксит, Мирон, Поликлет), но и философов (Аристотель, Платон, Демокрит). Многие проблемы, поставленные древнегреческими философами, до сих пор ждут своего решения Древние греки впервые поставили вопрос первоосновы мира. Они пришли к выводу, что всё многообразие мира сделано из чего-то одного. Проблема первовещества, корня, из которого всё сделано. Постановка этой проблемы – важный прорыв:

однаиз гипотез: в основе мира – вакуумное поле, из которого всё возникло;

вторая гипотеза (Демокрит): атомистическое строение материи. Он описал атомы, а эта проблема получила разрешение на рубеже XIX – XX вв.

третьягипотеза, решившаяся около 50 лет назад: деление материи до бесконечности вглубь.

*В искусствепоставили много проблем: проблема прекрасного (ответа нет). Мы называем этим словом самые разнообразные предметы. Но тогда между ними должно быть что-то общее: но что общего между прекрасным умом и прекрасным ландшафтом?

*Проблема эстетического наслаждения. Древнегреческую философию называют греческим чудом – это одна из важнейших человеческих загадок. Это почти внезапное возникновение и стремительное развитие философии (“взрыв идей”). Это не медленное количественное накопление знаний, а целый обвал мыслей, брошенный Фалесом – скептицизм, раскрепощённость мысли, проявившиеся наиболее полно. Древнегреческая философия стремилась всё систематизировать и создавать систему, которая опровергает предыдущие системы. Каждый философ стремится переворошить всё ранее созданное [Аристотель о Платоне: “Платон мне друг, но истина дороже”.] Проявился дух агона (агон – состязание, борьба – это честное, открытое соревнование).Дух агона пронизывал все сферы духовной жизни:он проявился в дискуссиях философов, софистов, судебных процессах, музыкальных, драматургических состязаниях. Неслучайно в Древней Греции возникли Олимпийские и Истмийские игры. Они устраивались в честь Зевса с 776 г. до н.э. Устраивались в Олимпе 1 раз в 4 года. Включали также и соревнования в искусстве. Истмийские игры устраивались в честь бога Посейдона 1 раз в 2 года на Истмийском перешейке. Наряду с гимнастикой и конным спортом включали поэтические и музыкальные соревнования.

Следуя духу агона, например Гераклит осуждает “многознание” Ксенофана. Он считает, что “многознание” не способно научить уму. Парменит бранит последователей Гераклита. Аристотель излагает своё учение в постоянной полемике с учителями. Борьба и конкуренция – двигатель развития. Доказательство – расцвет античной культуры и философии. Единство и борьба противоположностей: материализм – идеализм, диалектика – метафизика. Там, где есть противоречие, отсутствует застой. В Средневековье дух агона гаснет, т.к. сознание общества попадает под эгиду Библии, с которой спорить нельзя, поэтому происходит упадок философии.

Особенности древнегреческой философии обусловлены личностными чертами. Для древнего грека характерен раскрепощённый ум и охота к знаниям. Неистощимая любознательность породила “человека-почемучку”.