Первый позитивизм: Огюст Конт, Джон Стюарт Милль.
Конт. В его «Курсе позитивной философии» (1830-42) был высказан целый круг идей, которые способствовали становлению современной философии науки. Это, например, его знаменитый закон трех стадий. Конт формулирует его следующим образом: «Каждая из наших главных идей, каждая из отраслей нашего знания проходит последовательно три различных теоретических состояния: состояние теологическое или фиктивное, состояние метафизическое или абстрактное, состояние научное или положительное». На основе этого закона Конт заявляет, что время спекулятивной метафизической философии прошло и что позитивная философия должна превратиться в научную философию, фактически в философию науки. Ее роль сводится к двум основным задачам. Первая - это синтез наиболее важных результатов конкретных наук, вторая - это разработка метода научного познания.
Популярность позитивизма немало способствовала тому, что в его рамках собственно и произошло становление философии науки как специальной философской дисциплины. Важное значение в этом принадлежит английскому философу-позитивисту Дж.С. Миллю, выпустившему работу «Система логики», которая посвящена методам различных наук:
-индуктивные методы в естествознании;
-гипотетико-дедуктивный в социальных («моральных») науках (прежде всего в политэкономии).
Основные принципы позитивизма (в основном сохранились и в неопозитивизме):
- методологический монизм, т.е. идея единообразия научного метода независимо от различия областей научного исследования;
- точные естественные науки, прежде всего физика, дают методологический стандарт (сциентизм);
- метафизика – устаревший тип мышления, от которого нужно очистить «позитивную науку»;
- научное объяснение - подведение индивидуальных фактов под общие законы