Историческая изменчивость механизмов порождения научного зна­ния.

Наука существует 2,5 тыс. лет. Единая ли наука? Как она развивалась?

Исторические типы науки:

1. «Преднаука» - специализированное знание первых цивилизаций (Месопотамия, Египет)

Древнейшие цивилизации Египта, Месопотамии, Индии, Китая выработали и накопили большие запасы астрономического, математического, биологического, медицинского знания. Ведь люди следили за небесными явлениями, лечили болезни, вели простейшие расчеты, занимались приручением и селекцией животных задолго до того, как возникли первые научные дисциплины. Но это знание

· носило рецептурный характер - было тесно связано с конкретными практическими задачами - ведением колендарей, измерением земли, предсказаниями разливов рек и т.п.

· знание также сакрализировалось, его хранили и передавали из поколения в поколение вместе с религиозно-мифологическими представлениями жрецы, оно было неотделимо от мифологии.

2. Античная наука – уже исторический тип науки в собственном смысле. Проблема – сходство и отличие соответствующей науки Древних Китая и Индии.

Первые античные мыслители, создававшие учения о природе - Фалес, Пифагор, Анаксимандр - многое почерпнули из мудрости Древнего Египта и Востока. Однако те учения, которые они разрабатывали, отличались принципиальной новизной:

- в отличие от разрозненных наблюдений и рецептов они перешли к построению логически связанных и согласованных систем знания - теорий.

- эти теории не носили узко практического характера. Основным мотивом первых ученых было далекое от практических нужд стремление понять исходные начала и принципы мироздания. Само древнегреческое слово “теория” означает “созерцание”. Согласно Аристотелю, “теория” означает такое знание, которое ищут ради него самого, а не для каких-то утилитарных целей.

- научное знание разрабатывали и хранили не жрецы, а светские люди, поэтому они не придавали ему сакрального характера, но обучали ему всех желающих и способных к науке людей.

- возникает критическая традиция - в отношении мифа и предшествующих теорий (Ионийская школа);

- письменность, точные понятия, безличная коммуникация (Гуссерль).

- универсальная модель: первоначала (стихии), замкнутый Космос, модель «макро-микрокосм)

Средние века – обычно средневековая наука как подтип этого типа (традиционные высокоразвитые цивилизации):

- Космос – христианизируется, авторитет Аристотеля и Библии

- более ясно – важная идея творения

- в Западной Европе – университеты – новая институциональная форма

3. Новоевропейская наука (классический период) – уникальное явление – в иных цивилизациях не было – распространялась заимствованием.

 

· Коперниканская революция, великие географические открытия – идея прогресса, «Новый органон» Ф. Бэкона.

· Галилей – математизация природы, точный эксперимент.

· «Разрушение Космоса» – величайшая революция, снятие границы между «надлунным и подлунным мирами

· Снятие границы между естественным и искусственным, механика – основная наука, только механические причины (у Аристотеля – 4 причины).

4. Неклассическая наука – как новый вариант новоевропейской.

· идея развития – 19 в.

· генезис социально-гуманитарных научных дисциплин;

· научная революция рубежа 19-20 вв. – теория относительности, квантовая механика, генетика;

· наука как важнейший социальный институт – индустриальное техногенное общество.