Науч­ные революции как перестройка оснований науки.

В структуру оснований науки входят (В.С. Степин):

  1. Идеалы и нормы исследования: доказательность и обоснованность знания, нормы объяснения и описания, построения и организации знания. В целом идеалы и нормы складываются в «образ знания» который носит культурно-исторический характер. Пример: «картезианский образ науки», который был сформирован родоначальниками новоевропейской науки о природе. Название «картезианский» условно, поскольку идеал можно найти в работах не только Декарта, но и Галилея, Гоббса, Бэкона, Спинозы, Ньютона, Лейбница и других философов и ученых.

2. Методологические принципы. Например, в классическом естествознании: Предметом науки является общее - универсальные характеристики и связи сущего, понимаемого как «естественный порядок». Общие характеристики сущего в науке должны выражаться в форме законов, неизменных и универсальных. Желательно, чтобы эти законы допускают математическую форму. В познании главными являются количественные (измерение) и экспериментальные методы. Правильное научное объяснение - это объяснение свойств целого из свойств частей (методологический атомизм).

3. Социологические принципы очерчивают место и роль науки в обществе и ценностные установки ученого. Наука нейтральна в социально-политическом и моральном смысле; она ориентируется на универсальные ценности истины, рациональности и обоснованности. Субъект познания - контрагент природы, призванный через познание законов природы контролировать ее и господствовать над ней. Наука занимает в обществе автономное социальное пространство, ученые образуют наднациональную «республику ученых», которая живет по своим собственным нормам и законам, которые в то же время являются образцом цивилизованных, толерантных и рациональных норм взаимоотношений для остальных людей.

  1. Научная картина мира. Например, классическое естествознание: мир – огромный механизм, управляемый неизменными ньютоновскими законами.
  2. Философские основания науки. Классическая наука: порядок природы стабилен, неизменен; человек может познать его с помощью столь же неизменных и присущих всем способностей человеческого Разума. Материя (телесность) является косным, инертным началом и отличается от сознания - активного начала деятельности. Сознание заключено во внутреннем индивидуальном мире, в индивидуальном теле; в природе отсутствуют духовные начала и агенты.