Рене Генон и оккультный бум

Даже если всерьез делать поправку на характерное для наших дней снижение интереса ко всему серьезному и подлинному в сфере духа, даже если принять во внимание самое кризисное и катастрофическое состояние отечест­вен­­ной культуры, то все равно в ближайшие годы дума­ю­щая Россия обречена на встречу с идеями такого серьезно­го и глубокого мыслителя, каким был Рене Генон (1886—1951). Духовная ситуация современного мира содер­жит в себе две противоположные и борющиеся тенден­ции: тягу к поверхностным и чисто пародийным формам зна­ния и бытия, и стремление постичь глубинную при­­роду вещей исчерпывающим образом и во что бы то ни стало. Пока подобная борьба происходит, продолжается история и преждевременно говорить о ее конце. Россия яв­ляется цен­тром борьбы сакрального и профанического, и это подтверждается хотя бы тем не до конца осмысленным фак­том, что она, несмотря на развал в сфере экономики, продолжает оставаться самой читающей страной ми­ра. Будем надеяться, что она сумеет должным образом прочесть Генона, идеи которого представляют собой мощное ору­жие против темного мистицизма и псевдоэзотериз­ма, паразитирующего на древе истинных традиций.

На протяжении всего своего творческого и духовного пути Рене Генон был противником любых попыток модер­ни­зировать истинное знание и привести его в соответст­вие с суетливыми запросами современности. Он называл по­добные учения неоспиритуалистическими и вел с ними не­примиримую борьбу. Внимательно изучая неоспиритуализм изнутри ( в молодости он успел побывать в большин­с­тве тайных обществ Франции, после чего решительно пор­вал с ними), Генон убедился в профаническом харак­тере популярных тогда оккультных центров и лож масоно-мар­тинистского толка. Именно поэтому он расстался с ор­деном, возглавляемым знаменитым магом начала XX ве­ка Па­пюсом. Весь путь Генона, после увлечения оккультизмом постепенно превратившегося в крупного исследователя эзо­те­ри­чес­кой символики древних культур, а затем нашед­шего себя в исламской вере и умершего в Каире шейхом, был не­уклонным приближением к Лону Традиции. Опыт Гено­на, сумевшего овладеть наукой "распознавания духов" и раз­глядевшего под пышными одеждами псевдо­тра­диции ложь и пустоту, имеет огромную ценность для всех искате­лей истины последнего столетия. Особенно этот опыт це­нен для России, подвергающейся интенсивно­му духовно­му воздействию сил тьмы, методично уничтожающих ее сак­ральную сферу. Успешность подобных разрушений во мно­­гом обусловлена такой русской наци­о­наль­ной чер­­той, как готовность идти до конца даже в гибельных заблуждениях. Оккультный бум и увлеченность толпы ложными мис­тическими традициями вплоть до черной магии придают духовной атмосфере современной России особые апокалиптические оттенки, а уже упомянутое искусство "распознавания духов", по вполне понятным причинам, находится в нашей стране явно не на высоте. По­тому значение для Рос­сии таких фигур, как Рене Генон, с его огромным интел­лектуально-духовным наследием, трудно переоценить.