ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — одно из основ­ных слагаемых мировой философии, история которой охватывает более двух с половиной тысячелетий.

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ —одно из основ­ных слагаемых мировой философии, история которой охватывает более двух с половиной тысячелетий. И.Ф. характеризуется отчетливо выраженным своеобразием, которое в значительной степени объясняется ее проис­хождением и общекультурными основаниями. (Вслед­ствие признания идеи о вечности циклично воспроиз­водящегося мирового общественного процесса в И.Ф. не сложилась собственно философия истории. Учения об обществе и государстве, эстетике являлись особыми теоретическими дисциплинами.) Философское мышле­ние возникало путем интериоризации ритуальной практики за счет усиления и автономного развития ментальной составляющей ритуала. Познавательный акт рождался как особое ритуальное действие ("жертва знанием"), основанное на аскетической отрешенности от мира и подвижничестве ("внутренней обрядности"). Философское умозрение обеспечивалось ритуальной по своим истокам практикой медитации, трансформи­рующей человеческое сознание и выводящей его по ту сторону различий, значимых для обыденного мышле-

ния. В Упанишадах — первых философских текстах в индийской культуре (ранние Упанишады относятся к 8—7 вв. до н.э.) — центральным пунктом является те­зис о тождестве Брахмана, источника всего сущего во внешнем мире, и Атмана, универсального активно-жизненного начала. Глубинное тождество субъективно­го и объективного считалось недоступным абстрактно­му рассудку — подлинная реальность открывалась бла­годаря йогическому тренингу, ведущему к достижению экстатического состояния. Вследствие ритуальной при­роды философского умозрения в индийской культуре получали развитие преимущественно целостные рели­гиозно-философские комплексы, в которых культовая и отвлеченно-познавательная составляющие были содер­жательно и функционально связаны. Так, абсолют в концепции Упанишад двусоставен — это и бог Брахма, предмет религиозного почитания, и Брахман, безлич­ный принцип, являющийся предметом познания. По­знающие Брахмана достигают мокши — освобождения от цепи перерождений (сансары). А все те, кто ограни­чивается религиозными обрядами и совершением доб­рых дел, может рассчитывать лишь на новое рождение в более высоком статусе в соответствии с универсаль­ным законом кармы. Если популярная, обращенная к мирянам часть целостного мировоззренческого ком­плекса может быть квалифицирована как религиозная проповедь, то его внутреннее концептуальное ядро, до­ступное немногим (специально подготовленным и стремящимся лишь к знанию людям), представляет со­бой собственно философию. Воспроизводство "круга знающих" осуществлялось посредством тщательно разработанной техники ученичества, основанной на аб­солютном послушании учителю и нацеленной на мак­симально точное повторение в ученике личности учи­теля, а тем самым и его познавательного опыта. Соот­ветственно индийское философское мышление харак­теризуется ярко выраженной традиционностью; счита­лось, что содержание великих истин не затрагивается эмпирическим течением времени, относящимся к по­рядку сансары. Разработка новых идей осмысливалась преимущественно как выявление посредством более точного комментария подлинного содержания автори­тетного текста — опоры традиции. Первое место в ря­ду канонических текстов принадлежало Ведам — свя­щенному знанию, которое квалифицировалось как шрути ("услышанное", т.е. имеющее сверхчеловечес­кое происхождение). Ведийский канон в основном сло­жился в первой половине I тысячелетия до н.э. и вклю­чал самхиты (сборники гимнов мифологического со­держания, заклинаний и молитв), брахманы (изложе­ния и комментарии ритуала жертвоприношения), араньяки ("лесные книги" — наставления для отшельни-

ков) и упанишады (религиозно-философские произве­дения брахманизма). Отношение к Ведам являлось ос­нованием разделения индийских систем умозрения на ортодоксальные и неортодоксальные. Неортодоксаль­ные концепции (отрицающие авторитет Вед и особый статус варны (сословия) брахманов как единственных законных хранителей священного знания) формирова­лись в основном во второй трети 1 тысячелетия до н.э. в период интенсивного духовного брожения, связанно­го с кризисом варнового строя Индии. В это время по­являются учения адживикизма (отрицавшего закон кар­мы и идею перерождения и утверждавшего всевластие в мире и человеческой жизни естественного закона), джайнизма (создавшего замкнутую организацию и ис­кавшего путь к спасению в крайнем аскетизме) и буд­дизма (развившегося позднее в мировую религию). По­казательно, что, формируясь в рамках традиционной культуры, джайнизм и буддизм ассимилировали основ­ные мировоззренческие категории, разработанные ор­тодоксальной мыслью — сансара, карма, мокша (буд­дийский аналог — нирвана), и создали собственные ка­нонические тексты, авторитетность которых базирова­лась наличной харизме основателя учения. Несмотря на широкую популярность неортодоксальных концепций, они были постепенно вытеснены обновленной ортодок­сией — индуизмом, и последующее развитие И.Ф. было связано, в основном, с ортодоксальными индуистскими школами умозрения (даршанами) — ведантой, мимансой, санкхьей, йогой, ньяей и вайшешикой. Почти вся литература по И.Ф. написана на санскрите — языке уче­ных и деятелей искусства Индии.

В.И. Фурс