ЛОГОМАХИЯ — методологическая стратегия философии постмодернизма, фундированная ради­кальным отказом от логоцентризма

ЛОГОМАХИЯ— методологическая стратегия философии постмодернизма, фундированная ради­кальным отказом от логоцентризма (см. Логоцентризм)и ориентирующая на десакрализующее переос­мысление феномена логоса в игровом контексте. Об­щая парадигмальная установка постмодернистской философии на тотальную логотомию (см. Логотомия)может быть функционально дифференцирована на собственно "иссечение логоса", понятое как содержа­тельный процесс, и "дезавуирование логоса" — как процесс аксиологический. Последнее и реализует се­бя в контексте предложенной Деррида стратегии Л., основанной на игровом отношении к логосу, размыва­ющем самые основоположения классического евро­пейского рационализма (см. Онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентризм).На смену традиционной "не­противоречивой логике философов" постмодернизм, по оценке Деррида, выдвигает принципиально игро­вую квази-логическую систему отсчета, в рамках ко­торой то, что в классической традиции воспринима­лось в качестве "прочного и устойчивого логоса", на

самом деле носит принципиально алогичный харак­тер, "скрывает игру" в самих своих основаниях. В смысловом горизонте концепции "заката метанарраций" (Лиотар) дискурс легитимации, задающий фено­мен лингвистической нормы, сменяется дискурсив­ным плюрализмом, открывающим возможности для конституирования релятивных и вариативных языко­вых стратегий (см. Закат метанарраций),— базовая для постмодернизма идея пародии "фундирована фи­нальной дискредитацией самого понятия "лингвисти­ческая норма" (Ф.Джеймисон). Таким образом, про­грамма Л. заставляет философию, в целом, переос­мыслить феномены логоса (см. Логос), истины (см. Истина),рациональности (см. Рационализм)и языка (см. Язык)в игровом ключе: постмодернизм консти­туирует игровую стратегию дискурсивных практик (см. Дискурс);придает универсальный и базисный статус языковым играм, фактически постулируя их как единственную и исчерпывающую форму языково­го процесса (см. Языковые игры);формулирует идею "игр истины" ("что заставляет нас полагать, что истина существует? Назовем философией ту форму мысли, которая пытается не столько распознать, где истина, а где ложь, сколько постичь, что заставляет нас считать, будто истина и ложь существуют и могут существовать" — у Фуко). (См. также Логоцентризм, Логотомия, Онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентризм, Неодетерминизм.)

М.А. Можейко

ЛОГОС (греч. logos) — философский термин, фиксирующий единство понятия, слова и смысла,

ЛОГОС(греч. logos) — философский термин, фиксирующий единство понятия, слова и смысла, причем слово понимается в данном случае не столько в фонетическом, сколько в семантическом плане, а понятие — как выраженное вербально. В значении данного термина имеется также не столь явно выра­женный, но важный оттенок рефлексивности: "отда­вать себе отчет". Исходная семантика понятия "Л." была существенно модифицирована и обогащена в ходе развития историко-философской традиции. В силу богатства своего содержания понятие "Л." прочно вошло в категориальный аппарат философии различных направлений и использовалось в разнооб­разных контекстах (Фихте, Гегель, Флоренский и др.). Р.Бартом развита идея "логосферы" как вербально-дискурсивной сферы культуры, фиксирующей в языковом строе специфику ментальной и коммуника­тивной парадигм той или иной традиции, конституи­рующихся в зависимости от различного статуса по отношению к власти (энкратические и акратические языки). Феномен Л. в рационалистическом своем ис­толковании фактически стал символом культуры за-

падного типа, воплотив в себе фундаментальные ус­тановки западной ментальности. Именно поэтому концепт "Л." становится первым адресатом постмо­дернистской критики классического типа философст­вования и стиля мышления в целом. Феномен Л. в культуре постмодерна десакрализуется (см. Логомахия)и становится объектом решительной негации (см. Логотомия).Выступая с позиций нелинейного рассмотрения своего предмета, постмодернизм реши­тельно порывает с презумпцией "линеарности" (Деррида), неизменно сопрягая последнюю с идеей Л. В этом контексте постмодернизм ставит целью "осво­бождение означающего от его зависимости или про­исхождения от Логоса и связанного с ним понятия "истины" или первичного означаемого" (Деррида). В этом отношении, по самооценке постмодернизма, "перенесение внимания на полисемию или на политематизацию представляет, наверное, прогресс по сравнению с линейностью письма или моносеманти­ческого прочтения, озабоченного привязкой к смыс­лу-опекуну, к главному означающему текста или к его основному референту" (Деррида). Фактически выступая с программой создания методологии нели­нейных динамик, постмодернизм осуществляет ради­кальный отказ от идеи линейности и традиционно со­прягаемой с ней идеи единозначной, прозрачной в смысловом отношении и предсказуемой рациональ­ности, выраженной в понятии Л.

М.А. Можейко