Quot;О ГРАДЕ БОЖЬЕМ" — одно из важнейших сочи­нений Августина Блаженного (датировка написания: 413—427).

"О ГРАДЕ БОЖЬЕМ"— одно из важнейших сочи­нений Августина Блаженного (датировка написания: 413—427). В книге была осуществлена нетрадиционная разработка проблемы периодизации исторического про­цесса. По мысли Августина, "два града — нечестивцев и праведников — существуют от начала человеческого рода, и пребудут до конца века. Теперь граждане обоих живут вместе, но желают разного, в день же Суда по­ставлены будут розно". Люди, живущие в Боге, вместе образуют "Град Божий", или "Град небесный"; прочие — "Град Земной". По мысли Августина, "две разновид­ности любви порождают два града: земной град создан любовью к самим себе, доведенной до презрения к Бо­гу, небесный — любовью к Богу, доведенной до полно­го самозабвения. Первая возносит самое себя, вторая — Бога. Первая ищет людскую славу, вторая устремлена к высшей славе Бога". Оба града имеют своих посланни­ков на небе: восставших ангелов и тех, кто сохранил верность Богу. На земле они разнятся как потомки Каи­на и Авеля, эти два библейских персонажа выступают символами двух сообществ. ("Основатель земного града был братоубийца Каин; ему соответствует и братоубий­ца Ромул — основатель Рима".) При этом гражданин "Града земного" на этой земле производит впечатление повелителя и господина мира, гражданин "Града Божье­го" — уподобляется страннику и пилигриму. Первый определен к вечному проклятию, второй — к спасению во веки вечные. Как отмечает Августин: "Небесный град вечен; там никто не рождается, потому что никто не умирает; там истинное и полное счастье, которое есть дар Божий. Оттуда мы получили залог веры на то время, пока, странствуя, вздыхаем о красоте его". Нашел отра­жение в книге "ОГ.Б." и взгляд Августина на "человека внутреннего" как образ и подобие Бога и Троицы, в ко­ей три Лица при их сущностном единстве. Личность в таком контексте полагалась Августином реализовав­шейся в той мере, в какой оказывались отражены три лика Троицы в их единстве. По мысли Августина, "...по­скольку мы не равны с Богом, более того, бесконечно от Него удалены, посему Его стараниями... мы узнаем в са-

мих себе образ Бога, т.е. святую Троицу; образ, к коему следует всегда приближаться, совершенствуясь. В са­мом деле, мы существуем, умеем существовать, любим наше бытие и наше познание. В этом во всем нет ни те­ни фальши. Это не то, что есть вне и помимо нас, то, о чем мы осведомлены в видах телесных нужд... Безо вся­кой фантазии очевидно: "Я" есть определенность бы­тия, то, что способно себя знать и любить. Перед лицом такой истины меня не задевают аргументы академиков: "А если ты обманываешься?". Если обманываешь себя, то ты уж точно есть... Поэтому, следовательно, я суще­ствую хотя бы с того момента, когда сам себя надуваю. Откуда известно, что я в состоянии заблуждаться о сво­ем бытии, когда не установлено, что я есть?.. Так, если я знаю, что я есть, то я и способен к познанию себя само­го. А когда я люблю эти две вещи (бытие и самопозна­ние), что открывают меня познающего, то очевиден и третий элемент, не менее значимый, — любовь. В этой любви к самому себе нет обмана, ибо в том, что я люб­лю, я не могу себя обманывать, и даже если бы обнару­жилось, что то, что я люблю, фальшиво, то было бы вер­но, что я люблю вещи лживые и недостойные, но не то ложь, что я люблю". Согласно Августину, человек не знает творения, ибо он — существо конечное. Бог из собственного существа породил Сына, Который как та­ковой идентичен Отцу, однако же космос Он сотворил из ничего. Между "генерацией" и "креацией", по мысли Августина, огромное различие: Творец вызывает к бы­тию "то, чего абсолютно не было". "Мы не называем творцами, — отмечает Августин, — возделывающих са­ды, но и землю-мать, всех кормящую, не назовем творя­щей... Лишь Бог — Создатель всех творений, по-разно­му себя воплотивший в них. Только Бог, скрытая сила, все проникающая своим присутствием, дает бытие все­му, что так или иначе есть, ибо, не будь Его, не было бы ни того, ни другого, и даже не могло бы быть. Ибо, если мы говорим, что Рим и Александрия взросли благодаря не каменщикам и архитекторам, сообщившим внешнюю форму этим городам, но Ромулу и Александру, их воле, согласию и приказаниям обязаны они своей жизнью, тем более необходимо признать, что сотворение мира дело только Бога, ибо ничего нельзя сделать только из материи, которая создана Им, или только артефактов, созданных людьми. Не будь этой творческой способнос­ти создавать все сущее, отними ее, и все перестало бы быть, как и не могло бы начаться быть. Впрочем, я гово­рю "сначала" в вечности, но не во времени". (Согласно Августину, Бог, создавая этот мир, создал и время.) Та­ким образом история предстает в "ОГ.Б." в принципи­ально новой версии, незнакомой античному миропони­манию: она имеет начало творения и конец сотворенно­го мира с пограничным моментом в виде воскрешения и

страшного суда. Три эти существенных события форми­руют всемирную историю: первородный грех, ожидание прихода Спасителя, воплощение и страдания Сына Бо­жьего с образованием его дома (града) — Церкви. В кон­це "ОГ.Б." Августин акцентирует перспективу воскре­шения: плоть (хотя и трансформированная) возродится к жизни: "плоть станет духовною, подчинится духу, но будет плотью, не духом; подобно тому как дух был под­чинен плоти, но все же остался духом, а не плотью".

A.A. Грицанов