рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (конспект лекций)

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (конспект лекций) - Конспект Лекций, раздел Философия, Содержание:   Часть I. 6 История Философии: В...

Содержание:

 

ЧАСТЬ I. 6

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ: ВОСТОК – ЗАПАД.. 6

ВВЕДЕНИЕ.. 6

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ И ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 6

Философия в Древнем Китае. Начала философии. 7

Происхождение сущего. 7

Природа человека. 9

Индийская предфилософия. 11

Философская проблематика Упанишад. 12

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 15

Проблема бытия. Первоматерия. Атомистика Левкиппа-Демокрита. 15

Зарождение жизни и происхождение человека. 19

Некоторые вопросы общества и государства. 21

ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ БИБЛИИ.. 24

Проблема творения (креационизм) 25

Личность Бога. 27

Проблема человека. 28

Нравственные нормы.. 30

Библейская концепция исторического процесса. 31

РАННЕХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 35

Философские взгляды Августина. 36

Средневековая схоластика. Доказательство бытия Бога. 42

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.. 43

Некоторые методические подходы к анализу философии Возрождения. 43

Гуманизм Ренессанса. Становление индивидуализма. 45

Социальные теории Ренессанса. 53

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.. 54

Ф. Бэкон о теории и практике. 55

Учение Ф. Бэкона о методах познания. 55

Рационалистический метод философствования Р. Декарта. 56

Онтология Декарта. 57

Теория познания Т. Гоббса. 59

Онтологическая теория Гоббса. 60

Учение о человеке. 60

Учение Спинозы об атрибутах и модусах. 61

Принципы познания в философии Спинозы.. 63

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 63

Философские идеи И. Канта. 64

И.Г. Фихте и его философские идеи. 67

Некоторые философские идеи Ф.В.И. Шеллинга. 68

Г.В.Ф. Гегель. Истоки и тайна его философии. 69

Л. Фейербах. Антропологический материализм.. 71

ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА.. 73

Становление марксизма. 73

Материалистическая диалектика. 74

Материалистическое понимание истории. 75

Философия классовой борьбы.. 75

Учение о практике. 76

Постмарксизм.. 77

ФИЛОСОФИЯ ПОЗИТИВИЗМА.. 79

Первая историческая форма позитивизма. 80

Вторая форма позитивизма. 83

Неопозитивизм. Логический позитивизм.. 84

Неопозитивизм. Философия лингвистического анализа. 85

ФИЛОСОФИЯ ВОЛЮНТАРИЗМА.. 87

Сущность волюнтаризма. 87

Философия Фридриха Ницше. 88

Философия истории О. Шпенглера. 93

ФИЛОСОФИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА.. 97

Феноменологический метод М. Хайдеггера. 98

Экзистенциальная философия К.Ясперса. 100

Французский экзистенциализм.. 101

Проблема свободы и отчуждения в философии Ж.-П. Сартра. 102

А. Камю: абсурд и бунт. 105

Гносеология экзистенциализма. 106

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.. 107

Поиск единой идеи человека в философии М. Шелера. 108

Философская антропология об отношении к науке. 110

Биологический подход к человеку. 110

"Культурная" антропология. 111

ФИЛОСОФИЯ ФРЕЙДИЗМА И НЕОФРЕЙДИЗМА.. 113

Структура личности. 113

Культура и личность. 115

Философия неофрейдизма. 115

А. Адлер о мотивационной личности. 117

"Культурный" психоанализ. 117

Философия бессознательного Э. Фромма. 118

ЧАСТЬ II. 120

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ.. 120

ВВЕДЕНИЕ.. 120

ДРЕВНЕРУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 121

Особенности восточнославянской мифологии. 121

Влияние христианства на древнерусскую философскую мысль. 122

Сопоставление языческой и христианской идеологий. 124

ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ.. 126

Древнерусский панэтизм.. 126

Эволюция отечественного самосознания. 127

Протоимперская доктрина. 128

Идеал Святой Руси. 128

Нестяжательство и иосифлянство. 129

Смутное время. 130

Грекофилы и латинофилы.. 131

Классификация знания Юрия Крижанича. 132

Славяно-греко-латинская академия. 132

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ СУДЬБЫ РОССИИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ ХIХ ВЕКА.. 133

Социально-философская концепция западников. 134

Славянофильская концепция истории. 135

РОЛЬ В.С. СОЛОВЬЕВА В УТВЕРЖДЕНИИ ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В РОССИИ В ХIХ ВЕКЕ 138

Философская система. 138

Учение о государстве, человечестве и человеке. 140

РУССКОЕ ФИЛОСОФСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ КАК РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ.. 141

Философия и религия в творчестве С.Л.Франка. 141

Теодицея П.А. Флоренского. 145

Религиозный "материализм" С.Н. Булгакова. 148

РУССКАЯ ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ. Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ.. 150

Проблема человека в философии Ф.М. Достоевского. 150

Проблема добра и зла. 154

ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКИЕ ИДЕИ Л.Н.ТОЛСТОГО.. 157

Постановка вопроса о смысле жизни. 157

Бог. Свобода. Добро. 160

Отношение Л. Толстого к христианским заповедям.. 161

Непротивление злу как основной закон любви. 162

Непротивление как закон. 163

ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ РУССКИХ СИМВОЛИСТОВ.. 165

Философская направленность символизма. 165

Принципы символизма Д. Мережковского. 166

Религиозно-философские идеи Д.Мережковского. 167

Историософия Д. Мережковского. 168

Идея духовного братства А. Белого. 168

Вяч. Иванов об эстетических принципах символизма. 171

Панэтизм А. Блока. 172

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ Н.А. БЕРДЯЕВА.. 173

Концепция человека. 173

Проблема свободы и творчества. 174

РУССКИЙ КОСМИЗМ... 177

Проблема вечности человека в русской философии. 177

Теория ноосферы в русском космизме. 180

БИБЛИОГРАФИЯ.. 183

ЧАСТЬ I

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ: ВОСТОК – ЗАПАД

ВВЕДЕНИЕ

Познание философской проблематики имеет совершенно особое основание. Оно заключается прежде всего в том, чтобы по праву оценить величие человеческого духа, силой интеллекта проиллюстрировать, как человек, продираясь сквозь дебри незнания, мифы, мнения и легенды, в конце концов создает достаточно стройное, логически точное учение о мире и своем месте в нем.

Всеобщая история философии представляет собой единство, по крайней мере, двух взаимосвязанных противоположностей. Безусловно, каждый народ, каждая нация создают свою духовную культуру, квинтэссенцией которой является философия. В ней выражаются стремления именно этого народа. Он хочет выяснить истоки своего появления, причины тех или иных социальных и естественных событий и т.д. В зависимости от образа жизни, рода занятий, места расположения и жительства и многих других факторов каждый народ ищет ответы на поставленные вопросы в самых различных сферах, которые оказывают свое воздействие как на жизнь целого (народа), так и на жизнь части (отдельного человека).

Поэтому можно говорить о национальной философии: китайской, индийской, греческой, римской, немецкой. Но занимаясь мировой историей философии, невольно обращаешь внимание на то, что философские проблемы, занимающие, скажем, китайцев, интересуют и другие народы: индийцев, греков, римлян, англичан, русских и пр. Это происходит не потому, что одни народы в своих философских учениях ушли далеко вперед, а другие, отстав в этом отношении, "подглядев" обсуждавшиеся вопросы, немедленно включились в их философское обсуждение. Каждый народ обсуждает те проблемы, которые возникли у него и его волнуют. Он пытается получить на них ответ. А в результате этого оказывается, что, какие бы громадные расстояния ни отделяли одни народы от других, люди везде обсуждают практически одни и те же вопросы: бытия и небытия, жизни и смерти, долга и склонностей, справедливости и несправедливости, счастья и несчастья и др. Это, в свою очередь, приводит к мысли, что каждая национальная философия интернациональна, всечеловечна; что род человеческий един; что проблемы, стоящие, скажем, перед китайцами, мало чем отличаются от проблем, обсуждаемых греком или вавилонянином. У них различны формы их решения, стиль и метод мышления, иными являются язык и терминология. И все это многообразие, сплетаясь друг с другом, образует то, что называется философской культурой человечества. Ее усвоение обогащает духовный потенциал личности и целого рода человеческого, приобщает к роднику духовности. Каждый вкусивший его живительные воды будет осознавать себя не только представителем своего народа, своей нации, но и неотъемлемой и необходимой частью человечества, носителем его идей, созидателем всечеловеческой культуры.

История философии – это показатель духовной связи времен. Современные поколения людей не должны свысока смотреть на своих далеких предков, которые, конечно же, не владели теми знаниями, что доступны нынешним людям. Да, наши предки много фантазировали, прибегали к мифам, чтобы выяснить причины и истоки сущего. Но кто из ныне живущих, положа руку на сердце, скажет, что его миропонимание не несет на себе современных мифологизмов? Вряд ли такой человек отыщется.

Но дело даже не в решении возникающих проблем, а в их постановке. Например, вопрос о смерти и бессмертии человека интересовал как древних, так и людей последующих поколений. Не чуждается его и современный человек независимо от его национальной принадлежности. Другое дело, что каждый народ в различные эпохи решал его по-своему, в зависимости от уровня знаний и национальных особенностей. Решают его и современные люди своими средствами, опираясь на научные достижения, нередко впадая при этом в мистицизм самого различного толка.

Знакомство с проблемами, которые ставило и ставит перед собой человечество, не имеет непосредственного практического применения. Но, как сказано в Библии, не хлебом единым жив человек. Не все можно перевести в материальные ценности. Познание философии – это рост духовности человека, развитие его как личности. Так стоит ли жалеть на ознакомление с нею время и экономить свой труд? Надо помнить не нами сказанное: скупой платит дважды.

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ И ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Появление нового миропонимания связано также с переходом от родоплеменных структур в развитии общества к новым общественным отношениям, в которых…

Философия в Древнем Китае. Начала философии

В древних китайских текстах говорится, что первоначально существовал хаос. Но два космических духа – небесный (Ян) и земной (Инь) – из этого хаоса… По другому мифу, первочеловек Пань-гу ударил топором по мраку, и все легкое… В "Книге истории" ("Шу-цзинь") говорится о пяти началах мира. Первое начало – вода, второе –…

Происхождение сущего

Небо играло важнейшую роль в жизни древних китайцев. Оно несло в себе добро и зло, определяло судьбу и отдельного человека, и целого народа. В… "Небо, рождая на свет человеческий род, Тело и правило жизни всем людям дает.

Природа человека

Центральное место в учении Конфуция занимает категория ли, что означает "ритуал", "правило", "закон". "Без… Распад прежних установленных предками порядков в Китае тяжело переживается… Конфуций мечтал о восстановлении "совершенных" отношений "золотого века". Для этого он видел два…

Индийская предфилософия

Ведическая литература стала складываться в тот период, который начинается с прихода в Индию индоевропейских ариев, а завершается возникновением… Происхождение варн – божественное. Они появились вследствие того, что боги… Ведическая литература разделяется на несколько групп текстов. Прежде всего это четыре Веды ("ведение"),…

Философская проблематика Упанишад

Поистине из пищи возникают существа – Те, которые пребывают на земле... Ибо пища – старейшее из существ...

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Древнегреческая философия – это философия одного народа, жившего в эпоху рабовладельческого общества. Но проблемы, поставленные древнегреческими… Древние мыслители не обладали теми научными знаниями, которыми владеют…

Проблема бытия. Первоматерия. Атомистика Левкиппа-Демокрита

Древнегреческий поэт Гомер считает, что все сущее происходит от Океана. Гесиод говорит, что прежде всего во Вселенной Хаос зародился, а следом… Каждый из слушателей может по-своему прокомментировать эти слова Гесиода и… Первым философом древнегреческой философии был Фалес (конец VII-первая половина VI вв. до н.э.). Он первым стал…

Зарождение жизни и происхождение человека

Человек произошел от других живых существ. Первые люди зародились в рыбах и, вскормленные, как это делают пятнистые акулы, до такого состояния,… Механистическую картину природы рисует Эмпедокл. Он изложил смелую, но и… "... Море – пот земли...

Некоторые вопросы общества и государства

Платон говорит о классовой сути государства. "Каково бы ни было государство, в нем всегда есть два государства, враждебные друг другу: одно –… Отрицательный тип государства проявляется в четырех формах: а) тимократия –… Тирану для удержания своей власти необходимо постоянно вести войны, чтобы народ чувствовал потребность в вожде. Но…

ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ БИБЛИИ

Проблема творения (креационизм) Нужно заметить, что взгляд на Библию как только на книги священного писания… Вопрос о создании, творении мира рассматривается в Библии уже с первых строк ее. Бог начинает творить мир буквально из…

Личность Бога

Бог занимает определенное место в пространстве. Он то витает над людьми, то находится среди избранного народа. Бог совершает прогулки по раю:… Бог совершает трапезы, поэтому он требует жертв, и прежде всего животными.… Библейский Бог не обладает такими качествами, как всевидение, всезнание, всемогущество и т.д. Все они приданы Богу…

Проблема человека

Первым местопребыванием человека стал Едем. Адам должен был "возделывать" и "хранить его". Для блага Адама в раю Бог взрастил… Бог разрешил человеку пользоваться всеми благами рая: "От всякого дерева… Затем Бог заметил, что "не хорошо быть человеку одному" (Быт., 2:18) и решил сотворить ему помощника. Усыпив…

Нравственные нормы

Четвертая заповедь регламентирует режим работы человека: шесть дней работай, а седьмой – суббота – отдыхай. "Суббота Господу, Богу твоему: не… Следующие шесть заповедей излагают требования к отношениям между людьми:… Помимо моральных норм, изложенных в десяти заповедях, Бог дает и другие. Он регламентирует отношения между рабами и…

Библейская концепция исторического процесса

Библейская трактовка исторического процесса распадается на два варианта: ветхо- и новозаветный. Они довольно основательно расходятся между собой. … Иудейский (ветхозаветный) вариант. Уже в кн. "Бытие" Бог заявляет… Израильский народ – избранный Богом. Это видно из следующих текстов Библии: "Ты народ святый у Господа, Бога…

РАННЕХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Переход от язычества к христианству, от политеизма к монотеизму объясняется многими причинами, среди которых можно назвать следующие: 1) долгие годы оплотом военного могущества республиканского Рима было… 2) усиливалась императорская власть. Провинциальные власти превращались в простых исполнителей политики Рима. Местные…

Философские взгляды Августина

В 387 г. Августин принимает христианство. В 391 г. становится пресвитером, а в 395 г. – епископом г. Гиппона (в Африке). С этого времени он целиком… Августин был плодовитым писателем. Можно назвать хотя бы некоторые его работы:… Все работы Августина оказали огромное влияние на последующую религиозную философию Европы.

Средневековая схоластика. Доказательство бытия Бога

Мы не будем рассматривать теологическую доктрину средневековья в том виде, как она излагалась различными ее представителями. Обратим внимание лишь… По мнению Фомы, путь доказательства бытия Бога может быть двояким: либо через… Первый и наиболее очевидный путь, говорит Фома, – это доказательство из понятия движения. Все вещи находятся в…

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Принято считать, что Ренессанс – это чисто европейское явление. Но вряд ли это так. Примеры возрожденческих тенденций в мировой цивилизации дал… а) широкое свободное чувство человечности и человеческой индивидуальности; б) освобождение человеческого разума от непреклонных, незыблемых догм;

Некоторые методические подходы к анализу философии Возрождения

1. Они касаются периодизации Возрождения. История материальной и духовной культуры не знает резких границ, и следовательно, необходимо учитывать… Все это дает основание в периодизации Ренессанса выделить: период… Концепция поворота истории возникла у Петрарки, который первый заговорил о светлой античности и темном невежестве…

Гуманизм Ренессанса. Становление индивидуализма

- о положении человека в мире; - о его значении; - о достоинстве человеческой личности;

Социальные теории Ренессанса

Классическими представителями утопического учения являются английский гуманист Т.Мор и итальянский философ Т.Кампанелла. Томас Мор (1479-1535). Выходец из богатой семьи. Учился в Оксфордском… Творчество Т.Мора является ярким выражением гуманистического нравственного идеала, учением о достоинстве человека и…

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Семнадцатый век был веком великих научных открытий, изменивших радикальным образом мировоззренческие установки западноевропейского общества на… Была особая причина, способствовавшая развитию механицизма в мировоззрении и… Механистические представления были перенесены из естествознания и в философию. Но здесь они приобретали особую форму.…

Ф. Бэкон о теории и практике

Основной пафос философствования Ф. Бэкона состоит в подчеркивании безграничной практической пользы, которую принесут людям наука и техника. Его… Однако Бэкон разделяет виды знания. Наиболее полезными он считает род… Однако строительство новой научной философии возможно лишь после устранения ряда заблуждений, возникающих на пути…

Учение Ф. Бэкона о методах познания

Выявление заблуждений есть первый шаг на пути познания. Второй шаг – выбор правильного метода познания. Ведь познавать, предупреждает Ф. Бэкон,…

Рационалистический метод философствования Р. Декарта

Главной целью своей деятельности Декарт считал создание философии нового типа, философии, которая поможет в практических делах людей, дабы они стали… Всю философию Декарта пронизывает убеждение в беспредельности человеческого… Первое правило метода гласит, что истинным является все то, что воспринимается в ясном и отчетливом виде и не дает…

Онтология Декарта

Допуская наличие духовной, мыслящей субстанции, Декарт отдает дань схоластике с ее положением о том, что наличие мышления требует наличия… Учение о врожденных идеях появляется у Декарта после попыток построения… Сама по себе идея о врожденности знаний была ошибочной, но не абсурдной: ведь мы всегда опираемся на знания…

Теория познания Т. Гоббса

По своим философским идеям Гоббс был духовно близок Ф. Бэкону. Как и Бэкон, он повторяет, что знание есть сила и достигается оно через науки во… Прежде всего надо удостовериться в собственном незнании (25. Т.1. С.97). Это… Процесс познания начинается с чувственности, в чем кроется первый принцип познания. "От рождения человек имеет…

Онтологическая теория Гоббса

Тела существуют объективно. Они состоят из корпускул, делимых до бесконечности. Они обладают рядом неотделимых от них свойств (акциденций),…

Учение о человеке

По природе своей люди эгоистичны, но не злы. Если они и озлобляются, то это следствие их взаимных столкновений, происходящих оттого, что…

Учение Спинозы об атрибутах и модусах

Философия Спинозы глубоко оригинальна и сложна. Она развивалась как способ преодоления дуализма Декарта и как форма материалистической интерпретации… Для философствования Спиноза избирает рационалистический метод, пытаясь с его… Вторым свойством субстанции следует назвать самостоятельность, что выражается в независимости от какого-либо внешнего…

Принципы познания в философии Спинозы

Как человек познает окружающий мир? Будучи единством всех простых и в том числе главных модусов (души и тела), он обладает идеями, которые способны… Движение к истинам понималось Спинозой не в смысле отражения вещей в идеях… К "хорошим" универсалиям Спиноза относил понятия, полученные при помощи рациональной интуиции. К ним он…

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Классическая немецкая философия занимает период времени от середины ХVIII в. до 70-х годов ХIХ в. Ее представляют пять выдающихся умов человечества: И. Кант (1724-1804), И. Фихте (1762-1814), Ф. Шеллинг (1775-1854), Г. Гегель (1770-1831), Л. Фейербах (1804-1872). Первых двух чаще всего относят к субъективным идеалистам, двух последующих – к объективным идеалистам, а последнего – к материалистам. Таким образом, немецкая классическая философия охватывает собою все основные философские направления.

Классическая немецкая философия возникла и развивалась в общем русле западноевропейской философии Нового времени. Она обсуждала те же проблемы, которые поднимались в философских теориях Ф. Бэкона, Р. Декарта, Д. Локка, Дж. Беркли, Д. Юма и др., и пыталась преодолеть недостатки и односторонность эмпиризма и рационализма, материализма и идеализма, скептицизма и логического оптимизма и т.д. Немецкие философы усилили претензии разума на возможности познания не только природы (И. Кант) и человеческого "Я" (И.Фихте), но и освоение человеческой истории (Г. Гегель). Формула Гегеля "Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно" как раз и призвана была показать, что действительность разума может быть постигнута философией. Следовательно, по Гегелю, философия и есть время, постигнутое в мысли. Подобное высказывание имеется и у Бэкона: "... правильно называть истину дочерью времени, а не авторитета" (16. Т.2. С.46).

Классическая немецкая философия – это философия национальная. В ней отражаются особенности существования и развития Германии второй половины ХVIII в. и первой половины ХIХ в.: ее экономическая отсталость в сравнении с развитыми в то время государствами (Голландия, Англия) и политическая раздробленность. Неприглядная германская действительность породила немецкую мечтательность, выразившуюся в подъеме немецкого духа, в создании философских теорий и великих литературных произведений (И. Шиллер, И. Гете и др.). Нечто подобное совершила в середине ХIХ в. Россия, литература которой (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов и др.) поднялась над скованной цепями феодализма российской действительностью. Можно, вероятно, сказать, что тухлое болото жизни порождает духовную жажду вылезти из него и создать, хотя бы в мечтах, новую социальную действительность на сухом и красивом месте.

Немецкие философы – патриоты своего отечества, даже если оно и не соответствует их идеалам. В разгар войны с Францией, когда войска Наполеона стояли в Берлине (1808 г.), Фихте, сознавая грозящую ему опасность, произнес свои “Речи к немецкой нации”, в которых стремился пробудить самосознание немецкого народа против оккупантов. Во время освободительной войны против Наполеона Фихте вместе со своей женой посвятил себя уходу за ранеными. Гегель, видя всю неприглядность немецкой действительности, тем не менее заявляет, что прусское государство построено на разумных началах. Оправдывая прусскую монархию, Гегель пишет, что государство в себе и для себя есть нравственное целое, осуществление свободы.

Классическая немецкая философия противоречива, как противоречива сама немецкая действительность. Кант лавирует между материализмом и идеализмом; Фихте переходит с позиций субъективного на позиции объективного идеализма; Гегель, оправдывая немецкую действительность, с восхищением пишет о Французской революции как о восходе солнца.

Перейдем к краткой характеристике философских теорий каждого из представителей немецкой классической философии, решавших поставленные эпохой проблемы.

Философские идеи И. Канта

В работах докритического периода (примерно до 1770 г.) Кант основное внимание уделяет естественнонаучным проблемам. Критический период. Кант впервые сформулировал три вопроса (хотя они постоянно… Что я могу знать? В теоретической философии Канта этот вопрос разделяется на три других: как возможна чистая механика,…

И.Г. Фихте и его философские идеи

Важное место в фихтеанстве принадлежит достоинству человека, теснейшим образом связанному с кантовской идеей автономии разума. К этой теме Фихте… Опираясь на философию Канта, Фихте хочет выяснить, в чем состоит сущность… Фихте, таким образом, исходит из Я, но не из сознания отдельного человека, а из сознания как такового, из…

Некоторые философские идеи Ф.В.И. Шеллинга

Устраняя недостатки фихтеанства, Шеллинг ставил перед собой задачу охарактеризовать "Не-Я", то есть природу, противостоящую "Я".… Шеллинг исходит из положения, что абсолютное тождество, абсолютное… Шеллинг пытается конструировать материю (природу) из движения мирового духа от бессознательного к сознательному.…

Г.В.Ф. Гегель. Истоки и тайна его философии

Предметом "Феноменологии духа" является описание поступательного движения от самой низшей ступени, чувственной достоверности, до высшей –… В начале своего развития сознание находится в плену иллюзий, будто оно имеет… В "Феноменологии духа" Гегель рассматривает все явления в становлении, в развитии, опирающемся на…

Л. Фейербах. Антропологический материализм

Атеизм Фейербаха есть не только продолжение атеизма французских материалистов ХVIII в., но и углубление в темы религии. Он не отрицает, что религия… Человек чувствует всю свою жизнь ограниченность, конечность, беспомощность,… Чувство зависимости немыслимо без существующих человеческих потребностей, требующих удовлетворения. Все потребности…

ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА

Основоположниками марксизма являются Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895), хотя названное учение и носит имя одного из них – Маркса.…

Становление марксизма

Нельзя не отметить и то, что появление марксизма явилось последовательным осознанием как германской истории, так и ее философии. Первое проявилось в… В развитии марксизма можно условно выделить три периода. Первый датируется… В молодости К.Маркс и Ф.Энгельс отдали дань гегельянству, примыкая к младогегельянцам, обратившим внимание на…

Материалистическая диалектика

Перед К. Марксом и Ф. Энгельсом встала заманчивая задача: перевернуть диалектику Гегеля с головы на ноги и рассмотреть в диалектическом развитии…

Материалистическое понимание истории

Выделив и разработав учение об экономической формации, или способе производства – азиатском, рабовладельческом (античном), феодальном и буржуазном… Во-вторых, исходя из диалектического положения, что все, однажды возникшее,…

Философия классовой борьбы

Впервые в истории философской мысли марксизм ясно и недвусмысленно заявляет, что он становится на классовую позицию, выражает и защищает интересы пролетариата.

В домарксистской философии субъект понимался либо как общество вообще, состоящее из суммы отдельных индивидов (Т. Гоббс, П. Гольбах и др.), либо как отдельный природный чувствующий индивид (Французский материализм ХVIII в., Л. Фейербах и др.), либо как абстрактное самосознание (Р. Декарт, И. Фихте, Г. Гегель и др.). Марксизм стал рассматривать человека прежде всего как существо общественное, сущность которого составляет совокупность всех общественных отношений; как существо, принадлежащее к определенному социальному классу, имеющему свое сознание, свою психологию, свои отличные от представителей других классов и групп интересы, потребности и надежды. "Сущность "особой личности", – писал Маркс в "К критике гегелевской философии права", – составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество" и индивиды "должны рассматриваться по своему социальному, а не по своему частному качеству" (70. С.242).

О том, что общество не однородно, что оно разделено на социальные группы (слои), было известно еще со времен Римской империи. Уже тогда выделялся слой пролетариев, то есть лиц, передающих по наследству только свое потомство. К.А. Гельвеций создает свою концепцию образования классов, утверждая, что в конечном итоге нация разделяется на два класса, из которых один утопает в излишествах, а другой нуждается в необходимом. Он даже считает, что каждый класс нуждается в своих, так сказать, идеологах. Английский экономист Д. Рикардо (1772 -1823) отмечал, что общество складывается из трех классов – землевладельцев, капиталистов и рабочих. Французские историки 20 -30-х годов ХIХ в. – Тьерри, Минье, Гизо – признавали, что Французская буржуазная революция ХVIII в. – это результат борьбы классов. Французский социалист-утопист К.А. Сен-Симон (1760-1825) пытается отыскать пути уничтожения классовой эксплуатации пролетариата. Правда, он полагал, что сам пролетариат пассивен, страдателен, забит и не способен на активные действия по самоосвобождению.

Следовательно, существование в обществе классов и классовой борьбы было установлено совсем не Марксом, а задолго до него. Об этом можно было бы не говорить, если бы нынешние российские "критики" марксизма не приписывали ему установление теории классов и классовой борьбы. В письме к И.Вейдемейеру от 5 марта 1852 года Маркс писал, что ему не принадлежит ни та заслуга, что он открыл существование классов в современном обществе, ни та, что он открыл их борьбу между собой. "То, что я сделал нового, – продолжал он, – состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов..." (74. С.427).

Уже в 1839 г. в "Письмах из Вупперталя" Ф.Энгельс обращает внимание на ужасное положение фабричных рабочих. В 1842 г., говоря о внутренних противоречиях в Англии, он отмечает, что, во-первых, численность рабочего класса растет; во-вторых, рабочие начинают осознавать себя в качестве нового класса, и "горе английским богачам, когда он осознает это" (70. С.502); в-третьих, рабочие начинают понимать, что мирным путем улучшить свое материальное положение они не могут, что для этого необходимо "только насильственное ниспровержение существующих противоестественных отношений" (70. С.503).

В 1843 г. на пролетариат обращает внимание К.Маркс, заявляя, что возникновение пролетариата есть вместе с тем начало разложения того миропорядка, в недрах которого он появился. Рабочие начинают объединяться. Человеческое братство в их устах не фраза, а истина, и с их загрубелых от труда лиц на нас сияет человеческое благородство.

Марксизм исходит из того, что за пролетариатом будущее, ибо, не являясь собственником средств производства, он не заинтересован в сохранение частной собственности, делающей людей столь глупыми, что они считают своим только то, что им непосредственно принадлежит, ими потребляется. На место общества, в основаниях которого лежит частная собственность, прогнозирует Маркс, придет коммунизм как необходимая форма и энергический принцип ближайшего будущего, но как таковой коммунизм не есть цель человеческого развития, форма человеческого общества. Целью развития общества является человек во всей полноте его физических и духовных сил.

Учение о практике

В отличие от материализма деятельная сторона субъекта развивалась идеализмом. Но идеализм не знает действительной чувственной деятельности как… Марксизм исходит из необходимого единства теории и практики. В общефилософском… Философия, таким образом, становится не просто одной из многих теорий, заполняющих духовный вакуум человека, но…

Постмарксизм

В странах Западной Европы появились социал-демократические рабочие партии, наиболее сильной из которых была германская (ее основателем был… Наиболее радикальной, претендующей быть носительницей чистых идей марксизма… В самом начале своей революционно-теоретической деятельности В.И.Ленин объявляет себя сторонником марксизма –…

ФИЛОСОФИЯ ПОЗИТИВИЗМА

Для понимания сущности позитивизма необходимо представлять себе, каковы были его истоки. Появление позитивистской философии тесно связано с ходом… Односторонний эмпиризм был доведен до логического завершения Д. Юмом,… Программа позитивистов с учетом ее эволюции может быть изложена в следующих пунктах: 1) познание должно быть…

Первая историческая форма позитивизма

В высказываниях Конта кроется подвох. Предвидение, о котором он ведет речь, должно базироваться только на наблюдаемых сцеплениях событий. Поэтому… Дальнейшее развитие науки показало самому Конту шаткость его выводов. Поток… За общей наукой, раскрывающей связь отдельных наук, можно, по мнению Конта, сохранить название "философия".…

Вторая форма позитивизма

Эмпириокритики считали, что задача философии состоит не в построении "синтетической" системы, воплощающей общие выводы всех наук, а в… В то же время есть и внутреннее сходство этих форм. Оно заключается в… Эмпириокритики уделяли философской проблематике гораздо больше внимания, чем позитивисты XIX в., и в то же время они…

Неопозитивизм. Логический позитивизм

В центре внимания логического позитивизма оказалась проблема значения, эмпирической осмысленности научных утверждений. Логические позитивисты… Некоторое отличие неопозитивистов от эмпириокритиков вытекает из различного… Логический позитивизм использовал реальные проблемы современной науки: осмысленность научных утверждений (например, в…

ФИЛОСОФИЯ ВОЛЮНТАРИЗМА

Сущность волюнтаризма

Но Шлегель стоял еще в пределах классической философии, пытался примирить противоположные, но родственные стороны человеческого сознания: рассудок и… Поэтому, когда один из основоположников "философии жизни" В. Дильтей… Между тем материалистическое мировоззрение выступало от лица самой науки, претендуя на роль окончательного научного…

Философия Фридриха Ницше

Несмотря на определенные изменения в содержании произведений названного последовательного ряда, в них, по существу, идет развитие основной идеи, а… Развитая в "Несвоевременных размышлениях", "Об истине и лжи во… Уже в первых произведениях Ницше важную роль играет установка философа – "радикальный аристократизм, видящий в…

Философия истории О. Шпенглера

Наиболее показательно в этом отношении философское учение О. Шпенглера (1880-1936), изложенное прежде всего в его книге "Закат Европы",… По своим философским основам мировоззрение Шпенглера – типичное выражение… Впрочем, строго говоря, нельзя эти способы даже рассматривать как именно способы познания – это два типа творения…

ФИЛОСОФИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА

Тип философствования отличался от академической мысли. Экзистенциалисты не предлагали новых философских конструкций. Они ставили в центр внимания… Экзистенциализм – философское выражение глубоких потрясений, постигших… Кризисный период истории, то есть ХХ век, экзистенциалисты рассматривают как кризис гуманизма, разума, как выражение…

Феноменологический метод М. Хайдеггера

Познание этих структур, по мнению Хайдеггера, возможно на основе созданного немецким философом Э. Гуссерлем феноменологического метода. Предпосылкой… Понятие феномена, говорит Хайдеггер, по своему значению изначальнее, чем… Герменевтика означает искусство толкования древних текстов. Хайдеггер пришел к герменевтике после тщательного изучения…

Экзистенциальная философия К.Ясперса

В истории философии существовало целое направление, сделавшее объектом философии проблемы сознания. Но сознание для классической философии всегда… Это неопределимое бытие Ясперс называет "экзистенцией", а оно, в… Конечно, это не означает, что Ясперс как теолог отдает выбор, решение, осуществляемое человеком, религии. Выбор…

Французский экзистенциализм

Г. Марсель (1889-1973) относился к числу иррационалистов, поэтому он провозгласил разрыв не только с материализмом. Свое учение он характеризует как… На основании этих соображений Марсель приходит к выводу, что личность человека… Понятие интерсубъективности играет ведущую роль в рассуждениях Марселя. На этом понятии, как он считает, строятся…

Проблема свободы и отчуждения в философии Ж.-П. Сартра

На вопрос о том, создано ли бытие феноменов и бытие сознания богом, Сартр дает отрицательный ответ. Гипотеза божественного творения отрицается им… При всей абсолютности различия в способе бытия между сознанием и его объектом… Понятие "ничто" играет важнейшую роль в философии экзистенциализма. Сартр, например, отрицательно относится…

А. Камю: абсурд и бунт

Стремясь разобраться в смысле своей жизни, человек, по мнению Камю, обращается за подсказкой прежде всего к окружающему миру. Но чем пристальнее он… Если мир "обесчеловечен", то, утверждает Камю, "люди также… Обреченность, несчастье, беспросветность, нелепость существования – вот лейтмотив произведений Камю. Несчастные,…

Гносеология экзистенциализма

Поэтому в гносеологии экзистенциалисты отказываются от научно-теоретического поиска. Оно мыслится лишь как исторически преемственное, передающееся… Самым надежным свидетелем истины экзистенциалисты считают самого субъекта. Его… Экзистенциалисты не отрицают того, что переживания человека обусловлены обстоятельствами, различными для разных людей.…

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Откликаясь на запросы времени, западноевропейская философия уже в начале века выдвигает ряд новых по сравнению с традиционным идеализмом принципов… Общей, объединяющей все эти направления чертой является стремление найти и… Преобладание субъективистских концепций в разработке проблемы человека в рамках философии объясняется своеобразной…

Поиск единой идеи человека в философии М. Шелера

В современной философской литературе термин "философская антропология" употребляется как в узком, специальном, так и в самом широком… Основные идеи философской антропологии выдвинуты М. Шелером в его работе… В своих теоретических построениях Шелер отталкивался от отдельного индивида как носителя теоретической…

Философская антропология об отношении к науке

В современной философии предпринимаются и различные попытки синтезирования этих двух противоположных принципов. Философская антропология может… Соотнесение результатов конкретно-научного исследования с принципом целостного… Философская антропология, по Ландсбергу, оценивает данные конкретных наук лишь в их зависимости от целого, то есть от…

Биологический подход к человеку

Философские антропологи исходят из иррационалистического отрицания всяких заранее данных объективных форм и закономерностей, могущих иметь… Представители биологического направления философской антропологии, А. Гелен… Исследуя закономерности развития и роста позвоночных животных до и после рождения, Портман отметил существенные…

Quot;Культурная" антропология

Человек отличается от животного, по Плеснеру, так называемой эксцентрической позицией, которая проявляется, например, в смехе или плаче. Человек… Такие проявления "эксцентрической позиции" человека, как смех и… О деятельной сущности человека говорит и Эрих Ротаккер (1888-1965). Он пытается понять и объяснить отдельные культуры…

ФИЛОСОФИЯ ФРЕЙДИЗМА И НЕОФРЕЙДИЗМА

На исходе XIX и начале ХХ вв. новые открытия и достижения в естественных науках рельефно обнажили неудовлетворительность механистических и… Структура личности Фрейдовский психоанализ в известной степени был попыткой исследования двух плоскостей человеческой природы: природных…

Культура и личность

Критическая тенденция по отношению к индустриальной культуре была характерна для ряда мыслителей конца XIX-начала XX в. Она прослеживается,… Этот вывод Фрейда во многом основывался на эмпирических наблюдениях, связанных…

Философия неофрейдизма

"Архетипы", согласно Юнгу, представляют формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные,… В отличие от Фрейда, который рассматривал бессознательное как основной элемент… Одно из центральных понятий юнговской "аналитической психологии", "коллективное бессознательное",…

А. Адлер о мотивационной личности

Казалось бы, это должно свидетельствовать о кардинально новых установках адлеровской "индивидуальной психологии". Но Адлер не совершает… Отвергая биологизм Фрейда и Юнга, Адлер в то же время наделяет личность такими… Само по себе признание наличия социальных побуждений еще не объясняет, почему личность в определенной социальной…

Quot;Культурный" психоанализ

Выдвинутая в эти годы Вильгельмом Рейхом (1897-1957) "сексуально-экономическая" теория уже не замыкалась на исследовании отдельного… Рейх подверг критике положения Фрейда об "инстинкте смерти, пересмотрел… Рейх предложил новый вариант интерпретации структуры личности. "Биопсихическая структура характера", по…

Философия бессознательного Э. Фромма

В отличие от Фрейда Фромм рассматривает побудительные мотивы человека не как биологические компоненты человеческой природы, а как результат… К экзистенциальным дихотомиям он относит, во-первых, дихотомию между жизнью и… Совершенно иную природу имеют, по Фромму, исторические дихотомии, которые не являются необходимой частью человеческого…

ЧАСТЬ II

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

ВВЕДЕНИЕ

Русская философия представляет собой сложное и малоизученное явление мировой философской мысли. Подход к ней требует достаточно широкого взгляда на саму философию как составную часть культуры, сочетающуюся со знанием всей духовной жизни России. Только так можно установить специфические черты русской философии и понять их смысл в свете общечеловеческого содержания решаемых ею проблем, оценить ее положительные моменты, не забывая и не замалчивая и те слабые стороны, которые она имела.

Прежде всего русской философии свойствено разнообразие. Все сколько-нибудь заметные течения мировой философской мысли нашли в ней свой отклик, своих последователей, внесших в разделяемые ими идеи коррективы в соответствии со своеобразием духовной культуры России. Более того, именно в России начали формироваться истоки некоторых философских течений, получившие в ХХ в. мировую известность.

Далее. Русская философская мысль неразрывно, на всем протяжении ее формирования имела тесную связь с религией, с религиозной почвой. Здесь был и остается главный корень своеобразия и многих осложнений в развитии русской философии. При этом одни авторы, исследующие ее сущность, считают, что эта черта уже сама по себе является свидетельством ее неполноценности, другие видят в этой связи единственный источник глубины русской философии. На деле эту связь необходимо принять как данность, как факт. Впрочем и мировая история философии свидетельствует об этой связи, которая то усиливалась, то ослабевала, но была всегда.

Характерной чертой русской философии является ее связь с искусством и литературой, причем связь эта двусторонняя. Можно проследить явное методологическое влияние религиозно-философских идей на русское искусство, особенно художественную литературу. Думается, что почти целомудренный, глубоко нравственный характер русской классической литературы не в последнюю очередь обусловлен этим влиянием. С другой стороны, русские писатели своим творчеством явили образцы высокой философии, решения философских, мировоззренческих проблем.

Важной особенностью русской философии является то, что она прямо связана с нравственностью. Отсюда ее непосредственная практическая направленность, выраженная в постановке и решении проблем взаимоотношения добра и зла; сущности человека и смысла человеческого существования (смысла жизни, путей личного и общественного спасения).

Наконец, большое влияние на содержание русской философии оказало то особое положение, которое Россия занимала среди других стран. Она стоит на перепутье различных цивилизаций – Европы и Азии, – сама являя собой и ту, и другую. Уже поэтому она не может не обладать неповторимым своеобразием, не иметь особых черт в своей духовной жизни. Более того, Россия попала и на перекресток времен: с одной стороны, на нее огромное влияние оказало европейское индустриальное общество со своим линейным временем, устремленным в будущее, с другой – традиционное общество, сложившееся на Востоке, где время имеет другой ритм, а прошлое имеет другую ценность, чем на Западе. В силу этих причин, нигде так остро, как в России, не вставал вопрос о соотношении чужеземных влияний и собственной самобытности. Проблема исторической судьбы России постоянно находится в центре духовной жизни страны. Но путь выработки национального, в том числе философского самосознания оказался мучительно трудным. Думается, что он далек от совершенства и в наши дни. Знакомство с русской философской культурой показывает, что разные мыслители дали различный ответ на вопрос о путях развития страны. Это особенно касается культуры и идейной борьбы в России в ХIХ в. и первой четверти ХХ в. Знакомство с ней многому может научить и нас.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Особенности восточнославянской мифологии

Мифология восточных славян весьма самобытна, хотя в ней можно найти черты, присущие мировой мифологии в целом. Прежде всего она неоднородна. Она… Особую черту восточнославянской мифологии составляет историчность. В народной… Действия былинных персонажей неразрывно связывались в сознании язычников с активностью сил природы. Она…

Влияние христианства на древнерусскую философскую мысль

Однако было бы ошибкой упрощать ситуацию. Из летописных источников становится очевидным, что христианизация принесла с собою не только очевидные… Сорвав яблоко познания, человек познал веру и неверие, сомнение и размышление,… Традиционно христианство именно с этого момента начинает отсчет собственно "истории" человечества.…

Сопоставление языческой и христианской идеологий

Христианство вырабатывает свою концепцию мироздания. Вместо языческого натуралистического равновесия оно вводит напряженное противостояние духа и… В социальной сфере провозглашается равенство всех народов, классов, сословий… Но древнерусское мировоззрение нельзя считать чисто христианским. Оно впитало в себя многие языческие традиции и…

ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

На северо-востоке Руси в условиях тяжелейшего противостояния с завоевателями начинает формироваться новое древнерусское государство с центром в… Но временам подъема России предшествовали времена смирения, унижения,…

Древнерусский панэтизм

Действенным средством нравственного очищения и воспитания служила агиографическая литература. "Житие Михаила Черниговского",мученически… Его имя Александр (в переводе с греческого "защитник людей")… Так в сознание русских людей входили некоторые понятия и образы восточной философии задолго до Нового времени. Кроме…

Эволюция отечественного самосознания

Вместе с тем шел процесс нарастания централизаторских тенденций с постепенным объединением княжеств в империю, что нашло свое отражение в создании… В 1380 г. произошла знаменитая Куликовская битва, которой посвящен цикл… Главный персонаж битвы Дмитрий Донской сравнивается с Ярославом Мудрым и Александром Невским, причем киевский князь…

Протоимперская доктрина

Доктрина была реакцией на вселенские притязания папского престола, правителей крупнейших государств Европы и средством самоутверждения весьма… Дальнейшее развитие эта концепция получила в "Сказании о князьях… По воле самодержца был создан грандиозный "Лицевой летописный свод" из десяти томов с тысячами миниатюр, где…

Идеал Святой Руси

В период борьбы с монгольским игом первым молитвенником за многострадальную Русь, душой ее возрождения, а позднее небесным заступником стал… Рублевская "Троица" является не только шедевром иконописи, но и… Мистическое богословие в этот период развивается под влиянием исихазма (от греческого "исихийя" – покой,…

Нестяжательство и иосифлянство

Программа преподобного Иосифа Волоцкого (1440-1515) ориентировалась на создание монастырей – крупных феодальных центров с обширными владениями,… В советское время преувеличивались расхождения между двумя течениями. Между… Более того, при отсутствии центров образования, подобных университетам, они выполняли и культурную функцию на обширных…

Смутное время

Тяжкие испытания "Смутного времени" вызвали обостренную историософскую оценку кризиса "Третьего Рима", едва не утратившего… Наиболее глубоким произведением эпохи "Смуты" является… Новым элементом культуры становится существовавшая ранее лишь в устной форме народная демократическая литература, в…

Грекофилы и латинофилы

. Главой латинского направления, за которым стоял мощный потенциал динамично развивавшейся Европы, выступил Симеон Полоцкий (1629-1680). Талантливый…   Двойственным было отношение к Симеону Полоцкому в российской среде. Латинофилы его почитали, высоко ценя европейскую…

Классификация знания Юрия Крижанича

Самое значительное в теоретическом отношении воздействие оказал на отечественную мысль хорват Юрий Крижанич (1617-1683). После получения степени магистра философии в Гране и обучения в коллегиуме св. Афанасия при Ватикане, он проехал ряд стран и прибыл в Москву, где стал пропагандировать идеи славянского единства перед лицом турецкой и немецкой экспансий, необходимости широкого европейского образования и превращения России в подобие западных просвещенных монархий. Вскоре его сослали в Тобольск, где он провел пятнадцать лет и написал основные труды: "Политика", "Толкование исторических пророчеств", "Духовное завещание", “Ос providentia Del”(О провидении Господнем) и др. По возвращении из ссылки в Москву он уехал в Вильно, где вступил в члены иезуитского ордена. Тогда же написал "Histoire de Sibiria"(Историю Сибири), вызвав на Западе интерес к огромному неосвоенному краю, которым будет прирастать могущество России.

Крижанич оставил обширное рукописное наследие. Его фундаментальный труд "Беседы о правлении" содержит классификацию всех видов знания, восходящую к латинской схеме septero artes liberates (семи свободных искусств), но дополненную и усовершенствованную. Познание мира делится автором на теоретическое и практическое, причем первое – на духовное и мирское. Мирское же – на философию, математику и механику. Таким образом, философия в новоевропейском духе есть не всеобъемлющий вид знания, но часть теоретического мирского осмысления бытия, что подчеркивало ее автономный статус. Сама же философия содержит три основных раздела: логику ("беседное учение”), физику ("природное учение"), этику.

Особое внимание Крижанич уделяет квинтэссенции человеческого познания. В главе "О мудрости" он приводит различие между мудростью, знанием и философией. Мудростью считается постижение "наиболее важнейших и наивысших вещей" (Бога, природы, социума, человека), знанием"понимание причин вещей", философией"желание мудрости", при этом философ именуется "рачителем мудрости". Философия предстает не как отделенный от других вид постижения бытия, но, скорее, как "тщательная и обдуманная рассудительность или опытность в суждении о всех вещах". Познавая суть вещей, каждый человек способен приближаться к философии, ибо она есть всюду, где присутствует сущностное отношение к бытию.

Мыслитель немало говорит о "политической мудрости" и "политической философии", оперируя обширным историческим и современным материалом. Применительно к России, он считает необходимым учитывать ее геополитический, природный, этнографический факторы. Россия призвана возглавить, но не подавлять славянский мир, который ждет великое будущее. Монархия должна быть легитимной и справедливой по отношению ко всем сословиям, обеспечивая им процветание; также она должна заботиться о каждом гражданине в духе теории "естественного права". Прекрасный лингвист, полиглот, Крижанич попытался создать общую для славян речь, получившую название "крижаника", на которой написан ряд сочинений, в том числе "Политика".

Славяно-греко-латинская академия

Хотя идея создания учебного заведения "наук гражданских и духовных" исходила от латинистов Симеона Полоцкого и Сильвестра Медведева, в ее… Изучение философии в Академии велось в третьем, старшем классе, где… После ухода Лихудов Академия пребывала в упадке до 1701 г., когда по указу Петра I было предписано "завесть в…

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ СУДЬБЫ РОССИИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ ХIХ ВЕКА

Но этому устремлению не суждено было стать единственной реальностью, хотя официально не допускалось существования наряду с ним других мнений. И тем…

Социально-философская концепция западников

Таким образом, Чаадаев, по существу, утверждает иррациональность бытия человека. Но знание о мире духовном мы тем не менее имеем: это особое знание… Другим важным направлением в философии Чаадаева является концепция философии… К философии истории тесно примыкает концепция человека. Человек принадлежит обоим мирам. Но высшее начало в нем –…

Славянофильская концепция истории

Цельный разум представляет собой органическое единство логического мышления, чувств и воли. И только через посредство цельного разума можно… Таким образом, по Киреевскому, философия не есть одна из наук и не есть вера,… Очень важен в философском наследии Киреевского анализ истории философии от античности до немецкой классики, и на этой…

РОЛЬ В.С. СОЛОВЬЕВА В УТВЕРЖДЕНИИ ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В РОССИИ В ХIХ ВЕКЕ

Философская система

Итак, задачи философии и богословия, по существу, едины: и то и другое знание имеют одно основание. В качестве такого основания Соловьев предлагает… Каждый из основных элементов системы разворачивается в целую область… Сущее (как самобытная реальность, как Бог) проявляется как дух, разум и душа в их органическом единстве и вместе с тем…

Учение о государстве, человечестве и человеке

Обозревая перспективу свободной теократии, Соловьев приходит к выводу, что в ее достижении особую роль должна сыграть Россия, так как Запад уже… Исходя из своего представления о вселенском организме – человечестве, органами… Учение Соловьева о человечестве как едином организме сочетается с учением о человеке как личности. "Человек не…

РУССКОЕ ФИЛОСОФСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ КАК РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ

Религиозность – одна из основных черт русской философии. Взаимосвязь, вплоть до единства, философского и религиозного сознания наиболее полно раскрыли в своем творчестве в ХХ веке русские мыслители С.Л. Франк, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Л.И. Шестов и др.

Философия и религия в творчестве С.Л.Франка

Какие бы проблемы бытия и человека не затрагивал С. Франк, методологической основой их рассмотрения является религиозно-философский подход. Более… Сам по себе этот вопрос есть центральный вопрос человеческого жизнепонимания.… Господствующие, наиболее распространенные идеи о философии и религии, идущие от эпохи Просвещения и от рационализма…

Теодицея П.А. Флоренского

Флоренский исходит из наличия в жизненной практике человека двух миров. И если "тот", другой, дан нам лишь в откровении, он существует как… Но как можно от рассуждений перейти к вере, ведь она не может покоиться на… Неодолимый инстинкт, заложенный в каждом человеке как разумном существе, рождает в нем все новые и новые попытки…

Религиозный "материализм" С.Н. Булгакова

Булгаков пережил увлечение марксизмом. Но испытание марксизмом он преодолел довольно рано, и у него возникает идея: использовать то, что он считал… Он считает, что главная заслуга Маркса состоит в выдвижении и обосновании… Булгакова не удовлетворяет ни материализм, в том числе Маркса, ни идеализм. Что касается материализма, то он, по…

РУССКАЯ ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ. Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ

Русские мыслители следующих после Достоевского поколений творили под воздействием идей Достоевского, указывая на его роль как философа. Так, С.Н.… Формировавшиеся на протяжении всей предшествующей истории в русской… Приверженность Достоевского идее социальной справедливости определила его критическое отношение к действительности,…

Проблема человека в философии Ф.М. Достоевского

Путь, выбранный Достоевским после жизненных потрясений, стал иным, а при определении ценности теории – другой точкой зрения: в соотношении… Как известно, восемнадцатилетний Достоевский поставил перед собой задачу… Сомнения в истинности современных ему социальных теорий, сила его художественной фантазии позволили Достоевскому…

Проблема добра и зла

Исследование глубин человеческого сознания не является самоцелью для Достоевского, а поиском идеала, и социального и нравственного. Идеал, достойный… В образе Раскольникова он соединит создателя теории и ее практического… Что касается теории, то ее главная идея – право исключительного человека на наведение порядка в жизни, на воплощение…

ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКИЕ ИДЕИ Л.Н.ТОЛСТОГО

Постановка вопроса о смысле жизни

Однако мало сказать, что человеку свойственно страдать и быть недовольным. Он еще и знает, что он страдает и недоволен собой. Его недовольство и… Осуществление своих притязаний человечество связывает с цивилизацией,… Прогресс обессмысливается, если рассматривать его в перспективе смерти человека. К чему деньги, власть, дети, симфонии…

Бог. Свобода. Добро

Идея бога как предела разума, непостижимой полноты истины задает определенный способ бытия в мире и полноту. Этот способ есть свобода. Свобода –… Свобода не тождественна произволу. Она всегда связана с истиной. По… Но как любить бога и что значит его любить, если мы о нем ничего не знаем и не можем знать кроме того, что он…

Отношение Л. Толстого к христианским заповедям

Любовь как необходимое и благое условие жизни признавалась всеми религиями, но только Христос возвысил ее до уровня основополагающего, высшего… Как высший, основополагающий закон жизни любовь является единственным… Но Христос не только возвел любовь в ранг закона, он еще дал людям заповеди. В толстовской интерпретации таких…

Непротивление злу как основной закон любви

Насилие является противоположностью любви. У Толстого есть три определения насилия: насилие как убийство или угроза убийства; насилия как внешнее… Непротивление – больше, чем отказ от закона насилия. Оно имеет также… Непротивление переносит конфликт не просто в сферу духа, а, более узко, – в глубину души самого непротивленца.…

Непротивление как закон

Толстой считал несостоятельной утилитаристскую аргументацию в пользу насилия, согласно которой насилие оправдано в тех случаях, когда оно пресекает… Эмпирически насилие легко совершить и, к сожалению, оно постоянно совершается.… Толстого часто упрекают в абстрактном морализме. Утверждается, что он из-за сугубо моральных соображений отрицал…

ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ РУССКИХ СИМВОЛИСТОВ

Неуверенность в будущем и зыбкость сиюминутного человеческого бытия формировали у российской интеллигенции новое мироощущение, выразившееся в…

Философская направленность символизма

Культура русского символизма, как и сам стиль мышления поэтов и писателей, формировавших это направление, возникли и складывались на пересечении и… Однако при всех разногласиях символистов объединяет ряд общих задач.… Во-вторых, они не ограничивались постановкой чисто литературных проблем, не хотели быть "только искусством".…

Принципы символизма Д. Мережковского

Принципы символизма провозглашены Мережковским в лекциях "О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы". Ведущая идея… Возрождение культуры Мережковский связывает с "новыми течениями", то… Мережковский делает обзор символической литературы и говорит о задачах, которые ей предстоит решить: закончить…

Религиозно-философские идеи Д.Мережковского

Здесь кроется причина бесконечных антиномий и метафизических противопоставлений, метаний из одной крайности в другую, попыток примирить… Прежде всего во всех произведениях Мережковского предпринята попытка осознать,… В романах Мережковского важное место занимает поиск идеалов, будь то духовная жизнь декабристов или искания…

Историософия Д. Мережковского

В романах, посвященных русской истории, Мережковский предстает как антимонархист. Он находит и теологическую базу для оправдания своих политических… Резко отрицательное отношение к самодержавию было свойственно символизму в… Из антимонархических настроений рождалась увлеченность революцией. Мережковский верил в ее стихийную религиозность. Но…

Идея духовного братства А. Белого

Всю жизнь, с ранней юности А. Белым владело одно грандиозное чувство – чувство мирового неблагополучия, едва ли не надвигающегося "конца… А. Белому были присущи неудовлетворенность и напряженность исканий, глубокий… Символ, символика, символизация – есть одно из величайших завоеваний человеческого гения, – так мыслит Белый. Именно…

Вяч. Иванов об эстетических принципах символизма

Вяч. Иванов, пожалуй, подробнее других символистов разработал концепцию "реальных символов". Ее основные принципы строятся на постулате… К самой сути символизма относится требование видеть вещи такими, каковы они… Необходимо исходить из доверия к действительности; не случайно вопрос о реальности и реализме так часто оказывается в…

Панэтизм А. Блока

Так береги остаток чувства, Храни хоть творческую ложь: Лишь в легком челноке искусства

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ Н.А. БЕРДЯЕВА

В отличие от В. Соловьева он не пытался построить цельную философскую систему, но его сознание охватило такое количество проблем, что в целом…

Концепция человека

Поддерживая традиционную русскую концепцию человека, он настаивает на его неповторимости и возможности до конца быть раскрытым с помощью разума… Вознеся личность столь высоко, Бердяев утверждает ее примат над человеческим… Его приверженность свободе личности настолько велика, что несмотря на свою религиозность, он не может принять в…

Проблема свободы и творчества

Старую философскую проблему о соотношении бытия и сознания (духа) Бердяев поворачивает по-своему: примат свободы над бытием, что означает примат… Таким образом, Бердяев выводит свободу за рамки логики. Он находит… В продолжение темы свободы выступает тема творчества. Если свобода – источник творчества, то творчество – путь к…

РУССКИЙ КОСМИЗМ

Обращаясь к русской философской мысли, становится ясно, что именно в России, начиная с середины ХIХ века, вызревает уникальное, непревзойденное до… Космизм – это идея активной эволюции, то есть необходимости нового…

Проблема вечности человека в русской философии

Часто идею космизма приписывают В.И. Вернадскому. Но вернее было бы его научно-философские идеи считать прочным фундаментом, на котором идеи… Эта же мечта, став основной, звучит у всех космистов в различном аспекте и… Идеал обожения человека, развитый в религиозной ветви русского космизма, также предполагает совершенствование…

Теория ноосферы в русском космизме

Изначально смысл теории ноосферы сводился к тому, что появление человека в ряду прогрессирующих живых существ, эволюционное развитие живого… О ноосфере рассуждают П. Флоренский (называя ее, правда, пневмосферой) и Н.… До осуществления всего этого еще очень далеко, тем более, что нынешний этап хозяйственной деятельности отмечен больше…

БИБЛИОГРАФИЯ

2. Авенариус Р. О предмете психологии. – М., 1991. 3. Авенариус Р. Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей… 4. Антология мировой философии: В 4 т. – М.,1975.

– Конец работы –

Используемые теги: История, философии, Конспект, лекций0.074

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (конспект лекций)

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

История мировых религий: конспект лекций История мировых религий. Конспект лекций ЛЕКЦИЯ № 1. Религия как феномен культуры Классификация религий
История мировых религий конспект лекций... С Ф Панкин...

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция 1. Предмет философии. Место и роль философии в обществе. Античная философия
ОГЛАВЛЕНИЕ... РАЗДЕЛ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция Предмет философии Место и роль...

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по курсу Архитектурное материаловедение Конспект лекций по курсу Архитектурное материаловедение
ФГОУ ВПО ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ... ИНСТИТУТ Архитектуры и искусств... КАФЕДРА ИНЖЕНЕРНО строительных ДИСЦИПЛИН...

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. Конспект лекций
Энциклопедия "История философии" предлагает читателю комплексное аналитическое рассмотрение историко-философской традиции в ее классической, неклассической и постнеклассической версиях. Издание включает в себя более семисот статей, посвященных ключевым понятиям, традициям, персоналиям и текстам, определившим собою как философский канон, так и современные направления философской мысли. Адресуется специалистам-философам, а также аспирантам и студентам гуманитарных и естественно-научных специальностей...

Психиатрия. Конспект лекций. ЛЕКЦИЯ № 1. Общая психопатология Психиатрия: конспект лекций
Психиатрия конспект лекций... Текст предоставлен литагентом http litres ru...

Психодиагностика. Конспект лекций ЛЕКЦИЯ № 1. Истоки психодиагностики Психодиагностика: конспект лекций
Психодиагностика конспект лекций... А С Лучинин...

Конспект лекций по дисциплине Экономика недвижимости: конспект лекций
Государственное бюджетное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... Уральский государственный экономический университет...

Конспект лекций по философии 1. Философия и ее роль в жизни общества
Философия и ее роль в жизни общества... Проблема происхождения философии... Античная философия основные этапы ее развития и особенности...

Гражданская история безумной войны. Конспект лекций
Авторы: Михаил Иосифович Веллер, Андрей Михайлович Буровский "Гражданская история безумной войны"...

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО БАЗОВОМУ КУРСУ ФИЛОСОФИИ
ПО... БАЗОВОМУ КУРСУ ФИЛОСОФИИ...

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам