рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Библейская концепция исторического процесса

Библейская концепция исторического процесса - Конспект Лекций, раздел Философия, ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (конспект лекций) Библия Не Могла Обойти Вниманием Вопрос Исторических Судеб Народов. Начало Ис...

Библия не могла обойти вниманием вопрос исторических судеб народов. Начало истории положено Богом: он сотворил мир и человека – Адама и Еву, с грехопадения и изгнания которых началась история человечества.

Библейская трактовка исторического процесса распадается на два варианта: ветхо- и новозаветный. Они довольно основательно расходятся между собой.

Иудейский (ветхозаветный) вариант. Уже в кн. "Бытие" Бог заявляет Аврааму, потомку рода Симона: "Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя и возвеличу имя твое" (Быт., 12:2). Бог определяет границы проживания потомков Авраама: "Потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской (Нила. – Авт.) до великой реки... Евфрата" (Быт., 15:18).

Израильский народ – избранный Богом. Это видно из следующих текстов Библии: "Ты народ святый у Господа, Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом" (Второзак., 7:6). А поскольку народ Израиля – собственный народ Бога, постольку он выше всех народов: "Он поставит тебя выше всех народов, которых Он сотворил, в чести, славе и великолепии" (Второзак., 26:19).

Избранному народу необходимо материальное богатство. Бог дает разрешение на получение его путем ограбления других, ибо "благословен ты будешь больше всех народов". Других можно и убивать: "Истребишь все народы, которые Господь, Бог твой, дает тебе" (Второзак., 7:14,16). Можно найти тему возвеличения израильского народа и в других местах Библии (см. кн. Амоса, 3:2; кн. Исаин, 5:7). От народа избранного требуется только одно: "Слушайтесь гласа Моего и делайте все, что Я заповедаю вам – и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом" (Иер., 11:4)).

Почему народ Израиля – избранный? Ответ Бога расплывчат: "Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, – ибо вы малочисленнее всех народов, – но потому, что любит вас Господь" (Второзак., 7:7-8). Так все же почему? Ответ может быть самый простой: потому что авторы Библии принадлежали этому народу, и Бог Ветхого завета – это племенной древнееврейский бог.

Страшные кары обещаны иудеям за то, что не полностью отдаются они любви к богу. Однако эти предупреждения не оказывают на израильтян существенного влияния. Бог разгневан: люди избранного им народа служат другим богам, а следовательно, они сотворяют зло. "Тогда сами Израили стали делать злое пред очами Господа и стали служить Павлам; оставили Господа Бога отцов своих, Который вывел их из земли Египетской, и обратились к другим богам, богам народов, окружавших их, и стали поклоняться им, и раздражили Господа" (кн. Судей, 2:11-12).

Раздражение Бога Яхве своим народом объясняется тем, что в Израиле царила социальная несправедливость: богатые обижают бедных, власти подкупаются взятками, не защищают обиженных. Поэтому "Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного – в ваших домах; что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Господь, Господь Саваоф" (Исаии, 3:14-15).

Бог стращает богатых: "Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле" (Исаии, 5:8). Осуждает Бог образ жизни богачей: "Вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, поете под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием... пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, и не соболезнуете о бедствии Иосифа! За то ныне пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных" (кн. Амоса, 6:4-7).

Осуждает Бог власти, которые защищают интересы богатых: "Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия... чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот" (Исаии, 10:1-2).

Как случилось, что библейские пророки стали защитниками бедных и униженных?

Ко времени написания некоторых книг Библии шел интенсивный процесс социального расслоения общества. Бедные еще больше беднели. Это вызывало у них протест, что и находило свое выражение в религиозных писаниях. В них просто констатировалось, что социальное зло неугодно Богу. Бог, в свою очередь, должен был применить к нарушителям завета заранее оговоренные санкции. Речь идет о проклятиях Второзакония. "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть" (Второзак., 6:4). "Господа Бога твоего бойся, и Ему (одному) служи... Не последуй иным богам" (Второзак., 6:13). "Все заповеди, которые Я заповедую вам сегодня, старайтесь исполнять, дабы вы были живы и размножались" (Второзак., 8:1). И Бог привел свои угрозы к исполнению, орудиями которого стали язычники и идолопоклонники: "За то, что вы не слушали слов Моих, вот, Я пошлю и возьму все племена северные, говорит Господь, и пошлю к Навуходоносору, царю Вавилонскому, рабу Моему, и приведу их на землю сию и на жителей ее и на все окрестные народы; и совершенно истреблю их и сделаю их ужасом и посмеянием и вечным запустением... И вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет" (Иер., 26:8-11). Не семьдесят, но около пятидесяти Израиль был оккупирован. В Библии это объясняется тем, что Бог Яхве не навсегда отказался от своего народа, а лишь временно: "Но Я выполню союз Мой с тобою во все дни юности твоей, и восстановлю с тобою вечный союз" (Иезек., 16:60).

Бог устрашает тех, которые "губят и разгоняют овец паствы Моей" (Иер., 23:1), возможными наказаниями. Вместе с тем Бог предполагает возвратить народ Израиля на их постоянное место жительства: "И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их; и будут плодиться и размножаться" (Иер., 23:3). Снова народ Израиля получит благосклонность Яхве, ибо "помилует Господь Иакова и снова возлюбит Израиля; и поселит их на земле их, и присоединятся к нему иноземцы и прилепятся к дому Иакова... и возьмет в плен пленивших его, и будет господствовать над угнетателями своими" (Исаии, 14:1-2).

Если иноземцы присоединятся к Израилю, то будут они равными с коренными жителями? В Библии сказано: "Дом Израиля усвоит их себе на земле Господней рабами и рабынями, и возьмет в плен пленивших его, и будет господствовать над угнетателями своими" (Исаак, 14:1-2).

Свою благосклонность Бог возвратит Израилю тогда, когда на землю придет мессия – человек из рода царя Давида. Он "соберет изгнанников Израиля, и рассеянных иудеев созовет от четырех концов земли... и враждующие против Иуды будут истреблены" (Исаак, 11:12-13).

После этого наступит царство всеобщего мира и справедливости. Мессия "будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого" (Исаак, 11:4). Наступит абсолютный мир: "Тогда всяк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком, и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их". "И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть под ногою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа" (Исаии, 11:6-9). Установится мир, и люди "перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать" (Исаии, 2:4).

Христианский (новозаветный) вариант. Если в Ветхом завете субъектом исторического процесса является Израиль, а сам вариант можно считать националистическим, то в Новом завете субъектом является все человечество. Это – вариант космополитический. В нем прослеживается единство всего человечества без разделения на национальные, расовые и социальные группы. "Нет же иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Иисусе Христе" (посл. к галатянам ап. Павла, 3:28). В послании к колоссянам Павел говорит: "Нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос" (Кол., 3:11).

Следует отметить, что во многих местах Нового завета еще звучит мотив избранности и исключительности Израиля. Одна хананеянка умоляла Христа помочь ее дочери избавиться от бесов. Но Христос отказался это делать, заявив: "Я послан только к погибшим овцам дома Израилева" (Матф., 15:24). Апокалипсис вообще заявляет, что все не Иудеи – враги Бога, сборище сатанинское. Бог говорит, что злословят те, "которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское" (Откр., 2:9, 3:9). В Деяниях апостольских иудеям ставится на вид, что в принятии учения Христа они должны быть первыми: "Вам (то есть иудеям. – Авт.) первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам" (Деян., 13:46).

Иудеи не приняли христианство. Тогда Христос уравнивает в вере всех, населяющих Римскую империю. "Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычника? Конечно, и язычников, потому что один Бог, который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру" (Римл., 3:29-30). Приоритета иудеев уже нет. Ибо "нет различия между Иудеем и Эллином, потому что один Господь у всех" (Римл., 10:12). Павел спрашивает, "имеем ли мы (иудеи. – Авт.) преимущество?" и отвечает: "Нисколько. Ибо как Иудеи, так Эллины, все под грехом" (Римл., 3:9).

Христианство, чтобы быть значимым для людей, должно открыть перед ними перспективу лучшего будущего, устранить из жизни зло. А чтобы укрепиться, оно должно было расширить социальную базу и географию.

Отправным пунктом исторического процесса в христианстве является первородный грех, который должен быть искуплен. Только через искупление возможно достижение счастливого будущего для всех. В роли искупителя греха человеческого выступил сам Иисус Христос.

Личность самого Иисуса Христа таинственна. Конечно, в Евангелиях дается история его рождения и жизни на земле. Мать его – еврейка Мария, бывшая замужем за евреем Иосифом. Но отцом Христа является не Иосиф, а сам Бог. Кто же Иисус? Человек? Или Бог? Новый завет отвечает: богочеловек, то есть он полностью Бог и полностью человек. Но и Дух святой. Так в христианстве возникла неразрешимая проблема Троицы: Бог-отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой, но все они – один субъект, один Бог, проявляющийся в трех ипостасях.

Иисус послан на землю Богом: "Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных" (ап. Павел к гал., 4:4-5). Христос должен был спасти людей: "Отец послал Сына Своего Спасителем миру" (I Иоанна, 4:14). Лука подтверждает эту миссию Христа: "Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь" (Лук., 4:11). Апостол Павел: "Мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных" (I Тимоф., 4:10). Об этом же говорится в Евангелии от Иоанна: "Он истинно Спаситель мира, Христос" (4:42).

Для спасения человечества нужно было прибегнуть к кровавой жертве: "Ты был заклан, – обращается автор Апокалипсиса к Агнцу, который впоследствии назван Иисусом Христом, – и Кровью Своею искупил нас Богу" (Откр., 5:9).

Возникает вопрос, является ли Христос Богом? По учению богословов – да, Христос есть Бог. Но как тогда Христос (Бог) может стать искупительной жертвой для самого себя? Среди многих ответов возможен и такой: жертва приносится не Богу, но Сатане. Ибо Сатана является источником зла. Если жертва приносится во имя устранения зла, то ее надо приносить именно Сатане. Однако в этом случае Бог перестает быть всемогущим и всесильным.

В Ветхом завете Адам был первым посланцем Бога на земле, прародителем человечества. Но над ним тяготеет первородный грех. Быть искупителем грехов человеческих он поэтому не может – сам грешен: "преступлением одного подверглись смерти многие" (Римл., 5:15). Иисус Христос – это второй и последний Адам: "Первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий... Первый человек – из земли перстный, второй человек – Господь с неба" (I коринф., 15:45,47). Иисус поразил Сатану и видел его "Я видел Сатану спадшего с неба как молния" (Лук., 10:18). Зло побеждено. Побеждена и смерть. "Тленному надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертии". Тогда "сбудется слово написанное Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти – грех!" (I коринф., 15:53,54,55,56).

В Новом завете сначала предполагалось, что пришествие Иисуса на землю будет одноразовым и коротким во времени: "Не пройдет род сей, как все сие будет" (Матф., 24:34), то есть будет спасение. Но этого не случилось. Христос был распят, и грехи человеческие продолжились. Поэтому Новый завет обсуждает второе пришествие Иисуса Христа на землю.

Второе пришествие будет катастрофическим. "Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" (2 Петра, 3:10). Правда, апостол Петр постулирует новый мир: "Мы по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда" (2 Петра, 3:13).

В Апокалипсисе мировой катаклизм нарисован страшно и грозно. Нет нужды пересказывать соответствующие главы его. Но все же следует отметить, что война на небе завершилась победой Михаила и его Ангелов над дьяволом и его ангелами. "И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную" (Откр., 12:9). В результате этой победы наступило "спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его" (Откр., 12:10). Но дьявол, оказавшийся на земле, не угомонился: опять он хулит Господа, ведет войну со святыми и даже временно побеждает их. Это – первый враг, "зверь" рода человеческого. Потом появляется "второй зверь", имя которого "шестьсот шестьдесят шесть" (Откр., 13:18), который всем дает "начертание на правую руку их или на чела их" (Откр., 13:16). Затем на сцене появляется народившийся Агнец (мессия) и с ним семь ангелов и 144 тысячи праведников. И снова продолжается борьба, которая завершается тем, что дьявол и "второй зверь" оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою" (Откр., 19:20). После этого на земле наступит Царство Божие, ибо дьявол сброшен в бездну на тысячу лет, "дабы не прельщал уже народы". Правда, потом "ему должно быть освобожденным на малое время" (Откр., 20:3).

По заключении дьявола в "озеро огненное" на землю с неба спустится Христос. Он разошлет своих посланцев во все концы земли: "И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их" (Матф., 24:31). Затем будут собраны все – живые и мертвые: "Мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут" (Иоанн, 5:25). Но с "воскресением" из мертвых тут не все понятно. Евангелие от Иоанна обещает воскресение только праведников: "Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Иоанн, 6:54). В Деяниях Апостолов утверждается, что "будет воскресение из мертвых, праведных и неправедных" (Деян., 24:15). Иоанн затем говорит о воскресении всех умерших: "И пребудут творившие добро в воскресении жизни, а делавшие зло – в воскресении осуждения" (Иоанн, 5:29). В I Послании ап. Павла говорится: "во Христе все оживут" (I Коринф., 15:22).

После этого начинается суд Божий. Христос "сядет на престоле славы своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую" (Матф., 25:31-33). Тут же Христос говорит овцам: "Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от Создателя мира" (Матф., 25:34). А козлам Христос скажет: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Матф., 25:41). "И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную" (Матф., 25:46).

Светопреставление на этом завершается. В дальнейшем никаких событий не происходит. Одни люди будут благоденствовать, другие – мучиться в геенне огненной.

Авторы Библии на этом завершили исторический процесс. Основания праведной, богобоязненной жизни найдены, наказание за грехи определено.

Можно отметить, что Библия представляет собой собрание текстов, написанных в разное время и разными людьми. Поэтому большое количество несовпадений и противоречий может быть объяснено сменой социальных, моральных и проч. приоритетов на протяжении достаточно длительного времени. Некоторые тексты повторяют друг друга или значительно сближены по своему содержанию. Это говорит о том, что либо авторы жили в одно время и пользовались одними и теми же легендами, либо перед последующим автором лежал уже известный текст, материалом которого он пользовался.

Неоднозначность библейских текстов дает возможность для различного рода толкований, поэтому собственно библейский текст в значительной мере отличается от комментариев, которые были даны богословами в позднейшие времена. Сюда надо отнести философско-богословскую деятельность Блаженного Августина, Фомы Аквинского и многих других монахов-философов и просто священников. Библия, ее содержание и тексты каждый раз приспосабливались к существующим условиям жизни людей, и внимание акцентировалось на тех местах из нее, которые в текущий момент были наиболее значимы.

Философская литература о Библии и сама Библия значительно разнятся между собой.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (конспект лекций)

На сайте allrefs.net читайте: "ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (конспект лекций)"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Библейская концепция исторического процесса

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ И ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Возникновение философии древнего мира относится к середине первого тысячелетия до н.э. Почти одновременно она стала возникать в трех далеко отстоящих друг от друга регионах: в Древнем Китае, в Древ

Философия в Древнем Китае. Начала философии
В Древнем Китае до возникновения философского миропонимания существовало мифологическое объяснение мира, которое было, безусловно, попыткой дать ответ на вопрос о происхождении мира и самого челове

Происхождение сущего
Древнекитайские философы пытались ответить на вопрос о первопричине возникновения всего сущего. При этом большое внимание они уделяли Небу, понятие которого включало в себя и верховного владыку (Ша

Природа человека
Вопрос о природе человека первым поставил Конфуций в связи со своей концепцией воспитания и обучения. По своей природе, – говорил он, – люди близки друг другу; по своим привычкам люди далеки друг о

Индийская предфилософия
Первыми источниками информации о жизни древнеиндийского общества является так называемая ведическая литература. Она составлялась примерно с 1500 до 600 гг. до н.э. По своему содержанию она преимуще

Философская проблематика Упанишад
Философская проблематика в Упанишадах еще сохраняет сильную зависимость от религиозно-мифологического воззрения. Но уже на первое место выдвигается обсуждение таких проблем, как место и назначение

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
В лекции предполагается остановиться на проблемах бытия, человека, общества и государства, которые являются сквозными для многих теорий, независимо от того, кем и когда они создавались. Др

Проблема бытия. Первоматерия. Атомистика Левкиппа-Демокрита
Следует отметить, что людей всегда интересовали и интересуют так называемые вечные вопросы: откуда есть, пошел мир и все в нем существующее, что такое человек, какова его сущность и предназначение

Зарождение жизни и происхождение человека
Наивность воззрений древнегреческих философов наиболее наглядно проявилась в учениях о происхождении жизни и человека. Уже Анаксимандр полагал, что от апейрона обособляется теплое и холодное, в рез

Некоторые вопросы общества и государства
В дошедших до нас фрагментах Гераклита можно увидеть отношение этого мудреца к политическому состоянию тогдашнего общества. Он считает, что власть должна принадлежать "лучшему" меньшинств

ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ БИБЛИИ
Библия – это книги священного писания Ветхого и Нового заветов. Ветхий завет – это священные книги иудаизма. Иудаизм не приемлет Новый завет – священные книги христиан. Христиане же признают Ветхий

Личность Бога
Если опираться только на Библию, а не на последующие богословско-религиозные интерпретации ее, то можно с полным основанием сказать, что бог Ветхого завета – существо антропоморфное со всеми органа

Проблема человека
В Библии однозначно утверждается, что человека сотворил Бог: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и ска

Нравственные нормы
Существование многочисленных представителей рода человеческого требовало регулирования отношений между ними, а поскольку здесь речь идет о Библии, то и отношений между людьми и Богом. Авторы Библии

РАННЕХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Христианство вышло на арену исторического развития в Римской империи во второй половине I века нашей эры. Впоследствии оно стало основной официальной религией во всех европейских государствах.

Философские взгляды Августина
Августин родился в 354 г. н.э. в г. Тагасте (Африка). Здесь же он получил и первоначальное образование. Затем он учился в Мадавре и Карфагене, Риме и Милане. В процессе учебы он проявляет интерес к

Средневековая схоластика. Доказательство бытия Бога
Августин Блаженный является одним из первых выдающихся зачинателей христианской философии. После него и в значительной мере под влиянием его философских воззрений в течение примерно тысячи лет суще

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Возрождение, или Ренессанс, – целая историческая эпоха, процесс идейного и культурного развития общества от начала разложения феодальной системы до ранних буржуазных революций. Принято счи

Некоторые методические подходы к анализу философии Возрождения
Объективный анализ сути западноевропейского Возрождения сопряжен с многими сложностями. 1. Они касаются периодизации Возрождения. История материальной и духовной культуры не знает резких г

Гуманизм Ренессанса. Становление индивидуализма
Человеческая цивилизация в эпоху Возрождения вновь, как и во времена древних греков, набирает высокие темпы развития. Обеспечиваются они соединением таких экономических, политических и духовных сти

Социальные теории Ренессанса
Социальные теории Возрождения в сущности своей развивались в двух направлениях. Одно из них ставило и пыталось решать проблемы политики и права, государства, в том числе причин его возникновения, ф

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Философия эпохи Возрождения сыграла чрезвычайно важную роль в разрушении средневековой системы духовных ценностей и подготовила почву для будущих промышленно-технических и политических революций XV

Ф. Бэкон о теории и практике
Главные сочинения Ф. Бэкона: "Новый Органон" "О прогрессе наук божественных и человеческих", "О принципах и началах", "Новая Атлантида". Основной па

Учение Ф. Бэкона о методах познания
Учение о методах познания начинается с критической его части. Сомнение есть отправной пункт познания. Бэкон раскрывает слабые стороны человеческих познавательных способностей. Эти слабости ведут не

Рационалистический метод философствования Р. Декарта
В то время, когда в Англии закладывались основы эмпирико-индуктивного метода, во Франции начал формироваться иной, дедуктивно-рационалистический метод научного познания. Крупнейшим представителем р

Онтология Декарта
Научный метод познания приводит Декарта к беспредельному доверию разуму, но разуму скептическому, сомневающемуся. Именно из сомнения начинается путь к философии. Поэтому подвергать сомнению надо и

Теория познания Т. Гоббса
Основные работы Т. Гоббса: "О теле", "О человеке", "Левиафан". По своим философским идеям Гоббс был духовно близок Ф. Бэкону. Как и Бэкон, он повторяет, что з

Онтологическая теория Гоббса
В области онтологии Гоббс занимает последовательную материалистическую позицию. Он утверждает, что нет никаких нетелесных, то есть нематериальных духов, нет духовных субстанций. Мыслят тела, и поэт

Учение о человеке
Гоббс подчиняет своему механистическому методу не только природу, но и изучение человека. С одной стороны, человек – сложное тело природы, а с другой – создатель искусственных социальных тел (общес

Учение Спинозы об атрибутах и модусах
Наиболее известные работы Спинозы (1632-1677): "Этика", "Основы философии Декарта", "Трактат об усовершенствовании разума". Философия Спинозы глубоко оригинал

Принципы познания в философии Спинозы
В соответствии со своей онтологией Спиноза называет главным объектом познания "бога" – природу. Познание бога как первейшей причины всего сущего невозможно через эмпирический путь. Познан

Философские идеи И. Канта
Докритический период. Иммануил Кант – основоположник классической немецкой философии. Его творческую биографию условно принято делить на два периода: докритический и

И.Г. Фихте и его философские идеи
Философия Фихте немыслима без кантианства. Опираясь на него, Фихте усиливает практически-деятельное отношение сознания к предмету, который оно фактически создает. Можно сослаться, по крайней мере,

Некоторые философские идеи Ф.В.И. Шеллинга
Первоначально Шеллинг выступил продолжателем философии Фихте. Но вскоре замечает несовершенство фихтеанского субъективного идеализма. Он считает, что субъективно-идеалистическое Я не может быть при

Г.В.Ф. Гегель. Истоки и тайна его философии
Некоторые авторы истоком и тайной гегелевской философии считают его "Феноменологию духа" (1807). С таким утверждением надо согласиться, ибо все последующие работы Гегеля оказываются лишь

Л. Фейербах. Антропологический материализм
В 1841 г. выходит в свет книга Л. Фейербаха "Сущность христианства", сделавшая его широко известным мыслителем. Отношение к ней с самого начала было двойственное. Одни видели в ней символ

ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА
Марксизм представляет собой сложную трехчастную систему, все составляющие которой взаимосвязаны, дополняют и обосновывают друг друга. Это – философская, экономическая теория и теория научного социа

Становление марксизма
Марксизм появился как закономерное, логически необходимое продолжение развития интеллектуальной теории Нового времени, начавшейся Ф. Бэконом и Р. Декартом. То обращение к науке, необходимость котор

Материалистическая диалектика
К. Маркс и Ф. Энгельс создали философию диалектического материализма. Диалектика как метод познания и логика развития духа была разработана, как известно, Гегелем, к заслугам которого следует отнес

Материалистическое понимание истории
Как уже отмечалось, К. Маркс и Ф. Энгельс создали материалистическое понимание истории, позволившее рассматривать общество с научных позиций. Теперь стало возможным относиться к обществу не идеалис

Учение о практике
Один из главных недостатков домарксовского материализма заключался в его созерцательности, то есть в том, что он стремился лишь к познанию мира, но не к его изменению. Субъект рассматривался как су

Постмарксизм
Историческая судьба марксизма драматична. Сначала его замалчивала западноевропейская буржуазия. Но когда далее замалчивание стало невозможным, на него обрушилась критика буржуазных идеологов. Некот

ФИЛОСОФИЯ ПОЗИТИВИЗМА
Позитивизм – это философское течение, возникшее в 30-х годах ХIХ в. во Франции. Он появился как реакция части философов на тупиковую ситуацию, в которую зашла классическая философия Запада в поиска

Первая историческая форма позитивизма
Основателем позитивизма считается французский философ О. Конт (1798 -1857). Позитивистская философия Конта связана с философией Просвещения ХVIII в. Следуя просветителям, Ко

Вторая форма позитивизма
В результате попыток отказаться от контовско-спенсеровской ориентации и вместе с тем сохранить основную позитивистскую направленность – резкое размежевание областей науки и фил

Неопозитивизм. Логический позитивизм
Неопозитивизм сложился как третья историческая форма позитивизма в конце 20-х гг. ХХ столетия практически одновременно в Англии, Австрии и Польше. Он был результатом тех превращений, которые соверш

ФИЛОСОФИЯ ВОЛЮНТАРИЗМА
Название "философия жизни", или волюнтаризм, употребляется в философии в различных смыслах: для обозначения совокупности так или иначе приведенных в систему представлений о смысле и ценно

Сущность волюнтаризма
"Философия жизни" в собственном смысле слова имеет свою предысторию. Происхождение ее обычно выводят из анонимного произведения "О морально прекрасном и философии жизни" (1772 г

Философия Фридриха Ницше
Произведения Ф. Ницше (1844-1900) написаны в блестящей афористической литературной форме. По содержанию и социально-философской направленности их можно разделить на три груп

Философия истории О. Шпенглера
Идеи Ницше были продолжены в новых исторических условиях ХХ века во Франции А. Бергсоном, в Германии В. Дильтеем, Г. Зиммелем

ФИЛОСОФИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА
Упоминание об экзистенциализме (или "философии существования") впервые появилось в конце 20-х гг. ХХ века. Оно казалось бесперспективным, но вскоре выросло в крупное идейное движение. Его

Феноменологический метод М. Хайдеггера
Исходным пунктом эзистенциалистского философствования М. Хайдеггера (1889-1970) является категория "существования". В свете ее рассматриваются социальные отношения

Экзистенциальная философия К.Ясперса
В отличие от Хайдеггера, К. Ясперс (1883 – 1969) считает объективное бытие независимым от человеческого сознания. Но, как говорит он, бытие нельзя рассматривать ни как завер

Французский экзистенциализм
Французский экзистенциализм как идейное течение сформировался в 40-х гг. ХХ века под непосредственным влиянием М. Хайдеггера и Э. Гуссерля. Он более разнороден, чем немецкий экзистенциализм, более

Проблема свободы и отчуждения в философии Ж.-П. Сартра
Исходным пунктом онтологических размышлений Ж.-П. Сартра (1905-1980) является убеждение в существовании отличного от человека и несводимого к его мысли мира вещей, с которым

А. Камю: абсурд и бунт
Особенностью философии А. Камю (1913-1960) является то, что у него нет систематизированного и всеохватывающего философского учения, он занимается почти исключительно этическ

Гносеология экзистенциализма
Всех экзистенциалистов объединяет общее подозрительное и порою враждебное отношение к науке. Они упрекали ее за многие грехи. Во-первых, она охватывает область внешнего мира, не давая представлений

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Антропологические учения современной буржуазной философии родились в период всеобщего кризиса западного мира. Катастрофы первой мировой войны и драматические события истории последующих десятилетий

Поиск единой идеи человека в философии М. Шелера
При всем единодушии сторонников "антропологизации" и "гуманизации" современной философии в рамках названных нами направлений обнаруживаются весьма существенные расхождения в пон

Философская антропология об отношении к науке
Другая важная проблема – о соотношении научных и ценностных элементов в философии и в философском познании человека – как правило, решается в современной буржуазной философии на двух полярно против

Биологический подход к человеку
Пытаясь преодолеть крайности позитивизма и экзистенциалистского иррационализма и субъективизма, представители философской антропологии развивают своеобразные концепции деятельного человека. Использ

Quot;Культурная" антропология
Преодолеть однобокое определение человека как существа только "открытого", независимого от среды пытается Г. Плеснер. Он понимает, что свободу человека, его способность к культурному твор

ФИЛОСОФИЯ ФРЕЙДИЗМА И НЕОФРЕЙДИЗМА
Одним из наиболее влиятельных и распространенных направлений антропологической философии является философия психоанализа. Психоанализ в его классической форме был основан 3. Фрейдом

Культура и личность
Обращаясь к исследованию социальной и культурной жизни общества, Фрейд отталкивается от созданной им модели личности. Поэтому принцип психологизации, используемый при рассмотрении природы человека,

Философия неофрейдизма
В качестве критиков теоретических постулатов Фрейда одним из первых выступил швейцарский психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961), вплоть до 1913 г. разделявший основные идеи св

А. Адлер о мотивационной личности
Как и Юнг, разошелся с Фрейдом по вопросу сексуальной обусловленности человеческого поведения другой критик классического психоанализа – Альфред Адлер (1870-1937). Он пересм

Quot;Культурный" психоанализ
Поворот в психоаналитическом движении от биологической обусловленности человеческого поведения к его социальной и культурной детерминации объясняется прежде всего тем бурным развитием антропологии

Философия бессознательного Э. Фромма
Проблема отношения личности и общества, взаимодей­ствия психологических и социальных факторов – центральная тема теоретических работ Эриха Фромма (р. 1900). В отлич

Особенности восточнославянской мифологии
Истоки древнерусской философии находятся в глубоком прошлом культуры восточных славян, живших на территории Восточной Европы во II-I тыс. до н.э. Эту культуру отличало господство языческого мировоз

Влияние христианства на древнерусскую философскую мысль
Однако развитие философского мышления стало по-настоящему возможным с приходом на Русь христианства. Оно стало проникать на территорию, населенную восточнославянскими племенами задолго до официальн

Сопоставление языческой и христианской идеологий
С философской точки зрения языческая и христианская идеология отличаются следующим. Языческое мировоззрение не выделяло человека из природы, оно было глубоко пантеистическим и, по своей сути, выраж

ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ
В XIII в. под ударами монгольских войск пала Киевская держава, чему предшествовало все большее обособление от нее отдельных княжеств. Нашествие свирепых, спаянных железной дисциплиной кочевников бы

Древнерусский панэтизм
Живой свидетель тех потрясений епископ Серапион Владимирский (ум. 1275) сравнивает нашествие иноплеменных с разрушительным землетрясением. "Ныне землею трясеть и колебл

Эволюция отечественного самосознания
Если отечественное самосознание домонгольского периода отличал исторический оптимизм, то после разгрома Руси и начала длительной изнурительной борьбы за выживание против "злогорького ига"

Протоимперская доктрина
К ее созданию причастны многие идеологи, основным же считают старца Филофея, монаха Елеазарова монастыря из-под Пскова, который в ряде посланий великим князьям Василию III,

Идеал Святой Руси
Если центральной концепцией политического мышления была доктрина "Москва – Третий Рим" в разнообразии ее вариантов – от великодержавного покровительства до повиннического мессианизма, то

Нестяжательство и иосифлянство
Глава русских исихастов стал вождем нестяжательскогонаправления, полемизировавшего с иосифлянским.Вассиан Патрикеев, Гурий Тишин, Артемий Троицкий

Смутное время
В истории России XVII век называется "бунташным". Начинается он со "Смутного времени" и разорения страны и заканчивается реформами Петра Великого. Тяжкие испытания &quo

Грекофилы и латинофилы
Противоборствующие тенденции в развитии российского общества связываются в XVII в. не только с противостоянием сторонников и противников церковных реформ, но также с полемикой грекофилов и латинофи

Славяно-греко-латинская академия
В XVII в. остро встал вопрос о создании современной системы образования. Возник ряд училищ, в том числе школа боярина Ртищева при Андреевском монастыре, куда были приглашены ученые киевские монахи.

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ СУДЬБЫ РОССИИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ ХIХ ВЕКА
Конец ХVIII – начало ХIХ вв. – это время, когда происходит становление русской философии как теории. С одной стороны, это был процесс активного освоения и развития западной философии, особенно неме

Социально-философская концепция западников
Философская концепция П.Я. Чаадаева (1794-1856) несомненно самостоятельна, хотя в ней чувствуется влияние немецкой классической философии, особенно Шеллинга. Одна из основны

Славянофильская концепция истории
В определенном смысле Чаадаева можно считать родоначальником того направления в русской идеологии, которое стало называться западничеством. Ему противостояло так называемое славянофильств

РОЛЬ В.С. СОЛОВЬЕВА В УТВЕРЖДЕНИИ ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В РОССИИ В ХIХ ВЕКЕ
Философия В.С. Соловьева (1853-1900) занимает особое место в истории русской философии и становлении национального философского самосознания. Это был первый русский философ,

Философская система
Действительно, одной из наиболее существенных особенностей философии Соловьева является ее тесная связь с религией. Собственно говоря, задача философии и задача религии, с его точки зрения, одна, в

Учение о государстве, человечестве и человеке
Учение о творческой эволюции Соловьева находит завершение в его теократической утопии. В основе учения о свободной теократии, которая должна наступить на земле, лежит убеждение Соловьева о том, что

Философия и религия в творчестве С.Л.Франка
С.Л. Франк (1877-1950). Его взгляды эволюционировали от марксизма к идеализму, к религиозно-философским концепциям, которые наиболее полно уложены в его работах: "Философи

Теодицея П.А. Флоренского
П.А. Флоренский (1872-1937) – писатель, богослов, философ. Его основная работа "Столп и утверждение истины" несомненно является памятником русской культуры. Сам он на

Религиозный "материализм" С.Н. Булгакова
Философия С.Н. Булгакова (1871-1944) являет собой сложность и противоречивость путей развития русской философской мысли, реализацию самых разнообразных возможностей, в том ч

РУССКАЯ ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ. Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ
Ф.М. Достоевский (1821-1881) – особое явление в развитии русского философского самосознания; он носитель наиболее характерных его черт в их единстве. Достоевский – философ, наи

Проблема человека в философии Ф.М. Достоевского
В ХIХ веке на первый план выходят идеи и идеалы универсального упорядочения Бытия, жизни общества, основанные на абсолютизации объективных закономерностей развития человеческой истории. Представлен

Проблема добра и зла
Нравственная позиция автора определяет те нравственные принципы, которые предлагаются в социальной теории. А тогда, когда они совсем не предлагаются, открывается путь господству безнравственности.

ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКИЕ ИДЕИ Л.Н.ТОЛСТОГО
Великий русский писатель Л.Н. Толстой (1828-1910) одним из главных вопросов человечества считал вопрос о смысле жизни. Драма человеческого бытия, с его точки зрения, состоит

Постановка вопроса о смысле жизни
Человек находится в разногласии, в разладе с самим собою. В нем как бы живут два человека – внутренний и внешний, из которых первый недоволен тем, что делает второй, а второй не делает того, что хо

Бог. Свобода. Добро
То бесконечное, бессмертное начало, в сопряжении с которым жизнь только и обретает смысл, называется богом. И ничего другого с достоверностью о боге знать нельзя. Разум может знать, что существует

Отношение Л. Толстого к христианским заповедям
Суть нравственного идеала и своеобразие его роли в жизни человека наиболее полно выражены в учении Иисуса Христа. Так считает Л.Толстой. При этом Христос не является для Толстого богом или сыном бо

Непротивление злу как основной закон любви
По мнению Толстого, центральной заповедью христианства является четвертая заповедь "Не противься злому", налагающая запрет на насилие. Осознание того, что в этих простых словах заключена

Непротивление как закон
Заповедь непротивления соединяет учение Христа в целое только в том случае, если понимать ее не как изречение, а как закон – правило, не знающее исключений и обязательное для исполнения. Допустить

ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ РУССКИХ СИМВОЛИСТОВ
Социально-политический кризис конца XIX-начала ХХ вв. породил великую эпоху русского культурного ренессанса. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и

Философская направленность символизма
Символизм – направление в европейском и русском искусстве, возникшее на рубеже ХХ столетия, сосредоточенное преимущественно на художественном выражении действительности посредством символов "в

Принципы символизма Д. Мережковского
Д. Мережковский (1866-1941) не обладал даром первооткрывателя-любомудра, способностью оригинального мыслителя (как близкий ему В.В. Розанов), он принимал уже сложившиеся концеп

Религиозно-философские идеи Д.Мережковского
В молодости Мережковский отдал дань позитивизму, увлекался работами Г. Спенсера и был сторонником гегелевской диалектики. Учение позитивистов – стремление поставить умственный мир человечества на т

Историософия Д. Мережковского
Мережковский ощущал себя эсхатологической личностью, а свое поколение – эсхатологическим поколением. Он был убежден, что от того, как современники его распорядятся свободой выбора, зависит метафизи

Идея духовного братства А. Белого
Самое значительное произведение А. Белого (1880-1934) – роман "Петербург". Всю жизнь, с ранней юности А. Белым владело одно грандиозное чувство – чувство

Вяч. Иванов об эстетических принципах символизма
Основные работы В. Иванова (1866-1949), имеющие философское значение, следующие: "По звездам", "Эллинская религия и страдающий бог", "Межи и борозды

Панэтизм А. Блока
А. Блок (1880-1921) считал, что в символизме господствует не эстетическое, а этическое начало. Поэтому его концепцию символизма с большим основанием можно было бы определить ка

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ Н.А. БЕРДЯЕВА
Из всей блестящей плеяды русских философов ХХ века, в творчестве которых наиболее полно выразилось русское национальное самосознание, Н.А. Бердяев является самым известным в мире. В отличи

Концепция человека
Будучи религиозным философом, он и христианство понимает прежде всего как выражение сущности человека, его самых глубинных помыслов и интересов. "Христианство есть персонализм... Персоналистич

Проблема свободы и творчества
Тесно связана с проблемой человека в философии Бердяева проблема свободы и творчества. Сам он в учении о свободе видит свой основной вклад в философскую мысль. Мир свободы, по Бердяеву, не подчинен

РУССКИЙ КОСМИЗМ
Идеи космизма как понимание причастности человека к космическому бытию, мысль о человеке как микрокосмосе, в миниатюре вместившем в себя все природные, космические стихии и энергии, проходят через

Проблема вечности человека в русской философии
Для первых представителей русского космизма человек – существо еще "промежуточное между Богом и земной жизнью" (В.С. Соловьев), находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но уже

Теория ноосферы в русском космизме
Одним из вариантов русского космизма стала и теория ноосферы. У ее истоков стоит великий русский ученый естествоиспытатель и философ В.И. Вернадский. Эта теория получила поддержку ученых с мировыми

БИБЛИОГРАФИЯ
1. Августин. Исповедь. – М., 1992. 2. Авенариус Р. О предмете психологии. – М., 1991. 3. Авенариус Р. Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры силы. Пролего

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги