рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философские взгляды Августина

Философские взгляды Августина - Конспект Лекций, раздел Философия, ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (конспект лекций) Августин Родился В 354 Г. Н.э. В Г. Тагасте (Африка). Здесь Же Он Получил И П...

Августин родился в 354 г. н.э. в г. Тагасте (Африка). Здесь же он получил и первоначальное образование. Затем он учился в Мадавре и Карфагене, Риме и Милане. В процессе учебы он проявляет интерес к философии (к скептицизму и платонизму). Затем под влиянием христианского миланского проповедника Амвросия увлекается идеями христианства. Сначала он новую религию принимает на веру, а затем решает перейти к ее осмыслению.

В 387 г. Августин принимает христианство. В 391 г. становится пресвитером, а в 395 г. – епископом г. Гиппона (в Африке). С этого времени он целиком посвящает себя религиозно-философской работе. Умер Августин в 430 г.

Августин был плодовитым писателем. Можно назвать хотя бы некоторые его работы: "Против академиков" (386 г.); "О жизни блаженной" (386 г.); "О порядке" (386 г.); "О бессмертии души" (387 г.); "Об истинной религии" (390 г.). Особенно большое значение для понимания генезиса философской мысли Августина имеет "Исповедь" (400 г.). Философия истории изложена им в работе "О граде Божьем" (413-426 гг.).

Все работы Августина оказали огромное влияние на последующую религиозную философию Европы.

Бог как личность. Креационизм. Для философского обоснования христианских положений Августин опирается на учение неоплатоников. Используя философию самого Платона, он превращает божественное бытие в нематериальное, противоположное бытию мира и человека. Бог, согласно Августину, есть Абсолют, стоящий над миром, над индивидом. Бытие Бога определяется им самим и ни от чего не зависит. Наоборот, Абсолют творит мир из ничего. Этот мир и есть сотворенное бытие. Таким образом, по Августину, существует два бытия: абсолютное бытие, или Бог, и сотворенное бытие, то есть бытие мира, вещей, человека и т.д. Подобная установка означает дуализм Бога и мира. Но если Бог абсолютно независим от мира, то мир полностью зависит от Бога.

Хотя Бог нематериален, он все же выступает как личность, обладающая свободой воли, желаниями. Он может действовать и реализовать свои цели. "Воля Божия присуща Богу и предваряет всякое творение; никакого творения не могло бы быть, если бы не предшествовала воля Творца. Воля Бога принадлежит к самой сущности божественной". Августин считает, что Бог обладает всеми мыслимыми качествами, которыми, собственно говоря, обладает и человек, ибо человек создан по образу и подобию божию, но только в превосходной степени. Бог – "отец истины, отец мудрости, отец истины и высшей жизни, отец блаженства, отец добра и красоты, отец умственного света, отец пробуждения и просвещения нашего, отец побуждающего залога возвратиться к тебе", то есть к Богу. Иначе говоря, все исходит от Бога и без него ничего нет.

Августин противопоставляет Бога как личность языческой слепой фортуне. Бог всемогущ, он полностью овладел судьбой и подчинил ее своей воле. Судьба – это божественное провидение, промысел Божий. Божественное всемогущество вытекает из бесконечности Бога, поскольку он бестелесен.

Личностное начало в Боге Августин связывает наличием воли в божественном интеллекте. Но Бог как личность надприроден. Он сотворил природу и управляет ею. Такая постановка вопроса ведет к фатализму. Божественное творение (креационизм), согласно Августину, не было одноактным. Творение непрерывно. Если Бог, пишет Августин, "отнимет от вещей свою, так сказать, производительную силу, то их так же не будет, как не было прежде, чем они были созданы". Этот фатализм распространяется и на человека. "Не моя мать, не кормилицы мои питали меня сосцами своими, – обращается Августин к Богу, – но Ты чрез них подавал мне, младенцу, пищу детскую по закону природы, тобою ей предначертанному, и по богатству щедрот твоих, которыми ты облагодетельствовал все твари по мере их потребностей".

Такое воззрение на мир приводит к иррационализму. Все становится непостижимым для разума. Но и сам мир наполняется чудесами, за которыми скрываются премудрость и всемогущество творца.

Учение о бытии. По мысли Августина, существует абсолютное бытие, которое не имеет никакой примеси небытия. Абсолютное бытие существует во всем своем целом и не может не существовать. Оно не может изменяться и потому существует вне времени. Величайшим бытием, говорил Августин, должно называться такое, которое всегда пребывает одинаковым образом, совершенно подобно самому себе, ни в одной своей части не может подвергаться тлению или изменению, не подвержено времени, не может сейчас быть иным, чем раньше, – именно это называется бытием в самом истинном смысле. Иначе говоря, абсолютное бытие – это и есть сам Бог, сущность сущностей, или высшая сущность. Следуя за Платоном, Августин бытию противопоставляет небытие, или материю. Средним между бытием и небытием есть нечто постоянно изменяющееся. Оно – не то, что было и будет, а то, чем оно уже не является или еще не явилось. Это – конкретные чувственные вещи, живые существа и сам человек. Все они подвержены изменению. Всякое же изменение есть частичная смерть, то есть признак бедности и неполноты бытия. Поскольку вещь (или человек) продолжают существовать, они заключают в себе нечто от абсолютного бытия; поскольку они изменяются (частично умирают), они несут в себе что-то от небытия. Абсолютное бытие присутствует в настоящем, у него нет прошлого и будущего. Изменяющееся принадлежит прошлому и будущему. Настоящее для него – один лишь краткий миг. Оно практически отсутствует. Неизменное же, целиком присутствующее в настоящем, есть вечность. Иначе говоря, абсолютное бытие вечно. Это – Бог.

Истинное бытие (Бог) субстанциально. Быть субстанцией означает, по Августину, во-первых, быть; во-вторых, быть тем или этим; в-третьих, оставаться тем, что есть, столько, сколько возможно.

Абсолютное бытие обладает неотъемлемыми свойствами, к которым прежде всего следует отнести постоянную действительность и нематериальность, бестелесность. Бестелесность означает, что абсолютное бытие непространственно. Отсюда следует, что Бог (абсолютное бытие) вездесущ и недоступен чувственному восприятию. Бог постигается только умственно, но не одним каким-то отдельным умом, а всеми умами одновременно.

Абсолютное бытие противоположно материи (небытию). Но само оно не оформлено, ибо оно само является чистой формой. Здесь Августин переходит на позиции аристотелизма, не покидая, однако, и философию Платона. Абсолютное бытие, по Августину, есть величайшее благо. Бытие, субстанция, природа, форма – это благо; небытие, уничтожение, смерть и т.д. – это зло. Поэтому то, что существует в наивысшей степени, является и наивысшим благом. А это есть Бог.

Изменяющиеся предметы (и человек) расположены между бытием и небытием. Они нестабильны. Если духовные предметы изменяются только во времени, то телесные – во времени и в пространстве. К изменяющимся духовным предметам относится и разумная душа. Но она обладает еще и бессмертием. Бессмертие души не есть вечность, так как вечность – это абсолютно неизменяющееся. Душа же изменяет свои состояния (она переживает, мыслит, чувствует и т.д.). Старые состояния "умирают", чтобы уступить место новым. Душа – это само мышление, разум. "Когда мы умозаключаем, – говорит Августин, – то это бывает делом души. Ибо это дело лишь того, что мыслит; тело же не мыслит; да и душа мыслит без помощи тела, потому что, когда мыслит, отвлекается от тела".

Если вечное, неизменное бытие есть чистая форма, то все изменяющиеся субстанции (телесные и бестелесные) суть форма и материя. Здесь Августин следует за Аристотелем. Но, по Августину, материя неизменяема, ибо она только возможность того, что форма делает действительным, то есть придает предметам определенность. Поэтому форма делает предметы изменяющимися. Материя есть лишь возможность изменения формы. И следовательно, материя не есть небытие. Она существует, но как "почти" ничто. Она бесформенна, но предрасположена к форме.

Августин делит материю на телесную (чувственную) и духовную (умопостигаемую). Стало быть, тело и душа имеют каждый в отдельности свою материю. Если тело есть оформленная материя, физическая, телесная, то душа есть оформленная духовная материя.

Наряду с признанием бытия двух типов материи Августин говорит о двух формах: внешней и внутренней. Первая оформляет предметы внешне, вторая – подобна аристотелевской энтилехии. Она осуществляет единство вещи. Каждый предмет для чего-то (какой-то цели) существует.

Помимо указанных форм Августин различает форму телесного и форму умопостигаемого. "Все существующее или телесно, или бестелесно. Телесное охватывается телесной, а бестелесное – умопостигаемой формой. Следовательно, все, что существует, имеет какую-то форму. Но форма эта дается Богом, ибо сам Бог есть форма форм. Все, что существует, насколько оно существует, и все, что еще не существует, насколько оно может существовать, форму имеет от Бога" (1. С.14).

Время. Августин уделяет большое внимание проблеме времени. В своих рассуждениях о времени он поднимает три основных вопроса: 1) об отношении времени к бытию и о начале времени; 2) о познании времени; 3) об измерении времени.

По первому вопросу Августин говорит, что время не субстанциально. Оно существует только в мире. Оно есть характеристика происходящих в мире изменений. "Если бы ничего не происходило, то не было бы прошедшего, и если бы ничего не происходило, то не было бы будущего, и если бы ничего не было действительно существующего, то не было бы и настоящего времени" (1. С.30). Бог же исключается из времени. Он вечен. Он – творец времени. Поэтому время имеет начало, но лишь в генетическом, причинном смысле.

Поскольку время произведено от вечности, оно имеет с ней (вечностью) нечто общее: оно обладает длительностью. Длительность конечна и, следовательно, не сравнима с длительностью времени. Ничто не долговременно, что имеет какой-нибудь последний предел, и все определенные пространства веков, если сравнивать их с беспредельною вечностью, должны быть почитаемы не малыми, а равными нулю.

Время и вечность – это мера постоянства и продолжительности бытия. "Продолжительность времени не иначе складывается, как из преемственной последовательности различных мгновений, которые не могут проходить совместно; в вечности же, напротив, нет подобного прохождения, а все сосредоточивается в настоящем как бы налицо, тогда как никакое время в целом его составе нельзя назвать настоящим. Все прошедшее наше слагается из будущего, и все будущее наше зависит от прошедшего; все же прошедшее и все будущее творится из настоящего, всегда сущего, для которого нет ни прошедшего, ни будущего, что мы называем вечностью" (1. С.XI.11).

Следовательно, по Августину, существовать – значит быть в настоящем. Как, спрашивает Августин, надо понимать существование прошедшего и будущего, если того, что прошло, уже нет, а того, что только еще будет, еще нет? И Августин отвечает: "Что же касается до настоящего, то, если бы оно всегда оставалось настоящим и никогда не переходило из будущего в прошедшее, тогда оно не было бы временем, а вечностью. А если настоящее остается действительно временем при том только условии, что через него переходит будущее в прошедшее, то как мы можем приписать ему действительную сущность, основывая ее на том, чего нет? Разве в том отношении, что оно постоянно стремится к небытию, каждое мгновение переставая существовать" (1. С.XI.12).

Можно говорить о краткости или продолжительности прошедшего, о больших или малых величинах будущего, но нельзя измерить того, чего нет. Более или менее устойчиво только настоящее. Но и оно сжимается до нуля: с одной стороны – прошедшим, с другой – будущим. Вместе с тем надо признать, что прошлое и будущее присутствуют в настоящем. "Только одно из них (будущее), переходя в настоящее, приходит непостижимо для нас откуда-то, а другое (прошедшее), переходя из настоящего в свое прошедшее, отходит непостижимо для нас куда-то" (1. С.XI.17).

Прошлое и будущее мы видим в настоящем. Но видим не сами события или предметы, которых еще или уже нет, а их образы, впечатления, которые присутствуют в душе. Мы вспоминаем свое детство, но обозреваем не само детство, которого уже нет, а образы, хранимые нашей памятью. И Августин делает следующий вывод:

"Теперь ясно становится для меня, что ни будущего, ни прошедшего не существует и что неточно выражаются о трех временах, когда говорят: прошедшее, настоящее и будущее; а было бы точнее, кажется, выражаться так: настоящее прошедшего, настоящее будущего. Только в душе нашей есть соответствующие тому три формы восприятия, а не где-нибудь инде (то есть не в предметной действительности). Так, для настоящего прошедших предметов есть у нас память или воспоминание; для настоящего настоящих предметов есть у нас взгляд, воззрение, созерцание, а для настоящего будущих предметов есть у нас чаяние, упование, надежда" (1. С.XI.20).

Августин ставит вопрос об измерении времени. Если прошлое и будущее в собственном смысле не существуют, то нельзя измерить то, чего нет. Измерению подлежит только текущее время. Далее. Измерение времени предполагает его меру. Вещи же, проходя через настоящее, не задерживаются в нем, но мгновенно уходят в прошлое, то есть в небытие. Настоящее не имеет продолжительности, следовательно, не имеет эталона измерения. Если предположить, что мера времени не находится в настоящем, то не ясно, как существующее может измеряться тем, чего уже нет. Августин поясняет: слушая музыку стиха, мы сопоставляем длительность слогов с уже услышанным вначале кратным слогом. Без этого мы не уловили бы гармонии длительностей. Эта гармония улавливается тем, что мы соизмеряем длительность слогов: предыдущий слог уже прозвучал и смолк, а затем начал звучать второй, за ним третий и т.д. Августин делает вывод, что мы, слушая стихи, соизмеряем не их самих или слоги, а остающиеся от них в душе впечатления. Из них-то и выбирается эталон для оценки других впечатлений, оставшихся в душе. Так измеряется всякое время, то есть измеряется только в душе наблюдающего. Впечатления от вещей, событий и т.д. остаются в душе и тогда, когда этих вещей уже нет. "Итак, – говорит Августин, – или это самое и есть время или же не есть время то, что я измеряю" (1. С.XI.27).

Не долго будущее, которое еще не существует, но долго ожидание его; не долго прошлое, которое уже не существует, но долга память прошлого.

Время, по Августину, непостижимо для человека. "...Что такое время? Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; но как скоро я хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик" (1. С.XI.14).

Выяснение природы времени, конечно, великая заслуга для исследователя. Но вряд ли можно выяснить эту проблему. Время непостижимо, как непостижимо и то, каким образом прошлое и будущее порождаются вечностью, которая вся в настоящем. "И кто в состоянии уразуметь и истолковать, как вечность, неизменно пребывающая в настоящем, для которой нет ни будущего, ни прошедшего, творит между тем времена и будущие и прошедшие?" (1. С.XI.19).

Для уяснения сущности времени Августин отказывается от идущей от философов Древней Греции связи времени с движением небесных тел (Солнца). "Пусть не говорят мне, – пишет Августин, – что время есть не что иное, как движение тел небесных. Ибо когда и Иисус Навин остановил солнце при помощи божьей, чтобы довершить победу над врагами, то солнце прекратило свое движение; время же не прекращало своего течения, потому что эта брань была довершена именно в продолжение того времени, которого недоставало в этот день, но которое необходимо было для окончания битвы" (1. С.XI.23).

Августин утверждает, что время есть особого рода "протяжение". "Мне кажется, – пишет он, – что время есть не что иное, как некое протяжение, но протяжение чего именно – я не знаю с достоверностью, хотя маловероятно, чтобы оно было чем-то иным, нежели протяжением самого духа" (1. С.XI.26).

Августин не считает, что его рассуждения о времени представляют собой истину. Это лишь одна из гипотез. Он признается сам: "Говоря все это о времени, я ничего не утверждаю, а только доискиваюсь истины и пытаюсь познать ее" (1. С.XI.16).

Изложив субъективно-психологическую гипотезу времени, Августин говорит и об объективности времени, которое понимается им как отношение между вещами, как порядок следования их друг за другом в настоящем и как момент их взаимных изменений. Примерно таким же образом он истолковывает и пространство, которое выражает рядоположенность всех вещей. Ни время, ни пространство не могут быть самостоятельными субстанциями. Они лишь функции вещей. И в этом отношении Августин совершенно прав.

Проблема человека. Августиновское понимание человека, его существования и развития вращается вокруг четырех библейских догматов: творения, грехопадения, искупления и воскрешения.

Догмат о сотворении человека по образу и подобию божию требовал от Августина говорить о высоком достоинстве человека как богоподобного существа. Догмат о грехопадении давал возможность Августину рассматривать человека пессимистически, ибо человек впал в грех, нарушил божественный запрет. Это привело его в конечном итоге к духовной и физической смерти. Однако грехопадение не уничтожило богоподобия человека, поскольку он наделен неотчуждаемым божественным разумом. Правда, теперь человек стал подобен не только Богу, но и Дьяволу, поскольку в нем (в человеке) присутствуют порочные страсти. Августин пишет: Не тем человек сделался похожим на дьявола, что имеет плоть, которой дьявол не имеет, а тем, что живет сам по себе, то есть по человеку. Ибо и дьявол захотел жить сам по себе, когда не устоял во истине; так что стал говорить ложь от своих, а не от божьих – стал не только лживым, но и отцом лжи. Он первый солгал. От него начался грех, от него же началась и ложь. Итак, когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу.

Грехопадение привело к тому, что смертная жизнь человека сделалась "жизненной смертью". Тут следует отметить, что в самом происхождении человека заключена угроза смерти и порчи, так как человек сделан из "ничего", "из праха земного", который в свою очередь создан "из ничего", стремящегося возвратиться к самому себе, то есть в ничто, в небытие. Однако возможность смерти (переход в небытие) могла стать и действительностью, если бы не грехопадение, отделившее человека от Бога и сблизившее его с дьяволом.

Догматы искупления и воскрешения возвращали Августина к оптимизму. Если Христос воплотился в человеческое тело, стал богочеловеком, то, следовательно, оно получило божественное освящение. Человек создан Богом. Он состоит из тела и души. Бог же творит только благо. Значит, тело и душа – благо. Но тело – благо низшего порядка. Оно является благом до тех пор, пока находится под контролем разумной божественной души. Хотя тело смертно, оно все же может избежать тления сколь угодно долго, если душа данного конкретного человека была постоянно устремлена к Богу. Так в христианском богословии появилось теоретическое оправдание для существования святых нетленных мощей. Через искупление человеку дана возможность реального бессмертия и совершенства.

Догмат воскрешения говорит за то, что указанная выше возможность может стать действительностью, если конкретный человек любит Бога превыше всего.

Итак, по Августину, человек есть единство души и тела. "Человек, – пишет он, – не есть только тело или только душа, но состоит из души и тела. Верно, что душа составляет не всего человека, а лучшую его часть, и что тело не составляет всего человека, а только низшую часть его, и что, когда то и другое соединены вместе, то это называется человеком" (67. С.314-315). В другом месте Августин заявляет: "Человек есть разумная душа, владеющая телом" (67. С.315). В этом высказывании акцент смещен на душу. Это подтверждается и следующим высказыванием Августина: "Тело же не есть то, чем мы являемся сами, поэтому не тело в человеке достойно любви и влечения" (67. С.315).

Человек воплощает в себе царство духа и царство материи. Все творение реализовано в человеке, ибо он и мыслит разумом, и чувствует, и движется телом в пространстве.

Добро и зло. Августин исходит из того, что всякое бытие есть благо, поскольку оно в большей или меньшей степени зависит от абсолютного бытия, то есть от Бога. Сам Бог есть добро. Зло же коренится только в небытии. Оно возможно лишь потому, что сотворенное бытие неполно, несовершенно. Зло – это отрицание совершенства, отсутствие полноты бытия. Если бы сотворенное бытие (небытие) было совершенным и полным, то зла не было бы. Иначе говоря, если бы мир не существовал, то не было бы и зла. Зло – это лишенность блага. Гниение, разложение, тление – все это зло, поскольку разрушает тело. Когда же тело полностью уничтожено гниением, то гниения уже нет, а следовательно, нет и зла. О порче вещей можно говорить, пока есть то, что портится; о зле – пока есть благо.

В чем же причина неполноты вещей, зла? Августин видит ее в сотворенности всех вещей из ничего. Ничто – это фундаментальное зло. Из него производится всякое другое зло: физическое (потоп) и духовное (грех).

Человек, как и все сотворенное Богом, есть благо. Но как сотворенный из ничего – несовершенное благо. Человек наделен Богом разумом, свободной волей. Но и разум, и воля у человека все-таки человеческие, хотя и божественные по своей природе. Они несовершенны, поскольку человек наделен свободной волей, постольку в нем самом заключена возможность добра и зла. Грехопадение произошло потому, что у человека была возможность выбора своих поступков. Эта возможность стала действительностью, когда первые люди (Адам и Ева) вкусили плод дерева познания добра и зла и тем самым решили приблизиться к Богу по уровню своего знания.

После грехопадения свободная воля человека настолько извратилась, что ее возвращение к первоначалу, если и не утратило своей возможности, все же осуществимо собственными силами. Поэтому у человека появилась нужда в божественной помощи, которой удостаиваются не все люди, а только избранные. Все же остальные катятся к своей гибели.

Августин считает, что Бог знает заранее, что произойдет в мире и с каждым отдельным человеком. Все в мире предопределено. Правда, это предопределение не исключает свободы человеческого выбора. Тем самым Августин снимает с Бога ответственность за грехопадение человека и возлагает ее на дьявола и на самого человека. Хотя Бог и знал, что человек нарушит запрет и отведает плодов дерева познания, но человеку была предоставлена возможность выбирать: последовать ли за Богом или за дьяволом. Первые люди сделали свой выбор: они отвратили свой лик от Бога и обратили лицо свое к дьяволу. С этого времени над человеком постоянно висит дамокловым мечом вина. С этого времени все поступки человека можно оценивать двумя категориями: божеские и дьявольские. При этом большинство людей почему-то предпочитает вторые первым. И даже смерть Иисуса Христа, принятая им во искупление грехов человеческих, не приблизила людей к Богу: они все также грешат, забывают Бога и чаще, чем к Богу, обращают лик свой в сторону дьявола.

Историческая концепция Августина. Августина следует отнести к одному из первых философов истории. Именно он впервые рассмотрел общественную историю как единый объективный, можно даже сказать, закономерный процесс, являющийся составной частью мирового развития.

В своей философии истории Августин опирается на Библию, в частности, на новозаветные положения, которые, в свою очередь, толкуются как сбывшиеся ветхозаветные пророчества. Отсюда следовало, что история предсказуема при всей уникальности, индивидуальности ее событий. Основой ее осмысленности является то, что Бог, создав человека и, следовательно, приложив свои силы для возникновения человечества, вложил в историю свой божественный промысел и провидение. Божественный промысел означает в то же время предопределение. Предопределение же всегда есть предопределение к чему-то, к какой-то цели. Следовательно, история имеет свою цель, а каждая историческая эпоха имеет свое предназначение для достижения этой цели.

История человечества, согласно Августину, заключена в определенные рамки: между грехопадением Адама и Евы и Страшным Судом. В этих пределах и предопределено все то, что происходило и будет происходить в мире. Это наказание людей за первородный грех, испытание способности людей сопротивляться злу, испытание их воли к добру, искупление первородного греха, призвание лучшей части человечества к построению Царства Божия, отделение праведников от грешников и окончательное воздаяние каждому по заслугам.

В соответствии с этим вся история делится Августином на шесть периодов, что напоминает шесть дней творения. Первый период начинается от Адама и кончается ноевым потопом; второй – от потопа до Авраама; третий – от Авраама до Давида; четвертый – от Давида до Вавилонского пленения; пятый – от Вавилонского пленения до рождения Иисуса Христа; шестой – от Христа до Страшного Суда.

Философия истории излагается Августином в его главном труде "О граде Божьем", в котором история представлена как борьба двух противоположных по своим интересам сообществ: "сообщества земного" и "сообщества небесного". Мы разделили человеческий род на два разряда, пишет Августин: "Один – тех людей, которые живут по человеку, другой – тех людей, которые живут по Богу. Эти разряды мы символически назвали двумя градами, то есть двумя сообществами людей, из которых одному предназначено вечно царствовать с Богом, а другому подвергнуться вечному наказанию с дьяволом" (67. С.333).

Первый град – небесный, а второй – земной. Эти два града, согласно представлению Августина, "созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, а небесной – любовью к Богу, доведенною до презрения к самому себе. Первый затем полагает славу свою в самом себе, последний – в Господе. Ибо тот ищет славы от людей, а для этого величайшая слава Бог, свидетель совести... Над тем господствует похоть господствования, управляющая и правителями его, и подчиненная ему народами; в этом по любви служат взаимно друг другу и предстоятели, руководя, и подчиненные, повинуясь. Тот в своих великих людях любит собственную силу, а этот говорит своему Богу: возлюблю тя, господи, крепосте моя" (4. Т.1, ч.2. С.602).

По Августину, люди делятся на "земных", то есть "плотских", которые любят наслаждения, и на "небесных", тех, которые имеют упорядоченную любовь, то есть любовь к Богу.

Мораль этих двух разрядов людей противоположна. Первые хотят хорошо устроиться в земной жизни; вторые берут от земной жизни только самое необходимое для удовлетворения плоти, но все их устремления направлены к достижению высшего блаженства, то есть к непосредственному общению с Богом. Граждан земного града, пишет Августин, рождает испорченная грехом природа, а граждан града небесного рождает благодать, освобождающая природу от греха; посему те называются сосудами гнева Божия, а эти сосудами милосердия.

В реальной жизни все люди смешаны. И "земные" и "небесные" живут вместе. Никто из них не знает, к какому разряду он принадлежит. В этом заключается великая тайна предопределения, которая откроется только на Страшном Суде. Таким образом, Августин исключает для каждого отдельного человека возможность выбирать, в каком обществе он может жить: в земном или небесном, ибо практические действия человека, живущего в земных условиях, не решают вопроса о том, избран он Богом или нет.

Символами "земного града" служат, по Августину, Вавилон, каким он изображен в Библии, и Римская империя, которая называется "вторым Вавилоном". Символом же "небесного града" является патриархальный Иерусалим, или земная "странствующая церковь". Но тут Августин оговаривается, что этот символ "небесного града" в своем реальном существовании лишь постольку богоугоден, поскольку в нем содержится духовное.

Следуя за Платоном, Августин разделяет общество на идеальное и реальное. Он понимает общество как "множество людей, собранных вместе". Оно для человека естественно, ибо человек по природе своей – существо социальное, нуждающееся в общении, которое, в свою очередь, нестабильно и постоянно находится под угрозой распада. Это относится к трем видам земного сообщества: к семье, к гражданскому обществу (городу) и к государству. Все они раздираются внутренними противоречиями, а именно: эгоизмом и враждой.

Высшим идеалом всякого сообщества является мир. Но в земных условиях он весьма непрочен и сохраняется ненадолго. Постоянный мир просто невозможен. Однако Августин считает, что то, что невозможно сохранить в земных условиях, возможно в идеальном сообществе. Но такое сообщество является уже неземным. Это – сообщество святых и ангелов, общество полного единства и постоянного мира. Этот мир есть последнее блаженство, есть высшее совершенство, не имеющее предела.

Так Августин (вместе с Библией) декретирует вечное Царство Божие. Но в этом царстве нет реальных, живых людей. Это общество бессмертных человеческих душ, по какой-то причине призванных Богом к вечному блаженству.

Таким образом, человеческая история заканчивается установлением Царства Божия. Но это царство находится не на земле, но на небесах, и живут там лишь бесплотные тени.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (конспект лекций)

На сайте allrefs.net читайте: "ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (конспект лекций)"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философские взгляды Августина

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ И ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Возникновение философии древнего мира относится к середине первого тысячелетия до н.э. Почти одновременно она стала возникать в трех далеко отстоящих друг от друга регионах: в Древнем Китае, в Древ

Философия в Древнем Китае. Начала философии
В Древнем Китае до возникновения философского миропонимания существовало мифологическое объяснение мира, которое было, безусловно, попыткой дать ответ на вопрос о происхождении мира и самого челове

Происхождение сущего
Древнекитайские философы пытались ответить на вопрос о первопричине возникновения всего сущего. При этом большое внимание они уделяли Небу, понятие которого включало в себя и верховного владыку (Ша

Природа человека
Вопрос о природе человека первым поставил Конфуций в связи со своей концепцией воспитания и обучения. По своей природе, – говорил он, – люди близки друг другу; по своим привычкам люди далеки друг о

Индийская предфилософия
Первыми источниками информации о жизни древнеиндийского общества является так называемая ведическая литература. Она составлялась примерно с 1500 до 600 гг. до н.э. По своему содержанию она преимуще

Философская проблематика Упанишад
Философская проблематика в Упанишадах еще сохраняет сильную зависимость от религиозно-мифологического воззрения. Но уже на первое место выдвигается обсуждение таких проблем, как место и назначение

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
В лекции предполагается остановиться на проблемах бытия, человека, общества и государства, которые являются сквозными для многих теорий, независимо от того, кем и когда они создавались. Др

Проблема бытия. Первоматерия. Атомистика Левкиппа-Демокрита
Следует отметить, что людей всегда интересовали и интересуют так называемые вечные вопросы: откуда есть, пошел мир и все в нем существующее, что такое человек, какова его сущность и предназначение

Зарождение жизни и происхождение человека
Наивность воззрений древнегреческих философов наиболее наглядно проявилась в учениях о происхождении жизни и человека. Уже Анаксимандр полагал, что от апейрона обособляется теплое и холодное, в рез

Некоторые вопросы общества и государства
В дошедших до нас фрагментах Гераклита можно увидеть отношение этого мудреца к политическому состоянию тогдашнего общества. Он считает, что власть должна принадлежать "лучшему" меньшинств

ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ БИБЛИИ
Библия – это книги священного писания Ветхого и Нового заветов. Ветхий завет – это священные книги иудаизма. Иудаизм не приемлет Новый завет – священные книги христиан. Христиане же признают Ветхий

Личность Бога
Если опираться только на Библию, а не на последующие богословско-религиозные интерпретации ее, то можно с полным основанием сказать, что бог Ветхого завета – существо антропоморфное со всеми органа

Проблема человека
В Библии однозначно утверждается, что человека сотворил Бог: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и ска

Нравственные нормы
Существование многочисленных представителей рода человеческого требовало регулирования отношений между ними, а поскольку здесь речь идет о Библии, то и отношений между людьми и Богом. Авторы Библии

Библейская концепция исторического процесса
Библия не могла обойти вниманием вопрос исторических судеб народов. Начало истории положено Богом: он сотворил мир и человека – Адама и Еву, с грехопадения и изгнания которых началась история челов

РАННЕХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Христианство вышло на арену исторического развития в Римской империи во второй половине I века нашей эры. Впоследствии оно стало основной официальной религией во всех европейских государствах.

Средневековая схоластика. Доказательство бытия Бога
Августин Блаженный является одним из первых выдающихся зачинателей христианской философии. После него и в значительной мере под влиянием его философских воззрений в течение примерно тысячи лет суще

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Возрождение, или Ренессанс, – целая историческая эпоха, процесс идейного и культурного развития общества от начала разложения феодальной системы до ранних буржуазных революций. Принято счи

Некоторые методические подходы к анализу философии Возрождения
Объективный анализ сути западноевропейского Возрождения сопряжен с многими сложностями. 1. Они касаются периодизации Возрождения. История материальной и духовной культуры не знает резких г

Гуманизм Ренессанса. Становление индивидуализма
Человеческая цивилизация в эпоху Возрождения вновь, как и во времена древних греков, набирает высокие темпы развития. Обеспечиваются они соединением таких экономических, политических и духовных сти

Социальные теории Ренессанса
Социальные теории Возрождения в сущности своей развивались в двух направлениях. Одно из них ставило и пыталось решать проблемы политики и права, государства, в том числе причин его возникновения, ф

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Философия эпохи Возрождения сыграла чрезвычайно важную роль в разрушении средневековой системы духовных ценностей и подготовила почву для будущих промышленно-технических и политических революций XV

Ф. Бэкон о теории и практике
Главные сочинения Ф. Бэкона: "Новый Органон" "О прогрессе наук божественных и человеческих", "О принципах и началах", "Новая Атлантида". Основной па

Учение Ф. Бэкона о методах познания
Учение о методах познания начинается с критической его части. Сомнение есть отправной пункт познания. Бэкон раскрывает слабые стороны человеческих познавательных способностей. Эти слабости ведут не

Рационалистический метод философствования Р. Декарта
В то время, когда в Англии закладывались основы эмпирико-индуктивного метода, во Франции начал формироваться иной, дедуктивно-рационалистический метод научного познания. Крупнейшим представителем р

Онтология Декарта
Научный метод познания приводит Декарта к беспредельному доверию разуму, но разуму скептическому, сомневающемуся. Именно из сомнения начинается путь к философии. Поэтому подвергать сомнению надо и

Теория познания Т. Гоббса
Основные работы Т. Гоббса: "О теле", "О человеке", "Левиафан". По своим философским идеям Гоббс был духовно близок Ф. Бэкону. Как и Бэкон, он повторяет, что з

Онтологическая теория Гоббса
В области онтологии Гоббс занимает последовательную материалистическую позицию. Он утверждает, что нет никаких нетелесных, то есть нематериальных духов, нет духовных субстанций. Мыслят тела, и поэт

Учение о человеке
Гоббс подчиняет своему механистическому методу не только природу, но и изучение человека. С одной стороны, человек – сложное тело природы, а с другой – создатель искусственных социальных тел (общес

Учение Спинозы об атрибутах и модусах
Наиболее известные работы Спинозы (1632-1677): "Этика", "Основы философии Декарта", "Трактат об усовершенствовании разума". Философия Спинозы глубоко оригинал

Принципы познания в философии Спинозы
В соответствии со своей онтологией Спиноза называет главным объектом познания "бога" – природу. Познание бога как первейшей причины всего сущего невозможно через эмпирический путь. Познан

Философские идеи И. Канта
Докритический период. Иммануил Кант – основоположник классической немецкой философии. Его творческую биографию условно принято делить на два периода: докритический и

И.Г. Фихте и его философские идеи
Философия Фихте немыслима без кантианства. Опираясь на него, Фихте усиливает практически-деятельное отношение сознания к предмету, который оно фактически создает. Можно сослаться, по крайней мере,

Некоторые философские идеи Ф.В.И. Шеллинга
Первоначально Шеллинг выступил продолжателем философии Фихте. Но вскоре замечает несовершенство фихтеанского субъективного идеализма. Он считает, что субъективно-идеалистическое Я не может быть при

Г.В.Ф. Гегель. Истоки и тайна его философии
Некоторые авторы истоком и тайной гегелевской философии считают его "Феноменологию духа" (1807). С таким утверждением надо согласиться, ибо все последующие работы Гегеля оказываются лишь

Л. Фейербах. Антропологический материализм
В 1841 г. выходит в свет книга Л. Фейербаха "Сущность христианства", сделавшая его широко известным мыслителем. Отношение к ней с самого начала было двойственное. Одни видели в ней символ

ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА
Марксизм представляет собой сложную трехчастную систему, все составляющие которой взаимосвязаны, дополняют и обосновывают друг друга. Это – философская, экономическая теория и теория научного социа

Становление марксизма
Марксизм появился как закономерное, логически необходимое продолжение развития интеллектуальной теории Нового времени, начавшейся Ф. Бэконом и Р. Декартом. То обращение к науке, необходимость котор

Материалистическая диалектика
К. Маркс и Ф. Энгельс создали философию диалектического материализма. Диалектика как метод познания и логика развития духа была разработана, как известно, Гегелем, к заслугам которого следует отнес

Материалистическое понимание истории
Как уже отмечалось, К. Маркс и Ф. Энгельс создали материалистическое понимание истории, позволившее рассматривать общество с научных позиций. Теперь стало возможным относиться к обществу не идеалис

Учение о практике
Один из главных недостатков домарксовского материализма заключался в его созерцательности, то есть в том, что он стремился лишь к познанию мира, но не к его изменению. Субъект рассматривался как су

Постмарксизм
Историческая судьба марксизма драматична. Сначала его замалчивала западноевропейская буржуазия. Но когда далее замалчивание стало невозможным, на него обрушилась критика буржуазных идеологов. Некот

ФИЛОСОФИЯ ПОЗИТИВИЗМА
Позитивизм – это философское течение, возникшее в 30-х годах ХIХ в. во Франции. Он появился как реакция части философов на тупиковую ситуацию, в которую зашла классическая философия Запада в поиска

Первая историческая форма позитивизма
Основателем позитивизма считается французский философ О. Конт (1798 -1857). Позитивистская философия Конта связана с философией Просвещения ХVIII в. Следуя просветителям, Ко

Вторая форма позитивизма
В результате попыток отказаться от контовско-спенсеровской ориентации и вместе с тем сохранить основную позитивистскую направленность – резкое размежевание областей науки и фил

Неопозитивизм. Логический позитивизм
Неопозитивизм сложился как третья историческая форма позитивизма в конце 20-х гг. ХХ столетия практически одновременно в Англии, Австрии и Польше. Он был результатом тех превращений, которые соверш

ФИЛОСОФИЯ ВОЛЮНТАРИЗМА
Название "философия жизни", или волюнтаризм, употребляется в философии в различных смыслах: для обозначения совокупности так или иначе приведенных в систему представлений о смысле и ценно

Сущность волюнтаризма
"Философия жизни" в собственном смысле слова имеет свою предысторию. Происхождение ее обычно выводят из анонимного произведения "О морально прекрасном и философии жизни" (1772 г

Философия Фридриха Ницше
Произведения Ф. Ницше (1844-1900) написаны в блестящей афористической литературной форме. По содержанию и социально-философской направленности их можно разделить на три груп

Философия истории О. Шпенглера
Идеи Ницше были продолжены в новых исторических условиях ХХ века во Франции А. Бергсоном, в Германии В. Дильтеем, Г. Зиммелем

ФИЛОСОФИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА
Упоминание об экзистенциализме (или "философии существования") впервые появилось в конце 20-х гг. ХХ века. Оно казалось бесперспективным, но вскоре выросло в крупное идейное движение. Его

Феноменологический метод М. Хайдеггера
Исходным пунктом эзистенциалистского философствования М. Хайдеггера (1889-1970) является категория "существования". В свете ее рассматриваются социальные отношения

Экзистенциальная философия К.Ясперса
В отличие от Хайдеггера, К. Ясперс (1883 – 1969) считает объективное бытие независимым от человеческого сознания. Но, как говорит он, бытие нельзя рассматривать ни как завер

Французский экзистенциализм
Французский экзистенциализм как идейное течение сформировался в 40-х гг. ХХ века под непосредственным влиянием М. Хайдеггера и Э. Гуссерля. Он более разнороден, чем немецкий экзистенциализм, более

Проблема свободы и отчуждения в философии Ж.-П. Сартра
Исходным пунктом онтологических размышлений Ж.-П. Сартра (1905-1980) является убеждение в существовании отличного от человека и несводимого к его мысли мира вещей, с которым

А. Камю: абсурд и бунт
Особенностью философии А. Камю (1913-1960) является то, что у него нет систематизированного и всеохватывающего философского учения, он занимается почти исключительно этическ

Гносеология экзистенциализма
Всех экзистенциалистов объединяет общее подозрительное и порою враждебное отношение к науке. Они упрекали ее за многие грехи. Во-первых, она охватывает область внешнего мира, не давая представлений

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Антропологические учения современной буржуазной философии родились в период всеобщего кризиса западного мира. Катастрофы первой мировой войны и драматические события истории последующих десятилетий

Поиск единой идеи человека в философии М. Шелера
При всем единодушии сторонников "антропологизации" и "гуманизации" современной философии в рамках названных нами направлений обнаруживаются весьма существенные расхождения в пон

Философская антропология об отношении к науке
Другая важная проблема – о соотношении научных и ценностных элементов в философии и в философском познании человека – как правило, решается в современной буржуазной философии на двух полярно против

Биологический подход к человеку
Пытаясь преодолеть крайности позитивизма и экзистенциалистского иррационализма и субъективизма, представители философской антропологии развивают своеобразные концепции деятельного человека. Использ

Quot;Культурная" антропология
Преодолеть однобокое определение человека как существа только "открытого", независимого от среды пытается Г. Плеснер. Он понимает, что свободу человека, его способность к культурному твор

ФИЛОСОФИЯ ФРЕЙДИЗМА И НЕОФРЕЙДИЗМА
Одним из наиболее влиятельных и распространенных направлений антропологической философии является философия психоанализа. Психоанализ в его классической форме был основан 3. Фрейдом

Культура и личность
Обращаясь к исследованию социальной и культурной жизни общества, Фрейд отталкивается от созданной им модели личности. Поэтому принцип психологизации, используемый при рассмотрении природы человека,

Философия неофрейдизма
В качестве критиков теоретических постулатов Фрейда одним из первых выступил швейцарский психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961), вплоть до 1913 г. разделявший основные идеи св

А. Адлер о мотивационной личности
Как и Юнг, разошелся с Фрейдом по вопросу сексуальной обусловленности человеческого поведения другой критик классического психоанализа – Альфред Адлер (1870-1937). Он пересм

Quot;Культурный" психоанализ
Поворот в психоаналитическом движении от биологической обусловленности человеческого поведения к его социальной и культурной детерминации объясняется прежде всего тем бурным развитием антропологии

Философия бессознательного Э. Фромма
Проблема отношения личности и общества, взаимодей­ствия психологических и социальных факторов – центральная тема теоретических работ Эриха Фромма (р. 1900). В отлич

Особенности восточнославянской мифологии
Истоки древнерусской философии находятся в глубоком прошлом культуры восточных славян, живших на территории Восточной Европы во II-I тыс. до н.э. Эту культуру отличало господство языческого мировоз

Влияние христианства на древнерусскую философскую мысль
Однако развитие философского мышления стало по-настоящему возможным с приходом на Русь христианства. Оно стало проникать на территорию, населенную восточнославянскими племенами задолго до официальн

Сопоставление языческой и христианской идеологий
С философской точки зрения языческая и христианская идеология отличаются следующим. Языческое мировоззрение не выделяло человека из природы, оно было глубоко пантеистическим и, по своей сути, выраж

ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ
В XIII в. под ударами монгольских войск пала Киевская держава, чему предшествовало все большее обособление от нее отдельных княжеств. Нашествие свирепых, спаянных железной дисциплиной кочевников бы

Древнерусский панэтизм
Живой свидетель тех потрясений епископ Серапион Владимирский (ум. 1275) сравнивает нашествие иноплеменных с разрушительным землетрясением. "Ныне землею трясеть и колебл

Эволюция отечественного самосознания
Если отечественное самосознание домонгольского периода отличал исторический оптимизм, то после разгрома Руси и начала длительной изнурительной борьбы за выживание против "злогорького ига"

Протоимперская доктрина
К ее созданию причастны многие идеологи, основным же считают старца Филофея, монаха Елеазарова монастыря из-под Пскова, который в ряде посланий великим князьям Василию III,

Идеал Святой Руси
Если центральной концепцией политического мышления была доктрина "Москва – Третий Рим" в разнообразии ее вариантов – от великодержавного покровительства до повиннического мессианизма, то

Нестяжательство и иосифлянство
Глава русских исихастов стал вождем нестяжательскогонаправления, полемизировавшего с иосифлянским.Вассиан Патрикеев, Гурий Тишин, Артемий Троицкий

Смутное время
В истории России XVII век называется "бунташным". Начинается он со "Смутного времени" и разорения страны и заканчивается реформами Петра Великого. Тяжкие испытания &quo

Грекофилы и латинофилы
Противоборствующие тенденции в развитии российского общества связываются в XVII в. не только с противостоянием сторонников и противников церковных реформ, но также с полемикой грекофилов и латинофи

Славяно-греко-латинская академия
В XVII в. остро встал вопрос о создании современной системы образования. Возник ряд училищ, в том числе школа боярина Ртищева при Андреевском монастыре, куда были приглашены ученые киевские монахи.

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ СУДЬБЫ РОССИИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ ХIХ ВЕКА
Конец ХVIII – начало ХIХ вв. – это время, когда происходит становление русской философии как теории. С одной стороны, это был процесс активного освоения и развития западной философии, особенно неме

Социально-философская концепция западников
Философская концепция П.Я. Чаадаева (1794-1856) несомненно самостоятельна, хотя в ней чувствуется влияние немецкой классической философии, особенно Шеллинга. Одна из основны

Славянофильская концепция истории
В определенном смысле Чаадаева можно считать родоначальником того направления в русской идеологии, которое стало называться западничеством. Ему противостояло так называемое славянофильств

РОЛЬ В.С. СОЛОВЬЕВА В УТВЕРЖДЕНИИ ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В РОССИИ В ХIХ ВЕКЕ
Философия В.С. Соловьева (1853-1900) занимает особое место в истории русской философии и становлении национального философского самосознания. Это был первый русский философ,

Философская система
Действительно, одной из наиболее существенных особенностей философии Соловьева является ее тесная связь с религией. Собственно говоря, задача философии и задача религии, с его точки зрения, одна, в

Учение о государстве, человечестве и человеке
Учение о творческой эволюции Соловьева находит завершение в его теократической утопии. В основе учения о свободной теократии, которая должна наступить на земле, лежит убеждение Соловьева о том, что

Философия и религия в творчестве С.Л.Франка
С.Л. Франк (1877-1950). Его взгляды эволюционировали от марксизма к идеализму, к религиозно-философским концепциям, которые наиболее полно уложены в его работах: "Философи

Теодицея П.А. Флоренского
П.А. Флоренский (1872-1937) – писатель, богослов, философ. Его основная работа "Столп и утверждение истины" несомненно является памятником русской культуры. Сам он на

Религиозный "материализм" С.Н. Булгакова
Философия С.Н. Булгакова (1871-1944) являет собой сложность и противоречивость путей развития русской философской мысли, реализацию самых разнообразных возможностей, в том ч

РУССКАЯ ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ. Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ
Ф.М. Достоевский (1821-1881) – особое явление в развитии русского философского самосознания; он носитель наиболее характерных его черт в их единстве. Достоевский – философ, наи

Проблема человека в философии Ф.М. Достоевского
В ХIХ веке на первый план выходят идеи и идеалы универсального упорядочения Бытия, жизни общества, основанные на абсолютизации объективных закономерностей развития человеческой истории. Представлен

Проблема добра и зла
Нравственная позиция автора определяет те нравственные принципы, которые предлагаются в социальной теории. А тогда, когда они совсем не предлагаются, открывается путь господству безнравственности.

ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКИЕ ИДЕИ Л.Н.ТОЛСТОГО
Великий русский писатель Л.Н. Толстой (1828-1910) одним из главных вопросов человечества считал вопрос о смысле жизни. Драма человеческого бытия, с его точки зрения, состоит

Постановка вопроса о смысле жизни
Человек находится в разногласии, в разладе с самим собою. В нем как бы живут два человека – внутренний и внешний, из которых первый недоволен тем, что делает второй, а второй не делает того, что хо

Бог. Свобода. Добро
То бесконечное, бессмертное начало, в сопряжении с которым жизнь только и обретает смысл, называется богом. И ничего другого с достоверностью о боге знать нельзя. Разум может знать, что существует

Отношение Л. Толстого к христианским заповедям
Суть нравственного идеала и своеобразие его роли в жизни человека наиболее полно выражены в учении Иисуса Христа. Так считает Л.Толстой. При этом Христос не является для Толстого богом или сыном бо

Непротивление злу как основной закон любви
По мнению Толстого, центральной заповедью христианства является четвертая заповедь "Не противься злому", налагающая запрет на насилие. Осознание того, что в этих простых словах заключена

Непротивление как закон
Заповедь непротивления соединяет учение Христа в целое только в том случае, если понимать ее не как изречение, а как закон – правило, не знающее исключений и обязательное для исполнения. Допустить

ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ РУССКИХ СИМВОЛИСТОВ
Социально-политический кризис конца XIX-начала ХХ вв. породил великую эпоху русского культурного ренессанса. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и

Философская направленность символизма
Символизм – направление в европейском и русском искусстве, возникшее на рубеже ХХ столетия, сосредоточенное преимущественно на художественном выражении действительности посредством символов "в

Принципы символизма Д. Мережковского
Д. Мережковский (1866-1941) не обладал даром первооткрывателя-любомудра, способностью оригинального мыслителя (как близкий ему В.В. Розанов), он принимал уже сложившиеся концеп

Религиозно-философские идеи Д.Мережковского
В молодости Мережковский отдал дань позитивизму, увлекался работами Г. Спенсера и был сторонником гегелевской диалектики. Учение позитивистов – стремление поставить умственный мир человечества на т

Историософия Д. Мережковского
Мережковский ощущал себя эсхатологической личностью, а свое поколение – эсхатологическим поколением. Он был убежден, что от того, как современники его распорядятся свободой выбора, зависит метафизи

Идея духовного братства А. Белого
Самое значительное произведение А. Белого (1880-1934) – роман "Петербург". Всю жизнь, с ранней юности А. Белым владело одно грандиозное чувство – чувство

Вяч. Иванов об эстетических принципах символизма
Основные работы В. Иванова (1866-1949), имеющие философское значение, следующие: "По звездам", "Эллинская религия и страдающий бог", "Межи и борозды

Панэтизм А. Блока
А. Блок (1880-1921) считал, что в символизме господствует не эстетическое, а этическое начало. Поэтому его концепцию символизма с большим основанием можно было бы определить ка

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ Н.А. БЕРДЯЕВА
Из всей блестящей плеяды русских философов ХХ века, в творчестве которых наиболее полно выразилось русское национальное самосознание, Н.А. Бердяев является самым известным в мире. В отличи

Концепция человека
Будучи религиозным философом, он и христианство понимает прежде всего как выражение сущности человека, его самых глубинных помыслов и интересов. "Христианство есть персонализм... Персоналистич

Проблема свободы и творчества
Тесно связана с проблемой человека в философии Бердяева проблема свободы и творчества. Сам он в учении о свободе видит свой основной вклад в философскую мысль. Мир свободы, по Бердяеву, не подчинен

РУССКИЙ КОСМИЗМ
Идеи космизма как понимание причастности человека к космическому бытию, мысль о человеке как микрокосмосе, в миниатюре вместившем в себя все природные, космические стихии и энергии, проходят через

Проблема вечности человека в русской философии
Для первых представителей русского космизма человек – существо еще "промежуточное между Богом и земной жизнью" (В.С. Соловьев), находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но уже

Теория ноосферы в русском космизме
Одним из вариантов русского космизма стала и теория ноосферы. У ее истоков стоит великий русский ученый естествоиспытатель и философ В.И. Вернадский. Эта теория получила поддержку ученых с мировыми

БИБЛИОГРАФИЯ
1. Августин. Исповедь. – М., 1992. 2. Авенариус Р. О предмете психологии. – М., 1991. 3. Авенариус Р. Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры силы. Пролего

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги