рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Медитацияи обучение

Медитацияи обучение - раздел Философия, МЕДИТАЦИЯ-ПУТЬ К СЕБЕ Особенности Медитационных Состояний С Успехом Используются В Педагогике Для У...

Особенности медитационных состояний с успехом используются в педагогике для ускорения обучения, повышения его эффектив­ности. Уже давно психологи обнаружили, что расслабление мышц позволяет лучше вспомнить заученный ранее материал. Но если для успешного учения достаточно было бы расслабления, то от­личниками становились бы дремлющие на уроках лентяи. Необ­ходимо все то же сочетание мышечного расслабления с концент­рацией внимания, ведущее к изменениям в соотношении активно­сти полушарий мозга.

С использованием раджа-йоги, которую он тщательно изучал 20 лет, создал свой получивший известность во всем мире метод обучения иностранным языкам болгарский врач-психотерапевт Георгий Лозанов. Вот как описывают занятие под его руководст­вом американки Шейла Острандер и Линн Шёдер, изучающие прогрессивные методы обучения и приезжавшие в Болгарию заопытом: «Сначала учащиеся проделали упражнения для глубоко­го расслабления. После того, как мышечное напряжение было устранено, последовали йогические дыхательные упражнения для улучшения концентрации. Специально подобранная музыка спо­собствовала замедлению физических и мыслительных процессов, возникновению медитативного состояния сознания. Затем на фоне музыки зазвучали английские слова и их перевод. Они произноси­лись медленно и следовали одно за другим с одинаковыми вре­менными промежутками».

Суггестопедия (такое название получил метод Г. Лозанова) оказалась способной творить чудеса. Люди, доначала курса обу­чения не умевшие сказать «хау ду ю ду>, спустя несколько не­дель начинали непринужденно объясняться на хорошем англий­ском языке.

Студенты Университета штата Айова (США),занимавшиеся по методу Г. Лозанова, курс испанского языка,рассчитанный на год, успешно прошли за 10 дней, занимаясь почетыре часа в день. Не удивительно, что среди тех, кто добилсяс помощью ме­тода Г. Лозанова поразительных успехов, быломного людей из стран Дальнего Востока, где медитация являетсячастью культу­ры. В то же время в ряде стран попыткииспользовать суггесто­педию оказались неудачными.

В Канаде, например, стране с двумя — английским и француз­ским — государственными языками правительство ассигновало миллионы долларов, чтобы способствовать изучению французско­го языка в школах и университетах, где большинство учащихся англоязычны. Через несколько лет оказалось, что деньги выбро­шены на ветер: на экзаменах по французскому языку провалы приняли массовый характер, ученики жаловались, преподаватели были в отчаянии. Метод, казалось, был скомпрометирован.


Анализ показал, однако, что причина неудач кроется не в не­достатках суггестопедии, а, как пишет канадская последователь­ница Г. Лозанова доктор наук Джейн Банкрофт, в безличностном характере методов преподавания, порождаемых бюрократической системой. Мало было закупить совершенное техническое оборудо­вание, оснастить им лингафонные кабинеты и расширить штат преподавателей. При массовом использовании суггестопедии за бортом оказались такие требующие внимательного отношения и кропотливой работы ее элементы, как правильное ритмическое дыхание, вызывающая расслабление музыка и другие приемы, формирующие медитативное состояние. Преподаватели, видящие свою задачу в том, чтобы научить склонению существительных и спряжению глаголов, оказались не готовыми иметь дело с интуи­тивными ощущениями и необычными состояниями сознания.

То, что необычный метод появился в Болгарии, вряд ли мож­но считать случайностью. В течение столетий эта страна была центром различных духовных практик. В X в. здесь возникла идеология богомильства, приведшая затем к движению катаров, которых в Западной Европе называли славянами или булгарами. Учение катаров провозглашало аскетизм, безбрачие, отказ от на­сильственных действий, запрещение животной пищи. Испытав влияние гностицизма, религиознофилософского течения, впитавше­го в себя в числе прочих идей индийской философии, катары счи­тали излишними церковные здания и иконы. Отвергали они и священников как посредников между богом и людьми, считая, что человек должен стремиться к самостоятельному познанию истины путем приобщения к «космическому сознанию», что требовало, выражаясь современным языком, психофизической тренировки с использованием различных техник, державшихся в тайне от по­сторонних.

Таковы исторические корни того обстоятельства, что Болгария занимает одно из первых мест в мире по числу (на душу насе­ления) экстрасенсов: ясновидящих, целителей, предсказателей. В наше время наибольшую известность из них получила Ванга Ди­митрова, о сверхъестественных способностях которой многократ­но рассказывалось и в нашей прессе. Она находила пропавших без вести, помогала раскрывать преступления, ставила диагнозы, могла рассказать в деталях о прошлом незнакомого человека, предсказывала будущее.

Г. Лозанов изучал В. Димитрову и еще более 60 экстрасенсов, стараясь понять, как им удается получить доступ к информации, закрытой для большинства людей. Как они выводят эту информа­цию на уровень сознания? Благодаря чему устанавливают кон­такт с будущим?

Он пришел к выводу, что при осуществлении экстрасенсами своих необычных функций в их телах и умах происходят процес­сы, аналогичные тем, какие стимулируются упражнениями раджа-Рогц и ведут к расширению сознания. То есть упражнения раджа-


йоги направлены на достижение состояний, которые у экстрасен­сов возникают сами по себе. С учетом полученных данных Г. Ло-занов и разработал детали своего метода.

Будучи врачом, он стремился к тому, чтобы занятия по его системе были не только увлекательными и эффективными, но и благоприятно влияющими на здоровье. Здесь мы подошли к инте­ресной и важной особенности суггестопедии, связанной с предпо­лагаемым ею медитативным состоянием. Учение способствует здо­ровью? Мы с детства слышим наказ: грызи гранит науки! От одних этих слов начинают болеть зубы. Дело, впрочем, не только в воображении. Устрашающе увеличивается число заболеваний среди учащихся. Причину медики видят в стрессе, которому те подвергаются в борьбе за знания. Возникло даже такое понятие: дидактогения. Так называют неблагоприятные песледствия обуче­ния и воспитания — нарушения физического здоровья, психотрав­мы. Мы привыкли считать, что путь к вершинам знаний изнури­телен. Так может быть следует поискать другие пути?

Поиск ведется. Всех участвующих в нем объединяет целост­ный, так называемый холистический подход к человеку. Идея та­кова: вне зависимости от того, пытаетесь ли вы научиться гово­рить по французски, плавать кролем или же раздумываете о том, какое принять решение по трудному вопросу, в процесс оказыва­ются вовлечены ваши логический ум, интуиция и тело. Холистиче­ский подход направлен на то, чтобы три составляющие действо­вали в одном направлении, что позволит полностью использовать все существенные силы человека. И если такое удается, то начи­нают происходить удивительные вещи: девушка, увлеченная чте­нием стихов, вдруг замечает, что насморк прекратился, литератор во время пробежки неожиданно находит слова, которые часами тщетно искал сидя за письменным столом.

Один мой знакомый из Болгарии рассказывал, что на курсы английского языка, проводившегося по методу суггестопедии, он приходил после целого дня работы, усталый, иногда с головной болью. Но медитативные состояния, которые он там испытывал, оставляли после занятий замечательное чувство свежести. И остальные занимающиеся уходили с уроков не только существен­но пополнив запас слов и выражений, но и отдохнувшими, бод­рыми.

Медитация и ведение дневника

Процесс литературного творчества (по крайней мере на одном из этапов) также предполагает особое состояние автора, его об­ращенность внутрь себя. М. М. Пришвин так раскрыл свой ме­тод: «Всякие мои исследования начинаются от самого себя, я те­му свою, как пустую бадью, опускаю в свой колодец, и, если бадья пустая, бросаю эту тему как мертвую. А если из колодца приходит вода, то я спящий материал опрыскиваю этой живой водой, и тогда отчего-то забываю себя».


Существует выражение: «писать милостью божьей» или «при­рожденный писатель». С раннего детства мы все такие. К- И. Чу­ковский в «От двух до пяти» хорошо показывает, что дети обла­дают качеством, без которого невозможно быть настоящим писа­телем: способностью жить в особом мире новизны, а не рутины, восторга и восхищения, а не обязанности, настоящего, а не прош­лого или будущего. Им присущи черты, без которых трудно пред­ставить литературное творчество: раскованность, восприимчивость, интуиция, чувство красивого, открытость, способность сопережи­вания. Но сохранить, не говоря уже о том, чтобы развить способ­ности удается лишь немногим. Потери начинаются в школе, где процессу письма учат фрагментарно: чистописание, грамматика,, синтаксис. Механическое, логическое берет верх над образным, ду­шевным, личностным. Пропадает желание писать для того, чтобы рассказать о своих чувствах, открытиях, виденном, слышанном, испытанном и пережитом. О всем том, что составляет многогран­ный кристалл человека.

Оставим сейчас в стороне потери, какие несет культура. Но ведь ущерб терпит каждый, кто лишается даваемой письмом спо­собности к самовыражению, ограничивает свои творческие воз­можности в разных сферах жизни. Для обретения дара писать не­достаточно технических навыков и логических построений. Необ­ходимо еще культивировать воображение и интуицию, озаряющие эти построения.

Не каждый может создать литературное произведение. Но опи шите какое-нибудь событие, произведшее на вас впечатление, слу­чай, свидетелем которого стали, и вы совершите чудо: остановите бег времени. Возвращаясь к написанному вы заново станете обду­мывать, переживать происшедшее, а это уже своего рода медита­ция! Кстати, к подобной форме медитации часто прибегают дети,, раз за разом с интересом выслушивающие сказку, хотя давно уже хорошо знают, что в конце-концов добрый охотник распорет жи­вот злому волку и освободит Красную шапочку и бабушку.

Сделать жизнь более осознанной может помочь ведение днев­ника. При условии, что автор будет в нем совершенно откровенен.. Тогда не зря будет сделана под занавес дня запись, содержащая: размышления о главном в нем, о свершениях и поражениях, об'» уроках прошлого.

Ведение дневника не только расширяет сознание, но и улуч­шает самочувствие, а также, как на основании обширного собран­ного ими материала доказали американские исследователи Джеймс Пеннебейкер и Клаудиа Гувер, увеличивает сопротивляе­мость болезням, являясь своеобразной разрядкой, снимающей из­лишнее напряжение. 26


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

МЕДИТАЦИЯ-ПУТЬ К СЕБЕ

На сайте allrefs.net читайте: "МЕДИТАЦИЯ-ПУТЬ К СЕБЕ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Медитацияи обучение

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Медитация в повседневной жизни
Кроме специальных медитационных упражнений, относящихся к двум названным выше группам, важной и полезной формой ме­дитации является также медитация в повседневной жизни. На вопрос «Сколько

Три стадии процесса медитации
Как же происходит в ходе медитации уравновешивание актив­ности полушарий? Процесс медитации включает три стадии: — расслабление, — сосредоточение, — собственно медитацион

Медитация и психологическое благополучие
Иногда во время медитации возникают необыкновенно яркие зрительные образы, исключительно приятные переживания. Их описания занимающимися порождают опасения: не действует ли эта психотехника как нек

Медитация против наркомании, алкоголизма, курения
В США медитации обучают учащихся в некоторых школах. Не­давно было опубликовано сообщение об улучшении под влияни­ем медитации успеваемости и дисциплины в школе одного из эко- номи

Планирование занятий
Подобно любому упражнению медитация оказывается эффек­тивной лишь при том условии, что проводится регулярно. При за­нятиях от случая к случаю на успех рассчитывать не приходится. У

ПРОГРАММА 4
Концентрация на проблеме 1. На этом этапе каждый сеанс начинайте с упражнения пре­ дыдущей программы. Отведите ему примерно четыре минуты: сна­ чала сосредоточьте внимание на окруж

Медитация с концентрацией внимания на предмете
1. Эта форма медитации предполагает разглядывание какого- либо предмета без размышлений о нем в словах. 2. Начните с выбора небольшого предмета. Подберите что-ни­ будь, что вам нра

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, вы ознакомились с содержанием медитационных про­грамм и, надеюсь, приступили к последовательному их освоению. Самостоятельно приобрести навыки — не простое дело, особенно 50 есл

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги