Цицерон

У современного человека причиной стресса чаще всего является нереализованное побуждение к действию. При­рода устроила человека таким образом, что при любом нервном возбуждении тело непроизвольно готовится к борьбе или бегству. Современный человек обычно вы­нужден подавлять в себе склонность к таким реакциям. Но все это не проходит бесследно, особенно при дефи­ците двигательной активности. В таких условиях наше тело, а именно его мышечный каркас, накапливает стрес­сы. Естественно, такая кумуляция делает его еще более уязвимым для любого неблагоприятного воздействия.

Известный американский психотерапевт Вильям Райх выдвинул концепцию накопления стрессового напряже­ния в виде «мышечной брони» или очагов, сохраняю­щих хроническое повышение мышечного тонуса. Нали­чие таких очагов - свидетельство внутренней психоло­гической закомплексованности.

Чтобы было понятно, о чем идет речь, приведем на­глядный пример. Вот в переполненном городском авто­бусе едет робкий молодой человек. С одной стороны от


него стоит девушка, с другой - нечто среднее между человеком по происхождению и носорогом по воспита­нию и комплекции. Юноша изо всех сил пытается за­нять такое положение, чтобы не навалиться на незнако­мую девушку и не быть раздавленным тем, что напирает на него сзади. Но вот на одной из остановок автобус опустел... Заметьте, парню уже никто не мешает, но он в некоторой степени продолжает сохранять прежнее не­выгодное положение.

Люди могут годами носить на себе подобные мышеч­ные деформации, на их основе закрепляется хроничес­кий физический и психологический дискомфорт, что, несомненно, значительно изменяет качество жизни. Во многом препятствуют этому физическая активность и спорт. Но наиболее эффективен для этого психоинтегра­ционный процесс с вхождением в ИСС. «Мышечную броню» или, по терминологии С. Грофа, «стереотипные паттерны мышечных напряжений» необходимо прора­батывать одновременно и в психологическом, и в нервно-мышечном аспектах. Важнейшим условием проработки в ИСС этих паттернов является полное доверие мудрос­ти тела. На начальных этапах освоения ИСС при прора­ботке общего психотравмируюшего материала и перина­тального опыта происходит освобождение от психологи­ческих комплексов и связанной с ними «мышечной бро­ни» . Тело и психика как бы сбрасывают с себя давящий груз прошлого.

Во время сеансов погружения в ИСС вы ощутите, что тело испытывает потребность в движении. Не нужно себя удерживать. Чем больше раскованности, тем эф­фективнее катарсический процесс. При этом движения будут совершаться совершенно непроизвольно и незави­симо от сознания. Эти движения несут в себе необыч­ную или, вернее, непривычную легкость и поэтому чрез­вычайно приятны. Возникает ощущение отстраненности от собственного тела и мыслительной деятельности, а


вместе с этим приходит чувство освобожденности лич­ного «я». Оно становится лишь холодным сторонним наблюдателем. Наверное, именно эту часть личности можно назвать бессмертной душой, которой нипочем бремя вечности.

Во многих языческих верованиях считалось, что лич­ность человека образуется благодаря союзу двух духов­ных начал - светлого, легкого и темного - приземленно­го. Первое называли душа-имя или душа-птица, второе - душа-тень. После смерти человека душа-птица устрем­лялась к небу в обитель богов, душа-тень попадала в подземное царство духов, но это вовсе не значит, что она несла в себе злое начало. В подобных убеждениях есть зерно истины. По крайней мере, ощущения в ИСС очень близки к подобному описанию.

Погружения в ИСС дают возможность почувство­вать, что в нашей психике сосуществуют две разнород­ные части: одна - абстрактная, непривязанная; другая -прагматическая, крепче связанная с телом. Они состав­ляют истинную пару и отдельно существовать в земной жизни не могут. Для большей гармонизации этих двух составляющих психики связь между ними стоит время от времени обновлять.

Непроизвольные движения на первых сеансах могут быть очень интенсивными. Но в дальнейшем, с увеличе­нием степени интегрированности психики, они все более идут на убыль. Опытные дышащие могут оставаться не­подвижными в ходе всего погружения. Большая подвиж­ность препятствует глубокому погружению в ИСС, но, тем не менее, является необходимой частью интеграци­онного процесса. Иногда это достигает стадии своеоб­разного сомнамбулизма. Дышащие в состоянии глубо­кой погруженности в ИСС могут ходить, даже танце­вать, совершая сложноскоординированные движения, -все это также является частью интеграционного процес­са. Иногда эти действия не поддаются сознательному


контролю, и возможна амнезия на время погружения в ИСС. Это не очень хороший признак, свидетельствую­щий о серьезных проблемах взаимосвязи сознания и под­сознания. Но обычно дышащий чувствует, что «я» по собственной воле лишь на время отстранено от руковод­ства телом и при желании в любой момент может восста­новить контроль во всей полноте.

В процессе интеграции проработка проблем тела не всегда происходит в динамике. Иногда оно принимает необычные статичные позы, которые часто являются йоговскими асанами. И принимают их в ИСС даже те люди, которые до погружения не имели ни малейшего представления о такой практике. Йога включает в себя многие тысячи асан. Все они известны только ее созда­телю - богу Шиве. Действие многих асан очень специ­фично и полезно далеко не каждому. Йог, приобретая вместе с практикой опыт, отбирает наиболее нужные и полезные для себя асаны. Новичку в этом деле помогает гуру. При подборе учитывается множество факторов. Для лечения некоторых заболеваний используются особые асаны и их сочетания. Все это является результатом дли­тельных поисков и экспериментов. Но в ИСС телу от­крывается особая мудрость. Оно самостоятельно начи­нает принимать необходимые асаны и составлять из них комплексы, наиболее полно соответствующие потребно­стям организма.

Для более полной проработки стереотипных паттер­нов мышечных напряжений по правилам пользуются помощью инструктора или знающего помощника. Перед началом сеанса с дышащим специально оговариваются знаки немедленного прекращения процесса и отказа от посторонней помощи. Для того чтобы разбить стерео­типные паттерны мышечных напряжений, иногда требу­ется усиленное воздействие на них со стороны. Для это­го помощник оказывает усиленное давление на обнару­живающиеся во время сеанса места повышенной мышеч-


ной напряженности. Усиленный до максимума диском­форт заставляет организм позаботиться о снятии повы­шенного тонуса.

При переходе из второй перинатальной матрицы в третью инструктор вместе с помощником заставляет ды­шащего плотнее сжаться в позе зародыша, стараясь ока­зать на него как можно большее давление. Это в некото­рой степени воссоздает ощущения родового процесса, что побуждает дышащего перейти от матрицы жертвы к мат­рице борьбы. Такое воздействие направлено на то, что­бы избежать длительной фиксации на второй перина­тальной матрице, которая несет в себе наиболее тяже­лые эмоции.

При подготовке космонавтов к работе в условиях не­весомости было обнаружено удивительное влияние сен­сорной изоляции на психику человека. Для моделирова­ния условий невесомости будущих космонавтов помеща­ли в специальные изоляционные ванны, наполненные подсоленной водой с температурой человеческого тела. При этом человек также был изолирован от любых све­товых и звуковых раздражителей. Это делалось для того, чтобы подготовить психику человека к дезориентации и дисбалансу работы органов восприятия в условиях неве­сомости.

Состояние полной сенсорной изоляции очень необыч­но для нашей нервной системы. Возникает своеобраз­ный стресс - и сознание переходит к новому состоянию. Человек полностью перестает ощущать свое тело. Он воспринимает себя как невесомую и неосязаемую точку чистого сознания, висящую в пустоте. Без нагрузки по­ступающей извне информации работа мозга напоминает работу мотора на холостых оборотах. Незадействован­ные ресурсы психики становятся базой для появления удивительно реалистичных иллюзий, уводящих созна­ние в дебри миров ИСС. Эту находку очень скоро оце­нили практикующие психологи и психотерапевты. Ока-


залось, что эффективность гипервентиляционнных катар­сических технологий сильно возрастает при проведении процессов в изоляционных ваннах. Это позволяет ды­шащему намного легче входить и глубже проникать в миры ИСС.



Неумирающее «я»

Всякий, кто не верит в будущую жизнь,

мертв для этой. И. Гете


Видения ИСС чем-то напоминают сны, но в то же время несколько от них отличаются. Главное отличие состоит в силе ощущений, которые намного более реали­стичны, чем обычные сны. ИСС, достигаемые при помо­щи гипервентиляции, больше напоминают осознанные сновидения, и, возможно, в этом их главное достоин­ство. Но все же сходство в основном касается лишь силы ощущений, но не легкости управления и степени учас­тия. В этом отношении осознанные сны зачастую пре­восходят ИСС. Хотя со временем видения гипервенти­ляционных ИСС становятся более управляемыми - не­обходимо лишь приобрести соответствующий опыт.

После проработки психотравмирующего материала и перинатальных матриц диапазон возможностей чело­века в ИСС значительно расширяется, становятся дос­тупными различные трансперсональные переживания, то есть восприятие может быть отделено от телесных орга­нов чувств. За счет чего возможно такое отделение? Воз­можно, наше сознание располагает чем-то вроде внете­лесного тонкоматериального зонда. Диапазон возмож­ностей этого зонда в плане восприятия, перемещений в


пространстве и времени поистине грандиозен и ограни­чен только, как это не настораживающе звучит, преде­лами человеческого воображения. А может быть, наобо­рот, пределы нашего воображения ограничены возмож­ностями этого «зонда». Что же он из себя представляет? Какова его природа? Точные ответы на эти вопросы че­ловечество найдет, наверное, еще не скоро. Хотя многие религиозные и эзотерические учения выдвигают различ­ные концепции и претендуют на истинность своих взгля­дов. Но все известные религиозно-мистические учения, приобретая основательность и традиционность, по мере усложнения своих концепций отрывались от практики.

Опыт всегда вносит коррективы в любые теорети­ческие построения. А провозглашая их окончательную истинность, последователи таких учений по сути не мог­ли их изменять. Но все же нельзя не согласиться с тем, что в уже существующей системе знаний, имеющих про­исхождение из различных источников, можно найти мно­жество точек соприкосновения. По широко распростра­ненным представлениям, тело человека содержит в себе энерго-информационный двойник. Иногда его называют телом воплощения, предполагая, что он переселяется из одного тела в другое при реинкарнационных перевопло­щениях.

В последнее время в литературе к нему чаще всего применяют термин «тело сновидения». Этот термин дей­ствительно очень удачен. Как в реальном мире действу­ющим началом является физическое тело, так тело сно­видения, или энерго-информационный двойник, являет­ся действующим началом в сновидческих мирах. Имен­но там оно совершенствуется и развивается. Состояние смерти и состояние сна различаются для «тела сновиде­ния» лишь в степени связи с физическим телом. В состо­янии сна двойник отделяется от тела, но не полностью. Между ними сохраняется связь - призрачный шнур, выходящий из шишковидной железы, или эпифиза. Когда


человек умирает, этот шнур разрывается. У живого че­ловека шнур связывает оба тела, независимо от того, сколько пространства и времени отделяет их друг от друга.

Если читателю трудно понять или принять это зна­ние, то это вовсе не обязательно. Ничто нельзя воспри­нимать на веру. Наверняка возможны и другие интер­претации в описании двойника. Но, по-видимому, дан­ное описание, судя по широте его распространенности, уже глубоко укоренилось.

Все, что мы можем себе представить или воспринять, - иллюзия. Иллюзии, накладываясь и пересекаясь друг с другом, порождают более сложные образования, одно из которых, как считается в буддизме, индуизме и неко­торых других религиозно-мистических учениях, челове­чество принимает за всеобщую реальность. Иллюзии могут взаимодействовать друг с другом в бесконечном количестве разнообразных сочетаний.

По мнению одного из выдающихся философов со­временности М. Мамардашвили, то, что мы называем сознанием, производит эти сочетания, стараясь выделить более стабильные образы в хаосе воспринимаемых ил­люзий.

В буддизме и индуизме считается, что иллюзии по­рождают божества и духи, например индуистский бог Мара или Мастер снов. Существа, разделяющие одну и ту же реальность, имеют сходные привычки и методы восприятия иллюзорного.

Я надеюсь, что любой из читателей при желании име­ет возможность проверить справедливость практических рекомендаций, предлагаемых в этой книге.



Тайны запредельного

Две вещи наполняют душу всегда новым

и более сильным удивлением и благоговением.

чем чаще и продолжительнее

мы размышляем о них. —

это звездное небо надо мной

и моральный закон во мне.

И. Кант


Первоначальный опыт вхождения в ИСС подобен хаосу обычных неуправляемых снов. Энерго-информа­ционный двойник (если для кого-то это более приемле­мо, то можно сказать мнимое тело в пространстве иллю­зорных миров подсознания) в планах иных реальностей подобен младенцу, который не имеет ни опыта, ни сил.

Во всех мистических практиках развитие двойника является первоочередной задачей. Без этого получение каких-либо реальных прагматических результатов от погружения в ИСС имеет место лишь на стадии началь­ной интеграции или носит случайный характер. Чело­век, развивший тело сновидения, сохраняет неразрыв­ность сознания и цельность воли во всех ИСС, в том числе и во сне и, как утверждают реинкарнационные концепции, даже после смерти и в других воплощениях. В Тибете существует обширная литература с руковод­ствами и рекомендациями, касающимися вопросов от­брасывания и принятия человеческого тела, описаниями предродового состояния, во время которого сознание затмевается и направляется на рост эмбриона.

Таким образом, люди, имеющие медитативный опыт и опыт ©сознанного управления сновидениями, входя в


ИСС при помощи гипервентиляции, уже будут иметь начальные навыки управления собой в этих состояниях. Со временем, в результате длительной практики, опыт­ные дышащие приобретают способность произвольно входить в желаемые ИСС даже без помощи интенсивно­го дыхания. Вместе с этим человек получает возмож­ность преднамеренно использовать те феноменальные способности, которые приобретают тело и психика в ИСС. Вхождение в ИСС практически всегда осуществля­ется через характерную промежуточную стадию. Обыч­но она начинается с исчезновения ощущения тела. Отме­чаются слуховые феномены. Внешние звуки перекрыва­ются слегка звенящей или гудящей пеленой, а через не­которое время может даже наступить безмолвие. Возни­кают очень интересные зрительные ощущения. Взгляд как бы обращается вовнутрь, обнаруживая там беско­нечность. Она может быть интенсивно окрашена в ка­кой-либо цвет, иногда до невозможности яркий. На этом фоне могут возникать меняющиеся световые пятна. Иног­да возникает видение звездного неба, которое может двигаться и изменяться с очень большой скоростью. Из этого состояния может осуществляться непосредствен­ный переход в состояние расширенного сознания. Перед вхождением в ССС могут отмечаться еще некоторые из­менения. В центре поля зрения возникает либо шар, либо овал - вход в туннель (более темное образование на свет­лом фоне). Часто это фиолетовое или темно-синее обра­зование в красном окружении. В начале своего форми­рования туннель может иметь различные размеры. Если в этот момент открыть глаза, то его можно увидеть на­ложенным на реальную картину восприятия. Обычно это пятнышко размером от горошины до куриного яйца, висящее в нескольких сантиметрах от глаз. При даль­нейшем углублении в ССС периферическое зрение зату­манивается, а в центральной области, наоборот, приоб­ретает удивительную четкость и контрастность. Следует


заметить, что начало формирования туннеля не всегда удается отследить, он может появляться внезапно в за­вершенном виде. Кроме того, он может образовываться двояко: либо, как уже было сказано, развиваясь из пят­на в центре поля зрения, либо через сужение перифери­ческого зрения. При закрытых глазах размеры туннеля оценить очень трудно. Он может меняться и становиться равным размерам тела, располагаясь на расстоянии вы­тянутой руки. Прикосновение к границе этого образова­ния напоминает ощущение, когда по коже проводят на­электризованным предметом.

Туннель имеет притягательную силу, в него хочется проникнуть. Кажется, что там есть то, что интересует нас в жизни больше всего, хотя объяснить это даже са­мому себе невозможно - это интуитивное знание. Не нужно пытаться физически сделать шаг в него, чтобы войти туда достаточно об этом подумать. Туннель ка­жется вполне реальным образованием. Он с легкостью поворачивается вслед за головой. Стенки, кажется, при­обретают собственную тактильную чувствительность, которая тем больше, чем меньше размеры. Так что с его помощью можно ощупывать удаленные предметы, не отмечая тонкостей, но лишь ощущая факт наличия и получая представление об их размерах даже с закрыты­ми глазами.

У бурят принимающий свои обязанности молодой шаман должен на глазах всего селения пройти ряд испы­таний, в одном из которых ему нужно, не задевая, обхо­дить с завязанными глазами препятствия, стоящие на его пути. По описаниям антропологов шаманы говорят, что пользуются при этом туннельным зрением, которое позволяет им видеть несмотря на закрытые глаза.

Входя в туннель, человек испытывает чувство поле­та, падения, иногда вращения. Это ощущение может длиться очень долго. После чего начинаются видения, которые разворачиваются или в пределах туннеля, или

 


выходят за его границы. В ССС любое действие, проис­ходящее вовне, имеет внутренний резонанс, порождая особого рода тактильные ощущения в районе пупка или солнечного сплетения, или же в какой-то неопределен­ной области, воспринимаемой как внутреннее простран­ство самого наблюдателя.

В туннеле перед взором дышащего, как кинолента, в невероятно быстром, но хорошо воспринимаемом тем­пе может пронестись вся его прошлая жизнь. При этом факт просмотра через туннель создает эффект неприча­стности, отстраненности, и волнующие ранее события вос­принимаются не так эмоционально, более взвешенно. И новое отношение ко всему прожитому может сохранить­ся на всю жизнь. Такой просмотр действительно очень сильно может изменить поведение человека. Жизнь как бы приобретает новую ценность. Разнородные события становятся более равнозначными. Человек приобретает практическое знание и глубоко укоренившееся ощуще­ние того, что можно получать истинное наслаждение от любого мгновения жизни.

Почему так происходит? Уже упоминалось, что пос­ле клинической смерти к человеку приходит видение туннеля, в котором также просматривается все прожи­тое. То есть, возможно, туннель является символом по­рога жизни, и уже сам по себе факт пребывания и виде­ния этого порога подталкивает сознание человека к пе­реоценке жизненных взглядов и ценностей.

Такой пересмотр может осуществляться не единож­ды. Он не всегда полный. С каждым разом видение про­шлого становится все приятнее. Оно может осуществ­ляться даже после проработки перинатального опыта. Наконец, в определенный момент, возможно, только тогда, когда дышащий готов к этому, происходит очень важное событие - встреча с сущностью, воспринимае­мой как Бог. Такая встреча осуществляется независимо от того, каких убеждений придерживается дышащий в


НСС. Здесь, во власти подсознания и интуиции, нет ате­истов. Общение с этой сущностью может быть бессло­весным и с помощью речи, но в любом случае наша ин­туиция становится руслом для поступления информации, которую в нормальном состоянии обычными средствами общения выразить невозможно.

В этом видении дышащий воспринимает существо из чистого света, иногда оно может раздваиваться. Та­кое раздвоение божественной сущности описывал также Дж. Лили, проводивший ЛСД-сеансы с использованием изоляционной ванны.

Свет излучает доброту и всеохватывающее понима­ние. Само по себе его созерцание вызывает состояние блаженства. Некоторые говорят о возникающем жела­нии к беззаветному поклонению и покаянию перед ним. Возможно, такие чувства вызываются естественной на­клонностью человека к религиозности. Вероятно, этот свет всего лишь идея, воплощение стремления к абст­рактному совершенству, абсолюту. И поэтому каждый получает всеохватывающее удовлетворение и одухотво­ренность. Возникая на определенном этапе, это видение возобновляется потом не часто.

Совершенно непонятно, почему и, очень жаль, что так мало верующих знакомо и пользуются методами вхождения в ИСС. Встреча с объектом веры могла бы изменить и наполнить жизнь.

При общении со светом лучше все же не забывать о возможности словесного общения с ним. После выхода из ИСС ощущение непосредственного понимания приту­пится, а слова запоминаются хорошо, оставаясь как бы зарубками на память и облегчая вспоминание этого со­бытия. Для меня слова, сказанные этой сущностью, на всю жизнь останутся самым грандиозным откровением.

После просмотра жизни я сожалел об упущенном времени и безвозвратно ушедшем детстве. Свет понял мое состояние, и я услышал: «Прошедшего времени нет.


Время вечно!» И это были не просто слова. Мне как бы была внушена очень емкая идея о том, что сознание мо­жет свободно перемещаться во времени. И сама жизнь является всего лишь таким перемещением. Будущее, прошлое, настоящее всегда сосуществуют. Действитель­но, если поразмыслить, для Бога как для всемогущего существа не может существовать ничего недостижимого и в том числе безвозвратно ушедшего прошлого. Явля­ясь порождением и частью Бога, люди приобщаются к его возможностям.

В ИСС все это было для меня настоящим открове­нием, в которое я беззаветно уверовал. Вернувшись в нормальное состояние, в силу моей склонности к скеп­тицизму, ко мне сразу же пришли сомнения по этому поводу. Но, тем не менее, это не уменьшило восхищен­ность от пережитого события.

В ходе такого общения возможно даже слияние с этой сущностью. Создается впечатление слияния своего сознания со сверхсознанием Бога. Такое состояние, не­сомненно, относится к РСС. При таком слиянии воз­можны разноплановые события - от наблюдения тонких биологических процессов на молекулярном, информа­ционно-энергетическом уровнях до рождения и гибели вселенных.

Одна дышащая говорила, что во время сеанса она пережила необычные роды. Ей казалось, что из ее мат­ки выходят планета за планетой, вся Солнечная систе­ма, к которой она питала поистине материнские чувства. Часто дышащие после переживаний в РСС говорят: «А ведь Земля-то, оказывается, такая маленькая!»



^ Опыт ИСС

Познаем самих себя:

пусть при этом мы не постигнем истины.

зато наведем порядок в собственной жизни,

а это для нас самое насущное дело.